Ошибка в инвойсе при импорте

24 Декабрь 2022

Все компании и частные предприниматели, которые ведут ВЭД, во время поставок взаимодействуют не только с зарубежными партнерами, но и с уполномоченными лицами, которые контролируют пересечение товаров через границу РФ. Таможенные органы, банки – два основных ведомства, которые регулируют импортные и экспортные поставки на законодательном уровне. Поэтому собрать необходимый пакет документов, который соответствует законодательству – прямая задача всех участников ВЭД. 

Разнообразие видов перевозок, различие в номенклатурных группах и многие другие факторы становятся причиной сбора уникального пакета документа для каждого из участников. Как оформить все документы, не наделать в них ошибок? В статье рассмотрим ключевые факторы, которые помогут избежать неприятностей с таможней или валютным контролем.


Полный перечень документов при импорте товаров

Все участники ВЭД при ввозе товара обязаны предоставлять в таможенные органы необходимый пакет документов. Данную обязанность регулирует как ТК ЕАЭС статья 80, так и Федеральный закон РФ,  хотя единого утвержденного на законодательном уровне списка нет.  Документы подаются в таможню  как в электронном, так и в оригинальном виде – в зависимости от характеристики ввозимого товара. На комплект документов, который необходимо собрать импортеру влияют ряд факторов:

  • номенклатурный код ввозимого товара;

  • режим, который действует в отношении товара;

  • специфика коммерческой деятельности импортера; 

  • цель импорта товара;

  • таможенный режим, который был выбран при подаче декларации и т.д.

Но существует минимальный перечень документов, который нужен для всех импортеров:

  1. Контракт с иностранным поставщиком – основной документ ВЭД. Понадобятся все приложения, доп соглашения и спецификации к нему.

  2. Инвойс – платежный документ, который подтвердит стоимость импортируемой продукции. Он является аналогом российского счета или счет-фактуры. 

  3. Упаковочный лист – документ, который содержит информацию о количестве мест, весе, габаритах товара, характере упаковки.

  4. Уставные документы импортера (при первой подаче документов).

  5. Транспортные документы: международная автотранспортная накладная (CMR), авианакладная,  железнодорожная накладная, коносамент или морская накладная.

  6. Платежные поручения об оплате товара, если это оговорено в договоре.

  7. Платежные документы, которые подтверждают уплату таможенных платежей (ввозная пошлина, сбор, НДС).

  8. Уникальный номер контракта (вместо паспорта сделки) – номер, который будет присвоен контракту с зарубежным поставщиком после постановки на учет в банке (необходим, если сумма по контракту превышает 3 млн рублей).

  9. Договор на перевозку с транспортной компанией.

  10. Счет за транспортные услуги.

  11. Разрешительные документы (в зависимости от кода ТН ВЭД) – сертификаты, лицензии, разрешения ведомственных органов и т.д.

  12. Техническое описание груза – наименование, основные характеристики, назначение, состав и т.д.

  13. TIR либо транзитная декларация (при автоперевозке). 

Дополнительно таможенные органы могут запросить:

  1. Экспортную декларацию.

  2. Бухгалтерскую документацию (например, карточки счета и оборотно сальдовую ведомость, которые отражают принятие к учету ввозимого товара).

  3. Документы, подтверждающие страхование грузов.

  4. Договоры с третьими лицами, которые связаны со сделкой.

  5. Заказы на поставку товаров.

  6. Прайс-листы, прейскуранты цен организации изготовителя.

  7. Лицензионное или авторское соглашение.

  8. Сертификат происхождения товаров. 

Пакет запрашиваемых документов может отличаться в зависимости от того, в какую таможню обращается декларант. Чтобы избежать сюрпризов лучше заранее выяснить, какая документация потребуется.


Внешнеторговый контракт

Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.

Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.

Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.

Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».

При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:

  • Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);

  • «Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.

Обязательные реквизиты контракта представлены в письме Центрального банка «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактах» (Письмо от 15.06.1996 №300).


Как оформить внешнеторговый контракт 

Контракт заключается в письменной форме.

Каждая компания «наполняет» содержание договора «под себя». Но обычно придерживаются следующей структуры:

1. Наименование контракта, его регистрационный номер, место заключения. 

2. Преамбула – указываются наименования сторон, страны, подписанты и статус партнеров (поставщик, заказчик).

Важно! Наименование зарубежного поставщика должно быть на языке его страны. Дополнительно лучше тут же указать его идентификатор (например, для Китая – номер его бизнес лицензии).

3. Предмет контракта – описание товара или услуги. Если приобретается сложное оборудование, в этом пункте достаточно краткое описание и количество. Дополнительную техническую характеристику лучше вынести в отдельную графу «Технические условия».

Важно! Российское наименование необходимо прописывать с учетом кода ТН ВЭД. В дальнейшем это поможет избежать переплаты пошлины при растаможке. 

4. Условия поставки и приемки – указываются условия Инкотермс с описанием года выпуска, сроки поставки и оплаты. Прописываются пункты о необходимых требованиях по качеству товара. Описывается процедура приемки и фиксации нарушений требований по качеству. 

Важно! Желательно сразу указать в каких целях ввозится товар. Например, использование оборудования или запчастей для собственных нужд, оградит от дополнительного оформления сертификата безопасности. 

В этом же пункте можно указать список необходимых документов, кроме подписанного контракта от поставщика: инвойсы, упаковочные листы, спецификации, сертификат происхождения, экспортную декларацию, если она входит в обязанность поставщика по договору и т. д.

При морской перевозке необходимо прописать процесс оформления и передачи оригиналов коносамента. 

Здесь же указываются максимально возможный срок поставки, последствия невыполнения этих обязательств (например, штрафные санкции за каждый день просрочки). В контракте также указывается возможность досрочной поставки.

Важно! Срок поставки необходим и для валютного контроля. Если задержка отправки согласована сторонами, то придется заключать дополнительное соглашение о продлении срока поставки. 

Необходимо четко указать момент поставки и момент перехода права собственности на груз. Последнее важно для бухгалтера, который будет принимать товар или услугу к учету. 

5. Цена и порядок расчета – один из основных пунктов, в котором указывается: цена товара, его количество. Необходимо указать валюту, в которой будут происходить расчеты, порядок и сроки оплаты: предоплата, частичная предоплата или рассрочка платежа. Дата и сроки должны быть максимально конкретными (№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). 

Важно! Чтобы не нарушить требования валютного контроля необходимо знать итоговую сумму по контракту. Контракт по импорту на сумму свыше 3 млн. руб. должен регистрироваться в банке. Там ему будет присвоен УНК (уникальный номер контракта) Срок предоставления контракта в банк — 15 рабочих дней.

Необходимо прописать условия о возврате предоплаты, если по каким-то причинам поставка сорвется (требование №173-ФЗ).

6. Упаковка и маркировка – указывается вид тары, ее описание, требования к маркировке. Упаковка должна соответствовать стандартам (техническим условиям) и защищать груз от повреждений во время транспортировки. Маркировка содержит:

  • место отправления и получения;

  • наименование и адрес отправителя и получателя;

  • вес брутто и нетто.

Если грузу необходимо специальное обращение (груз хрупкий, ломкий, опасный и т.д.), оговаривается дополнительная упаковка и маркировка.

7. Страхование товара (не обязательный пункт) – указывается, какая сторона обязана застраховать груз, какой страховой компанией. В этом разделе перечисляются риски, указывается процент покрытия убытков т.д. 

8. Гарантийное обслуживание (не для всех договоров) – прописывается срок гарантийного обслуживания. Описывается порядок действий заказчика и поставщика в случае, если товар пришел с браком или утратил свои качества в период гарантийного обслуживания.

