Ошибка в определении признаков текста о каждом теле

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 11.05.2023 20:30

Богданова Елена Витальевна

Учитель русского языка и литературы

рейтинг12 006
место1 968

Местоположение

Россия, Алтайский край Михайловский район с. Михайловское

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест подготовлен в Лаборатории аттестационных технологий (ЛАТ) МИПКРО. Авторы теста В.И. Капинос, Л.П. Пучкова

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Пишется о.

Варианты ответов
  • а) предл..гать
  • б) отр..сль
  • в) пров..кация
  • г) уд..лить зуб

Вопрос 2

2. Пишется е.

Варианты ответов
  • а) наде..вшийся
  • б) кле..щий
  • в) рожь колыш..тся
  • г) высме..нный

Вопрос 3

3. Слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

Варианты ответов
  • а) ш..повник
  • б) безотл..гательно
  • в) з..ря
  • г) п..кет

Вопрос 4

4. Предложение с пунктуационной ошибкой.

Варианты ответов
  • а) Препираясь они не замечали даже, что ветер, сгибавший струю фонтана, сыплет на них сеяную водичку.
  • б) Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зёрна.
  • в) Вы, я думаю, привыкли к этой великолепной природе.
  • г) И вода, и берег, и туча — всё сливалось в непроницаемый мрак.

Вопрос 5

5. Пишется слитно

Варианты ответов
  • а) (Не) распустившиеся ещё бутоны гвоздик качались на тонких ножках.
  • б) (Не) привычные к физическому труду люди не смогут стать фермерами.
  • в) Кладовщик, (не) колеблясь, согласился на наше предложение.
  • г) (Не) правда нужна была этим людям, а утешение.

Вопрос 6

6. Продолжите предложение. Работая над романом…

Варианты ответов
  • а) писателем были изучены сотни архивных документов.
  • б) писателю разрешили пользоваться архивными документами.
  • в) пришлось долгие часы просиживать в архиве.
  • г) у писателя не было четкого плана.

Вопрос 7

7. Пишется одно н

Варианты ответов
  • а) купле..ый дом
  • б) преда..о смотрел
  • в) преда…ый слуга
  • г) билеты уже прода..ы

Вопрос 8

8. Слово с суффиксом -чив-.

Варианты ответов
  • а) уклонч..вость
  • б) бич..вавший
  • в) поч..вать
  • г) выруч..в

Вопрос 9

9. Ударение на первом слоге.

Варианты ответов
  • а) приняв
  • б) клала
  • в) занята
  • г) звонит

Вопрос 10

10. Предложение без грамматических и логических ошибок.

Варианты ответов
  • а) Пьеса ставилась не только в столичных театрах, а также и в провинциальных.
  • б) Любимой забавой было взятие снежной крепости или кататься на санях с нежной горы.
  • в) Лиза — девушка тихая, но с характером.
  • г) Все дрожат и не хотят утратить свою свободу.

Вопрос 11

11. Запятая на месте скобок не ставится.

Варианты ответов
  • а) Мне ( ) как старому москвичу ( ) дороги эти ветхие и неказистые домики.
  • б) В безветренную погоду озеро блестело ( ) как зеркало.
  • в) Спина Семёна согнулась ( ) точно тяжесть легла на неё.
  • г) Кучевые облака ( ) как клубы дома.

Вопрос 12

12. Ошибка в объяснении написания слова.

Варианты ответов
  • а) неглаже..ое бельё — одно н в суффиксе прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида
  • б) печё..ое на углях мясо — нн в полном причастии (с зависимым словом)
  • в) назревать — е в глагольном суффиксе -ева-
  • г) закле..нный — е в суффиксе причастия -енн-

Вопрос 13

13. Пишется не

Сколько уже н ( 1 ) узнали люди об окружающем мире, какие успехи н( 2 ) сделала наука,

человек н( 3 ) может н( 4 ) искать новых открытий.

Варианты ответов
  • а) 1,2
  • б) 3,4
  • в) 1,2,3,4
  • г) 2,3,4

Вопрос 14

14. Ошибка в образовании грамматической формы.

Варианты ответов
  • а) все инженера
  • б) одну туфлю
  • в) полутораста домами
  • г) лягте

Вопрос 15

15. Предложения с пунктуационной ошибкой.

