Ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного

Ротькина Мария Олеговна

Памятка для обучающихся всех классов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа

имён существительных

  1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.

АБРИКОСЫ — АБРИКОСОВ

АНАНАСЫ — АНАНАСОВ

АПЕЛЬСИНЫ — АПЕЛЬСИНОВ

БАКЛАЖАНЫ — БАКЛАЖАНОВ

ГРАНАТЫ – ГРАНАТОВ

ЛИМОНЫ – ЛИМОНОВ

МАНДАРИНЫ – МАНДАРИНОВ

ПОМИДОРЫ – ПОМИДОРОВ

Исключения: ДЫНИ – ДЫНЬ

            СЛИВЫ – СЛИВ

              ЯБЛОКИ – ЯБЛОК

  1. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

БАХИЛЫ – БАХИЛ

БОТИНКИ – БОТИНОК

БУТСЫ – БУТС

БРЮКИ – БРЮК

ГЕТРЫ – ГЕТР

ВАЛЕНКИ – ВАЛЕНОК

КАСТАНЬЕТЫ – КАСТАНЬЕТ

ПАНТАЛОНЫ – ПАНТАЛОН

ПОГОНЫ – ПОГОН

САПОГИ – САПОГ

ТУФЛИ – ТУФЕЛЬ

ЧУЛКИ – ЧУЛОК

ШАРОВАРЫ – ШАРОВАР

ШОРТЫ – ШОРТ

ЭПОЛЕТЫ — ЭПОЛЕТ

Исключения:

ГОЛЬФЫ – ГОЛЬФОВ

ДЖИНСЫ – ДЖИНСОВ

КЕДЫ – КЕДОВ

КЛИПСЫ – КЛИПСОВ

ЛАМПАСЫ – ЛАМПАСОВ

НОСКИ – НОСКОВ

РЕЛЬСЫ — РЕЛЬСОВ

  1. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

АРМЯНЕ – АРМЯН

БАШКИРЫ – БАШКИР

БОЛГАРЫ – БОЛГАР

БУРЯТЫ – БУРЯТ

ГРУЗИНЫ – ГРУЗИН

ЛЕЗГИНЫ – ЛЕЗГИН

ОСЕТИНЫ – ОСЕТИН

РУМЫНЫ – РУМЫН

ТАТАРЫ – ТАТАР

ТУРКМЕНЫ – ТУРКМЕН

ТУРКИ – ТУРОК

ЦЫГАНЕ – ЦЫГАН

Исключения: МОНГОЛЫ – МОНГОЛОВ

ТАДЖИКИ – ТАДЖИКОВ

ХОРВАТЫ – ХОРВАТОВ

ЯКУТЫ — ЯКУТОВ

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед.ч. на –це, в Р.п. мн.ч., как правило, оканчиваются на ец.

БЛЮДЦЕ – БЛЮДЕЦ

ЗЕРКАЛЬЦЕ – ЗЕРКАЛЕЦ

КОПЫТЦЕ – КОПЫТЕЦ

ОДЕЯЛЬЦЕ – ОДЕЯЛЕЦ

ПОЛОТЕНЦЕ – ПОЛОТЕНЕЦ

СЕРДЦЕ – СЕРДЕЦ

ЩУПАЛЬЦЕ – ЩУПАЛЕЦ

Исключения:

БОЛОТЦЕ – БОЛОТЦЕВ

ДЕРЕВЦЕ – ДЕРЕВЦЕВ

ОКОНЦЕ – ОКОНЦЕВ

СОЛНЦЕ – СОЛНЦ

  1. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание.

ГРЕНАДЁРЫ – ГРЕНАДЁР

ГУСАРЫ – ГУСАР

ДРАГУНЫ – ДРАГУН

КАДЕТЫ – КАДЕТ

ПАРТИЗАНЫ – ПАРТИЗАН

СОЛДАТЫ – СОЛДАТ

УЛАНЫ – УЛАН

Исключение:

САПЁРЫ-САПЁРОВ

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед.ч. на –ье без ударения, и ж.р. на –ья без ударения имеют в Р.п. мн.ч. окончание –ий.