 9. Ответственность сторон – фиксируются действия сторон при нарушении условий контракта: поставка прошла не качественно, груз поступил с недокомплектацией, недостачей. Также сюда входят нарушение срока поставок, срока оплаты, ненадлежащее качество выполненных услуг. В контракте фиксируется – кто и в каком размере несет ответственность за возможные убытки.

Важно! Любой участник ВЭД должен помнить, что каждый доллар или юань, отправленный за рубеж должен быть закрыт поставкой или возвращен на счет.

Необходимо прописать возможные пути решения нарушений (переговоры, судебный иск и т.д). 

10. Форс-мажор – перечисляются обстоятельства, из-за которых стороны освобождаются от ответственности при нарушении условий контракта (стихийные бедствия, забастовки, военные перевороты, пандемия и др.). Важно указать, что сертификат о наступлении форс-мажорных обстоятельств должен быть выдан Торгово-промышленной палатой (Приложение к Постановлению правления ТПП РФ 173-14 от 23.12.2015г).

11. Арбитраж – указывается, каким образом будут урегулированы разногласия. Фиксируется, в каких конкретно судебных инстанциях будут рассмотрены споры и где именно: в стране продавца, покупателя или третьей стране. В России внешнеторговые споры рассматривает Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ. В Китае – это CIETAC (China International Economic and Trade Arbitration Commission) – крупнейшее арбитражное учреждение КНР.
12.  Язык контракта. Несмотря на то, что контракт составляется на двух языках, нужно указать, какой язык будет иметь предпочтение в случае споров в разночтении. Прописывается на каком языке будет вестись переписка в рамках выполнения обязательств.

13. Прочие условия – прописываются все остальные условия, которые не вошли в предыдущие пункты контракта:

  • порядок внесения правок в контракт;

  • срок действия контракта и возможность пролонгации;

  • требования к конфиденциальности и возможность участия в договоре третьих лиц;

  • возможность обмена копиями документов и признание их юридической силы;

  • используемые адреса электронной почты и т.д.

14. Реквизиты и адреса сторон – фиксируются полные наименования сторон, их юридические и почтовые адреса, телефоны, банковские реквизиты.

15. Подписи сторон – прописываются должности уполномоченных лиц, проставляются подписи с расшифровкой и печати. 

Важно внимательно и тщательно проработать все пункты контракта, какая бы срочная поставка не была – это убережет компанию от возможных убытков, ненадежного поставщика, а также обезопасит от проблем с таможней или валютным контролем.

Образец внешнеторгового контракта можно скачать тут.


Инвойс

Инвойс (commercial invoice / CI) – основной документ при внешнеторговых сделках, без которого не пройти таможенную очистку груза. От того, как точно и без ошибок заполнены все необходимые реквизиты зависит не только судьба груза на границе, но и как быстро банк примет документ в качестве подтверждения поставки.

Существуют два вида инвойса:

  • проформа-инвойс;

  • коммерческий инвойс.

Проформа-инвойс – промежуточный вариант инвойса. Его выписывают тогда, когда сумма оплаты и условия поставки еще не согласованы. Например, при отгрузке сыпучих грузов продавец не знает окончательного веса и суммы. Поэтому предварительно выписывается проформа-инвойс. 

Buhgalter.rf_three-dimensional_image_a_stack_of_documents_in_th_79c66bb9-2cf8-4a32-b3ff-2b7b66837e2e.jpg

Коммерческий инвойс – аналог российского счет-фактуры, окончательный вариант счета, который содержит необходимые реквизиты и описание товара или услуги.


Как проверить верно ли составлен инвойс?

Инвойс заполняет продавец или поставщик. Так как обычно инвойс составляется на английском языке, для таможенной очистки потребуется его перевод на русский язык. Хотя утвержденной формы для инвойса нет, существует ряд необходимых реквизитов, которые он должен содержать:

  1. Дата и номер инвойса.

  2. Наименование отправителя и получателя. Их адреса и реквизиты.

  3. Номер и дата контракта.

  4. Полное наименование груза.

  5. Количество и стоимость товаров.

  6. Условия поставки (Инкотермс).

  7. Сроки и порядок оплаты.

  8. Страна происхождения (не указывается, если отправитель предоставил Сертификат происхождения).

  9. Подпись и штамп отправителя (печать ставить не обязательно).

Важно! Перед отправкой груза важно тщательно проверить инвойс принимающей стороне. Нередки случаи арифметических ошибок при вычислении итоговой суммы или веса, случается неверное округление (особенно этим грешат китайские поставщики). При расхождении суммы на один цент или грамм, таможня не примет документ.

Дополнительная информация, которая может быть указана в инвойсе:

  • код товара ТН ВЭД (или HS код);

  • торговая марка товара;

  • номер автомобиля или контейнера;

  • контактное лицо получателя и отправителя;

  • номер заказа покупателя.

Важно! Чем сложнее и дороже товар, тем подробнее должно быть его описание. Необходимо избегать общих фраз. Лучше прописать: марку или модель товара, размер, цвет, характеристики. Это важно как для таможни, так и валютного контроля в банке.

Таможня РФ не потребует оригинал инвойса. Поэтому зарубежный поставщик может направить скан-копию документа. Инвойс заполняется от руки или в печатном виде, на фирменном бланке компании. 

Документ заполняется в шести экземплярах (1 оригинал и 5 копий):

  • первый – помещается внутрь посылки,

  • второй – отгрузочный (вместе с транспортной накладной),

  • третий – перенаправляется получателю,

  • четвертый – остается у отправителя,

  • пятый и шестой – у перевозчика.

Важно! Условия поставки, прописанные в инвойсе не должны расходиться с условиями прописанными в контракте.

Скачать форму инвойса можно тут.


Упаковочный лист

Упаковочный лист (Packing list) – товаросопроводительный документ, в котором отражен список перевозимых товаров, их количество, вес, габариты, упаковка и другие параметры. 

Когда импортируется большое количество разной номенклатуры или товар с индивидуальными размером, весом, упаковочный лист является необходимым дополнением к коммерческому инвойсу. Они имеют почти одинаковое содержание. Отличие лишь одно – в упаковочном листе не прописывается цена и сумма за товар. 

Задача упаковочного листа – оповестить все стороны, которые принимают участие в доставке о содержании груза. Он необходим:

Таможенным органам – для идентификации принадлежности груза к партии. Помогает установить, соответствует ли груз локальным законам и требованиям безопасности.

Перевозчику – позволяет оптимизировать время на сортировке и логистике. Дает возможность быстро определить пункт назначения транспортировки товара. Оберегает от потери грузового места на каком-либо из отрезков перевозки. Также он необходим для формирования коносамента.

Получателю – позволяет сверить факт целостности товара, проверить его комплектность после прибытия товара. 

Если в процессе транспортировки груз будет поврежден и дело дойдет до судебного иска, то к заявлению будет приложен упаковочный лист.

Что должно быть в упаковочном листе при импорте:

  1. Номер и дата документа (когда груз был упакован).

  2. Название организаций отправителя и получателя.

  3. Номер контракта, спецификации или заказа, которые обуславливают эту поставку.

  4. Перечень поставляемого товара с описанием. Если есть артикул – указать и его.

  5. Вид и габариты упаковки: коробка, паллет, деревянный ящик и т.д.

  6. Количество товара – в отличие от инвойса здесь указывается не только общее количество товара, но и количество в каждой упаковочном месте.

  7. Вес нетто и брутто каждого товарного места и общий. 

  8. Количество товарных мест. Номера упаковок (мест).

  9. Итоговые объем и вес поставки.

  10. Подпись ответственного лица.

