Существует всего лишь 4 способа повредить электрическую цепь.
Зная эти способы, вы приблизитесь на шаг ближе к решению проблемы.
Легко понять ваш испуг, когда вам поставлена задача решить проблему в электрике старенького автомобиля. Современные автомобильные электрические системы — это комплекс, который совершенствуется с каждой новой моделью. Усугубляет проблему множество сражений с теорией электричества, отсутствие стратегий диагностики, которые должны помочь завоевать победу и решить возникшие проблемы. Многие предпочитают заниматься тормозной системой или ремонтом двигателей, но нет такой системы в автомобиле, которая не имела бы электрических компонентов. Вы можете убежать, но не сможете спрятаться.
Если это про вас — мужайтесь. Электрически заряженный техник всегда помнит о том, что:
- Электричество всегда работает одинаково, вне зависимости от сложности системы.
- Существует всего 4 возможных неисправностей, которые могут возникнуть в электрической цепи. Это — обрыв (размыкание) цепи, высокое сопротивление, замыкание на «массу», замыкание на питание.
- Понимание беспокойства клиента и простой осмотр зачастую могут подсказать, с какой из четырех неисправностей вы имеете дело.
Итак, сделайте глубокий вздох и давайте пройдемся по основам, которые вы должны знать, чтобы стать превосходным автоэлектриком.
Основы.
Давайте сделаем небольшой обзор основ электричества. Прежде всего, что такое электричество? Ученые всегда придумывают новую информацию об этом, но мы можем предполагать, что электричество — это поток электронов, двигающихся через проводник. Электроны — это одни из основных кирпичиков материи, которые являются неотъемлемой частью атома. Атом — наименьшая частица, на которые может быть разбит любой элемент, сохраняя тем самым свойства этого элемента. Например, одним из таких элементов является медь, ее свободные электроны могут перемещаться от одного атома к другому.
Элементы, способные проводить электрический ток известны как — проводники. Лучшими проводниками являются серебро, медь, золото и алюминий. Материалы, блокирующие электрический ток известны как изоляторы. Обычно используются изоляторы содержащие пластик, стекло, резину и бакелит.
Поэтому мы одеваем медный провод в пластмассовый изолирующий материал, так как не хотим, чтобы электричество ушло из провода, более того — ушло в неизвестном направлении.
Что заставляет воду течь по трубе? Разность давления. Большее давление на одной стороне и меньшее на другой. Вода естественным образом течет по трубе от стороны с наибольшим давлением в направлении области с наименьшем давлением. Если не будет разницы в давлении, вода не потечет.
Таким же образом, электрический ток не потечет без разницы в давлении. «Давление», оказывающее влияние на электрический ток называют напряжением, и измеряют в вольтах. Напряжение также известно как разность потенциалов или электродвижущей силой (ЭДС). Если возможно существование напряжения (давления) без тока, то тока без напряжения невозможно. Гении электричества, такие как Эдисон, давно обнаружили, что если вам удастся создать поток электронов, вам удастся сделать много полезной работы. Поток электронов известен как ток, и измеряется в амперах. Думайте о нем как о воде, текущей по трубе. Чтобы повысить количество перемещаемой воды, труба должна быть большей в диаметре. С электричеством также. Больше электрического тока может сделать большую работы, и чем больше тока вы хотите переместить, тем толще должен быть провод. Все самые толстые провода на вашем автомобиле сделаны, чтобы по ним протекало больше тока и он мог сделать больше работы. Лучшим примером может служить кабель, идущий от аккумулятора к стартерной батарее. Неплотно закрытый вентиль или повреждение в трубе, уменьшающее ее диаметр, создает ограничения для потока. Возрастающие ограничения ослабляют поток воды. Электрическое сопротивление работает подобным образом. Увеличение сопротивления вызывает уменьшение электрического тока. Электрическое сопротивление измеряется в омах и может быть вызвано потерей контактов на подключениях, изношенными проводами или ржавыми клеммами. Важно понимать основной принцип относительно сопротивления: чем ближе вы стремитесь к нулевому ому, тем меньше сопротивление в цепи. В свою очередь, если ток в цепи будет равен нулю амперам, то сопротивление возрастет до бесконечности. Вы, вероятно, слышали о законе Ома, названного в честь германского физика и математика Георга Симона Ома. Закон Ома является основой этой дискуссии, так как описывает отношение между напряжением, током и сопротивлением. Простым языком закон Ома гласит: один вольт электрического давления вызовет один ампер тока, протекающего через один ом сопротивления. Наиболее важным вкладом Ома в техническом понимании электричества, является то определение, что когда сопротивление цепи увеличивается ток уменьшается. Обратное также верно: если сопротивление в цепи снижается, ток возрастает. Это объясняет многое из того, с чем мы сталкиваемся каждый день, как технические специалисты, помогает нам понять почему и как происходят множество поломок в электрических системах. Это когда тока становится меньше, ток не течет вовсе, или течет где то, где мы бы этого не хотели. Все мы знаем или сталкивались с «крутыми» автомобильными техниками, которые диагностируют проблему в электрической цепи прослушав историю клиента, а затем выдают что то вроде: — «Где то «коротыш». Бесполезное замечание, неправда ли? И как часто бывает, на вопрос о том, что и где конкретно неисправно, вы получаете большое затруднение с ответом. Несмотря на их благие намерения вам помочь, называть любую электрическую неисправность коротким замыканием является дезинформаированием. Существует всего 4 возможных неисправностей, которые могут возникнуть в электрической цепи: обрыв цепи, высокое сопротивление, замыкание на «массу», замыкание на «питание». Итак рассмотрим, какие симптомы соответствую каждой неисправности и какие действия необходимо предпринять, чтобы их обнаружить. Техническим специалистам необходимо начинать с четкого понимания беспокойства заказчика. Задавайте проясняющие вопросы, как например, является ли проблемы постоянной или возникает переодически. Эти вопросы дадут некоторое представление с какой из четырех возможных неисправностей вы имеете дело. Постарайтесь обеспечить присутствие заказчика, в момент поиска неисправности, а при необходимости, проведите с ним контрольный заезд. Следующий шаг — это выполнение визуального осмотра и основных тестов таких простых деталей, как лампочки и предохранители. Не доставайте предохранитель. Вместо этого проверьте вольтметром на двух его сторонах наличие напряжения. Педохранитель расплавленный? Тогда имеет место чрезмерное протекание тока, обусловленное снижением сопротивления в цепи. Если предохранитель в порядке, то сопротивление цепи либо в норме, либо слишком большое. Значительный процент проблем с электрикой решаются на этом этапе. Когда заказчик заявляет, что устройство не работает вовсе, вам необходимо задуматься об обрыве цепи. Обрыв цепи возникает при прерывании соединений, через которые должен протекать ток. Вследствие прерывания соединения сопротивление цепи возрастает до бесконечности. Обрыв цепи также известен как прерывистая цепь. Если предохранитель в порядке, это укрепляет необходимость приступить к диагностике обрыва цепи. Далее, вам необходимо получить доступ к неисправному устройству и включить зажигание автомобиля. Подсоедините минусовой провод вашего вольтметра на корпус (массу), замеряя напряжение на стороне питания этого устройства, т.е. присоедините плюсовой провод к месту подключения этого устройства. Вы должны увидеть на вольтметре напряжение аккумуляторной батареи. Если нет, то вам необходимо измерять напряжение в точках выше по течению от устройства, чтобы сузить место расположения разомкнутой цепи. Продолжайте замеры по обратно по направлению к аккумулятору. Если при замере вы увидите наличие напряжения, значит проблема заключается между этим местом и предыдущим, где вы измеряли. А что если напряжение по питанию есть, но устройство все равно не работает? Вашим следующим шагом будет замер напряжения по «минусу», т.