- Главная
- ЕГЭ. Теория по векам. Правители
- Киевская Русь
- Первый — последний
- ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 552.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 552.
В нашей речи, к сожалению, могут иногда встречаться грамматические ошибки. Одна из них – нарушение связи между подлежащим и сказуемым, о чем мы и поговорим в этой статье.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Особенности согласования подлежащего и сказуемого
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа не является словосочетанием, так как имеет особенности грамматических отношений между входящими в нее словами.
Между подлежащим и сказуемым существует особая двусторонняя связь, которая называется “предикативной”. Ее необычность в том, что оба слова являются и главными, и зависимыми: можно поставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.
Предикативная связь очень прочная, поэтому ее нарушения искажают смысл предложения или делают его непонятным. Это грубая грамматическая ошибка. В каких случаях она может возникнуть?
Ошибка в роде
Если сказуемое может иметь какой-то род (это глагол прошедшего времени единственного числа, причастие или прилагательное), он должен совпадать с родом подлежащего.
В большинстве случаев это не представляет сложности. Но бывает иногда так, что определение рода существительного вызывает затруднения. Это может быть в следующих случаях:
- аббревиатура;
- несклоняемое существительное;
- существительное общего рода или название профессии;
- некоторые существительные, по преимуществу оканчивающиеся на Ь.
Род аббревиатуры, согласно правилу, определяют по главному слову.
, МГУ – университет, мужской; ООН – организация, женский и т.д.
Большинство несклоняемых существительных относятся к среднему роду. Но есть и те, род которых определить сложнее. Это
- топонимы (названия географических объектов);
- одушевленные существительные;
- названия еды.
Род географических названий определяют по родовому понятию (Тбилиси – город, мужской; Миссисипи – река, женский).
Род названий некоторых блюд и напитков определяется так же (салями – колбаса, женский; кофе – напиток, мужской).
Род несклоняемого и т.п. существительного, называющего лицо, определяется с учетом пола этого лица.
При существительном, называющем профессию женщины, определение ставится в мужском роде, а сказуемое – в женском (у нашего врача Петровой; врач пришла).
У некоторых существительных род часто путают. Например, слова “тюль” и “шампунь” мужского рода, а их нередко употребляют в женском.
Во всех сомнительных случаях род существительного можно уточнить в любом словаре!
Ошибки в числе
Эти ошибки встречаются реже. Обычно их можно встретить с сложноподчиненных предложениях с конструкцией “те, кто” (или «все, кто»).
Суть ошибки в том, что пишущий невнимательно относится к структуре предложения и поэтому путает сказуемые главной части и придаточной.
Рассмотрим возможные примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым в предложении “Те, кто приехал раньше, уже попили чаю” (“Все, кто приехал раньше, уже попили чаю”).
Эти предложения построены правильно. В придаточной части подлежащее “кто” – это всегда единственное число. Сказуемое “приехал” стоит также в единственном числе. В главной части подлежащее “те” (или “все”) стоит во множественном числе, и сказуемое “попили” тоже во множественном.
Ошибка заключается в том, что либо сказуемое главной части ставят в единственном числе, либо сказуемое придаточной – во множественном.
Вот примеры этих ошибок: “Те, кто приехали раньше, уже попили чаю” или “Те, кто приехал раньше, уже попил чаю”.
В обоих примерах нарушение связи между подлежащим и сказуемым в числе.
Что мы узнали?
Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативной связью. Они согласуются в числе и, если сказуемое выражено соответствующей частью речи, в роде. Род существительного всегда можно уточнить в словаре. Чтобы не ошибиться в числе, надо внимательнее следить за тем, “где чье сказуемое”.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Зоя Гаджиева
10/10
-
Юлия Князева
9/10
-
Сергей Ефремов
9/10
-
Вероника Маслова
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 552.
А какая ваша оценка?
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:
- не совпадает число подлежащего и сказуемого;
- не совпадает род подлежащего и сказуемого.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
- Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
- Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
- Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
- Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
- Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
- Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Те, кто придут позже, займут свободные места.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.
Те, кто придет позже, займут свободные места.
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.
Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.
Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.
Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.
Сухуми раскинулась на самом берегу моря.
Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.
Сухуми раскинулся на самом берегу моря.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – задание 7 ЕГЭ русский язык».
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — правила согласования и примеры предложений
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — распространенная ошибка не только у школьников и студентов, но и среди взрослых.
В интернете часто можно видеть тексты и предложения, в которых сказуемое не согласуется с подлежащем либо по падежу, либо по роду.
Правила согласования подлежащего со сказуемым
Определить, когда предложение построено правильно, можно по следующим признакам:
С числительным в роли подлежащего с окончанием «один» используется существительное единственного числа.
