Ошибка в образовании грамматической формы все инженера одну туфлю

Категория: Русский язык.

Итоговый тест для 9 класса, 2 вариант

1. Пишется О

а) предл…гать б) отр…сль

в) пров…кация г) уд…лить зуб

2. Пишется Е

а) наде. . вшийся б) кле. . щий

в) рожь колыш. . тся г) высме. . нный

3. Слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

а) ш. . повник б) безотл. . гательно

в) з. . ря г) п. . кет

4. Предложение с пунктуационной ошибкой

а) Препираясь они не замечали даже, что ветер, сгибавший струю фонтана, сыплет на них сеяную водичку.

б) Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зёрна.

в) Вы, я думаю, привыкли к этой великолепной природе.

г) И вода, и берег, и туча – все сливалось в непроницаемый мрак.

5. Пишется слитно.

а) (Не) распустившиеся ещё бутоны гвоздик качались на тонких ножках.

б) ( Не) привычные к физическому труду люди не смогут стать фермерами.

в) Кладовщик, (не) колеблясь согласился на наше предложение.

6. Продолжите предложение.

Работая над романом, …

а) писателем были изучены сотни архивных документов.

б) писателю разрешили пользоваться архивными документами.

в) пришлось долгие часы просиживать в архиве.

г) у писателя не было четкого плана.

7. Пишется одна буква Н.

а) купле. . ый дом б) преда. . о смотрел

в) преда. . ый слуга г) билеты уже прода. . ы

8. Слово с суффиксом –чив-.

а) уклонч. . вость б) бич. . вавший

в) поч. . вать г) выруч. . . в

9. Ударение на первом слоге.

а) приняв б) клала

в) занята г) звонит

10. Предложение без грамматических и логических ошибок.

а) Пьеса ставилась не только в столичных театрах, а также и в провинциальных.

б) Любимой забавой было взятие снежной крепости или кататься на санях с ледяной горы.

в) Лиза – девушка тихая, но с характером.

г) Все дорожат и не хотят утратить свою свободу.

11. Запятая на месте скобок не ставится.

а) Мне ( ) как старому москвичу ( ) дороги эти ветхие и неказистые домики.

б) В безветренную погоду озеро блестело ( ) как зеркало.

в) Спина Семёна согнулась ( ) точно тяжесть легла на неё.

г) Кучевые облака ( ) как клубы дыма.

12. Ошибка в объяснении написания слова.

а) неглаже. . ое бельё – одна буква н в суффиксе прилагательного,

образованного от глагола несовершенного вида

б) пече. . ое на углях мясо – нн в полоном причастии (с зависимым словом)

в) назр. . вать – е в глагольном суффиксе причастия –ева-

г) закл. . нный – е в суффиксе причастия –енн-

13. Пишется НЕ.

Сколько уже н(1) узнали люди об окружающем мире, какие успехи н(2)

сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

а) 1,2 б) 3,4 в) 1,2,3,4 г) 2,3,4

14. Ошибка в образовании грамматической формы.

а) все инженера б) одну туфлю

в) полутораста домами г) лягте

15. Предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Река вышла из берегов – прервалось сообщение с городом.

б) Вокруг стало светло: зажглись прожектора.

в) Вдруг я чувствую – кто-то берет меня за плечо и толкает.

г) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся.

16. Тире в предложении. Он просил оставить его дома – не оставили.

а) разделяет подлежащее и сказуемое

б) отделяет обобщающее слово от однородных членов

в) обозначает пропуск члена предложения

г) разделяет части сложного бессоюзного предложения

17. Предложение, которое соответствует схеме [ ], и [ ]. (Знаки препинания в предложениях не расставлены. )

а) Гудок возник внезапно резко нарушив ночное безмолвие и постепенно заполнил собою ночь.

б) Дорогу замело снегом и нам посоветовали переночевать в деревне.

в) В лесу было прохладно и пахло ландышами.

г) Я смутно почувствовал что в жизни моей наступил какой-то перелом и может быть к худшему.

18. Часть речи определена неверно.

Велика (ли) штука муравей, что (бы) разбираться настойчиво, куда и за (чем) он лезет (на) верх по дереву?

