Русский язык,
вопрос задал Misimaro,
4 года назад
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
едва УСПЕВ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
наиболее ПРАВИЛЬНЕЕ
без ДВУХ ПЯТЫХ
новых ДЖИНСОВ
Добавить свой ответ
Ответы на вопрос
Ответил nataaameow
0
Ответ:
незнаю
Объяснение:
Ответил wannabeinlove
1
3 вариант – верно будет сказать: наиболее правильно
Добавить свой ответ
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Английский язык,
2 месяца назад
Write a tag for each sentence.1)Your parents don’t work in a hospitai,….?2) His friends don’t study italian,…..?3)The teachers don’t work on Sunday,….?4)Your pets don’t like to eat…
Русский язык,
2 месяца назад
сколько СЛОВ в словосочетаниях : ни с кем не разговаривать, двадцать три человека, отменить ввиду болезни…
Английский язык,
4 года назад
Прочитай и напиши вопросы, используя слова в скобках I don’t want to weer a uniform at school 3 I don’t want to do my homework. have to (have to) Do I have to wear a uniform at… 4 I want to visit…
Математика,
4 года назад
Помогите решить показательное уравнение 2^(x-5) = 0.4 * 5^(x-5)…
Литература,
6 лет назад
Как война изменила нравы людей? Какие звериные инстинкты пробyдила война?
Математика,
6 лет назад
Сторону квадрата увеличили на 10% на сколько % увеличилась его площадь…
Презентация «Ошибки в образовании формы слова»
Подписи к слайдам:
- Готовимся к ЕГЭ
- по русскому языку
- задание 6
- Ошибки в образовании формы слова
- Цель урока:
- продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку;
- отрабатывать навык выполнения задания типа А 3;
- систематизировать знания об образовании форм слова;
- отрабатывать навык грамотного словообразования;
- учить находить примеры с ошибочным словообразованием.
- Укажите пример с ошибкой
- в образовании формы слова.
- Задания по данной теме в КИМах сформулированы
- следующим образом:
- Имя существительное
- Имена существительные, обозначающие названия овощей и фруктов, в основном в Р.п. имеют окончания –ов: томатов.
- НО: яблок!
- Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: армян, осетин.
- НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.
- Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: ботинок, шорт, чулок.
- НО: носков, гольфов, клипсов.
- Имена существительные ж.р. на –ня в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: пустынь, басен.
- В некоторых случаях окончания имена существительные в И.п. ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов: политические лагери – туристические лагеря.
- ЗАПОМНИ!
- Имя прилагательное
- Имя прилагательное имеет
- две степени сравнения:
- ЗАПОМНИ!
- Грубейшая ошибка — смешение степени сравнения:
- самый красивейший
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Глагол
- ЗАПОМНИ!
- Образование некоторых повелительных форм глагола:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Имя числительное
- Собирательные числительные (двое, трое, четверо) употребляются только в следующих случаях:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: трое братьев.
- с существительными: дети, люди.
- с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: семеро козлят.
- с существительными, имеющими форму только мн.ч.: семеро суток.
- с существительными, обозначающими парные (или составные) предметы: двое саней.
- НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ их нельзя употреблять с существительными ж.р. и с существительными, обозначающими взрослых особей животных.
- ЗАПОМНИ!
- Имя числительное
- Числительное оба употребляется только с именами существительными мужского рода: оба брата.
- Числительное обе употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры.
- У сложных числительных при склонении изменяются все (!) части: семьюдесятью.
- У составных числительных изменяется каждое слово: двум тысячам пятидесяти трём.
- Числительные полтора/полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, в остальных падежах – форму полутора/полутораста.
- Со словом сутки: двое, трое, четверо суток,
- НО пять, шесть, семь суток.
- ЗАПОМНИ!
- Местоимение
- ЗАПОМНИ!
- Притяжательные местоимения
- его, её, их
- имеют только данную форму!
- Его учебники, её комната, их увлечения.
