Ошибка в произношении звуков это нарушение нормы чего

Фонетические ошибки

Фонетические ошибки
– отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся:

— побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш-Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.;

— произношение СТН вместо СН: чеСТный вместо чеСНый, ЗДН вместо ЗН: поЗДНий вместо поЗНий и т. п.;

— произнесение мягкого согласного звука вместо твердого перед гласным звуком Э в ряде иностранных слов: брюнет вместо брюнэт, тезис вместо тэзис, теолог вместо тэолог и др.;

— произнесение безударного А вместо безударного звука О в ряде иностранных слов: Атель вместо Отель, дАсье вместо дОсье.

Допускаются и еще более грубые ошибки: посодят, заплотит, прынцип, грыбы, кружовник, конфортабельный, джельтмен, оседлый (вместо оседлый), вожделенный, афера, бытие (вместо бытие) и ми. др.

Не намного лучше ошибки речевого стяжения слова в так называемом неполном стиле произношения: чек вместо человек, посушьте вместо послушайте, удольтворить вместо удовлетворить, популизатор вместо популяризатор, Сан Саныч вместо Александр Александрович, Пал Петрович вместо Павел Петрович.

Иногда портит устную речь какология, т. е. несознательное допущение в речи неблагозвучных звукосочетаний, скопление одинаковых слогов или сочетание таких слов, их частей, которые на слух могут быть восприняты как-то иначе: зарплата-то не та, учебники по географии и истории, река широка, как Ока; Вы у Ани были? Были ли лимоны? Девочку полюбили (можно воспринять как девочку Полю били) и т. п.

Особую группу фонетических ошибок составляют акцентологические ошибки (см.).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Полезное

Смотреть что такое «Фонетические ошибки» в других словарях:

  • фонетические ошибки —    отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся:    • побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.;    • произношение СТН вместо СН: чеСТный… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ошибки речи —    Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего.    См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • КОММУНИКАТИВНО ЗНАЧИМЫЕ ОШИБКИ — КОММУНИКАТИВНО ЗНАЧИМЫЕ ОШИБКИ. Языковые (лексико грамматические, фонетические, интонационные и др.) или социокультурные ошибки, приводящие к нарушению коммуникации, непониманию или неверному пониманию при общении. Результатом исправления таких… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • F81.0 Специфическое расстройство чтения — Основной признак специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

  • Физиологические итерации — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) …   Википедия

  • Кандзи — Японская письменность Кандзи • …   Википедия

  • Канджи — Японская письменность Кандзи • 漢字 Кана • 仮名 Катакана • 片仮名 Хирагана • 平仮名 Использование Фуригана • 振り仮名 Окуригана • 送り仮名 Исторические …   Википедия

  • Кокудзи — Японская письменность Кандзи • 漢字 Кана • 仮名 Катакана • 片仮名 Хирагана • 平仮名 Использование Фуригана • 振り仮名 Окуригана • 送り仮名 Исторические …   Википедия

  • Кунъёми — Японская письменность Кандзи • 漢字 Кана • 仮名 Катакана • 片仮名 Хирагана • 平仮名 Использование Фуригана • 振り仮名 Окуригана • 送り仮名 Исторические …   Википедия

Дислалия (Косноязычие)

Дислалия

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Дислалия

Дислалия

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Дислалия — лечение в Москве

Нарушение звукопроизношения является относительно частой патологией среди дошкольников и школьников. Причинами его могут служить аномалии развития и формирования речевого аппарата, неправильная социальная среда и органические повреждения головного мозга.

Специфическими признаками заболевания считается неправильное воспроизведение звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение). Диагностические мероприятия включают методики выявления причин нарушения звукопроизношения. Чтобы улучшить характер воспроизведения звуков, проводят логопедические занятия, а также лечат основную причину нарушения речи.

