І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»
Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
- Грамматические ошибки.
- Речевые ошибки.
- Логические ошибки
- Фактические ошибки.
- Орфографические ошибки.
- Пунктуационные ошибки.
- Графические ошибки.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
- оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
- Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
- Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
- Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
- Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
- Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
- Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
- Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
- Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
- Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей. - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
- Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые. - Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. - Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
- Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
- Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
- Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
- Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
- Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. - Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
- Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
- Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
- Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
- Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
- Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
- Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
- Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
- Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
- Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
- Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
- Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);
- Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);
- Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
- Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
- Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
- Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
- Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
- Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
- в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Композиционно-текстовые ошибки
- Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
- Ошибки в основной части.
- Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
- Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
- Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
- Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
Фактические ошибки
Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
- Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
- Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
- Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
- Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.
Орфографические, пунктуационные, графические ошибки
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
- На изученные правила;
- Негрубые (две негрубые считаются за одну):
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
- выступающими в роли сказуемого;
- в написании и и ы после приставок;
- в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
- Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!!!
- Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
- Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
- Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки |
|
Пунктуационные ошибки |
|
Графические ошибки |
Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Распространенные графические ошибки:
|
Смотри также:
- Критерии оценивания сочинения
- Решай задания и варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Классификация ошибок
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они хочут, пиша о жизни |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом |
8 |
Нарушение управления |
Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
|
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Мы были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство … |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
18 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Речевые ошибки
Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор употребляет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Орфографические и пунктуационные ошибки
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).
Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым ошибкам относятся:
— в исключениях из правил
— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях
— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого
— в написании И и Ы после приставок
— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как Не что иное, как и др)
— в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой
— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности
Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.
К числу наиболее распространенных относятся:
— пропуски букв
— перестановки букв
— замены одних буквенных знаков другими
— добавление лишних букв
Орфографические и пунктуационные ошибки,
не влияющие на оценку работы
Орфография
— в переносе слов
— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)
— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)
— прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)
— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)
— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)
Пунктуация
— тире в неполном предложении
— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным
— запятые при ограничительно-выделительных оборотов
— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми
— в передаче авторской пунктуации
Этические ошибки
Соблюдение этических норм
Этическая ошибка выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).
Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др.
Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»
Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.
В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.
Классификация ошибок по ФИПИ
Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:
-
Грамматические
-
Речевые
-
Логические
-
Фактические
-
Орфографические, пунктуационные и графические
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.
-
Ошибочное словообразование
Подскользнуться (нужно писать поскользнуться).
-
Неправильное образование формы существительного
Многочисленные договора (нужно: многочисленные договоры).
-
Неверное образование формы прилагательного
Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый
-
Неправильное образование формы числительного
Около пятиста участников вместо пятисот участников
-
Неверное образование формы местоимения
Ихний сын (правильно: их сын).
-
Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий
Махает (правильно: машет)
Скакающий (верно: скачущий),
Положа трубку вместо положив
-
Нарушение согласования
Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).
-
Нарушение управления
Анна Александровна не поздравила с день рожденья.
(правильно: не поздравила с днём рождения).
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).
-
Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами
Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
-
Смешение прямой и косвенной речи
Директор заявил, что я накажу виновных.
(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).
-
Нарушение границ предложения
Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).
Виды речевых ошибок
Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.
Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.
-
Употребление слова в не подходящем для него значении
Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).
-
Плеоназм
Он откликается на всесвободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).
-
Тавтология
В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.
-
Неудачное употребление местоимений
Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.
-
Неправильное употребление паронимов
В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).
-
Нарушение лексической сочетаемости
Евгений постоянно пополняет свой кругозор. Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).
-
Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов
Автор не ожидал такого кринжа.
Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.
-
Подмена понятий
Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).
-
Нарушение причинно-следственных связей
Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.
-
Отсутствие связи между высказываниями
Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.
Фактические ошибки
Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
-
Искажение фактов, содержащихся в тексте.
Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.
-
Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.
Все смешалось в доме Обломовых.
Орфографические, графические, пунктуационные ошибки
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:
-
Правописание букв в слабой позиции перехот(переход)
-
Нарушения в переносе слов рад-ость
-
Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)
-
Правописание чередующихся корней умерать (умирать)
-
Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)
Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.
Графические ошибки – это перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.
Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире).
К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:
-
неверное оформление прямой речи на письме,
-
невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные.
Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.