  11. Buhgalter.rf_three-dimensional_image_a_stack_of_documents_in_th_8fde0007-1f21-411a-a204-a83b9401ba98.jpg

Важно! В упаковочном листе должна быть отражена вся продукция, даже если это бесплатная доставка. Например, когда «едут» рекламные буклеты, календари и проч. Если этого не сделать, таможня может изъять не указанный товар.

Документ прикрепляется к каждому грузовому месту. Для таможни и банка потребуется перевод упаковочного на русский язык.

Упаковочный лист можно оформить в печатном или рукописном виде, на листе формата А4, как минимум в 3-х экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Если в процессе оформления в данных допущена ошибка, то лист лучше сделать новый, ведь с момента приема товара к перевозке до сдачи его заказчику ответственность за целостность товара несет перевозчик.


CMR

CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) – это международная товарно-транспортная накладная для перевозки и пересечения границ других государств. Документ отличается от российского ТТН тем, что кроме стандартной информации о продавце, покупателе и грузе, содержит блоки с дополнительной информацией. В них указаны: место таможенного оформления, сроки, условия поставки.

CMR гарантирует выполнение всеми участниками перевозки требований конвенции от 19 мая 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)».

На 01.01.22 Конвенция действует на территории 58 государств, в т.ч. почти во всех европейских странах. Форма документа для всех стран-участниц КДПГ одинакова. Но практически каждое государство выпускает свои нормативные правила для заполнения CMR.

В РФ правила заполнения регулируются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В Приложении к данному письму можно скачать типовой бланк CMR.

CMR необходим в следующих случаях:

  1. Перевозка проходит с пересечением государственных границ.

  2. Хотя бы одна из сторон договора является резидентом страны, входящей в КДПГ.

  3. Груз перевозит автомобильный транспорт.

  4. Транспортировка груза платная.

 CMR не оформляется при:

  1. Транспортировке умерших тел.

  2. Доставке почтовых отправлений (регулируется другими международными договоренностями). 

  3. Перевозке груза при переезде (мебель, личные вещи и проч.) 

Приоритетность оформления регулируется в следующем порядке:

  1. конвенцией КДПГ;

  2. нормативным документом, который действует на территории страны;

  3. условиями договора.

Названия граф в российском документе указаны на русском и немецком языках. Заполняют документ обычно на языке отправителя. Особых требований к заполнению CMR нет (цвет авторучки, определенный шрифт).

Какие ошибки при заполнении CMR встречаются чаще всего:

  1. Ошибки в адресе. В CMR указываются адреса отправителя, получателя, места загрузки и выгрузки. Часто бывает, что это 4 разных места. Чтобы фура не привезла товар к офису, необходимо внимательно прописывать все адреса локации. 

  2. Не верный код товара ТН ВЭД. Эта ошибка приводит к задержке таможенного оформления. Чтобы этого избежать – попросите поставщика до отгрузки прислать CMR на проверку. Код импортируемого товара полезно устанавливать до отгрузки. 

  3. Ошибка в адресе СВХ. Груз будет размещен именно на том складе временного хранения, который указан в CMR. Ошибка чревата опозданием груза. Например, получатель спешит поставить запчасти на АВТОВАЗ (Тольятти), и надеется, что таможить груз он будет в Тольятти. А отправитель скопировал предыдущую форму CMR в РФ, где указана Алтайская таможня. А это перепробег автомобиля более, чем 5 тыс. км в обе стороны – потеря времени и денег. 

  4. Ошибка в номере или марке автомобиля. Часто документы создаются заранее, а автомобиль или прицеп меняют в последний момент. Это самая «легкая» из ошибок. Водителю разрешено саморучно изменить номер авто и поставить штамп транспортной компании. 

Сколько листов CMR следует оформить

В случае, если получатель груза один – необходимо передать водителю 6 листов CMR-накладной: 

1 лист – получателю груза;

2 листа –перевозчику;

3 листа – для таможенного оформления. 


Что в CMR заполняет грузоотправитель?

Грузоотправитель ответственен за графы 1-15 и 20-22.

1-2 – указываются данные об отправителе и получателе, наименование компаний, их юридические адреса.

3-4 – записывают страны загрузки и выгрузки, точные адреса, а также дата убытия груза от грузоотправителя.

5 – вставляют сопровождающие поставку документы: номера инвойсов, пакинг листов, сертификатов происхождения и т. д. 

6 – графа оформляется только в случае перевозки опасного груза. Необходимо указать класс опасности согласно ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

7 – проставляется количество товарных мест (например, 33 европаллеты).

8 – указывается тип упаковки (картонная коробка, деревянный ящик, полиэтиленовый мешок и т.д.).

9 – вписывается краткое наименование товара.

Важно! Наименование товара должно быть в соответствии с остальными товаросопроводительными документами.

10 – добавляется код товара ТН ВЭД. Код должен соответствовать номенклатуре, принятой Таможенным союзом. Вносятся для каждой группы товаров.

11 – фиксируется вес брутто в килограммах. Данные вносятся по каждому товару отдельно.

12 – записывается объем товара в куб.м. (обычно требуется для сборных грузов).

13 – включается информация о таможенном органе, который будет осуществлять выпуск импорта. Указывается адрес СВХ, регистрационный номер и точный адрес.

14 – указывается государственный номер полуприцепа, контейнера, если их на время планируется вывезти за рубеж.

15 – графа описывает условие оплаты согласно правилам Инкотермс (FCA, DAP и т.д.).

20 – графа для необходимых оговорок перевозчику: правила разгрузки, требование о страховании груза и т.д. (необязательный пункт).

21 – проставляется место, где заполнялся CMR, дата (город, регион).

22 – фиксируется дата и время прибытия транспортного средства под погрузку, а также время и дата убытия. В этой графе необходима подпись ответственного лица и печать. 


Что в CMR заполняет перевозчик или экспедитор?

Грузоотправитель ответственен за графы:

16 – предоставляются данные о перевозчике: адрес, контакты.

17 – указывается информация о дополнительном перевозчике (если планируется его замена в пути следования).

18 –графа для примечаний со стороны перевозчика — состояние груза, целостность упаковки и т.д. (не обязательна для заполнения).

Важно! В случае нарушения целостности упаковки, внешнем повреждении груза, если перевозчик не сделает соответствующей отметки в CMR, позже он не сможет ссылаться на вину отправителя.

23 – прописывается дата и номер путевого листа. Здесь экспедитор или водитель ставят свои подписи с расшифровкой, печать перевозчика.

25-26 – фиксируется гос номер, марка, модель тягача и полуприцепа.

19 – указывается тариф за перевозку, проставляется после окончательной разгрузки.

27, 28, 29 – в эти графы информация заносится по необходимости отделом расчетов перевозчика. Здесь указываются дополнительные услуги транспортной компании: погрузка, разгрузка, упаковка и т.д.


Что в CMR заполняет грузополучатель?

Грузополучатель заполняет лишь графу 24 в 3-4 экземплярах CMR. Здесь проставляется дата и время прибытия на разгрузку транспортного средства. Доверенное лицо грузополучателя расписывается, указывает расшифровку подписи и ставить печать организации. Один экземпляр документа оставляет себе, а два других – передает перевозчику.

Пустой бланк CMR можно скачать тут, образец заполнения – тут.

Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с данными, содержащимися в CMR, вызовет проблемы у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства. Поэтому на практике за верным оформлением CMR следят как отправитель, так и перевозчик (или экспедитора). Если растаможка происходит силами получателя (например при условии FCA) – то и грузополучателю требуется тщательно проверить документы перед загрузкой машины.


Коносамент 

Коносамент (B/L или «bill of lading») – основной товаросопроводительный и товарораспорядительный документ при международных морских перевозках. 

Он выполняет 3 функции:

  1. Подтверждает заключение договора на морскую перевозку.

  2. Является распиской о принятии груза.

  3. Подтверждает право на выдачу груза в порту назначения.