СодержаниеСвернуть

  • Понятие нарушения звукопроизношения, развитие речевой функции у ребенка
  • Этиологические причины нарушения речевой функции
  • Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления
  • Виды дислалии
  • Диагностические мероприятия
  • Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений
  • Профилактические мероприятия
  • Заключение

Понятие нарушения звукопроизношения, развитие речевой функции у ребенка

Звукопроизношение − это (в логопедии) правильное воспроизведение звуков речи, благодаря активной работе речевого центра и артикуляционных органов. Становление речевой функции у ребенка происходит постепенно. Процесс развития речи может длиться весь дошкольный период. На первом году жизни появляются звуки [а], [б], [п], [м], [г], на 2 году гласные [э], [у], [ы], [о], [и], согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л’], [с], [ф]. Когда ребенку исполняется 3 года, формируются следующие согласные звуковые единицы: [ш], [ж], [ч], [ш’], [з]. Звуки [л], [р] устанавливаются к 5-6 годам.

Ребенок не правильно произносит слова

В логопедии считается, что окончательное развитие речевой функции у ребенка происходит только к 5-7 годам. В этот возрастной период пациент может воспроизводить правильно все звуковые единицы языка, на котором он говорит. Если у ребенка отмечается нарушение речи после 5-7-летнего возраста, то следует обратиться к врачу для выяснения причины речевой дисфункции.

Этиологические причины нарушения речевой функции

Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.

Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии. Гипоксическое поражение провоцируют обвитие пуповины, длительные роды, фетоплацентарная недостаточность, частичная отслойка плаценты, повышенный тонус матки во время вынашивания плода.

Патология беременности

Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:

  • Высокое, плоское или низкое небо − при этом пациент не может правильно расположить язык для воспроизведения звуков.
  • Пухлые губы, свисающая или короткая нижняя губа – неправильное формирование губ усложняет правильную артикуляцию во время речи.
  • Недоразвитие челюстей (заячья, волчья губа даже после оперативной коррекции, нарушение прикуса).
  • Измененный зубной ряд – диастемы (большие промежутки между зубами), двойной ряд зубов и другие патологии.

Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.

Чтобы предупредить неправильное формирование речевой функции, следует планировать беременность, снизить вероятность инфекционных заболеваний во время вынашивания плода. В период становления речи важно развивать речь малыша, корректировать звукопроизношение, если имеются нарушения воспроизведения звуков.

Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления

Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [ш’]), сонорные  ([р], [л]). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − [м], [н], [т], [п]. Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.

Проблема в произношении свистящих звуков

Разновидности нарушения воспроизведения звуков:

• отсутствие звуковой единицы;
• изменение звука;
• замена одной звуковой единицы другой;
• смешивание звуковых единиц.

Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.

Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:

  • Изменение звуковой единицы [р]: велярный или увулярный [р].
  • Искажение [с]: межзубный [с].
  • Измененный [л]: двугубный [л].

У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук [с] и [ш] ребенок произносит и различает правильно.

Разновидности дислалии:

  • Механическая (патологии артикуляционного аппарата, врожденные болезни).
  • Функциональная.
  • Физиологическая (норма для пациентов до 5-летнего возраста).
  • Нарушение звукопроизношения мономорфное – это неверное воспроизведение звуковых единиц, относящихся к одной группе.
  • Нарушение звукопроизношения полиморфное − это ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам.

Виды дислалии

Патология других анализаторов Фонетическая классификация
·         Артикулярно-фонетическая.

·         Акустико-фонематическая.

·         Артикулярно-фонематическая.

·         Сигматизм (неправильно произносятся свистящие и шипящие).

·         Нарушение произношения сонорных звуковых единиц.

·         Нарушения создания заднеязычных звуковых единиц.

·         Йоттацизм.

·         Изменение звонкости.

·         Неправильное воспроизведение мягких звуков.

Диагностические мероприятия

Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.

В зависимости от патологии направляют на обследование:

  • Анализ крови, мочи, биохимия.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  • Рентгенография.
  • Отоларингологическое обследование и другие.

По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.

Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).

Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений

Лечебные мероприятия включают терапию заболевания, вызвавшего патологию речи, а также коррекционные занятия по исправлению речевого дефекта. При наличии патологии мозга (гипоксии, травм, ДЦП) назначают лекарственные препараты, улучшающие мозговой кровоток. Активно используют ноотропные средства: Пантогам, Кортексин и другие. Если у ребенка речевую функцию тормозит тяжелое хроническое заболевание, то врачи стараются снизить тяжесть болезни, уменьшить частоту рецидивов.

