Ошибка в образовании слова менее моложе

Найдите в каждом ряду ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных.

Образуйте правильные формы прилагательных, составте и запишите предложения с ними 1) Младше, ширьше, дальше, длиньще, красивше.

2)Длинее, хужее, слабее, звончее, красивее.

3)Слабже, моложе, ближе, строже, глубже.

4)Более лучше, очень сильнее, более.

Младший, более узкий.

5)Наименее старейший, самый худший, самый короткий, наиболее кратчайщий.

6)Румянее, свежее, жальче, наиболее милое.

Вопрос Найдите в каждом ряду ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Тип 7 № 44205

i

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более МОЛОЖЕ

после БУДНЕЙ

нет СВЕЧЕЙ

пять ОЛАДИЙ

ИХ тетрадей

Спрятать пояснение

Пояснение.

Приведём верное написание:

он более МОЛОДОЙ;

после БУДНЕЙ;

нет СВЕЧЕЙ;

пять ОЛАДИЙ;

ИХ тетрадей.

Ответ: молодой.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 24.03.2022. До­сроч­ная волна

Раздел кодификатора ФИПИ: Грам­ма­ти­че­ские нормы (мор­фо­ло­ги­че­ские нормы)

Спрятать пояснение

·

Помощь

О проекте · Редакция · Правовая информация · О рекламе

© Гущин Д. Д., 2011—2023

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превос­ходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый — красивее, смелый смелее, холодный холоднее;
: большой больше, короткий короче, сладкий слаще;
-ше: старый старше, молодой младше.

  Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучше, плохой хуже, маленький меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.

Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой более/менее большой, красивый более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и сложная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый красивейший, мягкий мягчайший, добрый добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучший, плохой худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой самый/наиболее/наименее большой, красивый самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.

Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. 

Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».

Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.

2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.

3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.

4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).

5. Его оценки событий стали (резкие).

6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).

7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.

8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).

9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.

10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.

11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.

12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.

13. Придите (поздно).

14. Ущелье стало (узкое).

15. Я люблю чай (сладкий).

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

Источники:

  • Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Прилагательные
имеют две степени сравнения: сравнительную
и превосходную
.

Использование
качественного прилагательного в
отвлечении от степени его проявления
называется положительной
степенью.

Красивый
(положительная степень) – красивее
(сравнительная степень) – красивейший
(превос­ходная степень).

А)
Сравнительная степень прилагательных

1.
Сравнительная
степень прилагательного

обозначает, что какой-то признак
проявляется в одном предмете в большей
или меньшей степени, чем в другом.

Он
лучше меня; Он красивее меня; Твой
портфель тяжелее, чем мой.

2.
Сравнительная степень бывает простая
и сложная.

Простая
сравнительная степень

образуется с помощью суффиксов:

-ее
(-ей):
красивый
– красивее, смелый – смелее, холодный
– холоднее
;


(с чередованием последнего согласного
основы или без чередования): большой
– больше, короткий – короче, сладкий –
слаще
;

-ше:
старый
– старше, молодой – младше
.

Иногда
при образовании сравнительной степени
прилагательного используется другой
корень.

Хороший
– лучше, плохой – хуже, маленький –
меньше.

Прилагательные
в форме простой сравнительной степени
не изменяются
и не имеют окончаний
!

Сложная
сравнительная степень

образуется от полной формы положительной
степени прилагательного с помощью
частиц более
и менее.

Большой
– более/менее большой, красивый –
более/менее красивый.

Сложная
форма сравнительной степени, как и
полная форма положительной степени
прилагательных, изменяется по родам,
числам и падежам.

Б)
Превосходная степень прилагательных

1.
Превосходная
степень

обозначает, что какой-то признак
проявляется в одном предмете в наибольшей
или наименьшей степени.

Он
мой
лучший
друг; Она
самая
красивая

девочка в нашем классе.

2.
Превосходная степень бывает простая
и сложная.

Простая
превосходная степень

образуется с помощью суффиксов -ейш-,
-айш-.

Красивый
– красив
ейший,
мягкий – мягч
айший,
добрый – добр
ейший.

Иногда
при образовании превосходной степени
прилагательного используется другой
корень.

Хороший
– лучший, плохой – худший.

Сложная
превосходная степень

образуется от полной формы положительной
степени прилагательного с помощью
частиц самый,
наиболее
и наименее.

Большой
– самый/наиболее/наименее большой,
красивый – самый/наиболее/наименее
красивый.

Прилагательные
в превосходной степени, как и полные
формы положительной степени прилагательных,
изменяются по родам, числам и падежам.

Обратите
внимание!

При
образовании сравнительной и превосходной
степени нельзя одновременно использовать
простую и сложную форму степеней
сравнения. Неправильно:
более
красивее, более тяжелее, наиболее
спокойнейший
.

36.Употребление форм имени числительного. Склонение числительных.

Употребление
форм имени числительного.

Склонение
числительных


Склонение
собирательных числительных оба, обе

Падеж

Мужской
и средний род

Женский
род

И.

оба
студента, стола, письма

обе
студентки, книги

Р.

обоих
студентов, столов, писем

обеих
студенток, книг

Д.

обоим
студентам, столам, письмам

обеим
студенткам, книгам

В.

обоих
студентов, оба стола, письма

обеих
студенток, обе книги

Т.

обоими
студентами, столами, письмами

обеими
студентками, книгами

П.

об
обоих студентах, столах, письмах

об
обеих студентках, книгах

Склонение
количественных числительных

      B составных
количественных числительных склоняются
все образующие их слова, а имена
существительные, обозначающие исчисляемые
предметы, во всех падежах, кроме
именительного и винительного, согласуются
с числительным в падеже.

Например:
серия пособий
с тремястами шестьюдесятью семью
рисунками.

Но:
в пособии триста
шестьдесят семь рисунков (шестьдесят
три рисунка).

В
сложных числительных от пятидесяти до
восьмидесяти и от двухсот до девятисот
склоняются обе части слова.

Склонение
числительных

50,
60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

В
сложных числительных от пятидесяти до
восьмидесяти и от двухсот до девятисот
склоняются обе части слова.

Падеж

50-80

200-400

500-900

И.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р.

пятидесяти

двухсот

пятисот

Д.

пятидесяти

двумстам

пятистам

В.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т.

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

П.

о
пятидесяти

о
двухстах

о
пятистах

Склонение
числительных 40, 90, 100.

Падеж

40

90

100

И.

сорок

девяносто

сто

Р.

сорока

девяноста

ста

Д.

сорока

девяноста

ста

В.

сорок

девяносто

сто

Т.

сорока

девяноста

ста

П.

о
сорока

о
девяноста

о
ста

Слово
тысяча
склоняется, как существительное женского
рода на -а; слова
миллион и миллиард склоняются, как
существительные мужского рода с основой
на согласный.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Речевые ошибки. Речевые ошибки и их предупреждение Пособие для учителей

§ 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Система форм прилагательного, организуемая взаимодействием категорий рода, падежа и числа, устроена в современном языке чрезвычайно просто, и поэтому усвоение ее не вызывает особых трудностей. Распространены только ошибки в употреблении краткой и полной форм и в образовании сравнительной степени.