е. на корпус. Если вам удалось замерить напряжение аккумуляторной батареи с обеих сторон устройства (по плюсу и минусу), и устройство при этом исправно, то вероятен разрыв цепи по «массе». Подсоедините перемычку (провод) между корпусом (или минусовым контактом) и корпусов автомобиля, чтобы завершить проверку. Если и сейчас устройство не заработает — выходит, что оно неисправно. Когда клиент жалуется, что устройство работает плохо, не в полную силу, это говорит о том, что вы имеете дело с большим сопротивлением. Это может быть тускло светящаяся лампочка, медленно раскручивающися двигатель, или электрический обогреватель не вращается с необходимой силой. Всему виной плохое соединение где-то в цепи, и возрастающее сопротивление снижает напряжение, необходимое для работы устройства. Это вызвано феноменом, называемым — падение напряжения. Это всегда случается так, когда ток течет через сопротивление. Плохие (ржавые или неплотные) соединения будут сами потреблять напряжение и оставлять его меньше для устройства. Вольтметр, подключенный в месте соединения с проводом расскажет все об этом. Если соединение хорошее, вольтметр покажет падение напряжения в милливольтах. При плохом соединении ваш вольтметр покажет намного больше, чем просто большое значение падения напряжения. Это могут быть и расплавленные пластиковые соединения, и прогоревшие изоляторы. Они то и свидетельствуют о том, что вы нашли источник высокого сопротивления. Нет необходимости проверять предохранитель за предохранителем. Они в порядке. Включите зажигание и снимите показания напряжения потребляемого устройством. По идее, вы должны увидеть значение напряжения близкое к напряжению аккумуляторной батареи, но при такой ситуации, скорее всего, шансы минимальны. Если вы наблюдаете значение напряжения более чем на 1 вольт ниже чем на аккумуляторной батарее, самое время начать поиски причин неисправности под названием «высокое сопротивление». Здесь возможно высокое сопротивление как на стороне питания, так и на стороне «минуса», или на обеих. Подсоедините минусовой провод вашего вольтметра к хорошему минусовому контакту на корпусе и проверьте напряжение на стороне питания устройства. Если вольтметр показывает значение близкое к аккумуляторной батареи, на стороне питания все в порядке. Однако, если напряжение в этом случае низкое, вам необходимо проверить цепь вверх по течению к батареи, в поисках точки, в которой возникает падение напряжения. Если в какой то точке вы увидите нормальное напряжение цепи, то высокое сопротивление находится где то между этой точкой и последней вами проверенной. Если на стороне питания напряжение близко к напряжения аккумуляторной батареи, неисправность кроится на стороне минусового контакта цепи. Минусовым проводом вашего вольтметра подключитесь к хорошему контакту на корпус, а вторым проводом подключитесь к минусовому подключению самого устройства. Вольтметр должен показать только милливольтовое значение падения напряжения, если все в порядке. Если показания больше, необходимо ремонтировать плохие соединения по «массе» и проверить как после этого работает устройство. Вот где начинается самое интересное. Если заказчик рассказывает вам о том, что устройство не работает вовсе и вы обнаруживаете оплавленный предохранитель, возможной причиной может быть замыкание на массу. Замыкание на массу это низкое сопротивление на пути к массе, вызывающее повышенный ток. Это часто вызвано повреждением изоляции провода вследствие его трения о корпус автомобиля. Однако, это может быть вызвано внутренним повреждением устройства, которое может ремонтироваться только заменой комплектующих. Если вы встретились с расплавленным предохранителем, начните с его замены и затем начните работу с цепью. Первопричиной может быть и сам предохранитель, но если и новый предохранитель перегорит, то присутствует какая то неисправность. Предохранитель сгорел в момент его замены или после включение зажигания? Это сразу говорит о том, находится проблема до замка зажигания, или после него. Внимательно изучите схему проводов, и определите цепи, подключенные к неисправному предохранителю. Какие цепи скорее всего приведут к короткому замыканию? Можете ли вы отключить цепи, которые подозреваете в причине неисправности? Если, при отключении конкретного устройства или участка цепи, предохранитель не сгорит, это значит, что вы находитесь значительно ближе к решению проблемы. Наиболее сложным методом для определения короткого замыкания на массу является использование тонального генератора. Этот диагностирующий прибор имеет передатчик, который подсоединяется к патрону предохранителя (или к другой точке жгута с проводами) и посылает сигнал по проблемной цепи. Технический специалист продвигается по цепи с приемником, который издает звук, когда обнаруживает сигнал, проходящий по проводу. Когда вы вплотную приближаетесь к месту короткого замыкания на массу, звук из приемника пропадает. Этот прибор может применяться техническими специалистами также при определении обрыва цепи. О замыкании на питание вам могут сообщить разными путями. Первый — заказчик мог рассказать вам, что конкретное устройство на его автомобиле не выключается. Другая вероятность, если заказчик говорит, что автомобиль пришлось заводить с толкача, после того, как она постояла ночь. Замыкание на питание — это неисправность вызванная наличием питания на устройстве в обход переключателя, или если сам переключатель имеет внутреннее короткое замыкание или если провод после переключателя законтачен с проводом из другой цепи. При всех вероятностях, предохранитель будет исправен, но цепь будет под напряжением когда вам это не нужно. Если заказчик говорит о том, что устройство не хочет выключаться, вытащите предохранитель из этой цепи. Если устройство выключилось, есть проблема с изоляцией внутри этой цепи. Установите предохранитель заново и отключите от цепи зажигание. Если устройство выключилось, переключатель имеет внутреннее короткое замыкание. Если устройство по прежнему работает, когда предохранитель вытащен, на него поступает питание из другой цепи. Внимательно проверьте жгут проводов, в поисках места возможного соединения протертых проводов, вызвав эту неисправность. Если заказчик говорит, что аккумуляторная батарея разрядилась за ночь, вы вероятно имеете дело с утечкой. Не доставайте предохранители. Вместо этого используйте мультиметр, чтобы замерить падение напряжения по отдельным предохранителям с выключенным зажиганием. Если цепь в норме, на цифровом мультиметре будет значение в милливольтах очень малое. Если вы обнаружите предохранитель, который будет показывать значение намного большее, чем остальные — то вы нашли ту цепь, которая «убила» аккумулятор клиента. То, что идет не так.
1. Обрыв цепи.
2. Большое сопротивление.
3. Короткое замыкание на массу.
4. Замыкание на питание.
Материал подготовил:
Качанов Александр Юрьевич.
1. Нарушение
целостности отдельных цепей из-за:
-
обрыва
проводов и гибких шунтов; -
нарушение
контакта в подвижных соединениях; -
перегорание
предохранителей и отключение автоматов.
2.
Замыкание на корпус при повреждении
изоляции в силовых цепях или в цепях
управления (ЦУ). При одновременном
заземлении в положительных частях двух
или нескольких ЦУ возможно ложное
срабатывание аппаратов при включении
посторонней цепи (поворот ПР, внезапное
трогание тепловоза и др.).
3. Пониженное или повышенное напряжение
в электрических аппаратах, что приводит
к их не включению или перегоранию.
4.
Недостаточное давление сжатого воздуха
в аппаратах с пневмоприводом.
5.
Механические неисправности электрических
машин и аппаратов:
-
зависание
щеток в щеткодержателях; -
перекос
якоря контактора; -
ослабление
болтового крепления кабеля или провода
из-за тряски.
Правила отыскания неисправностей.
1. От
простого и доступного переходить к
более сложному и скрытому. Например,
для определения причин остановки дизеля
сначала следует проверить давление
топлива и масла, предельный регулятор,
соединение механизма управление рейками
ТНВД, а затем эл. цепь блок — магнита ЭТ.
