Ошибка в построении предложения с обособленным определением

Нарушение в построении предложения с обособленным определением – одна из ошибок, которую требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Если обособленное определение является причастием, то ошибка также называется «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Кроме этого данная ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и определение связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми.

Нарушение в построении предложения с обособленным определением: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с обособленным определением», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.

Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).

Верный вариант:

Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

Пример 2

Предложение:

Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).

Верный вариант:

Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Хочешь получить 5 баллов на ЕГЭ по русскому языку? Тогда тебе необходимо правильно решить № 8 на экзамене, это легкое задание, если полно разобраться в теории. Именно поэтому эта статья посвящена разбору этого задания.

Для верного решения этого задания необходимо знать:

Нарушения синтаксических норм

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Пример:  Благодаря (кому) Пете.
Вопреки (чему) опозданию.
Согласно (чему?) приказу.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ: по приездЕ к другу, по истечениИ договора, по прибытиИ в школу.

Предлоги: благодаря, согласно и вопреки употребляются только со словами в дательном падеже.

Предлог ПО употребляется с предложным падежом. 

2. Нарушение согласования.

Эта ошибка возникает при написании сложного предложения. Сложные предложения бывают:

  1. Сложносочиненные (они включают равноправные части).
  2. Сложноподчиненные (влючают наличие главной и придаточных частей).
  3. Сложные предложения с разными видами связей.

Пример:  Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной. 

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. 

Верный ответ:  Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

3. Нарушение в построении предложения с обособленным определением.

Эта ошибка допускается, если обособленное определение не согласуется с определяемым словом.

Пример: Она была девушкой, взволнованная своим внешним видом. 

Верный ответ: Она была девушкой,(какой?) взволнованной своим внешним видом.

4. Неправильное употребление имени числительного

Так, нужно знать правильное склонение числительных.

У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых — идет изменение  только последнего слова.

«Оба» употребляется только с существительными в единственном числе.

«Двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

5. Неправильное употребление местоимения.

Зачастую при письме или в речи образуются неверные формы местоимений, что указывает на просторечный характер высказывания. необходимо помнить об этом и не допускать ошибки. 

Пример: ихняя дача.

Верный ответ: их дача. 

6. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Пример: Она говорит, что я пишу все верно.

Верный вариант: Она говорит, что пишет все верно. 

7. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Важно знать, что объединять в один однородный ряд имена существительные и глаголы нельзя, также не надо это делать с полными и краткими формами прилагательных, причастий, причастных и деепричастных оборотов, родовыми и видовыми понятиями. 

Необходимо употреблять двойные союзы в правильной форме, а также не искажать верный порядок слов при их использовании. 

Не должно быть использовано много союзов подряд.

8. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Приложение бывает согласованным и несогласованным.

Согласованное приложение согласуется с главным словом в роде, числе, падеже. 

Пример: девушка-красавица; ему, ведущему передачу.

Несогласованное приложение имеет связь управление, что ставит его в определенный падеж.

Пример: Книга(какая?) «Отцы и дети».

Компания (какая?) «Ферма».

Шоколадки (какие?) «Милка» — шоколадками(какими?) «Милка».

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим.

Если подлежащее — существительное мужского рода, которое обозначает должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если есть указание на женский пол, то сказуемое будет женского рода.

Если подлежащее — сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.

Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое пишется в единственном числе.

Пример задания: 

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

Грамматические ошибки: Предложения:
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым  1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». 
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью  2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории. 
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии. 
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением  4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого. 
Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. 5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. 
6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. 
7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом. 
8) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. 
9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами».

Ответ: 89712

Давай разберем каждую ошибку и предложении подробнее:

A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 8) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя: верно будет «Никто (чего не делал?) не ожидал»;

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью — 9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами»: верно будет «… сыновьям, что они поедут в Запорожскую сечь и будут сражаться с ляхами»;

B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом — 7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом — верно будет: «…Маугли, (какого?) воспитанного… и сражавшемся…»;

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — 1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие»: верно будет: «В журнале «Юность» была впервые…»;

Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом — 2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории: верно будет: «Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории».

Не знаешь куда поступать? Пройди нашу проф-игру.

Профориентационная школа от Умскул — это бесплатное мероприятие для всех старшеклассников России, где 10 специалистов из разных областей расскажут подробнее о своей профессии.

В конце теста ты сможешь выявить свои предпочтения, а также зарегистрироваться на бесплатное мероприятие.

Населенный пункт: Рязанская область, с. Назаровка

  Тема урока: Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Основнаые цели урока :

Содержательная: расширение знаний учащихся о синтаксических нормах за счёт включения новых элементов – обособленных членов предложения.

Деятельностная: формирование умения употреблять обособленные члены предложения в устной и письменной речи согласно синтаксическим нормам.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с синтаксическими нормами употребления обособленных членов предложения.
  2. Отрабатывать умение находить ошибки в построении предложений с обособленными членами, редактировать тексты.
  3. Учить правильно использовать обособленные члены предложения в устной и письменной речи.
  4. Развивать речевую культуру и познавательный интерес.
  5. Воспитывать интерес к родному краю, к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение правильно употреблять обособленные члены предложения в устной и письменной речи

3. Умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
  • умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Личностные:

— Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

— Развитие критического мышления, орфографической зоркости.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • проектор,
  • интерактивная доска,
  • раздаточный материал,
  • презентация.

Формы организации деятельности:

— фронтальная работа;

— индивидуальная самостоятельная работа;

— групповая работа;

— работа в парах.

План урока:

1.Оргмомент – (3мин)

  • Видео – 1 мин
  • Словарная работа – 2 мин

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

  • Работа с эпиграфом.
  • Работа с предложением.

3) Актуализация знаний (2 мин)

  • Игра «Верно-неверно».

4) Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

  • Работа с таблицей — 4 мин
  • Редактирование предложений – 5 мин
  • Работа с таблицей — приём «Инсерт» — 5 мин

5) Первичная проверка понимания (6 мин)

  • Дифференцированное задание (6 мин)

6) Первичное закрепление (8 мин)

Творческое задание – устное монологическое высказывание. (8 мин)

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. – 1 мин.

ХОД УРОКА.