I. ПОЛНАЯ И КРАТКАЯ ФОРМА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вопрос о выборе одной из форм (полной или краткой) качественных прилагательных возникает при их использовании в функции именной части сказуемого. Во многих случаях полная и краткая формы употребляются параллельно, различаясь лишь тонкими смысловыми или стилистическими оттенками (ср.: «Он еще молод» — «Он еще молодой»’, «Сапоги узкие» — «Сапоги узки»). Однако встречаются ситуации, когда возможна только одна из этих форм. В таких случаях возникают речевые ошибки. Отметим наиболее типичные из них.
1. Употребление полней формы прилагательного

вместо краткой
В соответствии с действующими нормами только краткое прилагательное в роли сказуемого способноуправлять зависимыми формами: «Он похож на мать»; «Я готов к отъезду» и т. п.. В детской речи это правило нередко нарушается: «Шляпка гриба была полная воды» (соч., 4); «Наш город красивый в любое время года» (соч./5); «Его белые соцветия подобные свечам на праздничных елках» (соч., 6).
2. Употребление краткой формы прилагательного

вместо полной
В ряде случаев лексические значения прилагательных в краткой и полной формах не совпадают или совпадают не во всем объеме. Так, прилагательное способный имеет два значения: X) «обладающий способностями, одаренный»; 2) «могущий что-нибудь сделать». Первое из указанных значений в краткой форме реализуется только при наличии управляемого члена (способен к математике). Поэтому ошибочна такая, например, фраза из сочинения пятиклассника: «Он сказал членам приемной комиссии, что он способен и что они должны его принять». Прилагательное полный имеет значение «толстый, тучный» только в полной форме. Ср. в детской речи; «В детстве мальчик был очень полон, потому что не любил заниматься спортом» (соч., 5). При употреблении прилагательных в переносных, метафорических значениях краткая формаобычно не используется. Ср., однако, в детской речи: «День был по-осеннему сыр» (соч., 4); «Встреча старых фронтовиков была очень тепла» (соч., 7).

Следует отметить, что в целом краткие формы употребляются детьми значительно реже, чем полные.

II. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Ошибка может заключаться, во-первых, в образовании сравнительной степени такого, прилагательного, -которое в нормативном языке форм степеней сравнения не имеет; во-вторых, в образовании формы сравнительной степени ненормативным способом.
1. Образование не существующей в нормативном языке формы • сравнительной степени прилагательного
а) Ряд качественных прилагательных не имеет формы
сравнительной степени41 вследствие причин, главным
образом словообразовательного порядка, связанных с наличием
некоторых суффиксов (-ск-, -к-, -ое-, -ев-, -л- и др.). Не имеют формы
сравнительной степени прилагательные дружеский, боевой, вялый,
маркий и др. Однако, поскольку их лексические значения не про-
тиводействуют образованию этой формы (все они обозначают каче-
ства, которые могут изменяться и, следовательно, допускают идею
сопоставления), такие формы могут быть образованы. Речевые
ошибки учащихся представляют собой в таких случаях реализа-
цию потенций языковой системы: «Если эти цветы сразу же не
поставить в воду, они будут еще вялее» (устн., 6); «Новенький ста-
новился боевее с каждым днем» (заметка, 6).

б) Некоторые качественные прилагательные обозначают так
называемые «абсолютные» признаки, которые мы-
слятся обычно вне идеи сопоставления (глухой, косой, пустой и
т. п.). Однако в ряде ситуаций эти признаки могут представляться
в динамике, тогда возникает потребность в форме сравнительной
степени. В нормативном язык? эта потребность удовлетворяется
образованием сложной (аналитической) степени, в детской речи
могут возникать формы простой сравнительной степени: «Старушка
стала еще слете, чем была» (соч., 4); «Сначала я спорил с мамой’,
но потом понял, что она всегда правее меня» (соч., 7); «Желтые
сапоги еще рванее, чем эти» (устн., 5).

в) В отдельных случаях учащимися могут быть образованы
формы сравнительной степени относитель-
ных прилагательных, что нормативным языком не
допускается. При этом значение прилагательного видоизменяется:

«В нашем озере вода немного реннее, чем в заливе» (соч., 5) — имеется в виду содержание в ней соли; «Этот шоколад еще соевее, чем тот» (устн., 2).
2. Образование формы сравнительной степени ненормативным способом

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее (или его варианта -ей): сильный — сильнее, сильней. Однако значительное число широко употребительных прилагательных, основы которых оканчиваются на -г, -к, -х, -д, иногда -т, -cm, образуют формы простой сравнительной степени с помощью суффикса -е. При этом происходит чередование конечных согласных основы: строгий — строже, простой — проще и т. п. Ряд прилагательных образует формы сравнительной степени с помощью суффикса -ше (тонкий — тоньше).

В речи школьников наблюдается тенденция употреблять для образования сравнительной степени продуктивный суффикс -ее(-ей) во всех случаях. При этом устраняется чередование согласных: «Я никогда не видел книгу толстее, чем эта» (соч., 3); «Она богатей была. Ну, как это сказать, богачей» (устн., 3). Характерно, что в последнем примере говорящий стремится исправить ошибку, вводя чередование, однако не меняя суффикса.

Ошибки такого типа чрезвычайно широко распространены в речи младших школьников и особенно —дошкольников42.

Встречающиеся в речи детей формы «слабже», «длииьше», «красивше» и т. п., представляющие собой явление обратного порядка—замену продуктивных образований непродуктивными,— объясняются воздействием просторечия.

С трудом усваиваются детьми супплетивные формы сравнительной степени (хороший — лучше, плохой — хуже). Ошибки типа «Наш парк становится хорошее с каждым годом» представляют собой проявление характерной для детской речи борьбы с супплетивизмом. Формы «лучшей», «хужей» есть, по всей видимости, результат влияния просторечия.

Сложная форма сравнительной степени, характерная главным образом для книжной речи, детьми используется не часто. Однако широко распространены случаи объединения обеих форм: к прилагательному, стоящему в форме простой сравнительной степени, прибавляется слово более — элемент сложной формы сравнительной степени: «Эта задача более легче» (устн., 8); «От этого Мцыри

кажется более таинственнее» (соч., 7); «Он был более образованнее Гринева» (соч., 7). Это примеры грамматического плеоназма, суть которого заключается в ненужном дублировании элементов грамматического значения.
§ 3. МЕСТОИМЕНИЕ
Особенности использования местоимений связаны с их спецификой как части речи. Это прежде всего слова-заместители, слова-дублеры43. Их роль в организации предложения и — еще шире — текста чрезвычайно важна.
I. МЕСТОИМЕНИЯ СЕБЯ И СВОЙ

Местоимение себя по своему обобщенно-грамматическому значению и по функциям в предложении соотносится с личными местоимениями. В таком же положении по отношению к притяжательным местоимениям находится возвратно-притяжательное местоимение свой. Поэтому ошибки в их употреблении имеют сходный характер.

