Ошибка в названии произведения косточка

1.
1)»Что КРАСИВЕЕ всего?»
2)»ТоварищЕ взрослыЕ»
3)»Давайте дружить»
4)не знаю (скорее всего «Косточка»)
5)»Тайное становится явным»
6)»Если был бы я девчонкой»
2.
И.Токмакова-«Плим»
Г.Остер-«Будем знакомы»
В.Драгунский-«Тайное становится явным»
Э.Успенский-«Память»
Б.Заходер-«Песенка Винни-Пуха»
В.Берестов-«Путешественники»

3.
1)бабочка
2)лиса
3)лена
4)пожарный
5)Жираф
6)молния


Предмет: Литература,


автор: Ayxo89

Ответы

Автор ответа: iiii1901





6

Ответ:

Чесно я  не знаю)

Объяснение:

По приколу

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Биология,
автор: Аноним

виды и значение двустворчатые

3 года назад

Предмет: Английский язык,
автор: Savina199771

Read the peam, please
I sew, I sew, I sew
A tiger at the zoo
I sew I sew I sew
A baby a tiger.too
Помогите перевести как будет это читаться на русском, чтобы выучить стих

3 года назад

Предмет: Немецкий язык,
автор: mariacyganenko87

помогите, пожалуйста​

3 года назад

Предмет: Литература,
автор: Амалия78780

Помогите пожалуйста решить!

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: ари37

на изготовление 3 скворечников ушло 36 гвоздей поровну на каждый. Сколько надо гвоздей на изготовление 5 таких кворечников?

6 лет назад

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
по разделу «И в шутку, и всерьёз»

1.Найди ошибки в названиях рассказов и стихотворений.
Запиши правильный вариант.

1) «Что прекрасней всего?»
______________________________________________

2) «Товарищам взрослым» __________________________________

3) «Будем дружить» _________________________________

4) «Косточка» ______________________________________

5) «Тайное становится ясным» __________________________________________

6) «Если был бы я мальчишкой» __________________________________________

2.Стрелкой соедини автора с его произведением.

Б. Заходер                                        «Песенка
Винни-Пуха»

Э. Успенский                                   «Путешественники»                                          
                       

В. Берестов                                      «Плим»                                                                                
И. Токмакова                                  «Чебурашка»

 3.На каждой строчке перечислены герои одного произведения,
но кто-то один -лишний. Найди его и подчеркни.

1) Волк, лиса, бабочка, совы, сычи, дельфин.

2) Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр, поросёнок.

3) Чебурашка, Гена, Лена, Шапокляк.

4) Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
по разделу «И в шутку, и всерьёз»

1.Найди ошибки в названиях рассказов и стихотворений.
Запиши правильный вариант.

1) «Что прекрасней всего?»
______________________________________________

2) «Товарищам взрослым» __________________________________

3) «Будем дружить» _________________________________

4) «Косточка» ______________________________________

5) «Тайное становится ясным»
__________________________________________

6) «Если был бы я мальчишкой»
__________________________________________

2.Стрелкой соедини автора с его произведением.

Б. Заходер                                        «Песенка
Винни-Пуха»

Э. Успенский                                  
«Путешественники»                                                                 

В. Берестов                                     
«Плим»                                                                                
И. Токмакова                                  «Чебурашка»

 3.На каждой строчке перечислены герои одного произведения,
но кто-то один -лишний. Найди его и подчеркни.

1) Волк, лиса, бабочка, совы, сычи, дельфин.

2) Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр, поросёнок.

3) Чебурашка, Гена, Лена, Шапокляк.

4) Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер.

5) Попугай, жираф, слон, мартышка, удав.

4.Закончи стихотворения, дописав нужные слова.

1) Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру ______________________

2) А я придумал слово,

Смешное слово — ___________________

3) Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу _____________________

4) Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на _____________________

5) Если был бы я девчонкой,

Я бы время не _____________________

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки ______________________

5) Попугай, жираф, слон, мартышка, удав.