А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!
Содержание статьи
Показать
Скрыть
Ошибки в написании имени, фамилии или места рождения в документах встречаются часто. Некоторые люди могут прожить всю жизнь, не сталкиваясь с серьезными проблемами. И если в поликлинике или в университете на неточности закрывают глаза, то когда речь заходит о деньгах и имуществе, ошибки в документах могут стать критичными. К примеру, для нотариуса это повод для отказа в оформлении документов.
Разобрались, почему нужно исправлять ошибки в документах и как это делать правильно.
Как исправить ошибки в документе
Ведомства, которое заменяло бы все ошибки в документах, нет, поэтому простого и понятного алгоритма тоже нет. В общих чертах действовать нужно следующим образом: обратиться в тот орган власти, который выдал документ. Как правило, документы исправляют, но если пришел отказ, идите в суд. В этом случае нет ничего страшного, дела не затрагивают третьих лиц, поэтому рассматриваются в особом порядке. Шансы восстановить справедливость очень высоки.
В этом материале расскажем о замене тех документов, в которых ошибки становятся критичными.
Как исправить ошибку в свидетельстве о рождении или браке
Ошибки в документах, выданных в ЗАГСе, встречаются часто. Особенно у тех, кто родился в бывших советских республиках: при рождении маму новорожденного, допустим, записали как «Олена», а при переезде после распада СССР выдали паспорт на «Алену». Кажется, ничего страшного, но далее дочь или сын после смерти мамы сталкиваются с тем, что нотариус не признает родство.
Поэтому лучше заранее проверить свои документы, даже если в последний раз вы ими пользовались, когда обращались в детскую поликлинику. Новый документ можно получить в ЗАГСе. Чтобы ускорить выдачу, лучше обратиться в то отделение, которое выдало документ изначально, но допускается обращение и по месту пребывания.
Сотрудник ЗАГСа выдаст заявление, в котором нужно четко изложить суть проблемы. К заявлению прикрепляется свидетельство с ошибкой, а также копии любых документов, которые подтверждают описку — например, паспорт родителей. За правку придется заплатить госпошлину — 650 рублей.
ЗАГС будет рассматривать документы 1 месяц, но если понадобится уточнить данные (например, отправить запрос в другой регион или страну), то сроки увеличиваются до 3 месяцев. Если сотрудник не подтвердит вашу правоту, то вам выдадут старое свидетельство и откажут в исправлении. Кроме того, в ЗАГСе вам обязательно должны выдать отказ в письменной форме. Именно этот документ примет районный судья, чтобы начать разбирательство.
Суд, как правило, встает на сторону подготовленного заявителя и выносит решение исправить запись. С решением нужно снова обратиться в ЗАГС, и тогда уже вам не смогут отказать.
Разъяснение Минобрнауки от 2012 года говорит, что на основании федерального закона и судебной практики написание букв «е» и «ё» приравнивается. Верховный суд неоднократно подтверждал, что такое расхождение не должно становиться препятствием при назначении пенсий, пособий, льгот и так далее. Но только при одном условии: это единственная причина, по которой возникают сложности с идентификацией человека. Если сотрудники ведомства отказывают в правах по этой причине, напишите претензию со ссылкой на разъяснение Минобрнауки, а в случае повторного отказа обращайтесь в суд. Если хочется избежать подобных разбирательств, то лучше привести все документы к одному виду написания.
Как исправить ошибку в паспорте
Самые часто встречающиеся ошибки в паспортах — в записях ФИО и места рождения. Из-за переименования городов после распада СССР рожденные до 1991 года в Ленинграде вдруг становятся уроженцами Санкт-Петербурга. Ошибки в именах встречаются еще чаще — например, «Наталия» становится «Натальей».
С такой ситуацией столкнулся собеседник Банки.ру: «Во всех документах, в том числе в паспорте с 14 до 21 года, я записан как «Ренат», а в 21 год новый паспорт выдали «Ринату». Я подзабил на это, пока мне не отказала в работе служба безопасности потенциального работодателя. Рекрутер так и сказала: у вас разные ФИО в документах, это не понравилось коллегам. Только тогда я пошел менять паспорт».
