Ошибка в положение государственного органа

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 61

1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка — исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет:

1) сбор и обработку пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств;

2) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

(часть 7.3 в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 546-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее — иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Исправление реестровой ошибки

Понятие реестровой ошибки

Понятие реестровой или по другому кадастровой ошибки прочно вошло в профессиональную терминологию. Связано это с изменениями законодательства РФ и вступления в силу ряда поправок. Что же такое реестровая ошибка?

Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) ошибка в документах (например, в межевом плане, техническом плане, карте-плане объекта землеустройства или акте обследования), представленных в Росреестр. Например, неточности в границах, допущенные кадастровым инженером при проведении работ по межеванию земельного участка.

Наиболее распространенными реестровыми ошибками являются:

  • наложение границ соседних земельных участков;
  • несоответствие границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению.

Последствия реестровой (кадастровой) ошибки заключаются в трудностях, которые могут возникнуть при совершении сделок с земельными участками.

Поскольку ЕГРН содержит недостоверные сведения о координатах, а, возможно, и о его площади, купить такой земельный участок захотят немногие, так как после приобретения реестровую ошибку придется исправлять, а это непростой процесс.

В любом случае, даже при отсутствии намерения продать или иным образом распорядиться принадлежащим земельным участком необходимо привести его фактические границы на местности в соответствие с «юридическими» границами, координаты которых содержатся в ЕГРН.

В соответствии с ч. 3 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, закон позволяет исправить реестровую ошибку двумя способами: в досудебном или в судебном порядке.

Вместе с тем, на практике исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка возможно лишь в судебном порядке, поскольку при таком исправлении всегда есть риск нарушения прав и интересов смежных землепользователей.

Именно поэтому в упомянутом выше Законе закреплено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Учитывая изложенное, для исправления реестровой (кадастровой) ошибки необходимо обратиться в суд, составить исковое заявление об исправлении реестровой ошибки. 

В ряде случаев в зависимости от позиции сторон (истца или ответчика) может потребоваться проведение судебной землеустроительной экспертизы.

По итогам судебного разбирательства суд примет решение, которое будет основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно координат границ земельного участка.

Срок давности исправления реестровой ошибки

Действующим законодательством специальный срок давности по искам об исправлении реестровой ошибки не предусмотрен, однако следует помнить, что за исправлением такой ошибки следует обратиться в суд не позднее трех лет с момента ее выявления, которое происходит как правило по результатам межевания земельного участка. При этом три года — это общий срок исковой давности, предусмотренный Гражданским кодексом РФ.

Решение суда об исправлении реестровой ошибки

После вступления в законную силу решения суда необходимо подать его в Росреестр через Многофункциональный центр (МФЦ) для учета изменений.

Реестровая ошибка исправляется органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, которые свидетельствуют о ее наличии и содержат верные сведения, либо решения суда, вступившего в законную силу (ч. 3 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Остались вопросы? Обращайтесь!

Новое постановление Пленума состоит из 32 пунктов, в которых разъясняются правила применения главы 22 КАС и главы 24 АПК. Пока речь идет о проекте: по результатам обсуждения документ решили отправить на доработку. Обычно этот процесс занимает одну-две недели.

Споры с властью

Суды могут принимать решения, которые несут имущественные последствия для граждан и организаций. Например, когда требуется вернуть излишне уплаченные налоговые и таможенные платежи, страховые взносы и исполнительские сборы, или выплатить компенсацию за незаконные решения чиновников. При этом требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, бездействием или действием властных органов, должны предъявляться отдельным иском.

Решения, действия и бездействия

ВС объясняет, что в судебном порядке можно оспорить разные действия и решения чиновников. Они могут быть приняты в письменной и электронной форме, в том числе и в автоматическом режиме.

Но обратиться в суд можно в случае несогласия не только с формализованным решением, но и любым другим. Например, предметом судебного контроля могут стать действия, связанные с организацией дорожного движения, вроде установки новых знаков или настройки светофоров. «Действия могут совершаться, в частности, посредством размещения информации в сети «Интернет», — подчеркивает ВС.

Бездействием, которое можно оспорить, считается ситуация, когда чиновник не делает, что должен. Например, не рассматривает поступившее к нему заявление или не спешит принимать по нему решение.

Проверки и решения

Пленум объясняет, что акты налоговых и таможенных проверок не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания. В то же время заинтересованные лица могут обжаловать решения, принятые по результатам проверок. 