- А 3. Укажите пример с ошибкой
- в образовании формы слова
- 1) лягте (на пол); 2) их работа;
- горячие супы; 4) шестистами учениками.
- 1) в шкафу; 2) пять полотенец;
- 3) шестисот семи человек; 4) ихние дела.
- 1) много облаков; 2) хорошо проповедовает;
- 3) поезжай; 4) с двумястами бойцами.
- 1) не пророняя (слов); 2) в боку;
- 3) знаменитые профессора; 4) красивейший.
- 1) лягте на диван; 2) их дети;
- 3) пять блюдец; 4) больше пятьдесят рублей.
- 1) менее семиста человек; 2) инженеры;
- 3) наисложнейший; 4) в день именин.
- А 3. Укажите пример с ошибкой
- в образовании формы слова
- 1) молодые бухгалтеры; 2) ихней работой
- 3) в течение тридцати пяти минут; 4) дамских туфель.
- 1) четырьмястами строчками; 2) полощущий бельё;
- 3) все директора гимназий; 4) более выше.
- 1) прочитая рассказ; 2) менее значительный;
- 3) в две тысячи пятом году; 4) поезжай домой.
- 1) с пятидесятью рублями; 2) оденьтесь теплее;
- 3) высохла; 4) спелых абрикосов.
- 1) шестьюстами учебниками; 2) едь вперёд;
- 3) спелых абрикосов; 4) жёстче дерева.
- к две тысячи пятому году; 2) жгёт костёр;
- 3) пачка макарон; 4) фильм интереснее.
- А 3. Укажите пример с ошибкой
- в образовании формы слова
- 1) полки для кухонь; 2) красивее всех;
- 3) в девятисотом году; 4) много яблоков.
- 1) в две тысячи двадцать втором году; 2) старые пропуска;
- 3) совсем озяб; 4) несколько огурец.
- 1) вкусные торта; 2) в аэропорту;
- 3) моложе брата; 4) в трёхстах метрах.
- 1) менее шестиста солдат; 2) пять апельсинов;
- 3) езжайте своей дорогой; 4) наиболее просто.
- 1) пара туфель; 2) несколько полотенец;
- 3) опытные доктора; 4) около пятиста километров.
- 1) бегите; 2) вздрогнул;
- 3) иссякнул; 4) клали.
- А 3. Укажите пример с ошибкой
- в образовании формы слова
- 1) с двумястами тоннами; 2) пара сапогов;
- 3) голосистых певуний; 4) сжёгшего рукопись .
- 1) наиболее правильнее; 2) свыше четырёх тысяч метров;
- 3) несколько яблонь; 4) попробую.
- 1) мокла под дождём; 2) косвенных падежов;
- 3) чудеснейшим образом; 4) здоровые дёсны.
- 1) чудеснейший; 2) много вишен;
- 3) две седьмых; 4) садить дерево.
- 1) много цапель; 2) гораздо важнее;
- 3) едва успев; 4) ехай быстрее.
- 1) семью способами; 2) сто тонн;
- 3) пробежи сто метров; 4) интереснее всех.
- ВСЕМ
- СПАСИБО
- ЗА РАБОТУ!
- 5
- 1. Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.
- 2. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.
- 3. Пучкова Л.И.Русский язык. Методическое пособие для подготовки к экзамену. – М.: Экзамен, 2010.
- 4. ЕГЭ по русскому языку 2011
- http://russianege.ucoz.ru/
- 5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
- http://gimn56.tsu.ru/project/rus/index.php?page=2&id=26
- Использованный материал:
Укажите пример с ошибкой
в образовании формы слова.
Вариант 1.
1.
1) Пять апельсинов
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
2.
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
3.
1) несколько яблок
2) лежит на шкафе
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) богатейший выбор
4.
1) пара туфлей
2) выправь текст
3) несколько полотенец
4) старые профессора
5.
1) солнечное Сочи
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
6.
1) дешевле
2) об аэропорте
3) по их указанию
4) едь побыстрее
7.
