20 декабря 1699 года Петр I подписал указ, в котором сообщалось, что с того момента летоисчисление в России переходит на григорианский календарь. Этим документом он обязал всю страну встречать Новый год 1 января. О том, как праздновали Новый год до Петра I и куда из календаря пропали 8 лет — в материале altapress.ru
Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.
СС0
Новый год до XVIII века
Традиция празднования Нового года зародилась еще в древности. Сохранились записи, которые свидетельствуют о том, что ритуалами и обрядами год грядущий встречали еще при Юлии Цезаре.
На Руси вплоть до XVIII века по языческим канонам приход весны был символом нового года. Считалось, что в день весеннего равноденствия природа пробуждается ото сна. Но с принятием христианства всё постепенно начало меняться.
Спустя почти полвека, в 1495 году, православная церковь назначила для этого праздника другую дату — 1 сентября. Новый год отмечали как и любой другой праздник: застольями, песнями, танцами. Ко всему прочему добавлялись церковные службы и шествия.
Новогодняя реформа Петра I
С. Кириллов. Думы о России (Пётр Первый). 1984
СС0
Новый год 1 сентября праздновали до прихода к власти Петра I. 20 декабря 1699 года, вдохновившись путешествиями за границу, правитель издал указ о переносе Нового года “… от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира…”.
Тем самым Петр Алексеевич не только установил праздновать Новый год 1 января, но и изменил летоисчисление. Вместо 7209 года наступил 1700 год: “… ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век… ”.
По началу, уклад, который складывался не одну соню лет, и простому народу, и служащим, и боярам было очень сложно поменять. Но способ празднования несмотря на это повторяли из года в год, так что по итогу и новогодние елки с маскарадами, и полуночные пушечные залпы всё-таки приняли.
Календарная пропажа
Рукопись Указа Петра I № 1736 от 20 (30) декабря 1699 года «О праздновании Нового года»
СС0
Споры вокруг Нового года не утихали долго. Как сообщает РусскийМир.ru, царя обвиняли в том, что он украл у Бога целых восемь лет.
По православному календарю год, в который подписали указ, был 7208 от Сотворения мира и 1708 от Рождества Христова. Но в документе, который был подписан Петром, стояла другая дата — 1700 год.
Но на самом деле разница в восемь лет объясняется расхождениями дат константинопольского и римского календарей. В основе каждого календаря лежали отличные друг от друга трактовки Библии и возраста Иисуса Христа.
Европейский создали на основе исследований римского монаха Дионисия Малого, которые оказались ошибочными. Хронология Византийского календаря оказалась более убедительной и впоследствии получила название константинопольской эры.
Наука
Необычный эфиопский календарь: не тот год, не тот месяц и даже время суток другое
Каждый образованный житель Эфиопии не задумываясь скажет вам, что сейчас не 2018 год, а 2011. К тому же и месяцев в этой стране не 12, да и новые сутки здесь отсчитываются не после полуночи. Сегодня мы расскажем о том, как туристам не запутаться в эфиопском календаре и почему в этой стране такая оригинальная система отсчета времени.
Если большинство стран мира, в том числе и Россия, сегодня живет по григорианскому календарю, то Эфиопия пользуется своим собственным эфиопским календарем, который основан на древнем коптском (или александрийском) календаре, а также имеет некоторые черты юлианского календаря.
В эфиопском календаре не 12, как в привычном нам григорианском, а 13 месяцев. В каждом месяце по 30 дней, кроме последнего, 13-го месяца, в котором 5 или 6 дней, в зависимости от того, високосный год или нет. Сами названия месяцев также не совпадают с григорианским календарем и по-разному звучат на коптском и амхарском языках, последний из них является государственным языком Эфиопии.
С эфиопским Новым годом тоже не все так просто. Начало нового года здесь приходится на 29 августа или на 30 августа по юлианскому календарю. Если следующий год будет високосным, то он начнется 30 августа, а обычный год начнется 29 августа. Но если эту дату перенести в привычный для нас григорианский календарь, то эфиопский новый год наступит 11 или 12 сентября.
Кроме того, в Эфиопии принята другая дата Благовещения — важного события для всех христиан, которое, по подсчетам эфиопов, произошло на 8 лет позже. Поэтому и летоисчисление в Эфиопии отличается от большинства стран на 8 или 7,5 лет в зависимости от времени года. Вот, например, сейчас в Эфиопии 2011 год, который начался в сентябре.
И даже в вопросах начала новых суток эфиопы оказались большими оригиналами. Если весь мир отсчитывает начало новых суток от полуночи, то в Эфиопии этот момент совпадает с восходом солнца. Территория Эфиопии относится к часовому поясу, в котором принято восточноафриканское время (которое, кстати, совпадает с московским временем). И официальное время в государственных учреждениях и транспортных компаниях в стране отсчитывается именно по этому времени. Но вот в остальных сферах жизни обитатели Эфиопии пользуются своим собственным временем, согласно которому новые сутки наступают после восхода солнца. Так, например, 1:00 по местному времени соответствует 7:00 утра по восточноафриканскому времени, при этом полдень по местному времени отождествляется с восходом солнца, а полночь с его закатом. Такая двойственная система времени нередко приводит в замешательство туристов, поэтому, собираясь в Эфиопию, потренируйтесь определять правильное время заранее.
Единственное, что может утешить путешественников — страна не переходит на летнее время, поэтому с этим сложностей не возникнет. Расположенная близко к экватору Эфиопия не испытывает проблем в связи с изменением продолжительности дня и ночи в течение года, поэтому не переводит стрелки часов с наступлением межсезонья.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy
Например сейчас 2018, а должен быть 2026. Откуда такое летоисчисление? Когда оно стало неправильным? У разных народов в свое время было и есть разные летоисчисления. И у славян есть свое летоисчисление. И год сейчас 7526 год от сотворения мира в звёздном храме. Когда был 1708 год н.э, Петр 1-й своей реформой и без применения машины времени ввел 1700 год н.э. И с 1700-го года на Руси ввелись привычные нам года до и после нашей эры. Это было сделано потому что по нашему календарю Христос родился в 5500-м, а по латинскому — в 5508. Отсюда и недостающие 8 лет. Только г-н Стерлигов «летоисчисляется» не от сотворения мира в звёздном храме как первоначально было (ведётся от победы над Китаем и последующего мира), а от Адама почему-то года считает. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Знаете ответ? |
Видео доступна только в полной версии Мой Мир.
Полная версия
Ошибки летоисчисления. История — ФАЛЬШИВКА!
Современная история — это нечто вроде заговора, это договоренность историков и археологов о датировке событий и артефактов. Но сравнительный анализ исторических фактов позволяет выявить существенные противоречия и фальсификацию истории. Летоисчисление в современной истории ошибочно и многие факты истории искажены.- Весь документальный проект: https://www.youtube.com/playlist?list=PLXSuIMQ54yJDLr7QkSylpNjDd7ZTJJO_9- Все об НЛО и пришельцах: https://www.youtube.com/watch?v=RMuqSuF44bU&index=1&list=PLXSuIMQ54yJBxPoT-Ht988a1pLJg8EdE1- Все тайны Древнего Египта: https://www.youtube.com/watch?v=s50lZqBKMc4&list=PLXSuIMQ54yJASXIW4VruC4ElQfZGXuAbj&index=1- Все древние цивилизации: https://www.youtube.com/watch?v=fgR5DkmEnz0&index=1&list=PLXSuIMQ54yJCo5JzBPiKIE9nC1SG4JmKmДокументальный проект — цикл передач на Рен ТВ с Игорем Прокопенко. Документальный проект 2015 раскроет перед вами новые тайны — кто такие были древние боги? Возможен ли апокалипсис? Существует ли душа у человека? В чем тайна космоса и Вселенной? Кто населял Землю в далекой древности и правда ли существовали древние высокоразвитые цивилизации? Смотрите на канале «Тайны мира и загадки Вселенной» документальный проект все серии в высоком качестве.Лучшие документальные фильмы смотрите на нашем канале. Самые интересные, захватывающие дух истории, тайные факты, загадки, сенсации.
https://ria.ru/20210107/rozhdestvo-1591522454.html
«Возможна ошибка». Когда на самом деле родился Иисус Христос
«Возможна ошибка». Когда на самом деле родился Иисус Христос — РИА Новости, 07.01.2021
«Возможна ошибка». Когда на самом деле родился Иисус Христос
Православные христиане празднуют Рождество Христово. Считается, что это событие произошло 2021 год назад — от него ведется привычное нам летоисчисление. Однако… РИА Новости, 07.01.2021
2021-01-07T08:00
2021-01-07T08:00
2021-01-07T14:42
религия
справки
история
эфиопия
сирия
рим
православный свято-тихоновский гуманитарный университет
русская православная церковь
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/1e/1591568205_0:529:2048:1681_1920x0_80_0_0_cb31aa6abe8f0a76b523f63ac1dd371f.jpg
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане празднуют Рождество Христово. Считается, что это событие произошло 2021 год назад — от него ведется привычное нам летоисчисление. Однако все больше ученых склонны думать, что это не так. О том, когда на самом деле мог появиться на свет Спаситель, — в материале РИА Новости.Старый Новый годВ начале IV века новорожденного Христа славили в основном в катакомбах: на всей территории Римской империи христианство было вне закона. Однако южнее огромного государства последователям Иисуса никто не препятствовал. Аксумское царство, что в Эфиопии, одним из первых официально приняло новую религию.В колыбели эфиопского христианства, городе Аксум, остались святыни того времени. Посмотреть на них ежегодно приезжают тысячи туристов. В городском аэропорту их встречает табличка: «С Новым годом!». Обозначено и число — что удивительно, прибывших поздравляют с… 2014-м.На вопрос о том, почему персонал забыл убрать неактуальную табличку, священник Даниэль Хабеш громко смеется.»Нет, это не безалаберность работников. Весь мир встречает 2021 год, а мы — лишь 2014-й. Разница восемь лет», — объясняет он.Парадоксально, но у общемирового и эфиопского календарей одна и та же точка отсчета — от Рождества Христова. Что еще больше изумляет гостей страны.»Мы пользуемся древним александрийским календарем, на который ориентировались восточные христиане в первые три века. По нему Спаситель родился в восьмом году нашей эры», — говорит священник.У западных же христиан долгое время не было собственной системы летоисчисления. Они пользовались разными вариантами, среди которым самым популярным был «от начала правления Диоклетиана, нашего главного гонителя». То есть — от 284 года.Лишь в 525-м римский аббат Дионисий Малый привел календарь в порядок: предложил ориентироваться на Рождество Христово. С тех пор этой системой пользуются в большинстве стран мира: делят историю «до Рождества» и «после Рождества». Альтернативное именование — «до и после нашей эры».»Отправной точкой» монах назначил 753 год от основания Рима (римляне вели летоисчисление от этого события). Но вот как он понял, что Христос родился именно тогда — вопрос.Это большая загадка, ведь в Евангелиях ничего не говорится о дате великого для христиан события. Да и вообще про Рождество пишут лишь два из четырех евангелистов — Матфей и Лука.Однако в их Писаниях все же есть зацепки.Календарная неточностьЕвангелист Матфей указывает, что Христос родился «в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода». Тогда к правителю пришли «мудрецы с востока» — увидели звезду, указавшую на рождение «царя иудейского», о чем гласили многочисленные пророчества.Царь Ирод не на шутку встревожился, ведь речь шла о потенциальном политическом конкуренте. Попросил волхвов «тщательно разведать о младенце» и потом все рассказать.Но восточные послы ослушались правителя: из Вифлеема к себе в страну они вернулись обходным путем. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», — повествует Матфей.Это первая зацепка для исследователей: после рождения Христос оставался в Вифлееме и к прибытию волхвов не достиг еще одного-двух лет. Кроме того, как говорится в Евангелии, узнав о намерении Ирода, Иосиф с Марией убежали в Египет. Но там скрывались недолго: Ирод Великий умер и на трон взошел его сын Ирод Архелай.Историки точно установили дату его коронации. Христу тогда было от одного до двух лет. «Дионисий Малый, определивший время рождения Иисуса 753 годом от основания Рима, немного ошибся. Ученые склонны ориентироваться на правление Ирода Великого и дату его смерти. А она хорошо известна историкам — четвертый год до нашей эры», — поясняет библеист Андрей Десницкий. Звезда укажетВполне возможно, что Христос родился даже раньше. Все дело в Вифлеемской звезде — о ее природе ученые спорят давно. В последнее время выбирают в основном между двумя версиями: это либо комета Галлея, либо еще более редкое астрономическое явление — схождение Юпитера и Сатурна.Комету Галлея древние люди видели в пятом году до нашей эры, о чем известно из древнекитайских источников. По времени это совпадает с последними годами жизни царя Ирода Великого.А вот схождение Юпитера и Сатурна произошло немного раньше: его зафиксировали корейские звездочеты.»Сейчас отождествление «царской звезды» с «великим схождением» Юпитера и Сатурна признает большинство исследователей. Есть веские научные основания относить рождение Иисуса Христа к промежутку между седьмым и пятым годами до нашей эры», — пишет в исследовании российский библеист Павел Кузенков. Кроме того, по его словам, такая датировка соотносится с важной информацией евангелиста Луки: Христос вышел на проповедь в 29 году нашей эры. Тогда ему, согласно раннехристианскому преданию, было около 35 лет.Однако в том же повествовании от Луки есть важная деталь, которая заставляет некоторых исследователей усомниться, что Иисус родился до наступления нашей эры.Противоречие от ЛукиЛука ничего не говорит про истребление вифлеемских младенцев. Зато он подробно описывает рождение Спасителя: его положили в хлеву в ясли, потому что Марии и Иосифу не хватило места в гостинице. Дело в том, что они не жили в Вифлееме.А пришли туда потому, что в Иудее проводили перепись населения — всем полагалось явиться в города, откуда их род. Вифлеем был «город Давидов», а земные родители Христа принадлежали к нему.С идеей всеобщего учета населения выступил император Август — чтобы упорядочить налогообложение. Евангелист Лука прямо говорит, когда это произошло: «эта перепись была первая в правление Квириния» римской провинцией Сирия, куда входила в том числе и Палестина.Из документов той эпохи известно, что Квириний стал проконсулом Сирии в шестом году нашей эры. Произошло это после изгнания Ирода Архелая — сына Ирода Великого. Этим и объясняется то, что Лука вообще не упоминает об иудейских правителях в контексте рождения Иисуса. То есть, по этой версии, Христос родился 2015 лет назад. Знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что перепись Квириния и последовавшее за ним увеличение налогов возмутили местное население. Некто Иуда из Галилеи возглавил восстание, которое, впрочем, римляне жестоко подавили. Сегодня некоторые специалисты считают, что упомянутое в Евангелии истребление в Вифлееме — дело рук именно римлян.»Не так важно»Однако это лишь теория. Никаких доказательств нет. Гипотезы не подтверждены окончательно. Но и не опровергнуты. Подавляющее большинство ученых уверено лишь в одном: версия Дионисия Малого не соотносится с известными историческими фактами. Поэтому его система летоисчисления, как бы громко это ни звучало, не верна.Однако ею продолжают пользоваться во всем мире. В том числе и христиане. Так, в 2000-м они отметили юбилей Рождества Христова — в Вифлеем приезжали лидеры конфессий. Были там и предстоятели всех поместных православных церквей.»С одной стороны, для верующего человека важна историчность событий, связанных со Спасителем. Однако гораздо важнее — сам факт его земного воплощения, смерти и воскресения, несмотря на все неточности в летоисчислении», — говорит доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.Для христиан, по его словам, вопрос о дате рождения Христа значим не настолько, «чтобы ломать копья», ведь он не затрагивает основы вероучения. Не уделяли ему внимания и ранние последователи Иисуса: до IV века они, по словам исследователя, не праздновали Рождество, «хотя считали это событие важным».»Ранние христиане опирались на слова апостола Павла, который делает упор на то, что Христос «умер и воскрес», не упоминая ни о жизни, ни даже об учении. Это мы привыкли хронометрировать все до секунды, а тогда люди жили с другим пониманием истории», — объясняет библеист.Несмотря на это, добавляет он, Церковь готова принять новую точную дату рождения Спасителя. Если, конечно, ученые ее установят.
https://ria.ru/20200417/1570157001.html
эфиопия
сирия
рим
вифлеем
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/1e/1591568205_209:609:1589:1644_1920x0_80_0_0_b6c4dfc00573b54bf396ea55cfa6cc44.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, история, эфиопия, сирия, рим, православный свято-тихоновский гуманитарный университет, русская православная церковь, рождество христово, вифлеем, аналитика — религия и мировоззрение, иисус христос
Религия, Справки, история, Эфиопия, Сирия, Рим, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Русская православная церковь, Рождество Христово, Вифлеем, Аналитика — Религия и мировоззрение, Иисус Христос
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане празднуют Рождество Христово. Считается, что это событие произошло 2021 год назад — от него ведется привычное нам летоисчисление. Однако все больше ученых склонны думать, что это не так. О том, когда на самом деле мог появиться на свет Спаситель, — в материале РИА Новости.
Старый Новый год
В начале IV века новорожденного Христа славили в основном в катакомбах: на всей территории Римской империи христианство было вне закона. Однако южнее огромного государства последователям Иисуса никто не препятствовал. Аксумское царство, что в Эфиопии, одним из первых официально приняло новую религию.
В колыбели эфиопского христианства, городе Аксум, остались святыни того времени. Посмотреть на них ежегодно приезжают тысячи туристов. В городском аэропорту их встречает табличка: «С Новым годом!». Обозначено и число — что удивительно, прибывших поздравляют с… 2014-м.
На вопрос о том, почему персонал забыл убрать неактуальную табличку, священник Даниэль Хабеш громко смеется.
«Нет, это не безалаберность работников. Весь мир встречает 2021 год, а мы — лишь 2014-й. Разница восемь лет», — объясняет он.
Парадоксально, но у общемирового и эфиопского календарей одна и та же точка отсчета — от Рождества Христова. Что еще больше изумляет гостей страны.
«Мы пользуемся древним александрийским календарем, на который ориентировались восточные христиане в первые три века. По нему Спаситель родился в восьмом году нашей эры», — говорит священник.
У западных же христиан долгое время не было собственной системы летоисчисления. Они пользовались разными вариантами, среди которым самым популярным был «от начала правления Диоклетиана, нашего главного гонителя». То есть — от 284 года.
Лишь в 525-м римский аббат Дионисий Малый привел календарь в порядок: предложил ориентироваться на Рождество Христово. С тех пор этой системой пользуются в большинстве стран мира: делят историю «до Рождества» и «после Рождества». Альтернативное именование — «до и после нашей эры».
«Отправной точкой» монах назначил 753 год от основания Рима (римляне вели летоисчисление от этого события). Но вот как он понял, что Христос родился именно тогда — вопрос.
Это большая загадка, ведь в Евангелиях ничего не говорится о дате великого для христиан события. Да и вообще про Рождество пишут лишь два из четырех евангелистов — Матфей и Лука.
Однако в их Писаниях все же есть зацепки.
Календарная неточность
Евангелист Матфей указывает, что Христос родился «в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода». Тогда к правителю пришли «мудрецы с востока» — увидели звезду, указавшую на рождение «царя иудейского», о чем гласили многочисленные пророчества.
Царь Ирод не на шутку встревожился, ведь речь шла о потенциальном политическом конкуренте. Попросил волхвов «тщательно разведать о младенце» и потом все рассказать.
Но восточные послы ослушались правителя: из Вифлеема к себе в страну они вернулись обходным путем.
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», — повествует Матфей.
Это первая зацепка для исследователей: после рождения Христос оставался в Вифлееме и к прибытию волхвов не достиг еще одного-двух лет. Кроме того, как говорится в Евангелии, узнав о намерении Ирода, Иосиф с Марией убежали в Египет. Но там скрывались недолго: Ирод Великий умер и на трон взошел его сын Ирод Архелай.
Историки точно установили дату его коронации. Христу тогда было от одного до двух лет.
«Дионисий Малый, определивший время рождения Иисуса 753 годом от основания Рима, немного ошибся. Ученые склонны ориентироваться на правление Ирода Великого и дату его смерти. А она хорошо известна историкам — четвертый год до нашей эры», — поясняет библеист Андрей Десницкий.
Звезда укажет
Вполне возможно, что Христос родился даже раньше. Все дело в Вифлеемской звезде — о ее природе ученые спорят давно. В последнее время выбирают в основном между двумя версиями: это либо комета Галлея, либо еще более редкое астрономическое явление — схождение Юпитера и Сатурна.
Комету Галлея древние люди видели в пятом году до нашей эры, о чем известно из древнекитайских источников. По времени это совпадает с последними годами жизни царя Ирода Великого.
А вот схождение Юпитера и Сатурна произошло немного раньше: его зафиксировали корейские звездочеты.
«Сейчас отождествление «царской звезды» с «великим схождением» Юпитера и Сатурна признает большинство исследователей. Есть веские научные основания относить рождение Иисуса Христа к промежутку между седьмым и пятым годами до нашей эры», — пишет в исследовании российский библеист Павел Кузенков.
Кроме того, по его словам, такая датировка соотносится с важной информацией евангелиста Луки: Христос вышел на проповедь в 29 году нашей эры. Тогда ему, согласно раннехристианскому преданию, было около 35 лет.
Однако в том же повествовании от Луки есть важная деталь, которая заставляет некоторых исследователей усомниться, что Иисус родился до наступления нашей эры.
Противоречие от Луки
Лука ничего не говорит про истребление вифлеемских младенцев. Зато он подробно описывает рождение Спасителя: его положили в хлеву в ясли, потому что Марии и Иосифу не хватило места в гостинице. Дело в том, что они не жили в Вифлееме.
А пришли туда потому, что в Иудее проводили перепись населения — всем полагалось явиться в города, откуда их род. Вифлеем был «город Давидов», а земные родители Христа принадлежали к нему.
С идеей всеобщего учета населения выступил император Август — чтобы упорядочить налогообложение. Евангелист Лука прямо говорит, когда это произошло: «эта перепись была первая в правление Квириния» римской провинцией Сирия, куда входила в том числе и Палестина.
Из документов той эпохи известно, что Квириний стал проконсулом Сирии в шестом году нашей эры. Произошло это после изгнания Ирода Архелая — сына Ирода Великого. Этим и объясняется то, что Лука вообще не упоминает об иудейских правителях в контексте рождения Иисуса. То есть, по этой версии, Христос родился 2015 лет назад.
Знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что перепись Квириния и последовавшее за ним увеличение налогов возмутили местное население. Некто Иуда из Галилеи возглавил восстание, которое, впрочем, римляне жестоко подавили. Сегодня некоторые специалисты считают, что упомянутое в Евангелии истребление в Вифлееме — дело рук именно римлян.
«Не так важно»
Однако это лишь теория. Никаких доказательств нет. Гипотезы не подтверждены окончательно. Но и не опровергнуты.
Подавляющее большинство ученых уверено лишь в одном: версия Дионисия Малого не соотносится с известными историческими фактами. Поэтому его система летоисчисления, как бы громко это ни звучало, не верна.
Однако ею продолжают пользоваться во всем мире. В том числе и христиане. Так, в 2000-м они отметили юбилей Рождества Христова — в Вифлеем приезжали лидеры конфессий. Были там и предстоятели всех поместных православных церквей.
«С одной стороны, для верующего человека важна историчность событий, связанных со Спасителем. Однако гораздо важнее — сам факт его земного воплощения, смерти и воскресения, несмотря на все неточности в летоисчислении», — говорит доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.
Для христиан, по его словам, вопрос о дате рождения Христа значим не настолько, «чтобы ломать копья», ведь он не затрагивает основы вероучения. Не уделяли ему внимания и ранние последователи Иисуса: до IV века они, по словам исследователя, не праздновали Рождество, «хотя считали это событие важным».
«Ранние христиане опирались на слова апостола Павла, который делает упор на то, что Христос «умер и воскрес», не упоминая ни о жизни, ни даже об учении. Это мы привыкли хронометрировать все до секунды, а тогда люди жили с другим пониманием истории», — объясняет библеист.
Несмотря на это, добавляет он, Церковь готова принять новую точную дату рождения Спасителя. Если, конечно, ученые ее установят.
Загадка Страстной пятницы: почему Пилат боялся распять Христа