Когда при получении вы видите ошибку в паспорте, самое лучшее решение в этой ситуации — не подписывать документ о получении паспорта, пока не убедитесь в том, что все данные записаны верно. Если описка есть, паспортист заберет все бумаги. Документ снова придется ждать, но доплачивать госпошлину или писать новое заявление будет не нужно.
Если же документ с ошибкой вы все-таки забрали, то исправлять нужно через отдел МВД, выдавший паспорт. Это можно сделать через:
- «Госуслуги». Найти заявление «Замена или замена паспорта гражданина РФ» и выбрать причину «Замена паспорта в связи с обнаружением неточности или ошибочности записей». Заполнить заявление и ждать приглашение в паспортный стол.
- МФЦ. С собой — две фотографии на паспорт, документы, подтверждающие верные данные, и паспорт с ошибкой.
- Напрямую в отдел МВД, которое выдало документ с ошибкой.
Оплачивать госпошлину или нет — зависит от ситуации. Если ошибка случилась по вине сотрудника, то доплаты нет. Если вы допустили ошибку в заявлении, то доплата 300 рублей. До 1 января 2023, если оплачивать через «Госуслуги», действует скидка 30%, то есть пошлина — 210 рублей.
Правительство отменяет скидку в 30% на «Госуслугах»: какие документы оформить сейчас, чтобы не переплачивать
Как исправить ошибку в водительских правах
Любые опечатки в водительских удостоверениях критичны, так как сотрудник ГИБДД может классифицировать это как отсутствие водительских прав, а это нарушение, по которому можно получить штраф от 5 до 15 тыс. рублей. Поэтому водительские права следует обязательно заменить.
Для этого обратитесь в любое отделение ГИБДД и заполните заявление на получение нового удостоверения. Обязательно укажите истинную причину замены, чтобы избежать повторной ошибки. Запросите из архива дубликат заявления, которое вы подавали на выдачу удостоверения. Документ понадобится, чтобы разобраться, кто виноват.
Если ошибку допустила ГИБДД, то платить снова госпошлину не нужно. Ошибка с вашей стороны — придется снова заплатить. На рассмотрение у госавтоинспекции есть 30 дней. К сожалению, в это время управлять автомобилем не получится.
Как исправить ошибку в банковских документах
Золотое правило: не нужно подписывать документы, пока вы не убедились, что все записано верно. Если банк идентифицирует вас неверно, то нужно просто обратиться в финансовое учреждение и запросить изменения в данных. При переводах же сложнее — если отправитель неверно укажет данные, то деньги до вас не дойдут.
В такой ситуации оказался пользователь финансового маркетплейса Банки.ру, который обратился на горячую линию: «Что делать, если мне перевели достаточно большую сумму денег, на мой счет, но фамилию указали с двумя буквами — НН».
Наши эксперты посоветовали пользователю обратиться в банк с документами. Финансовое учреждение может пойти навстречу и зачислить перевод, но также вправе отказать в выдаче денег из-за этой ошибки. В течение пяти дней банк-получатель отправит деньги обратно в банк-отправитель. В течение этого времени человек, отправивший деньги, должен запросить изменение данных получателя, и тогда банк-отправитель может внести изменения в реквизиты. Если деньги вернулись из банка-получателя, то отправителю нужно забрать их и отправить новым переводом, если это актуально.
Обратиться на горячую линию Банки.ру
Как исправить ошибку в СНИЛС?
Чтобы исправить опечатку в СНИЛС, нужно просто подать заявление в ПФР. Новое свидетельство выдадут бесплатно и без дополнительных разбирательств. Обязательно укажите, по какой причине вы запрашиваете замену, и приложите документы, которые подтверждают верное написание.
Напоминаем, что в 2019 году вступил в силу федеральный закон, который отменяет выдачу физических свидетельств СНИЛС, те самые зеленые карточки. Вместо них теперь ведомства выдают специальный документ, подтверждающий регистрацию в системе персонифицированного учета, на бумаге или в электронном виде.
СНИЛС: что это такое, зачем он нужен и как получить
Всего лишь одна неправильная буква в фамилии, имени или отчестве, допущенная в свидетельстве о рождении, паспорте или трудовой книжке, через много лет может помешать при оформлении пенсии или наследства.
