Ошибка в протоколе электронного аукциона

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Грубые ошибки поставщиков-победителей на этапе заключения контракта, которые обернулись штрафами и даже включением в РНП

Автор ПОЛИНА ДВЕНАДЦАТОВА

44 фз образец

Простая удачная схема: участник предлагает наименьшую цену на электронном аукционе, побеждает и думает лишь о том, как сэкономить на исполнении и побольше заработать.

Победитель не учитывает, что в Законе № 44-ФЗ существует масса процедурных правил, нарушив которые, он останетcя без контракта, еще не успев его подписать. В такие ловушки могут попаcть и опытные поставщики, но особенно обидно будет новичкам, у которых первая победа в тендере обернется включением в РНП.

Изучите примеры из практики и выучите главные правила, чтобы не повторять эти ошибки.

Если вас признали победителем в ходе сложной и регламентированной процедуры определения поставщика, есть еще много вариантов, когда вас признают и уклонившимся от заключения контракта, хотя вы уже и начинаете подсчитывать будущую прибыль. А когда вас официально признают уклонистом — включат в РНП на два года, а в особо неприятных случаях заказчик дополнительно взыщет убытки или назначат дополнительный штраф (определение ВС № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017).

Нужно вспомнить всего два правила, чтобы успешно подписать контракт:
1) соблюсти сроки направления подписанных электронных документов: проекта контракта и протокола разногласий;
2) своевременно предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта, соблюдая антидемпинговые требования.

Однако на практике даже добросовестные поставщики, соблюдающие оба правила, могут попасть в нестандартные ситуации. И даже если антимонопольная служба установит отсутствие в их поведении признаков преднамеренного уклонения, подписание контракта не удастся спасти.
Далее рассмотрим главные ошибки победителей, которые не только не позволили им подписать контракт, но и привели поставщиков в РНП.

Ошибка 1. Рассчитывать подправить условия по ходу дела — уже после подписания контракта

Главное правило: изменять существенные условия контракта после подведения итогов конкурентной процедуры нельзя. Поэтому внимательно читайте проект контракта и в случае противоречий направляйте запросы на разъяснение документации и согласовывайте изменения на этапе подачи заявок. Еще раз повторяем: на этапе подачи заявок.

Поставщик заблуждается, если рассчитывает согласовать с заказчиком изменение существенных условий контракта на этапе подписания документа. Например договориться о замене материалов, скорректировать сроки и объемы работ — все это сделать не получится. Победитель электронной процедуры вправе указать в протоколе разногласий исключительно положения контракта, не соответствующие изначальной документации и (или) извещению о закупке и своей заявке (ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). Поэтому для внесения любых уточнений в техническое задание необходимо пользоваться механизмом запросов на разъяснения документации во время подачи заявок. Это позволит избежать победителю признания его уклонившимся и станет весомым аргументом в пользу поставщика в случае перенесения спора в антимонопольную службу.

Пример

Поставщика включили в РНП, так и не заключив контракт. При размещении извещения на оказание услуг по техническому обслуживанию систем контроля и управления доступом заказчик некорректно подал информацию. Можно было двояко понять, как именно давать ценовое предложение — стоимость работ в расчете на месяц или на весь срок контракта. В результате победителем было подано ценовое предложение в размере ежемесячного технического обслуживания. Исполнитель не заметил, что в пункте проекта контракта суммарная стоимость работ определяется с отсылкой к приложению, в котором условной единицей цены контракта обозначена стоимость ежемесячного технического обслуживания. Только потом выяснилось, что цена контракта должна составлять суммарную стоимость технического обслуживания за весь период действия контракта, то есть за 10 месяцев (решение Ульяновского УФАС от 20.03.2020 по делу № РНП-73-36).

Смотрите, как развивались события в еще трех похожих обстоятельствах. Аналогично в деле Ярославского УФАС от 28.02.2020 № 5–03/31П-20(76–29) победитель при расчете рентабельности выполнения заказа на изготовление гимнастических скамеек ошибочно определил стоимость материала, из которого нужно было выполнить требуемый к поставке товар, а именно: перепутал натуральный цельноламельный массив сосны, заявленный заказчиком, с материалом «дерево сосна 6 метров». Впервые принимая участие в государственной закупке, предприниматель сразу попал в РНП.