2.
Необходимо использовать все закономерные
связи смежных цепей и появление
характерных признаков для быстрого
обнаружения неисправностей. Например,
при сбросе нагрузки быстро проверить
автомат А13 «Управление», включением КН
«Песок».
3.
Правило «параллельных цепей», т.е. разрыв
в цепи определяют путем сравнения
состояния аппаратов подключенных в
параллельные цепи, например, при остановки
ТпН, следует проверить наличие возбуждения
ВГ (по зарядке АБ) и состояние ВП6 и ВП9.
Если они не обесточены, значит выбило
автомат А4 в цепи ТпН.
4.
Использовать резервные, свободные цепи
аппаратов, как средство для отыскания
неисправностей. Например при наборе
первой позиции не включаются поездные
контакторы П1÷П6. Следует повернуть
реверсивную рукоятку и снова набрать
первую позицию. Если П1÷П6 включаются,
то неисправность следует искать в
контактах реверсивного барабана КМ или
в блокировках ПР.
5.
Восстановление работы схемы при
невозможности отыскания неисправности
необходимо производить вводом в действие
предусмотренных заводом аварийных
цепей и, как исключение, постановкой
обоснованных перемычек.
6.Строго
соблюдать ТБ при устранении неисправностей.
При постановки перемычек восстанавливаемая
цепь должна быть дополнительно обесточена.
Способы отыскания неисправностей.
1. Прозвонка цепи с помощью контрольной лампы для определения места обрыва.
1. Перед
«прозвонкой» проверяют исправность
К.Л.: одним зажимом присоединить к
минусовой клемме — 8/1 ÷ 8/9, а щупом коснуться
плюсовой клеммы – 1/1÷1/4 , лампа должна
загореться.
2. Для определения
места обрыва необходимо щупом
последовательно касаться наружных
контактных точек проверяемой цепи.
Место повреждения (обрыв или плохой
контакт) будет находиться между точкой,
где лампа горит и точкой, где лампа не
горит.
3. При проверке
цепь получает питание от АБ или ВГ.
Таким же образом, электрический ток не потечет без разницы в давлении. «Давление», оказывающее влияние на электрический ток называют напряжением, и измеряют в вольтах. Напряжение также известно как разность потенциалов или электродвижущей силой (ЭДС). Если возможно существование напряжения (давления) без тока, то тока без напряжения невозможно. Гении электричества, такие как Эдисон, давно обнаружили, что если вам удастся создать поток электронов, вам удастся сделать много полезной работы. Поток электронов известен как ток, и измеряется в амперах. Думайте о нем как о воде, текущей по трубе. Чтобы повысить количество перемещаемой воды, труба должна быть большей в диаметре. С электричеством также. Больше электрического тока может сделать большую работы, и чем больше тока вы хотите переместить, тем толще должен быть провод. Все самые толстые провода на вашем автомобиле сделаны, чтобы по ним протекало больше тока и он мог сделать больше работы. Лучшим примером может служить кабель, идущий от аккумулятора к стартерной батарее.
Неплотно закрытый вентиль или повреждение в трубе, уменьшающее ее диаметр, создает ограничения для потока. Возрастающие ограничения ослабляют поток воды. Электрическое сопротивление работает подобным образом. Увеличение сопротивления вызывает уменьшение электрического тока. Электрическое сопротивление измеряется в омах и может быть вызвано потерей контактов на подключениях, изношенными проводами или ржавыми клеммами. Важно понимать основной принцип относительно сопротивления: чем ближе вы стремитесь к нулевому ому, тем меньше сопротивление в цепи. В свою очередь, если ток в цепи будет равен нулю амперам, то сопротивление возрастет до бесконечности.
Вы, вероятно, слышали о законе Ома, названного в честь германского физика и математика Георга Симона Ома. Закон Ома является основой этой дискуссии, так как описывает отношение между напряжением, током и сопротивлением. Простым языком закон Ома гласит: один вольт электрического давления вызовет один ампер тока, протекающего через один ом сопротивления.
Наиболее важным вкладом Ома в техническом понимании электричества, является то определение, что когда сопротивление цепи увеличивается ток уменьшается. Обратное также верно: если сопротивление в цепи снижается, ток возрастает. Это объясняет многое из того, с чем мы сталкиваемся каждый день, как технические специалисты, помогает нам понять почему и как происходят множество поломок в электрических системах. Это когда тока становится меньше, ток не течет вовсе, или течет где то, где мы бы этого не хотели.
То, что идет не так.
Все мы знаем или сталкивались с «крутыми» автомобильными техниками, которые диагностируют проблему в электрической цепи прослушав историю клиента, а затем выдают что то вроде: — «Где то «коротыш». Бесполезное замечание, неправда ли? И как часто бывает, на вопрос о том, что и где конкретно неисправно, вы получаете большое затруднение с ответом.
Несмотря на их благие намерения вам помочь, называть любую электрическую неисправность коротким замыканием является дезинформаированием. Существует всего 4 возможных неисправностей, которые могут возникнуть в электрической цепи: обрыв цепи, высокое сопротивление, замыкание на «массу», замыкание на «питание». Итак рассмотрим, какие симптомы соответствую каждой неисправности и какие действия необходимо предпринять, чтобы их обнаружить.
Техническим специалистам необходимо начинать с четкого понимания беспокойства заказчика. Задавайте проясняющие вопросы, как например, является ли проблемы постоянной или возникает переодически. Эти вопросы дадут некоторое представление с какой из четырех возможных неисправностей вы имеете дело. Постарайтесь обеспечить присутствие заказчика, в момент поиска неисправности, а при необходимости, проведите с ним контрольный заезд.
Следующий шаг — это выполнение визуального осмотра и основных тестов таких простых деталей, как лампочки и предохранители. Не доставайте предохранитель. Вместо этого проверьте вольтметром на двух его сторонах наличие напряжения.
Педохранитель расплавленный? Тогда имеет место чрезмерное протекание тока, обусловленное снижением сопротивления в цепи. Если предохранитель в порядке, то сопротивление цепи либо в норме, либо слишком большое. Значительный процент проблем с электрикой решаются на этом этапе.
1. Обрыв цепи.
Когда заказчик заявляет, что устройство не работает вовсе, вам необходимо задуматься об обрыве цепи. Обрыв цепи возникает при прерывании соединений, через которые должен протекать ток. Вследствие прерывания соединения сопротивление цепи возрастает до бесконечности. Обрыв цепи также известен как прерывистая цепь.
Если предохранитель в порядке, это укрепляет необходимость приступить к диагностике обрыва цепи. Далее, вам необходимо получить доступ к неисправному устройству и включить зажигание автомобиля. Подсоедините минусовой провод вашего вольтметра на корпус (массу), замеряя напряжение на стороне питания этого устройства, т.е. присоедините плюсовой провод к месту подключения этого устройства. Вы должны увидеть на вольтметре напряжение аккумуляторной батареи. Если нет, то вам необходимо измерять напряжение в точках выше по течению от устройства, чтобы сузить место расположения разомкнутой цепи. Продолжайте замеры по обратно по направлению к аккумулятору. Если при замере вы увидите наличие напряжения, значит проблема заключается между этим местом и предыдущим, где вы измеряли.
А что если напряжение по питанию есть, но устройство все равно не работает? Вашим следующим шагом будет замер напряжения по «минусу», т.е. на корпус.
Если вам удалось замерить напряжение аккумуляторной батареи с обеих сторон устройства (по плюсу и минусу), и устройство при этом исправно, то вероятен разрыв цепи по «массе». Подсоедините перемычку (провод) между корпусом (или минусовым контактом) и корпусов автомобиля, чтобы завершить проверку.
