Ошибка в построении предложения с однородными чл предложения егэ

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.

Вот и подъехали мы, ребята, к станции, на которой нам придётся задержаться. Ведь она касается задания № 8- одного из самых объёмных и важных, ведь за него можно получить целых 5 баллов! Да, правил много, за один день нам все нам не разобрать. Чтобы хорошо усвоить материал, научиться правильно выполнять задание № 8, мы с вами разделим темы на несколько дней. Итак, начинаем с первой темы.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с однородными членами.

Типичные ошибки в построении предложений с однородными членами.

  • Неверное употребление двойных союзов: не только…, но и; не столько…, сколько; если не…, то.

Ошибка заключается в том, что первая часть союза ставится НЕ перед первым однородным членом.

Рассмотрим пример.

Тема была не только интересна для автора, но и для читателей.

(В данном предложении однородные члены для автора, для читателей. Первая часть союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.)

Верный ответ.

Тема была интересна не только для автора, но и для читателей.

  • Неверное употребление зависимого слова при однородных членах.

Запомните: если два однородных члена имеют одно зависимое слово, то оно должно стоять в одинаковом для обоих слов падеже. Если это не получается, значит предложение построено неверно.

Рассмотрим пример.

Она любил и восхищался музыкой этого композитора.

(Любил (что?) музыку, восхищался (чем?) музыкой.

В данном случае при слове «любил» зависимое слово должно стоять в винительном падеже, а не в творительном, как в этом предложении).

Правильно построение данного предложения.

Он любил музыку данного композитора и восхищался ею.

  • Неверное построение предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Запомните: однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

Рассмотрим пример.

Неверно.

Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, М.С.Салтыков-Щедрин.

(В данном случае однородные члены должны стоят в том же падеже, что и обобщающее слово «классиков»-  в родительном.)

Верно.

Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, М.С.Салтыкова-Щедрина.

  • Пропуск предлога при однородных членах.

Нужно хорошо помнить: если при однородных членах хотя бы один предлог отличается от остальных, то его нельзя пропускать.

Рассмотрим пример.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, скверах.

 На улицах, на площадях (предлог на можно пропустить), НО в скверах.

Как видим, с третьи  однородным членом должен употребляться другой предлог, поэтому он не может быть пропущен, это ошибка.

Верно.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Подведём итоги.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с однородными  членами.

  • Найдите в предложении однородные члены (они должны отвечать на один и тот же вопрос, относиться к одному и тому же слову, быть одним и тем же членом предложения).

  • Посмотрите, есть при них двойные союзы. Если есть, то проверьте, где находятся части двойного союза: одна часть должна стоять перед первым однородным членом, вторая – перед вторым)

  • Обратите внимание, есть при однородных членах зависимое слово.

Задайте от каждого однородного члена к нему вопрос: если вопрос подходит, то предложение без ошибки, если нет, то здесь ошибка.

  • Если в предложении есть обобщающее слово, то проверьте, в каком падеже стоят однородные члены. Они должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слов.

  • Ели при однородных членах стоит хотя бы один предлог, проверьте, подойдёт ли этот предлог для каждого однородного члена. Если нет, то здесь ошибка.

Итак, первую тему разобрали. Останемся пока здесь, на этой станции. Немного отдохнём, и разберём следующую тему.

Желаю удачи!

Вера Александровна.

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2

Предложение:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Пример 3

Предложение:

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Пример 4

Предложение:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Пример 5

Предложение:

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Пример 6

Предложение:

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Пример 7

Предложение:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка,
которую часто требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в
предложении, а также знать основные правила:

·        
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные,
полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный
оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по
смыслу понятия.

·        
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах,
требующих разного управления. Эта ошибка также называется «
Нарушение управления при
однородных членах предложения».

·        
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо
соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.