Оба эти местоимения, в отличие от личных местоимений и притяжательных мой, твой, наш и ваш, могут относиться к любому из трех лиц; их конкретная соотнесенность с одним, а не с другим лицом устанавливается только средствами контекста. Если в предшествующем тексте говорится о двух лицах, возникает неоднозначность: «Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель» (устн., 6) — ср. грамматически правильное: «Мария Сергеевна попросила меня принести ее портфель» или «. мой портфель»; «Я Метелицу представляю на своем вороном коне» (соч., 4); «Я застала сестру у себя в комнате» (соч., 6). Недочеты такого рода объясняются несовершенством оперативной памяти детей, и прежде всего недостаточно развитой способностью «удержания» и «упреждения» текста, а также тем, что у них еще не выработана привычка учитывать восприятие слушателя (читателя). —

2. Употребление местоимений себя и свой вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений

Местоимение свой выражает принадлежность тому лицу, которое обозначено подлежащим. Дети часто соотносят это местоимение с существительным, которое не является подлежащим: «Пальме очень понравились свои соседи» (соч., 4) — ср. грамматически правильное: «Пальме очень понравились ее соседи» или (с иным смысловым оттенком) «Пальма полюбила своих соседей»; «Замок был построен в честь своих дочерей» (соч., 7) —ср.: «Он построил замок в честь своих дочерей» или «Замок был построен в честь его дочерей». В тексте А. С. Пушкина было: «В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную. » В изложениях пятиклассников обнаруживаем: «В первой своей молодости медвежат приводили в гостиную»; «В первой своей молодости Кир ила Петрович играл с медвежатами в гостиной».

Аналогичные недочеты встречаются при употреблении местоимения себя: «Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе» (изл., 5).

3. Употребление личных и притяжательных местоимений вместо требуемых нормой местоимений себя и свой

Если подлежащее выражено личным местоимением, то при указании на то же лицо в форме косвенного падежа должно быть использовано возвратное, а не личное местоимение: «Я нашел платок у себя (а не «у меня») в кармане»44. Использование возвратного местоимения является предпочтительным (хотя и не обязательным), если подлежащее выражено существительным (ср. «Брат нашел платок у него в кармане» и «Брат нашел платок у себя в кармане»). В речи учащихся разного возраста обнаруживаются случаи нарушения этого правила: «Он пригласил его друзей к нему домой» (соч., 6); «Вожатый много рассказал нам о нем» (заметка, 4). Аналогичные ошибки связаны с употреблением местоимения свой: «Лист березы очень красив. Он красив его окраской» (соч., 5); «Дедушка стал слушать рапорт его внука» (срч., 4).

II. МЕСТОИМЕНИЕ ОН И УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения45 и личное местоимение он, которое называют иногда лично-указательным. Замещаемое слово обычно содержится в предшествующем тексте. Употребление местоимений-заместителей требует внимания: слушателю (читателю) должно быть совершенно ясно, какое слово замещается местоимением.’В речи школьников это условие не всегда соблюдается, что приводит к разного рода речевым недочетам.

1. Употребление «заместительных» местоимений при отсутствии в контексте замещаемых слов

3. Нарушение согласования с замещаемым словом
Эта ошибка характеризует речь младших школьников и связана с малым объемом оперативной памяти, неспособной к «удержанию» написанного (произнесенного) текста. Замещаемые слова отсутствуют в речи, но не в мысли: пишущий представляет их себе ясно, но не фиксирует на письме: «В доме раздавались крики. Они (т. е. приказные) пытались выломать раму» (изл., 5); «Мы еле тащили тяжелый тюк с бумагой. Там (т. е. у школы, где находился пункт сдачи макулатуры) было уже много ребят» (заметка, 4). Неуместны указательные и л»ично-указательные местоимения в начальных предложениях текста: «Когда он был в гостях, он увидел там прелюбопытную коробочку» (изл., 5, первая фраза); «Я поехал туда впервые» (соч., 6, первая фраза). Разумеется, бывают случаи, когда такое начало повествования является художественно оправданным.

2. Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности

В речи, недостаточно четко организованной, иногда возникают такие ситуации, когда не одно, а два или больше слов из предшествующего контекста могут быть поняты в качестве замещаемых. В таких случаях смысл высказывания становится неясным, допускает два истолкования: «Я увидел, что на школьном дворе идет драка: восьмиклассник дерется с шестиклассником. Этого мальчика (какого именно?) я хорошо знал» (заметка, 7). Особенно часто недочеты такого рода возникают в связи с употреблением местоимения он: «Какая-то птица села на ветку, и с нее (с ветки? с птицы?) посыпался стеклянный дождь» (изл., 4); «И тут они увидели знамя. Вася снял с себя рубашку, пальто и обмотал его (пальто? знамя?) вокруг себя» (соч., 5). Текст иногда может производить комический эффект, не предусмотренный пишущим: «Добрыня Никитич сидит на своем коне. Грива его (?) развевается по ветру. Он (?) приготовился к бою» (соч., 5).

Следует предостеречь учителя от излишнего педантизма в дачном вопросе. Речевой.недочет можно видеть лишь в тех случаях, когда действительно возникает опасность неправильного истолкования текста. Если же такой «потенциальной двусмысленности» нет, то нет и речевого недочета46.

«Старинная критика, в особенности школьная, заходила. слишком далеко и не допускала местоимения после двух существительных даже там, где их смешение невозможно по смыслу речи», — пишет В. И. Чернышев. Далее он приводит несколько фраз Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, которые не выдержали бы «школьной критики*, однако, по его мнению, являются вполне правильными и однозначно понимаемыми (Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи, с. 636).

Замещающее местоимение должно быть согласовано с замещаемым им словом в роде и числе. В речи школьников согласование иногда нарушается. Это объясняется тем, что в оперативной памяти может удерживаться не форма, а лишь значение замещаемого слова. Выделяется несколько наиболее распространенных случаев таких нарушений.

а) Если замещаемое слово является собирательным
существительным, то местоимение может быть ошибоч-
но употреблено в форме множественного, а не единственного числа
(«согласование по смыслу»): «Дворянство боялось, что они могут
лишиться власти» (соч., 8); «Весь народ боролся с захватчиками.
Они верили, что победа близка» (соч., 6).

б) Местоимение оказывается согласованным в роде
не с замещаемым существительным, ас тем
словом, которое по отношению к данному существительному слу-
жит обозначением более широкого (родового) или, напротив, более
узкого (видового) понятия: «Повесть «Дубровский» оказала боль-
шое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека,
который бы его (т. е. «Дубровского») не читал» (соч., 8); «Большой
грузовик подъехал к дому. За рулем ее сидел мой папа» (соч., 5).

в) Поскольку значение обобщенности лица или предмета может
быть выражено формами как единственного, так и множественного
числа, в тексте может произойти незаметное для пишущего пере-
ключение с одного числа на другое: «Люди
заводят собак потому, что собаки сторожат дом. И еще она помо-
гает искать преступников» (анкета, 2); ср. в другой работе: «Соба-
ка — друг человека, они помогают ему во всем» (анкета, 2).
4. Местоименное дублирование одного из членов

Случаи такого рода широко распространены в разговорной речи, где они, видимо, не могут рассматриваться в качестве нарушений нормы47. Нормы письменной речи являются в этом отношении более строгими. Различаются два основных случая дублирования.

а) Дублируется подлежащее, при этом в предложении, как правило, не наблюдается нарушения его структуры. В таких случаях либо подлежащее, либо дублирующее его место-. имение может быть опущено без нарушения конструкции предложения: «Кусты, они покрывали берег реки» (соч., 5); «Шабашкин, видя, что толпа идет на него, он струсил и заперся в сарае» (соч., 5); «Портфель, если бы он мог говорить, он рассказал бы о многом»

(соч., 4). Во всех подобных случаях наблюдается особая интонационная расчлененность. Чем больше конструктивно усложнено предложение, тем больше вероятность местоименного дублирования его компонента.