ГНЕЗДОВЬЕ – ГНЕЗДОВИЙ

ЗАПЯСТЬЕ – ЗАПЯСТИЙ

КУШАНЬЕ – КУШАНИЙ

НАДГРОБИЕ – НАДГРОБИЙ

ОЖЕРЕЛЬЕ – ОЖЕРЕЛИЙ

ОТРОДЬЕ – ОТРОДИЙ

ПЕЧЕНЬЕ – ПЕЧЕНИЙ

ПЛЯСУНЬЯ – ПЛЯСУНИЙ

ПОБЕРЕЖЬЕ – ПОБЕРЕЖИЙ

ПОВЕРЬЕ – ПОВЕРИЙ

ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ПОДЗЕМЕЛИЙ

ОЛАДЬЯ – ОЛАДИЙ

СИДЕНЬЕ – СИДЕНИЙ

СОЛЕНЬЕ – СОЛЕНИЙ

УВЕЧЬЕ – УВЕЧИЙ

УЩЕЛЬЕ – УЩЕЛИЙ

Исключения: ВЕРХОВЬЕ – ВЕРХОВЬЕВ

КОРЕНЬЯ – КОРЕНЬЕВ

ЛОХМОТЬЯ – ЛОХМОТЬЕВ

НИЗОВЬЕ – НИЗОВЬЕВ

ПЛАТЬЕ – ПЛАТЬЕВ

ПОДМАСТЕРЬЕ – ПОДМАСТЕРЬЕВ

УСТЬЕ – УСТЬЕВ

ХЛОПЬЯ — ХЛОПЬЕВ

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.. ед.ч. на –ье под ударением, а также женского и общего рода на –ья под ударением в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ей.

РУЖЬЁ – РУЖЕЙ

ЛАДЬЯ – ЛАДЕЙ

Исключение: КОПЬЁ – КОПИЙ

  1. Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ей.

БУДНИ – БУДНЕЙ

БРЕДНИ – БРЕДНЕЙ

ГАНТЕЛИ – ГАНТЕЛЕЙ

ГРАБЛИ – ГРАБЛЕЙ

ДРОВНИ – ДРОВНЕЙ

ДЯДИ – ДЯДЕЙ

ЗЛЫДНИ – ЗЛЫДНЕЙ

КЕГЛЯ – КЕГЛЕЙ

КОЗНИ – КОЗНЕЙ

ПРОСТЫНИ – ПРОСТЫНЕЙ

РАСПРИ – РАСПРЕЙ

СКАТЕРТЬ – СКАТЕРТЕЙ

ТЁТИ – ТЁТЕЙ

ЧУКЧИ – ЧУКЧЕЙ

ЯСЛИ — ЯСЛЕЙ

  1. Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

АМПЕР – АМПЕР

АРШИН – АРШИН

БАСНЯ – БАСЕН

БАШНЯ – БАШЕН

БРЫЗГИ – БРЫЗГ

ВАТТ – ВАТТ

ВОЛЬТ – ВОЛЬТ

ДЕЛО – МНОГО ДЕЛ

ВАФЛЯ – ВАФЕЛЬ

ЖАБРЫ – ЖАБР

КОПНА – КОПЁН или КОПН

КУХНЯ – КУХОНЬ

МАКАРОНЫ – МАКАРОН

МАНЖЕТА – МАНЖЕТ

НЯНЯ – НЯНЬ

ПЕТЛЯ — ПЕТЕЛЬ

  1.  Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.

БРОНХИ – БРОНХОВ

ГРАММЫ – ГРАММОВ

ГЕКТАРЫ – ГЕКТАРОВ

ГЕОРГИНЫ – ГЕОРГИНОВ

ДЕБАТЫ – ДЕБАТОВ

КАРАТЫ – КАРАТОВ

КИЛОГРАММЫ – КИЛОГРАММОВ

НЕРВЫ – НЕРВОВ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Родительный падеж множественного числа существительных


Родительный падеж множественного числа существительных

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1092.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1092.

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего?, выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных: яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Склонение Примеры
1 склонение Сосен, тарелок, черешен, земель, мужчин, дедушек
2 склонение Слонов, столбов, королей, гениев, блюд, зерен, платьев, устьев, селений, решений
3 склонение Метелей, ночей, дочерей
Разносклоняемые существительные Путей, детей, времен, знамен
Существительные, которые имеют только формы мн. числа Ножниц, каникул, штанов, очков, дрожжей, будней

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно выделяя падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов);
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р. Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца. Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей:

бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Слепцова

    7/7

  • Макар Максимов

    7/7

  • Евгений Михалицын

    7/7

  • Наташа Литвиненко

    5/7

  • Рита Шумейко

    7/7

  • Сава Густомесов

    7/7

  • Наталья Чушенкова

    7/7

  • Надежда Волкова

    7/7

  • Галина Дубинская

    7/7

  • Вера Ленская

    7/7

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1092.


А какая ваша оценка?