В деле Татарстанского УФАС от 29.10.2019 № 04–04/16197 победитель посчитал ремонт дорог «экономически невыгодным» для себя, так как заказчик дополнил смету работами без изменения начальной цены. При этом участник не воспользовался правом на запрос и не отозвал заявку. Подобный подход был наказан не только включением в РНП, но и возбуждением административного производства о наложении штрафа в размере 50 тыс. руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.

Другой участник не смог добиться отмены решения ФАС о включении его в РНП, поскольку в протоколе разногласий по закупке программного обеспечения он просил исключить из контракта возможность установки программы на компьютеры с 32-битными процессорами. Сведения об участнике остались в реестре (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2019 по делу № А40-282322/ 18-146-2355).

Ошибка 2. Думать, что протокол разногласий всегда даст вам отсрочку на заключение контракта

Главное правило: не направляйте заказчику протокол разногласий с формальными замечаниями к условиям контракта.

Каждый участник конкурентной процедуры должен знать, что контрольные органы и суды встают на сторону заказчика, когда победители намеренно затягивают подписание контракта путем направления протокола разногласий по формальным причинам. Если такое затягивание сопровождается непредставлением обеспечения исполнения контракта — это прямой путь в РНП.

Пример

В деле № А40-220502/18 победитель закупки, не успевая получить банковскую гарантию, чтобы обеспечить исполнение контракта, направил заказчику протокол разногласий с формальным требованием исправить в тексте контракта орфографию и пунктуацию. Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта. Участник попытался оспорить это решение, но УФАС и суд встали на сторону заказчика и установили, что победитель не мог подписать контракт вовремя, поскольку не получил банковскую гарантию, а протокол разногласий составил, чтобы затянуть время подписания. Сведения об участнике остались в РНП (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 по делу № А40-220502/18.

Аналогично воспользовался формальным протоколом разногласий в целях продления сроков получения банковской гарантии победитель в деле Хабаровского УФАС от 05.02.2020 № 7–3/45.

В деле Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2019 № А53-25881/2018, где суд поддержал заказчика и антимонопольную службу, победитель в протоколе разногласий настаивал на изменении почтового адреса.

Были включены в РНП участники, которые в протоколе разногласий, указали на необходимость доработки проекта контракта относительно контактной информации в деле Ярославского УФАС от 05.03.2020 № 05–03/34П-20(76–32) и преамбулы контракта в деле Бурятского УФАС от 22.01.2020 № 003/06/104–16/2020. При этом обеспечение исполнения контракта так и не было направлено заказчику.

Ошибка 3. Рассчитывать, что технический сбой на площадке (даже реальный) — основание не подписывать контракт

Главное правило: ссылки участников закупок на технические сбои при предоставлении обеспечения исполнения контракта не являются оправданием уклонения от заключения контракта. Суды во многих регионах не признают такой аргумент.

В ряде дел контролирующие органы и суды указывают, что аргументы победителей о технических сбоях в момент направления платежного поручения или банковской гарантии подлежат отклонению. При должной степени заботливости и осмотрительности у победителя торгов имеется возможность проверить соответствие обеспечения исполнения контракта требованиям Закона № 44-ФЗ. Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности (определение ВС от 26.09.2016 по делу № 303-ЭС16-6907, решения Челябинского УФАС от 23.04.2020 № 074/06/104–833/2020 по делу № РНП-74-170/2020 и от 24.05.2019 № 074/06/104–731/2019).

Пример

Так, в деле Ульяновского УФАС от 21.01.2020 № РНП-73-13 участник заявил, что не смог подписать контракт, так как в арендуемом им помещении произошел прорыв системы отопления, в результате которого была повреждена вся оргтехника общества, в том числе ноутбук, на котором установлено программное обеспечение, необходимое для подписания контракта. Однако, как установила комиссия контрольного органа, факт прорыва системы центрального отопления не был зафиксирован ни в дежурно-диспетчерской службе администрации, ни в ресурсоснабжающей организации. При отсутствии подтверждения факта прорыва в системе центрального отопления комиссией не были приняты во внимание договор на ремонт оргтехники и иные документы.