1) Организационный этап (3 мин)

— Добрый день, ребята и уважаемые гости! Меня зовут Людмила Владимировна. Я учитель русского языка и литературы. Приехала к вам из Чучковского района. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Ребята, я долго думала, с чего начать наш урок… И так как я сегодня у вас в гостях, то решила начать со следующей притчи. Итак, внимание на экран.

(Слайд 1 Видео)

https://www.youtube.com/watch?v=036-zh84JyQ&t=5s

О чём эта притча? А что такое гостеприимство? Объясните значение этого слова с помощью синонимов (доброжелательность, любезность, радушие)

— Ребята, предлагаю поработать над словом радушие. (Вывешиваю на доске). Какой корень в этом слове? Первоначально это слово выглядело так: радодушие. Оно содержало два корня: рад и душ.

Но в ходе фонетического развития утратило слог ДО и получилось радушие? Это явление в языке называется гаплология. Запишите это слово.

Вывешиваю слово гаплология

Гаплология — выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов.

— Кстати, обратите внимание, в самом слове «гаплология» гаплология отсутствует: при её наличии слово выглядело бы как «гаплогия».

Кто из вас встречался с данным понятием? Ребята, это может пригодиться тем, кто принимает участие в олимпиадах по русскому языку.

— Ребята, я надеюсь, что вы сегодня с радушием встретите меня, ну а я постараюсь быть хорошим гостем.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

А сейчас я предлагаю поближе познакомиться. У вас на партах лежат рабочие листы, на которых вы будете выполнять задания и оценивать себя. Напишите, пожалуйста, на них свои имя и фамилию.

— Ребята, в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова русского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова. О чём они нам говорят, прочитайте, пожалуйста.

Высокая культура речи –

это умение правильно, точно

и выразительно передавать

свои мысли средствами языка.

Сергей Иванович Ожегов

— О чём нам говорят слова русского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова?.

А что значит говорить правильно? (без ошибок, в соответствии с нормами РЛЯ)

Задание 1. Работа с интерактивной доской

Слайд № 2

— Прочитайте предложение.

Люди, умеющие красиво говорить, они ценились всегда.

— Соответствует ли данное предложение нормам русского литературного языка? Что вас смутило? Исправьте.

Люди, умеющие красиво говорить, ценились всегда.

— Какой раздел русского языка изучает предложение? (синтаксис)

— Значит, какие нормы здесь нарушены? (синтаксические, т.е. нормы, определяющие правильное построение предложений и словосочетаний)

Вывешиваю термин: синтаксические нормы – правила, регулирующие построение предложений и словосочетаний.

— Чем осложнено данное предложение? Обозначьте графически.

(Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Вывешиваю термины: обособленные члены предложения

— О чём же пойдёт речь сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые понятия.

Открываю тему урока «Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения»

— Запишите тему урока в рабочих листах.

(Приложение к уроку №1- рабочий лист)

— Ребята, исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего урока, чему мы должны научиться сегодня?

Слайд №3

Цель (появляется на слайде): научиться правильно строить предложения с обособленными членами.

Ребята, а как мы это будем делать?

Слайд №4

Задачи (появляются на слайде):

1) Познакомиться с синтаксическими нормами употребления обособленных членов предложения.

2) Отрабатывать умение находить ошибки в построении предложений с обособленными членами, редактировать тексты.

  1. Учиться правильно использовать обособленные члены предложения в устной и письменной речи.

3) Актуализация знаний (2 мин)

— Ребята, вы уже изучили обособленные члены предложения. А кто из вас уверен в своих знаниях? Давайте проверим.

Игра «Верно-неверно»

а)Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи. (верно)

б) Обособленные обстоятельства могут быть выражены только деепричастными оборотами. (неверно)

в) Всегда обособляются определения, выраженные причастными оборотами. (неверно)

г) Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению. (верно)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

4) Первичное усвоение новых знаний (15мин)

(- Итак, приступим к выполнению наших задач на уроке. А решить их поможет народная мудрость. Прочитайте пословицу) или

— Ребята, некоторые из вас ошибались. Есть такая пословица

«Ошибка учит людей уму-разуму»

— А как ошибка может научить? (Сделав ошибку, мы исправляем её, тем самым приобретая знание и опыт).

Вот и мы сегодня с вами на уроке будем учиться на ошибках.

Задание 2

Индивидуальная работа с таблицей (5 мин)

Слайд №5

(Таблица №1)

Поработаем с таблицей №1. Попробуйте сформулировать задание. (Соотнести предложения с типом ошибки). Но сначала обозначьте графически причастные обороты и определяемые слова. Это вам поможет выполнить задание правильно.

Предложения с ошибкой в употреблении обособленных определений, выраженных причастными оборотами.

Тип ошибки

  1. Дедушка сел на пенёк, соб…равший грибы.

1. Причастие не согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.

  1. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспита…ыми родителями.

2. Причастный оборот необоснованно отделён от определяемого слова другими словами (обычно он располагается непосредственно до или после определяемого слова)

  1. Я стоял у освещё…ого окна солнцем.

3. В состав причастного оборота ошибочно включено союзное слово.

  1. Цветы, которые укр…шавшие комнату, стояли по всем углам.

4. Определяемое слово включено в середину причастного оборота.

— Прочитайте первое предложение. Найдите причастный оборот (собиравший грибы). Обозначьте его графически. Найдите определяемое слово. Кто собирал грибы? (дедушка). Обозначьте его. Вберите., какой тип ошибки в данном предложении (укажите стрелкой). Проделайте то же самое с остальными предложениями.

Слайд №6

ПРОВЕРЯЕМ!

— Итак, проверяем. У вас на партах лежат сигнальные карточки. Если вы правильно выполнили задание, то показываем знак +, если неверно, то -.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

— Ребята, похожий тип задания вас ожидает на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Задание 3

Работа в парах (5 мин)

— А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Отредактируйте данные предложения, обсудив с соседом правильные варианты, и запишите их. Если у вас будут разные варианты, вы их оставьте для дальнейшего обсуждения.

Проверка

Слайд №7

ПРОВЕРЯЕМ!

— Ребята, а проверить я предлагаю следующим образом: та пара, которая правильно исправила предложение, встаёт и приветствует друг друга хлопком в ладоши.

— Итак, первое предложение. Есть ли другие варианты?