·        
Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка
в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении предложения с однородными членами», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Занятия
ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое
слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они
требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в
творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит
зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно
сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия
ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово
«мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением
кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к
кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть
общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Недалеко
от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово
«жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж
(увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в
творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так,
чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко
от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

ПРИМЕР 4

Предложение:

Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит»
находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба
слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

ПРИМЕР 5

Предложение:

Простудам
подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны.
Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми
понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных
из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все
перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам
подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

ПРИМЕР 6

Предложение:

Книга
не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным
союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на
своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга
предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

ПРИМЕР 7

Предложение:

Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены
двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть
двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на
верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Ошибка в построении сложного предложения

2016-05-26
20:42:41

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто
требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из
равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных
частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется
найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении
сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

·        
Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним
существительному того же рода;

·        
Составные союзы не должны быть искаженными;

·        
В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка
в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении сложного предложения», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Когда
тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой
закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного
союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится
сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить,
равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Тяжёлый
бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Матрёна
была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части.
Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода,
значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части
к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что
союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову
«праведником».

Верный вариант:

Матрёна
была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего
был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части.
Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин),
становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из
предложения.

Верный вариант:

Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был
гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».

ПРИМЕР 4

Предложение:

Мама
всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи»)
части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю
свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз
«потому что».

Верный вариант:

Мама
всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

ПРИМЕР 5

Предложение:

Текст
принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения
культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается
проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается
с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С.
Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения
культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову
«текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст»,
чтобы не терялся смысл.

Верный вариант:

Текст,
в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит
перу Д.С. Лихачёва.

Неправильное употребление имени числительного

2016-05-26
20:13:57

Неправильное употребление имени числительного – ошибка, которая
встречается в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:

·        
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у
порядковых числительных изменяется только последнее слово;

·        
Числительное «оба» употребляется только с существительными,
имеющими форму единственного числа;

·        
Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с
существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

Неправильное
употребление имени числительного: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку
«Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Трое
спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как
существительное «спортсменки» женского рода.

Верный вариант:

Три
спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как
существительное «сутки» сочетается только с ним.

Верный вариант:

Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Нарушение управления

2016-05-27
01:15:26

Нарушение управления –
ошибка, которую нужно уметь находить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет
форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не
меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или
причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения
управления является ошибка «Нарушение управления при 
однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к
примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово –
глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру».
Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой
предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в
пример Петра I.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Автор противопоставляет настоящую дружбу к
предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к
предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова –
существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит
первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а
второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому
предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант:

Автор противопоставляет настоящую дружбу
предательству.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории
Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют
общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в
винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для
связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение
управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово
«тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после
глагола «вникнуть».

Верный вариант:

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего
мира и познать их.

Нарушение согласования

2016-05-27
01:48:34

Нарушение согласования –
ошибка, которую нужно уметь находить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово
определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма
зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено
существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.

Частным случаем нарушения
согласования являются ошибки «
Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и
«
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом».
Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых
пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием
«покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже,
поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это
неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»:
лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые
пеной.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием
«враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в
родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в
творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в
ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2016-05-25
16:01:02

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом –
ошибка, которую часто требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Данную ошибку можно также определить как «
Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в
случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется
запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может
быть названа «
Нарушение согласования», поскольку
определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении
причастный оборот, а также знать основные правила:

·        
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;

·        
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;

·        
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым
словом.

Нарушение
в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в
построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления
ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления
ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот
причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что
неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное
«антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления
ран.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Поражающий
парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части
определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный
оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий
своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в
Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

ПРИМЕР 3

Предложение:

В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он
относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи»
относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие
«притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить
причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 4

Предложение:

Осенью
колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся
в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится
далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный
оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот
перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью
колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся
в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью
отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в
поле комбайны.

Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом

2016-05-25
18:06:46

Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется
определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в
предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол
должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и
исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа
предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему
«дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом
случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится
рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование
фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа
предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к
подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову
«оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены,
а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование
фабрики.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала
безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным
ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к
подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову
«беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином,
а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Верный вариант:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно
беседовали.