Вкратце приводим аналогичную практику других регионов. Еще один победитель пытался оправдать неподписание контракта тем, что в назначенный день в компании отсутствовала связь из-за ненадлежащего оказанием услуг связи оператором, с которым обществом был заключен договор. Контролеры указали, что заключение договора на оказание услуг является следствием прямого волеизъявления самого участника закупки и не может считаться непредвиденным (решении Хабаровского УФАС от 06.03.2020 № 7–1/56).

В другом деле контракт не был подписан в связи с неисправностью компьютера, на котором установлена электронно-цифровая подпись, используемая для подписания контракта. Комиссия не стала включать предпринимателя в РНП, но привлекла его к административной ответственности по части 2 статьи 7.32 КоАП (решение Татарстанского УФАС от 24.01.2020 № 04–08/800).

Окончательная точка в отклонении аргументов поставщика о внешних технических сбоях при предоставлении обеспечения и подписании контракта поставил Верховный суд сразу в двух своих определениях. В первом деле суд не признал достаточным основанием для отмены решения ФАС выход из строя электронного ключа подписи при подписании контракта, а во втором деле — блокировку расчетного счета заявителя ввиду внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений (определение ВС от 21.10.2019 № 305-ЭС19-18719 по делу № А40-268787/2018от 27.01.2020 № 305-ЭС19-26107 по делу № А40-299286/2018).

Ошибка 4. Рассчитывать, что банк всегда выручит, раз вы оформили банковскую гарантию

Главное правило:нельзя рассчитывать только на банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Вы всегда должны иметь запасные денежные средства.

Напомним, что представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ, является не только основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта, но и основанием для признания контракта ничтожным (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС 28.06.2017).

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, является отсутствие информации о ней в реестрах банковских гарантий, несоответствие документации о закупке или условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.

Загвоздка с банковской гарантией в том, что, даже если победитель направит ее заказчику с просьбой проверить содержание документа, в обязанности заказчика не входит согласование проекта банковской гарантии до подписания контракта со стороны победителя. Указанная переписка не будет принята во внимание контролером при возникновении спора (решение Камчатского УФАС России от 11.11.2019 по делу № 041/06/34–397/2019).

Напротив, прежде чем представить гарантию заказчику у добросовестного победителя, всегда имеется возможность перепроверить ее достоверность и корректность, а также заменить ее с учетом требований, содержащихся в документации о закупке. В том числе существует возможность получения банковской гарантии в ином банке.

6 мая 2020 года ЕИС было анонсировано, что благодаря новым функциональным возможностям участники закупок смогут в онлайн-режиме отслеживать включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах, проверять наличие в реестре гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств.

Тем не менее, учитывая средний срок оформления банковской гарантии (1–2 недели), а также сжатые сроки заключения контракта, участнику всегда необходимо иметь резервные средства для перевода обеспечения исполнения контракта в случае непредвиденных обстоятельств.

Примеры

Два небольших примера. В первом победитель прикрепил нечитаемый файл с гарантией. А в реестре банковских гарантий ни заказчик, ни контрольный орган такую гарантию не обнаружили. Поставщика признали уклонистом (решение Новгородского УФАС от 15.01.2019 № РНП-53-86).

Во втором случае индивидуальным предпринимателем не был подписан проект контракта по причине смены агента по выдаче банковских гарантий для обеспечения исполнения контракта. В обоих случаях победители были включены в РНП, потеряв не только контракты, явившиеся предметом спора, но и другие государственные заказы, по которым они являлись победителями (решение Липецкого УФАС от 24.06.2019 № РНП-48-86с/19).

Важнейший прецедент был создан определением ВС от 11.03.2020 № 306-ЭС20-860 по делу № А65-2780/2019. Изначально региональный контролер из Татарстана не включил победителя в РНП, так как считал, что сам по себе отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие денежных средств для внесения в качестве обеспечения исполнения — смягчающие обстоятельства и могут служить оправданием для невключения поставщиков в РНП. Примечательно, что и другие региональные контролеры считали, что активное обращение в банки, направление обращения заказчику свидетельствовали об отсутствии намерений в уклонении от заключения контракта (решение Алтайского республиканского УФАС от 19.09.2019 по делу № РНП04-166/19). Но Верховный суд считает совсем иначе. Поэтому всем поставщикам теперь следует учитывать позицию Верховного суда о том, что отказ банков в выдаче гарантий не является благосклонным основанием для поставщика избежать РНП.