— Кто правильно обозначил обособленные определения и главное слово? Кто допустил ошибки?

— Кто правильно вставил буквы? Кто ошибся? (разбираю ошибки) Какую орфограмму вы повторили?

— Ребята, с какими же синтаксическими нормами вы познакомились?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

— А сейчас познакомьтесь с таблицей №2, которая расскажет вам о синтаксических нормах употребления обособленных обстоятельств, и поставьте на полях отметки: + — мне это известно, V — это новое для меня.

ПРИЁМ «ЗНАЮ-НЕ ЗНАЮ» (5 мин)

(Таблица №2)

Предложения с ошибкой в употреблении обособленных обстоятельств.

Правило

Исправленные варианты

+ (я это знал);

V (это новое для меня)

  1. Возвращаясь на базу, туристов измучил зной.

Деепричастный оборот, обозначающий дополнительное действие, и глагольное сказуемое, обозначающее основное действие, должны относиться к одному лицу.

Возвращаясь на базу, туристы измучились от зноя.

  1. Вернувшись с прогулки, нам захотелось отдохнуть.

Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении.

(Однако деепричастный оборот в безличном предложении возможен, если сказуемое выражено инфинитивом: Зная массу и ускорение, можно определить скорость).

Вернувшись с прогулки, мы захотели отдохнуть.

  1. Благодаря отца, я многое умею делать своими руками.

Предлоги: благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор требуют после себя дательного падежа.

Благодаря отцу, я многое умею делать своими руками.

  1. Благодаря наводнению, разрушен мост через реку.

Этот предлог следует употреблять в тех случаях, когда речь идет о благоприятных условиях.

Из-за наводнения разрушен мост через реку.

  1. Курсантам, вследствие предстоящего парада, будет выдано новое обмундирование.

Этот предлог следует употреблять, когда речь идёт о чём-то, что уже произошло.

Курсантам, ввиду предстоящего парада, будет выдано новое обмундирование.

  1. Ввиду состоявшегося вечером разговора, решение было принято.

Этот предлог следует употреблять, когда речь идёт о том, что ещё не произошло.

Вследствие состоявшегося вечером разговора, решение было принято.

— Итак, что для вас оказалось новым в данном материале? (Разбираем)

— Ребята, я предлагаю это закрепить на материале, который заодно и познакомит вас с местом, откуда я к вам приехала. Ведь в гостях принято рассказывать друг о друге.

У вас на партах лежат карточки с заданиями, на которых нарисованы ступеньки 1 и 2.

Они отличаются уровнем сложности. Выполнив правильно задание 1 уровня, вы сможете заработать 4 балла. За правильное выполнение задания 2 уровня вы сможете заработать 5 баллов. Выберете, пожалуйста, задание, соответствующее вашим возможностям.

— Кто выбрал уровень1-й? Вам предстоит расставить недостающие знаки препинания. Из каждой пары предложений выбрать то, в котором не нарушены синтаксические нормы (выписать номера предложений).

. Можете приступать к выполнению задания.

— Кто выбрал уровень 2-й? Перед вами начало журналистской статьи шестиклассника о культурно-историческом памятнике 18 века – Спасском храме. Так как шестиклассник ещё не знаком с темой употребления обособленных членов предложения, он допустил много ошибок. Отредактируйте, пожалуйста, данный текст.

5) Первичная проверка понимания (6 мин)

Задание 4

Дифференцированное (6 мин)

Уровень 1.

— Расставьте недостающие знаки препинания. Из каждой пары предложений выберите то, в котором не нарушены синтаксические нормы.

1) В Чучковском районе расположенным в восточной части Рязанской области родился первый кавалер ордена Славы Питенин Митрофан Трофимович.

2) Чучковский район связан с именами Протасьевых друживших с известным художником Тропининым.

  1. В имении Протасьевых, согласно проекту известного архитектора Матвея Казакова, была построена Спасская церковь.
  2. Культурно-историческая ценность, благодаря равнодушию людей, в настоящее время разрушается.
  1. Узнав о достопримечательностях Чучковского района возникло желание увидеть все собственными глазами.
  2. Тщательно изучив историю родного края шестиклассник написал в газету интересную статью.

Уровень 2.

— Отредактируйте начало статьи шестиклассника. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) При знакомстве с достопримечательностями родного края учитель рассказал нам о заброшенной Спасской церкви которая находящаяся вблизи села Протасьев Угол. 2) Меня очень заинтересовала история этого храма, и я захотел побольше узнать о нем.

3) Своё знакомство решил начать с экскурсии. 4) И с наступлением летних каникул сев на велосипед мне захотелось увидеть Спасскую церковь воочию. 5) Но найти её было не так-то просто. 6) Она была похожа на потерянную игрушку в лесу. 7) Потому что церковь, благодаря разрушенной кровле, выглядит беспризорной и никому не нужной.

Слайд №8

ПРОВЕРЯЕМ!

С помощью сигнальных карточек.

1 уровень.

— Кто правильно выполнил задание? (разбираю ошибки)

— Кто правильно расставил знаки препинания?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

2 уровень.

Слайды №9-10

ПРОВЕРЯЕМ!

— Кто правильно нашёл и отредактировал все 5 предложений? Кто пропустил или отредактировал неправильно?

— Кто правильно расставил недостающие знаки препинания? Кто допустил ошибки?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Слайд №11

— Молодцы, ребята! Ну а вот так выглядит Спасская церковь, единственная в Рязанском крае, построенная по проекту известного архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Точно такая же церковь (храм Космы и Домиана) находится в Москве на Маросейке. Только она, как вы видите, в отличие от Спасской церкви действующая, красивая и благоустроенная. А как он связан с Рязанью?

— Ребята, ну а теперь вы меня познакомьте с достопримечательностями вашего города. Предлагаю поработать в группах.

6) Первичное закрепление (8 мин)

Задание 5

Творческое задание

Работа в группах (8 мин)

1-я группа.

Задание. Представьте себе, что вы экскурсоводы. Выберите, пожалуйста, одну из предложенных вам достопримечательностей г. Рязани. Создайте небольшой текст экскурсии, используя причастные и деепричастные обороты (работа в группе).

2-я группа.