а) велика ли – прилагательное и вопросительная частица

б) чтобы – подчинительный союз

в) на верх – предлог и существительное

г) зачем – наречие

19. Лексическое значение определено неверно.

а) невежда – невоспитанный, грубый человек

б) изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах

в) кампания – мероприятия для осуществления какой-либо важной задачи

г) шокировать – приводить в смущение нарушением правил приличия

20. Пишется слитно.

а) (на) лету б) (по) видимому

в) железо (бетонный) г) черно (серый)

21. Пишется раздельно.

а) (Не) смотря на конец октября, солнце жгло невыносимо.

б) Эта задача (на) подобие предыдущей.

в) Кругом все то (же) поле, те (же) холмы, то (же) прекрасное небо.

г) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду влезть.

22. Необходимы запятые на месте цифр.

Чаадаев без пространных рассуждений просто сравнивал (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.

а) 2,3,4,5 б) 1,3,5 в)2,4,5 г) 2,3,4

23. Ошибка в анализе предложения.

Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

а) предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

б) состоит из трех простых предложений

в) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа – безветрие стояло

г) последнее предложение односоставное безличное, грамматическая основа – бывает

24. Ошибка в определении признаков текста.

О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве. Если положение тела в пространстве с течением времени изменяется, то говорят, что тело движется. Таким образом, движением тела называется изменение его положения в пространстве с течением времени.

а) стиль речи – научный

б) тип речи – рассуждение

в) средство связи предложений – лексический повтор, однокоренные слова, вводные слова

г) способ связи между предложениями – параллельный

Метки: Русский язык

Тест по русскому языку 9 класс. 1-вариант.

Обведите кружком номер правильного ответа.

1. Пишется
о.

а)
предл..гать

б)
отр..сль

в)
пров..кация

г)
уд..лить зуб

2.  Пишется
е.

а)
наде..вшийся

б)
кле..щий

в)
рожь колыш..тся

г)
высме..нны

 3.
Слово с безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.

а)
ш..повник

б)
безотл..гательного

в)
з..ря

г)
п..кет

4.
Предложение с пунктуационной ошибкой.

а)
Препираясь они не замечали даже, что ветер, сгибавший струю фонтана, сыплет на
них сеяную водичку.

б)
Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зерна.

в)
Вы, я думаю, привыкли к этой великолепной природе.

г)
И вода, и берег, и туча 0 все сливалось в непроницаемый мрак.

5.
Пишется слитно.

а)
(Не) распустившиеся еще бутоны гвоздик качались на тонких ножках.

б)
(Не) привычные к физическому труду люди не смогут стать фермерами.

в)
Кладовщик, (не) колебаясь, согласился на наше предложение.

г)
(Не) правда нужна была этим людям, а утешение.

6.
Продолжите предложение.

Работа над романом,…

а)
писателем были изучены сотни архивных документов.

б)
писателю разрешили пользоваться архивными документами.

в)
пришлось долгие часы просиживать в архиве.

г)
у писателя не было четкого плана.

7.
Пишется одно н.

а)
купле..ый дом

б)
преда..о смотрел

в)
преда..ный слуга

г)
билеты уже прода..ы

8.
Слово с суффиксом –чив-

а)
уклонч..вость

б)
би..вавший

в)
поч..вать

г)
выруч..в

9.
Ударение на первом слоге.

а)
приняв

б)
клала

в)
занята

г)
звонит

10.
Предложение без грамматических и логических ошибок.

а)
Пьеса ставилась не только в столичных театрах, а также и в провинциальных.

б)
Любимой забавой было взятие снежной крепости или кататься на санях с ледяной
горы.

в)
Лиза – девушка тихая, но с характером.

г)
Все дорожат и не хотят утратить свою свободу.

11.
Запятая на месте скобок не ставится.

а)
Мне ( ) как старому москвичу ( ) дороги эти ветхие и неказистые домики.

б)
В безветренную погоду озеро блестело ( ) как зеркало.

в)
Спина Семена согнулась ( ) точно тяжесть легла на нее.

г)
Кучевые облака ( ) как клубы дыма.

12.
Ошибка в объяснении написания слова.