Типичные ошибки.

1.Ошибка связана с неправильным употреблением составного сочинительного союза.

Запомните эти союзы:

не только …, но и…

не столько…,сколько…

как…, так и …

а) Нельзя изменять вторую часть двойного союза.

ОШИБКИ:

не только…, а и…

не столько…, но и

Пример. Комментарий.
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году. Неверно употреблён союз, в нём изменена вторая часть.

ВЕРНО.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.

б). Помните, что первая часть двойного союза ставится ПЕРЕД первым однородным членом, а не в другом каком-нибудь месте.

Пример. Комментарий.
В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее. В данном предложении однородные члены любовь, нечто большее.

Первая часть двойного союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.

ВЕРНО.

В народном творчестве о Байкале звучит (что?) не только огромная любовь, но и ещё нечто большее.

2.Нельзя соединять сказуемые с союзом И, если зависимые слова каждого из данных сказуемых стоят в разных падежах!

Пример. Комментарий.
Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой. Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю (ЧТО?) и наслаждаюсь (ЧЕМ?) классической музыкой.

ВЕРНО.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.

3.Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах.

Пример. Комментарий.
Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксы, маргаритки, ирисы. Олеся стояла в саду и любовалась (ЧЕМ?) цветами: (ЧЕМ?)флоксы, маргаритки, ирисы.

ВЕРНО.

Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками, ирисами.

4.Не могут быть однородными какой-то член в главном предложении и придаточное.

Пример. Комментарий.
Зверь осторожно пробирался по дороге, ведущей к деревне и по которой он ходил уже не раз. Зверь осторожно пробирался по дороге (КАКОЙ), ведущей к деревне и (КАКОЙ?) по которой он ходил уже не раз.

Однородными не могут быть причастный оборот (ведущей к деревне) и придаточное предложение (по которой он ходил уже не раз).

ВЕРНО.

Зверь осторожно пробирался по дороге, которая вела к деревне и по которой он ходил уже не раз.

5.Нельзя в начале ряда однородных членов использовать предлог, который НЕ может быть употреблён хотя бы с одним из однородных членов.

Пример. Комментарий.
В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным. В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

В домах, в парках — верно.

НО!!!

На площадях.

ВЕРНО.

В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

Таковы типичные ошибки в построении предложений с однородными членами, которые чаще всего встречаются в заданиях ЕГЭ. Запомните их, научитесь находить такие предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!

В этой статье:

Нарушение в построении предложения с причастным оборотомНарушение в построении предложения с деепричастным оборотомНеправильное употребление падежной формы существительного с предлогомОшибка в построении сложного предложенияНеправильное употребление числительных​Неправильное построение предложения с косвенной речьюОшибка в построении предложения с однородными членамиНарушение в построении предложения с несогласованным приложениемНарушение связи между подлежащим и сказуемымНарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части. Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.

Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении
причастный оборот, а также знать, что:

  • Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него.
  • Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших)

Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.

Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.

Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)

Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Чтобы узнавать
эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)

Предлог «ПО» в значении «после»
управляет предложным падежом.

по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ

Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.

Правильно: Благодаря повышению зарплаты.

Ошибка в построении сложного предложения

Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.

Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.

Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.

Неправильное употребление числительных

Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:

  • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
  • Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
  • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)

Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.

Правильно: Два тигра охотились на антилоп.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Обнаружить
эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал,
возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и
косвенной речи.

Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.

Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.

Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.

Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)

Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.

Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.

Теперь разберемся в терминах. Роман «Война и мир»: роман — это родовое понятие, «Война и мир» — приложение. В предложении изменяется по падежам родовое понятие, а несогласованное приложение стоит в именительном падеже и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину «Золотая осень», в учебном центре «MAXIMUM» .

Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».

Неправильно: В романе «Войне и мире».

Правильно: В «Войне и мире».

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.

Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в построении предложения с однород
  • Ошибка в построении предложения с обособленным определением
  • Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением это
  • Ошибка в последовательности предоставлении сведений что это значит
  • Ошибка в последовательности предоставлении сведений что значит налоговая