Слова учителя: Ребята, после урока, у меня будет много свободного времени. Я вот думаю, куда мне пойти: в кинотеатр? А может, зайти в библиотеку Горького и провести вечер за чтением интересной книги? Помогите мне решить этот вопрос: кино или литература? Если в вашей группе мнения разойдутся, то каждый защитит свою точку зрения.

Задание. Создайте небольшой текст-рассуждение на тему «Кино или литература?», используя в нём обособленные определения и обстоятельства.

(Приложение к уроку №2 – раздаточный материал для работы групп)

— Ребята, скажите, какую роль сыграли обособленные члены предложения в ваших текстах?

Употребление обособленных членов предложения делает нашу речь богатой, яркой, точной, образной.

«Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин)

«Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»

ОЦЕНТИЕ СЕБЯ!

  1. Подведение итогов урока, рефлексия – 2 мин.

— Вспомните какую цель мы ставили в начале урока?

— Достигли ли мы её? (да)

— Со всеми ли задачами мы справились?

— Ребята, а для чего надо знать этот материал? Где можно применить эти знания?

Предлагаю оценить свою деятельность на уроке, посчитайте баллы и обведите отметку, которая у вас получилась.

— У кого получилась отметка «5»? 4?

— У кого возникали трудности при выполнении заданий? Поставьте в рабочих листах напротив этих заданий галочку.

— Что необходимо сделать, чтобы эти трудности преодолеть?

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

— Дома у вас будет возможность закрепить этот материал.

На карточках зелёного цвета – домашнее задание. Из трёх предложенных заданий вы можете выбрать то, которое соответствует вашим возможностям и интересам. Также здесь вы увидите мои контактные данные и ссылку на мой сайт, где вы можете найти полезный материал для подготовки к урокам русского языка и литературы.

— Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы оказались радушными хозяевами. Мне было с вами интересно и приятно общаться. Я буду рада, если наше общение продолжится. Наш урок окончен, спасибо всем за работу. Удачи вам, ребята!

(Приложение к уроку №3 – раздаточный материал для домашней работы)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Находится на улице Ленина, рядом с Рязанской областной филармонией.

Скульптура: иллюстрация к знаменитой поговорке «А у нас в Рязани — грибы с глазами! Их едят, а они глядят!».

Авторы: Василий и Полина Горбуновы и архитектор Максим Журавлев.

Арт-объект изображает целую семью: гриба-отца и двоих его сыновей в окружении лесных обитателей.

Несмотря на то, что монументу совсем немного лет, он уже стал символом Рязани. Туристы спешат к скульптуре, чтобы сделать памятные фото. Да и сами горожане любят прогуливаться в этом месте или сидеть на ближайших лавочках.

2. Памятник Евпатию Коловрату

Рязанская земля оказалась первой жертвой Батыевой орды, которая двинулась на Русь в 1237 г. Рязанцы всегда стойко противостояли набегам степняков, но это бедствие превосходило все, что было ранее. Князь Юрий Ингваревич попросил подмоги у соседей и родственников в Чернигове и Владимире. В составе посольства был и молодой боярин Евпатий Коловрат. Он узнал о падении родного города, вернулся назад, набрал дружину добровольцев и бросился вслед за Батыем. Догнал монголов под Суздалем и дал бой, который испугал самого хана и навеки прославил героизм русских воинов.

Хотя Евпатий Коловрат и погиб в этой схватке, но в памяти народной он остался символом смелости, ратной доблести и верности отчизне. Памятник мужественному рязанцу установлен в центре города в 2007 г. Автор конной статуи — местный скульптор Олег Седов.

Постамент из красного гранита — напоминание об обагренной кровью рязанской земле. Молодой воин, вздыбив коня, призывает своих соратников к битве. На его лице непреклонная решимость идти до конца.

Кремль — без сомнения, самая главная достопримечательность Рязани. На территории кремля располагается историко-архитектурный музей-заповедник, который считается одним из старейших музеев в России. Год основания — 1884.

Главная доминанта Рязанского кремля — Успенский собор. Он построен по проекту крепостного зодчего Якова Бухвостова.

Это самая древняя часть города. Она образована в 1095 году. В то время Рязань называлась Переяславль-Рязанский.

Главной доминантой Рязанского кремля считается Успенский собор. Храм возводился с 1693 по 1699 годы. Собор украшен искусной белокаменной резьбой. Интересно, что детали рисунка уникальны — ни одна из них не повторяется.

На территории Рязанского кремля находится в общей сложности 8 храмов. Самым старым зданием считается Христорождественский собор, он построен в 15 веке. Его много раз реставрировали и перестраивали, поэтому не все элементы сохранились.

Архангельский собор — одно из самых старых зданий на территории кремля. Этот памятник древнерусской архитектуры был построен в 15—17 веках. Здесь располагалась усыпальница рязанских архиереев.

Не менее интересны и другие объекты. Самое большое гражданское здание кремля — Дворец Олега. Дворец богато украшен барочным фронтоном и теремными окнами, а также цветными наличниками. Здесь жили рязанские архиереи. Сегодня в этом здании расположены историческая экспозиция музея и выставочные залы.

Особое внимание стоит уделить древнему земляному валу, который служил оборонительным сооружением в 13—17 веках. Его протяженность составляет 290 метров. Сразу за валом был расположен большой ров с водой.

Упражнение 1. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Запишите исправленные предложения.

1 . Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.

2. . Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

3. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

Упражнение 2. Перепишите предложения, вставляя вместо точек предлоги благодаря, ввиду, вследствие, с учетом их лексического значения.
1….ожидаемых заморозков принять меры предосторожности и провести профилактику оборудования. 2: …ремонта железнодорожного полотна пассажирский поезд пришел с опозданием.

3. ..мужеству и самообладанию водителя авария была предотвращена.

Упражнение 3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

а) сначала читается вступительная статья.

б) меня поразило богатство нашего языка.

в) обратите внимание на иллюстративный материал.

г) многие слова окажутся вам неизвестными.

Напишите отзыв о прошедшем уроке, употребив деепричастные и причастные обороты и предлоги благодаря, вследствие, ввиду.

  Полный текст статьи см. приложение

Иногда
встречаются речевые ошибки грамматического
типа, в частности, связанные с нарушением
согласования или управления.

Речевые
ошибки грамматического типа, связанные
с нарушением согласования членов
предложения.