Если и сейчас устройство не заработает — выходит, что оно неисправно.
2. Большое сопротивление.
Когда клиент жалуется, что устройство работает плохо, не в полную силу, это говорит о том, что вы имеете дело с большим сопротивлением. Это может быть тускло светящаяся лампочка, медленно раскручивающися двигатель, или электрический обогреватель не вращается с необходимой силой. Всему виной плохое соединение где-то в цепи, и возрастающее сопротивление снижает напряжение, необходимое для работы устройства.
Это вызвано феноменом, называемым — падение напряжения. Это всегда случается так, когда ток течет через сопротивление. Плохие (ржавые или неплотные) соединения будут сами потреблять напряжение и оставлять его меньше для устройства. Вольтметр, подключенный в месте соединения с проводом расскажет все об этом. Если соединение хорошее, вольтметр покажет падение напряжения в милливольтах. При плохом соединении ваш вольтметр покажет намного больше, чем просто большое значение падения напряжения. Это могут быть и расплавленные пластиковые соединения, и прогоревшие изоляторы. Они то и свидетельствуют о том, что вы нашли источник высокого сопротивления.
Нет необходимости проверять предохранитель за предохранителем. Они в порядке. Включите зажигание и снимите показания напряжения потребляемого устройством. По идее, вы должны увидеть значение напряжения близкое к напряжению аккумуляторной батареи, но при такой ситуации, скорее всего, шансы минимальны. Если вы наблюдаете значение напряжения более чем на 1 вольт ниже чем на аккумуляторной батарее, самое время начать поиски причин неисправности под названием «высокое сопротивление».
Здесь возможно высокое сопротивление как на стороне питания, так и на стороне «минуса», или на обеих. Подсоедините минусовой провод вашего вольтметра к хорошему минусовому контакту на корпусе и проверьте напряжение на стороне питания устройства. Если вольтметр показывает значение близкое к аккумуляторной батареи, на стороне питания все в порядке. Однако, если напряжение в этом случае низкое, вам необходимо проверить цепь вверх по течению к батареи, в поисках точки, в которой возникает падение напряжения. Если в какой то точке вы увидите нормальное напряжение цепи, то высокое сопротивление находится где то между этой точкой и последней вами проверенной.
Если на стороне питания напряжение близко к напряжения аккумуляторной батареи, неисправность кроится на стороне минусового контакта цепи. Минусовым проводом вашего вольтметра подключитесь к хорошему контакту на корпус, а вторым проводом подключитесь к минусовому подключению самого устройства. Вольтметр должен показать только милливольтовое значение падения напряжения, если все в порядке. Если показания больше, необходимо ремонтировать плохие соединения по «массе» и проверить как после этого работает устройство.
3. Короткое замыкание на массу.
Вот где начинается самое интересное. Если заказчик рассказывает вам о том, что устройство не работает вовсе и вы обнаруживаете оплавленный предохранитель, возможной причиной может быть замыкание на массу. Замыкание на массу это низкое сопротивление на пути к массе, вызывающее повышенный ток. Это часто вызвано повреждением изоляции провода вследствие его трения о корпус автомобиля. Однако, это может быть вызвано внутренним повреждением устройства, которое может ремонтироваться только заменой комплектующих.
Если вы встретились с расплавленным предохранителем, начните с его замены и затем начните работу с цепью. Первопричиной может быть и сам предохранитель, но если и новый предохранитель перегорит, то присутствует какая то неисправность. Предохранитель сгорел в момент его замены или после включение зажигания? Это сразу говорит о том, находится проблема до замка зажигания, или после него.
Внимательно изучите схему проводов, и определите цепи, подключенные к неисправному предохранителю. Какие цепи скорее всего приведут к короткому замыканию? Можете ли вы отключить цепи, которые подозреваете в причине неисправности? Если, при отключении конкретного устройства или участка цепи, предохранитель не сгорит, это значит, что вы находитесь значительно ближе к решению проблемы.
Наиболее сложным методом для определения короткого замыкания на массу является использование тонального генератора. Этот диагностирующий прибор имеет передатчик, который подсоединяется к патрону предохранителя (или к другой точке жгута с проводами) и посылает сигнал по проблемной цепи. Технический специалист продвигается по цепи с приемником, который издает звук, когда обнаруживает сигнал, проходящий по проводу. Когда вы вплотную приближаетесь к месту короткого замыкания на массу, звук из приемника пропадает. Этот прибор может применяться техническими специалистами также при определении обрыва цепи.
4. Замыкание на питание.
О замыкании на питание вам могут сообщить разными путями. Первый — заказчик мог рассказать вам, что конкретное устройство на его автомобиле не выключается. Другая вероятность, если заказчик говорит, что автомобиль пришлось заводить с толкача, после того, как она постояла ночь. Замыкание на питание — это неисправность вызванная наличием питания на устройстве в обход переключателя, или если сам переключатель имеет внутреннее короткое замыкание или если провод после переключателя законтачен с проводом из другой цепи. При всех вероятностях, предохранитель будет исправен, но цепь будет под напряжением когда вам это не нужно.
Если заказчик говорит о том, что устройство не хочет выключаться, вытащите предохранитель из этой цепи. Если устройство выключилось, есть проблема с изоляцией внутри этой цепи. Установите предохранитель заново и отключите от цепи зажигание. Если устройство выключилось, переключатель имеет внутреннее короткое замыкание. Если устройство по прежнему работает, когда предохранитель вытащен, на него поступает питание из другой цепи. Внимательно проверьте жгут проводов, в поисках места возможного соединения протертых проводов, вызвав эту неисправность.
Если заказчик говорит, что аккумуляторная батарея разрядилась за ночь, вы вероятно имеете дело с утечкой. Не доставайте предохранители. Вместо этого используйте мультиметр, чтобы замерить падение напряжения по отдельным предохранителям с выключенным зажиганием. Если цепь в норме, на цифровом мультиметре будет значение в милливольтах очень малое. Если вы обнаружите предохранитель, который будет показывать значение намного большее, чем остальные — то вы нашли ту цепь, которая «убила» аккумулятор клиента.
Материал подготовил:
Качанов Александр Юрьевич.
1. Нарушение
целостности отдельных цепей из-за:
-
обрыва
проводов и гибких шунтов; -
нарушение
контакта в подвижных соединениях; -
перегорание
предохранителей и отключение автоматов.
2.
Замыкание на корпус при повреждении
изоляции в силовых цепях или в цепях
управления (ЦУ). При одновременном
заземлении в положительных частях двух
или нескольких ЦУ возможно ложное
срабатывание аппаратов при включении
посторонней цепи (поворот ПР, внезапное
трогание тепловоза и др.).
3. Пониженное или повышенное напряжение
в электрических аппаратах, что приводит
к их не включению или перегоранию.
4.
Недостаточное давление сжатого воздуха
в аппаратах с пневмоприводом.
5.
Механические неисправности электрических
машин и аппаратов:
-
зависание
щеток в щеткодержателях; -
перекос
якоря контактора; -
ослабление
болтового крепления кабеля или провода
из-за тряски.
Правила отыскания неисправностей.
1. От
простого и доступного переходить к
более сложному и скрытому. Например,
для определения причин остановки дизеля
сначала следует проверить давление
топлива и масла, предельный регулятор,
соединение механизма управление рейками
ТНВД, а затем эл. цепь блок — магнита ЭТ.
2.
Необходимо использовать все закономерные
связи смежных цепей и появление
характерных признаков для быстрого
обнаружения неисправностей. Например,
при сбросе нагрузки быстро проверить
автомат А13 «Управление», включением КН
«Песок».
3.
