Ошибка в образовании формы слова с повидлом

August 24 2016, 12:26

inna0405: Проходила тест по русскому языку. Выражение «пирог с повидлом» обозначили как ошибку в образовании формы слова. А как правильно?

Вы написали верно: пирог с повидлом.

Повидло — склоняемое существительное среднего рода, окончания косвенных падежей образуются по модели мужского, поэтому творительный падеж выглядит именно так. В соответствующей статье толкового словаря Кузнецова приведен схожий пример употребления: пирожки с повидлом.

Что касается причин, побудивших проверяющего указать на ошибку, у нас три версии:

  1. Он разделяет заблуждение о несклоняемости данного слова и ест «пирог с повидло».
  2. Он разделяет заблуждение о женском роде данного слова и ест «пирог с повидлой».
  3. Он давно не ел пирогов с повидлом и забыл, что это такое.

— Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
— Марьиванна, вы же сами говорили, что бога нет!
— Ну и что! Сыра тоже нет, что ж теперь — диктант не писать?

Ответы

Неправильное образование формы при падежном словоизменении.Зависимое слово — «повидло»-СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, среднего рода, должно стоять в тв.падеже: пирожок (с чем?) с повидлОМ. Синтаксическая связь -примыкание.

именно морфологическая — неверное окончание. Все остальные объяснения поясняют другие виды ошибок.

5 ответов

24.11.12

Вопрос задан анонимно

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  брат сильнее всех

2)  к восемьдесяти скрепкам

3)  яблочная повидло

4)  у трёх учениц

Спрятать пояснение

Пояснение.

К восьмидесяти скрепкам, яблочное повидло.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Дан неверный ответ.

ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова

0
Верно выписана и исправлена одна форма слова 1
Верно выписаны и исправлены две формы слова 2
Максимальный балл 2

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного»

Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности

Все смотрели на него как на призрака на что? на призрак (неодуш. В.п. = И.п): Они запрягали в сани два медведя кого? двух медведей (одуш. В.п. = Р.п.)

Ошибки при употреблении рода

новая новый рояль, больной больная мозоль, белая белый тюль, розовая розовый шампунь

пирожки с повидлой повидлом

просторное просторную авеню («авеню» = «улица»)

Он рос круглым  сиротой. НО! Он оказался хитрой лисой («лиса» имеет значение качественной оценки)

Белова – опытная опытный архитектор

Ошибка в определении рода у слова мозоль (не любимый, а любимая мозоль). Наоборот слова тюль, бюллетень, рояль очень часто ошибочно согласуют с определениями женского рода.
Среди названий обуви следует запомнить:

А также парные предметы: гамаши — одна гамаша, гетры — одна гетра, бакенбарды — одна бакенбарда, краги — одна крага.  НО: гольфы — один гольф, рельсы — один рельс, коррективы — один корректив.

Род сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом определяется по слову, от которого образовано (семя — семечко, рука — ручка)

Ошибки при употреблении числа

Все вокруг заросло кустарниками  (единственное число обозначает множественность) кустами калины. (Аналогично: оружие, посуда, продовольствие, скотина, обувь, одежда…)

Криками и свистами (нет мн.ч.) свистом прогнали собаку

У нас во дворе качель (нет ед.ч.) сломалась качели сломались

Ошибки в склонении

Возникают проблемы при использовании окончаний -а / -ы во мн.ч. И.п. у существительных. Ошибки: бухгалтера, инженера, конструктора, офицера… Правильно: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

В Р.п. у существительных во мн. ч. возникают затруднения при выборе окончания -ов или нулевое: у партизанов (правильно – у партизан); много красивых платий (правильно – платьев); много туфлей (правильно — туфель).

Сколько время? (правильно – Сколько времени?)
У ряда сущ. ед.ч. бывает трудно выбрать окончание в Р.п.: -а/-я или -у (мела, камня, но из лесу, сбить с толку)
В П.п. встречаются варианты окончаний в ед.ч. -е или — у (на лугу, но на пляже)
У меня на гла’зе глазу’ был ячмень

Запомни!

Нет мн.ч. Р.п. у слов: мечта, тахта, мольба, дно

Нет ед.ч. у слов: девчата, зверята, ребята, родители

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Употребление имени существительного

Тест на тему Формы имени существительного
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«

Главная

Главная

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.Н.

Вы здесь

Версия для печатиPDF

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1. нет сорока рублей
2. левая кроссовка
3. булочки с повидлой
4. менее горячее


Вопрос Правильный ответ
Вариант 1 булочки с повидлом
Вариант 2 менее горячие

Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.

Пояснение: 

Булочки с повидлом, менее горячие.

Источник: 

Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 6 класс. Ж.И. Дергилёва. Вариант 1

Связи с вариантами

Авторские права (Copyright) © 2023,

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в образовании формы слова с обеими ученицами
  • Ошибка в образовании формы слова разнообразное меню
  • Ошибка в образовании формы слова радовались оба
  • Ошибка в образовании формы слова пятьюстами книгами
  • Ошибка в образовании формы слова пять килограммов