В некоторых случаях коносамент может быть обеспечением кредита.

Международным документом, который регулирует статус коносаментов на территории РФ, является Конвенция ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.

У этого документа нет единой формы. Перевозчик может выписать его на фирменном бланке или на листе А4. На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy».

Важно! Груз выдается лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L).

Копии документа могут понадобиться для таможенной очистки, учета груза на складе получателя или других юридических действий с товаром. Лишь при получении груза понадобится оригинал. 

Оформляют три оригинальных документа: грузоотправителю, перевозчику и получателю товара.


Какие обязательные реквизиты для заполнения в коносаменте?

  1. Номер документа B/L №*** – по нему можно узнавать информацию о местонахождении груза на сайте морской линии.

  2. Номер букинга, заказа на перевозку (Booking №) – по нему также можно идентифицировать актуальный статус груза.

  3. Грузоотправитель и его адрес (Shipper).

  4. Грузополучатель и его адрес (Consignee).

  5. Организация, которую необходимо уведомить о прибытии груза (Notify party). Обычно это грузополучатель, или его агент, а при аккредитивных сделках – банк-эмитент.

  6. Название судна (Vessel №) – графа важна при аккредитивных сделках: ошибка в названии судна может привести к отказу от принятия груза банком или грузополучателем.

  7. Номер рейса (Voyage №). 

  8. Место получения груза (Place of Receipt) – заполняется если морской перевозчик делает еще и сухопутную доставку до порта от грузоотправителя.

  9. Порт погрузки (Port of Loading).

  10. Порт разгрузки (Port of Discharge).

  11. Место доставки груза (Place of Delivery) – заполняется если морской перевозчик доставляет по земле груз из порта до грузополучателя.

  12. Блок «Сведения отправителя» (Pf FURNISHED BY THE SHIPPER) – данные в этом блоке заполняются на основании информации от  отправителя. Перевозчик не несет ответственность за достоверность этих данных.

  13. Сведения о грузе: описание, упаковка, маркировка, номер контейнера и пломбы (Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №).

  14. Вес и объем груза (Weight/Measurement).

  15. Фрахт и надбавки (Freight & Charges) – указываются данные о стоимости перевозки. Если фрахт уже оплачен, указано – freight prepaid. В случае, если фрахт предстоит оплачивать, ставится пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

  16. Место выпуска коносамента (Place of issue of B/L) – от места выпуска коносамента зависит применение таких инструментов как Гаагские, Гаага-Висбийские и Гамбургские Правила.

  17. Число выпущенных оригиналов коносамента и его порядковый номер (Number & Sequence of Original B(s)/L) – как правило, три оригинала.

  18. Дата выпуска коносамента (Date of Issue of B/L).

  19. Объявленная стоимость груза (Declared Value) – данный пункт влияет на стоимость фрахта, но и увеличивает ответственность морской линии за доставку.

  20. Дата погрузки на борт судна (Shipped on Board Date (Local Time).

На оборотной стороне документа указывают информацию об условиях и правилах транспортировки. Грузоотправителю важно прочитать все требования и условия, так как зачастую они направлены на ограничение прав грузовладельцев и дают широкие возможности морскому перевозчику.

Например, могут включить пункт: «Неуведомление о прибытии груза не будет налагать на Перевозчика какую-либо ответственность или освобождать торгующие стороны от какого-либо обязательства по данному документу».  Т.е. если морской перевозчик не информировал грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель забыл о нем и груз простоял в порту месяц – покупателю придется заплатить за простой.

Важно! При заполнении коносамента ошибаться нельзя – любое исправление нужно согласовывать с отправителем. Поправки после отгрузки – долгий и трудоемкий процесс. 

Если коносаменты были утеряны (уничтожены), грузоотправителю и грузополучателю придется обратиться с официальным запросом к перевозчику. Необходимо описать ситуацию и подтвердить право на груз без взаимных претензий. Придется заплатить за перевыпуск документов.


Чем грозят ошибки при заполнении коносамента?

Неверно заполненный документ может привести к следующим последствиям:

  1. Задержка или отказ в растаможке груза в порту отгрузки.

  2. Порча или поломка товара вследствие неверного описания груза.

  3. Плата повышенного денежного возмещения (демереджа) судоходной линии.

  4. Увеличенные временные и финансовые затраты на корректировку документов.

Какие виды коносаментов бывают?

В зависимости от того, кто будет получать груз коносаменты бывают:

  1. Именные – составляется на имя определенного получателя без права передачи груза.

  2. Ордерные – составляется с отметкой о праве получения груза третьим лицом. Отметка проставляется грузоотправителем или получателем. На документе обязательно есть индоссамент – отметка о передаче.

  3. Предъявительские – составляется без указания получателя. Груз выдадут любому, кто предъявит оригинал коносамента. 

В зависимости от вида доставки груза документ бывает:

  1. Линейным (рейсовым) – судно следует по определенному маршруту и расписанию.

  2. Фрахтовым (чартерным) – судно с нерегулярными рейсами. Доставка может осуществляться в несколько рейсов.

  3. Сквозной – груз доставляется несколькими видами транспорта.

  4. Прямой – груз доставляется одним судном.

В зависимости от срока погрузки товара на судно:

Бортовой – составляется после погрузки товара на судно.


Порядок работы с коносаментом

  1. Оформление погрузочного ордера грузоотправителем. В нем указывается информация: номенклатура, марка товара, вес, вид упаковки, порты отправления и получения, наименование судна, данные о себе и грузополучателе.

  2. Погрузка товара на борт судна. Размещенный на судне товар подтверждается штурманской распиской (mate’s receipt).

  3. Оформление и передача коносамента грузоотправителю взамен на штурманскую расписку. Оригиналы коносамента отправляются грузополучателю.

  4. Сдача оригиналов грузополучателем в порту в обмен на груз.

На практике обычно все сложнее. Грузополучатель может затянуть с оплатой груза, соответственно грузоотправитель тянет с отправкой коносамента. Груз прибывает в порт, но у покупателя нет документа для его получения, даже если он уже оплатил груз. В этом случае спасет телекс релиз. 


Что такое телекс релиз и когда он может заменить коносамент? 

Телекс релиз – это официальное уведомление по внутренним каналам контейнерной линии, которое подтверждает право получение груза без предъявления оригиналов коносамента.

Для отправки телекс-релиза необходимо:

  1. Грузоотправителю сдать все или один оригинал коносамента транспортной компании, которая их выпустила. Заплатить сбор за оформление телекса (примерно 30-50 долларов).

  2. Судоходной линии – отправить агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей.

  3. Грузополучателю получить груз без предоставления оригиналов Bill of lading.

Важно! Телекс-релиз выдадут только на именной коносамент, но он никогда будет выдан на ордерный коносамент.


Часто задаваемые вопросы

Как подать документы в таможню в 2022 году?

В 99% случаев документы в таможню подаются электронно через специальные программы для таможенного оформления:

1. Через личный кабинет ФТС. Сервис работает через браузер, используя соответствующий плагин для КриптоПРО. 

Плюсы: бесплатно. 

Минусы: нет техподдержки, необходимость в стабильном интернет подключении, возможные технический работы на сервере ФТС. 

2. Через локальные программы: ВЭД-Декларант, Альта-ГТД, АСПТД «Декларант» и другие.

Плюсы:

  • интерфейс максимально похож на бланк таможенной декларации;

  • заполнение деклараций в большей части автоматизировано;

  • справочники и классификаторы встроены и обновляются;

  • тех поддержка оперативно отвечает на запросы.

Минусы: программы платные.

3. Через облачные программы: Контур.Декларант

Плюсы:

  • функционирует в онлайн режиме – декларацию можно подать из любой точки земли – нет привязки к месту;

  • работает на разных операционных системах (не только в Windows). 