1) лажу по крышам
2) часовые пояса
3) с семьюстами метрами
4) разожгёт костёр
8.
1) несколько полотенец
2) их тетради
3) из полтора метров материи
4) самый молодой
9.
1) килограмм яблок
2) будущие выборы
3) до двух тысяч второго года
4) ошиблась
10.
1) в две тысячи первом году
2) не машите руками
3) у грузинов
4) небольшие транзисторы
11.
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хужее всего
4) не кладите сюда тетради
12.1)
более шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах
13.
1) в пятистах шагах
2) пять килограммов
3) более красивее
4) лягте на коврик
14.
1) пара туфель
2) девятьюстами тридцатью шестью студентами
3) страннейшая ситуация
4) металлические контейнера
15.
1) более красивая вещь
2) восьмиста тридцати трёх элементов
3) птичьи гнёзда
4) две пары тапок
16.
1) самый торжественнейший
2) без сапог
3) объёмом более двухсот страниц
4) гулять в саду
17.
1) опытные профессора
2) красивше
3) по обеим стенам
4) пять болгар
18.
1) пара носков
2) знаменитые профессора
3) череда будней
4) свыше четырёхста процентов
19
1) билет с плацкартой
2) опытные инженеры
3) более мощнейший ураган
4)по обеим полосам дороги
20.
1) пара ботинок
2) церковные колокола
3) рота солдатов
4) четверо незнакомцев
21.
1) более опасный спуск
2) сильно промок
3) трое бельчат
4) национальные блюда болгаров
22.
1) ясные соколы
2) около трёх тысяч рек
3) дудю в трубу
4) от утешений становилось горше
23.
1) много спелых вишней
2) полтораста рублей
3) ища глазами
4) крыжовник слишком кисел
24.
1) привык
2) в шкафу
3) бессрочные допуска
4) к трёмстам сорока четырём избирателям
25.
1) более яркий орнамент
2) двумястами килограммами
3) известные лекторы
4) семеро девочек
26.
1) с пятидесятью рублями
2) оденьтесь теплее
3) высохла
4) спелых абрикосов
27.
1) прочитая рассказ
2) менее значительный
3) в две тысячи пятом году
4) поезжай домой
28.
1) более моложе
2) лягте
3) без золотых погон
4) в двухстах шагах
29.
1) старые пропуска
2) совсем озяб
3) пара туфель
4) это ихние дела
30.
1) поезжай скорее
2) с обеими ученицами
3) скучаю по вам
4) примерно сорок граммов
31.
1) грущу по вас
2) более отважный
3) обожгёт руку
4) с семьюстами рублями
32.
1) на балу
2) выехай
3) высокие скорости
4) обеих газет
33.1)
на лбу
2) усечённые конуса
3) шестисот семи человек
4) погиб.
Укажите пример с ошибкой
в образовании формы слова.
Вариант 2.