Варианты ответов
  • а) Река вышла из берегов — прервалось сообщение с городом.
  • б) Вокруг стало светло: зажглись прожектора.
  • в) Вдруг я чувствую — кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  • г) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся.

Вопрос 16

16. Тире в предложении. 

Он просил оставить его дома — не оставили.

Варианты ответов
  • а) разделяет подлежащее и сказуемое
  • б) отделяет обобщающее слово от однородных членов
  • в) обозначает пропуск члена предложения
  • г) разделяет части сложного бессоюзного предложения

Вопрос 17

17. Предложение, которое соответствует схеме [  ], и [  ]. (Знаки препинания в предложениях не раставлены.)

Варианты ответов
  • а) Гудок возник внезапно резко нарушив ночное безмолвие и постепенно заполнил собою ночь.
  • б) Дорогу замело снегом и нам посоветовали переночевать в деревне.
  • в) В лесу было прохладно и пахло ландышами.
  • г) Я смутно почувствовал что в жизни моей наступил какой-то перелом и может быть к худшему.

Вопрос 18

18.Часть речи определена неверно.

Велика (ли) штука муравей, что(бы) разбиваться настойчиво, куда и за (чем) он лезет (на) верх по дереву?

Варианты ответов
  • а) велика ли — прилагательное и вопросительная частица
  • б) чтобы — подчинительный союз
  • в) на верх — предлог и существительное
  • г) зачем — наречие

Вопрос 19

19. Лексическое значение определено неверно.

Варианты ответов
  • а) невежда — невоспитанный, грубый человек
  • б) изморозь — иней на ветках деревьев, на проводах
  • в) кампания — мероприятия для осуществления какой-либо важной задачи
  • г) шокировать — приводить в смущение нарушением правил приличия

Вопрос 20

20. Пишется слитно.

Варианты ответов
  • а) (на) лету
  • б) (по) видимому
  • в) железо (бетонный)
  • г) (черно) бурый

Вопрос 21

21. Пишется раздельно.

Варианты ответов
  • а) (Не) смотря на конец октября, солнце жгло невыносимо.
  • б) Эта задача (на) подобие предыдущей
  • в) Кругом всё то (же) поле, те (же) холмы, то (же) прекрасное небо
  • г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду влезть.

Вопрос 22

22. Необходимы запятые на месте цифр.

Чаадаев без пространных рассуждений просто сравнивал (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть

в Европе (5) и это как раз потрясало больше всего.

Варианты ответов
  • а) 2, 3, 4, 5
  • б) 1, 3, 5
  • в) 2, 4, 5
  • г) 2, 3, 4

Вопрос 23

23. Ошибка в анализе предложения.

Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

Варианты ответов
  • а) предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
  • б) состоит из трех простых предложений
  • в) 1-ое предложение двусоставное, грамматическая основа — безветрие стояло
  • г) последнее предложение односоставное безличное, грамматическая основа — бывает

Вопрос 24

24. Ошибка в определении признаков текста.

О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определённое положение в пространстве. Если положение тела в пространстве с течением времени изменяется, то говорят, что тело движется. Таким образом, движением тела называется изменение его положения в пространстве с течением времени.

Варианты ответов
  • а) стиль речи — научный
  • б) тип речи — рассуждение
  • в) средства связи предложений — лексический повтор, однокоренные слова, вводные слова
  • г) способ связи между предложениями — параллельный

Тест (англ. —
«испытание, проверка»)— со­вокупность заданий, которые позволяют опре­делить,
измерить уровень владения школьни­ками лингвистической, коммуникативной и этнокультурологической
компетенцией.

Требования к составлению тестов:

1)  
однозначность результата его выполнения;

2)   
краткость заданий;

3)   
однозначность ответов;

4)   
ограниченность во времени выполнения (от­носительно
кратковременный опрос);

5)   
пригодность для быстрой обработки резуль­татов;

6)   
пригодность для широкого практического
использования.

Тестовое задание
должно содержать инст­рукцию, основную и дополнительную части, примерные нормы
оценок.

Итоговое тестирование осуществля­ется
во время повторения и обобщения зна­ний и умений в конце каждой четверти и учеб­ного
года.

■ ПРИМЕР  ТЕСТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Итоговое тестирование в 9 классе Рекомендуемые
оценки:

   «отлично» — выполнено 24—22 задания;

  
«хорошо» — 21—18 заданий;

  
«удовлетворительно» — 17—14 заданий;

   «неудовлетворительно» — 13 заданий и меньше.

