Ошибка в построении предложения с однородными чл примеры егэ

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.

Вот и подъехали мы, ребята, к станции, на которой нам придётся задержаться. Ведь она касается задания № 8- одного из самых объёмных и важных, ведь за него можно получить целых 5 баллов! Да, правил много, за один день нам все нам не разобрать. Чтобы хорошо усвоить материал, научиться правильно выполнять задание № 8, мы с вами разделим темы на несколько дней. Итак, начинаем с первой темы.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с однородными членами.

Типичные ошибки в построении предложений с однородными членами.

  • Неверное употребление двойных союзов: не только…, но и; не столько…, сколько; если не…, то.

Ошибка заключается в том, что первая часть союза ставится НЕ перед первым однородным членом.

Рассмотрим пример.

Тема была не только интересна для автора, но и для читателей.

(В данном предложении однородные члены для автора, для читателей. Первая часть союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.)

Верный ответ.

Тема была интересна не только для автора, но и для читателей.

  • Неверное употребление зависимого слова при однородных членах.

Запомните: если два однородных члена имеют одно зависимое слово, то оно должно стоять в одинаковом для обоих слов падеже. Если это не получается, значит предложение построено неверно.

Рассмотрим пример.

Она любил и восхищался музыкой этого композитора.

(Любил (что?) музыку, восхищался (чем?) музыкой.

В данном случае при слове «любил» зависимое слово должно стоять в винительном падеже, а не в творительном, как в этом предложении).

Правильно построение данного предложения.

Он любил музыку данного композитора и восхищался ею.

  • Неверное построение предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Запомните: однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

Рассмотрим пример.

Неверно.

Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, М.С.Салтыков-Щедрин.

(В данном случае однородные члены должны стоят в том же падеже, что и обобщающее слово «классиков»-  в родительном.)

Верно.

Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, М.С.Салтыкова-Щедрина.

  • Пропуск предлога при однородных членах.

Нужно хорошо помнить: если при однородных членах хотя бы один предлог отличается от остальных, то его нельзя пропускать.

Рассмотрим пример.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, скверах.

 На улицах, на площадях (предлог на можно пропустить), НО в скверах.

Как видим, с третьи  однородным членом должен употребляться другой предлог, поэтому он не может быть пропущен, это ошибка.

Верно.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Подведём итоги.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с однородными  членами.

  • Найдите в предложении однородные члены (они должны отвечать на один и тот же вопрос, относиться к одному и тому же слову, быть одним и тем же членом предложения).

  • Посмотрите, есть при них двойные союзы. Если есть, то проверьте, где находятся части двойного союза: одна часть должна стоять перед первым однородным членом, вторая – перед вторым)

  • Обратите внимание, есть при однородных членах зависимое слово.

Задайте от каждого однородного члена к нему вопрос: если вопрос подходит, то предложение без ошибки, если нет, то здесь ошибка.

  • Если в предложении есть обобщающее слово, то проверьте, в каком падеже стоят однородные члены. Они должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слов.

  • Ели при однородных членах стоит хотя бы один предлог, проверьте, подойдёт ли этот предлог для каждого однородного члена. Если нет, то здесь ошибка.

Итак, первую тему разобрали. Останемся пока здесь, на этой станции. Немного отдохнём, и разберём следующую тему.

Желаю удачи!

Вера Александровна.

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2

Предложение:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Пример 3

Предложение:

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Пример 4

Предложение:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Пример 5

Предложение:

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Пример 6

Предложение:

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Пример 7

Предложение:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка в построении предложения  с однородными членами  (к заданию № 8 ЕГЭ)

Ошибка в построении предложения с однородными членами (к заданию № 8 ЕГЭ)

  Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.    Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали».

Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. 

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали».

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

1. Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение.

Правило: При нормальном, правильном строении предложения от каждого из двух однородных сказуемых (первого и второго) ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к общему дополнению, например:

Ребята увлекаются (чем?) и занимаются (чем?) спортом; Герои рассказа вспоминают (о чём?) и делятся впечатлениями (о чём?) о годах юности.

Ошибка возникает, если от каждого из сказуемых задаётся РАЗНЫЙ вопрос к ОБЩЕМУ дополнению.

Пример 1Я люблю (кого? что?) и восхищаюсь (кем? чем?) своим отцом.