Правило «параллельных цепей», т.е. разрыв
в цепи определяют путем сравнения
состояния аппаратов подключенных в
параллельные цепи, например, при остановки
ТпН, следует проверить наличие возбуждения
ВГ (по зарядке АБ) и состояние ВП6 и ВП9.
Если они не обесточены, значит выбило
автомат А4 в цепи ТпН.
4.
Использовать резервные, свободные цепи
аппаратов, как средство для отыскания
неисправностей. Например при наборе
первой позиции не включаются поездные
контакторы П1÷П6. Следует повернуть
реверсивную рукоятку и снова набрать
первую позицию. Если П1÷П6 включаются,
то неисправность следует искать в
контактах реверсивного барабана КМ или
в блокировках ПР.
5.
Восстановление работы схемы при
невозможности отыскания неисправности
необходимо производить вводом в действие
предусмотренных заводом аварийных
цепей и, как исключение, постановкой
обоснованных перемычек.
6.Строго
соблюдать ТБ при устранении неисправностей.
При постановки перемычек восстанавливаемая
цепь должна быть дополнительно обесточена.
Способы отыскания неисправностей.
1. Прозвонка цепи с помощью контрольной лампы для определения места обрыва.
1. Перед
«прозвонкой» проверяют исправность
К.Л.: одним зажимом присоединить к
минусовой клемме — 8/1 ÷ 8/9, а щупом коснуться
плюсовой клеммы – 1/1÷1/4 , лампа должна
загореться.
2. Для определения
места обрыва необходимо щупом
последовательно касаться наружных
контактных точек проверяемой цепи.
Место повреждения (обрыв или плохой
контакт) будет находиться между точкой,
где лампа горит и точкой, где лампа не
горит.
3. При проверке
цепь получает питание от АБ или ВГ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
УСТРАНЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
57. Общие указания
Неисправности в электрических цепях и способы их обнаружения.
Наиболее частыми неисправностями в электрических цепях (проводах, машинах и аппаратах) являются:
а) короткое замыкание, вызванное пробоем или перекрытием изоляции;
б) обрыв (перегорание) провода, излом токонесущей детали или потеря контакта в соединениях;
в) ослабление крепления проводов и, как следствие, соединение проводов между собой.
Помимо вышеперечисленных неисправностей, нарушение нормальной работы цепей возможно в результате пониженного напряжения аккумуляторной батареи, неустойчивой работы генератора управления и пониженного давления воздуха в пневматической цепи управления.
При коротком замыкании происходит резкое возрастание тока, что приводит к срабатыванию аппаратов защиты (дифференциального реле, БВ, КВЦ) или перегоранию плавких вставок предохранителей. При обрыве электрической цепи ток по цепи не протекает, поэтому аппараты защиты не срабатывают. Электрическое соединение между собой нескольких проводов приводит к прохождению тока по различным цепям, не предусмотренным схемой. Чрезмерный нагрев места соединения может привести к таким серьезным повреждениям, как перегорание проводов или короткое замыкание.
Для обнаружения поврежденных цепей необходимо:
а) установить, какие были показания измерительных приборов и сигнальных ламп, где находились рукоятки контроллера машиниста, какие кнопки были включены на кнопочном выключателе до начала повреждения;
б) произвести тщательный наружный осмотр всех проводов аппаратов и машин.
Если этими способами не удалось обнаружить неисправность, необходимо прибегнуть к проверке (прозвонке) электрических цепей. Для прозвонки чаще всего пользуются контрольной лампой (обычной электрической лампой с патроном и двумя проводами) или вольтметром, установленным на панели управления или в кабине машиниста. При прозвонке через контролируемый участок цепи пропускают ток от аккумуляторной батареи.
Определение места обрыва в электрической цепи. Подача напряжения в проверяемую цепь может быть осуществлена несколькими способами:
а) включением соответствующей кнопки на кнопочном выключателе ;
б) постановкой рукояток контроллера машиниста в нужное положение:
в) подачей напряжения в проверяемую цепь из другой цепи, имеющей постоянное питание от аккумуляторной батареи (провода 66 и 65, см. рис. 139*).
При прозвонке цепи контрольной лампой один конец ее соединяют с землей, а другим концом поочередно касаются участков проверяемой цепи. Обрыв имеет тот участок цепи, на границах которого контрольная лампа горит с одной стороны, а с другой не горит.
Накал нити контрольной лампы зависит от сопротивления проверяемой цепи. В ряде случаев при большом значении сопротивления проверяемого участка цепи прохождение тока по нему можно установить лишь по искре в момент подключения или отключения электрической лампы.
Если, например, при установке тормозной рукоятки контроллера на позицию ОПП увеличения тока в цепи не происходит, то для ее прозвонки контрольной лампой следует опустить токоприемник, установить главную рукоятку контроллера на ходовую позицию, а тормозную рукоятку на позицию ОШ, проверить включение контакторов 13-1, 13-2, 213-1, 213-2, а тем самым и правильность цепи: провод 46, блокировка ТКП-М, провод 31 И, катушки вентилей этих контакторов.
При установке рукоятки контроллера на позицию ОПП происходит отключение контакторов 13-1, 13-2, 213-1 и 213-2. Для обнаружения неисправности, соединив один конец контрольной лампы с землей, необходимо коснуться провода 31 (рис. 170) на рейке зажимов 1-й секции (управление ведется из 1-й кабины). Если лампа при этом загорится, то цепь от контроллера до рейки зажимов ис-
Рис. 170. Схема прозвонки контакторов 13-1 и 213-1 с целью определения
обрыва правна. Затем следует коснуться зажима В31 подходящего к реле перегрузки 66-1 тягового двигателя, если лампа загорится, то блокировка 65-1 исправна. Загорание лампы от прикосновения к проводу Г31 на блокировке контактора 13-1 указывает на исправность блокировки 66-1. Проверяем также провод 31 Д. Если лампа не загорается, то обрыв произошел на собственной блокировке контактора 13-1.
Иногда при проверке катушек, блокировочных контактов, предохранителей контрольную лампу включают параллельно отдельным элементам цепи. В этом случае при шунтировке лампой исправного предохранителя или исправной блокировке в цепи катушки она загорается неполным накалом. Если же лампой шунтируют неисправную катушку (в которой произошел обрыв), то она горит полным накалом.
Определение места короткого замыкания в электрической цепи. Признаками короткого замыкания являются повторное срабатывание аппаратов защиты (БВ, КВЦ), перегорание предохранителя при включении какой-либо кнопки или поставке рукоятки контроллера машиниста на одну из позиций.
Для определения места короткого замыкания сначала необходимо тщательно осмотреть провода и аппараты всего участка цепи, на котором подозревается пробой изоляции. Место короткого замыкания легко определить по таким признакам, как появление дыма, электрической дуги, подгара, закопченности, оплавления контакторов и деталей вблизи места повреждения.
Если внешним осмотром место повреждения обнаружить не удалось, его следует определить прозвонкой. Сначала проверяют весь участок, на котором подозревают пробой изоляции. Для этого участок цепи отсоединяют от заземлений, предусмотренных схемой для нормальной работы, а от контактных зажимов отсоединяют провода поврежденной цепи и разъединяют их друг от друга. Затем один конец контрольной лампы подключают к плюсу цепи управления, а другим концом от лампы или удлиненным минусовым проводом от вольтметра поочередно касаются отсоединенных проводов.
