Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении обстоятельств. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Мой друг приехал с Москвы. 2) В завод прибыла представительная делегация. 3) Вопреки приказа директора рабочий не приступил к выполнению задания. 4) Это сообщение пришло из Камчатки. 5) Письмо принесли мне прямо из почты. 6) Приезжий складывал вещи в чемодане. 7) Подъезжая… к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа (так выразился герой рассказа А. Чехова). 8) Обратно пошёл сильный снег, и нам пришлось заночевать в гостинице. 9) Днями я к вам обязательно приеду. 10) Семинар состоится в декабре−месяце. 11) Книга досталась ему задаром. 12) Люди жили в городе очень прекрасно. 13) Он живёт в городе Москва.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §20. Обстоятельство. Упражнение №141
Решение
1) Мой друг приехал из Москвы.
2) На завод прибыла представительная делегация.
3) Вопреки приказу директора рабочий не приступил к выполнению задания.
4) Это сообщение пришло с Камчатки.
5) Письмо принесли мне прямо с почты.
6) Приезжий складывал вещи в чемодане.
7) Когда я подъезжал к станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа.
8) Опять пошёл сильный снег, и нам пришлось заночевать в гостинице.
9) На днях я к вам обязательно приеду.
10) Семинар состоится в декабре.
11) Книга досталась ему даром.
12) Люди жили в городе прекрасно.
13) Он живёт в Москве.
Прогнозирование ошибок в употребленнии деепричастного оборота (обособленного обстоятельства).
Возможные трудностиДобрые советы
В употреблении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов нередко допускаются ошибки, связанные с несовпадением производителей действия в сказуемом и деепричастии, например:
«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».
Запомните: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия.
В приведённой фразе это языковое правило нарушено: на самом деле к станции подъезжал говорящий (а не шляпа).
Необходимо изменить предложение так, чтобы оба действия (в сказуемом и деепричастном обороте) относились к одному и тому же деятелю:
«Подъезжая к станции, я уронил шляпу».
Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов могут быть связаны с отсутствием в предложении глагола, например:
«Возвращаясь домой, мне стало грустно»;
«Как он трогателен, произнося этот монолог».
Деепричастный оборот не может присутствовать в предложении, в котором нет сказуемого, выраженного глаголом. Деепричастие обязательно должно относиться к глаголу или (в редких случаях) к причастию, например:
«Возвращаясь домой, я загрустила»;
«Произнося этот монолог, он выглядел очень трогательно»;
«Людям было не под силу сдержать напор волн, нахлынувших на берег, сметая всё на своём пути».
Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в определенно-личном предложении, могут возникнуть сомнения в том, что предложение построено правильно, например:
«Уходя из дома, не забудьте выключить электроприборы».
Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в неопределенно-личном предложении, возможны ошибки, например:
«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы».
В определенно-личных предложениях деепричастие вполне уместно и относится к подразумеваемому подлежащему:
«Уходя из дома, не забудьте выключить электроприборы».
В неопределенно-личных предложениях деепричастие всегда должно относиться к подразумеваемому неопределенному деятелю, например:
«Играя в гольф, обычно пользуются несколькими различными клюшками».
Если это правило нарушается, налицо ошибка:
«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы». (Закончили институт выпускники, а не те, кто направил их в московские школы.)
Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в безличном предложении, возможны ошибки, например:
«Даже находясь около камина, мне холодно».
В безличных предложениях деепричастие или деепричастный оборот уместны только в том случае, если в предложении присутствует неопределённая форма глагола. Как правило, это безличные предложения с общим значением необходимости или возможности / невозможности, например:
«Решая задачу, можно пользоваться любыми справочными материалами»;
«Отправляясь в путешествие, нужно брать с собой карту».
Что такое обстоятельство
Для начала давайте вспомним, что такое обстоятельство в русском языке.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких условиях происходит действие, или указывает на способ, степень или меру, в которой проявляется это действие или признак.
Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? насколько? в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? до каких пор? почему? на каком основании? зачем? с какой целью? при каких условиях? вопреки чему?
В предложении оно может быть выражено наречием, существительным с предлогом или без, деепричастием, деепричастным оборотом, инфинитивом или фразеологизмом. Подробнее об этих второстепенных членах и их видах можно почитать в нашей статье «Обстоятельство».