а)
неглаже..ое белье – одно –н в суффиксе прилагательного, образованного от
глагола несовершенного вида.

б)
пече..ое на углях мясо –нн в полном причастии ( с зависимым словом).

в)
назр..вать –е в глагольном суффиксе –ева-

г)
закале..нный –е в суффиксе причастия –енн-

13.
Пишется не.

Сколько уже н(1) узнали
люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может
н(4) искать новых открытий.

а)
1,2                     б) 3,4                          в)
1,2,3,4                           г) 2,3,4

14.
Ошибка в образовании грамматической формы.

а)
все инженера

б)
одну туфлю

в)
полутораста домами

г)
лягте

15.
Предложение с пунктуационной ошибкой.

а)
Река вышла из берегов – прервалось сообщение с городом.

б)
Вокруг стало светло: зажглись прожектора.

в)
Вдруг я чувствую – кто-то берет меня за плечо и толкает.

г)
Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся.

16.
Тире в предложении.

Он просил оставить его дома – не
оставили.

а)
разделяет подлежащее и сказуемое

б)
отделяет обобщающее слово от однородных членов

в)
обозначает пропуск члена предложения

г)
разделяет части сложного предложения

17.
Предложение, которое соответствует схеме [ ], и [ ]. (Знаки
препинания в предложениях не расставлены).

а)
Гудок возник внезапно резко нарушив ночное безмолвие и постепенно заполнил
собою ночь.

б)
Дорогу замело снегом и нам посоветовали переночевать в деревне.

в)
В лесу было прохладно и пахло ландышами.

г)
Я смутно почувствовал что в жизни моей наступил какой то перелом и может быть к
худшему.

Обведите кружком номер правильного ответа.
2-вариант.

1. Пишет е

а)
заж..гать

б)
бл..стательный

в)
инт..ллигенция

г)
впеч..тление

2.
Пишется и.

а)
невид..мый

б)
колебл..тся

в)
вытерп..вший

г)
намеч..нный

3.
Слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

а)
к..снуться

б)
бл..стящий

в)
п..лотируемый

г)
препод..вать

4.
Предложение с пунктуационной ошибкой.

а)
Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степень.

б)
В трудные дни он работает с нами, стараясь не отлучаться надолго.

в) К великой моей досаде
Швабрии, обычно снисходительный, заявил, что песня моя нехорошая.

г)
Пожелтевшие листья мы находили в карманах своих плащей, кепках, в волосах –
всюда.

5.
Выделенное слово пишется слитно.

а)
(Не) посетивших картинную галерею было не так уж много.

б)
Все, что здесь написано, (не) правда.

в)
Директор (не) мешкая отправился в аэропорт.

г)
Небо там (не) обычного голубого цвета, а какое то белое.

6.
Продолжите предложение.

а)
удалось добиться разрешения поставить ее на сцене.

б)
было получено разрешение поставить ее на сцену.

в)
ее суть не изменилась

г)
у автора была надежда добиться разрешения на ее постановку.

7.
Пишется нн.

а)
реше..ые задачи

б)
жители встревоже..ые

в)
беше..ые кони

г)
беше..о мчались

8.
Слово с суффиксом –лив-

а)
одол..вавший

б)
приспосабл..вать

в)
выдел..в

г)
талантл..во

9.
Ударение на втором слоге.

а)
привезен

б)
погружу (вещи)

в)
начавший

г)
понял

10.
Предложение без грамматических и логических ошибок.

а)
Она не только любила классическую музыку, но и джаз.

б)
В статье говориться об античной культуре и современном искусстве.

в)
Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалом.

г)
В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.

11.
Запятая при сравнительном обороте.

а)
Терентий ( ) как будто не расслышал вопроса.

б)
Гаврик держал стакан ( ) как драгоценность ( ) обеими руками.

г)
Для Димы математика ( ) как китайская грамота.

12.
Ошибка в объяснении написания слов.

а)
преодол..вать –е в суффиксе глагола –ева

б)
лише..ый –нн в суффиксе причастия (совершенного вида)

в)
разве..нный –я суффикс основы прошедшего времени глагола, который
сохраняется перед суффиксом причастия –нн-.