Логопедические занятия

Помимо терапии основной болезни, ребенку назначают регулярные логопедические занятия. Они могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия позволяют научить пациента слушать и различать ошибки в словах других детей. Занятия проводятся как на дому, так и в школах, детских садах.

Главным направлением в терапии нарушения звукопроизношения считается индивидуальный подход к каждому пациенту. Другим аспектом коррекции является использование компенсаторных возможностей ребенка. Правильный подбор материалов для обучения также имеет большое значение во время занятий. Коррекция направлена не только на исправление речевых дефектов, но и на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы коррекционной работы

Специфический Дидактический
·         Двигательно-кинестетический.

·         Слухозрительно-кинестетический.

·         Наглядность.

·         Словесность (с наглядностью и без).

·         Практика (игры).

Двигательно-кинестетическая форма обучения помогает установить связь между работой артикуляционного аппарата и ощущением его. Зрительно-кинестетическая методика позволяет зрительно запомнить как работает функциональный артикуляционный аппарат при произношении того или иного звука, помогая при этом движениями руками.
Наглядность подразумевает применение картинок, книг, игрушек во время обучения, чтобы ребенок видел, как выглядит звук или слово. Словесный способ характеризуется использованием загадок, скороговорок, слов, предложений, песенок. Практические методики объединяют обучение и игры. Игровой способ коррекции подразумевает постановки сценок, сказок, использование намеренных ошибок в словах.

Занятия на мелкую моторику

Занятия включают упражнения для артикуляционного аппарата, развития лингвистических навыков, тренировку дыхания и громкости голоса. Также логопеды стараются стимулировать речевую функцию мелкой моторикой и тренировкой координации. Активно проводят массажные движения пальцев рук, мимических мышц.

Во время обучения логопед старается автоматизировать звуки в речи ребенка при помощи повторения слогов, слов, предложений, словосочетаний. На занятиях пациент учится правильно ставить речь, пересказывать и представлять прочитанное или услышанное. Детей, умеющих писать, логопед обучает правильности написания слов.
При тяжелой дислалии длительность коррекции больше, чем при обычном нарушении звукопроизношения. Сначала обучают пациента различать неправильные звуки на слух, а затем исправляют дефекты. После постановки звуков их применяют в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.

Своевременная диагностика и коррекция речи помогает восстановить речевую функцию и подготовить ребенка к школе.

Профилактические мероприятия

Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.

Мама держит здорового новорожденного

На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.

Заключение

Нарушение звукопроизношения является частой проблемой. Детям с нарушениями речи следует вовремя лечить заболевания, спровоцировавшие отставание в развитии речевой функции. При возникновении ОНР родителям нужно обратиться к логопеду. Врач-логопед проведет логопедические занятия, которые повысят качество речи ребенка, исправит все дефекты произношения. Чем раньше проводится коррекция речи, тем выше результат терапии.

Характеристика основных нарушений произношения звуков.

Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики, несформированностью межанализаторных связей.

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22%, шипящих — 24% , [р] — 26% , [л] — 10% , звонких — 4,5%, заднеязычных — 1% (по данным М.А. Александровской). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

Формы нарушения звуков

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одка (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, необходимо обратить внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: сигматизм и парасигматизм (нарушения свистящих и шипящих звуков); ламбдацизм и параламбдацизм (нарушения звуков [л] и [л’]); ротацизм и параротацизм (нарушения звуков [р] и [р’]); йотацизм и парайотацизм (нарушения звука [й]); каппацизм, гаммацизм, хитизм, и паракаппацизм, парагаммацизм, парахитизм (нарушения заднеязычных звуков); дефекты озвончения и оглушения; смягчения и твердости согласных звуков (нарушения групп звонких и мягких согласных звуков).

Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.).

Методы и приемы коррекции нарушений произношения

свистящих звуков.

Методика постановки свистящих звуков.

I. Межзубный сигматизм.

1. По подражанию.

2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3. Пение [т’].

II. Боковой сигматизм 

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3. Пение [т’].

III. Носовой сигматизм 

1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами.

2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.

3. Через межзубное произношение.

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придер- живая нижнюю губу.

2. Пение [т].

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

VI. Свистящий парасигматизм

1. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

2. Через межзубное произношение звука [ф].