Описку исправит ЗАГС
Как говорят специалисты, чаще всего ошибки связаны с написанием таких букв, как «е» и «ё», «и» и «й», двух или одной буквы «л» и «н». Часто такие ошибки делают при написании трудновыговариваемых татарских фамилий, имен и отчеств. Но и при написании русских имен и фамилий их встречается немало. Часто чиновники вставляют букву, которой не должно быть, или делают орфографические ошибки — например, пишут «АбдуЛович» вместо «АбдуЛЛович», «АртЕм» вместо «АртЁм», «НестИренко» вместо «НестЕренко». В других случаях ошибаются в дате и месте рождения, сведениях о родителях. Некоторые имена пишутся в разных вариантах — например, Зуфар, Зуфер, Зуфяр или Рустем, Рустам, Ростам, Рустэм. Как пошутил как-то президент РТ Минтимер Шаймиев, он знает одиннадцать вариантов написания имени Рустем.
Ошибки, допущенные в документах, выдаваемых в ЗАГСах — свидетельстве о рождении, браке, разводе — можно исправить, обратившись в эту инстанцию.
Только за прошлый год специалисты ЗАГСа рассмотрели более 400 дел по исправлениям ошибок в документах.
Процедура исправления ошибок занимает от одного до трех месяцев. Человек обращается в ЗАГС, пишет заявление, делает копии всех необходимых документов, платит госпошлину, которая с недавнего времени составляет 400 рублей. Здесь важно учесть один существенный момент — изменения вносятся только на основании актовой записи о рождении, которая хранится по месту регистрации рождения в течение ста лет.
Если человек родился в Челнах — процедура упрощается и времени требуется меньше. Все сведения хранятся в архиве при ЗАГСе. Работники архива, сверив все предоставленные документы с актовой записью, выдают заявителю новое свидетельство. Если же человек родился не в Челнах — приходится делать запрос копии актовой записи. На ее основании работники вносят изменения и отправляют по месту рождения заявителя пакет документов. Уже там заявителю выписывают новое свидетельство и отправляют по почте в Челны. Если же по актовой записи не подтверждается требование заявителя, то человеку отказывают, и он может обратиться в суд. В прошлом году было 20 случаев отказа.
Ситуации, в общем, типичны. На днях к специалистам обратились три брата — у всех них отчества различаются одной буквой. У одного написана буква «я», у второго — «е», у третьего — «а». Из-за расхождений они не могут вступить в права наследования. Им предстоит доказать, что человек, оставивший им наследство — их отец. Главный специалист по регистрации актов гражданского состояния управления ЗАГС Гульнара Зарифуллина рассказала о том, что с недавнего времени начали приходить женщины, которые не могут оформить материнский капитал. Например, недавно произошел такой случай. Родители, при регистрации рождения ребенка в 97-м году, по своему желанию попросили написать в свидетельстве о рождении фамилию ребенка через букву «ё» — Семёнов. А у них обоих она записана через «е» — Семенов. Если еще пару лет назад «е» и «ё» считались одной буквой, то сейчас — это разные буквы. Недавно у пары родился второй ребенок, они начали оформлять документы на материнский капитал, а им говорят — «докажите, что это ваш ребенок». Доказывать во всех случаях приходится на основании актовой записи о рождении.
Только через суд
В случаях, когда человеку отказывает ЗАГС, и в случаях с ошибками в других документах человеку приходится обращаться в суд.
«За прошлый год суд принял 30 заявлений об исправлении записей в книге актов гражданского состояния, — говорит заместитель председателя городского суда Надежда Никулина. — Всего было рассмотрено более 1248 дел об установлении факта принадлежности заявителям трудовых книжек, различных удостоверений, медалей к почетному званию. Из них — 1136 — удовлетворено». Чаще всего челнинцы обращаются с заявлением о принадлежности им трудовых книжек, различных архивных справок для подтверждения стажа, пенсии. В советский период не всегда в справках писали отчество. И теперь человеку надо доказывать, что эта справка — его. Доказывать в суде можно как на основании других документов, подтверждающих правоту, так и на основании свидетельских показаний. Все зависит от ситуации.