Рекомендуемое время
для выполнения теста из 24 заданий — 45 минут.

1.   Пишется е:

1) 
заж..гать;

2) 
впеч..тление;

2.  
Пишется и:

1) 
невид..мый;

2) 
колебл..тся;

3.  
Слово с безударной гласной корня, проверяе­мой
ударением:

1) 
к..снуться;                   3) пилотируемый;

2) 
блестящий;                4) препод..вать.

4.  
Предложение с пунктуационной ошибкой:

1)  
Звенящие на ветру стебли высохших трав покры­вают
дикую степь.

2)  
В трудные дни он работал с нами, стараясь не от­лучаться
надолго.

3)   К
великой моей досаде Швабрин, обычно снисхо­дительный, заявил, что песня моя нехороша.

4)Пожелтевшие листья мы находили в
карманах  своих плащей, в волосах-всюду.

5.   Выделенное слово пишется слитно:

1)   
( Не ) усвоивших
материал средней школы не так уж много.

2)   
Все, что здесь написано, (не)правда.

3)   
Директор,( не мешкая) ни минуты, отправился
в аэропорт.

4)   
Небо там( не) обычного цвета, а какое-то
белое.

6.   Продолжите предложение:

Изменив название пьесы, …

1)   удалось
добиться разрешения поставить ее на сцене;

2)   было
получено разрешение поставить ее на сце­не;

3)  
ее суть не изменилась;

4)   у
ее автора была надежда добиться разрешения на ее постановку.

7.   Пишется нн:

1)   казне..ые
декабристы;

2)   беше..ые
кони;

3)   жители
встревоже.. ы;

4)   беше..о
мчались.

8.  Слово с суффиксом -лив-:

1) Одол…вавший;                  3)
выдел..в;

2)  Приспосабл…вать;
4) талантл…во.

9.   Ударение на втором слоге:

1) привезен;                            3)
начавший;

2)  погружу
(вещи);                4) понял.

10. Предложение
без грамматических и логи­ческих ошибок:

1)   Писатель не только призывает к протесту, но и к бунту.

2)   В статье говорится об античной культуре и совре­менном
искусстве.

        3)Пушкин не отказался
и остался верным декаб­ристским идеалам.

        
4) В лицее обучали точным наукам и говорить на английском
языке.

11.   Запятая при сравнительном обороте:

1)    Терентий () как будто не расслышал вопроса.

2)    Гаврик держал стакан ( ) как драгоценность ( ) обеими руками.

3)    Мы смотрели () как художник рисует пейзаж.

4)     Для Димы математика ( ) как китайская гра­мота.

12.   Ошибка в объяснении написания слова:

1)    преодолевать — е в суффиксе глагола —ева-;

2)     лише..ый нн в суффиксе причастия (совер­шенного вида);

3)     разве..нный——- я— — суффикс основы прошедше­го времени глагола, который сохраняется
перед суффиксом причастия

-нн-;

4)     торжеств..ый — нн в суффиксе -енн- прилага­тельного от существительного.

13.   Пишется
не:

Как н (1) тяжела и н (2) страшна война,
ка­кие бы жестокие потери и страдания
н (3) несла она людям, юность н (4) хочет видеть
опасность для себя.

1)1,2,3,4; 2)3,4; 3)1,2,3; 4)4.

14.   Ошибка в образовании грамматической

формы’.

1)  много
басен; 3) семистами пятью литрами;

2)  лекторы;                    4)
согласно указу.

15.   Предложения с пунктуационной ошибкой:

1)    Он засмеется — все хохочут; нахмурит брови — все молчат.

2)     Раздался выстрел: зверь продолжал бежать.

3)     Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

4)     Я боялся двинуться дальше: собака лежала у са­мой калитки.

16.    Тире в
предложении:

Флигель у дома на Садовой по проекту Миха­ила Врубеля — единственное
строение из владе­ний Мамонтовых, почти сохранившее внешний вид до наших дней.

1)     разделяет части сложного бессоюзного предложения;

2)     отделяет обобщающее слово от однородных членов;

3)     разделяет подлежащее и сказуемое;

4)     обозначает пропуск члена предложения.

17.  
Предложение, которое соответствует

схеме: [ ], и [ ].

(Знаки препинания в предложении не рас-

ставлены.)