б) Дублирующий и дублируемый компоненты могут находиться в разных синтаксических позициях. При этом нарушается структура предложения. Оно не может быть отредактировано путем устранения местоимения и нуждается в более серьезной конструктивной перестройке: «А кипарис, как ни пытался, у него ничего не выходило» (соч., 4); «Человек, который придет в подземелье, им сразу овладеет чувство оцепенения, скованности» (изл., 5).

5. Не соответствующее норме употребление падежных форм

местоимения он с предлогом

При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н, (т протетическое», отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения, ср.: ему, но к нему). Поскольку детскую речь характеризует стремление к унификации форм, начальное н в предложных сочетаниях часто устраняется: Ют их создается бодрое настроение» (соч., 5); «Он посмотрел на ее задумчивыми глазами» (изл., 4); «У еео совсем не было денег и не было куска хлеба» (соч., 5).

Поскольку данное явление распространено и в неграмотной речи взрослых, можно видеть в этом случае воздействие просторечных форм. Воздействием просторечия объясняется и отмечаемая иногда в речи детей усеченная форма родительного паде&а женского рода: «У ней не было времени» (соч., 6).

§ 4. ГЛАГОЛ
I. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Характерной особенностью русского глагола является наличие не одной, а двух формообразующих основ. Любая из глагольных форм образуется путем прибавления формообразующей морфемы (суффикса или окончания, чаще всего — того и другого одновременно) к одной из основ. При этом формообразующие морфемы, начинающиеся с согласного звука (суффикс прошедшего времени -л, суффикс причастий прошедшего времени -eiw и т. п.), прибавляются к «основам на гласный (открытым), например: взя-л; кури-вш-ий и т. п., а формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука (суффикс причастий настоящего времени -ащ-, суффикс деепричастия -а и т. п.),— к основам на согласный (закрытым), например: кур’-ащ-ий, кур1-а, читай-у и т. п. Открытую основу называют основой инфинитива, закрытую — основой настоящего времени1.

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных.

Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа — поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая. Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное. Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое. Данное решение обязательное для исполнения.

Правильно

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима. Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно. Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на — «ь».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

Склонение сложных и составных количественных числительных

Сложные

Составные

От 50 до 80

От 90 до 100

От 200 до 900

И: шестьдесят

И: семьсот пятьдесят шесть

R шестидесяти

R семисот пятидесяти шести

Д. шестидесяти

Д: двумстам

Д: семистам пятидесяти шести

В: шестьдесят

В: семьсот пятьдесят шесть

Т: шестьюдесятью

Т: двумястами

Т: семьюстами пятьюдесятью шестью

П: о шестидесяти

Я: о семистах пятидесяти шести

Примечание. И — именительный падеж, Р родительный падеж, Д — дательный падеж, В винительный падеж, Т творительный падеж, II — предложный падеж.

В текстах количественные числительные, как правило, записываются цифрами. Поэтому, чтобы избежать возможных речевых ошибок в текстах, предназначенных для чтения или произнесения в официальной обстановке, наряду с цифровыми обозначениями следует давать их словесные варианты в соответствующих падежных формах. Например: «Депутат встретился с 987 (девятьюстами восьмьюдесятью семью) избирателями».

Склонение дробных числительных. Дробные числительные пишутся раздельно: три восьмых, четыре целых и одна шестая, три с четвертью.

При склонении дробных числительных изменяются обе части: двух третьих, двум третьим и т.п.

Числительное полтора (мужского и среднего рода), полторы (женского рода) и полтораста имеют только две падежные формы (табл. 9.3).

Склонение числительного полтора

И: полтора дня

И: полторы минуты

И: полтора суток

R полу гора дней

R полутора минут

R полутора суток

Д: полутора дням

Д: полутора минутам

Д: полутора суток

В: полтора дня

В: полторы минуты

В: полтора суток

Т: полутора днями

Т: полутора минутами

Т: полутора суток

Я: о полутора днях

Я: о полутора минутах

Я: о полутора суток

Примечание. И — именительный падеж, Р родительный падеж, Д — дательный падеж, В винительный падеж, Т творительный падеж, II — предложный падеж.

Существительные с числительным полтора (полторы) сочетаются так же, как с числительным два (две), кроме сочетания полтора суток, где слово сутки стоит в форме родительного падежа множественного числа.

С числительным полтораста существительное употребляется в форме родительного падежа множественного числа: полтораста стран.

  • 1. Сказуемое ставится во множественном числе, если подлежащее обозначает небольшое число лиц: «Три человека из нашей организации участвовали в конференции».
  • 2. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее обозначает большое число лиц: «Триста человек участвовало в конференции».
  • 3. Сказуемое ставится в единственном числе, если оно выражено глаголами быть, находиться: «В лаборатории было тридцать сотрудников».

Порядковые числительные. Порядковые числительные, как прилагательные, имеют форму рода и числа: первый день сезона, первое сентября, первая сессия.

Порядковые числительные склоняются как прилагательные. При склонении составного порядкового числительного изменяется только его последняя часть: «в тысяча девятьсот шестьдесят втором году», «в две тысячи четырнадцатом году», однако «в двухтысячном году».

Собирательные числительные. Собирательные числительные употребляются при существительных мужского рода, обозначающих людей и имеют вид: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро и т.д. Например: «Уменя двое сыновей и две дочери».

В документах собирательные числительные чаще всего заменяются количественными, т.е. в документе не пишут: «трое работников», а пишут «три работника».

Ошибки, связанные с формами образования глагола. Образование и употребление некоторых глаголов вызывает определенные трудности при написании документа.

1. В русском языке существуют параллельные глагольные формы, которые различаются стилистической окраской. Например, глаголам совершенного вида, типа заготовить, ознакомить, узаконить, могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять заготавливать’, ознакомлять ознакамливать’, узаконить — узаконивать.

В этих глаголах формы с суффиксами -ива-, -ыва- употребительны в официальной речи, а формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные.

Речевые недочеты в употреблении прилагательных

Тема урока по культуре речи: «Речевые недочеты в употреблении прилагательных».

Цель урока: повторить образование форм сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных; научить правильно ставить ударения в словах данной части речи.

Речевая разминка.

Чтобы, что бы (шт)

Для того чтобы (шт)

Б. Произнесите вслух пословицу:» У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее». Сколько раз встречается здесь звук (ч)?

2. Самостоятельная работа.

-Образовать сравнительную степень прилагательных, поставить ударение: сильный, хороший, сладкий, плохой, вкусный, дорогой, светлый, тёмный, далёкий.

3. Прочитать стихотворение – фельетон и ответить на вопросы: сколько речевых ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в сравнительной форме прилагательного красивый?

Говорил он, между прочим,

«Красивее ,” «Мы так хочим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень».

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

— Провести исследовательскую работу, в процессе которой выяснить, почему в данных словах возникают трудности в постановке ударения.

4. Игра «Стоп!»

Учитель произносит прилагательные, а учащиеся поочерёдно (по рядам) должны правильно назвать формы их сравнительной степени. При наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив «Стоп!» Он же получает поощрительный балл.

5. Игра «Кто больше?»