4.Закончи стихотворения, дописав нужные слова.

1) Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру ______________________

2) А я придумал слово,

Смешное слово — ___________________

3) Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу _____________________

4) Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на _____________________

5) Если был бы я девчонкой,

Я бы время не _____________________

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки ______________________

В рассказе Толстого «Косточка» говорится о том, как маленький мальчик Ваня впервые в жизни увидел сливы и как он не удержался и съел одну сливу. Оказывается сливы были наперечет и мама сразу поняла, что одной сливы не хватает, но Ваня не признался. Тогда отец рассказал о том, что если съесть косточку от сливы, то она прорастает в животе, и испуганный Ваня сказал, что выбросил косточку.

Главный герой рассказа мальчик Ваня, который понял, что брать без спросу некрасиво. но еще хуже обманывать.

Главная мысль этого рассказа в том, что не умеешь врать не берись, а еще лучше никогда не ври, тем более своим родным, которые все равно простят.

Рассказу учит тому, что раскрытый обман всегда приносит человеку больше бед, чем принесла бы вовремя сказанная правда.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Syshk­a
[145K]

4 года назад 

В рассказе Толстого «Косточка» речь идет о ситуации, когда мальчик съел одну сливу и не сознался. его папа хитрым путем вывел Ваню на чистую воду.

Главных героев в рассказе я бы выделил троих.

Первый герой это мальчик Ваня, который до конца не сознавался, что съел сливу.

Вторая героиня это мама Вани, у которой все сливы были на счет и она без проблем определила их нехватку.

Третий герой это отец Вани — очень умный и находчивый мужчина, который хитрым способом вывел Ваню на чистую воду.

Главная мысль заключается в том, что надо быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Плохо когда тебя разоблачат, потом веры не будет.

Элени­я
[445K]

3 года назад 

«Косточка» — это замечательный рассказ Л. Н. Толстого о мальчике и сливах. Произведение учит быть честными и воспитывает лучшие качества: как поступить правильно, как себя не выдать или как уличить «обманщика» и быть ловчее, опытнее.

В рассказе один из детей полакомился сливой, а до этого долго ходил рядом с угощением: ему были ароматны плоды. Мальчику нравились сливы, вот поэтому не сдержался и съел одну.

Ребенок не знал, что мама собиралась дать детям угощение после обеда, а количество слив было пересчитано. Папа переспросил, кто мог съесть сливу, но дети не признавались, в том числе Ваня, — главный герой — тоже отказался от того, что это он виновник, только покраснел. Сообразительный отец пояснил, что сливы надо уметь употреблять, так как косточку съесть опасно. Сын при всех сказал, что избавился от косточки, кинув в окно, чем выдал себя фразой, — все поняли, кто взял сливу.

Толстой "Косточка"­, кто главные герои, какая главная мысль?

Кроме Вани, также в рассказе участвуют, как ясно выше, его мама, папа, а еще упоминаются, что других детей папа тоже спрашивал насчет сливы, так как там есть словосочетание «все засмеялись», когда Иван невольно признался в «провинности».

Вывод и главная мысль таковы, что никогда не стоит лукавить, все тайное всплывает. А еще надо уметь был в меру строгим, как мама, которая считает сливы, в меру смекалистым, как папа, который вывел ребенка на чистую воду. И никогда не следует брать без разрешения! А вдруг, все правда, косточка «вредная» для здоровья?

Тагет­ес
[135K]

4 года назад 

В рассказе Льва Николаевича «Косточка» главным действующим лицом выступает мальчик по имени Ваня, который, поддавшись соблазну, не удержался и съел одну сливу.

Еще два персонажа — это родители Вани: мама с папой, который вывели на чистую воду лгунишку, когда тот на вопрос: «кто съел сливу?» — солгал, испугавшись наказания.