1)     Ее роль заключалась в том что она должна была постоять минуту у двери и
до третьего акта она была свободна.

2)     Теперь у нас никто не бывал и по вечерам было скучно.

3)     Что она некстати надела серьги и бриллианты и вообще была
странно одета заметили и другие

4)     Он стал моим воспитателем и учителем и через некоторое время горячо
привязался к нему и я.

18.   
Часть речи определена
неправильно:

Но что (бы)
н..
было, читатель, Увы! любовник молодой,

Поэт, задумчивый
мечтатель,

 Убит
приятельской рукой!

1)    чтобы — подчинительный союз;

2)     ни — усилительная частица;

3)     увы — междометие;

4)     убит — краткое страдательное причастие.

19.  
Лексическое значение
слова определено не­верно:

1)    зодчество — строительное искусство, архитекту­ра;

2)     невежа — малообразованный человек, неуч;

3)     изморось — очень мелкий дождь;

4)     компания — группа лиц, проводящих врем.=
вместе.

20. Пишется слитно:

1)  (дальне) восточный;

2)  (выпукло) вогнутый;

3)  (пол)огурца;

4)  (по) совести.

21. Пишется слитно:

1) (От)того, как
меня встретят, будет зависеть, оста­нусь

2)  
Сверкнула молния, и в то(же) мгновение раздал­ся гром.

3)  
Мы с сестрой, (не)смотря на разницу в возрасте, дружили с
детства.

4)  
Не
(за)то
волка бьют,
что сер, а (за)то, что
овцу съел.

22. 
Необходимы запятые на месте цифр:

Надо сказать (1) что
произведения Чаадаева охотно печатали (2) в те периоды (3) когда в русском
обществе бурлила жизнь (4) и запреща­ли (5) когда царили застой и реакция.

1)1,3,5; 2)2,4; 3)1,2; 4)1,3,4,5.

23. 
Ошибка в анализе предложения:

В жизни всякого человека,
тем более худож­ника, бывают моменты, когда ему необходимо оглянуться на себя и
свой труд, подумать, что он значит для людей.

1)  
сложноподчиненное предложение с последова­тельным
подчинением;

2)  
2-е предложение односоставное, безличное, грам­матическая
основа — необходимо оглянуться,
подумать;

3)   1-е
предложение двусоставное, грамматическая основа — моменты бывают;

4)  
состоит из 4 простых предложений.

24.
Ошибка в определении признаков текс­та:

У самой головы оврага
стоит небольшая из­бушка. Она крыта соломой и стоит отдельно от других. Одно
окно, словно зоркий глаз, обраще­но к оврагу, и в зимние вечера, освещенное из­нутри,
далеко виднеется в тусклом тумане мо­роза и не одному проезжему мужичку мерцает
путеводною звездой.

1)  
стиль речи — художественный;

2)  
тип речи — повествование;

3)   способ
связи предложений — цепной (2 и 1) и па­раллельный (3 и 2);

4)   средства
связи предложений — местоимение, слова со значением «целое и его части».

 Ответы на
задания теста

1—3, 2—1, 3—4, 4—3, 5—2, 6—1, 7—1, 8—4, 9—3, 10—2,
11—2, 12—1, 13—4, 14—3, 15—2, 16—3, 17—4, 18—1, 19—2, 20—1, 21—3, 22—4, 23—4,
24—2.

Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».

Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.

Определение

Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.

Текст это

Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.

Определение

Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.

Пример:

«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за  грибами», «Счастливый случай» и пр.

Определение

Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его.  Это то главное, ради чего создается текст.

В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.

В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.

Рассмотрим более  детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.

Признаки текста

Основные признаки текста

1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.

2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.

3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные  смысловые отрезки:

  • предложения
  • абзацы
  • сложные синтаксические целые;
  • параграфы
  • главы.

Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.

4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.

5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения,  союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).

6. Цельность — это признак, который не допускает вставку  языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.

7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста.  Небольшие  тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.

8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).