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Когда обстоятельство в предложении выделяют с помощью выделительных знаков — запятых — и интонации, его называют обособленным. Давайте разберёмся, какие именно обстоятельства положено обособлять в русском языке.
Деепричастные обороты
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обычно нужно выделять запятыми независимо от места, где оно расположено. Отдельные случаи, когда такой второстепенный член не обособляется, мы рассмотрим в следующем разделе.
Я уверенно шла вперёд, ни капли не боясь темноты, которая обступила меня со всех сторон.
Одиночные деепричастия
Если обстоятельство выражено одиночным деепричастием в глагольном значении, которое выступает в роли второстепенного сказуемого, оно должно быть обособлено. Такое обстоятельство может указывать на время, когда происходит действие, условие или причину.
Задумавшись, я быстро потеряла нить разговора.
Также стоит выделять запятыми и два одиночных деепричастия, которые являются однородными обстоятельствами в предложении.
Мы выбежали во двор, спотыкаясь и смеясь.
Уточнения
Принято обособлять обстоятельства, которые выражены предложно-падежными сочетаниями или наречиями, если они при этом уточняют другое обстоятельство того же типа, которое стоит перед ними.
Я оставил шкатулку наверху, на шкафу.
Существительные с производными предлогами
Иногда нужно выделять запятыми обстоятельства со значением причины, цели, условия и уступки, которые употреблены с предлогами в силу, вследствие, в связи, по причине, в результате, благодаря, при условии, в целях, несмотря на, вопреки и сочетанием при всей. Это нужно делать, когда мы хотим подчеркнуть их смысл. А ещё — если они стоят между подлежащим и сказуемым в осложнённом обособленным обстоятельством предложении.
-
Об этом мы, в целях безопасности, умолчали.
-
Несмотря на оставленные подсказки, шифр было трудно разгадать.
Проверьте себя
Прочитайте предложения ниже и найдите в каждом из них пример обособленных обстоятельств. Определите, чем они выражены, и объясните, почему они выделены запятыми в каждом из случаев.
- Чтобы попасть в порт, мы должны были спуститься вниз по склону, к реке.
- Отойдя, офицер достал карманные часы.
- Листья, кружась в воздухе, походили на маленькие самолётики.
- Замерев и нахмурившись, Мария прислушалась к разговору в соседней комнате.
- До пруда мы, благодаря хорошей погоде, доехали всего за полчаса.
Когда не нужно обособлять обстоятельства
Бывают и случаи, когда этот второстепенный член предложения обособлять не следует. Давайте разберёмся, какие именно.
Деепричастные обороты
-
Распространенные обстоятельства, которые выражены деепричастными оборотами и обозначают образ действия, не нужно выделять знаками препинания. При этом они должны стоять в предложении рядом со сказуемым и быть связаны с ним по смыслу. В таком случае вместе они образуют смысловой центр высказывания.
Брат сел скрестив ноги и стал рассматривать пляшущий в костре огонь.
В этом примере обстоятельство показывает, что брат не просто сел, а сел определённым образом — скрестив ноги. Здесь сказуемое и определение связаны единым смыслом, поэтому обособлять оборот не нужно.
-
В русском языке не следует выделять запятыми те выраженные деепричастными конструкциями обстоятельства, которые стоят после противительного союза а. Правило действует только в том случае, если конструкцию нельзя «оторвать» от этого союза так, чтобы не нарушить логику и структуру предложения.
Нужно было скорее написать ответ, а сделав это, передать почтальону.
В этом примере обстоятельство сделав это связано с союзом а. Его нельзя переставить в конец предложения и при этом оставить союз на прежнем месте — нарушится смысл. Значит, обстоятельство не нужно отделять запятой от союза а.
В такие моменты я не думала над письмом слишком долго, а, ощущая прилив вдохновения, всегда находила верные слова.
В такие моменты я не думала над письмом слишком долго, а всегда находила верные слова, ощущая прилив вдохновения.
В этом примере мы легко можем взять обстоятельство ощущая прилив вдохновения и переместить его. При этом смысл предложения останется тем же. Выходит, в этом случае обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, нужно обособлять.
-
Когда в предложении есть два однородных обстоятельства, которые выражены деепричастными оборотами и связаны союзом и, между ними не нужно ставить запятую.