В
основе категории числа имён существительных

лежит противопоставление
единственности и множественности,
которое
по-разному проявляется у конкретных,
вещественных, собирательных
и отвлечённых существительных. Ошибки
наи
более
часто встречаются в следующих случаях:

1) образование
не существующих в нормативном языке
форм множественного
и единственного числа; 2) использование
такой формы числа,
которая неуместна в данном контексте.

1)
При употреблении собирательных
существительных

мы сталкиваемся со странным явлением:
единственное
число вы
ражает
множественность
.
Этот лингвистический парадокс влечёт
за собой ошибку понимания, и на её основе
возникает и
ошибка говорения (письма): «Всё
вокруг заросло кустарни
ками
малины».

Собирательное существительное
«кустарник»,
единственное
число которого обозначает множественность,
употреблено
в предложении неправомерно и должно
быть заменено
существительным «кусты».
Аналогичному переосмыслению
часто подвергают слова, служащие для
обозначения родовых
понятий (так называемые гипонимы):
«оружие»,
«по
суда»,
«продовольствие», «скотина», «обувь»,
«одежда»
и
т.д. Сравните,
«У
старшего брата было много скотин, а у
младше
го
− только осёл
»
(правильно − «было
много скота»).

Образование
форм множественного числа отвлечённых
существительных
вызвано стремлением выразить формой
множественного
числа реальную повторяемость действий:
«Ребята
криками и свистами прогнали собаку»

(правильно − «криками
и свистом»).

Конкретные
существительные

типа «брюки»,
«сани», «нож
ницы»
употребляются только в форме множественного
числа, которая
при этом оказывается двузначной:
обозначает как единственный
предмет, так и их множество: «мастерская
по
пошиву
курток и брюк»

(много предметов) – «не
могу найти
свои
серые брюки»

(предмет один). При употреблении таких
существительных
часто исходят из формального внешнего
признака (окончания), который указывает
на реальную множественность
предметов. Поэтому если предмет один,
то происходит
процесс преобразования числа
существительного в форму
единственного по аналогии с именами,
имеющими обе формы:
«У
нас во дворе качель сломалась».

Конкретное существительное
«качели»
не имеет единственного числа, но по
аналогии
с конкретными же существительными
«стол»,
«дверь»,
которые во множественным числе принимают
форму
с окончанием
(-ы)
,
образуется форма единственного числа
с нулевым окончанием.

Для
вещественных существительных

лежащее в основе категории
числа противопоставление «один» −
«много» невозможно,
поэтому та или иная форма числа закреплена
за ними
традицией и является немотивированной.
В речи она часто
заменяется на противоположную: «Окна
выкрасили бе
лилом»
(правильно − «выкрасили
белилами»).

2)
Для существительных, которые в
нормированном языке
обладают обеими формами числа, одна из
них в определённых
контекстах оказывается более
предпочтительной. Так, слово
«обед» в сочетании «готовить
обед»

употребляется только в
форме единственного числа даже в том
случае, если речь идёт
о фактах, многократно повторяющихся. А
существительное «цель» в сочетании
«использовать
в… целях»

может быть употреблено только в форме
множественного числа даже тогда,
когда речь идёт об одной-единственной
цели.

Довольно
часто встречаются ошибки в склонении
существительных.
Наиболее распространённая − неправильный
выбор
варианта падежного окончания
.
Дело в том, что ряд существительных
имеет вариативные формы падежа: «стакан
чая»
– «стакан чаю», «жить в лесу» – «говорить
о лесе»,
«посетить
цехи» – «посетить цеха»
.
В связи с эти появляются
следующие речевые недочёты:

а)
использование формы окончания
на -А(-Я) у существительных с суффиксом
субъективной
оценки, относящихся ко 2-му склонению и
употреблённых
в родительном падеже единственного
числа: «налейте
мне
чайка, положите сахарка»

– правильно «налейте
чайку,
положите
сахарку».

Одинаково возможны формы «сахара»
и «сахару
».
Реже, но встречаются и неправомерные
формы обратной
замены: «Земля
от холоду (правильно – «холода»)
стала
крепкой»
.

б)
ряд существительных 2-го склонения имеет
двойные формы предложного падежа: для
обозначения места используется
ударное окончание
(-ю)

«на
берегу», «на лугу»,

а в других значениях (например, объекта)
– безударное окончание

«о
луге», «о береге».
В
речи не всегда эти окончания используются
в соответствии с нормой, и возникают
выражения
типа: «У
меня на глазе был ячмень» или «Листья
шелестят на ветре».