Вывод

Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 194

8. В каком ряду все слова являются местоимениями? (пожалуйста помогите с тестом очень срочно)
А) ничего, разнообразный, чей, крайний Б) свой, собственный, чужой, никаких
В) кто-то, любой, никакой, который Г) их, другой, по-своему, схожий
9. Сколько местоимений в предложении:
В характере каждого человека есть нечто, составляющее его основу?
А) 1 Б)2 В) 3 Г) 4
10. В каком варианте грамматические признаки местоименияопределены неправильно?
А) эта — указательное местоимение, ж.р., ед.ч., И.п Б) меня — личное местоимение 1-го лица ед.ч., Р.п.
В) никем — отрицательное местоимение, м. р., Т.п. Г) любая — определительное местоимение ж.р., ед. ч., И.п.
11. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении:
Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился?
А) КАЖДЫЙ — определительное местоимение, в форме м.р., ед.ч., В.п., в предложении является обстоятельством.
Б) ЕЁ — притяжательное местоимение, в форме ж.р., ед. ч., Р.п., в предложении является дополнением
В) Я — личное местоимение, 1-го лица ед.ч., И.п., в предложении является подлежащим.
12. Найдите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении местоимений:
А) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Б) Мальчик снял кепку с головы и подбросил её вверх.
В) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) Подойди к нему. Б) У их все не так! В) У него все в порядке.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) У его отца была старинная книга. Б) У его была старинная книга В) От них ничего не дождешься.
15. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
А) Мне не нужны ейные игрушки. Б) Мне не нужны её игрушки.
В) Я хорошо к ему отношусь. Г) Я хорошо к нему отношусь.
16. В каком варианте пишется буква Е ?
А) н… кто не знает Б) н.. за что на свете В) н… чего раздумывать Г) н.. до чего нет дела
17. В каком варианте пишется буква И ?
А) н… кому остаться дома Б) н… за что не скажу
В) н… у кого попросить денег Г) н…которые люди
18. В каком варианте необходимо слитное написание?
А) (не)сколько книг Б) не(с)кем посоветоваться В) ни(у)кого не спросил Г) ни(о)чем не думай
19. В каком варианте необходимо раздельное написание?
А) (ни)чего не осталось Б) (ни)чем не интересовался В) (не)чем заняться Г) (не)о(чем) переживать
20. В каком варианте ответа может употребляться приставка и НЕ, и НИ?
А) (не/ни)какой Б) (не/ни)кто В) (не/ни)чей Г) (не/ни)который
21. Укажите ряд, в котором все местоимения отрицательные:
А) кто-либо, нечего, тот, он; Б) никто, ничей, никакой, нечего; В) что-нибудь, какой-либо, никакой.
22. Укажите неопределённое местоимение:
А) чей-нибудь; Б) каждый; В) иной; Г) наш; Д) никакой.
23. Укажите ряд, в котором все местоимения определительные:
А) сам, твой, мы, себя; Б) всякий, иной, каждый; В) что-либо, нечего, сколько, чей. Г) такой, самый, весь, иной.
24. Укажите ряд, в котором все местоимения неопределённые:
А) чей-нибудь, никто, самый, ваш; Б) себя, таков, какой-либо, кое-чей; В) сколько-то, несколько, чей-то.
25. Укажите ошибку в написании местоимения:
А) сидеть на нём; Б) сообщать кое о чём; В) никакой пользы; Г) ничего не помнить; Д) кое что рассказать.
26. Укажите ошибку в написании местоимения:
А) Кое-кто знал об этом. Б) Ни-о-чём меня не спрашивай. В) Прочитать несколько книг.

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Логика»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Характеристика определения и сходных с определением приемов

Любое определение состоит из двух основных элементов:

  • того, что определяется (определяемого понятия, definiendum);
  • того, при помощи чего определяется (определяющего понятия, definiens).

Итак, определение как логическая операция состоит в придании языковому выражению (слову, словосочетанию) точного смысла. Целью определения является уточнение содержания используемых понятий. Задачей определения выступает выделение системы признаков, общей и отличительной для предметов, которые обозначаются рассматриваемым термином.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Иногда дать определение (т.е. однозначно и полностью задать значение термина) невозможно. Тогда прибегают к приемам, сходным с определением:

  • указанию (остенсивному определению), т. е. разъяснению выражений путем непосредственного указания на предметы (процессы, явления), ими обозначаемые. Маленькие дети усваивают значения большинства терминов именно таким способом. Также остенсивные определения могут использоваться при изучении иностранного языка;
  • описанию, т. е. перечислению некоторых признаков предметов, позволяющих их отличить (обнаружить). Прием описания относится к эмпирическому уровню познания, на котором происходит выявление свойств изучаемых предметов;
  • характеристике, т. е. указанию существенных (в том или ином отношении) отличительных признаков. Характеристика близка к настоящему определению, но отличие состоит в том, что у характеристики нет цели отграничить, отличить характеризуемый предмет от всех остальных;
  • сравнению, т. е. косвенной характеристике, состоящей в указании общих и отличных черт предметов рассматриваемого класса по сравнению с предметами другого класса.