Содержание

1. Изменение документации электронного аукциона по 44 ФЗ
2. Внесение изменений в документацию электронного аукциона
3. Нарушения в документации об электронном аукционе
4. Видео-инструкция закупочная документация для электронных аукционов и тендеров

1. Изменение документации электронного аукциона по 44 ФЗ

При некоторых случаях требуется вносить изменения в аукционную документацию. Но существует ряд случаев, при которых возможно осуществлять данные изменения, они представлены ниже:

  • Первым будет являться решение со стороны заказчика;
  • Когда это требуется предписанием, которое было выдано контролирующим органом;
  • Если это требуется на основании запроса на разъяснение документации к аукциону, которое было подано участником.

Необходимо принять во внимание, что запрещается вносить изменения в положения аукционной документации, так как они относятся к наименованию объекта закупки и общего размера обеспечения заявки, то есть его увеличения.

Можно осуществлять изменение документации к аукциону, которую подает участник запроса. Данное действие можно осуществлять, если в документации имеются требования или же другие положения, которые могут быть поняты двояко.

При этом заказчик не должен не обращать внимание на запрос участника, но и не стоит отвечать на него формально.

Первым дело необходимо будет обосновать формулировки и остальные положения документации или же изменить ее. Если он все-таки этого не сделает, то участник имеет возможность подать жалобу в контролирующий орган. После этого потребуется вносить правки в документацию в соответствии с предписанием ФАС. Наш «Центр Поддержки Предпринимательства» предоставляет помощь в подготовке и подаче жалобы в ФАС по 44 и 223 ФЗ.

В обязанности заказчика входит изменение документации не позднее срока, составляющего 2 дня до того, как произойдет завершения приема заявки.

После того, как изменения будут внесены, то после этого происходит осуществление действий по размещению в ЕИС данных изменений. Как только все изменения будут внесены, тогда у заказчика будет иметься 1 день, чтобы осуществить размещение данных изменений на ЕИС.

В соответствии с этим потребуется увеличить время по принятию заявок, чтобы у участника имелось возможность решить для себя будет ли он принимать участие:

  • если цена контракта будет составлять размер до 3 млн руб, то в этом случае потребуется 7 дней;
  • если цена контракта будет более 3 млн руб, то потребуется 15 дне

 

Хотите участвовать в электронных аукционах и побежать в них?

        У нас в штате работают квалифицированные специалисты и мы готовы оказать для вас комплексное тендерное сопровождение на всех этапах!

Обратиться за бесплатной помощью

2. Внесение изменений в документацию электронного аукциона

Необходимо будет подготовить приказ об изменении аукционной документации. На уровне законодательства не устанавливается единых требований к данной процедуре, значит это можно будет сделать на свое усмотрение. Но все же существуют условия, которые нужно будет указать в приказе:

  • в нем необходимо будет отметить пункты, которые будут подлежать изменению;
  • потребуется отметить новые сроки для приема заявок;
  • необходимо указать сведения о должностном лице.

Сам приказ должен быть подписан руководителем заказчика. Следующим действием будет являться действие по изменению положений документации, для этого необходимо будет изложить пункты, которые будут требовать правок в новой редакции.

Когда это действие будет выполнено, тогда необходимо будет опубликовать данный документ на ЭТП и на сайте ЕИС. Мы помогаем в прохождении аккредитации на электронных площадках для возможности принять участие в электронных процедурах.

Законом не предполагается внесения изменений в количество и объем вносимых изменений в документацию. Из этого следует, что менять не один раз, а несколько. Но стоит при этом соблюдать регламент сроков и в данном случае не должны возникнуть проблемы с ФАС.  

В обязанности участника электронного аукциона могут входить действия по отзыву своего предложения, а затем подать его еще раз до срока окончания подач заявок. Данное право сохраняется за участником и когда происходит внесение изменений в заявку. При этом, если будет происходить отзыв заявки, то в этом случае потребуется наличие разблокировки ее обеспечения на ЭТП.