Автоматизация свистящих звуков.

Последовательность закрепления звука: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма свистящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Дифференциация свистящих звуков.

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука.

При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

. Методы и приемы коррекции нарушений произношения

шипящих звуков.

Методика постановки шипящих звуков.

I. Межзубный сигматизм.

1. По подражанию.

2. С механической помощью, используя спичку или зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

II. Боковой сигматизм 

1. Через межзубное произношение.

2. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

3. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

4. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

III. Носовой сигматизм 

1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа.

Через межзубное произношение.

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью.

VI. Шипящий парасигматизм

1. С механической помощью, используя спичку или зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

Автоматизация свистящих звуков.

Последовательность закрепления звука: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Дифференциация свистящих звуков.

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука.

При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

Методы и приемы коррекции нарушений произношения аффрикатов.

Звук [ц]:

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Лопата»;
  • «Качели»
  • положить широкий язык на губу и выдохнуть на кончик языка;
  • «Горка»;
  • «Горка» и отрабатывать выдох;
  • «Желобок».

2. Приемы постановки звука [ц]:

  • через составные части: сначала ребенок произносит звуки [т] и [с] отдельно, слитно с большой паузой, а затем слитно без паузы;
  • от артикуляционных упражнений: «Горка», выдох толчком.

3. Автоматизация звука [ц]:

  • берем обратный слог ац, оц и отрабатываем выдох;
  • закрепляем звук [ц] между гласными аца, оцо;
  • берем прямой слог ца, цо.

Звук [ч]:

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Лопата»;
  • «Качели»;
  • «Вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу широким языком);
  • положить широкий язык на губу и выдохнуть на кончик языка;
  • «Фокус» (поднять широкий язык на верхнюю губу и выдохнуть);
  • «Чашечка»;
  • «Лошадка» (прищелкивание кончиком языка, передней частью спинки языка);
  • «Грибок»;
  • «Маляр».

2. Приемы постановки звука [ц]:

  • по подражанию;
  • через составные части: сначала ребенок произносит звуки [т’] и [щ] отдельно на одном выдохе, круговые движения рукой, звуки произносим медленно, четко, слитно, а затем убыстряем темп произнесения;
  • от звука [т’]: кулачки к щечкам, произносить звук [т’],  губы выдвигать вперед.

3. Автоматизация звука [ч]:

  • берем обратный слог ач, оч и отрабатываем выдох;
  • закрепляем звук [ч] между гласными ача, очо;
  • берем прямой слог ча, чо;
  • слова, заканчивающиеся на звук [ч] (врач, кирпич).

Звук [щ]:

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при звуке [ч]).

2. Приемы постановки звука [ц]:

  • по подражанию;
  • от слога ась: произносим слог ась, поднимая передний край языка вверх, губы выдвигаем несколько вперед;
  • от опорного звука [ч]: кулачки к щечкам, произносить звук [ч] быстро, чувствуем толчок выдыхаемой струи воздуха на руке, затем звук [ч] произносим с придыханием, «выпускаем пар»;
  • от опорного звука  [ш]: произносим звук  [ш] и улыбаемся как можно шире.

3. Автоматизация звука [щ] (та же, что и при звуке [ч]).

Методы и приемы коррекции нарушений произношения заднеязычных.

Каппацизм:

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Лопатка»;
  • положить широкий язык на губу и отодвинуть назад в рот;
  • «Горка»;
  • отрабатывать выдох.

2. Приемы постановки звука [к]:

— от опорного звука [т]: побуждаем ребенка произносить слоги та-та-та и в момент произнесения  шпатылем (зондом) отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба.

Гаммацизм:

  1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при каппацизме).
  2. Приемы постановки звука [г]:
  • от опорного звука [д]: побуждаем ребенка произносить слоги да-да-да и в момент произнесения  шпатылем (зондом) отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба;
  • от звука [к]: с помощью тактильно-вибрационного контроля;
  • по аналогии с гласными.

Хитизм:

  1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при каппацизме).
  2. Приемы постановки звука [х]:
  • от позевывания;
  • при опоре на безусловно-рефлекторные движения: ручки замерзли – погреем ручки;
  • от опорного звука [с]: побуждаем ребенка произносить слоги са-са-са и в момент произнесения  шпатылем (зондом) отодвигается язык назад до образования щели между корнем языка и задним краем твёрдого нёба.