Сказуемые «люблю» и «восхищаюсь» имеют одно зависимое слово «отцом», которое стоит в творительном падеже. Получилось, что дополнение «отцом» верно подчинилось лишь второму сказуемому, так как глагол «люблю» требует от дополнения винительного (люблю кого? что? отца ), следовательно, данное предложение построено неверно. Чтобы правильно выразить мысль, нужно изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так:  Я люблю своего отца и восхищаюсь им.

Пример 2 :   Герой рассказа верил (во что? чему?) и стремился (к чему?) к своей мечте.  

Каждый из глаголов требует своей формы дополнения, общее слово подобрать невозможно, поэтому снова меняем предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так:  Герой рассказа верил в свою мечту и стремился к ней.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

2. Однородные члены связаны двойными союзами

не только…, но и…; если не…, то… и другими

Правило 1 .  В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять однородные члены одного ряда, например:  Нас вдохновили не столько красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей.   Сделаем схему предложения:  не столько О,  сколько  О. Первая часть двойного союза:  не столько , находится перед первым ОЧ, подлежащим «места» (слово« красочные» мы не принимаем во внимание), вторая часть  сколько  стоит перед вторым подлежащим «душевность».

Теперь «сломаем» предложение.  Нас не столько вдохновили красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей.   Первая часть союза теперь относится к сказуемому, а вторая к подлежащему. Вот этом и заключается ошибка данного типа.

Пример 1Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.   Всё верно: каждая часть стоит перед ОЧ, в данном примере перед дополнениями. Сравним с неверно построенным предложением:  Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей . Части союза соединяют не однородные члены, а сказуемое и дополнение.

Правило 2.  Необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение  Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях , так как союза  не только.., а также  нет. У союза «не только» вторая часть «но и », а не «также». Верный вариант этого предложения будет таким:  Купцы Строгановы не только варили соль, но и добывали железо и медь в своих землях

Вот так можно: (в скобках приведены варианты второй части).

1) не только … но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не только не … но (но скорее, скорее; напротив, наоборот); а не только;

2) не то что … но (а; просто; даже, даже не); даже … не то что; даже не … не то что; даже не … тем более не;

3) мало того … еще и; мало того что … еще и; мало того; более того, больше того; хуже того; а то и.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.   Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.   Грамматически верным будет предложение:  Я забыл обо  всём : о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске.  Слово [обо] «всём» является  обобщающим , стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.   Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луки-самострелы, соболя и украшения.   В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луков-самострелов, соболей и украшений.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.

Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

Грамматически верным будет предложение:  Я забыл обо  всём : о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске.  Слово [обо] «всём» является  обобщающим , стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.

Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луки-самострелы, соболя и украшения.

В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луков-самострелов, соболей и украшений.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

4. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения

Существует строгая грамматическая норма, предписывающая, какие элементы можно, а какие нельзя объединять в однородные члены. Перечислим случаи, при которых эта норма нарушается.

Если в предложении объединяются в однородные

 —  форма имени существительного и неопределённой формы глаголалюблю шахматы и плавать, нравится вышивать и рукоделие, боюсь темноты и оставаться одной  и аналогичные;

 —  разные формы именной части сказуемогосестра была огорчена и встревоженной, она была моложе и добрая  и аналогичные;

 —  причастный оборот и придаточное предложениеГлавные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову; Мне не нравятся люди, меняющие своё отношение и которые это не скрывают и аналогичные;

 — причастный и деепричастный оборотЛюбящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов  и аналогичные;

то это  —  грамматическая ошибка

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.   В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги  в  и  на , и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади.  Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.   Пример с ошибкой:   Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах . Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант:  Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.

В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги  в  и  на , и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади.  Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.

Пример с ошибкой:   Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах . Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант:  Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ  6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий   Например, в предложении :  В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты  допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант:  В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.   Ещё пример с ошибкой:  На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники.  Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

Например, в предложении :  В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты  допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант:  В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

Ещё пример с ошибкой:  На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники.  Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.   Например, в предложении  Провожающие шли с сумками и печальными лицами   чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».   Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма:  Не спали только Маша, отопление и зима   (К. Г. Паустовский ).  Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один  (А.Н. Толстой).   … для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Например, в предложении  Провожающие шли с сумками и печальными лицами   чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».

Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма:  Не спали только Маша, отопление и зима   (К. Г. Паустовский ).  Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один  (А.Н. Толстой).

для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.

2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.

3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.

4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.

5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.

6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.

7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.

8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.

9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.

10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.

12. Эта пьеса современна и злободневная.