На основании этого был выработан особый порядок:

  • Когда участник подал заявку, тогда ЭТП блокирует ее обеспечение;
  • Заказчик может вносить правки в документацию, затем он продлевает срок подачи заявок;
  • Затем участник знакомится с новой редакцией и происходит отзыв заявки;
  • Далее происходит разблокировка средств ЭТП, которые были заморожены в виде обеспечения;
  • Когда участник внес коррективы в заявку, он подает ее еще раз4
  • И наконец, происходит блокировка средств ЭТП, которые были внесены в качестве обеспечения.

3. Нарушения в документации об электронном аукционе

Когда в документации обнаруживается наличие ошибок, затем ФАС вносит предписание об их исправлении. Когда дело касается заявок на участие в запросе котировок, то потребуется уделить внимание тому, что обязана быть положительная цена.

В случаях когда необходимо прописать название страны происхождения товара, то в этом случае потребуется написать полное наименование государства, к примеру, “Россия” или “Российская Федерация”. Все дело в том, что название страны обязано носить соответствие классификатору стран мира.

В большинстве случаев у крупных организаций производственные площадки расположены в разных странах и при этом происходит затруднение с указанием необходимой страны происхождения товара. Ведь непонятно с какого завода будет осуществляться доставка необходимой партии. При возникновении данной ситуации было разработано единое правило, потребуется для одного товара отмечать одну страну.

Не стоит предлагать при закупке товара, который имеет отличия по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже при условии того, что товар обладает наиболее высокими характеристиками.

При осуществлении электронного аукциона не происходит ограничения в протоколах разногласий. Но на законодательном уровне происходит ограничение срока разрешения, он приходится на 13 дней. При этом за разъяснением будет иметься возможность обращаться 3 раза. Все замечания, содержащиеся в протоколах разногласий обязаны быть направлены на контракты, на основании которых имеются разногласия.

Если заказчик допускает ошибки в аукционной документации, то благодаря протоколу разногласий он будет иметь возможность их исправить.

4. Видео-инструкция закупочная документация для электронных аукционов и тендеров

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Содержание

  • Когда составляется протокол разногласий
  • Что можно и что нельзя менять
  • В каком виде составляется протокол разногласий
  • Если заказчик против…

Закон № 44-ФЗ довольно жестко регламентирует все, что касается госконтракта. Участник не может сам поменять какие-либо из его условий или исправить ошибки. Для этого в рамках процедуры электронного аукциона существует специальный документ — протокол разногласий. Что можно в него включить? В какие сроки он составляется и по каким правилам? Об этом читайте в сегодняшней статье.

Когда составляется протокол разногласий

Уже из названия понятно, что обсуждаемый документ составляется при наличии разногласий. Имеются в виду разногласия по контракту, который заказчик представляет победителю электронного аукциона. Текст контракта должен быть идентичным его проекту, которой содержится в закупочной документации. Также в нем должна быть отражена информация о победителе аукциона, которую тот указал своей заявке. Цена контракта должна соответствовать ценовому предложению победившего участника. Если текст контракта не соответствует этим требованиям, в нем содержатся грамматические ошибки или исполнитель захотел поменять какие-либо несущественные его условия, то следует составить протокол разногласий.

Что можно и что нельзя менять

К сожалению для исполнителя, никаких существенных положений госконтракта изменить нельзя. Поэтому крайне важно перед тем, как подать заявку на участие в любой процедуре госзакупки, тщательно изучить проект контракта. Однако кое-что поменять в нем все-таки можно, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Исправить технические, грамматические и иные ошибки, неточности или опечатки.
  2. Изменить реквизиты поставщика, если они поменялись с момента оформления заявки.
  3. Привести текст контракта в соответствие с текстом проекта, если между ними найдено расхождение. То же самое справедливо в отношении данных, взятых из заявки участника или документации об электронном аукционе.

А вот что точно нельзя делать, так это вносить в протокол изменение каких-либо существенных положений контракта. Например, нельзя пытаться изменить срок исполнения поставщиком его обязательств. Заказчик может расценить это как отказ поставщика исполнить свои обязательства в оговоренный срок. На этом основании он может даже отказаться от заключения контракта с этим поставщиком со всеми вытекающими из этого последствиями – попаданием последнего в РНП и потерей обеспечения заявки.