Минусы: 

  • навязчивая реклама и продвижение. Новичку ВЭД вовсе не просто разобраться в тонкостях программы, как утверждают менеджеры, продающие программу;

  • сложности с пакетной обработкой нескольких записей;

  • платная.

Чтобы подавать декларацию или другие документы электронно, директору компании необходимо оформить электронную цифровую подпись. Если же с ФТС будет работать сотрудник, то потребуется доверенность и электронная подпись на него.

В чем отличие коносамента от морской накладной?

Коносамент дает больше прав и возможностей по распоряжению грузов, чем морская накладная по следующим причинам:

  1. Дает возможность отправителю распоряжаться грузом, даже тогда, когда груз уже размещен на борту или находится в пути. Груз можно – вернуть, продать другому покупателю. Главное условие – предъявление оригинала коносамента.

  2. Подтверждает, что договор перевозки существует.

  3. Имеет силу только оригинал документа.

Т.е. морская накладная не наделяет правом собственности на груз.

Некоторые перевозчики просят не оформлять коносамент из-за сложностей передачи оригинала в случае, если выполнены следующие условия:

  • груз полностью оплачен получателем до перевозки;

  • получатель не намерен продавать свой груз в пути.

Можно ли использовать морскую накладную вместо коносамента?

Можно. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ допускает использование морской накладной или иного документа, который подтверждает получение товара грузоперевозчиком взамен коносамента.

Что будет если инвойс заполнен с ошибками?

Ошибки могут стать причиной:

  1. Задержки выпуска товара таможней.

  2. Штраф до 100% от стоимости сделки при валютном контроле.

Количество показов: 10072

Теги данной публикации: #Отдел ВЭДВЭД

Валютное и таможенное законодательство нашей страны не отличается стабильностью. Даже зная все нюансы и тонкости внешнеэкономической деятельности, можно не уследить за очередным изменением или просто ошибиться и попасть под серьезные штрафы. Сегодня расскажем о частых ошибках участников ВЭД и их решениях.

Сразу после того как ваш бизнес решит выйти на внешние рынки, он сразу столкнется с рядом вопросов, которые нужно изучить:

  • регистрация в качестве участника ВЭД;
  • поиск поставщиков, или покупателей;
  • решение логистических задач;
  • открытие валютных счетов;
  • оформление документов;
  • валютный контроль;
  • и еще множество вопросов, требующих знания правовых, таможенных, бухгалтерских основ и нюансов.

Какие ошибки совершают участники ВЭД

Резидент, заключивший контракт с нерезидентом, должен оформить и подать в разные инстанции ряд документов. Причем подать вовремя, правильно заполненными и составленными.

Например, если подать неверно и не в срок, или вообще не подать документы в банк, то резиденту грозят штрафы, которые c него взыщет Росфиннадзор. Сведения о нарушениях Росфиннадзор получает от Центрального банка, который обязаны информировать уполномоченные банки.

Любая сделка начинается с договора. Если контракт составить неграмотно, то проблемы могут быть:

  • с банком (банк является агентом валютного контроля, и должен проверять все сделки с нерезидентами);
  • с таможней (при составлении таможенной декларации и провозе продукции через границу РФ);
  • с налоговой (при экспорте ставка 0%, но чтобы ее подтвердить нужно предоставить пакет документов, включающий договор);
  • с самим иностранным контрагентом.

Неправильно составленные контракты могут привести к грубым нарушениям и большим штрафам. Особое внимание при составлении контракта нужно уделять условиям проведения сделки, указывая все важные детали договоренности, предусматривая максимальное количество непредвиденных обстоятельств и последствий. Если этого не делать, то при налоговом контроле может произойти отказ признания расходов фирмы, осуществляющей ВЭД, доначисление налогов, а также пеней и штрафов на них.

Чтобы избежать ошибок при составлении контракта нужно быть постоянно на связи с отделом валютного контроля банка. Специалисты Банка «Развитие-Столица» поддерживают своих клиентов на любой стадии переговоров с контрагентами — внимательные и компетентные специалисты, готовые прийти на помощь в любых нестандартных ситуациях

Довольно часто ошибки совершаются еще при заключении контракта. Результатом могут стать проблемы с таможенным и валютным контролем. Участники ВЭД проверяют сумму и предмет контракта, но таким пунктам как возврат аванса, срок поставки, пролонгация договора и т.д., не уделяют должного внимания.

Поставка по инвойсу

Международная торговля может осуществляться как по контракту (договору), так и без него — по инвойсу. Поставка по инвойсу является разовой. Метод этот удобен, но по инвойсу нельзя заключить дополнительных соглашений.

При поставках по договору может быть заключен как разовый контракт, так и рассчитанный на регулярные поставки. Контракты можно разделить на два вида: с паспортом сделки (УНК) и без него.

Если импортный контракт превышает 3 млн. рублей, то возникает обязанность ставить контракт на учет в банк. Если экспортный, — то в случаях превышения суммы в 6 млн. рублей. Курс рассчитывается на дату подписания контракта, и, если долларовый контракт подписан в 2014 году, когда курс был 33 рубля, то товара можно ввести на сумму более 90 тыс. долларов без постановки контракта на учет. Если же контракт заключен в 2020 году, когда курс доллара 80 рублей, то становиться на учет придется уже при сумме от 37 тыс. долларов.

Если участники ВЭД при составлении контракта используют неудачный шаблон, то впоследствии это может повлечь срыв поставки, вызвать сложности при таможенном оформлении и при валютном контроле.

7 типичных ошибок при инвойсе:

  • в контракте прописано конкретные условия поставки, отличные от условий, прописанных в инвойсе или спецификации. Совет: Если вы совершаете поставки с разными условиями, не прописывайте конкретное условие в контракте, а сделайте ссылку на инвойс или спецификацию, а там уже прописывайте.
  • в контракте прописан прайс-лист, но данный документ не используется. Совет: не забывайте о соблюдении условий прайс-листа, если он прописан в контракте или является его неотъемлемой частью;
  • предоставляется скидка без отсылки к соответствующему документу. Совет: если предоставляется скидка, то ее условия должны быть прописаны в контракте, либо сделана ссылка на другой документ (инвойс, спецификацию);
  • в контракте прописана спецификация, но данный документ не используется, а условия прописываются в инвойсе. Совет: не используйте спецификации, а прописывайте условия непосредственно в инвойсе, если спецификация все же подписана с контрагентом, то применяйте именно ее;
  • в контракте прописана спецификация, а используются заказ или иной документ. Совет: если вам не требуется документ, и вы его не подписываете, не ссылайтесь на него в контракте;
  • если в контракте прописана автоматическая пролонгация, то это не распространяется на паспорт сделки (УНК), и его надо продлевать заявлением в банке. Совет: составьте график автоматической пролонгации ваших контрактов по ВЭД, чтобы не пропустить сроки предоставления в банк сведений;
  • если прописана сумма контракта, то, когда платежи превысят прописанную сумму, банк не проведет платеж без дополнительного соглашения на данный пункт, также потребуется корректировка УНК, если таковой имеется. Совет: на сегодняшний день можно не прописывать сумму контракта и не оформлять УНК. Нужно только следить за моментом, когда следует открыть УНК (при превышении суммы контракта в 3 или 6 млн. рублей)..

При заключении контракта стоит определиться какие документы потребуются. Если требования минимальны — ссылайтесь в контракте на инвойс и пропишите все условия в нем. Это позволит минимизировать количество бумаг и убрать разногласия между документами.

Что нужно для прохождения валютного контроля

1. Выполните регистрацию договора в банке, сообщив:

  • тип контракта,
  • реквизиты контрагента,
  • сроки исполнения договорных обязательств,
  • сумму сделки,
  • вид валюты.

