-
-
August 24 2016, 12:26
inna0405: Проходила тест по русскому языку. Выражение «пирог с повидлом» обозначили как ошибку в образовании формы слова. А как правильно?
Вы написали верно: пирог с повидлом.
Повидло — склоняемое существительное среднего рода, окончания косвенных падежей образуются по модели мужского, поэтому творительный падеж выглядит именно так. В соответствующей статье толкового словаря Кузнецова приведен схожий пример употребления: пирожки с повидлом.
Что касается причин, побудивших проверяющего указать на ошибку, у нас три версии:
- Он разделяет заблуждение о несклоняемости данного слова и ест «пирог с повидло».
- Он разделяет заблуждение о женском роде данного слова и ест «пирог с повидлой».
- Он давно не ел пирогов с повидлом и забыл, что это такое.
— Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
— Марьиванна, вы же сами говорили, что бога нет!
— Ну и что! Сыра тоже нет, что ж теперь — диктант не писать?
Ответы
|
||||||||
|
||||||||
5 ответов
24.11.12
Вопрос задан анонимно
Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) брат сильнее всех
2) к восемьдесяти скрепкам
3) яблочная повидло
4) у трёх учениц
Спрятать пояснение
Пояснение.
К восьмидесяти скрепкам, яблочное повидло.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан неверный ответ.
ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова |
0 |
Верно выписана и исправлена одна форма слова | 1 |
Верно выписаны и исправлены две формы слова | 2 |
Максимальный балл | 2 |
вернуться на стр. «Культура речи» на стр. «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного»
Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности
Все смотрели на него как на призрака на что? на призрак (неодуш. В.п. = И.п): Они запрягали в сани два медведя кого? двух медведей (одуш. В.п. = Р.п.)
Ошибки при употреблении рода
новая новый рояль, больной больная мозоль, белая белый тюль, розовая розовый шампунь
пирожки с повидлой повидлом
просторное просторную авеню («авеню» = «улица»)
Он рос круглым сиротой. НО! Он оказался хитрой лисой («лиса» имеет значение качественной оценки)
Белова – опытная опытный архитектор
Ошибка в определении рода у слова мозоль (не любимый, а любимая мозоль). Наоборот слова тюль, бюллетень, рояль очень часто ошибочно согласуют с определениями женского рода.
Среди названий обуви следует запомнить:
А также парные предметы: гамаши — одна гамаша, гетры — одна гетра, бакенбарды — одна бакенбарда, краги — одна крага. НО: гольфы — один гольф, рельсы — один рельс, коррективы — один корректив.
Род сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом определяется по слову, от которого образовано (семя — семечко, рука — ручка)
Ошибки при употреблении числа
Все вокруг заросло кустарниками (единственное число обозначает множественность) кустами калины. (Аналогично: оружие, посуда, продовольствие, скотина, обувь, одежда…)
Криками и свистами (нет мн.ч.) свистом прогнали собаку
У нас во дворе качель (нет ед.ч.) сломалась качели сломались
Ошибки в склонении
Возникают проблемы при использовании окончаний -а / -ы во мн.ч. И.п. у существительных. Ошибки: бухгалтера, инженера, конструктора, офицера… Правильно: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
В Р.п. у существительных во мн. ч. возникают затруднения при выборе окончания -ов или нулевое: у партизанов (правильно – у партизан); много красивых платий (правильно – платьев); много туфлей (правильно — туфель).
Сколько время? (правильно – Сколько времени?)
У ряда сущ. ед.ч. бывает трудно выбрать окончание в Р.п.: -а/-я или -у (мела, камня, но из лесу, сбить с толку)
В П.п. встречаются варианты окончаний в ед.ч. -е или — у (на лугу, но на пляже)
У меня на гла’зе глазу’ был ячмень
Запомни!
Нет мн.ч. Р.п. у слов: мечта, тахта, мольба, дно
Нет ед.ч. у слов: девчата, зверята, ребята, родители
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Употребление имени существительного
Тест на тему Формы имени существительного
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи» на стр. «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.Н.
Вы здесь
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1. нет сорока рублей
2. левая кроссовка
3. булочки с повидлой
4. менее горячее
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вариант 1 | булочки с повидлом | |
Вариант 2 | менее горячие |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
Булочки с повидлом, менее горячие.
Источник:
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 6 класс. Ж.И. Дергилёва. Вариант 1
Связи с вариантами
Авторские права (Copyright) © 2023,