Например:

Были
даны консультации учителям,
обратившихся
за помощью.

Время,
выделенного
на повышение квалификации учителей,
было явно недостаточно.

В
первом примере причастная форма
дательного падежа (учителям, обратившимся
за помощью) ошибочно заменена формой
родительного падежа.

А
во втором примере слово время
следует
употребить в родительном падеже (времени,
выделенного на повышение квалификации).

В
обоих случаях нарушено грамматическое
согласование причастия с существительным.

Большинство
этих художников
было
(следует:
были)
мастерами цвета. –
Глагол
– связка составного именного сказуемого
согласуется не с подлежащим, а со своей
именной частью (т.н. обратное согласование).

Примеры
с нарушением лексико-грамматического
управления слов
:

В
школьной мастерской был проведен ремонт
четырем
станкам
.

Пусть
Владимир Иванович
поделится
с нами
о
том,

что его волнует.

В
первом примере следует употребить форму
родительного падежа (ремонт четырех
станков), а не дательного. Во втором —
возвратный глагол поделится
требует
формы творительного падежа (поделится
тем), но не предложного.

Многочисленны
ошибки на смешение предложного и
беспредложного управления.

Например:

оплачивайте
за проезд
(вместо:
оплачивайте
проезд)

описывает
о чем-либо
(вместо:
описывает
что-либо)

Иногда
управляемое слово ставится не в той
падежной форме, которую требует
управляющее слово.

Например:

заведующий
библиотеки
(вместо:
заведующий
библиотекой)

Часто
в падежных сочетаниях употребляются
не те предлоги, которые необходимы.

Например:

зол
против него
(вместо:
зол
на него)

преимущество
над кем-либо
(вместо:
преимущество
перед кем-либо

Неясность
высказывания может возникнуть в
результате двузначности
некоторых форм косвенных падежей
.

Например,
дательный падеж может обозначать и
субъекта действия, и адресата. Если эти
значения не различаются, высказывание
теряет ясность:

Журналисту
приходилось многое объяснять –
неясно,
объяснял ли журналист или ему объясняли.

Возможны
ошибки и при употреблении однородных
членов предложения, требующих разных
падежей управляемого слова.

Например:

Как
разводить и ухаживать за кроликами
(вместо:
как
разводить кроликов и ухаживать за ними).

Следует
избегать расположения цепочкой нескольких
однородных падежных форм – нанизывания
падежей.

Например:

Проверка
будет произведена назначенной
администрацией комиссией.

1.5.2.2.3 Речевые ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении

Речевые
ошибки могут быть связаны с неправильным
порядком слов и предложении.

Например:

Космодром
согревает теплыми лучами солнце.

Фраза
получилась двусменной. Не заменяя самих
слов, следует лишь первое и последнее
слова
поменять местами:

Солнце
согревает теплыми лучами космодром.

Возможен
и второй
правильный вариант:

Космодром
согревается теплыми лучами солнца.

Еще
примеры:

Сделанный
доклад Сережей о развитии портретной
живописи все слушали с большим интересом.

Правильный
вариант: Доклад
о развитии портретной живописи, сделанный
Сережей, все
слушали
с большим интересом.

Дубровский
поймал крестьян Троекурова в своих
лесах, кравших у него дрова
(из
изложения школьника).

Правильный
вариант: Дубровский
поймал в своих лесах крестьян Троекурова,
кравших у него дрова.

Для
того, чтобы таких ошибок не делать
следует знать некоторые особенности
порядка
слов в предложении.

Некоторые
особенности порядка слов в простом
предложении.

I.
В
русском языке широко распространены
предло­жения с прямым порядком главных
членов, когда подлежащее (или группа
подлежащего, т. е. под­лежащее с
зависимыми от него словами) стоит впереди
сказуемого (или группы сказуемого, т.
е. сказуемого с зависимыми от него
словами).

Например:

Костер
догорел…
Лагерь
проснулся
(Г.
Ф.);

Сюжет
романа
всецело раскрывает его идейную
направленность
(Посп.).

Примечания:

1.
Подлежащее всегда стоит на первом месте
в предложениях с составным именным
сказуемым при нулевой связ­ке.

Например:

Мой
брат

врач

В
таких предложениях при измене­нии
места главных членов изменяется смысл
предложения: Врач

мой
брат.

2.
На
первом месте в предложении подлежащее
стоит и тогда, когда только порядок слов
помогает отличить его от прямого
до­полнения.

Например:

Троллейбус
обогнал автобус
(т.е.
троллейбус двигался быстрее автобуса);

при
изменении места существительного
меняется смысл предложения.

Например:

Автобус
обогнал троллейбус
(т.
е. автобус двигался быстрее троллейбуса).

II.
Сказуемое
стоит впереди подлежащего (обратный
порядок главных членов) в предложе­ниях,
которые сообщают о лице, предмете,
времени и сказуемыми которых выступают
глаголы бытия, возник­новения, течения
действия/

Например:

Жили-были
Сима
с Петей
(М.);

Наступил
день
спектакля
(Ф.
Ш.);

Шла
последняя
попытка в метании диска у женщин
(газ.).

В
таких предложениях глаголы имеют
ослабленное лексическое значение.

III.
В составных сказуемых глагол-связка
или вспо­могательный глагол предшествует
именной части или неопределенной форме
глагола.

Например:

Жизнь
является
выс­шим
мерилом
искусства
(А.
Н. Т.);

«Борис
Годунов»
был
закончен
7
ноября 1825 г.
(А.
Н. С);

Гагин
начал
копаться
в
своих рисунках
(Т.).

IV.
Внутри групп подлежащего и сказуемого
распо­ложение второстепенных членов
связано со способом их морфологического
выражения.

Так,
согласованное определение стоит впереди
определяемого слова.

Например:

Тихий
ветер
дует с
мутной
реки
(М.
Г.)

При
наличии нескольких


неоднородных
определений, выраженных прилагатель­ными,
ближе к определяемому слову стоит
относитель­ное прилагательное.

Например:

Желтые
дубовые
за­росли
стояли в росе
(Пауст.)

Несогласованное
определение стоит пос­ле определяемого
слова.

Например:

Муза
Пушкина
была
вскормлена и воспитана творениями
предшествующих
поэтов
(Бел.)