А4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
№1. 1)трое щенят 2)бухгалтера готовили отчёт 3)поезжайте на юг 4)крупнейшее месторождение
№2 1)лягте на траву 2) двое подруг 3)кладите быстро 4) самый приветливый человек
№3 1)лягте на траву 2)все доктора
3)четверо школьниц 4)наиболее интересный подход
№4 1)глубочайшее озеро 2)положи на место
3)повары вкусно готовили 4)трое суток
№5 1)трое медвежат 2)профессора совещались
3)ляжте отдохнуть 4)кратчайший путь
№6 1)самый красивейший пейзаж 2)четверо саней
3)обжаривайте со всех сторон 4)инженеры завода
№7 1)самая длинная дорога 2)займись делом
3)обоих подруг 4) тормоза автомобиля
№8 1)заграничные паспорта 2)ложите на стол
3)редчайший вид 4)пятеро футболистов
№9 1)семеро волчат 2)встречайтесь чаще
3)самое простое решение 4)финансовые договоры
№10 1)старшие офицеры 2)по обоим сторонам дороги 3)слушай внимательно 4)наиболее строгий
№11 1)грамотные инспектора 2)богатейший край 3)в тысяча восемьсот тридцатом годе 4)не повышайте голос
№12 1)потеряна пара сапог 2)самая тонкая ткань
3)освободи место 4)о пятиста цветах
№13 1)шестиста тридцати зрителей не было 2)купили яблок 3)несите вещи 4)самый быстрый самолёт
№14 1)самый широкий пролив
2)полтораста рублей в кассе не нашли
3)реши задачу 4)урожай помидоров
№15 1)праздничные торта 2)идёмте гулять
3)самый тихий урок 4)полтора метра ткани
№16 1)самый мягкий 2)цепляясь за отвесные скалы
3)в продаже нет чулок 4)двумяста больницами
№17 1)четверо рабочих 2)не видно селеньев
3)тихо смеясь 4)строжайший запрет
№18 1)самый весёлый праздник 2)пятеро учителей
3)нет носок 4)сделав работу
№19 1)более лучше 2)четверо друзей
3)новая пара ботинок 4)заперев дверь
№20 1)шестеро работниц 2)это пирожное слаще
3)танцы молдован 4)замер от восторга
№21 1)более опасный спуск 2)сильно промок
3)национальное блюдо болгаров 4)трое бельчат
№22 1)много поместьев 2)более холодный
3)встретясь в пути 4)не прочёл полутораста страниц
№23 1)музыка цыган 2)услышав новост 3)держаться обоими руками за круг 4)более грустный
№24 1)худший ответ 2)увидев друга
3)построение солдат 4) о двухста чертежах
№25 1)обычаи армян 2)двое ножниц
3)оставайтеся на концерт 4)их тренировка
№26 1)килограмм апельсинов 2)прочтя книгу
3)четверо аспиранток 4)высочайший горный пик
№27 1)работа подмастерьев 2)нахмуря брови
3)самый счастливейший человек
4)тремястами концертами
№28 1)в деревне нет хороших певуний
2)окрепнув после болезни
3)ихние голоса 4)к шестистам книгам
№29 1)ящик мандарин 2)подняв глаза
3)чаще улыбайтесь 4)в тысяча семьсот шестом году
№30 1)тарелка макарон 2)смотря по сторонам
3)на обоих станциях метро 4)их поездка
№31 1)сорок граммов 2)поезжай
3)с обеими ученицами 4)скучаю по вам
№32 1)об их разговоре 2) с семьюдесятью рублями
30шесть пар носок 4)ляг на кровать
№33 1)в ста километрах 2)обожжётесь
3)обоих школьников 4)более выше
№34 1)договоры 2)красивейший
3)опытные шофера 4)около пятисот конкурсантов
№35 1)замечательные лекторы 2) семь апельсин
3)к две тысячи четвёртому году 4)лечащий врач
№36 1)чудеснейший 2)много вишен
3)две седьмых 4)ехай быстрее
№37 1)мокла под дождём 2)косвенных падежов
3)чудеснейшим образом 4)здоровые дёсны
№38 1)четырьмястами строчками 2)полощущий бельё
3)все директора гимназий 4)более выше
№39 1)больше пятьдесят рублей 2)их дети
3)пять блюдец 4)лягте на диван
№40 1)прочитая рассказ 2)менее значительный
3)в две тысячи пятом году 4)поезжай домой
№41 1)семьюдесятью способами 2)сто тонн
3)пробежи сто метров 4)интереснее всех
№42 1)вкусные торта 2)в аэропорту
3)моложе брата 4)в трёхстах метрах
№43 1)береговые катера 2)скоро выздоровеет
3)трое братьев 4)у новых туфлей
№44 1)много цапель 2)гораздо важнее
3)две пятых потребляемой энергии 4)ехай быстрее
№45 1)молодые бухгалтеры 2)ихней работой
3)в течение тридцати пяти минут 4)дамских туфель