Учащиеся, разделившись на группы, должны назвать как можно больше пословиц, в которых употребляются прилагательные в сравнительной степени. Например:

Худой мир лучше доброй ссоры.

Здоровье дороже золота.

Правда светлее солнца.

После работы еда вкуснее.

Много узнаешь, сильнее будешь.

Старый друг лучше новых двух.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

6. Игра «Ха – ха!»

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы школьники должны произнести «ха-ха» и исправить ошибку.

-Выполнив все задания и приняв участие в играх, ребята повторяют усвоенные ранее теоретические сведения, в частности то, что степени сравнения образуют только качественные имена прилагательные, при образовании степеней сравнения иногда происходит чередование согласных, не все качественные имена прилагательные образуют простую и составную формы и т.д.

7. Составление коллективного юмористического рассказа, употребляя в нём неправильные формы сравнительной и превосходной степеней для создания комического эффекта (работа в группах)

Например, рассказ «Ку-ка-ре-ку»

Само больше я люблю заниматься рыбной ловлей. С Петькой мы часто соревнуемся. И секрет этого соревнования в следующем. Кто проснётся раньше петуха, тот занимает более выгоднейшее место для клёва. А есть у нас такое. Рыба там клюёт само больше, а место для сидения более удобнее, чем в других местах .А как радуешься , когда вдруг на твоём крючке появляется самый красивейший лещ.

Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачнейшего момента. Но как назло не везёт.

Не надо просыпать! Ку-ка-ре-ку!

Прослушав рассказ, ребята должны найти и исправить ошибки.

Домашнее задание: написать небольшой рассказ, включив в него прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней.

источники:

https://topuch.ru/rechevie-oshibki-i-ih-preduprejdenie-posobie-dlya-uchitelej/index4.html

https://studme.org/111638/dokumentovedenie/oshibki_upotreblenii_polnoy_kratkoy_form_imen_prilagatelnyh

https://infourok.ru/rechevie-nedocheti-v-upotreblenii-prilagatelnih-310952.html

Найдите в каждом ряду ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных.Образуйте правильные формы прилагательных,составте и запишите
предложения с ними
1) Младше,ширьше,дальше,длиньще,красивше. 2)Длинее,хужее,слабее,звончее,красивее. 3)Слабже,моложе,ближе,строже,глубже. 4)Более лучше,очень сильнее,более. младший,более узкий. 5)Наименее старейший,самый худший,самый короткий,наиболее кратчайщий. 6)Румянее,свежее,жальче,наиболее милое.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной — слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:

Более лучший показатель характеризует финансовое положение населения в 1996 году.

Правка: Более высокий показатель характеризует. Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.

Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе; Нет ничего более худшего, чем невежество; К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвал рабочих мастер; Нищету этого зрелища подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения.

Приведем примеры стилистической правки ошибок в образовании степеней сравнения: Она оказалась в преглупейшем положении (следует: в глупейшем); — Свои? — с наивозможнейшим сарказмом спросил Ленька (с едким сарказмом).

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: остер (вместо остр). Особую трудность представляет употребление прилагательных на -енен/-ен незабвенен или незабвен, единственен или единствен? Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Теперь эти формы архаизуются (предпочтительнее — действен, свойствен), даже составители толковых словарей по-разному оценивают некоторые из этих форм — то как допустимые, то как устаревшие.

У писателей прошлого встречаются краткие прилагательные и на -енен, и формы на -ен. Однако в связи со стремлением говорящих к «экономии речевых средств» для современного языка следует считать оправданными более короткие формы: бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчувствен, величествен, воинствен, двусмыслен, единствен, естествен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, медлен, многочислен, могуществен, мужествен, невежествен, ответствен, подведомствен, посредствен, родстдвен, свойствен, соответствен, существен, таинствен, тождествен, торжествен, явствен.

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных?

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Это самый новейший проект.

Завод оказался более передовым.

Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.

Вариант заместителя оказался более худшим.

В комнате теперь более светлее.

Самая высочайшая гора Земли — Эверест.

Сегодня спортсмены в наилучшей форме.

Посетителей в ресторане вчера было несколько поменьше.

Ответить на вопрос
Для ответа на вопрос необходимо пройти авторизацию или регистрацию.
Ответы (1)

X2se 19 мая 2020 г., 06:04:06

Это новейший проект.

Это самый новый проект.

Завод оказался передовым.

Гоголь изображает помещиков реалистичнее.

Гоголь изображает помещиков более реалистично.

Вариант заместителя оказался худшим.

Вариант заместителя оказался хуже.

В комнате теперь более светло.

В комнате теперь светлее.

Высочайшая гора Земли — Эверест.

Самая высокая гора Земли — Эверест.

Сегодня спортсмены в лучшей форме.

Посетителей в ресторане вчера было несколько меньше.

Посетителей в ресторане вчера было поменьше.

(где возможны два правильных варианта, я даю два).

Саблина 17 дек. 2020 г., 15:47:33 | 10 — 11 классы

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти?

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти.

Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов.

Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие.

Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина – самое глубочайшее место.

Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.

Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок.

Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

Pucan 24 нояб. 2020 г., 00:04:11 | 10 — 11 классы

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти?

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти.

Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов.

Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие.

Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина – самое глубочайшее место.

Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.

Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок.

Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

Татьянушка3 18 окт. 2020 г., 10:24:56 | 5 — 9 классы

Прошу помочь?

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных.

Запишите исправленные предложения.

1. Это самое простейшее решение вопроса.

2. Он оказался менее строже.

3. Он находился в более худшем положении.

4. Иван был самым пособнейшим из нас.

5. Здесь находилось одно из самых древнейших поселений в нашей стране.

6. Здесь течение реки более сильнее.

7. Этот камень, кажется, твердее алмаза.

8. Ты вглядишь хужее, чем вчера.

9. Моё яблоко слаже твоего.

Ilyhaпопов 3 июн. 2020 г., 20:45:31 | 5 — 9 классы

Где нет ошибки в употреблении формы прилагательного?

Где нет ошибки в употреблении формы прилагательного?

1)Он самый величайший иллюзионист в мире.

2)Сегодня Маша нарисовала рисунок более красивее, чем вчера.

3)В этот раз пакет оказался более тяжелым.

17081 1 сент. 2020 г., 01:43:12 | 5 — 9 классы

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных 1?

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных 1.

Это самое простейшее решение вопроса.

2. Он оказался менее строже, чем мы ожидали.

3. Он находится в более худшем положении, чем мы.

4. Иван был самым способнейшим из нас.

5. Здесь находилось одно из самых древнейших поселений в нашей стране.

6. Здесь течение реки более сильнее.

7. Этот камень, кажется, твердее алмаза.

8. Ты выглядишь хужее, чем вчера.

9. Моё яблоко слаже чем твоего.

Даша67865 19 окт. 2020 г., 08:00:15 | 5 — 9 классы

Укажите вариант в котором допущена ошибка при образовании степени сравнения имени прилагательного а) веселее б) менее красивейший в) лучше г)самый наивысочайший?

Укажите вариант в котором допущена ошибка при образовании степени сравнения имени прилагательного а) веселее б) менее красивейший в) лучше г)самый наивысочайший.

Valentinapetro1 1 апр. 2020 г., 18:17:37 | 5 — 9 классы

В каком случае допущена ошибка в образовании степени сравнения прилагательных самый спокойнейший более правильный величайший?