А они бывают разными. И вроде несерьезные, на первый взгляд, ошибки доставляют немало хлопот. Марина Кириллова начала собирать документы для оформления пенсии. И вдруг выяснилось, что трудового стажа у женщины нет. А все потому, что трудовая книжка когда-то была выписана на Марину Кирилову. Хотя во всех остальных документах — свидетельстве о рождении, паспорте она записана как Марина Кириллова. Женщине понадобилось доказывать, как и когда она превратилась в Кириллову и отстаивать свои права.
Для того чтобы восстановить их, человек должен прийти в суд, написать заявление, обязательно указав, какое юридическое значение для него имеет установление данного факта или внесение исправлений. Потом он оплачивает госпошлину, сдает документы. Затем его приглашают в суд для рассмотрения дела. Вся процедура занимает от полутора до двух месяцев.
Бывают сложные ситуации, когда не обойтись без свидетелей. К примеру, в суд обратилась девушка с просьбой помочь установить факт родственных отношений с матерью. Та умерла, и дочь не могла получить ее пенсию из-за разночтений. У матери отчество — Дильмухаметовна. А у девушки в свидетельстве о рождении отчество матери записали Дмитриевна — видимо, в тот период, когда татарские имена русифицировали. Родственные связи пришлось доказывать с помощью справки из ЖЭКа и свидетелей — родственников и соседей.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Следует помнить:
-
Не склоняются
фамилии славянского происхождения на
-а, -о. Часто
в звуковом составе они совпадают с
неодушевленными предметами. Например:
Крыса, Сало,
Шило и т.п.
-
Не склоняются
фамилии на -аго,
-яго, -ых, -их, -ово, -ко(-енко). Например:
Шамбинаго,
Дубяго, Седых, Долгих, Дурново, Франко,
Шевченко.
-
Как правило,
склоняются нерусские фамилии па
безударные -а,
-я. Например:
творчество
Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы,
фильмы Акиры Куросавы. -
Склоняются русские
и иноязычные фамилии на согласный
звук, если относятся к мужчинам.
Не склоняются,
если относятся к женщинам или к
супружеской паре. Например: заявление
Николая Ремчука; письмо Натальи Ремчук;
просьба супругов Ремчук.
3. Ошибки
при употреблении полной и краткой форм
прилагательных.
Например:
«»Изменение графика отпусков
работников отдела нежелательное
(нежелательно)..
4. Ошибки
при употреблении количественных имен
числительных.
Например:
*Депутат встретился с шестьюстами
шестьдесят
(шестьюдесятью)
шестью
рабочими завода.
Несклонение или
неполное склонение сложных и составных
числительных является нарушением
общелитературной нормы.
5. Нарушение
правил употребления деепричастных
оборотов.
6. Неправильное
использование предлогов.
7. Ошибки,
связанные с неправильным порядком слов
в предложении.
Например: *Для
определения фонда оплаты в конце
года уточняются
расценки на продукцию.
IV.
Употребление
фразеологизмов в деловой речи подчиняется
исторически сложившимся правилам,
закрепленным традицией и обязательным
для всех. В тех случаях, когда нормы
нарушаются, возникает ошибка. Ошибки
могут быть в лексическом
составе фразеологизма, в его грамматическом
оформлении, а также в стилистическом
плане.
5 Виды и техника правки текста
В работе с текстом
выделяется несколько этапов.
-
Прочтение
(желательно несколько раз). -
Продумывание
последовательности работы над текстом
(какие виды правки будут использованы,
какие сведения необходимо проверить
или уточнить, какие дополнительные
материалы надо собрать). При работе со
служебными документами необходимо:
— проверить
фактический материал, определить,
является ли фактический материал полным;
— проверить
правильность используемых автором
ссылок, цитат, точность библиографических
данных.
-
Проведение
языковых и стилистических правок
текста.
В зависимости о
того, какие изменения вносятся в текст
при редактировании, различают следующие
виды правки:
-
правка-вычитка
включает в
себя проверку напечатанного текста с
отредактированным вариантом:
-
Если при проверке
будут замечены ошибки, то в текст
необходимо внести новые исправления
и заново перепечатать. -
Не допускается
переделка или подрисовка каких-либо
знаков, они должны быть вписаны над
зачеркнутыми знаками. -
Все исправления
делают в тексте чернилами -
Если текст печатают
в нескольких экземплярах, то необходимо,
чтобы каждая копия соответствовала
оригиналу. -
В некоторых случаях
соответствие копий оригиналу
удостоверяется официально.