№46 1)прекраснейший человек 2)едва успев
3)без двух пятых 4)лежать на береге
№47 1)наиболее правильнее 2)несколько яблонь
3) свыше четырёх тысяч метров 4)попробую
№48 1)более нужнее 2)пара туфель
3)с четырьмястами рублями 4)поезжай домой
№49 1)машет рукой 2)шестьюстами рублями
3)способные инженеры 4)ихние книги
№50 1)давайте попробоваем 2)около пятисот человек
3)менее быстрый 4)много яблок
№51 1)в ста семидесяти восьми томах 3)шире
2)не машите руками 4)ихние ошибки
№52 1)к две тысячи пятому году 2)жгёт костёр
3)пачка макарон 4)фильм интереснее №53 1)много облаков 2)хорошо проповедовает
3)поезжай 4)с двумястами бойцами
№54 1)консервов 2)в двух тысяч первом году
3)семеро смелых 4)лечащий врач
А4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
№1. 1)трое щенят 2)бухгалтера готовили отчёт 3)поезжайте на юг 4)крупнейшее месторождение
№2 1)лягте на траву 2) двое подруг 3)кладите быстро 4) самый приветливый человек
№3 1)лягте на траву 2)все доктора
3)четверо школьниц 4)наиболее интересный подход
№4 1)глубочайшее озеро 2)положи на место
3)повары вкусно готовили 4)трое суток
№5 1)трое медвежат 2)профессора совещались
3)ляжте отдохнуть 4)кратчайший путь
№6 1)самый красивейший пейзаж 2)четверо саней
3)обжаривайте со всех сторон 4)инженеры завода
№7 1)самая длинная дорога 2)займись делом
3)обоих подруг 4) тормоза автомобиля
№8 1)заграничные паспорта 2)ложите на стол
3)редчайший вид 4)пятеро футболистов
№9 1)семеро волчат 2)встречайтеся чаще
3)самое простое решение 4)финансовые договоры
№10 1)старшие офицеры 2)по обоим сторонам дороги 3)слушай внимательно 4)наиболее строгий
№11 1)грамотные инспектора 2)богатейший край 3)в тысяча восемьсот тридцатом годе 4)не повышайте голос
№12 1)потеряна пара сапог 2)самая тонкая ткань
3)освободи место 4)о пятиста цветах
№13 1) шестиста тридцати зрителей не было 2)купили яблок 3)несите вещи 4)самый быстрый самолёт
№14 1)самый широкий пролив
2)полтораста рублей в кассе не нашли
3)реши задачу 4)урожай помидоров
№15 1)праздничные торта 2)идёмте гулять
3)самый тихий урок 4)полтора метра ткани
№16 1)самый мягкий 2)цепляясь за отвесные скалы
3)в продаже нет чулок 4)двумяста больницами
№17 1)четверо рабочих 2)не видно селеньев
3)тихо смеясь 4)строжайший запрет
№18 1)самый весёлый праздник 2)пятеро учителей
3)нет носок 4)сделав работу
№19 1)более лучше 2)четверо друзей
3)новая пара ботинок 4)заперев дверь
№20 1)шестеро работниц 2)это пирожное слаще
3)танцы молдован 4)замер от восторга
№21 1)более опасный спуск 2)сильно промок
3)национальное блюдо болгаров 4)трое бельчат
№22 1)много поместьев 2)более холодный
3)встретясь в пути 4)не прочёл полутораста страниц
№23 1)музыка цыган 2)услышав новость 3)держаться обоими руками за круг 4)более грустный
№24 1)худший ответ 2)увидев друга
3)построение солдат 4) о двухста чертежах
№25 1)обычаи армян 2)двое ножниц
3)оставайтеся на концерт 4)их тренировка
№26 1)килограмм апельсинов 2)прочтя книгу
3)четверо аспиранток 4)высочайший горный пик
№27 1)работа подмастерьев 2)нахмуря брови
3)самый счастливейший человек
4)тремястами концертами
№28 1)в деревне нет хороших певуний
2)окрепнув после болезни
3)ихние голоса 4)к шестистам книгам
№29 1)ящик мандарин 2)подняв глаза
3)чаще улыбайтесь 4)в тысяча семьсот шестом году
№30 1)тарелка макарон 2)смотря по сторонам
3)на обеих станциях метро 4)их поездка
№31 1)сорок граммов 2)поезжай
3)с обеими ученицами 4)скучаю по вам
№32 1)об их разговоре 2) с семьюдесятью рублями
3)шесть пар носок 4)ляг на кровать
№33 1)в ста километрах 2)обожжётесь
3)обоих школьников 4)более выше
№34 1)договоры 2)красивейший
3)опытные шофера 4)около пятисот конкурсантов
№35 1)замечательные лекторы 2) семь апельсин
3)к две тысячи четвёртому году 4)лечащий врач
№36 1)чудеснейший 2)много вишен