В каком случае допущена ошибка в образовании степени сравнения прилагательных самый спокойнейший более правильный величайший.

28122004zh 27 мая 2020 г., 23:20:14 | 1 — 4 классы

Найдите ошибки в образовании степеней сравнения?

Найдите ошибки в образовании степеней сравнения.

1. Более светлее

Шохрух2002 24 окт. 2020 г., 10:28:58 | 10 — 11 классы

Исправьте речевые ошибки :Самый лучший день заходил вчераНет ничего более худшего, чем лицемерие и ложь?

Исправьте речевые ошибки :

Самый лучший день заходил вчера

Нет ничего более худшего, чем лицемерие и ложь.

Aida2006 26 сент. 2020 г., 07:18:11 | 5 — 9 классы

Помогите с заданием пожалуйста?

Помогите с заданием пожалуйста.

Исправить ошибки в предложениях

Нет ничего красившее природы родного уголка.

2. Они хотели устроить более лучшую жизнь.

3. Человек твердее камня, нежнее цветка.

4. Самая высочайшая гора Земли — Эверест.

5. Сегодня спортсмены в наилучшей форме.

6. Это самый новейший проект.

7. Завод оказался более передовым.

8. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.

9. Вариант заместителя оказался более худшим.

10. В комнате теперь более светлее.

На этой странице находится вопрос Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

источники:

https://znanija.site/russkii-yazyk/9871725.html

https://studme.org/147799/literatura/ustranenie_morfologo_stilisticheskih_oshibok_upotreblenii_imen_prilagatelnyh

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/3720795_ispravte-osibki-v-obrazovanii-stepenej-sravnenia/

ЗАДАНИЕ 6

1.     
В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

менее ЖЁСТКИЙ                                  тонких
ЗАПЯСТИЙ

СЕМЬЮСТАМИ рублями                    вкусных
МАКАРОН

доброжелательных АРМЯНОВ             

2.     
В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

шерстяных НОСОК                              трудовых
БУДНЕЙ

ПЯТЕРО котят                                       красивых
БЛЮДЕЦ

детских ГОЛЬФОВ

3.     
В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в об­ разовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

ВОСЬМИСОТ чисел                             самый
УМНЫЙ жареных БАКЛАЖАН                          ДВЕ девочки

восемь ГЕКТАРОВ

4.       В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ПОЛУТОРА лет                                    нарядных
БАШКИРОВ

подписанные ДОГОВОРЫ                  БОЛЕЗНЕННАЯ
мозоль

ЛАЗЯТ по полу

5.       В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ОБОИХ сыновей                                   МУЧИТ
кошку

много РУМЫН                                      бабушкиных
ОЛАДИЙ

вопреки СОВЕТА

                                                                                                .

6.       В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

капроновых ЧУЛОК                             раненых
СОЛДАТ

радостных
НОВОСЕЛЬЕВ                  ДВУМЯСТАМИ названиями

весёлых СВАДЕБ

7.        
В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

СЫПЛЕТ крупу                                     зажжённых
СВЕЧЕЙ

больно ЩИПЛЕТ                                  нарядных
ТУФЕЛЬ

ОБОИХ соседок

8.      
В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

согласно РЕШЕНИЮ                           традиции
ЭСКИМОСОВ

купленных САПОГОВ
                        ПОЛУТОРАСТА цыплят

ШЕСТЕРО телят

                                                                                                 .

9.      
В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

долгожданных КАНИКУЛ                   ВЕДОМЫЙ
поводырём

опытные ИНСТРУКТОРА                   ароматных
АНАНАСОВ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ шестом году

10.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

волшебных
ЗЕРКАЛЕЦ                        ТРЕМЯСТАМИ упражнениями

поздравили
КИРГИЗОВ                       пушистых БАКЕНБАРД

самый КРАСИВЕЙШИЙ

11. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите слово правильно.

жемчужных ОЖЕРЕЛИЙ                     Северный
и Южный ПОЛЮСЫ

ХУДШИЙ результат                             известных
ПЕВУНЬЕВ

ПОЛОЖИТЬ в карман

12.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

РЕКТОРЫ
университетов                    связанные СВИТЕРЫ

гнусных СПЛЕТНЕЙ                            АРОМАТНЫЙ
шампунь

стало ХУЖЕ                                          

                                                                                                .

13.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

наиболее ВЕРНЫЙ                               более
ПОЛУТОРАСТА рублей накормили КУР                                     танцы
ОСЕТИНОВ

вызвали МИНЁРОВ

14.  В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

атаки ПАРТИЗАН                                 упрямый
ПОНИ

выставка КУХОНЬ                                ИНЖЕНЕРА
работают

консервированных ТОМАТОВ

                                                                                                         .

15.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

НАДЕЛ пальто                                       ХОТЯТ
в кино

танцы УЗБЕКОВ                                    разогнали
КУРЕЙ

ДЕВЯТИСОТ вёрст          .

16.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

много БАНАНОВ                                  ОТПРАВЛЕННАЯ
бандероль

нет ВАЛЕНОК                                      самый
НЕЖНЕЙШИЙ ЧЕТЫРЕ книги

17.  В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

чтение
КОММЕНТАРИЕВ                   железнодорожное ДЕПО

в ОБЕИХ руках                                      звонких
ГУСЕЛЬ

ЖЖЁТ в груди

18.  В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

внимательные ДОКТОРА                    ОДЕЛА
ребёнка

ПРИЛЯЖЬТЕ отдохнуть                      наименее
ЩЕДРЫЙ

ОБОИХ чтецов

19.  В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

менее ПОЛЕЗНЫЙ                               жилища
КАЛМЫКОВ

СВАРЕННАЯ
кольраби                       ЛЯГ на кушетку

острых КОПЬЁВ

20.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ПРОКИСШИЙ суп                               казачьих
САБЕЛЬ

НАРЯДНЫЙ тюль                                тяжёлые
ЯКОРИ

ТРЕМЯСТАМИ заявками

21. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

добрые ХОЗЯЕВА                                тёплых
ВЁСЕН

внезапно ИСЧЕЗ                                    зимние
МЕСЯЦА

ЯРЧАЙШИЙ свет

22.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ИХ проблемы                                         слетела
с ПЛЕЧ

СЕМИСТАМИ билетами                     ДОБРЕЙШИЙ
человек

СТРИЖЁТ газон

23.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ШИРОКАЯ Миссисипи                       СОРТЫ
семян

подвиги СОЛДАТ                                 знаменитые
СНАЙПЕРЫ

СВЕЖИЙ сулугуни

24.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

ТРЕМЯСТАМИ гектарами                  гостеприимство
ТАТАРОВ

ПОМАШИ на прощанье                       О
ПОЛУТОРА веках

предводитель ТУРОК

25.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

таинственных СУМЕРЕК                     ХОЧУТ
приехать

СТАРЕЙШИЙ из них                           ТОМА
уголовных дел

купили ТОРТЫ

26.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ПЕСЕН Утёсова                                    ПОПРОБОВАЕМ
на вкус

около ДЕВЯТИСОТ километров         более
ЗВОНКИЙ

белых ПОЛОТЕНЕЦ

27.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ИХНИЕ заботы                                      казахстанских
ЯБЛОК

обратился к НИМ                                  СЫПЛЮ
в руки

ШЕСТЕРО
подростков

28.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

кислых ЛИМОНОВ                              ОБРЕТЯ
независимость

уставшими ЛЮДЯМИ                          много
КУШАНИЙ

МЯГЧАЙШИЙ сыр

29.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

благодаря ПОМОЩИ                           ТЁМНАЯ
вуаль

двести ВАТТОВ                                    согласно
РЕШЕНИЮ

в день ИМЕНИН

30.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

у ОБОИХ стран                                     более
КРУПНАЯ

ГЛУПЕЙШАЯ история                         ребёнок
ХНЫЧЕТ

дождь ХЛЕЩЕТ

31. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ни разу не ОШИБИЛСЯ                       менее
СЛОЖНЫЙ

детских ЯСЛЕЙ                                     ПЯТЬЮСТАМИ
книгами

опытные ТРЕНЕРЫ

                                                                                                 .

