Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа

Из опыта работы.

ФГОС. Ошибки в образовании и употреблении именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных

Фаркова Г.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5

     Одной из важнейших задач современного образования является успешная сдача выпускниками 11 классов ЕГЭ. Я никогда не преподавала в старшем звене, но этот вопрос волнует меня не меньше, чем остальных учителей. Я считаю, что подготовку к итоговой аттестации нужно начинать как можно раньше, и сама веду такую работу систематически, начиная с 5 класса.

      Как мне кажется, задание 6 части 1 экзаменационной работы вызывает у обучающихся большие сложности. Оно звучит так:

6. В одном из ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

гостил у БОЛГАР

нескольких ПАРТИЗАНОВ

килограмм МАКАРОН

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ письмам

весёлые ШОФЁРЫ

Ответ: ____________________________

      Что требуется от обучающихся? Найти ошибки в образовании и употреблении именительного и родительного падежей множественного числа некоторых имён существительных, форм повелительного наклонения некоторых глаголов, сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных, падежных форм числительных, числительных ОБА, ОБЕ, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА и собирательных числительных.

      По моему мнению, образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшие затруднения у сдающих ЕГЭ. И связано это с тем, что определённых правил для запоминания написания окончаний имён существительных в И.п. и Р.п. множественного числа нет. Именно поэтому уже в 5 классе при изучении темы «Множественное число имен существительных» учитель должен начинать систематическую работу по подготовке обучающихся к выполнению задания 6 части 1 итоговой экзаменационной работы.

      Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа имён существительных в учебнике Т.А. Ладыженской представлено в виде таблицы как материал для самостоятельных наблюдений:

Именительный падеж множественного числа

Женский род

Книги, буквы; мысли

-и   (-ы)

Мужской род

Словари, алфавиты;

профессора, учителя

-и   (-ы)

-а   (-я)

Средний род

Слова, предложения

а   (-я)

      Задача учителя –  не только заострить внимание обучающихся на том, что у существительных мужского рода в форме именительного падежа множественного числа имеет место быть как нормативное окончание -ы (-и), так и окончание -а (-я), но и сразу определить список таких слов для дальнейшей систематической работы:

Именительный падеж

единственного числа

Именительный падеж

множественного числа

БУХГАЛТЕР

БУХГАЛТЕРЫ

ВЕЕР

ВЕЕРЫ

ВЕТЕР

ВЕТРЫ

Именительный падеж

единственного числа

Именительный падеж

множественного числа

ДИРЕКТОР

ДИРЕКТОРА

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОРА

КАТЕР

КАТЕРА

     Такие таблицы (Драбкина С.В., Субботин Д.И..Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ. Русский язык» — Москва: Интеллект-Центр) распечатываются на каждого ученика и используются при выполнении упр. 550 в классе для закрепления изученного материала.

      Упр. 554 тоже не следует выполнять без предварительной подготовки учащихся. Я провожу следующую работу: при изучении нормативного образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных, обозначающих названия овощей и фруктов, я прошу пятиклассников образовать от данных слов следующие формы:

И.п.  ед.ч.

И.п.  мн.ч.

Р.п.  мн.ч.

Абрикос

Абрикос..

Абрикос..

Помидор

Помидор..

Помидор..

Мандарин

Мандарин..

Мандарин..

      Важно, чтобы обучающиеся усвоили, что формы И.п. ед.ч. и Р.п. мн.ч. не должны совпадать и, если в И.п. ед.ч. существительное имеет нулевое окончание, то в Р.п. мн.ч. должно появиться окончание -ов: абрикос – абрикосов, помидор – помидоров, мандарин – мандаринов. Соответственно, если в И.п. ед.ч. существительное имеет в окончании гласную букву, то в форме Р.п. мн.ч. будет нулевое окончание: слива – слив, черешня – черешен, яблоко –яблок.

      Учитель обращает внимание и на то, что имена существительные, обозначающие названия парных предметов, чаще всего в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: брюки – брюк, погоны – погон, валенки – валенок, а  для запоминания рекомендует следующие формы:

Именительный падеж

множественного числа

Родительный падеж

множественного числа

ГОЛЬФЫ

ГОЛЬФОВ

КЕДЫ

КЕДОВ

КЛИПСЫ

КЛИПСОВ

ЛАМПАСЫ

ЛАМПАСОВ

НОСКИ

НОСКОВ

РЕЛЬСЫ

РЕЛЬСОВ

      Пособие Драбкиной и Субботина предлагают для запоминания форм Р.п. мн.ч. существительных НОСКИ и ЧУЛКИ следующий мнемоприём:

  1. НОСКИ короткие – в родительном падеже множественного числа появится окончание –ОВ, т.е. слово станет длинным.
  2. ЧУЛКИ длинные – в родительном падеже множественного числа слово станет коротким – ЧУЛОК (нулевое окончание).

     Я считаю, что такой способ запоминания вполне приемлем для пятиклассников.

     Особые затруднения возникают у обучающихся при образовании формы Р.п. мн.ч. существительных, обозначающих названия национальностей, т.к. в этом плане словарный запас наших воспитанников, к сожалению, очень мал. Здесь важно рассказать о многообразии народностей, проживающих на нашей планете, и только потом объяснить, что в форме Р.п. мн.ч. такие существительные чаще всего имеют нулевое окончание: грузины –грузин, татары – татар. Такое же окончание в форме Р.п. мн.ч. имеют и существительные, обозначающие названия групп людей по роду их деятельности: партизаны – партизан, гусары – гусар и д.т.

      После подобных разъяснений пятиклассники обычно легко справляются с поставленной в упр. 554 задачей.

       Однако учитель не должен забывать и о том, что уроки русского языка призваны научить школьника не столько видеть грамматические явления в речи и уметь анализировать их, сколько незамедлительно находить в процессе коммуникации нужную форму слова и безошибочно включать её в синтаксическую конструкцию. Именно поэтому после изучения темы «Множественное число имён существительных» я предлагаю пятиклассникам написать сочинение-миниатюру на тему: «В нашем супермаркете», используя таблицу трудных форм слов:

Много

апельсинов

Много

мест

мандаринов

дел

абрикосов

ботинок

фруктов

сапог

помидоров

валенок

баклажанов

погон

килограммов

чулок

но: яблок

но: носков

      До начала работы я провожу предварительную беседу о композиции сочинения, его главной мысли, речевых средствах связи между предложениями.

      Если сочинение будет построено как описание супермаркета и выражать главную мысль: «Как современен и удобен наш магазин», то средством организации текста станут слова: справа, прямо у входа, во втором ряду и т.д. Если это сочинение-повествование о о том, как мы делали покупки в супермаркете, то для сцепления предложений будем использовать обстоятельства времени: сначала, затем, в самом конце. И в том и в другом случаях требуется заключение.

      Внимание к этой стороне сочинения превращает работу по культуре речи в работу по развитию коммуникативных умений школьников, приучает строить короткие законченные произведения.

     Проделав всю выше описанную работу, я приступаю к систематической подготовке школьников к ЕГЭ по данной теме. Для этого я использую своеобразные «пятиминутки» в начале урока в течение всех последующих лет обучения и предлагаю пятиклассникам следующие виды упражнений: диктант с использованием сигнальных карточек, задания типа «Вставь пропущенные окончания», «Образуй от данных имён существительных форму И.п и Р.п. мн.ч», чтение текста, в котором пропущены имена существительные в форме Р.п. мн.ч., исправление ошибок в тестах с такими формами и собственно типовые варианты задания 6 части 1 экзаменационной работы с небольшими поправками. Углублять знания по теме следует в 5 и 6 классах при изучении тем: «Имя прилагательное», «Имя числительное» и «Глагол».

      Таким образом, только систематическая работа по подготовке к сдаче ЕГЭ поможет школьнику успешно выполнить задание 6 части 1 итоговой экзаменационной работы и обеспечит хорошую подготовку обучающихся к экзамену.

Грамматика

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику «Проверка слова» на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн.), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а. Например:

Словарная статья Как читается
директор, -а, мн. а, —ов Правильная форма им. п. мн. ч. – директора
слесарь, -я, мн. -и, -ей и —я, —ей Правильные формы им. п. мн. ч. – слесари и слесаря
крем, -а и -у Правильная форма им. п. мн. ч. – кремы

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

  • Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака.

  • Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна.

  • Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок — бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век — века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз — глаза, луг — луга, мех — меха, снег — снега, стог — стога,  шелк — шелка.

  • Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 

  • Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

  • Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы.

  • Чтобы решить вопрос о статусе «спорной» формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю. 

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок — дети, человек — люди, дно — донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений — подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин — пятеро осетин, один грамм — пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

  • Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры — мадьяр, туркмены — туркмен, гардемарины — гардемаринов и гардемарин, партизаны — партизан, солдаты — солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

  • Названия парных предметов: ботинки — ботинок, глаза — глаз, манжеты — манжет, погоны — погон, чулки — чулок, эполеты — эполет, сапоги — сапог.

  • Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: «Русская грамматика», М., 1980.

Некоторые слова при образовании словоформ могут вызывать затруднения. В таком случае лучше обратиться к словарю, и запомнить правильный вариант. Среди данных слов нужно определить неверно образованную форму существительного в И. п., мн. ч.:

1) паспорта — правильно;

2) шофёра — неправильно, в И. п., мн. ч. — шофёрЫ;

3) лекторы — правильно;

4) офицеры — правильно.

Правильный ответ: 2) шофёра.

Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа существительного допущена в слове «.

» а)доктора .

Б)ректора.

В)професора .

Г)директора.

Вы открыли страницу вопроса Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа существительного допущена в слове «?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа

(знакомый) конферансье, кюре, портье;

слова, называющие лиц женского пола:

мисс, миссис, мадам, фрау, леди;

имена и фамилии женщин (Бетси, Мери, Мари, Кармен, Элен)

Примечание : При необходимости подчеркнуть пол животного используется имя прилагательное в форме мужского или женского рода: играли с молоденькой и миловидной шимпанзе; Крошка Вега — первый и пока единственный шимпанзе, родившийся в нашем зоопарке. Ей пять месяцев (газ.).

6.1.3. Род и склонение аббревиатур

Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому .

Род инициальных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. ЕСПЧ (суд) высказался; СНГ (содружество) выступило с инициативой; РПЦ (церковь) призвала к прекращению кровопролития.Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную : ГАО (Главная астрономическая обсерватория) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет) – м.р.; МГУ (университет) принял новых студентов;ОЧУ (оптическое читающее устройство) – ср.р. и т.п.

Род звуковой аббревиатуры (читаемой «по слогам») зависит не только от рода опорного слова, но и от внешнего фонетического облика аббревиатуры, точнее – от ее концовки. Так, если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.

Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами «альянс, блок, договор»), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

Когда нужно склонять аббревиатуры?

Грамматические трудности связаны со склонением звуковых инициальных аббревиатур с опорным словом мужского рода: в МИДе или в МИД? Во МХАТе или во МХАТ? Сотрудник ЗАГСа или ЗАГС? Сделано по ГОСТу или по ГОСТ? Исследования ЦЕРНа или ЦЕРН?

«Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича и Л. П. Катлинской (М., 2008) рекомендует склонять аббревиатуры ВАК, ГОСТ, МХАТ, ВГИК, ТЮЗ, СПИД, ОМОН. Прочие аббревиатуры в строгой деловой письменной речи не склоняются. В разговорной речи склонение возможно: пробка на МКАДе, сотрудник ЗАГСа.

6.1.4. Род и склонение условных наименований: географических, периодических изданий

Это — сложнейшая тема русской грамматики. Ограничимся наиболее простыми случаями, встречающимися в заданиях.

А) Географические названия:

если название города, реки, озера, горы и др. склоняется, то его род определяется внешним видом слова: Эльбрус (м.род); Байкал (м. род), Москва (ж.род), Енисей (м.род)

если название не изменяется , то род определяется по родо-видовому признаку: Сочи, Тбилиси, Батуми и др. (м.р, это город);

Б) Названия газет, журналов и других органов печати

если название периодического издания склоняется, то его род определяется внешним видом слова: «Труд» (м.род); «Правда» (ж. род), «Известия» (мн. число).

если название не изменяется (как правило, это нерусские издания), то род определяется по родо-видовому признаку : ЮМАНИТЕ (ж.род, газета)

6.2. Изменение слов в единственном числе

6.2.1. Родительный падеж единственного числа существительных мужского рода

Для всех, кто говорит на русском языке и считает его родным и понятным, не составит никакого труда поставить слова мужского рода в родительный падеж: есть день — (нет) дня, сосед — соседа, огонь — огня.

Немного усложним задачу, приведём три примера из задания 6:

Купить пару килограммов САХАРА. Это верно? Или правильно САХАРУ?

Вкус МАРМЕЛАДУ (или МАРМЕЛАДА?)

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно знать, что значительная группа слов мужского рода 2 склонения наряду с формами с окончанием а/я имеет формы родительного падежа единственного числа с окончанием у/ю. Эти формы употребляются при обозначении целого, из которого выделяется некоторая часть (количество): достать (купить, принести) чаю, сахару, винограду; тарелка бульону, чашка чаю; мало (много) дыму, снегу, а также в некоторых отрицательных конструкциях, например нет снегу (в специальной литературе такой родительный падеж называется «родительным партитивным» ).

Формы родительного падежа на у/ю в подавляющем большинстве случаев выступают как вариантные наряду с формами с окончаний а/я, которые тоже могут иметь количественное значение.

Обратимся к «Словарю-справочнику трудностей русского языка» Д. И. Розенталя и возьмём несколько примеров для наблюдения.

Слово Без количественного значения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в образовании форма слова двое медвежат
  • Ошибка в образовании сложного предложения
  • Ошибка в образовании словосочетаний и предложений это нарушение нормы
  • Ошибка в образовании слова четверо саней
  • Ошибка в образовании слова прочный тюль