3)две седьмых 4)ехай быстрее
№37 1)мокла под дождём 2)косвенных падежов
3)чудеснейшим образом 4)здоровые дёсны
№38 1)четырьмястами строчками 2)полощущий бельё
3)все директора гимназий 4)более выше
№39 1)больше пятьдесят рублей 2)их дети
3)пять блюдец 4)лягте на диван
№40 1)прочитая рассказ 2)менее значительный
3)в две тысячи пятом году 4)поезжай домой
№41 1)семьюдесятью способами 2)сто тонн
3)пробежи сто метров 4)интереснее всех
№42 1)вкусные торта 2)в аэропорту
3)моложе брата 4)в трёхстах метрах
№43 1)береговые катера 2)скоро выздоровеет
3)трое братьев 4)у новых туфлей
№44 1)много цапель 2)гораздо важнее
3)две пятых потребляемой энергии 4)ехай быстрее
№45 1)молодые бухгалтеры 2)ихней работой
3)в течение тридцати пяти минут 4)дамских туфель
№46 1)прекраснейший человек 2)едва успев
3)без двух пятых 4)лежать на береге
№47 1)наиболее правильнее 2)несколько яблонь
3) свыше четырёх тысяч метров 4)попробую
№48 1)более нужнее 2)пара туфель
3)с четырьмястами рублями 4)поезжай домой
№49 1)машет рукой 2)шестьюстами рублями
3)способные инженеры 4)ихние книги
№50 1)давайте попробоваем 2)около пятисот человек
3)менее быстрый 4)много яблок
№51 1)в ста семидесяти восьми томах 3)шире
2)не машите руками 4)ихние ошибки
№52 1)к две тысячи пятому году 2)жгёт костёр
3)пачка макарон 4)фильм интереснее №53 1)много облаков 2)хорошо проповедовает
3)поезжай 4)с двумястами бойцами
№54 1)консервов 2)в двух тысяч первом году
3)семеро смелых 4)лечащий врач
Умение правильно употреблять формы слов –
признак хорошей, грамотной речи. Ничто так
не разрушает имидж человека, как
промелькнувшие в его речи «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными
(Родился (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году». Поэтому следующее
замечание с примерами прочтем при полном
внимании:
У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти книг. Подобраны комментарии
(к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают ученики всех времен,
применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести,
триста и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).
Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2), то есть имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами).
Б. Как и с чем употребляются
собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами). С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты. Соответственно
– обеих девочек, обеим книгам, обеими
партами).
2. Степени сравнения прилагательных и
наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются
простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
простая форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий у прилагательных или более
светло, менее высоко – у наречий (из 2 слов).
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех) – у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший
– ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно: выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение
глаголов
Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (***и никаких я ездию, он ездиет!).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните,
выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите – это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных
в И.п. мн.ч.
Обычно для разных существительных
используется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Форма на -И(-Ы):
Бухгалтеры |
Форма на -А(-Я)
директора |
Здесь надо просто смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта, но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
А) с нулевым окончанием
(пара) ботинок (отряд) солдат (килограмм) яблок
(несколько) блюдец |
Б) на -ОВ(-ЕВ)
носков сапёров
апельсинов граммов |
В) на -ЕЙ
врачей |
В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.