«Ошибки при определении понятий в логике» 👇

Классификация определений

В зависимости от того, что определяется (сам предмет или просто утверждается новое обозначающее его имя) выделяют два вида определений:

  • реальные (касающиеся предметов). Их цель – раскрыть содержание, взаимосвязи и существенные признаки предмета;
  • номинальные (касающиеся имен). Их цель – указать, что из перечисленного в определении именуется вводимым термином.

Определение 2

Номинальным определением называют соглашение, касающееся смысла и способа употребления термина (определяемого понятия), объясняющее значение имени (слова, термина), обозначающего конкретное понятие.

Другими словами, в номинальном определении характеризуется термин, обозначающий конкретное понятие.

Пример номинального определения: «Электролиты – это вещества, растворы (расплавы) которых проводят электрический ток».

Определение 3

Реальное определение – это указание на существенные отличительные признаки класса предметов, который обозначается языковым выражением, раскрывающее отличительные особенности или признаки определяемого понятия.

Пример реального определения: «Правосудие – это деятельность суда, заключающаяся в разбирательстве и разрешении гражданских и уголовных дел».

Разница между номинальными и реальными определениями состоит в различении описания и предписания. Описание предполагает указание на присущие предмету признаки. Если описание адекватно предмету, оно является истинным, если не адекватно – ложным. Поэтому реальное определение может быть истинным или ложным. В случае с предписанием ситуация иная. Предписание указывает, каким предмет должен быть, а не какой он уже есть. Поэтому у номинального определения нет истинностного значения.

По форме определения бывают:

  • явными (имеющими форму «А есть В» или «А, если и только если В»);
  • неявными (в которых нет четкого различия между определяемой и определяющей частями).

Правила определения и типовые ошибки

Ко всем определениям – независимо от их вида и формы – предъявляются определенные требования, сформулированные в виде правил.

Первое правило: определение должно быть соразмерным. В определении объем определяемого термина должен быть равен объему определяющего термина. Если это правило нарушается, могут возникнуть ошибки:

  1. Слишком широкое определение (если объем определяющего термина больше, чем объем определяемого термина).

    Пример 1

    Пример слишком широкого определения: «Море – это часть водной поверхности». Под это определение подходят не только моря, но и озера, и океаны, и даже лужи.

  2. Слишком узкое определение (если объем определяющего термина меньше, чем объем определяемого термина).

    Пример 2

    Пример слишком узкого определения: «Биология – это наука о растениях и животных». На самом деле, этими направлениями занимаются отдельные разделы биологии; биология в целом охватывает более общие и широкие вопросы.

Второе правило: определение не должно порождать круг. Это значит, что должны быть выполнены условия:

  • определяющая часть явного определения не должна содержать определяемый термин;
  • термины, используемые в определяющей части, не должны определяться через определяемый термин.

Если это правило нарушается, могут возникнуть следующие ошибки:

  1. Порочный круг. В этом случае смысл термина из определяющей части раскрывается в другом определении через исходный определяемый термин.

    Пример 3

    Пример порочного круга: «Материя – это все, не являющееся сознанием; сознание – это все, не являющееся материей».

  2. Тавтологическое определение. Тавтология является разновидностью порочного круга, когда определяющий термин выражается повторением определяемого.

    Пример 4

    Пример тавтологичного определения: «Дождливая погода – это погода, когда идет дождь».

Третье правило: определение должно быть ясным. Если это правило нарушается, формируется неясное определение (с двусмысленным, метафорическим и непонятным определяющим термином).

Пример 5

Пример неясного определения: «Такса – это колбаса с лапами». Если человек не знает, что такса – это порода собаки, по такому определению он даже не сможет разобраться, идет речь о живом существе или о блюде (форме изготовления колбасы).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в ограничении доступа к данным неверноеимятекущейтаблицы
  • Ошибка в осаго и замена
  • Ошибка в определении понятия басни
  • Ошибка в объяснении или в объяснение
  • Ошибка в ордере на квартиру что делать