13. Я не столько против дождя, сколько грязи.

14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.

15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.

16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение.

17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.

18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика.

19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.  21. Меня разбирали любопытство и радость. 22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 26. Я не люблю болеть и горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда ругают.  28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.

21. Меня разбирали любопытство и радость.

22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни.

23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России.

24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней.

25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело.

26. Я не люблю болеть и горчичники.

27. Я не люблю скуки и когда ругают.

28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь.

29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина.

30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.

31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».

32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой.

33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

1. Родители заботятся  даже о взрослых детях и переживают за них . 2. Я  понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему . 3. Везде:  на улицах и площадях, в парках и садах  – ощущается близость весны. 4. Режиссёр  опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал эту систему . 5. Сборные панели из кирпича не  уступают  железобетонным  ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям . 6. А.С. Грибоедов  был не только выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом . 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение  и ощутил  тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица,  так и  внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь  не любил мещанства и брезговал им . 10. По этому роману  не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли . 11. Москва –  родной город Пушкина, подробно описанный им в стихах, поэмах и романах . 12. Эта пьеса  современная  и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько  против  грязи. 14. Алексея  восхищали её глаза , а также  удивляла скромность и доверчивость . 15.  Чтобы почувствовать себя счастливым, я должен многое изменить в своём характере: стать более дисциплинированным, повысить успеваемость. Но для полного счастья мне нужно, чтобы дедушка жил с нами вместе . 16. У Марины стройная фигура.  Девушка всегда бодра и весела . 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях.  Кроме того, он хороший шахматист . 18. Когда хозяин был пьян, он  буянил , бил посуду.  Доставалось и мальчику . 19. Чехов высмеивал  лицемеров и честолюбцев . 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов,  не видно было  и ярких стенгазет. 21.  Мне было весело. Кроме того , меня разбирало любопытство. 22. Софья, чтобы досадить  Чацкому и оскорбить его , распускает сплетни  о герое . 23. Пушкин  любит Россию. В его стихах звучит уверенность в её прекрасном будущем . 24. Автор говорит не только о её внешней красоте,  но и  о внутреннем благородстве. 25.  Я хотел бы завести собаку, потому что с ней, мне кажется, будет весело и интересно . 26. Я не люблю болеть,  потому что тогда приходится пить горькое лекарство, ставить горчичники . 27. Я не люблю скуки и  скандалов . 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами.  Но все герои знают, что такое честь . 29. Пугачёв- царь вовсе не походил на бродягу, которого Пётр встретил во время бурана и угостил  стаканом вина. 30.  Если ты будешь гулять с утра до вечера, а не заниматься, то  экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли  прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и насладиться им . 32.  В словах  Чехова  звучит не насмешка, а гордость . 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем  не любить его и не восхищаться им .

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Ошибка в построении предложения с однородными членами – задание 7 ЕГЭ русский язык».

Источник

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2

Предложение:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Пример 3

Предложение:

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Пример 4

Предложение:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Пример 5

Предложение:

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Пример 6

Предложение:

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Пример 7

Предложение:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

МегаПредмет

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Помощь в ✍️ написании работы

Правильный ответ: 28641

Что следует знать для правильного выполнения задания: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка и перечисленные в содержательной части задания.

Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1.1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Никогда не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение; союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомниласъ всем.
либо:
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.

Неправильными с грамматической точкизрения будут такие предложения:

Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.

Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.

В этих предложениях союз И соединяет разные грамматические конструкции (причастный оборот и придаточное определительное), что является нарушением синтаксической нормы.

1.2. Недопустимо в одном предложении при помощисоюза И соединятьдополнение, выраженноеИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ипридаточное предложение.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Экономисты говорят о снижении ин­фляиии и что задержки зарплаты больше не будет. Никогда не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение; союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два придаточных предложения. Экономисты говорят о снижении ин­фляиии и об отсутствии задержек по зарплате.
либо:
Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляиии и что задержки зарплаты больше не будет.

Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два придаточных предложения.

Неправильными с грамматической точкизрения будут такие предложения:

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

Книга рассказывает. как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.

В этих предложениях союз И соединяет разные грамматические конструкции (дополнение и придаточное предложение), что является нарушением синтаксической нормы.

1.3. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Я люблю музыку и кататься на коньках. Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два инфинитива, либо два имени существительных. Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
либо:
Я люблю музыку и катание на коньках.
       