Это же касается документов, подтверждающих какие-либо обстоятельства, например правовой статус гражданина или организации. Оспорить можно только решение, принятое по этим документам.

Не только госорганы и чиновники

Пленум ВС допускает обжалование в судебном порядке не только решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Ответчиком по таким спорам могут выступать и «наделенные публичными полномочиями органы, не имеющие статуса юридического лица»: например, экзаменационные или призывные комиссии. А еще разрешается оспаривать действия организаций, наделенных «отдельными государственными или иными публичными полномочиями», и к таким ВС относит, например, психиатрические лечебницы и больницы ФСИН.

Неоспоримые

В проекте постановления Пленум ВС объясняет, какие решения или действия нельзя обжаловать по правилам КАС и АПК:

❌ Решения, принятые в ходе производства по уголовному делу. Их можно оспорить по правилам ст. 125 УПК («Судебный порядок рассмотрения жалоб»).

❌ Решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении. «Доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела», — подчеркивает ВС.

❌ Отказы в применении амнистии.

❌ Решения, которые нужно обжаловать по правилам КоАП или 25-й главы АПК («Рассмотрение дел об административных правонарушениях»).

Содержание важнее формы

Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела о защите прав, свобод и законных интересов заявителя определяется судом. Он должен учитывать характер правоотношений, из которых вытекает требование заявителя, а не форму обращения. «Оформление искового заявления вместо административного искового заявления не влияет на определение вида судопроизводства», — подчеркивает Пленум.

Место суда

По общему правилу административные исковые заявления рассматриваются по месту нахождения госоргана, принявшего спорное решение. Кроме того, КАС позволяет подать иск по месту жительства гражданина или нахождения организации. Если решения госоргана распространяются на территорию нескольких субъектов или всю страну, подавать иск можно там, где будет исполняться спорное решение.

Сроки на обжалование

Срок обращения в суд считается со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Вопрос о причинах пропуска срока суд может поднять и самостоятельно, не дожидаясь мнения участников спора. 

Пленум ВС Пленум ВС объяснил, как погашается и снимается судимость

«Возвращение административного иска другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд», — подчеркивает Пленум. В то же время, если заявителю не хватило документа, который должен был выдать госорган, пропуск срока признают уважительным.

Внутриведомственная апелляция

В некоторых случаях законодательство допускает оспаривание решения госоргана в вышестоящем органе. Например, такой порядок предусмотрен для решений налоговиков. Если по результатам внутренней апелляции решение останется в силе, то суд будет рассматривать именно первоначальное решение. Если же вышестоящий орган изменит или отменит решение, тогда предметом рассмотрения суда будет именно апелляционный акт.

Самостоятельность суда

Суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, он вправе оценить решение со ссылкой на нормы права, не указанные в иске. Не связан суд и доводами жалобы, потому что ему в любом случае нужно проверять имеющие значение для дела обстоятельства.

Формальные нарушения порядка принятия решений по общему правилу не могут служить основанием для признания их незаконными, подчеркивает ВС. Другое дело, если нарушения были существенными и повлияли на права заявителя.

Аналогия закона

Отдельный пункт проектируемого постановления посвящен вопросу применения аналогии права. В спорах с чиновниками это возможно, например когда есть пробел в правовом регулировании. «В частности, посредством применения аналогии судом могут быть преодолены пробелы, связанные с отсутствием подзаконных актов, определяющих порядок реализации права гражданином или организацией», — объясняет Пленум. Аналогия невозможна, если она ограничивает права и свободы гражданина или организации.

Ограниченное усмотрение

Суды могут признавать незаконными решения чиновников, принимаемые по усмотрению. Пленум приводит в пример ситуацию, когда местные власти решили перенести пешеходный переход. Суд может разобраться в вопросе и отменить решение, если чиновники не учли все обстоятельства, влияющие на безопасность дорожного движения.

Прекращение производства

Суд может прекратить производство по спору с госорганом, если тот исправил свою недоработку, отменил свое решение или прекратил бездействие. Но разбирательство точно продолжится, если заявитель дополнительно попросил о компенсации морального вреда или возмещении ущерба, причиненного действиями или бездействием чиновников.

  • Верховный суд РФ

Уважаемые члены Ассоциации «Союз кадастровых инженеров»!