32.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

тёплых ВАРЕЖЕК                                 ранних
СУМЕРЕК

более СМЕЛЫЙ                                     десять
КИЛОВАТТОВ

ТРОЕ медвежат

33.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ИХ мечты                                               СЕМИСОТ
деревень

самый ДОБРЕЙШИЙ                           аккуратные
СЛЕСАРИ

ДВЕ старушки

34.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

огонь ЗАЖЖЁТСЯ                                ПОЛУТОРА
часов

ПРИВЕТЛИВЫЙ
Тбилиси                   СЕМИДЕСЯТЬЮ годами

весёлых ЦЫГАН

35.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

две пары НОСОК                                  согласно
РАСПИСАНИЮ

ОБОИХ актёров                                     ЛЯГТЕ
на пол

новых БОТИНОК

36.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

ПРОПУСКИ уроков                              новых
ЧУЛКОВ

будущие ВЫБОРЫ                                ТРЕМЯСТАМИ
письмами

махровых
ПОЛОТЕНЕЦ

37.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ПОМАХАЙ на
прощание                     КЛАПАНЫ сердца

ОБЕИХ студенток                                 подбежал
к НЕМУ

ПОЕЗЖАЙТЕ
осторожно

38.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

вопреки ПРЕДСКАЗАНИЮ                кучевых
ОБЛАКОВ

ПРОПОВЕДУЕТ истины                     из
ПОЛТОРАСТА претендентов

ТРОЕ поросят

39.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

ДОГОВОРА
подписаны                       ПРОПОЛОЩИ рот

полевые ГОСПИТАЛИ
                        сочных ЯБЛОК

в 
ДВЕ ТЫСЯЧИ третьем году

40.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.

несколько КОЧЕРЁГ                             после ЗАМОРОЗКОВ

ДВУМЯСТАМИ домами                      известные
ДИРЕКТОРА

названия ПАДЕЖОВ

41. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СМЫШЛЁНЫЙ кенгуру                      ВЗГЛЯНЬ
на небо

беззастенчиво ЛЖЁТЕ                          ВЕРХОВЬЕВ
рек

МЕСТ нет                                                             

42.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.

острых НОЖНИЦ                                 ПЕКЁТ
хлеб

КЛАСТЬ в шкаф                                    ДВОЕ
лыж

искусные ПОВАРА

43.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году                  
ПОКЛАДИ на полку

наиболее ПРОСТОЙ                             менее
ПОЛУТОРАСТА рублей

ЯРКИЙ какаду

44.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

на КРАЮ обрыва                                  молодые
ОФИЦЕРЫ

пять АРШИН                                         спелых
ВИШЕН

каменных БАШНЕЙ

45. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку
и запишите
слово
правильно.

листья ТРЕПЕТАЮТ                                      ИХ друзья

НАДЕТА шапка                                                 КЛЕШНЕЙ рака

холодных БРЫЗГ

46.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ЯРЧЕ всех                                              в
ТЫСЯЧУ сороковом году

ТРИ школьницы                                    шоколадных
ВАФЕЛЬ

вкусных МАКАРОН

47.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

после ЗАМОРОЗКОВ                           вкусные
ТОРТЫ

в ОБЕИХ повестях                                пяти
АМПЕР

горных УЩЕЛЬЕВ

48.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

ПРИЛЯЖЬТЕ на диван                         наименее
УДАЧНЫЙ

ДЕВЯТЬЮСТАМИ градусами            ПОЛУТОРАСТА
рублями

ОБОИХ хирургов

                                                                                                .

49.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ЗЕЛЁНЫЙ гуашь                                  менее
УМНЫЙ

ВЫСЫПИ мусор                                   свиные
ОКОРОКА

пригляделся к НЕЙ

50.   В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

недостаёт ПЯТИСОТ рублей               ПОЛЕЗАЙТЕ
на чердак

толковые БУХГАЛТЕРЫ                     моих
РАЗДУМЬЕВ

 МАСТЕРА своего дела

51. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

быстрые КАТЕРА                                  посмотрел
более НЕЖНЕЕ

пара ЦАПЕЛЬ                                        песни
АРАБОВ

авторы ПОСОБИЙ

52.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

пара САПОГ                                          шесть
МИНЁРОВ

ЕХАЙТЕ быстрее                                  следы
КОПЫТЦЕВ

сто ВАТТ

53.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ШИРОКАЯ Уссури                               старые
ТРАНЗИСТОРЫ

ПРЕКРАСНОЕ Сочи                            шесть
ГЕКТАРОВ

попросил ПОДМАСТЕРЬЕВ

54.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

выдали ПАСПОРТА                             сын
наиболее ДОБРЕЕ

ДВУМЯСТАМИ
двадцатью                 много ПРЕТЕНЗИЙ

золотые КУПОЛА

55.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

МЕТАЕТСЯ по дому                            меткие
СНАЙПЕРЫ

заслуженные ОРДЕНА                         ТРИ
студентки

ПОДРЕМЛИ до утра

56.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

до ТЫСЯЧА
девятьсот пятого года     за исключением НИХ

тяжёлых ГАНТЕЛЕЙ                            БАСЕН
Крылова

ПРЕКРАСНОЕ
Онтарио

57.  В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.

МАЛЕНЬКИЙ пони                              АРОМАТНАЯ
шампунь

РЕКТОРЫ университетов                    справедливых
СУДЕЙ

новых ДЖИНСОВ

58.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

известные
РЕЖИССЁРЫ                     КЛИМАТЫ стран Азии

сто РЕНТГЕН                                        старых
КЛАДБИЩ

лёгких ГРАБЕЛЬ

59.  В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

ВОСЕМЬЮСТАМИ
анкетами             страховые ПОЛИСЫ

цирковые НОМЕРЫ                             РОЗОВЫЙ
фламинго

ОБОИХ стариков

60.   В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

у ОБОИХ подруг                                   БОЛЕЗНЕННАЯ
мозоль

обратиться к НИМ                                ароматные
КРЕМЫ

тяжёлых УВЕЧИЙ

Слайд 1

Грамматические ошибки в образовании форм слов.