Если при касании провода лампа загорается полным накалом (или вольтметр покажет напряжение батареи), это указывает на короткое замыкание в цепи данного провода. Если лампа загорается неполным накалом, значит провод нормально заземлен через катушку аппарата (или резистор), включенную в этот провод. После того как будет определен участок цепи, где произошло повреждение, необходимо неисправный участок расчленить. Затем каждый из них прозвонить в отдельности, включая ответвления, примыкающие к этому участку. Расчленения проверяемого участка цепи достигают выключением контакторов, блокировок, прокладыванием между их контактами электрокартона, бумаги, изоляционной ленты или другой изоляции, выключением разъединителей и отключате-лей, отсоединением проводов от блокировок и аппаратов, поднятием или удалением щеток электрических машин и т. п.
| Назначение блокировок в цепях управления | | | Повреждения цепей токоприемников |
Анализ неисправности компонентов
Добавлено 6 января 2021 в 17:26
Работа технического специалиста часто включает в себя «поиск и устранение неисправностей» (troubleshooting, обнаружение и устранение проблемы) в неисправных схемах. Хорошее устранение неисправностей – это требующие больших усилий и вознаграждаемые усилия, требующие глубокого понимания основных концепций, способности формулировать гипотезы (предполагаемые объяснения, почему схема не работает), способности оценивать ценность различных гипотез на основе их вероятности (насколько одна конкретная причина может быть вероятнее другой), а также творческое начало в применении решения для исправления проблемы.
Несмотря на то, что эти навыки можно преобразовать в научную методологию, большинство опытных специалистов по устранению неполадок согласятся, что устранение неисправностей требует особого искусства, и что для полного развития этого искусства могут потребоваться годы опыта.
Обязательный навык – это интуитивное понимание того, как неисправности компонентов влияют на цепи в различных конфигурациях. Мы рассмотрим некоторые влияния неисправностей компонентов как в последовательных, так и в параллельных цепях здесь, а затем в большей степени в конце главы «Последовательно-параллельные комбинированные цепи».
Анализ неисправностей в простой последовательной цепи
Начнем с простой последовательной схемы:
Когда все компоненты в этой цепи функционируют надлежащим образом, мы можем математически определить все токи и падения напряжения:
Закороченные компоненты в последовательной цепи
Теперь предположим, что R2 выходит из строя, создавая короткое замыкание. Короткое замыкание означает, что резистор теперь работает как простой кусок провода с небольшим сопротивлением или без него. Схема будет вести себя так, как если бы к R2 была подключена «перемычка» (если вам интересно, «перемычка» – это общий термин для временного подключения проводов в цепи). Что вызывает короткое замыкание в R2, в этом примере для нас не важно; нам интересно только его влияние на схему:
Если R2 закорочен либо перемычкой, либо из-за неисправности внутренней части резистора, общее сопротивление цепи уменьшится. Поскольку выходное напряжение батареи является постоянным (по крайней мере, в нашем идеальном моделировании), уменьшение общего сопротивления цепи означает, что общий ток цепи должен увеличиться:
Когда ток в цепи увеличивается с 20 мА до 60 мА, также увеличивается падение напряжения на R1 и R3 (которые не изменили сопротивления), поскольку на этих двух резисторах падают все 9 вольт. R2, обойденный очень низким сопротивлением перемычки, эффективно исключается из схемы, сопротивление между его выводами снижается до нуля. Таким образом, падение напряжения на R2 даже при увеличенном общем токе равно нулю вольт.
Оборванные компоненты в последовательной цепи
И напротив, если R2 выйдет из строя, создав «разрыв» (сопротивление возрастет почти до бесконечности), это также вызовет сильные изменения в остальной части схемы:
Когда резистор R2 имеет бесконечное сопротивление, а общее сопротивление является суммой всех отдельных сопротивлений в последовательной цепи, общий ток уменьшается до нуля. При нулевом токе цепи отсутствует ток, вызывающий падение напряжения на R1 или R3. На выводах R2, наоборот, появится полное напряжение питания цепи.
Анализ неисправностей в простой параллельной цепи
Мы можем применить тот же метод анализа до/после и к параллельным цепям. Сначала мы определяем, как должна вести себя исправная параллельная цепь.
Оборванные компоненты в параллельной цепи
Предположим, что в этой параллельной цепи R2 «оборван», последствия будут следующими:
Обратите внимание, что в этой параллельной цепи оборванная ветвь влияет только на ток через эту ветвь и общий ток цепи. Общее напряжение, одинаково распределяемое между всеми компонентами в параллельной цепи, будет одинаковым для всех резисторов. Из-за того, что источник напряжения имеет тенденцию поддерживать неизменное напряжение, его напряжение не изменится и, будучи подключенным параллельно со всеми резисторами, он будет поддерживать все напряжения на резисторах такими же, как и раньше: 9 вольт. Поскольку это напряжение является единственным общим параметром в параллельной цепи, а другие резисторы не изменили значения сопротивлений, их токи остаются неизменными.
Применительно к домашнему освещению
Вот что происходит в схеме домашнего освещения: все лампы получают рабочее напряжение от силовой проводки, проложенной параллельно. Включение и выключение одной лампы (одна ветвь в этой параллельной цепи разрывается и восстанавливается) не влияет на работу других ламп в комнате, только на ток в этой одной лампе (цепь ветви) и на общий ток, питающий все лампы в комнате.
Закороченные компоненты в параллельной цепи
В идеальном случае (с идеальными источниками напряжения и соединительным проводом с нулевым сопротивлением) закороченные резисторы в простой параллельной цепи также не будут влиять на то, что происходит в других ветвях цепи. В реальной жизни эффект не совсем такой, и мы увидим почему на следующем примере:
Закороченный резистор (сопротивление 0 Ом) теоретически будет потреблять бесконечный ток от любого конечного источника напряжения (I = E/0). В этом случае нулевое сопротивление R2 также уменьшает общее сопротивление цепи до нуля ом, увеличивая общий ток до бесконечности. Однако пока источник напряжения остается стабильным на уровне 9 вольт, токи других ветвей (IR1 и IR3) останутся неизменными.
Предположения о неидеальности
Однако критическое допущение в этой «идеальной» схеме состоит в том, что источник питания будет поддерживать неизменное номинальное напряжение при подаче бесконечного значения тока на короткозамкнутую нагрузку. Это просто нереально. Даже если короткое замыкание имеет небольшое сопротивление (в отличие от абсолютно нулевого сопротивления), ни один реальный источник напряжения не может выдерживать огромную перегрузку по току и одновременно поддерживать стабильное напряжение.
Это в первую очередь связано с внутренним сопротивлением, присущим всем источникам электроэнергии, которое связано с физическими свойствами материалов, из которых они построены:
Эти внутренние сопротивления, какими бы маленькими они ни были, превращают нашу простую параллельную схему в последовательно-параллельную комбинированную схему. Обычно внутреннее сопротивление источников напряжения достаточно мало, чтобы им можно было спокойно пренебречь, но когда возникают большие токи, появляющиеся из-за короткого замыкания компонентов, влияние внутреннего сопротивления источника становится очень заметным.
В этом случае закороченный R2 приведет к тому, что почти всё напряжение упадет на внутреннем сопротивлении батареи, при этом почти не останется напряжения на резисторах R1, R2 и R3:
Достаточно сказать, что преднамеренное прямое короткое замыкание на клеммах любого источника напряжения – плохая идея. Даже если возникающий в результате сильный ток (тепло, вспышки, искры) не причинит вреда людям, находящимся поблизости, источник напряжения, скорее всего, будет поврежден, если только он не был специально разработан для защиты от коротких замыканий, чего нет у большинства источников напряжения.
В конечном итоге, в этой книге я проведу вас через анализ цепей без использования каких-либо значений, то есть через анализ последствий неисправностей компонентов в цепи, не зная точно, сколько вольт выдает батарея, сколько ом сопротивления в ней, в каждом резисторе и т.д. Этот раздел служит вводным шагом к такому анализу.