г)
торжестве..ый- -нн в суффиксае –ен- прилагательного,
образованного от существительного.

13.
Пишется нн.

 Как
н(1) тяжела и н(2) страшна война, какие бы жестокие потери и
страдания н(3) несла она людям, юность н(4) хочет видеть
опасность для себя.

а)
1,2,3,4                      б) 3,4                         в)
1,2,3                      г) 4

14.
Ошибка в образовании грамматической формы.

а)
много басен

б)
лекторы

в)
семистами пятьюлитрами

г)
согласно указу

15.
Предложение с пунктуационной ошибкой.

а)
Он засмеется – все хохочут; нахмурит брови – все молчат.

б)
Прозвенел звонок: все пошли на урок.

в)
Павел чувствует: чьи то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

г)
Я боялся двинуться дальше: собака лежала у самой калитки.

16.
Тире в предложении.

Флигель
у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля – единственное
строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших
дней.

а)
разделяет части сложного бессоюзного предложения

б)
отделяет обобщающее слово от однородных членов

в)
разделяет подлежащее и сказуемое

г)
обозначает пропуск члена предложения

17.
Предложение, которое соответствует схеме [ ], и [ ]. (Знаки
препинания в предложениях не расставлены).

а)
Ее роль заключалась в том что она должна была постоять минуту у двери и до
третьего акта она была свободна.

б)
Теперь у нас никто не бывал и по вечерам было скучно.

в)
Что она некстати надела серьги и брильянты и вообще была странно одета заметили
другие.

г)
Он стал моим воспитателем и учителем и через некоторое время горячо привязался
к нему и я.

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 11.05.2023 20:30

Богданова Елена Витальевна

Учитель русского языка и литературы

рейтинг11 999
место1 968

Местоположение

Россия, Алтайский край Михайловский район с. Михайловское

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест подготовлен в Лаборатории аттестационных технологий (ЛАТ) МИПКРО. Авторы теста В.И. Капинос, Л.П. Пучкова

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Пишется о.

Варианты ответов
  • а) предл..гать
  • б) отр..сль
  • в) пров..кация
  • г) уд..лить зуб

Вопрос 2

2. Пишется е.

Варианты ответов
  • а) наде..вшийся
  • б) кле..щий
  • в) рожь колыш..тся
  • г) высме..нный

Вопрос 3

3. Слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

Варианты ответов
  • а) ш..повник
  • б) безотл..гательно
  • в) з..ря
  • г) п..кет

Вопрос 4

4. Предложение с пунктуационной ошибкой.

Варианты ответов
  • а) Препираясь они не замечали даже, что ветер, сгибавший струю фонтана, сыплет на них сеяную водичку.
  • б) Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зёрна.
  • в) Вы, я думаю, привыкли к этой великолепной природе.
  • г) И вода, и берег, и туча — всё сливалось в непроницаемый мрак.

Вопрос 5

5. Пишется слитно

Варианты ответов
  • а) (Не) распустившиеся ещё бутоны гвоздик качались на тонких ножках.
  • б) (Не) привычные к физическому труду люди не смогут стать фермерами.
  • в) Кладовщик, (не) колеблясь, согласился на наше предложение.
  • г) (Не) правда нужна была этим людям, а утешение.

Вопрос 6

6. Продолжите предложение. Работая над романом…

Варианты ответов
  • а) писателем были изучены сотни архивных документов.
  • б) писателю разрешили пользоваться архивными документами.
  • в) пришлось долгие часы просиживать в архиве.
  • г) у писателя не было четкого плана.

Вопрос 7

7. Пишется одно н

Варианты ответов
  • а) купле..ый дом
  • б) преда..о смотрел
  • в) преда…ый слуга
  • г) билеты уже прода..ы

Вопрос 8

8. Слово с суффиксом -чив-.

Варианты ответов
  • а) уклонч..вость
  • б) бич..вавший
  • в) поч..вать
  • г) выруч..в

Вопрос 9

9. Ударение на первом слоге.

Варианты ответов
  • а) приняв
  • б) клала
  • в) занята
  • г) звонит

Вопрос 10

10. Предложение без грамматических и логических ошибок.