в)
в течение последнего столетия, как
отмечают исследователи
(Граудина
Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П.
Грамматическая
правильность русской речи. – М., 1976. –
С. 116-120.),
конкурируют между собой формы окончаний
на -а(-я)
и
-ы(-и)

существительных 2-го склонения в
именительном падежа
множественного числа. Так, в XIX
столетии обычным считалось употребление
формы «домы»,
«докторы», «учите
ли»,
«поезды»
.

В
ряде слов форма на -а(-я)
закрепилась – «доктора»,
«поезда», «учителя»,

в других удерживает свои позиции
форма на -ы(-и)
«инженеры»,
«слесари
».
В ряде слов
наблюдается колебание: «тракторы»
– «трактора»,
«цехи»
– «цеха».

Вследствие многообразия вариантов
возникают
речевые ошибки: «Нам
нужны проводы для уроков фи
зики»,
«Они совсем взрослые, и у них уже есть
паспорты».

Употребление
форм существительных «шофера»,
«торта», «ин
женера»
объясняется и воздействием на литературный
язык просторечия.

г)
широко распространены ошибки при
употреблении формы родительного падежа
множественного числа. Здесь возможны
три варианта окончаний: -ов
(-ев), -ей и нулевое
.
Выбор
того или иного варианта зависит от типа
склонения и последнего
звука основы. Самое продуктивное
окончание – —ов
(-ев),

поэтому часто оно ставится вместо
нулевого окончания,
и возникает речевая ошибка: «Мальчик
был разведчи
ком
у партизанов»

(правильно – «был
разведчиком у партизан»).

Использование нулевого окончания вместо
продуктивного
-ов
(-ев)

является тоже весьма распространённой
речевой
ошибкой: «У
сестёр было много красивых платий».

д)
под воздействием просторечия довольно
часто появляются
ошибки в употреблении несклоняемых
существительных: гласный
основы отбрасывается, и слово изменяется
по одному
из типов склонения. Например, «Я
напою тебя какаом» или «Мама укрыла
тесто пальтом».

е)
встречается в речи и ненормативное
употребление форм разносклоняемых
существительных на -мя.
В основе именительного
падежа единственного числа данных
существительных отсутствует суффикс
-ен-,
тогда как во всех остальных формах
он есть. Причина возникающих ошибок –
уподобление
этих форм форме именительного падежа
единственного числа:
«Сколько
время?»

ж)
у ряда существительных основы единственного
и множественного числа различаются.
Например, значительное число существительных
мужского рода в основе имеют звук «и»
«колос»
– «колосья
»
[й’а], «стул»
– «стулья»
[й’а].
Распространено
унифицирование форм: от основы
единственного числа
образуется форма множественного числа:
«Мы
набрали
много
листов клена и ясеня».

При этом в именительном падеже
окончание -а(-я)
меняется на -ы(-и).
Например, «Браты-боровички
дружно высыпали на опушку леса»
.
Основа единственного
числа ряда существительных отличается
от основы множественного
числа наличием суффикса -ин-.
В речи встречается
уподобление
основы единственного числа основе
мно
жественного:
«Он
попал домой только благодаря своему
одно
сельчану
– Санчо Пансе»
.
Не менее распространено и обратное
явление – уподобление
основы множественного числа основе
числа единственного:

«У
северянинов принято ездить
на
оленях и собаках»
.

Большая
группа существительных, которые
имеют значение
«невзрослости»
,
характеризуется противопоставлением
в основах единственного и множественного
числа
суффиксов -онок-
(-ёнок-)
и
-ат- (-ят-):

«медвежонок»
– «медвежата», «ослёнок» – «ослята»
.
Распространенной
ошибкой является уподобление основы
множественного числа
основе единственного числа: «Сначала
мы будем октяб
рёнками,
а потом пионерами».

з)
вызывает затруднение и образование
некоторых форм существительных, которые
по разным причинам лишены
одной
или
нескольких форм
.
Это явление называется «пустыми
клет
ками
в парадигме», оно присуще не только
имени существи
тельному.
Так, например, отсутствует форма
родительного падежа
множественного числа у существительных
«мечта»,
«тахта», «мольба», «дно»
,
между тем в речи бывает необходимо
употребить
эти слова в данной форме и получаются
такие предложения:
«Нельзя
предавать своих юношеских мечт».

Некоторые существительные лишены формы
единственного числа, хотя их лексическое
значение нисколько этому не противодействует.
Речь идет о весьма распространенных
словах «девчата»,
«зверята», «ребята», «домашние»,
«родители»,
«родные»
и т. д. Ошибка возникает тогда, когда
образуют единственное
число от данных слов: «На
собрании объявили, что
каждый
родитель должен принять участие в
дежурстве».