В то время как обычное применение закона Ома и правил последовательных и параллельных цепей выполняется с числовыми значениями («количественно»), этот новый вид анализа без точных чисел я называю качественным анализом. Другими словами, мы будем анализировать качества эффектов в цепи, а не их точные количества. Результатом для вас станет гораздо более глубокое интуитивное понимание работы электрических схем.
Резюме
- Чтобы определить, что произойдет в цепи в случае неисправности компонента, заново начертите эту схему с эквивалентным сопротивлением отказавшего компонента и пересчитайте все значения.
- Способность интуитивно определять, что произойдет со схемой с любым неисправным компонентом, является важным навыком для любого специалиста по устранению неполадок в электронике. Лучший способ научиться – экспериментировать с расчетами схем и реальными схемами, уделяя пристальное внимание тому, что меняется в случае неисправности, что остается неизменным и почему!
- Закороченный компонент – это компонент, сопротивление которого резко снизилось.
- Оборванный компонент – это компонент, сопротивление которого резко возросло. Следует отметить, что резисторы имеют тенденцию выходить из строя, обрываясь, чаще, чем, закорачиваясь, и они почти никогда не выходят из строя, если только они не подвергаются физической или электрической перегрузке.
Теги
Внутреннее сопротивлениеДля начинающихКороткое замыканиеОбрывОбучениеПараллельная цепьПоиск и устранение неисправностей / TroubleshootingПоследовательная цепьСхемотехника
������������������ ������������
������������, ��������� ����������! |
C������ � �������: |
1. ������� ������ � ������������� ������ 2. ������� ������ � ������. ������ ���� 3. ����� �������� ��� �������������� ������������������� � ���������������� |
������� ������ � ������������� ������ |
��� ��������������, ��� � ��� �������� ���������, ������ ��������� ������, ������ ��� �������. ������� ������� �������� �� ��� ��������, ��� � ������� ����. ������������� ����� (������) � ���������������� — ��� ������ �� ���� � �� �� � ����� ������� � �����, ������ ��������������� �� ���������� �����������, � ��, ��� ����������. ���������� ��������, ��� ���������������� ������ ��������, �. �. ��������� ����������� �� ��� �������, ���� ����������� � ����������. ���� ��� ���������� �����������, �� ������ �������, ��� ����� �������, � ���� �� ����������� — ����� ������� ������. ����� �� ����� ������? � ������� �����, ������� ������ ���������� ������������������ (� ������������� �� �� �������) ����� ������ ������ �����������. �� ���������� ��� ���������� �� �����. �������� �������� ������, ����� �� ����� � ��� �� ����� ������������ ��� ����������������, �� ���� �� ��� �������� ������, � ������ ���� ����. �� ���� ����� ����� �� � �����, � � ���, ��� ���� ���������������� ������ ������������, ��������, �������������� � �������������� �������������, �. �. �������������� ����������� ���������� ���. ������ — ������������ ���-���, �� ��������, � ������������ �������� ������������ ������������������ ���������. ���������� ��� ���� ������: �� ����� � ��� �� ����� ��������� ������������ ��� ����������������. ���� �� ��� �������� ������, � ������ �� ������� ��������. ������ �� ����� ��� ����� ���������������� ������, � ��� ������ �������������������? ���� � ���, ��� ���������������� ��������� �� ������ ���������� ���� ����, ��������, �� ���������� ����, � ������ — �� �������. ����� �� ���������� �� ������, �� ��� ������ �����, � ��� ���������� �������, � ������ ������, ������ �� ������� ���������� ����, �� �� �������. ��� ��� ������� ������� �������� �� � ���, ��� ����� ������, � � ���, ��� �� ��������� � ��������, ��� ������� ��� �� �������������. � ������������ ������� ������, ����� ��������� ����������� ����� �������� ������ ������, ��������, ����� ������� ������-���� �� ��������. ���, � ������� 8.6 (�������� ����� ����������) ������� ��������� ������ ������������� ������� ������������� ��-�� ����, ��� �� ����� ������� ���� ����������� ������ ����� �� ���� ������� ����������� ������� ����� ����� ����� ��� ������ ������������������� �����. ��������, ����� ����� ���� ������ ������� ��������� �����������, ������ ��� ������� �����, ���������� �� ���� ����������, �� � ������ �����������, � ��� ����������� ������ ����������� ��������������� ���������. ������ ������� ������. ������� ���������������� �������� �� ������� �������� �� ��, ��� ����� ���������� ����������� ������ �� ���� ��������� ������� �������� ���������� �������� � ����� �����-���� �������������� ��������� (���������, ����������, �������������) ��� ���������� ���������, ������� ��������� �� ������. ��� ��������� ������ ��� ������� ������� ����� (�����������, ��������, �������������� ������, ��� ������ ��������� �����), � � ���������� ����� ���������� �������� �����������. ������������� �������� ����������, ����� ������� ��������� �����: ��� ����� ������ ������������, � ����� ��� �������� � ����� ��� ���������� �� ��� ������-���� ��������, �� ���������������� ������������ ����� — �� ���������� ����� ���������� ������� ���������, ������ �� ����� �������. ���������������� ������ — ����������� ����� ��� ����� �������� ������� ������ ����������������. � ���������� ���������� ����������� ������������ �������. ����� �� ������� �������� �� �������� ������� ������, � ���������� ������� ������������� ������, ��������������� ���, ��������� ������ ���������, �. �. ���������� �� �����, �� �������� �� ���������, ������ �� ��� ���������. � ������ �������, ��-�� ����, ��� �� ��������� ������������ ���������� ����������������� ���������, �������� ������, ��� ��� �� ������� ������� ��� ���������� �������� ������������. �� ��������� ����� ������������� ������ ������������, ������ �� ������ ����������. ������ ������� �����: ����� ����� ������� ����������� ���� ���������� � ������� ������� ��� ���������� ��������� �������������� � �� �����������������. ���������� ��� ���� �������� ������, ����� ����������� ������������� ����. ��� ������� � ���, ��� �� ����������� �������� ������� ������ ������������. � ���������� ������������ ������� �� ����� �� �������� ������, ��� ������� ��� �������������. ���, � ������� 8.18, �������� ���� �������� ������� ���������� ����������� ���� ������ ������: �������������� ������ ���������������� �� ���������� � ������� ��������������� ����, ����������� ����� �� ���������, ��� ����� �������� (��������������) �������� ��� �� �������� ���, ������� ����� ���������� ��������, ���� � �� ���� �� ������� ���������� �������������� ������ ���������������� ��� ��������������� �������������. �����: ����� ������ ������������ ����������� ����������� �������������������. ��������� ���� � ������� ��������. ����������� �������������� ����� ������, � ����������� �������, �������� �������� ������������ ������� ������������ �� �� �����������, ������� ����������� ����� ���������. ����� �������, ��������� �������������� �����, ���� ������ ������ � ���, ������ ���������� � ��� ��� ����� ������������. ������ � ���������� ���� ��� ������� ������� � ������� ������������� � ���� �������� ������ �� ��������� � �� ����������� ������� ������������, � ���, ��� ���������� �������������� �����. ����������� �������������� ����� ������: �) ��������� �������� � ������������� ��� �����������, ����� ������� ����� ���������������� � ��� �����������; �) ���� �������� � ���, ��� ������� ��������� ����� ����������������; �) ����� ��������������, �� ��� ��� ���������� � ��� �������� �� ������������. ����� ������, ����������� ����� ���� ����������� ����� �������, ��� ��� ������ �������������� ����� ��� ������������ �����. ����������� ���� — ������� ����������. ��� ������ ��������� � ������� �������� �����. � ������ � ��� ��� �������������� ���� ��������� � ����� �����������, ������� ����� ��������� �� ��������� �����. 