Форма сказуемого не зависит от обособленного оборота.
Местоимение «кто» употребляется с глаголами в единственном числе, мужском роде.
Во многих случаях неправильно используется падежная форма. Чтобы построение было правильным, поможет таблица падежей.
Часто предлог помогает понять, как связаны в предложении слова.
Примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым
Рассмотрим несколько примеров, выявим ошибки и объясним как правильно писать.
Пример 1
«Те, кто не придут завтра в школу, получат замечания».
В данном случае допущена ошибка. Придаточная часть подчиняется главной, но сказуемое придаточной части зависит от слова, к которому относится.
«Те, кто не придет завтра в школу, получат замечания».
Пример 2
«Соревнования – это важная часть жизни спортсменов, при которых каждый из участников претендуют на победу».
Произошло нарушение связи между главным и придаточным предложением.
Главные члены придаточного предложения: «каждый» и «претендует», ошибка произошла именно в последнем слове.
Пример 3
«Коллектив рабочих не были распущены».
Это простое предложение не согласовано, в нем упоминается о рабочих, но действие совершается в отношении коллектива.
Поэтому правильно будет так:
«Коллектив рабочих не был распущен».
Пример 4
«Сорок один человек работали на ферме».
Очень частый случай написания. Предложение несогласованное, правильный вариант:
«Сорок один человек работал на ферме».
Пример 5
«Тема произведений были интересны».
Это частая ошибка многих студентов. В предложении говорится об интересной теме, а не о произведениях.
Написать следует так:
«Тема произведений была интересна».
Теперь между членами предложения проявляется связь.
Пример 6
«Журналисты, в частности городская газета, привлекает много внимания к той проблеме».
Вопрос нужно ставить от существительного в главной части, а не от слова, которое выделено запятыми.
Правильно будет так:
«Журналисты, в частности городская газета, привлекают много внимания к той проблеме».
источники:
http://poznaemvmeste.ru/index.php/teoriya-ist/kievskaya-rus/9-pervyj-poslednij/1223-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-sintaksicheskie-normy-narushenie-svyazi-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym
http://nauka.club/russkiy-yazyk/narushenie-svyazi-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym.html
Как проверить, есть ли ошибка согласования подлежащего со сказуемым?
Выделите в предложении подлежащее и сказуемое, задав к ним вопросы.
Проверьте, согласовано ли сказуемое с подлежащим, а не с второстепенным членом предложения. Сказуемое нужно согласовывать именно с подлежащим, а не с другими словами.
Род, число и лицо сказуемого должны совпадать с родом, числом и лицом подлежащего.
В каком роде? Сложные случаи согласования подлежащего со сказуемым
Если подлежащее — существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, или существительное общего рода, род сказуемого определяется из контекста.
К нам приехала профессор из Америки.
Вася, ты ужасный плакса!
Если подлежащее — сокращение и аббревиатура, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
СССР распался в 1991 году. (СССР — союз, мужской род)
Местоимения кто, никто, кое-кто употребляются с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Никто нам этого не говорил.
В каком числе? Сложные случаи согласование подлежащего со сказуемым
Единственное число, если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
К нам приехал двадцать один студент.
Единственное число, если подлежащее имеет только единственное число: молодежь, крестьянство, народ, студенчество.
Народ проголосовал за принятие новой конституции.
Единственное число, если подлежащее имеет в своем составе слова много, немного, мало.
Много веков прошло с тех пор.
Единственное число, если перед подлежащим есть частицы только, лишь.
Лишь небольшая часть граждан участвовала в выборах.
Согласование подлежащего со словами ряд, большинство, меньшинство, несколько
В каком числе должно быть сказуемое, если подлежащее содержит слова большинство, меньшинство, несколько, ряд? Например: большинство избирателей, несколько человек, ряд организаций.
В единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов
Большинство одобряет политику президента.
На заседании присутствовало меньшинство.
В единственном числе, если речь идет о неодушевленных предметах
Большинство поправок не вызывает возражений.
Меньшинство школ перешло на новую систему.
Во множественном числе во всех остальных случаях.
Ряд министров выступили за продолжение реформы. (Подлежащее — одушевленное существительное).
Часть собранных средств пойдут на благотворительность. (При подлежащем есть причастие или придаточное со словом который).
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М . Прокопьева »
Слайд 2
Задание 8 Синтаксические нормы русского языка Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Слайд 4
Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ В сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «ВСЕ, КТО…» при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы-сказуемые употребляются во множественном числе.
Слайд 5
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы Те , кто бывал в Якутии, видел , как вдоль берега реки Лена тянется комплекс вертикально вытянутых скал, получивший название Ленские столбы. Все, кто бывали в Оймяконе, знают, что в феврале 1933 года была зарегистрирована температура -67,7 градусов.