Слайд 2

Сравнительная степень прилагательных и наречий. При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый», либо суффиксы «е», «ее», « ейш », « айш ». Красивый – более красивый или красивее самый красивый или красивейший Нельзя: более лучший, более интереснее; красивше , менее худший

Слайд 3

В род. п. мн. ч. нулевое окончание имеют слова: А ) парные предметы: сапог, валенок, ботинок, чулок, бахил, бутс, погон, серёг, шаровар НО! Носков, бронхов, гольфов, клипсов. Б) военные профессии: солдат, партизан В) национальности с основой на – н , — р : грузин, болгар, армян, башкир, осетин, румын, турок, туркмен, хазар НО! узбеков, казахов, калмыков, киргизов, мордвинов, таджиков, хорватов. Г) единицы измерения: вольт, ампер, аршин, ватт, децибел, рентген НО! килограммов, граммов, гектаров, килограммов. Д) названия фруктов, растений: яблок, груш, слив НО! апельсинов, мандаринов, лимонов, помидоров, ананасов, баклажанов, бананов, гранатов, томатов

Слайд 4

Сущ. Ср. р. на – ье без ударения в И.п. ж.р. н а-ья без ударения Во мн. ч. Р. п . имеют –ИЙ (побережье – нет побережий; соленье – нет солений) Исключения: верховье – верховьев, низовье –низовьев, платье- платьев, у стье – устьев, подмастерье – подмастерьев.

Слайд 5

Сущ. ср. р. на –ЦЕ в И. п. В Р. п., мн. ч. оканчиваются на –ЕЦ Блюдце – блюдец, зеркальце – зеркалец, полотенце – полотенец, сердце – сердец НО: в уменьшительно-ласкательных формах в ряде случаях сохраняется – ЕВ Болотце – болотцев, оконце — оконцев Запомни : солнце – нет солнц

Слайд 6

Сущ. н а -НЯ Если перед – ня стоит гласная, то в нулевом окончании согласный будет мягкий: богиня – богини – богинь; погоня – погони – погонь Если перед – ня стоит согласный, то согласная в нулевом окончании будет твердой: басня – басни – басен; башня – башни — башен

Слайд 7

Окончания сущ. м.р. в И.п. мн.ч. — а,-я адреса, берега, века, города, директора, доктора, донья, желоба, жернова, инспектора, катера, округа, острова, отпуска, паспорта , повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря. — ы,-и авторы, аптекари, агитаторы, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, порты, почерки, ревизоры, редакторы, снайперы, стажеры, слесари, торты, тракторы, шоферы, контейнеры.

Слайд 8

Сущ. н а — МЯ У существительных на –мя: бремя, время, стремя, вымя, имя, пламя, семя, знамя, племя, темя в Р., Д., П. падежах ед. числа и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс – ен (- ён ): времени, стремени, имени. Ошибка : не хватает время Правильно: не хватает времени

Слайд 9

Запомни Их (не ихний ), класть (не ложить ), жжёт (не жгет ), Поезжай, поезжайте ( не ехай , не ехайте ) Ездят (не ездиют ), ездим (не ездием ) грущу по вас тоскуешь по нас скучает по вас

Слайд 10

Числительные оба, обе Числительное обе употребляется с существительными женского рода, а оба — с сущ. мужского и среднего рода. И.п. оба берега обе руки р.п. обоих берегов обеих рук д.п. обоим берегам обеим рукам т.п. Обоими берегами обеими руками в.п. обоих берегов обеих рук п.п. об обоих берегах об обеих руках Н.: Лес тянулся по обеим сторонам реки.

Слайд 11

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро,..) употребляются с существительными: одушев . муж . р ода ( четверо студентов) Нельзя: трое студенток, двое стульев с парными сущ . (двое брюк) детенышами животных ( пятеро котят) Нельзя: двое слонов Местоимениями ( трое нас)

Слайд 12

Склонение сложных числительных Склоняются обе части В творительном падеже слово оканчивается на – тью . Склоняются все части числительного: пятьюдесятью. Ошибка : С пятистами рублями Правильно : С пятьюстами рублями Ошибка : Нет шестиста штук Правильно : Нет шестисот штук

Слайд 13

Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО И. п., В. п . – сорок, девяносто, сто Р., Д.,Т., П.п. – сорока, девяноста, ста Ошибка : о девяностах вопросах Правильно: о девяноста вопросах Ошибка : к стам строчкам Правильно : к ста строчкам

Слайд 14

Порядковые числительные Склоняется только последнее слово. Ошибка: В двух тысяч пятом году был принят указ. Правильно: В две тысячи пятом году…

Слайд 15

Устраняем грамматические ошибки 1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего. 2. Троих котят мы отдали, а одного оставили себе. 3. На работу взяли обоих девушек. 4. В двух тысяч первом году мой брат пошел в школу. 5. К пятиста участникам обратился с речью организатор фестиваля. 6. Обои юноши обладали отличной памятью. 7. Я родился в тысяча девятьсот девяносто втором году. 8. Поступать в вуз по собеседованию было предложено стам талантливым школьникам. 9. Он заслужил расположение обеих сестер.

Слайд 16

1. В новом магазине был большой выбор сапог, туфлей, ботинок, кроссовок. 2. Салтыков-Щедрин выступает против корыстолюбия, взятничества , чинопочитания. 3. К шести чашкам я подобрал шесть блюдцев . 4. В книгах Жюль Верна много приключений. 5. Надо еще взять три банки тушенки и пачку макаронов . 6. У меня совершенно нет время на пустые разговоры. 7. Ставьте посуду на разносы, пожалуйста! 8. У грузинов принято за столом произносить длинные тосты. 9. Мужчины нашего отдела поздравили всех сотрудниц с Восьмым мартом. 10. Мне поручили купить два килограмма апельсин и пять килограммов помидор.

Слайд 17

1. Кладите тетради на стол. 2. Герой фильма всегда надсмехался над тем, кто беднее его. 3. Из окна я видел, что женщина полоскает белье. 4. Мой брат никогда не ложит учебники на место. 5. Многие люди ездиют на метро. 6. Машина сломалась, поедь на автобусе. 7. Не трожь мои вещи. 8. Захожу к другу и вижу, как он в ужасе метается по комнате. 9. Я собирался покласть все покупки на стол. 10. Тяжело было видеть, как он мучится.

Слайд 18

1. Наш боксер был слабже своего соперника. 2. Новая история была более интереснее предыдущей. 3. Малыша посадили к ей на колени. 4. Саша был признан самым сильным шахматистом школы. 5. Мне надоело решать ихнии проблемы. 6. Чацкий – самый честнейший герой комедии Грибоедова . 7. Запятая в этом предложении возможна, но более правильнее было бы поставить здесь двоеточие. 8. Все пришли посмотреть на его. 9. Байкал – самое красивейшее озеро России. 10. Мальчик мечтал стать известнейшим пианистом.

Слайд 19

1. Мы проводим мероприятие в соответствии утвержденного плана. 2. Большинство кабинетов были готовы к учебному году. 3. Никто, даже близкие родственники, не могли его утешить. 4. Печать должен поставить заведующий магазина. 5. Пятерка истребителей сопровождали эскадру. 6. Большинство учеников успешно справились с задачей. 7. Те, кто сдали зачеты, будут допущены к экзаменам. 8. Кондуктор потребовал оплатить за проезд. 9. Мальчик поделился о своих впечатлениях. 10. Некрасов описывает тяжелое положение пореформенного крестьянства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в образовании слова искомый ответ
  • Ошибка в образовании слова допущена тремястами книгами
  • Ошибка в образовании слова допущена красивейший пейзаж
  • Ошибка в образовании слова больше восьмиста рублей
  • Ошибка в образовании слова более ярче или более ярко