1. �����������, ���������� �� ���������� ���, ����, ���������� � ������ ����������� � ����������� ����������. 2. �����������, ������������� ���������� � ������������� ������������������ �������. 3. ������������ �����������. ��������, ����������� ������� �������� � ��������, ������������ �������������, ���������������� � ������������� �����, ��������� ���������� � �. �. �� ����������� �������������� ���� ��� �����������, ��� �������, �� ��������� �������, �� ����������� ������� ������������ ������ ��������� �� �� ��������. 4. ����������� �����������. ��� �� ����� ���, ��� ����� ���������������� ��������� ������ ����������� � �������� ���, �������� �������� �� ��� �������, �������������� � ��� ������������ �� ����� ������������ � �. �. 5. �����������, ����������� � ������ �� ��������������. ���, ��������, ������ ������� �� ������������ ������������� �����, ������ ��� ��� ������������, �� ��������� ����� ��� ������. ��� ���������� ������� �� �� ����� ����������. ��������: ��������� �. �. ������������ ������ ������ ���� ���������������� |
������� ������ � ������. ������ ���� |
������ � ������, ������� �������������� ��� �������, ��������� �� ������ ������������. �� ���� ��� �� ���� �� ������� ������. �� ����������� ����������� �� ����� � ������ ������ � ����� ������������ �����. �����, ��������, ������ ������, � ����������� �� ���������� ��-�� ����, ��� ����������� ����� ������ ��� ������ ������� ��������, �������� ������. ������ ������: �������� ������������� ������, ��� ��� � ����������� ����� �����-�� ��������� ��������������, �� ������ ������������ �� ��������; ��� �������� ������������ � ��� �� ���������������, ������������� ������� �� ������ ��������������. ������������ � ������� ������������� ������ �����, �. �. ����� �����, ������� �� ������������� ������������ �����. � ���������� ������ ������ ������� ����� ��������� ���������. ����� ����, ������ ������� «��������» ��������� ������ «���������» � �. �. �� �������� � ������, ����������, ��� ������ ���� ����� ����� ����� �� ���� ���������� ��������� ������, ��������: �) ��������� �������� ����� ������������ ��������� �����; �) ��������� �����, ������ ��� ������ �� ������ � ���������� ����������� ����, �� � ��� ���������� ����; �) ����������� ������-���� �������������� ��� ����������� ��������. � ���������� � ������� ���� ��������� ������������� ��������� («����», «�����», «����», «��������»), � ��������� ���������� � �����, �� ������� �������� ��� ������ ����; �) ����������������� ����� � ���������� ����� ������������������. ��������, ���� ������ ���� ����������� ����������� ��������������� � ������, � ������ �����������, ������� ���� ����� ����� ������, ������ — ����������. ��� ������: ��� � ��������������� ��������� �� ������ �� ��� ����, ������� �������������, �� � �� ������, � ������� � ��� ������� �� �����, ��� ��� �� �� ��������� �� ����� ������� ���. ������ ������� ���� ����������� ������������������ ������ �������� ��� ��������� ���������, ���������� ���������, ��� � ����� ������������ � �����. ������ ����������������� �����������, ��� �������, �� � �������������� ������� (������), �. �. ����� ������������ ��� �����������, � � ���������� ������� � �������� ������������. ������ ������ ������ ������� � ���, ��� ����������� ����� �������� ���� ������������ ����������� �����, ����� ��������� �������� ����������� ���������, �������� ����� � ���������� �������� ��� ��������� �����������. �� ����� �� ���� ���� ����� ������� ����������� ������ ����� ����, ��� ���������� ������������ � ���������� ��������. ��������: ��������� �. �. ������������ ������ ������ ���� ���������������� |
�������� ������ |
��� ����� ����� � ��� ����� ����� ��� ������ ���� ���� � ���� ���� � �� ���������� ����� �������� � �������������� � ��� ������ ����� � ���������� ��������-������������� �������������� |
����� �������� ��� �������������� ������������������� � ���������������� |
��� ������, ��������� ������ ������� ����, ������� ��������� �� ����� «����������� ������������������ ����������» � ����������� ����. ������ � ����� ������� � ������� ������� ��������� � ������ � ��� ����� ��������� �����: ��������� �. �. ������������ ������ ������ ���� ����������������. �. ���������������, 1988 �. ��������� �. �. ��� ������� ������ ��������� ����������������. — 3-� ���., �������. � ���.— �.: �������, 1980. ������ �. �. ��� ������ ����� ���������������� ������ ����������. ���. 3-�, �������. � ���. �., «�������», 1974. ������ �. �. ��� ������ ����� �������� ������ � �����������������, �. — �., ������������ «�������», 1965 �. ���� �. �., ������� �. �. �������� �������������. ����������.— �.: ���������������, 1988. �������� �. �. ����� ����������������� � ���������������� ����������. ��. ��������, 1984 �. ����� �.�., �������� �.�. ��������� ��������������: ����. �������. — ��.: ���. ��., 1990. ����� �. �. ������ �. �. «��������� �������������� ��� ������������� ������������������� ������������ ����������� � ���������» — ��.: ���. ��., 1977. ������� �. �. ��� ���������� ��� ��������� ���������.— 2-� ���. �������. � ���. — �: ���������������, 1983. ������� �. �. ������ ��������� ����� �� �������� ���������.— �.: �����������, 1982. ����� �. �. ������ ����������� ���������� �� 500 �. ���. 2-�, ���������, � ���. �.— �.,���-�� «�������», 1967. ������ �. C. ������ ����������� � ������ ���������������� � ������������ �� 1000 �, �. — �., ������������ «�������», 1959 �. ������ �. �. ����� ����������, ����� � ������� � ����� 0,4 �� — ������������� ���-���.: ���������������, 1988 �. ������ �. �. ��� ������� ������� �������� � �������. ���. 3-�, �������. �., «�������», 1973. ������������ �. �. ������ �. 3. ����������� ���������� ��������. �., «�������», 1976. ������ �. �. ������� ������� �� �������������������: ������������ ������� —7-� ���., �������. � ���. — �.: ����. ��., 1991. ������� ��� ��� ����� ����� �����: http://electrolibrary.info/books/ ��� ����� � ������� DjVu. �� ����� ����: ������������ ������� �� ������������� ����� � ������������������� ������: ������� �, �������� �. ���. ������ � �������� �����: ������� �.�. ������ ����������������. ������ «�������� ������ ����������������» �����: ���������� �.�. ���������� ��������������� � ������ ������������� �����: ����� �.�. �������������� ���� ����������������: ������� ������� ��� ����� ������: ������� �.�., ���������� �.�., ������ �.�. ����� � ���������� ���������������� �����: ������� �.�. ����� ���������� ����� ���������� �����: ������� �. �. ����������� ���������� ����������������. 2-� ������� �����: ������� �. �. ������ �������� ��������� � ����� ������������������� ����������������. ������� 2 ������: ������� �.�., ���������� �.�.
��������� ���������� �� ���� ������ �������� �����: http://electrolibrary.info/bestbooks/b_proekt.htm ������������������ ���������� �� ������ ���������: http://electrolibrary.info/bestbooks/
|
�� ������ �������! � ���������, ������ ������ electroby@mail.ru |
��� �������: «����������� ������������������ ������������» — http://electrolibrary.info LIGHTING BLOG — http://electrolibrary.info/blog/ �������� �������� «������������� ���������. ������� ��������������» — http://electrolibrary.info/main/lighting.htm ����� ����������� ������� � ������������������� — http://electrolibrary.info/ntr/ ����������� ������ «� ��������!» — http://electrolibrary.info/electrik.htm ����� ����� ��� ���������� — http://electrolibrary.info/bestbooks/ |
Copyright � 2006-2008 by ������ ������ . ��� ����� ��������. |