В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» приступил к исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН без привлечения средств правообладателей. О планах по проведению указанной работы представители центрального аппарата Росреестра информировали профессиональных участников кадастровой деятельности на совещании, которое состоялось 25 мая текущего года в формате видеоконференцсвязи. И вот уже почти неделю ленты региональных новостей пестрят сообщениями о подготовке каждым из территориальных подразделений ведомства в соответствующем субъекте Российской Федерации более нескольких тысяч решений о необходимости исправления реестровых ошибок.

В связи с изложенным Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» считает необходимым напомнить порядок выявления/исправления реестровой ошибки и довести следующую информацию.

Понятие «реестровой ошибки» и порядка ее исправления установлены статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 3 статьи 61 Закон о регистрации недвижимости реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся:

— в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы;

— в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3 ст.61 Закона о регистрации недвижимости).

Следует обратить внимание, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки утвержден приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 (далее – Порядок, приказ Росреестра №П/0241).

При выявлении реестровой ошибки территориальный орган Росреестра направляет письмо-поручение в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». В соответствии с вышеуказанным Порядком, ФГБУ «ФКП Росреестра» проводит соответствующие мероприятия по определению координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров объектов капитального строительства. На основании полученных материалов Росреестр принимает решение о необходимости исправления реестровой ошибки (далее – Решение) и направляет его в адрес правообладателя объекта недвижимости.

Порядок и способы направления органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. №136 ( в редакции приказа Минэкономразвития России от 11.12.2017 №669).

Решение о необходимости устранения реестровой ошибки принимается органом регистрации прав только в случаях:

если такая ошибка в описании местоположения границ земельного участка выявлена органом регистрации прав в случае, предусмотренном частью 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости;

если такая ошибка выявлена органом регистрации прав либо по заявлению правообладателя земельного участка в случае, предусмотренном частью 4 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости (с учетом положения части 6 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости).

Далее, правообладатель, в течение трех месяцев может самостоятельно представить в Росреестр кадастровые документы для исправления реестровой ошибки в порядке осуществления кадастрового учета изменения характеристик объекта недвижимости. Указанный трехмесячный срок предоставления документов может быть продлен по заявлению правообладателя, на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на 3 (три) месяца (то есть увеличен до 6 (шести) месяцев). В случае непредоставления документов необходимых для исправления реестровой ошибки, Росреестр вносит изменения в сведения ЕГРН без согласия правообладателя.

Решение о необходимости устранения реестровой ошибки должно содержать (часть 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости):

— дату выявления такой ошибки,

— ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных,

— указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Согласно части 9 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости, споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 той же статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Возможные последствия для кадастрового инженера, в результате ошибочных действий которого возникла реестровая ошибка:

— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности при поступлении в адрес саморегулируемой организации кадастровых инженеров информации о допущенной им реестровой ошибке. Привлечение к дисциплинарной ответственности и выбор меры дисциплинарного воздействия осуществляется специализированными органами СРО в соответствии с внутренними документами (замечание, предупреждения, и иные меры воздействия согласно внутренним документам, в случае когда реестровых ошибок меньше 10, кроме меры касающейся исключения кадастрового инженера из СРО);

— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде исключения из СРО КИ в случае принятия за последние 3 (три) года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав 10 (десяти) и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в ЕГРН ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства (реестровая ошибка) (пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Обращаем внимание, что кадастровый инженер, исключенный из саморегулируемой организации по основанию пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не вправе претендовать на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в течение 2 (двух) лет (часть 19 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Учитывая изложенное, Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» настоятельно рекомендует своим членам, исключающим случаи допущения реестровой ошибки вследствие своих действий, а именно ошибки, содержащейся в подготовленными ими межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, которая была воспроизведена в последующем в ЕРГН, оспаривать Решения Росреестра путем обращения в территориальный орган Росреестра и, при необходимости, в судебном порядке.

Обращение в территориально подразделение ведомства может содержать возражение на Решение Росреестра с требованием его отмены (аннулирования), а также запрос на предоставление материалов, подтверждающих выявление реестровой ошибки с ее описанием и свидетельствующих о ее допущении вследствие ваших действий как кадастрового инженера (в том числе подготовленный органом регистрации права отчет о результатах контрольного определения координат характерных точек границ и площади земельного участка, контура здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, содержащий в том числе соответствующую схему границ, информацию о примененном методе и точности определения координат, а также описание конкретных некорректных сведений с обоснованием их квалификации как ошибочных ), необходимых для целей последующего обращения в суд.