В каком виде составляется протокол разногласий

Прежде всего отметим, что протокол разногласий в рамках процедуры электронного аукциона по 44-ФЗ – это нечто иное, нежели аналогичный по названию документ, существующий в рамках гражданского права (статьи 445 и 507 ГК РФ). В первом случае протокол разногласий — достаточно узкий специфический документ, который составляется в электронной форме и подается через оператор электронных торгов, то есть таким же образом, каким стороны обмениваются иными документами в рамках электронного аукциона. При этом какой-либо конкретной формы для указанного протокола не существует, то есть составлять его можно в произвольной форме. Делается это через личный кабинет участника электронной площадки. В протокол необходимо включить все пункты контракта, в которых поставщик обнаружил несоответствие положениям проекта контракта, иным документам аукционной документации, собственной заявке либо обнаружил технические ошибки. Порядок действий таков:

  1. Лицо, которое уполномочено на подпись контракта, подписывает протокол разногласий и размещает его в ЕИС.
  2. Теперь у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы внести в текст контракта правки и предложить исполнителю отредактированный его вариант.
  3. Получив новую версию контракта, исполнитель в течение трех дней должен либо его подписать, либо составить новый протокол разногласий, если они не устранены.

Если заказчик против…

Эксперты рекомендуют поставщикам напрямую связываться с заказчиком и обсуждать все разногласия перед составлением протокола. В этом заинтересованы обе стороны, но поставщик в особенности. Ведь если с момента размещения в ЕИС итогов электронного аукциона пройдет 13 календарных дней, то составлять протокол разногласий будет поздно. В этом случае поставщику придется заключать контракт в таком виде, в котором его представил заказчик.

Заказчик может не учесть изменения, которые поставщик отразил в протоколе разногласий. Однако обычно это связано с тем, что исполнитель затребовал изменения, которые нельзя внести в контракт. На практике в большинстве случаев сторонам удается оговорить все необходимые правки и заключить контракт вовремя.

Однако случается, что поставщик указал вполне законные правки, например, технические ошибки и несоответствия в тексте контракта, а заказчик на это не отреагировал, то есть прислал контракт в неизмененном виде. Возможно, он просто пытается затянуть сроки и заставить поставщика подписать первоначальный вариант контракта. В этом случае действия заказчика, как и в случае других нарушений с его стороны, могут быть обжалованы в ФАС.

Членов комиссии могут оштрафовать не только за принятие неверного решения об отклонении или допуске заявок участников, но и за неправильное оформление протокола. В зависимости от нарушения размер штрафа варьируется от 5 тыс. до 30 тыс. руб. Рассмотрим случаи, которые чаще всего вызывают сложности.

Участник не указал в заявке товарный знак

Отсутствие товарного знака — единственная претензия к заявке

Согласно Закону N 44-ФЗ участник должен указать в заявке товарный знак при его наличии. Часто встречается такая позиция контрольных органов: если участник его не отразил, значит, у его товара товарного знака нет. Отклонять заявку в этом случае неправомерно. К данной аргументации прибегали Ставропольское, Санкт-Петербургское, Новосибирское УФАС.

Встречается и другая позиция. Самарское УФАС решило, что отсутствие товарного знака должен доказывать участник закупки. Он этого не сделал, поэтому контрольный орган признал правомерным отклонение заявки.

Аргумент в пользу допуска заявки без указания товарного знака может быть и другим: его отсутствие не значит, что товар не соответствует функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным в документации. К такому выводу приходили Бурятское, Санкт-Петербургское, Московское областное УФАС.

Участник не указал товарный знак и другие показатели

Если в заявке участника нет и других показателей, требуемых документацией, контрольный орган, скорее всего, признает отклонение правомерным. Если нет страны происхождения товара или конкретных показателей, это не позволяет идентифицировать предлагаемый товар. В этих случаях отсутствие товарного знака проверяющие также называли в числе причин отклонения заявок.

К примеру, Калужское и Московское областное УФАС поддержали отклонение заявок, в которых не было ни товарных знаков, ни конкретных показателей. За отсутствие указания на товарные знаки признавало правомерным отклонение заявок Краснодарское УФАС.