Собравшись с силами и сконцентрировавшись, мы начали работу.
-
Если деепричастный оборот — это устойчивое выражение, т. е. фразеологизм, то такое обстоятельство обособлять не стоит.
Он работал всю ночь не покладая рук.
Одиночные деепричастия
-
В случае, когда обстоятельство выражено одиночным деепричастием, которое примыкает к сказуемому. При этом такое деепричастие похоже по значению на наречие и отвечает на вопрос как?
Я шла задумавшись.
-
Если одиночное деепричастие стоит в паре с другим необособленным обстоятельством как однородный второстепенный член предложения и при этом между ними есть союз и, то запятая не нужна.
Она смотрела на меня с блеском в глазах и улыбаясь.
Таблица правил, как найти обособленное обстоятельство
В этой теме много правил и нюансов. Чтобы вам было проще разобраться, мы собрали их все в одной сводной таблице. Возвращайтесь к ней, когда будете сомневаться, можно ли считать обособленными какие-либо распространённые и нераспространённые обстоятельства.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 484.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 484.
Одной из наиболее распространенных ошибок при построении предложения является неправильное употребление деепричастного оборота. Во избежание этого рекомендуется ознакомиться с правилами использования этой части речи, а также исключениями из этих правил.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
В письменной и устной речи достаточно часто встречается неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наиболее распространенные ошибки возникают при нарушении следующих правил:
- Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему – существительному или местоимению в именительном падеже.
Примеры ошибок:
Подходя к дому
, у меня выпал зонт.
Читая книгу
, ей постоянно мешали звуки со двора.
- Деепричастные обороты не используются в безличных предложениях (в предложениях без действующего субъекта-подлежащего) и в пассивных (страдательных) конструкциях.
Примеры ошибок:
Оставшись один в доме
, мне было одиноко.
Решая эту задачу
, ему было сложно.
- Не рекомендуется употреблять деепричастный оборот в предложениях, в которых используется глагол-сказуемое в форме будущего времени.
Примеры ошибок:
Подарив маме цветы
, я поздравлю ее с праздником. Катя выберет новое платье,
увидев все варианты в магазине
.
- Деепричастный оборот обычно не может быть однородным членом предложения со сказуемым и другими членами предложения.
Примеры ошибок: Мужчина перешел дорогу, но
посмотрев вправо
. Мы будем гулять по лесу, но
не заходя далеко
.
- Деепричастный оборот НСВ обычно употребляется в случае, если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно. Деепричастный оборот СВ обычно называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое.
Примеры:
Переплывая реку
, мы видели маленьких рыбок (НСВ).
Сделав работу
, они отдыхали (СВ).
Исключения
В некоторых случаях допустимо несоблюдение некоторых из вышеуказанных правил при условиях:
- Если деепричастный оборот относится к инфинитиву, выражающему действие другого лица. Пример: В классе было много желающих, готовых убирать территорию школы, сгребая опавшие листья (деепричастный оборот сгребая опавшие листья относится к дополнению желающих и зависит от инфинитива убирать).
- Деепричастные обороты в форме СВ со значением состояния, которые начинают приобретать признаки наречий, могут употребляться как однородные члены предложения с другими обстоятельствами с той же функцией. Пример: Хозяин встречал их то лежа, то присев на стул (лежа – наречие, присев на стул – деепричастный оборот).
- Деепричастный оборот в безличном предложении может употребляться, если деепричастие соотносится с инфинитивом безличного предложения.Пример: Невозможно оценить все достоинства экспонатов, быстро переходя по залам музея (оценить – инфинитив, быстро переходя по залам музея – деепричастный оборот).
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Айгуль Булхаирова
6/8
-
Ирина Паращенко
8/8
-
Дарья Кузнецова
8/8
-
Лаура Джуккаева
8/8
-
Кирилл Филиппов
8/8
-
Гюльнара Омарова
7/8
-
Имагаджи Гаджиев
5/8
-
Евгения Исаева
7/8
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 484.
А какая ваша оценка?
Определение термина
Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.
Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:
- Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
- Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».
Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найти правильный вариант.
- Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнести пример ошибки и ее тип.
Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.
Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:
- Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
- Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
- Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
- Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
- Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:
- Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
- Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
- Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.