Запомните: нельзя связывать союзом И в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

1.4. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света. В предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задается вопросЧТО?, а от второго — О ЧЁМ?; однако такое построение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных членов слово должно отвечать на один и тот же вопрос. Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.
либо:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природусвета и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней.

Запомните: в предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС к общему зависимому слову.

Неправильными с грамматической точкизрения будут такие предложения:

Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.

Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком.

В этих предложениях союз И соединяет однородные сказуемые, выраженные глаголами с разным управлением, следовательно, сказуемые не могут иметь при себе общего зависимого слова.

Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже. Поэтому правильными вариантами построения этих предложений будут следующие:

Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) встречис известным телеведущим и надеялись (НА ЧТО?) на неё.

Каждый день я поливал (ЧТО?) любимый цветоки любовался (ЧЕМ?) им.

1.5. Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как …, так «…
связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
 
Двойной союз «не только…, но и …» должен соединять однородные члены предложения: в данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существительное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлено»; эти слова не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
 
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
 
Двойной союз «как…, так и …»должен соединять однородные члены предложения: в данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют краткое имя прилагательное «интересен» и имя существительное «образ»; эти слова не являются однородными членами из-за того,что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
 

Запомните: нельзя связывать при помощи двойных союзов не только…, но и…; как …, так и… как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.

1.6. Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и…» являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только …, а также …» (вместо «не только…, но «…»); «как …, а также …»(вместо «как …, так и…»).

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. В данном предложении использована неправильная пара двойного союза: союза «не только …, а также …» в русском языке нет; есть только двойной союз «не только …, но и …». Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офиииальных. а также из неофиииальных источников. В данном предложении использована неправильная пара двойного союза: союза «как…, а также …» в русском языке нет; есть только двойной союз «как…, так и …». Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офиииальных. так и из неофиииальных источников.

1.7. Недопустимо, чтобы однородные члены,следующие за обобщающим словом,стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство. простота. В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а однородные члены: «справедливость, благородство, простота» употреблены в форме Им.п., что недопустимо. Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

Запомните:однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

1.8. Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Толпы людей были повсюду: на улицах. площадях, скверах. Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греиии, Испании, Финяндии и Кипре. Перед словом «Кипре» необходимо добавить предлог «на», так как это слово е употребляется с предлогом «в». Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и на Кипре.

Запомните: при перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги: разные предлоги опускать нельзя.


©2015-2022 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…

1.

Ошибки в построении
предложения с однородными
членами (Задание 8)
ТЕОРИЯ

2.

Нельзя смешивать родо-видовые
понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки,
груши.
В корзине лежали фрукты: яблоки,
груши.

3.

Необходимо правильно употреблять
двойные союзы:
Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным
для создателя, НО И для читателей.
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО ужасно, А И
вызывающе.

4.

•Двойные союзы (соединяют слова
одной части речи)
•Не только, но и…
•Как, так и…
•Хотя и, но…
•Не столько, сколько…
•Не так, как…
•Не то что бы, но…
•Если не, то…

5.

Настроение было главным НЕ ТОЛЬКО
для создателей, НО И для читателей.
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО ужасно, НО И
вызывающе.

6.

Нельзя употреблять один предлог для
ОЧ, один из которых управляет при
помощи другого предлога:
Народ был повсюду: НА улицах,
площадях, скверах.
Народ был повсюду: НА улицах,
площадях, В скверах.

7.

ОЧ должны стоять в том же падеже, что
и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих
писателях: Тургенев, Толстой, Чехов.
На конференции речь шла о многих
писателях: Тургеневе, Толстом,
Чехове.

Неверно, если ОЧ – сущ. И инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься
спортом.
Я люблю чтение, музыку и занятия
спортом.

9.

Нельзя соединять союзами прич.
оборот и придаточное
определительное:
Девушка, сидевшая у окна и которая
хорошо пела, запомнилась всем.
Девушка, которая сидела у окна и
хорошо пела, запомнилась всем.

10.

Нельзя соединять союзами
дополнение и придаточное
предложение:
Экономисты говорят о снижении
инфляции и что задержки зарплаты
больше не будет.
Экономисты говорят о снижении
инфляции и об отсутствии задержек по
зарплате.

11.

Нельзя задавать разные вопросы от
глаголов-сказуемых к общему
зависимому слову:
Автор исследует (что?) и рассуждает (о
чём?) о природе света.
Автор исследует (что?) природу света и
рассуждает (о чём?) о ней.