Однако, отец, придумавший хитрость с косточкой (съеденной вместе с плодом), быстро вывел сына на чистую воду. Ваня настолько простодушен и по-детски наивен, что попался на «папин крючок» молниеносно, выдав себя практически мгновенно.

Если говорить о нравственной стороне рассказа, то, на мой взгляд, писатель хотел подчеркнуть такую человеческую черту, как ложь и боязнь правды. Ведь Ваня не знал наверняка: накажут его или нет, тем более, что сливы все равно были приготовлены для детей. Он просто проявил нетерпеливость, а потом уже не смог сознаться, поддавшись чувству «толпы», когда опрашивали всех детей. И ему стало стыдно, когда его обман оказался раскрыт. И это еще одна составляющая рассказа, где показано, что стыд, который испытывает человек после раскрытия его обмана, гораздо сильнее чем испуг сказать правду сразу…

Enot-Nina
[110K]

3 года назад 

В рассказе Толстого «Косточка» речь о том, как маленький мальчик Ваня, пока мама не видела, скушал сливу. Он сказал, что ничего не трогал. Тогда папа его слегка напугал, сказав, что из-за косточки съевший сливу может умереть. Ваня признался в содеянном — выкрыл себя тем, что признался: косточку он выбросил.

Главные герои рассказа: мальчик Ваня, что никогда не видел ранее слив.

Его родители — мама и папа.

Главная мысль: врать нехорошо, не слушаться старших — плохо. На самом деле и сливы, и другие плоды с косточками, и даже орехи маленькие детки должны кушать под присмотром взрослых, иначе могут подавиться. Хорошо, что с Ваней ничего такого не случилось. Более того, любое вранье, обман сразу будет открыт. Ваня даже когда сказ, что плоды не ел, уже покраснел. Ему было стыдно за содеянное. Через такие вот «испытания» проходят все дети, так они учатся различать, где хорошо поступают, а где плохо. Ваню никто даже не наказывал, все просто посмеялись. Но он расплакался и усвоил урок навсегда.

Толстой "Косточка" главные герои, главная мысль

astra-555
[253K]

3 года назад 

Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка», как и все рассказы этого писателя для детей, короткий и поучительный.

Сюжет его намеренно прост. Мальчик Ваня съел без разрешения сливу, которые мама планировала раздать по счёту каждому из детей. Во время обеда обнаружилось, что одной сливы нет, но никто из детей не сознавался в «хищении».

Папа сказал, что от сливовой косточки можно умереть. Тут Ваня испугался, сказал, что косточку он не ел, а выбросил в окно, и заплакал.

Главные герои: мальчик Ваня, мама и папа Вани.

Главная мысль: всё тайное становится явным, а чтобы не было мучительно стыдно за неблаговидный поступок, надо честно признаться и попросить прощения.

Божья коров­ка
[161K]

4 года назад 

В рассказе «Косточка» главными героями я бы назвала Ваню и его родителей.

Ваня — маленький мальчик, он еще наивен, поэтому он и оказался пойманным в своем обмане, на что и рассчитывал его отец. Отец поступил мудро, он сделал так, что воришка сам себя выдаст. Его история про косточку действительно подействовала на Ваню.

Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что не нужно бояться признаться, если совершил что-то плохое. Мальчику стало стыдно после того, как все поняли, кто на самом деле съел одну сливу. Лучше было бы ему признаться,а еще лучше потерпеть, пока мама всем даст сливы.

Еще один момент. При поиске «вора» хорошо бы пользоваться методом отца Вани. Он не угрожал, не ругался, не кричал, а наоборот забеспокоился о жизни того, кто съел сливу, и похититель сливы нашелся.

Ninaa­rc
[485K]

4 года назад 

Коротенький рассказ Толстого «Косточка» очень поучительный, а главный герой в нем — мальчик Ваня. Он совершил проступок — съел одну из слив, разложенных на тарелке. Когда у детей спросили о том, кто съел сливу, никто не признался, а Ваня покраснел, но промолчал.