Впереди
определяемого слова стоят при­тяжательные
местоимения его,
ее, их.

Например:

Звук
его
голоса
также изумил меня
(Т.)

Дополнение
стоит обычно после слов, к которым
относится.

Например:

Я
прекратил свои
вопросы
и
велел поставить
чайник
(П.)

При
наличии прямого и косвен­ного дополнений
прямое обычно ставится перед косвен­ным.

Например:

Пантелей
ел
кашу
из
деревянной чашеч­ки
(Ч.)

Однако
при обозначении лиц косвенное допол­нение
в дательном падеже обычно помещается
перед прямым.

Например:

Он
прочел
мне
повесть
наизусть
(П.);

Я
тотчас сообщил
кучеру
его
[Касьяна]
пред­ложение
(Т.)

Обстоятельства
образа действия, выра­женные
качественными наречиями на -о,
-е,
и
обстоя­тельства степени обычно стоят
перед словом, к которому относятся.

Например:

Приезд
его
сильно
не
понравился Савельичу
(П.);

Анатоль
искренне
любил
Долохова
(Л.
Т.);

Инсаров
казался
очень
грозным
(Т.)

Другие
обстоятельства чаще употребляются
после тех слов, к которым относятся.

Например:

Человечество
идет
вперед
(Ч.);

Ручеек
поворачивал
направо
и
струил­ся
вдоль
оврага
(Сол.);

Плавание
по реке было опас­но
вследствие
быстроты
течения
(Арс.).

V.
Первое место в предложении могут
занимать обстоятельства или дополнения,
которые в таком слу­чае приобретают
большую самостоятельность, относясь
ко всему предложению в целом.

Например:

В
период южной ссылки Пушкина
его
литературная слава все растет
(А.
Н.
С);

Через
несколько минут
они
подошли к развалинам крепости
(Пауст.);

В
ее голосе
слыша­лось
удивление
(Ч.)

VI.
Выше
были рассмотрены основные случаи
по­рядка слов в предложении, отражающие
современные нормы. Как видно, размещение
слов в предложении от­носительно
свободно, что и позволяет пишущему
изме­нять их обычный порядок, чтобы
добиться большей выразительности,
экспрессивности речи. Особое расположение
слов в предложении, не совпадающее с их
обычным порядком, называется инверсией
(от лат. inversio

перестановка, переворачивание). Чаще
всего к приему инверсии прибегают
писатели и публицисты. Отметим некоторые
ее случаи.

Вынесение
подлежащего в конец предложения.

Например:

Вдали
появляется противник. Брута… играл я
(Станисл.).
(Ср. обычный порядок: Я
играл Брута.)

Расположение
согласованного определения после
определяемого слова, а несогласованного
— перед ним.

Например:

Следует
говорить о текущей литературе Союза
Советов как о работе
коллективной
(М.
Г.) (Ср. обычный порядок: Следует
говорить о текущей ли­тературе Союза
Советов как о коллективной работе.);

Он
изучал истории
законы.
(Ср.
обычный порядок: Он
изучал законы истории.)

Вынесение
на первое место в предложении имен­ной
части составного сказуемого.

Например:

Широки
знойные
степи
(С.-М.).
(Ср. обычный порядок: Зной­ные
степи широки.)

Разъединение,
размещение на расстоянии синтак­сически
связанных членов предложения.

Например:

Успех
я
имел
огромный
(Ф.
Ш.)
(Ср. обычный порядок: Я
имел огромный успех.);

Широкие
открывались
взору
пространства
(С.-М.)
(Ср. обычный порядок: Взору
открывались широкие пространства.);

Ночевать
мы
отправились
на
протоку
(Наг.).
(Ср. обычный порядок слов: Мы
отправились ночевать на протоку.)

VII.
При
построении предложений следует обращать
серьезное внимание на порядок слов. В
частности, не­оправданное разъединение
синтаксически связанных слов, неудачное
их расположение могут привести к
за­труднениям в восприятии текста, к
нежелательной двусмысленности.

Например:

В
основе сюжета пьесы
«Гроза»
лежит с жестоким «темным царством»
траги­ческий конфликт главной героини
(подлежащее
неоправ­данно отделено от сказуемого:
следовало сказать: В
осно­ве сюжета пьесы «Гроза» лежит
трагический конфликт главной героини
с жестоким «темным царством»
или
Трагический
конфликт главной героини с жестоким
«темным царством» лежит в основе сюжета
пьесы «Гро­за»);

После
слов Софьи
моментально
присутствующие
узнают
о сумасшествии Чацкого
(обстоятельство
обра­за действия неправомерно
поставлено перед подлежа­щим
присутствующие
вместо
сказуемого узнают,
поэто
му
возникло комически звучащее сочетание
моменталь­но
присутствующие;
следовало
сказать: После
слов Софьи присутствующие моментально
узнают о
…).

Порядок
слов в предложениях с обособленными и
необособленными распространенными
определениями.

I.
Причастный оборот и прилагательное с
зависи­мыми словами должны стоять до
или после сущест­вительного, к которому
относятся, и не должны вклю­чать его
в свой состав.

Например:

Он
не
мог вынести укора,
написанного
в глазах товарищей
или
Он
не мог вынести
написанного
в глазах товарищей
укора.

Но
не­правильно: Он
не мог вынести
написанного
укора в гла­зах товарищей;

Публика
встретила поэта с радостью,
неожиданной
для него
или
Публика
встретила поэта с
неожиданной
для него
радостью.

Но
неправильно: Публика
встретила поэта с
неожиданной
радостью для него

II.
При построении предложений, включающих
рас­пространенные определения, нужно
учитывать возмож­ность возникновения
нежелательной двузначности.

На­пример:

На
собрании было заслушано сообщение
командира студенческого отряда,
приехавшего
со
строй­ки
(не
вполне ясно, кто приехал: командир или
отряд).

В
зависимости от смысла высказывания
предложение можно было бы построить
так: На
собрании было заслу­шано сообщение
командира
приехавшего
со
стройки студенческого
отряда
или
На
собрании было заслушано сообщение
приехавшего
со
стройки
командира
студен­ческого
отряда.

Замена
придаточных предложений причастными
и деепричастными оборотами.