-
правка-сокращение
подразумевает
устранение малосущественного материала
из текста или материала, который является
длинным, что обусловлено неумением
автора кратко и лаконично излагать
свои мысли. Правка-сокращение применяется:
-
в текстах,
переполненных общими рассуждениями,
цитатами; -
в текстах, которые
переполнены однотипными примерами или
цифровым материалом; -
в текстах для
упрощения сложных синтаксических
конструкций; -
в текстах,
превышающих заранее установленный
объем.
-
правка-переделка
применяется
в тех случаях, когда автор текста не
умеет выражать свои мысли. При этом
надо сохранять особенности авторского
стиля.
4) правка-обработка
— комплексный
вид правки текста, включающий в себя
все вышеуказанные операции работы с
текстом.
-
При правке текста
надо использовать дополнительные
материалы, которые могут оказать
существенную помощь в работе над текстом
(инструкции по делопроизводству,
словари, справочные пособия и др.).
Служебные
документы бывают:
—
административно-управленческие;
— научно-технические.
Существует около
60 видов управленческих документов.
Служебные документы делятся на несколько
больших групп по своему функциональному
значению:
-
личные (заявления,
доверенность); -
официально-
распорядительные (постановления,
распоряжения, приказы); -
административно-организационные
(контракт, договор); -
информационно-справочные
(справки, докладные, объяснительные
записки); -
деловые письма,
-
финансовые и
учетные документы.
Каждый документ
имеет определенную текстовую
форму.
Различают пять типов записи текстов:
-
линейная запись
(автобиография, заявление, доверенность
и др.), -
трафарет (справки,
контракты, договоры и др.), -
таблица (финансовые
ведомости и др.), -
тексты-аналоги
(приказы, решения, постановления и др.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква
Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.
2. Словарные слова
Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
4. Смягчающий мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.
5. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.
6. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.
7. Начало и конец предложения
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную
букву в начале предложения и знак препинания в конце.
ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква
Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.
2. Словарные слова
Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
4. Смягчающий мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.
5. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.
6. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.
7. Начало и конец предложения
Выпиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
8. Большая буква в имени собственном
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
9. Неправильно разделил слово на слоги
Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога
10. Предлоги пиши отдельно от слова
Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.
Например: в большом лесу, в саду, в книге.
11. Приставки пиши слитно
Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.
Например: записал, переписал, написал.
12. Неправильно составил транскрипцию
слова
Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.
Например: конец [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]
13. Неправильно разобрал слово по составу.
Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.
14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)
Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик
8. Большая буква в имени собственном
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
9. Неправильно разделил слово на слоги
Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога
10. Предлоги пиши отдельно от слова
Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.
Например: в большом лесу, в саду, в книге.
11. Приставки пиши слитно
Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.
Например: записал, переписал, написал.
12. Неправильно составил транскрипцию
слова
Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.
Например: конец [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]
13. Неправильно разобрал слово по составу.
Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.
14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)
Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик
15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.
Например: сады – сад, волна
– волны.
16. Правописание непроизносимых согласных
(в, д, т, л)
Запиши слово правильно. Подбери однокоренное
слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь орфограмму.
Например: звёздный – звезда,
честный – честь
Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.
Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.
17. Приставки с буквами -о -а
Запиши слово правильно. Выдели
приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: заморозил, зайти, зашить.
18. Правописание суффиксов
Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.
19. Перенос слова
Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.
Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.
15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.
Например: сады – сад, волна
– волны.
16. Правописание непроизносимых согласных
(в, д, т, л)
Запиши слово правильно. Подбери
однокоренное слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь
орфограмму.
Например: звёздный – звезда,
честный – честь
Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.
Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.
17. Приставки с буквами -о -а
Запиши слово правильно. Выдели приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: заморозил, зайти, зашить.
18. Правописание суффиксов
Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.
19. Перенос слова
Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.
Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке
рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного. - Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
1. Перенос слов.
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова.
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса.
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь.
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи:
1. На выбор букв для обозначения звука:
Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:
(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).
Грамматические зарядки:
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
2. | Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) |
ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) |
к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва |
п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. - Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва. - Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров? - Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ. - Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками.
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
обозначь ударение. - Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. - Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение. - Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
всех словах выдели корень. - Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. - Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже. - Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. - Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.