Героями рассказа являются родители Вани, люди мудрые и честные. Отец не стал сурово допытываться у детей о пропавшей сливе. Он напугал их тем, что от проглоченной косточки можно умереть. Вот тогда наивный Ванечка и проговорился, что косточку он выбросил за окошко.

Главная мысль рассказа состоит в том, что ложь всегда будет раскрыта. Поэтому гораздо лучше говорить правду, даже если после этого последует наказание за проступок. Кроме того, автор учит нас, что брать что-либо без спросу нельзя, даже если очень хочется.

Барха­тные лапки
[383K]

3 года назад 

Рассказ «Косточка» небольшой по содержанию, в нем описывается, как однажды мама купила слив, Ваня ходила вокруг тарелки с сливами и не удержалась и съел одну.

За обедом мама поняла, что одной сливы не хватает, она спросила детей, кто брал сливу. Все дети, в том числе и Ваня ответили, что не брали. И тогда отец рассказал им, что если кушать сливу с косточкой, то можно умереть. Ваня испугалась и сказал, что косточку он не ел, а выбросил в окно. Так и узнали, кто же съел эту сливу.

Главные герои:

Ваня — мальчик, который съел сливу и не признался.

Отец — который хитростью узнал кто же скушал сливу.

Главная мысль: обман рано или поздно откроется, поэтому если поступили некрасиво, то лучше сразу признайтесь.

Рассказ Толстого под названием «Косточка» небольшой, но для детей очень поучительный. Главных героев здесь немного. Первая героиня — мама, которая купила слив, потом одной за обедом не досчиталась и сказала об этом папе. Папа — второй герой, именно он детям, и в том числе маленькому Ване, преподнес хороший урок. Третий герой Ваня — тот самый мальчик, который съел сливу и не хотел в это признаваться.

Рассказ учит тому, что врать не хорошо, или делать что-то втихаря от других. Как правило, ложь она раскрывается, и потом человеку за нее становится стыдно Ване, так же как стало стыдно и не сказал об этом папе когда тот спрашивал.

Знаете ответ?

Смотрите также:

Скребицкий «Аистята», главная мысль, главные герои какие, характеристика?

Пришвин. «Лимон». Какая главная мысль, главные герои, чему учит?

Скребицкий «Джек»: главная мысль, главные герои, план рассказа что писать?

Могилевская «Сказка о громком барабане»: главная мысль какая?

«Легенда о материнской любви» главная мысль, герои какие, чему учит сказка?

Житков «Охотник и собаки» главная мысль, герои, чему учит, что писать?

Заходер «Мохнатая азбука». Главная мысль, герои, чему учит, что писать?

Паустовский «Какие бывают дожди» главная мысль, главные герои какие? Отзыв?

Пришвин «Лесная капель». Главная мысль, главные герои какие, чему учит?

Осеева «Плохо». Краткое содержание, главная мысль, главные герои какие?

Анализ Вадима Левина рассказа Льва Толстого «Косточка». Возможно, кто-то уже с этой статьей знаком, она довольно известна. А если нет, то настоятельно советую прочитать!

Вадим Левин

Как будто не случилось ничего особенного. Сначала Ваня не признавался, но потом проговорился: «Нет, я косточку бросил за окошко». Хрестоматийная история — специально для маленьких школьников: все понятно даже самым слабым ученикам. На уроке — никаких хлопот. Учителя младших классов охотно используют это произведение для формирования у детей навыков беглого чтения. Только возникают вопросы: неужели Лев Николаевич Толстой сочинял и публиковал эту миниатюру ради того, чтобы ее понимали бегло и понимали примитивно? Не формируется ли в таком чтении манера воспринимать искусство, не затрачивая чувств и душевного труда?

Вместо того чтобы развивать в себе и детях читательскую способность проникать в авторский замысел, проживать его, осознавать эти переживания, наслаждаться совершенством произведения и вступать в диалог с автором, мы привычно обманываем себя и детей: якобы вычитываем из художественного произведения банальные истины и полагаем, что читать легко, что мы это умеем. А ребенок доверчиво перенимает наше отношение к искусству, чтобы со временем передать его своим детям. Идет воспроизводство бездумного и поверхностного восприятия искусства.