Варианты ответов
  • а) Пьеса ставилась не только в столичных театрах, а также и в провинциальных.
  • б) Любимой забавой было взятие снежной крепости или кататься на санях с нежной горы.
  • в) Лиза — девушка тихая, но с характером.
  • г) Все дрожат и не хотят утратить свою свободу.

Вопрос 11

11. Запятая на месте скобок не ставится.

Варианты ответов
  • а) Мне ( ) как старому москвичу ( ) дороги эти ветхие и неказистые домики.
  • б) В безветренную погоду озеро блестело ( ) как зеркало.
  • в) Спина Семёна согнулась ( ) точно тяжесть легла на неё.
  • г) Кучевые облака ( ) как клубы дома.

Вопрос 12

12. Ошибка в объяснении написания слова.

Варианты ответов
  • а) неглаже..ое бельё — одно н в суффиксе прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида
  • б) печё..ое на углях мясо — нн в полном причастии (с зависимым словом)
  • в) назревать — е в глагольном суффиксе -ева-
  • г) закле..нный — е в суффиксе причастия -енн-

Вопрос 13

13. Пишется не

Сколько уже н ( 1 ) узнали люди об окружающем мире, какие успехи н( 2 ) сделала наука,

человек н( 3 ) может н( 4 ) искать новых открытий.

Варианты ответов
  • а) 1,2
  • б) 3,4
  • в) 1,2,3,4
  • г) 2,3,4

Вопрос 14

14. Ошибка в образовании грамматической формы.

Варианты ответов
  • а) все инженера
  • б) одну туфлю
  • в) полутораста домами
  • г) лягте

Вопрос 15

15. Предложения с пунктуационной ошибкой.

Варианты ответов
  • а) Река вышла из берегов — прервалось сообщение с городом.
  • б) Вокруг стало светло: зажглись прожектора.
  • в) Вдруг я чувствую — кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  • г) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся.

Вопрос 16

16. Тире в предложении. 

Он просил оставить его дома — не оставили.

Варианты ответов
  • а) разделяет подлежащее и сказуемое
  • б) отделяет обобщающее слово от однородных членов
  • в) обозначает пропуск члена предложения
  • г) разделяет части сложного бессоюзного предложения

Вопрос 17

17. Предложение, которое соответствует схеме [  ], и [  ]. (Знаки препинания в предложениях не раставлены.)

Варианты ответов
  • а) Гудок возник внезапно резко нарушив ночное безмолвие и постепенно заполнил собою ночь.
  • б) Дорогу замело снегом и нам посоветовали переночевать в деревне.
  • в) В лесу было прохладно и пахло ландышами.
  • г) Я смутно почувствовал что в жизни моей наступил какой-то перелом и может быть к худшему.

Вопрос 18

18.Часть речи определена неверно.

Велика (ли) штука муравей, что(бы) разбиваться настойчиво, куда и за (чем) он лезет (на) верх по дереву?

Варианты ответов
  • а) велика ли — прилагательное и вопросительная частица
  • б) чтобы — подчинительный союз
  • в) на верх — предлог и существительное
  • г) зачем — наречие

Вопрос 19

19. Лексическое значение определено неверно.

Варианты ответов
  • а) невежда — невоспитанный, грубый человек
  • б) изморозь — иней на ветках деревьев, на проводах
  • в) кампания — мероприятия для осуществления какой-либо важной задачи
  • г) шокировать — приводить в смущение нарушением правил приличия

Вопрос 20

20. Пишется слитно.

Варианты ответов
  • а) (на) лету
  • б) (по) видимому
  • в) железо (бетонный)
  • г) (черно) бурый

Вопрос 21

21. Пишется раздельно.

Варианты ответов
  • а) (Не) смотря на конец октября, солнце жгло невыносимо.
  • б) Эта задача (на) подобие предыдущей
  • в) Кругом всё то (же) поле, те (же) холмы, то (же) прекрасное небо
  • г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду влезть.

Вопрос 22

22. Необходимы запятые на месте цифр.

Чаадаев без пространных рассуждений просто сравнивал (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть

в Европе (5) и это как раз потрясало больше всего.