Оспаривание необходимо для исключения таких решений из статистики результатов вашей профессиональной деятельности, в целях недопущения необоснованных исключений из саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Напоминаем, что информация о результатах профессиональной деятельности кадастрового инженера, в том числе количестве реестровых ошибок, признанных ведомством как следствие ошибочных действий кадастрового инженера, размещается в Государственном реестре кадастровых инженеров (ГРКИ) на сайте Росреестра.

Принимая во внимание, что пунктом 13 Порядка, утвержденного приказом Росреестра №П/0241 предусмотрено уведомление только правообладателей объектов недвижимости, которых Росреестр считает «заинтересованными лицами», Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» рекомендует регулярно (ежемесячно) проверять сведения ГРКИ и в случае отражения в результатах Вашей профессиональной деятельности сведений о допущенных реестровых ошибках незамедлительно направлять в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении копий принятых решений о необходимости устранения реестровых ошибок, содержащих в том числе информацию о дате выявления реестровой ошибки, описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации содержащихся в ЕГРН сведений как ошибочных, указания, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, а также отчетных материалов, необходимых для оспаривания такого решения в судебном порядке.

Подобным образом следует поступать, в случае поступления подобной информации (о получении соответствующих решений Росреестра) от заказчиков ранее выполненных Вами кадастровых работ.

Какие решения и действия госорганов и должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке, в чем заключается роль суда при рассмотрении указанных споров, и какие обстоятельства необходимо выяснить для правильного разрешения административного дела? Во вторник Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял постановление о некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ.​


Оспариваемые решения​

К решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, содержащие волеизъявление и порождающие правовые последствия для граждан или организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений, отмечает ВС.​

При этом решения могут быть приняты как в письменной, в том числе в электронной форме (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме (например, выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, муниципальный контроль).​

«По правилам главы 22 КАС РФ, главы​ 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию», — уточняет пленум.​

Он добавляет, что требования, не вытекающие из публичных правоотношений, включая требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, совершением действий (допущенным бездействием), могут быть отдельно предъявлены гражданином или организацией в порядке гражданского, арбитражного судопроизводства.​

Несогласие с налоговой проверкой​

В то же время акты налоговых и таможенных проверок не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. ​

«При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.)», — указывает высшая инстанция.​

Содержание документа ​

При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, высшая инстанция советует судам анализировать его содержание.​

«О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет», — говорится в тексте постановления. 

Обжалование действий ​

Пленум обращает внимание, что может быть оспорено волеизъявление государственного органа или должностного лица, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. ​

«Например, предметом судебного контроля могут выступать действия, связанные с организацией дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения; строительство и обустройство пешеходных переходов; согласование работы светофорных объектов и управление данными объектами и т.п.). Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети Интернет», — отмечает ВС.​

Правила подсудности​

В постановлении также разъясняются нюансы определения подсудности по названной категории дел.​  ​

По общему правилу административные иски рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти, напоминает Верховный суд.​

При этом, если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта, территорию субъекта РФ, территорию нескольких​ регионов или на всю территорию Российской Федерации, административный иск, подсудный районному суду (арбитражному суду субъекта РФ), по выбору административного истца может быть подан также в суд того района (субъекта РФ), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий.​

«Например, административное исковое заявление (заявление) об​ оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья​ 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об​ исполнительном производстве»); административное исковое заявление (заявление) об​ оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) – по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об​ оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности – по месту совершения необходимых действий», — указывает высшая инстанция.​

Активная роль суда ​

Рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, подчеркивает высшая инстанция. ​

ВС напоминает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. ​

«Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении», — отмечает ВС. ​

Важные обстоятельства ​

Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов административного иска, заявления суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства: ​

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление; ​

2) соблюдены ли сроки обращения в суд; ​

3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). ​

Кроме того, ВС указывает, что суду также надлежит проверить соблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.​

Доверие граждан​

Высшая инстанция напоминает, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять граждан или организации​ обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.​

«В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи​ 226 КАС РФ, часть 4 статьи​ 200 АПК РФ)», — отмечает ВС.​

Он разъясняет, что​ судам надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций. При этом отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.​

Никита Ширяев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в полисе осаго заявление
  • Ошибка в построении предложения с несогласованным предложением примеры
  • Ошибка в полисе осаго при дтп
  • Ошибка в построении предложения с несогласованным определением примеры
  • Ошибка в полисе осаго в номере птс