I.
Причастный
оборот близок по значению к определительному
придаточному предложению.

На­пример:

Счастлив
путешественник,
попавший
в нетрону­тые края
(С.-М.).
Счастлив
путешественник,
который
попал в нетронутые края

Таким
образом, придаточ­ное определительное
предложение и причастный оборот являются
синонимическими, параллельными
конструк­циями.

Разница
между ними состоит в следующем:

а) причастный
оборот, как и причастие, свойствен
книжным стилям, а придаточное
определительное — стилистически
нейтрально;

б) причастный
оборот обладает большей сжатостью и
краткостью (см. приведенный выше пример);

в) причастный
оборот может стоять и до, и после
определяемого существительного.
Например, вполне возможно: На
заросшем
молодым ельником
берегу
лежит поваленная береза
(С.-М.)
и На
берегу,
зарос­шем
молодым ельником,
лежит
поваленная береза.

Причастный
оборот нередко помогает избежать
не­желательного повторения слова
который
или
двусмыс­ленности, двузначности
придаточного предложения.

На­пример:

Лесная
сторожка,
в
которую
мы
часто заходим, находится недалеко от
шоссе,
которое
ведет
в город.

Лесная
сторожка, в
которую
мы
часто заходим, нахо­дится недалеко
от шоссе,
ведущего
в
город;

Дом
отдыха стоял на берегу залива,
который
был
покрыт мелкой галькой.

Дом
отдыха стоял на
покрытом
мелкой галь­кой
берегу
залива

Следует
учитывать, что придаточное предложение
именно как предложение, имеющее свою
грамматиче­скую основу, может передавать
более разнообразные значения сравнительно
с причастным оборотом; по­этому не
всегда придаточное определительное
предло­жение можно заменить
причастным оборотом. Так, нельзя
произвести замену причастным оборотом
при­даточного определительного,
сказуемое которого выра­жено формой
будущего времени глагола или формой
сослагательного (условного) наклонения.

Например:

Мы
хотим пойти на публичную лекцию, которая
состоит­ся
в
Доме культуры
(замена
невозможна, так как в рус­ском языке
нет причастия будущего времени
«состоящийся»);

Необходимы
опытные специалисты,
которые
бы изучили
эту
проблему
(замена
невозможна, так как причастие не образует
форм сослагательного наклоне­ния
«изучившие бы»)

Не
могут быть заменены причастным оборотом
при­даточные предложения, если в них
слово который
стоит
в любом падеже, кроме именительного
падежа и вини­тельного без предлога.

Например:

Пешеходный
туннель,
который
соединяет
противоположные
части улицы.

Туннель,
соединяющий
…;

Войти
в туннель,
который
соединяет

.

Войти
в туннель,
соединяющий

.
Но
невозможно перестроить: Туннель,
по
которому шли пе­шеходы;
Туннель,
в
который вошли пешеходы

Примечание:

Сказанное
о причастных оборотах относится и к
распространенным обособленным
определениям, выраженным прилагательными
с зависимыми словами. Такие распространенные
определения могут выступать как
синонимические конструкции к
соот­ветствующим придаточным
определительным предложениям.

Напри­мер:

На
небе замерли легкие облака,
розовые
от заката.

На
небе замерли легкие облака,
которые
были розовыми от заката

II.
Деепричастный оборот синонимичен
неко­торым придаточным предложениям:
времени, причины, условия, уступки,
сравнительным (образа действия).

Например:

Услышав
выстрел,
Касьян
быстро закрыл глаза рукой
(Т.).
Когда
Касьян услышал выстрел,
он
быстро закрыл глаза рукой
(или:
Как
только Касьян услышал выстрел,
он
быстро закрыл глаза рукой;
Едва
Касьян услышал выстрел,
он
…);

Я
несколько раз про­сыпался ночью,
боясь
проспать утро
(Л.
Т.). — Я
не­сколько раз просыпался ночью,
потому
что (так как, оттого что)
боялся
проспать утро

Как
и причастный оборот, деепричастный
оборот свойствен книжным стилям. По
сравнению с парал­лельными придаточными
предложениями он отличается большей
краткостью и выразительностью. Однако
при­даточные предложения, благодаря
наличию различных союзов, более четко
передают оттенки значений, харак­теризующие
каждый тип таких предложений.
Помимо
приведенных
выше примеров, ср. еще: Взявшись
за де­ло,
доведи
его до конца.

Если
(раз, когда, коли, еже­ли) взялся за
дело,
доведи
его до конца.

Замена
придаточного предложения деепричастным
оборотом возможна тогда, когда главное
и придаточ­ное относятся по смыслу к
одному подлежащему.

На­пример:

Когда
мы обсудили
положение,
то
решили
про­должать путь без проводников.

Обсудив
положение,
мы
решили
продолжать
путь без проводников.

Однако
невозможна замена в таком, например,
предложении: Когда
мы
вышли
на
берег,
солнце
было
уже
низко над горизонтом
(Арс.)
(в главном и придаточном предло­жениях
подлежащие разные)

Невозможна,
естественно, замена придаточного
предложения деепричастным оборотом и
тогда, когда от данного глагола
деепричастие не образуется.

Напри­мер:

Когда
он
пишет
доклад,
то очень тщательно вы­веряет все факты
(замена
невозможна, так как в совре­менном
языке деепричастие пиша
не
употребляет­ся)

Ошибки
в построении сложноподчиненных
предложений
.

При
употреблении сложноподчиненных
предложе­ний весьма распространенными
являются следующие ошибки:

1. Придаточное
определительное предложение со словом
который
бывает
оторвано от определяемого существительного,
что затрудняет верное восприятие смысла.

Например:

Ряд
отрицательных явлений общест­венной
жизни можно встретить еще и в наши дни,
про­тив которых были направлены
сатирические произведе­ния поэта.
Это
предложение можно исправить так: Еще
и в наши дни можно встретить ряд
отрицательных явле­ний в общественной
жизни, против которых были на­правлены
сатирические произведения поэта.

  1. Неправильно
    совмещаются конструкции простого и
    сложного предложений.