Впрочем, конечно, мои обвинения не относятся к родителям и учителям, сохранившую традиционную для грамотного россиянина культуру чтения.

Хотите проверить себя, удачно ли вы приобщаете своих детей к чтению художественной литературы? Предлагаю эксперимент с «Косточкой» Льва Николаевича Толстого. Только, пожалуйста, отнеситесь к моему предложению серьезно, с осторожностью. Это тест. Приняв участие в эксперименте с «Косточкой», вы можете узнать неприятную правду о себе, расстроиться и обидеться (скорее всего, на меня, хотя я ничуть не хочу вас обидеть). Обида и шок особенно вероятны, если у вас большой опыт работы с детьми и вполне довольны тем, как занимаетесь с ними литературой. Но только правдивая самооценка может дать верное направление и силы для самообразования и саморазвития. Так что выбирайте.

Дальнейший разговор веду с теми, кто решился участвовать в нашем суровом эксперименте.

Для начала вспомните:

Л.Н.ТОЛСТОЙ

КОСТОЧКА

(быль)

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

*

Условия в эксперименте такие.

Представьте себе современных восьми-девятилетних детей и письменно ответьте на вопросы:

— Станете ли вы, прочитав с детьми «Косточку», разговаривать с ними о прочитанном? Или миниатюра настолько простая, что такой разговор детям не нужен? Или наоборот — она настолько сложна, что вам требуется специальная подготовка к разговору о ней?

Отложите, пожалуйста, статью и запишите свои ответы.

Записали? Теперь прочтите помещенное дальше описание обсуждение «Косточки» с учениками второго класса одной харьковской школы. Постарайтесь мысленно участвовать в диалоге, а «после урока» ответьте на те же вопросы вторично.

Сравнив варианты своих ответов «до» и «после» урока, вы получите результат эксперимента — знания о себе.

*

Я люблю «Косточку» и с удовольствием читаю ее детям, а потом разговариваю с ними о ней и о них, об их чувствах и мыслях, навеянных этим произведением. Каждый такой разговор добавляет что-то к моему восприятию Л. Н. Толстого. Несомненно, вы можете не согласиться с выводами, к которым мы пришли с харьковскими второклассниками. Буду благодарен вам, если вы пришлете мне свои возражения или сомнения. Вовсе не считаю, что наши выводы абсолютно верные и тем более единственно правильные. Но так ли уж важно, возникнут или нет у вас несогласия со мной и с моими маленькими собеседниками? Важнее — изменятся ли под влиянием беседы ваши ответы на контрольные вопросы, а если изменятся, то почему.

*

— Ребята, многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал «Русскую азбуку» и другие книги.

Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей, был маленький рассказ «Косточка». Послушайте его.

Читаю.

— Понравился рассказ.

— Понравился.

— Как вам кажется, вы всё поняли?

— Да.

Спрашиваю по-другому:

— Поговорим об этом рассказе? Или с ним всё ясно?

— Все ясно.

— Все так считают? — не унимаюсь я. Ребята отвечают удивленно:

— Все!

— Значит, все, — констатирую я. И добавляю с нажимом: — Запомните, что вы сказали! Запомнили?

Тогда продолжим разговор. Когда Лев Николаевич Толстой сочинил этот рассказ, он не только прочитал его знакомым детям, но и поместил в свою книгу. А потом «Косточку» часто включали в разные книги для детей.

После этого сообщения задаю им важнейшие вопросы:

— Как вы думаете, зачем Лев Николаевич написал этот рассказ и включил его в книгу для детей? И зачем я сейчас прочитал его вам?

Детям эти вопросы кажутся несерьезными, потому что ответы очевидны:

— Толстой учит нас не брать без разрешения.

— Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое.

— Тайное всегда становится явным.

И еще:

— Толстой учит нас не глотать сливы с косточками.

Я много раз слышал подобные ответы не только от детей, но и от взрослых. И каждый раз это огорчало.

— Выходит, если бы вам сегодня не повезло, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не принес бы и не прочитал бы вам «Косточку»…

Ребята насторожились, а я заканчиваю мысль:

— …вы продолжали бы брать без разрешения, то есть воровать? Не признавались быв этом? И глотали бы сливы с косточками?

— Нет, — со смехом возражают дети. — Мы и так знаем, что нельзя брать без разрешения!

— Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря?

Дети задумываются, и я любуюсь ими, но не спешу на помощь.

Наоборот — строю новую ловушку:

— Скажите, пожалуйста, как обычно писатель изображает действующее лицо, если хочет, чтобы мы НЕ подражали ему, НЕ совершали таких поступков, какие совершает этот персонаж? Привлекательным? Симпатичным? Или непривлекательным? Неприятным?

— Неприятным! — уверенно отвечают дети.

— А Ваня из «Косточки» вам нравится?

— Да.

— Вы уверены? А можете найти то место рассказа, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен?

Кто-то отвечает:

— Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.

Другой поясняет:

— Он кажется похожим на маленького котенка или щенка. Его хочется защищать.

— Да, я так и почувствовал. Выходит, Лев Толстой действительно сделал Ваню симпатичным. Но это означает, — веду я свою линию, — что писатель вовсе не хотел, чтобы поступали НЕ ТАК, КАК Ваня? Получается, что рассказ вовсе не учит вас НЕ БРАТЬ тайком?

Выдерживаю небольшую паузу и продолжаю:

— Думаю, Лев Николаевич не стал бы писать рассказ ради того, чтобы напомнить вам о таком известном: воровать нельзя. Ведь он был учителем и, конечно, понимал, что вы об этом сами знаете. Зачем же Лев Толстой завещал нам этот рассказ, а я принес «Косточку» в класс и прочитал с вами?

Теперь пауза длится подольше.

— У меня, как вы догадываетесь, есть предположения на этот счет, и я могу ими поделиться с вами. Но вам, наверное, хочется открыть смысл рассказа самим?

— Самим! — радуют меня второклассники.

— Тогда я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями, — предлагаю я ребятам.

*

То же самое — в порядке эксперимента — предлагаю взрослым читателям:

Попробуйте воспроизвести со своими детьми (дома, в классе, на прогулке) начало разговора о «Косточке». А завершите его, как удастся. И напишите мне, пожалуйста, интересно ли у вас получилось, подсказали ли вам что-нибудь дети.

Продолжим эксперимент с «Косточкой» после вашего разговора с детьми.

*

— Сейчас я прочту начало «Косточки» не совсем так, как у Льва Толстого. Не глядя в свои «Книги для чтения», постарайтесь заметить, что я изменил в рассказе.

Читаю:

— «Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Ваня никогда не ел слив. Он не удержался, схватил одну и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу». Что я изменил в начале рассказа?

— Вы пропустили про то, как Ваня нюхал и ходил мимо слив.

— Верно. Но ведь и без того все понятно, правда?

Мнения детей разделились:

— Да, и без того все понятно.

— Правда, понятно, но только без этого нам неизвестно, что Ваня нюхал, как котенок.

— И тогда Ваню не жалко.

— Тогда он не такой симпатичный, как у Льва Толстого.

— Ладно, — соглашаюсь я, — так и быть, верну в рассказ слова «…и нюхал их». После этих слов совершенно ясно, что Ване сливы очень нравились. Верно?

— Да.