Слайд 6
Правильный вариант построения предложения Те , кто бывал в Якутии, видели, как вдоль берега реки Лена тянется комплекс вертикально вытянутых скал, получивший название Ленские столбы. Все, кто бывал в Оймяконе, знают, что в феврале 1933 года была зарегистрирована температура -67,7 градусов .
Слайд 7
Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта ошибка У подлежащего « ТЕ » должно быть сказуемое в форме множественного числа (ВИДЕЛИ), так как подлежащее « ТЕ » стоит во множественном числе. У подлежащего « КТО » должно быть сказуемое в форме единственного числа (БЫВАЛ), так как подлежащее « КТО » стоит в единственном числе .
Слайд 8
ЗАПОМНИТЕ!!! п одлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе; Подлежащее КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе.
Слайд 9
Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ . подлежащее главного предложения «организм» ед. числа ; следовательно, его сказуемое « требуют » тоже должно быть ед. числа . Приведём верное написание: Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуЕт ежедневного поступления необходимых питательных веществ.
Слайд 10
Пример предложения без местоимений « ТЕ» (ВСЕ). Каждый , кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка », сочувствуют главным героям . Подлежащее КАЖДЫЙ требует сказуемого в единственном числе. Приведём верное написание: Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуЕТ главным героям.
Слайд 11
Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных . подлежащее «каждый» требует единственного числа от сказуемого « запрещают ». Приведём верное написание: Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещаЕт арендаторам держать домашних животных .
Слайд 12
Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Газета «Московский комсомолец» опубликовал статью известного кинокритика . сказуемое «опубликовал» согласовано с приложением, именем собственным. А нужно согласовать со словом «газета», оно является подлежащим. Приведём верное написание: Газета «Московский комсомолец» опубликовалА статью известного кинокритика .
Слайд 13
Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. слово « портмоне » имеет средний род . Поэтому сказуемое должно быть среднего рода. Приведём верное написание: Портмоне нашЛОСЬ , но вот денег и карт в нём не оказалось.
Слайд 14
Пример предложения без местоимения «ТЕ » (ВСЕ). Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов ? к подлежащему, выраженному местоимением КТО сказуемое ставится только в муж.роде един. числа. Приведём верное написание: Кто, как не сама природа, научиЛ будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов ?
Слайд 15
Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея . подлежащим является слово администрация ( ед.число ), и сказуемое должно быть тоже ед. числа. Уточняющие члены не влияют на число сказуемого. Приведём верное написание: Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовалА на открытии музея.
Слайд 16
Приведите верное написание Те , кто хоть раз в жизни бывал в Африке, с восторгом рассказывает о своих приключениях и мечтает вернуться туда снова. Все , кто изучали процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики. Многие из тех, кто прошли войну, уже не могут участвовать в парадах и праздничных шествиях. Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам. Все , кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . Те , кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.
Слайд 17
Верное написание предложений Те, кто хоть раз в жизни бывал в Африке, с восторгом рассказываЮт о своих приключениях и мечтает вернуться туда снова. Все, кто изучаЛ процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики. Многие из тех, кто прошЕЛ войну, уже не могут участвовать в парадах и праздничных шествиях. Он был одним из тех, кто не любИЛ говорить по пустякам. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнЯт бродягу Варлаама . Те, кто служит делу просвещения, снаряжаЮт молодых в долгий путь по жизни, развиваЮт их ум и способности, благословляЮт на творческий поиск.
Слайд 18
Приведите верное написание На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу. Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере. Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову. Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства». Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», был возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа.
Слайд 19
Верное написание предложений На уроке все, кто прочитал учебник, смогЛИ выполнить самостоятельную работу. Те, кто знал Николая до войны, не могЛИ не заметить перемен в его характере. Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднялИ голову. Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, моГУт определить и тему, и основную мысль текста. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладеваЮт им в совершенстве. Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знакомЫ с оценкой критика «тёмного царства». Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», былИ возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа.
Слайд 20
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) Все, кто однажды почувствовал вкус поэтического слова, не сможет разлюбить поэзию. 2) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 3) Он почему-то решил то, что ему надо срочно бежать на вокзал за билетом, потому что боялся опоздать. 4) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. 5) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
Слайд 21
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым . 2) На витрине самыми запоминающимися были двое штук часов в виде фигур животных, выполненных из слоновой кости. 3) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть. 4) Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 5) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет .
Слайд 22
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А . Есенин . 2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда. 3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. 4) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека. 5) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде .
Слайд 23
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются. 2) У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы 3) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна. 4) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики . 5 ) Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком ?