Ошибка в инвойсе при растаможке

11 сент. 2020 г.

Что будет, если при прохождении таможни инспектор обнаружит ошибки в документах? Грозят ли бизнесу только штрафы или еще что-то? Ниже мы расскажем об основных рисках подачи неверных сведений при таможенном оформлении.

Какие ошибки чаще всего допускают декларанты?

Самая очевидная ошибка, которую не стоит допускать, — это перемещать через границу запрещенные товары. Их перечень регулируется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Помимо этого, продолжают действовать специальные экономические меры, которые в народе называют просто «санкциями». Эти запреты регламентированы несколькими указами Президента и постановлениями Правительства.

Теперь давайте разберёмся, какие ошибки чаще всего всплывают при оформлении грузов на таможне.

Неверный код ТН ВЭД

Код ТН ВЭД определяет сразу несколько важных параметров оформления груза: размер пошлины, ставку НДС, требуемый комплект документов, необходимость сертификации.

Поэтому инспектор будет тщательно проверять, верно ли подобран код. Если сомневаетесь, то лучше обратиться за помощью к таможенному брокеру:
за 1000 руб. Meridian подберет правильный код, потратив на это два часа.

Пример ошибки: Оформляете партию электрических гирлянд к Новому Году стоимостью 1 000 000 рублей. Открываете список кодов ТНВЭД и находим код 9505109000 — “изделия новогодние”, пошлина 8%. Кажется, подходит — можно декларировать. Но в этом коде есть исключение — туда не включаются электрические гирлянды всех типов.

Они попадают под другой код — 9405300001, где пошлина 15% и требуется сертификация. Если вы заявите такой товар под 95-й группой кодов, то таможня возбудит дело об административном правонарушении из-за занижения платежей.

Посчитаем незапланированные расходы:

  • Пошлина выросла на 70 000 рублей;
  • Штраф от таможни: от 35 000 до 140 000 рублей;
  • По новому коду потребуют сертификат соответствия: со ввозом образцов это порядка 130 000 рублей;
  • Пока оформляете сертификат, товар будет стоять на складе временного хранения, это может занять до 21 дня по средней цене склада 1000 рублей в день, получается 21 000 рублей.

Итого: 256 000 рублей незапланированных расходов и все шансы не успеть поставить товар к сезону.

Не «проходная» стоимость

Пошлина рассчитывается на основе не только cтавки по коду ТН ВЭД, но и заявленной в декларации таможенной стоимости. У таможни есть понятие «проходной» цены, которая формируется статистически, исходя из данных о других аналогичных грузах. Если указанная цена на товар окажется ниже «проходной», то инспектор может произвести корректировку таможенной стоимости (КТС) в большую сторону. Если же цена будет слишком высокой, у таможни могут возникнуть подозрения, что таким образом за рубеж выводится валюта.

Пример: Компания купила в Италии станок для производства мороженного за 2000 евро, эту цену и заявили в декларации. При проверке у инспектора возникли сомнения, он зашел на официальный сайт производителя и увидел там стоимость станка в 4500 евро. Компанию попросили подтвердить, как именно у них получилось купить товар по такой низкой цене.

Аргументы о том, что поставщик дал оптовую скидку, таможня потребовала подтвердить документами. Но таких документов не было: прайс-листов поставщик не предоставил и договора не заключали, фирма купила товар по инвойсу. В результате таможня увеличила пошлину больше чем в два раза.

Не собрали нужную документацию

В нашей практике больше 90% грузов выпускают без досмотров, если с пакетом документов все в порядке. Но если заранее не уточнить, какие документы требует код ТНВЭД  и наименование вашего товара — таможня не выпустит декларацию. Вот случай из практики знакомой компании, которую подвел предыдущий брокер.

Пример: Компания ввозила махровые полотенца, на которые тоже нужен сертификат. Брокер об этом ничего не сказал, а сами клиенты уточнять не стали. В результате декларацию подают без сертификата и инспектор отказывает в выпуске. Надо было сначала ввезти образцы, получить на них сертификат в специальном органе сертификации и только потом везти основную партию.

Неправильная маркировка

С 1 июля 2020 года поэтапно вступают в силу новые правила электронной маркировки товаров. К концу года не маркированными нельзя будет ввезти лекарства, табак, обувь, парфюмерию, фотоаппараты, шины и покрышки. Опытный брокер ещё до подачи декларации запрашивает осмотр (не досмотр!) партии товара, чтобы убедиться в правильности этикеток. В этом случае все ошибки можно исправить еще до начала таможенного оформления.

Если при досмотре инспектор обнаруживает неправильно оформленные этикетки или их недостаточность — груз будет задержан и импортера обяжут провести перемаркировку всей партии товара. Причем надо учитывать, это можно делать не на любом таможенном терминале.

Помимо этого, таможня возбудит дело об административном правонарушении и наложит штраф в 50 000 рублей.

Чтобы таких случаев не происходило, опытные брокеры заранее решают вопрос с маркировкой. Например, мы всегда готовим для поставщика образец этикетки, выполненный с соблюдением всех таможенных требований, и чёткую инструкцию, где это всё наклеить.

Что может еще может случится из-за ошибки?

Могут отобрать?

Конфискация товара — еще одно возможное последствие неправильного таможенного оформления. Такая мера предусмотрена для многих случаев: предоставление недостоверных сведений, попытки сокрытия части партии, недостоверная документация, нарушение порядка ввоза и др. До получения судебного решения о конфискации таможня вправе изъять и задержать товар. Если за это время все вопросы декларирования урегулированы, то груз возвращается перевозчику.

Бывает ли уголовное наказание?

Одно и то же нарушение может вести как к административной, так и к уголовной ответственности. Например, при смене кода ТН ВЭД ставка для расчета пошлины меняется в бОльшую сторону. Если сумма недополученных таможенных платежей превысит 2 миллиона рублей, то возбуждается уголовное дело. Если же разница превысит 6 миллионов рублей, то это признается уклонением от уплаты в особо крупном размере.

Чем я в итоге рискую?

Во-первых, любая ошибка таможенного оформления – это потеря времени. Если речь идет, например, о скоропортящихся товарах, где дорог каждый час, задержка на таможне может оказаться фатальной.

Во-вторых, нарушение влечёт за собой штраф. Для юридических лиц минимальный штраф составляет 5 000 рублей, а максимальный может достигать нескольких стоимостей всей партии товара.

В-третьих, неправильное оформление дорогостоящего груза может привести к уголовному преследованию, если в этом случае объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей.

Административная ответственность регулируется главой 16 КоАП РФ, уголовная – статьей 196 УК РФ.

Помните, что таможенный контроль возможен в течение трёх лет с момента выпуска товара с терминала.

24 Декабрь 2022

Все компании и частные предприниматели, которые ведут ВЭД, во время поставок взаимодействуют не только с зарубежными партнерами, но и с уполномоченными лицами, которые контролируют пересечение товаров через границу РФ. Таможенные органы, банки – два основных ведомства, которые регулируют импортные и экспортные поставки на законодательном уровне. Поэтому собрать необходимый пакет документов, который соответствует законодательству – прямая задача всех участников ВЭД. 

Разнообразие видов перевозок, различие в номенклатурных группах и многие другие факторы становятся причиной сбора уникального пакета документа для каждого из участников. Как оформить все документы, не наделать в них ошибок? В статье рассмотрим ключевые факторы, которые помогут избежать неприятностей с таможней или валютным контролем.


Полный перечень документов при импорте товаров

Все участники ВЭД при ввозе товара обязаны предоставлять в таможенные органы необходимый пакет документов. Данную обязанность регулирует как ТК ЕАЭС статья 80, так и Федеральный закон РФ,  хотя единого утвержденного на законодательном уровне списка нет.  Документы подаются в таможню  как в электронном, так и в оригинальном виде – в зависимости от характеристики ввозимого товара. На комплект документов, который необходимо собрать импортеру влияют ряд факторов:

  • номенклатурный код ввозимого товара;

  • режим, который действует в отношении товара;

  • специфика коммерческой деятельности импортера; 

  • цель импорта товара;

  • таможенный режим, который был выбран при подаче декларации и т.д.

Но существует минимальный перечень документов, который нужен для всех импортеров:

  1. Контракт с иностранным поставщиком – основной документ ВЭД. Понадобятся все приложения, доп соглашения и спецификации к нему.

  2. Инвойс – платежный документ, который подтвердит стоимость импортируемой продукции. Он является аналогом российского счета или счет-фактуры. 

  3. Упаковочный лист – документ, который содержит информацию о количестве мест, весе, габаритах товара, характере упаковки.

  4. Уставные документы импортера (при первой подаче документов).

  5. Транспортные документы: международная автотранспортная накладная (CMR), авианакладная,  железнодорожная накладная, коносамент или морская накладная.

  6. Платежные поручения об оплате товара, если это оговорено в договоре.

  7. Платежные документы, которые подтверждают уплату таможенных платежей (ввозная пошлина, сбор, НДС).

  8. Уникальный номер контракта (вместо паспорта сделки) – номер, который будет присвоен контракту с зарубежным поставщиком после постановки на учет в банке (необходим, если сумма по контракту превышает 3 млн рублей).

  9. Договор на перевозку с транспортной компанией.

  10. Счет за транспортные услуги.

  11. Разрешительные документы (в зависимости от кода ТН ВЭД) – сертификаты, лицензии, разрешения ведомственных органов и т.д.

  12. Техническое описание груза – наименование, основные характеристики, назначение, состав и т.д.

  13. TIR либо транзитная декларация (при автоперевозке). 

Дополнительно таможенные органы могут запросить:

  1. Экспортную декларацию.

  2. Бухгалтерскую документацию (например, карточки счета и оборотно сальдовую ведомость, которые отражают принятие к учету ввозимого товара).

  3. Документы, подтверждающие страхование грузов.

  4. Договоры с третьими лицами, которые связаны со сделкой.

  5. Заказы на поставку товаров.

  6. Прайс-листы, прейскуранты цен организации изготовителя.

  7. Лицензионное или авторское соглашение.

  8. Сертификат происхождения товаров. 

Пакет запрашиваемых документов может отличаться в зависимости от того, в какую таможню обращается декларант. Чтобы избежать сюрпризов лучше заранее выяснить, какая документация потребуется.


Внешнеторговый контракт

Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.

Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.

Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.

Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».

При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:

  • Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);

  • «Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.

Обязательные реквизиты контракта представлены в письме Центрального банка «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактах» (Письмо от 15.06.1996 №300).


Как оформить внешнеторговый контракт 

Контракт заключается в письменной форме.

Каждая компания «наполняет» содержание договора «под себя». Но обычно придерживаются следующей структуры:

1. Наименование контракта, его регистрационный номер, место заключения. 

2. Преамбула – указываются наименования сторон, страны, подписанты и статус партнеров (поставщик, заказчик).

Важно! Наименование зарубежного поставщика должно быть на языке его страны. Дополнительно лучше тут же указать его идентификатор (например, для Китая – номер его бизнес лицензии).

3. Предмет контракта – описание товара или услуги. Если приобретается сложное оборудование, в этом пункте достаточно краткое описание и количество. Дополнительную техническую характеристику лучше вынести в отдельную графу «Технические условия».

Важно! Российское наименование необходимо прописывать с учетом кода ТН ВЭД. В дальнейшем это поможет избежать переплаты пошлины при растаможке. 

4. Условия поставки и приемки – указываются условия Инкотермс с описанием года выпуска, сроки поставки и оплаты. Прописываются пункты о необходимых требованиях по качеству товара. Описывается процедура приемки и фиксации нарушений требований по качеству. 

Важно! Желательно сразу указать в каких целях ввозится товар. Например, использование оборудования или запчастей для собственных нужд, оградит от дополнительного оформления сертификата безопасности. 

В этом же пункте можно указать список необходимых документов, кроме подписанного контракта от поставщика: инвойсы, упаковочные листы, спецификации, сертификат происхождения, экспортную декларацию, если она входит в обязанность поставщика по договору и т. д.

При морской перевозке необходимо прописать процесс оформления и передачи оригиналов коносамента. 

Здесь же указываются максимально возможный срок поставки, последствия невыполнения этих обязательств (например, штрафные санкции за каждый день просрочки). В контракте также указывается возможность досрочной поставки.

Важно! Срок поставки необходим и для валютного контроля. Если задержка отправки согласована сторонами, то придется заключать дополнительное соглашение о продлении срока поставки. 

Необходимо четко указать момент поставки и момент перехода права собственности на груз. Последнее важно для бухгалтера, который будет принимать товар или услугу к учету. 

5. Цена и порядок расчета – один из основных пунктов, в котором указывается: цена товара, его количество. Необходимо указать валюту, в которой будут происходить расчеты, порядок и сроки оплаты: предоплата, частичная предоплата или рассрочка платежа. Дата и сроки должны быть максимально конкретными (№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). 

Важно! Чтобы не нарушить требования валютного контроля необходимо знать итоговую сумму по контракту. Контракт по импорту на сумму свыше 3 млн. руб. должен регистрироваться в банке. Там ему будет присвоен УНК (уникальный номер контракта) Срок предоставления контракта в банк — 15 рабочих дней.

Необходимо прописать условия о возврате предоплаты, если по каким-то причинам поставка сорвется (требование №173-ФЗ).

6. Упаковка и маркировка – указывается вид тары, ее описание, требования к маркировке. Упаковка должна соответствовать стандартам (техническим условиям) и защищать груз от повреждений во время транспортировки. Маркировка содержит:

  • место отправления и получения;

  • наименование и адрес отправителя и получателя;

  • вес брутто и нетто.

Если грузу необходимо специальное обращение (груз хрупкий, ломкий, опасный и т.д.), оговаривается дополнительная упаковка и маркировка.

7. Страхование товара (не обязательный пункт) – указывается, какая сторона обязана застраховать груз, какой страховой компанией. В этом разделе перечисляются риски, указывается процент покрытия убытков т.д. 

8. Гарантийное обслуживание (не для всех договоров) – прописывается срок гарантийного обслуживания. Описывается порядок действий заказчика и поставщика в случае, если товар пришел с браком или утратил свои качества в период гарантийного обслуживания.

 9. Ответственность сторон – фиксируются действия сторон при нарушении условий контракта: поставка прошла не качественно, груз поступил с недокомплектацией, недостачей. Также сюда входят нарушение срока поставок, срока оплаты, ненадлежащее качество выполненных услуг. В контракте фиксируется – кто и в каком размере несет ответственность за возможные убытки.

Важно! Любой участник ВЭД должен помнить, что каждый доллар или юань, отправленный за рубеж должен быть закрыт поставкой или возвращен на счет.

Необходимо прописать возможные пути решения нарушений (переговоры, судебный иск и т.д). 

10. Форс-мажор – перечисляются обстоятельства, из-за которых стороны освобождаются от ответственности при нарушении условий контракта (стихийные бедствия, забастовки, военные перевороты, пандемия и др.). Важно указать, что сертификат о наступлении форс-мажорных обстоятельств должен быть выдан Торгово-промышленной палатой (Приложение к Постановлению правления ТПП РФ 173-14 от 23.12.2015г).

11. Арбитраж – указывается, каким образом будут урегулированы разногласия. Фиксируется, в каких конкретно судебных инстанциях будут рассмотрены споры и где именно: в стране продавца, покупателя или третьей стране. В России внешнеторговые споры рассматривает Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ. В Китае – это CIETAC (China International Economic and Trade Arbitration Commission) – крупнейшее арбитражное учреждение КНР.
12.  Язык контракта. Несмотря на то, что контракт составляется на двух языках, нужно указать, какой язык будет иметь предпочтение в случае споров в разночтении. Прописывается на каком языке будет вестись переписка в рамках выполнения обязательств.

13. Прочие условия – прописываются все остальные условия, которые не вошли в предыдущие пункты контракта:

  • порядок внесения правок в контракт;

  • срок действия контракта и возможность пролонгации;

  • требования к конфиденциальности и возможность участия в договоре третьих лиц;

  • возможность обмена копиями документов и признание их юридической силы;

  • используемые адреса электронной почты и т.д.

14. Реквизиты и адреса сторон – фиксируются полные наименования сторон, их юридические и почтовые адреса, телефоны, банковские реквизиты.

15. Подписи сторон – прописываются должности уполномоченных лиц, проставляются подписи с расшифровкой и печати. 

Важно внимательно и тщательно проработать все пункты контракта, какая бы срочная поставка не была – это убережет компанию от возможных убытков, ненадежного поставщика, а также обезопасит от проблем с таможней или валютным контролем.

Образец внешнеторгового контракта можно скачать тут.


Инвойс

Инвойс (commercial invoice / CI) – основной документ при внешнеторговых сделках, без которого не пройти таможенную очистку груза. От того, как точно и без ошибок заполнены все необходимые реквизиты зависит не только судьба груза на границе, но и как быстро банк примет документ в качестве подтверждения поставки.

Существуют два вида инвойса:

  • проформа-инвойс;

  • коммерческий инвойс.

Проформа-инвойс – промежуточный вариант инвойса. Его выписывают тогда, когда сумма оплаты и условия поставки еще не согласованы. Например, при отгрузке сыпучих грузов продавец не знает окончательного веса и суммы. Поэтому предварительно выписывается проформа-инвойс. 

Buhgalter.rf_three-dimensional_image_a_stack_of_documents_in_th_79c66bb9-2cf8-4a32-b3ff-2b7b66837e2e.jpg

Коммерческий инвойс – аналог российского счет-фактуры, окончательный вариант счета, который содержит необходимые реквизиты и описание товара или услуги.


Как проверить верно ли составлен инвойс?

Инвойс заполняет продавец или поставщик. Так как обычно инвойс составляется на английском языке, для таможенной очистки потребуется его перевод на русский язык. Хотя утвержденной формы для инвойса нет, существует ряд необходимых реквизитов, которые он должен содержать:

  1. Дата и номер инвойса.

  2. Наименование отправителя и получателя. Их адреса и реквизиты.

  3. Номер и дата контракта.

  4. Полное наименование груза.

  5. Количество и стоимость товаров.

  6. Условия поставки (Инкотермс).

  7. Сроки и порядок оплаты.

  8. Страна происхождения (не указывается, если отправитель предоставил Сертификат происхождения).

  9. Подпись и штамп отправителя (печать ставить не обязательно).

Важно! Перед отправкой груза важно тщательно проверить инвойс принимающей стороне. Нередки случаи арифметических ошибок при вычислении итоговой суммы или веса, случается неверное округление (особенно этим грешат китайские поставщики). При расхождении суммы на один цент или грамм, таможня не примет документ.

Дополнительная информация, которая может быть указана в инвойсе:

  • код товара ТН ВЭД (или HS код);

  • торговая марка товара;

  • номер автомобиля или контейнера;

  • контактное лицо получателя и отправителя;

  • номер заказа покупателя.

Важно! Чем сложнее и дороже товар, тем подробнее должно быть его описание. Необходимо избегать общих фраз. Лучше прописать: марку или модель товара, размер, цвет, характеристики. Это важно как для таможни, так и валютного контроля в банке.

Таможня РФ не потребует оригинал инвойса. Поэтому зарубежный поставщик может направить скан-копию документа. Инвойс заполняется от руки или в печатном виде, на фирменном бланке компании. 

Документ заполняется в шести экземплярах (1 оригинал и 5 копий):

  • первый – помещается внутрь посылки,

  • второй – отгрузочный (вместе с транспортной накладной),

  • третий – перенаправляется получателю,

  • четвертый – остается у отправителя,

  • пятый и шестой – у перевозчика.

Важно! Условия поставки, прописанные в инвойсе не должны расходиться с условиями прописанными в контракте.

Скачать форму инвойса можно тут.


Упаковочный лист

Упаковочный лист (Packing list) – товаросопроводительный документ, в котором отражен список перевозимых товаров, их количество, вес, габариты, упаковка и другие параметры. 

Когда импортируется большое количество разной номенклатуры или товар с индивидуальными размером, весом, упаковочный лист является необходимым дополнением к коммерческому инвойсу. Они имеют почти одинаковое содержание. Отличие лишь одно – в упаковочном листе не прописывается цена и сумма за товар. 

Задача упаковочного листа – оповестить все стороны, которые принимают участие в доставке о содержании груза. Он необходим:

Таможенным органам – для идентификации принадлежности груза к партии. Помогает установить, соответствует ли груз локальным законам и требованиям безопасности.

Перевозчику – позволяет оптимизировать время на сортировке и логистике. Дает возможность быстро определить пункт назначения транспортировки товара. Оберегает от потери грузового места на каком-либо из отрезков перевозки. Также он необходим для формирования коносамента.

Получателю – позволяет сверить факт целостности товара, проверить его комплектность после прибытия товара. 

Если в процессе транспортировки груз будет поврежден и дело дойдет до судебного иска, то к заявлению будет приложен упаковочный лист.

Что должно быть в упаковочном листе при импорте:

  1. Номер и дата документа (когда груз был упакован).

  2. Название организаций отправителя и получателя.

  3. Номер контракта, спецификации или заказа, которые обуславливают эту поставку.

  4. Перечень поставляемого товара с описанием. Если есть артикул – указать и его.

  5. Вид и габариты упаковки: коробка, паллет, деревянный ящик и т.д.

  6. Количество товара – в отличие от инвойса здесь указывается не только общее количество товара, но и количество в каждой упаковочном месте.

  7. Вес нетто и брутто каждого товарного места и общий. 

  8. Количество товарных мест. Номера упаковок (мест).

  9. Итоговые объем и вес поставки.

  10. Подпись ответственного лица.

  11. Buhgalter.rf_three-dimensional_image_a_stack_of_documents_in_th_8fde0007-1f21-411a-a204-a83b9401ba98.jpg

Важно! В упаковочном листе должна быть отражена вся продукция, даже если это бесплатная доставка. Например, когда «едут» рекламные буклеты, календари и проч. Если этого не сделать, таможня может изъять не указанный товар.

Документ прикрепляется к каждому грузовому месту. Для таможни и банка потребуется перевод упаковочного на русский язык.

Упаковочный лист можно оформить в печатном или рукописном виде, на листе формата А4, как минимум в 3-х экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Если в процессе оформления в данных допущена ошибка, то лист лучше сделать новый, ведь с момента приема товара к перевозке до сдачи его заказчику ответственность за целостность товара несет перевозчик.


CMR

CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) – это международная товарно-транспортная накладная для перевозки и пересечения границ других государств. Документ отличается от российского ТТН тем, что кроме стандартной информации о продавце, покупателе и грузе, содержит блоки с дополнительной информацией. В них указаны: место таможенного оформления, сроки, условия поставки.

CMR гарантирует выполнение всеми участниками перевозки требований конвенции от 19 мая 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)».

На 01.01.22 Конвенция действует на территории 58 государств, в т.ч. почти во всех европейских странах. Форма документа для всех стран-участниц КДПГ одинакова. Но практически каждое государство выпускает свои нормативные правила для заполнения CMR.

В РФ правила заполнения регулируются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В Приложении к данному письму можно скачать типовой бланк CMR.

CMR необходим в следующих случаях:

  1. Перевозка проходит с пересечением государственных границ.

  2. Хотя бы одна из сторон договора является резидентом страны, входящей в КДПГ.

  3. Груз перевозит автомобильный транспорт.

  4. Транспортировка груза платная.

 CMR не оформляется при:

  1. Транспортировке умерших тел.

  2. Доставке почтовых отправлений (регулируется другими международными договоренностями). 

  3. Перевозке груза при переезде (мебель, личные вещи и проч.) 

Приоритетность оформления регулируется в следующем порядке:

  1. конвенцией КДПГ;

  2. нормативным документом, который действует на территории страны;

  3. условиями договора.

Названия граф в российском документе указаны на русском и немецком языках. Заполняют документ обычно на языке отправителя. Особых требований к заполнению CMR нет (цвет авторучки, определенный шрифт).

Какие ошибки при заполнении CMR встречаются чаще всего:

  1. Ошибки в адресе. В CMR указываются адреса отправителя, получателя, места загрузки и выгрузки. Часто бывает, что это 4 разных места. Чтобы фура не привезла товар к офису, необходимо внимательно прописывать все адреса локации. 

  2. Не верный код товара ТН ВЭД. Эта ошибка приводит к задержке таможенного оформления. Чтобы этого избежать – попросите поставщика до отгрузки прислать CMR на проверку. Код импортируемого товара полезно устанавливать до отгрузки. 

  3. Ошибка в адресе СВХ. Груз будет размещен именно на том складе временного хранения, который указан в CMR. Ошибка чревата опозданием груза. Например, получатель спешит поставить запчасти на АВТОВАЗ (Тольятти), и надеется, что таможить груз он будет в Тольятти. А отправитель скопировал предыдущую форму CMR в РФ, где указана Алтайская таможня. А это перепробег автомобиля более, чем 5 тыс. км в обе стороны – потеря времени и денег. 

  4. Ошибка в номере или марке автомобиля. Часто документы создаются заранее, а автомобиль или прицеп меняют в последний момент. Это самая «легкая» из ошибок. Водителю разрешено саморучно изменить номер авто и поставить штамп транспортной компании. 

Сколько листов CMR следует оформить

В случае, если получатель груза один – необходимо передать водителю 6 листов CMR-накладной: 

1 лист – получателю груза;

2 листа –перевозчику;

3 листа – для таможенного оформления. 


Что в CMR заполняет грузоотправитель?

Грузоотправитель ответственен за графы 1-15 и 20-22.

1-2 – указываются данные об отправителе и получателе, наименование компаний, их юридические адреса.

3-4 – записывают страны загрузки и выгрузки, точные адреса, а также дата убытия груза от грузоотправителя.

5 – вставляют сопровождающие поставку документы: номера инвойсов, пакинг листов, сертификатов происхождения и т. д. 

6 – графа оформляется только в случае перевозки опасного груза. Необходимо указать класс опасности согласно ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

7 – проставляется количество товарных мест (например, 33 европаллеты).

8 – указывается тип упаковки (картонная коробка, деревянный ящик, полиэтиленовый мешок и т.д.).

9 – вписывается краткое наименование товара.

Важно! Наименование товара должно быть в соответствии с остальными товаросопроводительными документами.

10 – добавляется код товара ТН ВЭД. Код должен соответствовать номенклатуре, принятой Таможенным союзом. Вносятся для каждой группы товаров.

11 – фиксируется вес брутто в килограммах. Данные вносятся по каждому товару отдельно.

12 – записывается объем товара в куб.м. (обычно требуется для сборных грузов).

13 – включается информация о таможенном органе, который будет осуществлять выпуск импорта. Указывается адрес СВХ, регистрационный номер и точный адрес.

14 – указывается государственный номер полуприцепа, контейнера, если их на время планируется вывезти за рубеж.

15 – графа описывает условие оплаты согласно правилам Инкотермс (FCA, DAP и т.д.).

20 – графа для необходимых оговорок перевозчику: правила разгрузки, требование о страховании груза и т.д. (необязательный пункт).

21 – проставляется место, где заполнялся CMR, дата (город, регион).

22 – фиксируется дата и время прибытия транспортного средства под погрузку, а также время и дата убытия. В этой графе необходима подпись ответственного лица и печать. 


Что в CMR заполняет перевозчик или экспедитор?

Грузоотправитель ответственен за графы:

16 – предоставляются данные о перевозчике: адрес, контакты.

17 – указывается информация о дополнительном перевозчике (если планируется его замена в пути следования).

18 –графа для примечаний со стороны перевозчика — состояние груза, целостность упаковки и т.д. (не обязательна для заполнения).

Важно! В случае нарушения целостности упаковки, внешнем повреждении груза, если перевозчик не сделает соответствующей отметки в CMR, позже он не сможет ссылаться на вину отправителя.

23 – прописывается дата и номер путевого листа. Здесь экспедитор или водитель ставят свои подписи с расшифровкой, печать перевозчика.

25-26 – фиксируется гос номер, марка, модель тягача и полуприцепа.

19 – указывается тариф за перевозку, проставляется после окончательной разгрузки.

27, 28, 29 – в эти графы информация заносится по необходимости отделом расчетов перевозчика. Здесь указываются дополнительные услуги транспортной компании: погрузка, разгрузка, упаковка и т.д.


Что в CMR заполняет грузополучатель?

Грузополучатель заполняет лишь графу 24 в 3-4 экземплярах CMR. Здесь проставляется дата и время прибытия на разгрузку транспортного средства. Доверенное лицо грузополучателя расписывается, указывает расшифровку подписи и ставить печать организации. Один экземпляр документа оставляет себе, а два других – передает перевозчику.

Пустой бланк CMR можно скачать тут, образец заполнения – тут.

Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с данными, содержащимися в CMR, вызовет проблемы у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства. Поэтому на практике за верным оформлением CMR следят как отправитель, так и перевозчик (или экспедитора). Если растаможка происходит силами получателя (например при условии FCA) – то и грузополучателю требуется тщательно проверить документы перед загрузкой машины.


Коносамент 

Коносамент (B/L или «bill of lading») – основной товаросопроводительный и товарораспорядительный документ при международных морских перевозках. 

Он выполняет 3 функции:

  1. Подтверждает заключение договора на морскую перевозку.

  2. Является распиской о принятии груза.

  3. Подтверждает право на выдачу груза в порту назначения.

В некоторых случаях коносамент может быть обеспечением кредита.

Международным документом, который регулирует статус коносаментов на территории РФ, является Конвенция ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.

У этого документа нет единой формы. Перевозчик может выписать его на фирменном бланке или на листе А4. На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy».

Важно! Груз выдается лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L).

Копии документа могут понадобиться для таможенной очистки, учета груза на складе получателя или других юридических действий с товаром. Лишь при получении груза понадобится оригинал. 

Оформляют три оригинальных документа: грузоотправителю, перевозчику и получателю товара.


Какие обязательные реквизиты для заполнения в коносаменте?

  1. Номер документа B/L №*** – по нему можно узнавать информацию о местонахождении груза на сайте морской линии.

  2. Номер букинга, заказа на перевозку (Booking №) – по нему также можно идентифицировать актуальный статус груза.

  3. Грузоотправитель и его адрес (Shipper).

  4. Грузополучатель и его адрес (Consignee).

  5. Организация, которую необходимо уведомить о прибытии груза (Notify party). Обычно это грузополучатель, или его агент, а при аккредитивных сделках – банк-эмитент.

  6. Название судна (Vessel №) – графа важна при аккредитивных сделках: ошибка в названии судна может привести к отказу от принятия груза банком или грузополучателем.

  7. Номер рейса (Voyage №). 

  8. Место получения груза (Place of Receipt) – заполняется если морской перевозчик делает еще и сухопутную доставку до порта от грузоотправителя.

  9. Порт погрузки (Port of Loading).

  10. Порт разгрузки (Port of Discharge).

  11. Место доставки груза (Place of Delivery) – заполняется если морской перевозчик доставляет по земле груз из порта до грузополучателя.

  12. Блок «Сведения отправителя» (Pf FURNISHED BY THE SHIPPER) – данные в этом блоке заполняются на основании информации от  отправителя. Перевозчик не несет ответственность за достоверность этих данных.

  13. Сведения о грузе: описание, упаковка, маркировка, номер контейнера и пломбы (Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №).

  14. Вес и объем груза (Weight/Measurement).

  15. Фрахт и надбавки (Freight & Charges) – указываются данные о стоимости перевозки. Если фрахт уже оплачен, указано – freight prepaid. В случае, если фрахт предстоит оплачивать, ставится пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

  16. Место выпуска коносамента (Place of issue of B/L) – от места выпуска коносамента зависит применение таких инструментов как Гаагские, Гаага-Висбийские и Гамбургские Правила.

  17. Число выпущенных оригиналов коносамента и его порядковый номер (Number & Sequence of Original B(s)/L) – как правило, три оригинала.

  18. Дата выпуска коносамента (Date of Issue of B/L).

  19. Объявленная стоимость груза (Declared Value) – данный пункт влияет на стоимость фрахта, но и увеличивает ответственность морской линии за доставку.

  20. Дата погрузки на борт судна (Shipped on Board Date (Local Time).

На оборотной стороне документа указывают информацию об условиях и правилах транспортировки. Грузоотправителю важно прочитать все требования и условия, так как зачастую они направлены на ограничение прав грузовладельцев и дают широкие возможности морскому перевозчику.

Например, могут включить пункт: «Неуведомление о прибытии груза не будет налагать на Перевозчика какую-либо ответственность или освобождать торгующие стороны от какого-либо обязательства по данному документу».  Т.е. если морской перевозчик не информировал грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель забыл о нем и груз простоял в порту месяц – покупателю придется заплатить за простой.

Важно! При заполнении коносамента ошибаться нельзя – любое исправление нужно согласовывать с отправителем. Поправки после отгрузки – долгий и трудоемкий процесс. 

Если коносаменты были утеряны (уничтожены), грузоотправителю и грузополучателю придется обратиться с официальным запросом к перевозчику. Необходимо описать ситуацию и подтвердить право на груз без взаимных претензий. Придется заплатить за перевыпуск документов.


Чем грозят ошибки при заполнении коносамента?

Неверно заполненный документ может привести к следующим последствиям:

  1. Задержка или отказ в растаможке груза в порту отгрузки.

  2. Порча или поломка товара вследствие неверного описания груза.

  3. Плата повышенного денежного возмещения (демереджа) судоходной линии.

  4. Увеличенные временные и финансовые затраты на корректировку документов.

Какие виды коносаментов бывают?

В зависимости от того, кто будет получать груз коносаменты бывают:

  1. Именные – составляется на имя определенного получателя без права передачи груза.

  2. Ордерные – составляется с отметкой о праве получения груза третьим лицом. Отметка проставляется грузоотправителем или получателем. На документе обязательно есть индоссамент – отметка о передаче.

  3. Предъявительские – составляется без указания получателя. Груз выдадут любому, кто предъявит оригинал коносамента. 

В зависимости от вида доставки груза документ бывает:

  1. Линейным (рейсовым) – судно следует по определенному маршруту и расписанию.

  2. Фрахтовым (чартерным) – судно с нерегулярными рейсами. Доставка может осуществляться в несколько рейсов.

  3. Сквозной – груз доставляется несколькими видами транспорта.

  4. Прямой – груз доставляется одним судном.

В зависимости от срока погрузки товара на судно:

Бортовой – составляется после погрузки товара на судно.


Порядок работы с коносаментом

  1. Оформление погрузочного ордера грузоотправителем. В нем указывается информация: номенклатура, марка товара, вес, вид упаковки, порты отправления и получения, наименование судна, данные о себе и грузополучателе.

  2. Погрузка товара на борт судна. Размещенный на судне товар подтверждается штурманской распиской (mate’s receipt).

  3. Оформление и передача коносамента грузоотправителю взамен на штурманскую расписку. Оригиналы коносамента отправляются грузополучателю.

  4. Сдача оригиналов грузополучателем в порту в обмен на груз.

На практике обычно все сложнее. Грузополучатель может затянуть с оплатой груза, соответственно грузоотправитель тянет с отправкой коносамента. Груз прибывает в порт, но у покупателя нет документа для его получения, даже если он уже оплатил груз. В этом случае спасет телекс релиз. 


Что такое телекс релиз и когда он может заменить коносамент? 

Телекс релиз – это официальное уведомление по внутренним каналам контейнерной линии, которое подтверждает право получение груза без предъявления оригиналов коносамента.

Для отправки телекс-релиза необходимо:

  1. Грузоотправителю сдать все или один оригинал коносамента транспортной компании, которая их выпустила. Заплатить сбор за оформление телекса (примерно 30-50 долларов).

  2. Судоходной линии – отправить агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей.

  3. Грузополучателю получить груз без предоставления оригиналов Bill of lading.

Важно! Телекс-релиз выдадут только на именной коносамент, но он никогда будет выдан на ордерный коносамент.


Часто задаваемые вопросы

Как подать документы в таможню в 2022 году?

В 99% случаев документы в таможню подаются электронно через специальные программы для таможенного оформления:

1. Через личный кабинет ФТС. Сервис работает через браузер, используя соответствующий плагин для КриптоПРО. 

Плюсы: бесплатно. 

Минусы: нет техподдержки, необходимость в стабильном интернет подключении, возможные технический работы на сервере ФТС. 

2. Через локальные программы: ВЭД-Декларант, Альта-ГТД, АСПТД «Декларант» и другие.

Плюсы:

  • интерфейс максимально похож на бланк таможенной декларации;

  • заполнение деклараций в большей части автоматизировано;

  • справочники и классификаторы встроены и обновляются;

  • тех поддержка оперативно отвечает на запросы.

Минусы: программы платные.

3. Через облачные программы: Контур.Декларант

Плюсы:

  • функционирует в онлайн режиме – декларацию можно подать из любой точки земли – нет привязки к месту;

  • работает на разных операционных системах (не только в Windows). 

Минусы: 

  • навязчивая реклама и продвижение. Новичку ВЭД вовсе не просто разобраться в тонкостях программы, как утверждают менеджеры, продающие программу;

  • сложности с пакетной обработкой нескольких записей;

  • платная.

Чтобы подавать декларацию или другие документы электронно, директору компании необходимо оформить электронную цифровую подпись. Если же с ФТС будет работать сотрудник, то потребуется доверенность и электронная подпись на него.

В чем отличие коносамента от морской накладной?

Коносамент дает больше прав и возможностей по распоряжению грузов, чем морская накладная по следующим причинам:

  1. Дает возможность отправителю распоряжаться грузом, даже тогда, когда груз уже размещен на борту или находится в пути. Груз можно – вернуть, продать другому покупателю. Главное условие – предъявление оригинала коносамента.

  2. Подтверждает, что договор перевозки существует.

  3. Имеет силу только оригинал документа.

Т.е. морская накладная не наделяет правом собственности на груз.

Некоторые перевозчики просят не оформлять коносамент из-за сложностей передачи оригинала в случае, если выполнены следующие условия:

  • груз полностью оплачен получателем до перевозки;

  • получатель не намерен продавать свой груз в пути.

Можно ли использовать морскую накладную вместо коносамента?

Можно. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ допускает использование морской накладной или иного документа, который подтверждает получение товара грузоперевозчиком взамен коносамента.

Что будет если инвойс заполнен с ошибками?

Ошибки могут стать причиной:

  1. Задержки выпуска товара таможней.

  2. Штраф до 100% от стоимости сделки при валютном контроле.

Количество показов: 10071

Теги данной публикации: #Отдел ВЭДВЭД

Валютное и таможенное законодательство нашей страны не отличается стабильностью. Даже зная все нюансы и тонкости внешнеэкономической деятельности, можно не уследить за очередным изменением или просто ошибиться и попасть под серьезные штрафы. Сегодня расскажем о частых ошибках участников ВЭД и их решениях.

Сразу после того как ваш бизнес решит выйти на внешние рынки, он сразу столкнется с рядом вопросов, которые нужно изучить:

  • регистрация в качестве участника ВЭД;
  • поиск поставщиков, или покупателей;
  • решение логистических задач;
  • открытие валютных счетов;
  • оформление документов;
  • валютный контроль;
  • и еще множество вопросов, требующих знания правовых, таможенных, бухгалтерских основ и нюансов.

Какие ошибки совершают участники ВЭД

Резидент, заключивший контракт с нерезидентом, должен оформить и подать в разные инстанции ряд документов. Причем подать вовремя, правильно заполненными и составленными.

Например, если подать неверно и не в срок, или вообще не подать документы в банк, то резиденту грозят штрафы, которые c него взыщет Росфиннадзор. Сведения о нарушениях Росфиннадзор получает от Центрального банка, который обязаны информировать уполномоченные банки.

Любая сделка начинается с договора. Если контракт составить неграмотно, то проблемы могут быть:

  • с банком (банк является агентом валютного контроля, и должен проверять все сделки с нерезидентами);
  • с таможней (при составлении таможенной декларации и провозе продукции через границу РФ);
  • с налоговой (при экспорте ставка 0%, но чтобы ее подтвердить нужно предоставить пакет документов, включающий договор);
  • с самим иностранным контрагентом.

Неправильно составленные контракты могут привести к грубым нарушениям и большим штрафам. Особое внимание при составлении контракта нужно уделять условиям проведения сделки, указывая все важные детали договоренности, предусматривая максимальное количество непредвиденных обстоятельств и последствий. Если этого не делать, то при налоговом контроле может произойти отказ признания расходов фирмы, осуществляющей ВЭД, доначисление налогов, а также пеней и штрафов на них.

Чтобы избежать ошибок при составлении контракта нужно быть постоянно на связи с отделом валютного контроля банка. Специалисты Банка «Развитие-Столица» поддерживают своих клиентов на любой стадии переговоров с контрагентами — внимательные и компетентные специалисты, готовые прийти на помощь в любых нестандартных ситуациях

Довольно часто ошибки совершаются еще при заключении контракта. Результатом могут стать проблемы с таможенным и валютным контролем. Участники ВЭД проверяют сумму и предмет контракта, но таким пунктам как возврат аванса, срок поставки, пролонгация договора и т.д., не уделяют должного внимания.

Поставка по инвойсу

Международная торговля может осуществляться как по контракту (договору), так и без него — по инвойсу. Поставка по инвойсу является разовой. Метод этот удобен, но по инвойсу нельзя заключить дополнительных соглашений.

При поставках по договору может быть заключен как разовый контракт, так и рассчитанный на регулярные поставки. Контракты можно разделить на два вида: с паспортом сделки (УНК) и без него.

Если импортный контракт превышает 3 млн. рублей, то возникает обязанность ставить контракт на учет в банк. Если экспортный, — то в случаях превышения суммы в 6 млн. рублей. Курс рассчитывается на дату подписания контракта, и, если долларовый контракт подписан в 2014 году, когда курс был 33 рубля, то товара можно ввести на сумму более 90 тыс. долларов без постановки контракта на учет. Если же контракт заключен в 2020 году, когда курс доллара 80 рублей, то становиться на учет придется уже при сумме от 37 тыс. долларов.

Если участники ВЭД при составлении контракта используют неудачный шаблон, то впоследствии это может повлечь срыв поставки, вызвать сложности при таможенном оформлении и при валютном контроле.

7 типичных ошибок при инвойсе:

  • в контракте прописано конкретные условия поставки, отличные от условий, прописанных в инвойсе или спецификации. Совет: Если вы совершаете поставки с разными условиями, не прописывайте конкретное условие в контракте, а сделайте ссылку на инвойс или спецификацию, а там уже прописывайте.
  • в контракте прописан прайс-лист, но данный документ не используется. Совет: не забывайте о соблюдении условий прайс-листа, если он прописан в контракте или является его неотъемлемой частью;
  • предоставляется скидка без отсылки к соответствующему документу. Совет: если предоставляется скидка, то ее условия должны быть прописаны в контракте, либо сделана ссылка на другой документ (инвойс, спецификацию);
  • в контракте прописана спецификация, но данный документ не используется, а условия прописываются в инвойсе. Совет: не используйте спецификации, а прописывайте условия непосредственно в инвойсе, если спецификация все же подписана с контрагентом, то применяйте именно ее;
  • в контракте прописана спецификация, а используются заказ или иной документ. Совет: если вам не требуется документ, и вы его не подписываете, не ссылайтесь на него в контракте;
  • если в контракте прописана автоматическая пролонгация, то это не распространяется на паспорт сделки (УНК), и его надо продлевать заявлением в банке. Совет: составьте график автоматической пролонгации ваших контрактов по ВЭД, чтобы не пропустить сроки предоставления в банк сведений;
  • если прописана сумма контракта, то, когда платежи превысят прописанную сумму, банк не проведет платеж без дополнительного соглашения на данный пункт, также потребуется корректировка УНК, если таковой имеется. Совет: на сегодняшний день можно не прописывать сумму контракта и не оформлять УНК. Нужно только следить за моментом, когда следует открыть УНК (при превышении суммы контракта в 3 или 6 млн. рублей)..

При заключении контракта стоит определиться какие документы потребуются. Если требования минимальны — ссылайтесь в контракте на инвойс и пропишите все условия в нем. Это позволит минимизировать количество бумаг и убрать разногласия между документами.

Что нужно для прохождения валютного контроля

1. Выполните регистрацию договора в банке, сообщив:

  • тип контракта,
  • реквизиты контрагента,
  • сроки исполнения договорных обязательств,
  • сумму сделки,
  • вид валюты.

2. Банковская организация регистрирует контракт в течение 1 рабочего дня, присваивает ему уникальный номер, открывает ведомость валютного контроля

3. При продлении срока контракта, внесении изменений в неснятый с учета договор, информируйте банковское учреждение.

4. После завершения сделки компания предоставляет справку о подтверждающих документах, копии самих документов.

Начинающим экспортерам и импортерам трудно ориентироваться в многочисленных правовых актах и регламентирующих процедурах валютного контроля. Выход есть — это открытие счета в Банке «Развитие-Столица», предоставляющем дополнительные услуги по обслуживанию операций ВЭД: консультации, отслеживание сроков контрактов, помощь в заполнении отчетной документации.

Оставьте ваши данные в форме ниже, чтобы узнать подробности:

Таможенное оформление – это комплексная процедура, которая состоит из множества этапов, самым важным из которых является подготовка к выпуску товаров. Неправильная классификация товара, неточный расчет таможенной стоимости или незначительные ошибки при оформлении документов могут стать причиной отказа выпуска товара в свободное обращение. В данной статье мы указали на самые частые ошибки при декларировании товаров и их возможные последствия.

  1. Общие категории ошибок при декларировании товаров на таможне
    • Недекларирование товаров
    • Недостоверное декларирование
  2. Типичные ошибки при таможенном оформление
    • Неверные условия Incoterms
    • Неверный код ТН ВЭД
    • Ошибка в расчете таможенной стоимости
    • Неполный пакет документов
    • Ошибки в оформлении документов
    • Ошибки в маркировке и упаковке товаров
  3. Итог

Общие категории ошибок при декларировании товаров на таможне

Нарушения в процессе таможенного оформления регулируются главой 16 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Основные положения сосредоточены в статье 16.2.

Недекларирование товаров

Это ситуация, в которой таможне не была предоставлена информация о реальном количестве груза. Это не всегда является контрабандой, так как может быть сделано без злого умысла, либо из-за специфики поставки. Например, когда большие партии одежды перевозятся по морю, из-за естественного процесса впитывания влаги тканями, ее вес увеличивается.

Пересортица также относится к данному пункту, а вот ввоз товарной партии, меньше заявленной в декларации, не является нарушениям, так как отсутствует сам объект нарушения.

Недекларированные товары могут быть запрещены к ввозу, а на его владельца налагается штраф.

Недостоверное декларирование

Сюда можно отнести ситуации, когда в таможенные органы предоставляется ошибочная информация о товаре, его характеристиках и сопутствующих данных (код ТН ВЭД, таможенная стоимость, условия поставки).

Отсутсвие необходимых разрешительных документов для ввоза товаров также относится к недостоверному декларированию.

Типичные ошибки при таможенном оформление

Неверные условия Incoterms

International commerce terms (Incoterms) – это одиннадцать общепринятых терминов, сокращенных по первым трем буквам, которые регулируют международную поставку товаров. Применение этих правил:

  • закрепляет права и обязанности продавца и покупателя во внешней торговле;
  • разграничивает ответственности между ними;
  • разграничивает также риски, связанные с поставкой груза.

Указание неверного условия Incoterms возлагает излишние обязательства на одну из сторон, что влечет за собой излишние риски и расходы.

Неверный код ТН ВЭД

Товарная Номенклатура Внешне-Экономической Деятельности (ТН ВЭД) — это система с помощью которой проводится классификация товаров или группы товаров, с целью дальнейшего присвоения им уникального идентификационного номера. Данная номенклатура создана для совместного использования таможенными органами, а также участниками внешнеэкономической деятельности.

От корректности выбора кода ТН ВЭД зависит размер таможенный пошлины, налогов и предоставление льгот. В случае ошибки производится перерасчет указанных величин, либо денежный штраф и неизбежная задержка товара на таможне. Корректировка кода может осуществляться и после выпуска партии в течении 3-х лет.

Ошибка в расчете таможенной стоимости

Таможенная стоимость – это цена товара, которая указывается в инвойсе. То есть фактическая стоимость продукции по контракту, которую планируется продавать на экспорт. Таможенная стоимость определяется декларантом или его представителем и контролируется соответствующим органом.

Таможенная стоимость определяется с целью:

  • вычисления размеров таможенных платежей (налогов, пошлин и акцизов);
  • ведение статистики ВЭД;
  • применения прочих мер по регулированию стоимости товаров.

Споры по поводу таможенной стоимости – одни из наиболее распространенных. Важно быть готовым к вопросам со стороны таможни и обосновать расчёты.

Таможенная стоимость определяется по следующей формуле:

ТСТ = стоимость покупки + дополнительные расходы (транспортировка, страхование, лицензирование, услуги таможенного брокера и т.д.)

Неполный пакет документов

Перечень необходимых документов для таможенного оформления может отличаться в зависимости типа груза, таможни, способа и региона доставки. Однако есть список основных бумаг, которые необходимо предоставить таможенным органам в обязательном порядке:

  • договор ВЭД;
  • товарно-транспортная накладная;
  • счет-фактура;
  • упаковочный лист;
  • отчет о транспортных расходах;
  • экспедиционный договор;
  • документы с описанием и характеристиками товара;
  • платежные документы;
  • сертификат соответствия и происхождения продукции;
  • прайс-лист продукции производителя;
  • экспортная декларация.

Ошибки в оформлении документов

При оформлении документов для таможенной очистки товаров наиболее распространенными являются ошибки в таможенной декларации, так как это одна из самых сложных и трудоемких процедур. Информация, указанная в ней должна быть подтверждена сопутствующими документами. Основные данные, которые указываются это:

  • таможенная процедура и подтверждение ее условий;
  • данные о декларанте, таможенном представителе, продавце и покупателе;
  • информация о транспорте и виде перевозки;
  • данные о грузе (название, описание, характеристики, вес, стоимость и т. д.);
  • код ТН ВЭД;
  • сведения о производителе;
  • сведения о таможенных платежах (ставки пошлин и налогов, льготы, курсы валют);
  • условия сделки ВЭД;
  • данные лица, составившего декларацию;
  • место и дата составления документа.

После подачи документа в таможню, инспектор проводит оформление груза. Если все данные указаны корректно, и не было выявлено никаких нарушений, на декларации ставится отметка «выпуск разрешен».

Ошибки в маркировке и упаковке товаров

При растаможке товаров таможня уделяет такое же пристальное внимание упаковке, как и самому товару. Упаковка должна декларироваться отдельно, если она:

  • не имеет специализированной формы;
  • превышает стоимость изделия;
  • может использоваться повторно.

Маркировка груза также имеет большое значение. Она может указывать, как на особенности товара, так и может служить проверке подлинности, либо его принадлежности определенной категории. К примеру, с 2021 года товары легкой промышленности без специальных штрих-кодов и QR-кодов на ярлыках запрещены для продажи.

Маркировка продукции – это положительная тенденция, которая должна еще больше урегулировать потребительский рынок. Ее главная задача – ликвидировать серые и черные схемы ведения бизнеса. Без наличия соответствующей маркировки на товаре предприниматель может столкнуться с проблемами с законом.

Итог

Избежать ошибок при декларировании товаров поможет квалифицированный таможенный брокер. Компания ТАЙСУ-ТБ имеет 20-ти летний опыт работы в сфере таможенного оформления. У нас есть собственный штат квалифицированных декларантов, которые знают все тонкости проведения таможенного контроля. Мы заранее готовим все необходимые документы для таможни, чтобы выпуск товара прошел без замечаний.

Наши филиалы, расположены на всех ключевых направлениях: Москва, Смоленск, Брянск, Санкт-Петербург, Выборг, Владивосток, Находка, Новороссийск и Калининград. Непосредственное присутствие на месте проведения таможенного контроля помогает оперативно решить любые возможные проблемы.

Мы оказываем следующие виды услуг:

  • помощь при сборе и оформлении товаросопроводительных документов;
  • оформление и подача таможенной декларации;
  • расчет и оплата таможенных платежей;
  • расчет таможенной стоимости;
  • защита интересов клиента в зоне таможенного контроля.

Мы не работаем с физическими лицами. Мы отдаем приоритет компаниям и индивидуальным предпринимателям, у которых регулярные поставки товаров из-за границы. Стоимость услуг обговаривается индивидуально с каждым клиентом. Мы стараемся подбирать оптимальные цены и оптимизировать ваши денежные затраты.

Без инвойса пройти процедуру растаможки невозможно. Его оформляет экспортер товара. Этот документ представляет собой счет, в котором указаны все детали заказа: наименование товара, его стоимость, краткое описание каждой позиции, а также информация о продавце и покупателе, наименование стран (отправляющая и принимающая).

В случаях, если вы не можете получить посылку на таможне или пройти процедуру растаможки, требуется проверить корректность оформления документов и инвойса в том числе — возможно, причина в этом. В спорных случаях лучше обращаться в профессиональному юристу — он поможет защитить ваши права и возобновить процесс обмена товарами.

Виды инвойса

Условно, инвойс можно обозначить как счет, который продавец выставляет покупателю при оформлении таможенного заказа. Но данный документ может иметь две формы: коммерческий (напоминает счет-фактуру) и проформа-инвойс. Отличия у этих вариантов документа несущественные, но они есть. Рассмотрим каждый вид подробнее.

Коммерческий инвойс

Если вы экспортер, который отгружает тот или иной товар покупателю, вам нужно отправить вместе с таможенным грузом коммерческий инвойс. Под таможенным понимается тот груз, который пересекает государственную границу. В пределах территории РФ оформлять данный документ не нужно. На таможне проверят корректность его оформления и наличие следующих позиций:

  • описание товара — по каждой из позиций должны быть следующие данные: наименование, цена, описание (цвет, вес, параметры);
  • условия заключения сделки;
  • данные об отправителе и получателе (ФИО, адресные данные).

Как видите, инвойс отличается от счета на оплату тем, что содержит больше данных о товаре. Это более подробное описание груза, которое требуется в случае, если тот покидает пределы страны. Инвойс говорит о том, что между экспортером и импортером заключен договор, и это важная информация для таможни.

Проформа-инвойс

Этот вид счета требуется для того, чтобы предоставить таможне первоначальную информацию и начать отгрузку. Проформа-инвойс — это предварительный счет, который высылают в трех случаях:

  1. Итоговая оплата еще не согласована окончательно.
  2. В договоре предусмотрена выплата аванса.
  3. Экспортер не может точно определить вес товара до его непосредственной отгрузки (например, если он отправляет судно с сыпучим грузом).

Нередко в проформе указывают информацию о возможных отклонениях, касающихся данных о товаре (вес, общий объем). Тогда как в коммерческом варианте содержится только точная исчерпывающая информация.

Как правильно оформить инвойс?

Инвойс является главным документом на перевозимый товар и внимательно проверяется на таможне. В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 «Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете», исправление ошибок в подобной документации не допускается вовсе либо делается следующим образом:

  • неправильный текст зачеркивается одной чертой;
  • корректная информация подписывается выше;
  • в измененном документе рядом с зачеркнутым текстом должна быть надпись «исправлено», заверенная подписями ответственных лиц.

Помимо положения об исправлении ошибок, ориентиром служат правила составления инвойса, которые содержатся в письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров». Они касаются оформления и содержания инвойса. Вот данные, которые должны содержаться в документе:

  1. Реквизиты продавца и покупателя (ФИО, адреса).
  2. Подробное описание товара.
  3. Цена за единицу товара и итоговая сумма за весь груз (если счет коммерческий).
  4. Базовые условия поставки товара.

Главное — не забыть о четкой информации, касающейся товара. Все данные, которые возможно предоставить, прописывайте как можно подробнее: маркировку, материал, технические свойства и характеристики, сферу применения, цвет, фактуру, параметры, точное наименование. Правильное оформление документации — гарантия растаможки и успешной доставки груза. Подробнее о полной процедуре растаможивания читайте в статье «Что такое растаможка?».

Если у вас нестандартная ситуация и вы не знаете, как оформить инвойс конкретно в вашем случае, свяжитесь с профессиональным юристом. Возможно, вам поможет консультация в режиме онлайн. Специалист ответит на все интересующие вопросы, касающиеся доставки товара и оформления сложной сопутствующей документации.

Источники:

Проформа-инвойс: правила оформления

Положение об исправлении ошибок

ФЗ О таможенном регулировании РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в инвенторе он 1
  • Ошибка в импорте модели люмион
  • Ошибка в импорте модели lumion
  • Ошибка в имени электронный билет на
  • Ошибка в имени электронном авиабилете