Зачем же Лев Толстой именно это, совсем понятное, здесь пишет: «И очень они ему нравились»? А вслед за этим лишним предложением пишет то, что уж совсем понятно: «Очень хотелось съесть». И когда мы уже три или четыре раза все поняли, автор повторяет опять ту же мысль: «Он все ходил мимо слив». Может быть, Лев Толстой не умел писать коротко? Или случайно не заметил, что повторил одно и то же несколько раз? Не убрать ли нам из «Косточки» что-нибудь лишнее? И Льву Толстому поможем писать короче, и читателям будет поменьше читать, и в книге освободится немного бумаги для какой-нибудь пословицы, например?

Дети решительно протестуют.

— Нет! Все это нужно! Ваня знал, что нельзя брать, но ему очень хотелось. Он боролся с собой!

— Молодцы, ребята! Вы все точно почувствовали. Ведь у автора про Ванины чувства нет ни единого слова! Лев Толстой нигде не пишет: «Ваня переживал, колебался, сомневался, стыдился…» Наверное, потому, что маленький Ваня сам о своих чувствах ничего не может сказать словами. Он, скорее всего, и слов таких пока не понимает: «колебаться, сомневаться, переживать». Автор пишет только о том, что Ваня делал или не делал: «нюхал, ходил, не удержался». А мы, представляя себе движения Вани, его поведение, начинаем чувствовать его переживания, колебания, сомнения. Вот как удивительно пишет Лев Толстой! Правда, дважды автор все-таки говорит о чувствах Вани, но только то, в чем и писатель, и Ваня уверены. Автор говорит лишь то, что маленький мальчик мог сам сказать о себе: «И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть». Кстати, как вам кажется, можно ли было о том, что «очень хотелось съесть», сказать как-то по-другому? Ну, например, так: «Ваня очень хотел съесть сливу».

Дети мысленно заменяют в рассказе предложение Л.Толстого моим вариантом.

— Нет, — отвечает один из ребят. — Так было бы неправильно.

Я поддерживаю это мнение и формулирую то, что второклассники, вероятно, почувствовали:

— Конечно, Ваня именно не хотел есть сливу. Он как раз очень не хотел ее есть! Но… Ему хотелось! Лев Толстой замечательно точно об этом написал. А вслушайтесь в следующее поразительное предложение. Так и чувствуешь, что движения у Вани сначала замедленные, скованные, как будто его кто-то удерживает: «Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и…» И такая долгая подготовка внезапно стремительно завершается коротеньким «съел»! Один звук! Как «бульк»! Хорошо Ваня распробовал вкус сливы? Получил удовольствие?

— Нет, — комментируют дети. — Он ничего не успел.

— Он только испугался.

— Он стоял с вытаращенными глазами…

— Как будто сам удивлялся.

— А мне кажется, — говорит Маша, — что он и в самом деле проглотил сливу с косточкой.

— Интересная догадка, — признаюсь я. — Мне это раньше не приходило в голову. Давайте, ребята, перечитаем рассказ и проверим, подходит ли Машина догадка.

Пробегаю глазами «Косточку».

— Кажется, Маша, ты все-таки не права. Ведь Ваня говорит, что выбросил косточку, а он, по-моему, обманывать не умеет. Но мы еще подумаем. Может быть, я ошибаюсь. Во всяком случае, ты умница, что все так живо себе представляешь. Скажите, ребята, вы все представили себе, что переживал Ваня, когда не решался взять сливу, и потом, когда ее съел?

— Да, представили.

— Мы как будто сами это переживали.

— А как вам кажется, почему с чувствами мальчика такое происходило: сначала колебался, боролся с собой, а потом стало стыдно? Что вы думаете теперь о Ване?

*

— Он теперь как будто знакомый, как будто мы его давно знаем.

— Он стал как младший брат.

— А какой он человек, вы можете сказать?

— Он честный. Ему очень хочется слив, но он старается их не взять.

— Он маленький, но уже честный.

— А как вы думаете, сколько ему лет?

После обсуждения приходим к выводу, что герою «Косточки» четыре-пять лет. Его братья и сестры старше. Они, как видно, ели сливы в своей жизни. Но, наверное, сливы в этой семье — редкость. Мама купила их по счету — чтобы всем поровну. Вот почему она перед обедом пересчитала (сочла) их.