Автоматизация и дифференциация заднеязычных звуков.

Последовательность работы над звуками:

— изолированно;

— в слогах;

— в словах;

— в предложениях;

— в коротких текстах.

. Методы и приемы коррекции ротацизма.

Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Дополнительные упражнения (приемы): производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически — тип кучерского «тпррр…»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.

Первый вариант: язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Второй вариант: постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Упражнение «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Постановка звука [р] в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд…»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр…».

Если длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр», то необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др», а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр». В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр-ра», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т].

Автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р’] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р’]. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р’], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р’]. В этих случаях следует автоматизировать звук [р’] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р’].

Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.

Методы и приемы коррекции ламбдацизма.

Для правильного произношения звука [л] надо выработать: подъем кончика языка вверх; подъем задней части спинки языка вверх; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю между боковыми краями языка и коренными зубами; нейтральное положение губ.

Необходимые артикуляционные навыки достигаются выполнением комплекса подготовительных упражнений.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л].

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у].

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л’], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л’] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).

Постановка звука [л] при заменах его другими звуками может иметь свои особенности.

При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л’], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

В случаях, когда долго не поднимается корень языка, можно использовать следующие приемы:

— предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне;

— механическая помощь: двумя пальцами — указательным и безымянным — провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в]. При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).

Методы и приемы логопедической работы при  нарушениях

твердости и мягкости согласных.

Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков:

По подражанию: необходимо объяснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, апа — апя, ап — апь, та — тя, ата атя, ат — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.

Дополнительные приемы: ребенку предлагают:

— длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п’], с некоторым придыханием;

— перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь;

— закрепив полученный мягкий звук [п] — [п’], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] — [а]), а потом сливая их;

— затем вводить слоги и слова с другими гласными.

Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м’], [ф’], [в’].

Механический способ постановки:

В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н]. Эти звуки произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т’], [д] к [д’], [н] к [н’].

Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т’] в изолированном виде ([т’], [т’], [т’]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог атъ. Такой способ постановки [т’] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т’] от [т].

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’] от [д], [н’] от [н].

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф’], [в’], [п’], [б’], [м’], [с’], [з’], [р’], [л’].

Что касается звуков [к’], [г’], [х’], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

71. Методы и приемы логопедической работы при  нарушениях озвончения.

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] —> [д] —> [г].

Подготовительные упражнения: а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе; б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.

Общие приемы для постановки звонких звуков:

1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области. Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.

3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.

4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными.

Специфические приемы:

От опорного звука [в]. Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса —> в). Либо ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з].  Варианты:

— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз; — установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш].

Постановка звонких взрывных [б], [д] и [г]. Начинать со звука [б]:

— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно.

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:

— прежде всего, следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па ба, та — да;

«обходной» путь: произносятся слоги ба-ба-ба… Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).

Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:

— звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га; можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»); —механический способ постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя.

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих.

. Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

  1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, сложная работа, которая выполняется логопедом с каждым ребенком индивидуально.
  2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения для губ

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы.

2. Губы нейтральны, как при произнесении а.

3. Губы округлены, как при о, при у.

4. Чередование движений от а к и, от а к у и обратно.

5. Плавный переход от и к а, от а к о, от о к у и обратно.

В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

Упражнения для языка

1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2. «Язык желобком» или «язык трубочкой».

3. «Пощелкивание», «игра в лошадки».

4. «Язык чашечкой»

5. «Часики»

6. Совместные движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка. 

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.

В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:

  1. Моторная. Моторная дислалия возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звуки ребенок подбирает правильно.
  2. Сенсорная. Характеризуется теми же нарушениями, но в речеслуховом анализаторе. Ребенок испытывает проблемы в слуховом различении звуков, которые схожи по произношению: шипящие и свистящие, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
  3. Сенсомоторная. В этом случае присутствует оба варианта нарушений, т.е. происходят искажения и замены звуков.