Например:

Пьеса
разобла­чает
«темное
царство»
и
как
Дикие и Кабанихи жестоко

относятся
к зависимым от них людям
(неправомерно
соединены дополнение и придаточное
предложение). Предложение можно
исправить, например, так: Пьеса

разоблачает
«темное
царство»,
показывает,
как
жестоко Дикие и Кабанихи относятся к
зависимым от них людям

  1. Неправильно
    объединяются на правах однород­ных
    конструкций причастный оборот и
    придаточное определительное предложение

Например:

На
столе у него лежала книга,
открытая
на одной и той же стра­нице и которую
он никогда не читал.

Предложение
можно было бы исправить так: На
столе у него лежала
открытая
на
одной и той же странице
книга,
которую
он
никогда не читал.

  1. В
    предложениях с последовательным
    подчине­нием неоправданно повторяются
    одинаковые союзы.

Например:

Некоторые
критики полагали,
что
автор
так молод,
что
едва
ли сможет убедительно решить постав­ленную
проблему.

Предложение
можно исправить, на­пример, так:
Некоторые
критики полагали,
будто
автор
так молод,
что
едва
ли сможет убедительно ре­шить
поставленную проблему.

  1. Неправомерно
    повторяются близкие по значению
    подчинительные союзы.

Например:

Он
считал,
что
будто
мы
его неправильно поняли.

В
этом предложении сле­довало употребить
один из союзов: Он
считал,
что
мы

его
неправильно поняли
(выражается
утверждение) или Он
считал,
будто
мы
его неправильно поняли
(выра­жается
предположение)

  1. В
    конструкции сложноподчиненных
    предложений, представляющих собой
    косвенную речь, включаются элементы
    прямой речи.

Например:

Корчагин
твердо заявляет,
что
к
буденовцам
я
обязательно
перейду

В
косвенной речи личные и притяжательные
местоиме­ния (а также личные формы
глагола) передаются от лица автора,
рассказчика, а не того человека, чья
речь передается.

Например:

Корчагин
твердо заявляет, что
он
к
буде­новцам обязательно
перейдет

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

1. Первая ошибка, которую тебе нужно запомнить и полюбить, — ошибка в построении предложения с несогласованным приложением.

Это одна из самых лёгких грамматических ошибок!

📌 Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки (запомни слово «кавычки»).

🔸 Если в предложении есть родовое слово (например, книга), то изменяется по падежам оно, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в книге «Война и мир».
🔸 Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира».

2. Предложение с косвенной речью представляет собой СПП.

Давай сравним:
Мы сказали: «Твоя шерсть похожа на радугу» (прямая речь).
Мы сказали, что его шерсть похожа на радугу (косвенная речь, СПП 🐾).

Какие ошибки могут быть связаны с построением предложения с косвенной речью?

🔸Личное местоимение из предложения с прямой речью в косвенной должно меняться. Если этого не происходит, образуется грамматическая ошибка. Рассмотрим на нашем примере.

Ошибочно было бы построить предложение так:
Мы сказали, что твоя (!) шерсть похожа на радугу.
В прямой речи было местоимение «твоя» , значит в косвенной — «его» /«ее».

🔸Лишний сочинительный союз (как правило, «что» )
▪️ Грамматическая ошибка: Мы спросили, что хочет ли он завести друзей.
▪️ Правильный вариант: Мы спросили, хочет ли он завести друзей (В предложении есть ЛИ в роли союза).

3. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

На самом деле, чтобы найти эту грамматическую ошибку, тебе нужно обратить внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий.

Давай разбираться на примерах:
🌿 Я работаю невнимательно, а в результате сделал много нелепых ошибок.
работаю, сделал — глаголы-сказуемые стоят в разном времени (настоящем и прошедшем) и виде (несовершенный и совершенный). Это грамматическая ошибка.
🌿 Правильные варианты:
🔸 Я работаю невнимательно, а в результате делаю много нелепых ошибок.
🔸 Я работал невнимательно, а в результате делал много нелепых ошибок.

4. Связь между подлежащим и сказуемым.

🔸 Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».

Запомни❗️
КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН сочетаются со сказуемыми в единственном числе.
ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со сказуемыми во множественном числе.

Все, кто пошли в лес, остался доволен — грамматическая ошибка.
Правильный вариант:
— все остались
— кто пошел

🔸 Если подлежащее представляет собой аббревиатуру, то сказуемое согласуется с основным словом (существительное):
▪️ МГУ праздновал свой юбилей (Московский государственный университет).
▪️ Ошибочно сказать: МГУ праздновало свой юбилей.

Подлежащее и сказуемое неделимы! Не забывай согласовывать их 💕

5. Ошибка в построении предложения с обособленным определением (в заданиях ЕГЭ встречается только причастный оборот).

🔸 Самая часто встречающаяся ошибка — попадание определяемого слова внутрь причастного оборота.
▪️ {Пришедшие} зрители {на встречу с режиссером} прошли в зал (определяемое слово «зрители» оказалось внутри причастного оборота — грамматическая ошибка).
▪️ Правильный вариант:
{ Пришедшие на встречу с режиссером } зрители прошли в зал.

🔸 У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка).

🔸 Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу. Иначе — грамматическая ошибка.
▪️Жители города, (какие?) напуганные приближающейся грозой, спрятались дома.
▪️Ошибка: Жители города, напуганных приближающейся грозой, спрятались дома.

6.  Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Что это такое?

Запомни ❗️
Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию.
Благодаря умения, согласно расписания — ошибки.

Запомни ❗️
Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И.
🔸 по прибытиИ,
🔸 по окончаниИ,
🔸 по завершениИ,
🔸 по истечениИ,
🔸 по приездЕ,
🔸 по прилетЕ.
по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда).

7. Ошибка в построении сложного предложения 😼

В чем эта ошибка может заключаться?

🔸 неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза
🔹 ОШИБКА: Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
В контексте данного сложноподчинённого предложения употребление союза «что» является излишним, так как придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи союзного слова «насколько».
🔹 ПРАВИЛЬНО: Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

🔸 неверное присоединение придаточной части (создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения)
▪️ придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
🔹 ОШИБКА: [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет
Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
🔹ПРАВИЛЬНО: [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением это
  • Ошибка в последовательности предоставлении сведений что это значит
  • Ошибка в последовательности предоставлении сведений что значит налоговая
  • Ошибка в последовательности предоставлении сведений фнс что значит
  • Ошибка в последовательности предоставлении сведений как исправить