— Как, по-вашему, догадалась она, кто взял сливу?

— Да! Ваня взял!

— Вы-то прочли об этом, а как мама догадалась?

— В этой семье все честные, если даже маленький Ваня так долго терпел, удерживался, чтобы не взять без спросу. Но у него слабая воля. А старшие дети точно бы удержались.

— Значит, и отец догадался, кто взял сливу, и старшие дети?

— Конечно.

— Зачем же отец об этом спрашивал?

— Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным.

— Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться — еще трудней. Все хотели помочь Ване.

*

— А как вы думаете, когда Ваня заплакал, а все засмеялись, то это был злорадный смех? Все смеялись над Ваней? Радовались тому, что он проговорился?

— Нет, все обрадовались тому, что Ване больше не будет стыдно.

— Все смеялись с облегчением. Все любили Ваню.

— Очень хорошо. А теперь сыграем так. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) — среди них. Отец и говорит: «А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?» И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?

— Нет.

— Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет!

— Я все равно не сказал бы!

— И я!

— Почему?

— Он маленький, он честный и добрый, но не смог удержаться. Жалко его. Он очень испугался и сам переживает.

— Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша?

— Да! — ликуют второклассники.

— А приятно прощать маленького?

— А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные?

— Может быть, догадывались.

— Часто у вас бывало, чтобы вы могли это проверить? Часто вам предоставлялся случай кого-нибудь простить: животное, малыша или старенького человека?

Задумываются и признаются:

— Нет, не часто…

— Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. Сегодня вы — пускай только мысленно! — простили малыша и почувствовали, как приятно прощать. И я о вас узнал, что вы великодушные. И это — благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот что умеет «Косточка». Вот зачем Лев Толстой написал ее. А напомнить, что брать тайком стыдно, можно и без рассказа. Правда? Что ты хочешь сказать, Маша?

— Я думаю, что Ваня все-таки проглотил косточку. А потом сказал, что выбросил ее, чтобы все не волновались. Он знал, что его все любят и волнуются, чтобы он не умер из-за косточки.

— Ты очень интересно почувствовала, Маша. Я не знаю, правда, права ли ты, это надо еще обдумать, но очень интересно. И вообще, ребята, мне было интересно и приятно обсуждать этот рассказ с вами. Он мне и раньше нравился, а теперь нравится еще больше. А вам?

— И нам.

— Так стоило его обсуждать? простой рассказ?

— Сложный. В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли…

— Перечитаем?

Все слушают с таким вниманием, будто впервые.

— Можно вопрос? Мне понравилось, что рассказ открыл мне про меня, что я такой… могу прощать. Но, может быть, Лев Толстой не для того его писал?

— Да, Сережа, наверное. Лев Николаевич Толстой, когда начинал писать «Косточку», не говорил себе: «Сейчас напишу рассказ для того, чтобы дети могли узнать о себе, великодушны ли они». Он этого не говорил, но, мне кажется, ему хотелось, чтобы дети были великодушными и чтобы они знали о себе это. И, по-моему, у него это получилось. Ты ведь это почувствовал на себе?

— Да.

— Но, скорее всего, в «Косточке» могут обнаружиться и другие смыслы. И, думаю, в каждом хорошем произведении содержится много замыслов. Разные читатели могут открыть для себя в нем разное. Когда я стал учителем и впервые перечитал «Косточку», я почувствовал, какое это счастье, если между взрослыми и детьми такие отношения — любви, уважения, доверия. Вот какой замысел Льва Толстого оказался для меня самым важным.

отрывок из книги В. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем»

(с) eurolog

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в названии произведения егэ 8 задание
  • Ошибка в мортал комбат steam
  • Ошибка в назначении платежа указали ндс
  • Ошибка в названии покупателя в счет фактуре
  • Ошибка в море воров службы игры недоступны