2. Банковская организация регистрирует контракт в течение 1 рабочего дня, присваивает ему уникальный номер, открывает ведомость валютного контроля

3. При продлении срока контракта, внесении изменений в неснятый с учета договор, информируйте банковское учреждение.

4. После завершения сделки компания предоставляет справку о подтверждающих документах, копии самих документов.

Начинающим экспортерам и импортерам трудно ориентироваться в многочисленных правовых актах и регламентирующих процедурах валютного контроля. Выход есть — это открытие счета в Банке «Развитие-Столица», предоставляющем дополнительные услуги по обслуживанию операций ВЭД: консультации, отслеживание сроков контрактов, помощь в заполнении отчетной документации.

Оставьте ваши данные в форме ниже, чтобы узнать подробности:

11 сент. 2020 г.

Что будет, если при прохождении таможни инспектор обнаружит ошибки в документах? Грозят ли бизнесу только штрафы или еще что-то? Ниже мы расскажем об основных рисках подачи неверных сведений при таможенном оформлении.

Какие ошибки чаще всего допускают декларанты?

Самая очевидная ошибка, которую не стоит допускать, — это перемещать через границу запрещенные товары. Их перечень регулируется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Помимо этого, продолжают действовать специальные экономические меры, которые в народе называют просто «санкциями». Эти запреты регламентированы несколькими указами Президента и постановлениями Правительства.

Теперь давайте разберёмся, какие ошибки чаще всего всплывают при оформлении грузов на таможне.

Неверный код ТН ВЭД

Код ТН ВЭД определяет сразу несколько важных параметров оформления груза: размер пошлины, ставку НДС, требуемый комплект документов, необходимость сертификации.

Поэтому инспектор будет тщательно проверять, верно ли подобран код. Если сомневаетесь, то лучше обратиться за помощью к таможенному брокеру:
за 1000 руб. Meridian подберет правильный код, потратив на это два часа.

Пример ошибки: Оформляете партию электрических гирлянд к Новому Году стоимостью 1 000 000 рублей. Открываете список кодов ТНВЭД и находим код 9505109000 — “изделия новогодние”, пошлина 8%. Кажется, подходит — можно декларировать. Но в этом коде есть исключение — туда не включаются электрические гирлянды всех типов.

Они попадают под другой код — 9405300001, где пошлина 15% и требуется сертификация. Если вы заявите такой товар под 95-й группой кодов, то таможня возбудит дело об административном правонарушении из-за занижения платежей.

Посчитаем незапланированные расходы:

  • Пошлина выросла на 70 000 рублей;
  • Штраф от таможни: от 35 000 до 140 000 рублей;
  • По новому коду потребуют сертификат соответствия: со ввозом образцов это порядка 130 000 рублей;
  • Пока оформляете сертификат, товар будет стоять на складе временного хранения, это может занять до 21 дня по средней цене склада 1000 рублей в день, получается 21 000 рублей.

Итого: 256 000 рублей незапланированных расходов и все шансы не успеть поставить товар к сезону.

Не «проходная» стоимость

Пошлина рассчитывается на основе не только cтавки по коду ТН ВЭД, но и заявленной в декларации таможенной стоимости. У таможни есть понятие «проходной» цены, которая формируется статистически, исходя из данных о других аналогичных грузах. Если указанная цена на товар окажется ниже «проходной», то инспектор может произвести корректировку таможенной стоимости (КТС) в большую сторону. Если же цена будет слишком высокой, у таможни могут возникнуть подозрения, что таким образом за рубеж выводится валюта.

Пример: Компания купила в Италии станок для производства мороженного за 2000 евро, эту цену и заявили в декларации. При проверке у инспектора возникли сомнения, он зашел на официальный сайт производителя и увидел там стоимость станка в 4500 евро. Компанию попросили подтвердить, как именно у них получилось купить товар по такой низкой цене.

Аргументы о том, что поставщик дал оптовую скидку, таможня потребовала подтвердить документами. Но таких документов не было: прайс-листов поставщик не предоставил и договора не заключали, фирма купила товар по инвойсу. В результате таможня увеличила пошлину больше чем в два раза.

Не собрали нужную документацию

В нашей практике больше 90% грузов выпускают без досмотров, если с пакетом документов все в порядке. Но если заранее не уточнить, какие документы требует код ТНВЭД  и наименование вашего товара — таможня не выпустит декларацию. Вот случай из практики знакомой компании, которую подвел предыдущий брокер.

Пример: Компания ввозила махровые полотенца, на которые тоже нужен сертификат. Брокер об этом ничего не сказал, а сами клиенты уточнять не стали. В результате декларацию подают без сертификата и инспектор отказывает в выпуске. Надо было сначала ввезти образцы, получить на них сертификат в специальном органе сертификации и только потом везти основную партию.

Неправильная маркировка

С 1 июля 2020 года поэтапно вступают в силу новые правила электронной маркировки товаров. К концу года не маркированными нельзя будет ввезти лекарства, табак, обувь, парфюмерию, фотоаппараты, шины и покрышки. Опытный брокер ещё до подачи декларации запрашивает осмотр (не досмотр!) партии товара, чтобы убедиться в правильности этикеток. В этом случае все ошибки можно исправить еще до начала таможенного оформления.

Если при досмотре инспектор обнаруживает неправильно оформленные этикетки или их недостаточность — груз будет задержан и импортера обяжут провести перемаркировку всей партии товара. Причем надо учитывать, это можно делать не на любом таможенном терминале.

Помимо этого, таможня возбудит дело об административном правонарушении и наложит штраф в 50 000 рублей.

Чтобы таких случаев не происходило, опытные брокеры заранее решают вопрос с маркировкой. Например, мы всегда готовим для поставщика образец этикетки, выполненный с соблюдением всех таможенных требований, и чёткую инструкцию, где это всё наклеить.

Что может еще может случится из-за ошибки?

Могут отобрать?

Конфискация товара — еще одно возможное последствие неправильного таможенного оформления. Такая мера предусмотрена для многих случаев: предоставление недостоверных сведений, попытки сокрытия части партии, недостоверная документация, нарушение порядка ввоза и др. До получения судебного решения о конфискации таможня вправе изъять и задержать товар. Если за это время все вопросы декларирования урегулированы, то груз возвращается перевозчику.

Бывает ли уголовное наказание?

Одно и то же нарушение может вести как к административной, так и к уголовной ответственности. Например, при смене кода ТН ВЭД ставка для расчета пошлины меняется в бОльшую сторону. Если сумма недополученных таможенных платежей превысит 2 миллиона рублей, то возбуждается уголовное дело. Если же разница превысит 6 миллионов рублей, то это признается уклонением от уплаты в особо крупном размере.

Чем я в итоге рискую?

Во-первых, любая ошибка таможенного оформления – это потеря времени. Если речь идет, например, о скоропортящихся товарах, где дорог каждый час, задержка на таможне может оказаться фатальной.

Во-вторых, нарушение влечёт за собой штраф. Для юридических лиц минимальный штраф составляет 5 000 рублей, а максимальный может достигать нескольких стоимостей всей партии товара.

В-третьих, неправильное оформление дорогостоящего груза может привести к уголовному преследованию, если в этом случае объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей.

Административная ответственность регулируется главой 16 КоАП РФ, уголовная – статьей 196 УК РФ.

Помните, что таможенный контроль возможен в течение трёх лет с момента выпуска товара с терминала.

Если работаете с иностранными контрагентами, рано или поздно столкнетесь с инвойсом. В статье расскажем, что это за документ и как с ним работать. 

Что такое инвойс (сommercial invoice)

Инвойс используют только в международных сделках. В российской практике у него нет прямого аналога. По-нашему, это счет на оплату, в котором прописаны условия сделки. Иногда инвойс заменяет собой договор и акт.