От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

  • Акустико-фонематическая дислалия. Ребенок не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносятся правильно, но встречаются либо пропуски, либо замены звуков.
  • Артикуляторно-фонематическая дислалия. Наблюдается нарушение фонематического слуха, поэтому ребенок использует «неправильные» звуки при произношении.
  • Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеризуется нарушениями звукового оформления речи из-за неправильно сложившихся артикуляторных позиций. При этом ребенок правильно воспринимает звуки на слух.

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

  • Ротацизм – проблемы со звуком Р и Р’.
  • Ламбдацизм – Л и Л’.
  • Йотацизм – проблемы со звуком Й.
  • Сигматизм – проблемы с произношением и свистящих, и шипящих звуков.
  • Каппацизм – К и К’.
  • Гаммацизм – Г и Г’.
  • Хиттизм – проблемы с Х.

Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

  • Короткая уздечка языка.
  • Нарушенная зубочелюстная система. Сюда могут быть включены различные патологии: неправильный прикус, слишком развития верхняя челюсть по сравнению с нижней, большой промежуток при смыкании челюстей и т.д.
  • Слишком массивный язык (макроглоссия) или, напротив, слишком узкий и маленький (микроглоссия).
  • Утолщенные губы с ограничением их подвижности.
  • Неправильно сформированное нёбо (узкое, плоское, высокое)

Исходя из классификации дислалии, причины данного нарушения бывают органическими и функциональными. Органические – это патологии органов речи (зубов, языка и т.д.).

К функциональным относятся те причины, которые не связаны с анатомическими дефектами, но они негативно влияют на развитие речи:

  • Биологические. Сюда входит энцефалопатия, общая слабость, когда ребенок часто болеет. Различные нарушения психоэмоциональной сферы, которые приводят к отставанию формирования фонематического слуха, задержке психоречевого развития и т.д.
  • Социальные. Сюда входит педагогическая запущенность, наличие в окружении ребенка людей, имеющих различные расстройства речи. Негативное влияние на речь ребенка оказывает «сюсюканье» родителей, а также билингвизм в окружении.

Нарушения звукопроизношения при дислалии сводятся к следующим дефектам: замены, пропуски, смешения и искажения звуков.

Ребенок может заменять фонемы на произвольные, хаотично, вне зависимости от структуры слова.

Под пропуском звука понимается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, середине или в конце слова.

Под смешением звуков понимается такое нарушение, когда постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке.

Искажение – это ненормативное произношение, использование в речи звуков, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка. Как правило, такие нарушения встречаются при механической дислалии.

Диагностика начинается с подробного выяснения особенностей течения беременности, перенесенных матерью заболеваний, особенностей родов. Большое значение имеют болезни, которые ребенок перенес в раннем возрасте.

После выяснения всех этих факторов, логопед переходит к непосредственному осмотру ребенка. Проводится оценка строения органов артикуляционного аппарата, уровня их подвижности.

Проводится анализ звукопроизношения, определение имеющихся речевых дефектов (их степень тяжести и характер). Особое внимание уделяется способности дифференцировать звуки на группы.

Механическая дислалия характеризуется патологиями органов речи, поэтому необходимо консультация ортодонта и стоматолога.

Коррекция состоит из нескольких этапов: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков, а также коммуникативных навыков.

Подготовительный этап при механической дислалии заключается в устранении имеющихся анатомических дефектов (исправление прикуса, пластика короткой уздечки). При функциональной (моторной) дислалии проводится логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. При сенсорной форме основная задача – это развитие фонематических процессов.

Формирование навыков произношения заключается в постановке изолированных звуков, их автоматизации в слогах, словах, предложениях. Помимо этого, проводится дифференциация звуков.

Формирование коммуникативных навыков – это этап, который предполагает закрепление результатов от предыдущей коррекционной работы. Важно сформировать навыки правильного употребления звуков в ситуативной, монологической и диалогической речи.

Коррекционная работа может продолжаться от нескольких месяцев до года, в зависимости от тяжести нарушения. Успешность коррекции зависит от своевременности обращения за квалифицированной помощью, сложности самого случая, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в произведении горе от ума
  • Ошибка в продвижении публикации в инстаграме
  • Ошибка в программном средстве это
  • Ошибка в программном обеспечении телефона
  • Ошибка в программном обеспечении определение