Форма
«родитель» отмечается в словарях как
устаревшая (то же, что
и «отец») или разговорная.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Грамматика

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику «Проверка слова» на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн.), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а. Например:

Словарная статья Как читается
директор, -а, мн. а, —ов Правильная форма им. п. мн. ч. – директора
слесарь, -я, мн. -и, -ей и —я, —ей Правильные формы им. п. мн. ч. – слесари и слесаря
крем, -а и -у Правильная форма им. п. мн. ч. – кремы

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

  • Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака.

  • Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна.

  • Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок — бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век — века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз — глаза, луг — луга, мех — меха, снег — снега, стог — стога,  шелк — шелка.

  • Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 

  • Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

  • Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы.

  • Чтобы решить вопрос о статусе «спорной» формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю. 

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок — дети, человек — люди, дно — донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений — подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин — пятеро осетин, один грамм — пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

  • Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры — мадьяр, туркмены — туркмен, гардемарины — гардемаринов и гардемарин, партизаны — партизан, солдаты — солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

  • Названия парных предметов: ботинки — ботинок, глаза — глаз, манжеты — манжет, погоны — погон, чулки — чулок, эполеты — эполет, сапоги — сапог.

  • Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: «Русская грамматика», М., 1980.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм имён существительных.

Множественное число существительных.

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения.

Таблица образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать  при подготовке к заданию № 7.

-а, -я -ы, -и
борт-бОрты бухгАлтер-бухгАлтеры
порт-пОрты возраст-вОзрасты
торт-тОрты грифель- грИфели
вексель- векселЯ грунт- грУнты
вензель- вензелЯ диспетчер-диспЕтчеры
директор-директорА договОр-договОры
инспектор- инспекторА дрАйвер- дрАйверы
катер- катерА инженЕр- инженЕры
китель-кителЯ констрУктор- констрУкторы
кузов-кузовА лектор-лЕкторы
купол-куполА лифт-лИфты
округ-округА плЕйер-плЕйеры
ордер-ордерА пиговОр- приговОры
паспорт-паспортА прИнтер- прИнтеры
погреб-погребА прожЕктор-прожЕкторы
профессор-профессорА редАктор-редАкторы
сторож-сторожА рЕктор-рЕкторы
тенор-тенорА свИтер-свИтеры
флюгер-флюгерА сЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерА склад-склАды
хутор-хуторА слЕсарь-слЕсари
штАбель- штабелЯ снАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯ трЕнер-трЕнеры
шУлер-шулерА флот- флОты
  фронт- фронтЫ
  шофёр-шофЁры
  штаб-штабЫ
  штурман- штУрманы

 Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей.

казАхи-казахов армяне-армЯн
калмЫки-калмЫков башкИры-башкИр
киргИзы-киргИзов болгАры-болгАр
монгОлы-монгОлов бурЯты-бурЯт
таджИки- таджИков грузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсов лезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕков осетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтв румЫны-румЫн
якУты-якУтов татары-татАр
  тУрки- тУрок
  туркмЕны-туркмЕн
  цыгАне-цыгАн

Родительный падеж множественного числа существительных.

Нулевое окончание Нулевое окончание Нулевое окончание Окончание –ев (-ов) Окончание   -ей
НЕТ партизан колен барышень платьев ружей
солдат плеч боярышень устьев свечей
гусар чисел деревень подмастерьев кеглей
драгун кресел одеялец носков саклей
кирасир брёвен яблок метров распрей
валенок полотенец блюдец граммов пашей
сапог волокон вафель килограммов юношей
чулок рёбер туфель гектаров будней
ботинок ядер кровель рельсов яслей
погон розог оглобель апельсинов дрожжей
эполет кухонь свадеб мандаринов дровней
ампер кочерёг усадеб помидоров людей
ватт ставен нянь томатов отрубей
вольт басен дел баклажанов саней
ом песен брызг лимонов  углей
аршин сплетен брюк болотцев  
микрон домен бус копытцев  
герц черешен каникул кружевцев  
рентген носилок макарон оконцев  
денег потёмок салазок заморозков  
сумерек     брелоков  

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

Род несклоняемых существительных.

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда —  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

 Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее — вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён существительных.

Разговор с Пушкиным — под городом Пушкином.

Встретился с  Ростовым — живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.
  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.
  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.
  • Различайте слова по лексическому значению:

Листья( на деревьях)- листы ( железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)

сыновья( дети)- сыны( отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)

  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в образовании формы причастия примеры
  • Ошибка в образовании формы причастия пример
  • Ошибка в образовании формы причастия ошибка в построении
  • Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа
  • Ошибка в образовании формы деепричастия допущена в предложении