С услугами достаточно прописать такое условие: «Полной или частичной оплатой счета-договора заказчик подтверждает, что все перечисленные ниже условия договора выполнены в полном объеме, в надлежащие сроки и с надлежащим качеством». Оплата будет означать, что заказчик принял работу, поэтому обмениваться актами не нужно.

Андрей программирует для зарубежных фирм. Он договорился с заказчиком, сделал сайт и отправил иностранной фирме инвойс. Иностранцы получили документ и перевели Андрею деньги. После этого сделка считается завершенной. Подпись заказчика не требуется. 

Если продаете товары, скорее всего, одного инвойса не хватит и понадобятся другие документы. Это зависит от способа доставки. Уточните этот момент в транспортной компании или в поддержке банка.

Зачем нужен инвойс

  1. Для таможенного контроля. По инвойсу таможня рассчитывает налоги и пошлины на товары.
  2. Для валютного контроля. 

Инвойс подойдет для небольших разовых сделок, но даже в этом случае для валютного контроля одного инвойса может оказаться недостаточно. Лучше позвонить в банк и уточнить, понадобятся ли другие документы.

Валютный контроль — это требование Центробанка. Вот как это работает: на ваш счет поступают деньги от иностранного контрагента, банк замораживает валюту на транзитном счете и запрашивает документы по сделке, в том числе инвойс. Чтобы получить доступ к деньгам, нужно предоставить документы в течение 15 рабочих дней. 

Если сумма сделки меньше 200 тысяч рублей по курсу Центробанка, действуют упрощенные правила: достаточно заполнить специальную электронную форму банка, отправлять скан договора не потребуется. 

Крупная сделка — когда вы платите больше трех миллионов или вам переводят больше шести миллионов рублей. В этом случае понадобится взять справку о подтверждающих документах и поставить контракт на учет. 

Что такое проформа-инвойс (proforma invoice)

Проформа-инвойс — предварительный документ, который отправляют, если еще не согласованы сумма оплаты и условия поставки. Поэтому в нем могут быть не указаны окончательные цифры и сроки. Проформа не содержит требования об уплате. Такой документ понадобится, когда товар перемещают через границу без оплаты или когда покупатель вносит предоплату, а не платит всю сумму сразу. В остальном коммерческий инвойс и проформа совпадают. 

Как заполнять инвойс

Инвойс заполняет тот, кто оказывает услуги или продает товар. Документ оформляют на языке заказчика, как правило, это английский. Для таможни понадобится экземпляр на русском. Можно составить сразу на английском и на русском. 

Для услуг достаточно двух экземпляров. Для товаров рекомендуют отправлять 1 оригинал и 5 копий.

Хорошие инструкции по заполнению инвойса для товаров предлагают транспортные компании, например, TNT. На сайте DHL есть конструктор, который поможет составить инвойс по всем правилам. 

Установленной формы у инвойса нет. Можно разработать свою и распечатать на фирменном бланке или на стандартном листе формата A4. Главное, чтобы в ней были обязательные поля:

  • Дата и номер инвойса. Дата обязательна, номер можно поставить любой или вообще не указывать.
  • Информация об исполнителе (экспортере) и заказчике (импортере): страна, название компании, правовая форма, адрес, ФИО.
  • Предмет инвойса — за что заказчик получает деньги, товар или услуга, количество товаров или количество часов, затраченных на выполнение работы.
  • Подробное описание каждой позиции.
  • Цена и общая сумма сделки с указанием валюты заказчика (импортера).
  • Срок и условия поставки согласно правилам Инкотермс 2010. Самые распространенные: DAP — пошлину оплачивает получатель, DDP — пошлину оплачивает отправитель.
  • Номер авиатранспортной накладной, если продаете товары.
  • Реквизиты банковского счета исполнителя (экспортера) и срок оплаты.
  • Штамп или печать компании, если есть. 
  • Подпись того, кто выставляет инвойс (экспортера)

Как описывать услуги и товар в инвойсе

Пишите подробно и без сокращений. Не используйте в описании общие фразы. Для услуг укажите цену элемента услуги, как выглядит результат. 

Пример: подготовка макетов для сайта www.hellburg.io, для разделов «Чем заняться», «Новости», «Места», «Карты», «Календарь» в формате.psd. Стоимость часа работы — 20$. Общее количество часов — 80.

Если продаете товар, напишите названия модели, цвет, размер и характеристики. Чем дороже и сложнее товар, тем подробнее должно быть описание. Это важно для таможни и валютного контроля банка. 

Полировальная машина «Снежинка» для обработки металлических материалов; модель S002, производство RU (Россия), серийный номер S/N PM-S002-F146896, 1 единица. 

Вот на что стоит обратить внимание при описании товара: 

  • название; 
  • номера экспортных документов (внешнеэкономический договор или заказ, если есть), даты их составления; 
  • область применения; 
  • серийный номер; 
  • номер из списка ТН ВЭД (если известен); 
  • материал, из которого сделан товар; 
  • вид упаковки;
  • масса (унции, кг, фунты); 
  • цена за единицу; 

В чём разница между инвойсом и счет-фактурой

Это совсем разные документы. Инвойс содержит требование об оплате и условия сделки. Счет-фактура нужен, чтобы отчитаться по НДС перед государством. 

Важный момент: при импорте НДС платят все. Даже те, кто работает на УСН и патенте. Но дело там не в счет-фактуре, а в таможенной декларации. Подробнее об этом мы написали в статье «Закупка товара за границей: НДС и таможенное оформление». 

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Чем чреваты ошибки в инвойсе

Ошибки в заполнении могут привести к задержки товара на таможне. Если затянуть валютный контроль, можно получить штраф до 100% от суммы сделки. 