Варианты ответов
  • а) 2, 3, 4, 5
  • б) 1, 3, 5
  • в) 2, 4, 5
  • г) 2, 3, 4

Вопрос 23

23. Ошибка в анализе предложения.

Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

Варианты ответов
  • а) предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
  • б) состоит из трех простых предложений
  • в) 1-ое предложение двусоставное, грамматическая основа — безветрие стояло
  • г) последнее предложение односоставное безличное, грамматическая основа — бывает

Вопрос 24

24. Ошибка в определении признаков текста.

О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определённое положение в пространстве. Если положение тела в пространстве с течением времени изменяется, то говорят, что тело движется. Таким образом, движением тела называется изменение его положения в пространстве с течением времени.

Варианты ответов
  • а) стиль речи — научный
  • б) тип речи — рассуждение
  • в) средства связи предложений — лексический повтор, однокоренные слова, вводные слова
  • г) способ связи между предложениями — параллельный

Умение правильно употреблять  формы слов –
признак хорошей,  грамотной речи.  Ничто так
не разрушает имидж  человека, как 
промелькнувшие в его речи  «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать): 

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными          
(Родился  (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка –  шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году»
. Поэтому следующее
замечание с примерами  прочтем  при полном
внимании:

У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
 Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти
книг. Подобраны комментарии
(к скольким?)  к двум тысячам восьми  книгам).

Поскольку при склонении русских 
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают  ученики всех времен,
применяются   разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести,
триста
и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).

Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих  сотни  (200-900),  Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто)  Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к  ста ученикам, доволен ста работами.
 

Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2),
то есть  имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами)
.

Б. Как  и с чем употребляются
собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
 (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши  (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (
то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола
.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами
).  С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты.
Соответственно
обеих  девочек, обеим книгам, обеими
партами
).

2. Степени сравнения прилагательных и
наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются 
простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

простая  форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий
у прилагательных или более
светло, менее высоко
– у наречий (из 2 слов).

Формы более светлее или менее вышеНЕПРАВИЛЬНЫ! 

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший
ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно:  выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение
глаголов

Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ,  а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(
***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно  я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (
***и никаких я ездию, он ездиет!).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов  с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь 
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна  форма – на -ИТЕ (высуните,
 выставите
и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. –  хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите
– это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!    

Частые ошибки –  в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания  некоторых существительных
в И.п. мн.ч.

Обычно для разных существительных
используется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Форма на -И(-Ы):

Бухгалтеры
Инженеры
Лекторы
Слесари
Шофёры
Тренеры
Выборы
Табели
Порты
Торты

Форма на -А(-Я)

директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола

Здесь надо просто  смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта,  но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно  запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

А) с нулевым окончанием

(пара) ботинок
            валенок
            сапог
            туфель
            чулок
            погон

(отряд) солдат
             партизан

(килограмм) яблок
                     дынь
                     вафель

(несколько) блюдец
                    басен
                    сабель
                    полотенец

Б) на -ОВ(-ЕВ)

носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов

сапёров

апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров

граммов
гектаров
килограммов

В) на -ЕЙ

врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней

В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.

Нет туфель — тут все правильно. Туфля (ударение на первый слог) — сущ. первого склонения, в множественном числе род. пад. нулевое окончание. Однако форма «туфлей» существует. Это ед. ч, твор. падеж:

Пример: прибить туфлей таракана, задеть туфлей кресло.

Мягких кресел — также все верно, других вариантов здесь нет. «Мягких креслов» никто не говорит, разве что специально.

Семистами жителями — вот здесь ошибка, правильный вариант семьюстами.

Однако надо просмотреть все слова, так что продолжаем.

Без сапог — все верно. «Без сапогов» говорить неправильно.

Двумстам пятидесяти рублям — это верно, вариант «двухстам» неправильный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в образование слова лягте прямо
  • Ошибка в обработчике события приполученииинформацииобудалении конвертация
  • Ошибка в обработчике события послезагрузкиобъекта метод объекта не обнаружен
  • Ошибка в обработчике события послезагрузкиобъекта кодсообщения 21
  • Ошибка в обработчике события послезагрузкиобъекта имяпко