Упоминание о товарном знаке было в ГОСТе, приведенном в документации

Проблема может возникнуть, когда указание товарного знака было обязательным согласно ГОСТу, которому товар должен был соответствовать по условиям документации. Контрольный орган и суды посчитали правомерным отклонение участника за отсутствие товарного знака в заявке. Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поддержал участника, отменив предыдущие решения. Суд отметил: заказчик не вправе устанавливать требования так, что наличие товарного знака является обязательным, поскольку это ограничивает количество участников закупки.

В другой ситуации Санкт-Петербургское УФАС пришло к выводу, что ГОСТы не могут обязывать производителя регистрировать товарный знак, так как по ГК РФ это право, а не обязанность. Данную точку зрения также высказывала ФАС.

Участник не представил в заявке конкретных показателей

Участник продублировал из документации значения в формате «не более» и «не менее«, «должен быть» и др.

Если в документации отражены правила, по которым участник должен конкретизировать значения, проверяющие обычно поддерживают отклонение заявок, если в них остаются слова «не более», «не менее» и др. Например, такие решения принимали Якутское, Алтайское краевое УФАС.

Участнику не удалось обойти инструкцию по заполнению заявок и в случае со знаком «+/-«. Комиссия и контрольный орган не стали считать такое обозначение в заявке погрешностью, ведь по инструкции в этих случаях нужно было указать конкретный показатель. Отклонение заявки признали правомерным.

Если не закрепить в документации, по каким параметрам нужны конкретные показатели, проверяющие могут занять сторону участника. Так, контрольный орган и суды не поддержали комиссию, отклонившую участника за использование слов «не более», «не менее», поскольку заказчик не требовал в документации конкретизировать значения спорных показателей. Свою роль сыграло то, что с этими словами показатели были изложены в ГОСТе, которому должен был соответствовать товар. Довод заказчика, что требование представить конкретные показатели закреплено в Законе N 44-ФЗ, не сработал.

Однако контролеры могут признать подход комиссии излишне формальным, если она будет буквально следовать инструкции по заполнению заявок. К такому выводу пришло Смоленское УФАС, посчитав неправомерным отклонение заявки. Хотя участник и оставил в описании предлагаемого товара диапазон значений, а также слова «должен быть», «или», из его заявки было понятно, что он представил конкретные показатели, соответствующие требованиям заказчика. Приоритет формы подачи заявки над ее содержанием противоречит Закону N 44-ФЗ.

Участник не выбрал один из предложенных вариантов значения

При разрешении споров об отклонении заявок, в которых участник указал несколько альтернативных значений, проверяющие также обычно берут за основу правила, изложенные в инструкции по заполнению первых частей заявок.

Так, Ивановское УФАС поддержало решение комиссии отклонить заявку участника, указавшего оба ГОСТа из предложенных, тогда как по правилам инструкции нужно было выбрать только один. Аналогично поступило Алтайское краевое УФАС.

Когда инструкция предусматривала возможность привести несколько вариантов значений, контрольный орган и суды признали неправомерным отклонение заявки участника за то, что он указал два варианта для материала подкладки обуви.

Участник дал только согласие на условия документации, когда нужны были конкретные показатели

Такая ошибка часто возникает, когда речь идет о закупке услуг или работ, при этом в документации установлены требования к используемому товару. В этих случаях согласия недостаточно, участник должен представить конкретные значения по показателям, требования к которым заказчик установил в документации. Если участник ограничивается согласием, его заявку нужно отклонить. Так посчитали Псковское, Санкт-Петербургское, Московское, Кемеровское УФАС.

Сложность возникает, когда документация содержит ошибочные положения. Например, заказчик установил требования к используемому товару, однако указать в заявке запросил только согласие на оказание услуг. Контрольный орган решил, что комиссии нужно было руководствоваться положениями документации и не отклонять заявку за непредставление конкретных показателей товара. УФАС признало нарушением действия не только заказчика, но и комиссии.

Комиссия оформила протокол с ошибками

Ошибки при проведении аукциона

Если комиссия отказывает в допуске участнику аукциона, в протокол рассмотрения заявок нужно включить обоснование такого решения. В числе прочего нужно указать положения документации, которым не соответствует заявка участника, ее положения, которые не отвечают требованиям, установленным документацией.

Отсутствие этой информации — одна из частых ошибок в оформлении протоколов. Такие нарушения находили Краснодарское, Бурятское, Новосибирское, Омское, Красноярское УФАС.