12.

ПРАКТИКА.
Исправить ошибки в построении
предложений с однородными членами.

13.

1) Все с нетерпением ждали Победы и
когда прогонят врага.
2) В красивой упаковке ему принесли в
подарок шоколад, конфеты, бананы,
фрукты, ананасы.

14.

3) Преподаватели научат ребят
разбираться и привьют им любовь к
живописи.
4) Мне захотелось узнать, как разводить и
ухаживать за первоцветами в домашних
условиях.
5) Татьяна любила гадать и старинные
преданья.

15.

6) Грамоты не только получили призёры, но
и активные участники среди зрителей.
7) В эмиграции Марина Цветаева часто
вспоминала и восхищалась поэзией
Бориса Пастернака.
8) Образованный человек как хорошо
знает литературу, так и историю.

16.

9) Студенты-дипломники создали проектор,
который показывает как кинофильмы, а
также телепередачи на любой поверхности.
10) И.И. Левитан стремился показать на
своих картинах не только красивый вид, но
и передать всю трогательность природы.

17.

11) Мальчишка, катавшийся на
велосипеде и который упал с него, сидел
рядом с мамой, прикрывая разбитое
колено.
12) Учебники, полученные в начале года и
которые указаны в списке, должны быть
сданы на перерегистрацию.
13) Все россияне помнят и гордятся
победой нашей страны в Великой
Отечественной войне.

18.

14) Толстой-публицист не только приобрёл
огромную известность в России, но и во
всём мире.
15) Посетители удивлялись и хвалили
изобретательность мастера.
16) Я люблю чистоту и читать книги.

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Презентации
  4. Подготовка к ЕГЭ. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет выполнить задание 7 ЕГЭ. В ней содержится необходимый теоретический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения 8 задание егэ

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения 8 задание егэ

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения 8 задание егэ

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения 8 задание егэ

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения 8 задание егэ

Наладить дисциплину на своих уроках.

Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения 8 задание егэ

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Подготовка к ЕГЭ. Ошибка в построении предложения с однородными членами.»

Получите в подарок сайт учителя

Автор: Михеева Марина Александровна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353539

Готовимся к ЕГЭ! Задание 7. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Готовимся к ЕГЭ!

Задание 7.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Цель урока Знать : грамматическую ошибку в построении предложения с однородными членами Уметь : видеть ошибку в построении предложения с однородными членами (задание 7 ЕГЭ ) Сформировать : навык выполнения задания 7 ЕГЭ

Цель урока

Знать :

грамматическую ошибку в построении предложения с однородными членами

Уметь :

видеть ошибку в построении предложения с однородными членами

(задание 7 ЕГЭ )

Сформировать :

навык выполнения задания 7 ЕГЭ

7 задание – одно из самых объёмных заданий, но за каждый правильный ответ даётся 1 балл, за всё задание, выполненное правильно, – 5 баллов. 9 предложений (5 ошибок). Могут быть ловушки.

7 задание – одно из самых объёмных заданий, но за каждый правильный ответ даётся 1 балл, за всё задание, выполненное правильно, – 5 баллов.

9 предложений (5 ошибок).

Могут быть ловушки.

Ошибка в построении предложения с однородными членами Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членами. Двойные союзы: Не только, но и… Как, так и… Хотя и, но… Не столько, сколько… Не так, как… Не то что бы, но… Если не, то…

Ошибка в построении предложения с однородными членами

  • Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членами.
  • Двойные союзы:
  • Не только, но и…
  • Как, так и…
  • Хотя и, но…
  • Не столько, сколько…
  • Не так, как…
  • Не то что бы, но…
  • Если не, то…

Неверно: Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО   вызывающе, А И просто ужасно. Верно: Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно.

Неверно:

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО   вызывающе, А И просто ужасно.

Верно:

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно.

Неверно: Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей. Верно: Настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей.

Неверно:

Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей.

Верно:

Настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей.

Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное: Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая) Нельзя смешивать родовидовые понятия в ряду однородных членов: В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши). Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически несовместимых: Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

  • Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

  • Нельзя смешивать родовидовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

  • Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых:

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог: Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах). Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово: На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов.   (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов.

  (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив: Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

Молодцы! Спасибо за работу.

Молодцы!

Спасибо за работу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в построении предложения с однородными чл преподаватели выслушали
  • Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения это
  • Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения примеры
  • Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения егэ
  • Ошибка в построении предложения с однород