Экспорт на УСН и патенте

Как платить налоги при расчётах в валюте

Статья актуальна на 

27.01.2022

Дмитрий Васильев

Дмитрий Васильев

Адвокат, г. Москва

Добрый день!
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, хотелось бы дополнить ответ в части прохождения валютного контроля.
Исходя из своего опыта работы в части составления и сопровождения контрактов моих клиентов с иностранными контрагентами (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также налоговых проверок таких контрактов хотелось бы отметить следующее.
1. В целом на сегодняшний день правила такие, что договоры ВЭД подлежат обязательной регистрации если они превышают 6 млн рублей по экспорту (или эквивалент в валюте), 3 млн рублей (или эквивалент в валюте) по импорту. Если в договоре нет фиксированной суммы, то в этом случае обязанность зарегистрировать договор появится, как только сумма контракта достигнет и превысит указанные суммы.
Также с учетом последних изменений если сумма договора за весь период его действия не превышает 200 тысяч руб. (то есть если будет 3 платежа по 100 т.р., то это уже 300 т.р. и под исключение Вы не подпадаете), то не обязательно даже предоставлять документы в банк. Правда формально у банка все равно остается право запросить документы, если у него появятся сомнения относительно совершаемых Вами операций.
2. Что касается взаимоотношений с налоговыми, то для отчетности Вы им предоставляете договоры со всеми приложениями, инвойсы, акты, дополнительные соглашения (некоторых документов может не быть, иногда может быть только договор). Однако стоит отметить, что когда Вы находитесь на УСН 6% и налог оплачиваете со всего оборота, то по моей практике часто налоговая вообще ничего не запрашивает, так как Вы уже и так оплатили все возможные налоги в рамках своей системы налогообложения.
Если Вы ИП на ПСН (патенте), то здесь возможность работы с иностранными контрагентами и оставаться на ПСН полностью зависит от того, насколько грамотно составлен договор.
При этом учет доходов производится по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке (п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.01.2015 № 03-11-06/2/1645, от 27 января 2012 г. N 03-11-06/2/10, от 20 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/181).
Аналогично Вы отражаете поступление денег в КУДиР также по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке.
3. Что касается самого Договора с иностранным контрагентом, то его можно заключить в нескольких формах:
— в форме стандартного договора.
— в форме счета-договора (инвойса-договора) – то есть когда мы объединяем инвойс и договор и делаем все в одном документе (больше подходит для разовых/периодических услуг).
— в отдельных случаях можно использовать вариант с договором-офертой (есть особенности).
Конкретную форму нужно выбирать в зависимости ситуации, в том числе в зависимости от того, насколько сильно нужно упростить процедуру подписания договора, на чем настаивает и на что готов контрагент.
4. Также есть различные способы подписания договора с иностранным контрагентом, в частности:
— стандартный обмен бумажными формами через курьера (сейчас все реже применяется).
— подписание договора путем обмена сканами (п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту.
Единственное в этом случае есть 3 обязательных требования:
а) в договоре должен быть введен электронный документооборот,
б) тот факт, что договор подписывается именно путем обмена сканами должен быть обязательно отражен в договоре,
в) в договоре должны быть расписаны каналы электронной связи между сторонами, включая адреса электронной почты, через которые будет происходить процесс обмена сканами договора.
5. К самому договору с иностранным контрагентом есть определенные требования в плане его содержания. Требования, как правило, можно разделить на 2 составляющие:
— требования законодательства (то есть для определенных видов договоров закон устанавливает требования что именно в них должно быть учтено, какие условия должны быть прописаны и т.д.).
— требования из банковской практики. В рамках прохождения валютного контроля банк будет изучать Ваш договор и помимо соблюдения формальных требований законодательства банк должен видеть и понимать, что цель договора – это действительно оформление реальных правоотношений между Вами и контрагентом. Здесь уже есть отличия от банка к банку (Сбербанк имеет свою практику, Модульбанк и Тинькофф свою и т.д.). Если эти требования не соблюдать, то банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.
Логика банка здесь очень простая – когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору. Например, если российский ИП заключает договор с компанией из США на разработку программного обеспечения (ПО), то с точки зрения банка логично, что контрагент из США будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки выполнения работ, порядок устранения недостатков, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре «криво» прописаны условия про сроки выполнения работы и порядок приемки, то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему контрагент так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.
Безусловно, что все нюансы по требованиям банков к договору здесь я не смогу описать, но наиболее общими требованиями являются следующие:
5.1. Предмет договора. Обязательно должен быть конкретизирован, то есть просто «разработка программного обеспечения» — это не лучший вариант, желательно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта и т.п.). Здесь допустимы следующие варианты:
— в договоре делается непосредственно ТЗ на разработку.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения» + дополнительно прописываем, что Стороны конкретные услуги и требования к ним согласовывают дополнительно и фиксируют в инвойсах (счетах на оплату) или в отдельных дополнительных соглашениях.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Обращаю внимание, что подобный вариант также полностью соответствует закону и также устраивает банки.
5.2. Порядок и сроки оплаты. За нарушение сроков оплаты можно получить штраф вплоть до 100% от суммы перевода, поэтому обычно я рекомендую прописывать сроки таким образом, чтобы они точно не были нарушены (то есть с привязкой к какому-либо событию, которое мы сами контролируем – выставление инвойса, подписание акта + прописывать сроки с запасом и т.д.). Еще бывают ситуации, когда компания проводит оплату не напрямую на р/с ИП/ООО, а через различные системы – тут нужно каждую ситуацию смотреть отдельно (допустимо это или нет) и, если допустимо – этот момент также обязательно должен быть прописан в договоре.
Как это ни странно, но сумма оплаты также может заинтересовать банк, а именно если сумма покажется банку неоправданно завышенной (например простая консультация стоит 50000 долларов), либо банку покажется сомнительным порядок формирования стоимости услуг (например, если из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, прописана фиксированная каждый месяц) – тоже могут быть проблемы.
Обращаю внимание, что оплата может быть определена в договоре следующими способами:
— фиксированная плата за весь договор – это подходит для разовых услуг.
— фиксированная ежемесячная оплата – это подходит для вариантов, когда Ваш контрагент – это Ваш работодатель, либо, когда объемы работы примерно одинаковые из месяца в месяц.
— почасовая оплата. Самый распространенный вариант. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, единственное к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов и общий размер должны фиксироваться в ежемесячных актах (бывают исключения из такого порядка, иногда без актов обходимся). То есть здесь важно, чтобы для банка и для налоговой механизм расчета количества часов был максимально прозрачен.
Также отмечу, что если нужно, то в договоре можно прописать выплату бонусов от иностранного контрагента (отношения с иностранным контрагентом все равно не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).
5.3. Сроки выполнения работы. До 2018 г. в плане этого пункта было проще, сейчас с учетом последних изменений требований к данному пункту стало больше, а именно сейчас в плане сроков выполнения работ должно быть больше конкретики. Если ситуациях такая, что определить срок заранее нельзя (а так происходит в большинстве случаев), то обычно мы привязываем срок к определенным событиям (оплата и т.д.) + в отдельных случаях прописываем предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизируем их через дополнительные соглашения.
5.4. Порядок приемки услуг. Здесь все зависит от ситуации, с точки зрения закона допустимы следующие варианты:
— стандартный вариант, при котором подписываются акты выполненных работ. Акты обычно подписываются: а) либо один раз за весь договор (обычно подходит если договор на разовую услугу), б) помесячно/поквартально – если это фактически трудовой контракт, либо договор предполагает выполнение регулярной работы, в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.
— упрощенный вариант, когда факт приемки работ мы привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.).
Выбор конкретного варианта зависит от ситуации, обычно я рекомендую определенный вариант уже после детального изучения ситуации клиента.
5.5. Применимое право. Здесь нужно определиться с тем, каким законодательством регулируются взаимоотношения с контрагентом и суды какого государства будут рассматривать споры – обычно рекомендуется РФ, остальное уже зависит от того, согласен ли на это контрагент.
5.6. Если у Вас дистанционное взаимодействие с контрагентом (а при работе с иностранными контрагентами это почти 100% случаев), то обязательно нужно:
— ввести договором электронный документооборот (если делать это грамотно, там будет достаточно много пунктов, я сейчас не буду все их расписывать),
— указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
— если используются специальные системы для связи между сторонами, а также для постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это фиксировать в договоре.
5.7. Реквизиты сторон. Как ни странно, здесь часто допускаются ошибки. Например, я часто встречал некорректное написания страны контрагента (упускали слово «Республика …» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также по моей практике часто не полностью указываются реквизиты банка (упускается адрес банка).
6. Ответственность. По практике, легче всего при получении денег от иностранного контрагента попасть на ст. 15.25. КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Ответственность по данной статье может достигать 100% от полученной Вами на счет суммы. Например, бывают ситуации, когда контрагент перечисляет оплату за услуги, но делает это каждый раз с задержкой на неделю-две — в такой ситуации есть реальные шансы получить штраф до 100% от суммы каждого перевода (то есть вообще могут по всем платежам забрать все деньги).
В отдельных случаях может грозить ответственность по ст. 193 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» (репатриация — это промежуток времени между датой экспорта и датой поступления денег в качестве оплаты эксперта или между датой платежа по импорту и датой импорта).
Готов ответить на Ваши дополнительные вопросы.
С Уважением, 
Васильев Дмитрий.

22 ноября 2019, 09:20

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в инвенторе он 1
  • Ошибка в импорте модели люмион
  • Ошибка в импорте модели lumion
  • Ошибка в имени электронный билет на
  • Ошибка в имени электронном авиабилете