Отметим, включение в протокол этой информации с техническими ошибками также признают нарушением.

Ошибки при проведении конкурса

При рассмотрении конкурсных заявок комиссия должна приложить к протоколу предложения участников о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, если в документации установлен такой критерий. Отсутствие этих сведений также сочтут нарушением.

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!

(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Итак, участник закупки не вправе направить заказчику протокол разногласий, содержание которого не соответствует требованиям ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. На практике участники закупок нередко нарушают это правило:

  1. направляют заказчику вместо замечаний к полученному проекту контракта свою редакцию контракта;
  2. предлагают внести изменения в сведения о товаре, которые указывались им в первой части заявки;
  3. предлагают изменить положения, которые изначально имелись в проекте контракта, содержавшемся в аукционной документации.

Проиллюстрируем эти ошибки примерами из правоприменительной практики.

  1. Участник закупки направляет заказчику вместо замечаний к полученному проекту контракта свою редакцию контракта.

Пример правовой оценки.

Поскольку правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд имеют специфический объект правового регулирования, законодатель императивно установил порядок заключения договора и, в частности, порядок действий сторон при наличии разногласий по проекту контракта, не предоставив сторонам возможности действовать по своему усмотрению. При наличии разногласий победитель аукциона обязан был направить протокол разногласий с замечаниями к положениям проекта контракта, а не какой-либо иной документ на свое усмотрение. Оценив проект контракта, размещенный на электронной площадке победителем аукциона, суды пришли к выводу о несоблюдении последним порядка заключения контракта <4>.

  1. Участник закупки предлагает внести изменения в сведения о товаре, которые указывались им в первой части заявки.

Пример.

Победитель аукциона направил заказчику протокол разногласий, в котором предложил изложить характеристики поставляемого серверного оборудования (процессора, оперативной памяти, жесткого диска и контроллера хранилища жестких дисков) иначе, нежели было указано в первой части его собственной заявки на участие в аукционе. Заказчик признал победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, т.к. он не направил в установленный срок подписанный контракт либо протокол разногласий, соответствующий требованиям ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Контрольный орган признал действия заказчика правомерными.

  1. Участник закупки предлагает изменить положения, которые изначально имелись в проекте контракта, содержавшемся в аукционной документации

Пожалуй, чаще всего данная ошибка допускается участниками закупок, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), когда в соответствии с проектом контракта в составе цены контракта выделяется сумма налога на добавленную стоимость (НДС). Попытки таких участников закупок изложить условие о цене контракта, заменив «НДС 18%» на «НДС не предусмотрен», незаконны.

Пример правовой оценки.

Размещение протокола разногласий, направленного на корректирование цены контракта, которая была установлена в соответствии со сметной документацией, противоречит требованиям ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Заказчик направил проект контракта, который полностью соответствовал проекту контракта из аукционной документации (в т.ч. предусматривал «НДС 18%»). С учетом приведенных обстоятельств у заказчика отсутствовала обязанность для совершения действий, предусмотренных ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ (т.е. заказчик не должен был обрабатывать документ, полученный от победителя аукциона, поскольку тот не имел необходимых признаков протокола разногласий)

Помимо ошибок, касающихся содержания протокола разногласий, участники аукционов иногда откровенно злоупотребляют возможностью их направления. Например, «забрасывают» заказчика множеством однотипных (а то и вовсе одинаковых) протоколов разногласий, чтобы затянуть сроки заключения контракта. В судебной практике такие действия участников закупок стабильно приравниваются к уклонению от заключения контракта

Еще одно возможное нарушение — это направление протокола разногласий по истечении 13 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола. Хотя закон прямо указывает, что победитель электронного аукциона в этом случае признается уклонившимся от заключения контракта, участники закупок время от времени все же допускают такую оплошность

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Протоколы разногласий при заключении контракта по итогам электронного аукциона (Гурин О.Ю., Романенко А.А.) («Прогосзаказ.рф», 2018, N 3) {КонсультантПлюс}

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в протоколе сотрудников дпс
  • Ошибка в протоколе сзв м
  • Ошибка в приложении сервисы google play снова произошел сбой
  • Ошибка в приложении сбербанка 6002
  • Ошибка в приложении сбербанк онлайн айфон