Ошибка в дате протокола об административном правонарушении

Ошибки, допущенные в протоколе об административном правонарушении при оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 п. 2 КоАП (п. 4 «Постановления»). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.
Важно! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 п. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.
К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

sovetnik.consultant.ru/administrativnye_pravonarusheniya_i_otvetstvennost/kakov_poryadok_sostavleniya_protokola_ob_administrativnom_pravonarushenii/#4

ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Протокол об административном правонарушении исправили. Дело дошло до Верховного суда, который пояснил: судья в случае необходимости может самостоятельно установить дату внесения изменений, в том числе допросив составителя протокола. И уточнить, когда именно был составлен документ. А эксперты рассказали, какие процессуальные ошибки помогут отменить наказание.

Вопросы по порядку и основаниям возвращения административного материала часто доходят до Верховного суда. Разъяснения касаются совсем точечных тем, которые, на первый взгляд, не очень значимы, но для такого пристального внимания есть все основания, считают юристы. С одной стороны, вопрос действительно важный: решение о возврате документов имеет определяющее значение для движения дела и существенно влияет на срок давности привлечения к ответственности, отмечает Юлия Курмамбаева, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Цифровая экономика


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


8место
По количеству юристов


30место
По выручке на юриста


41место
По выручке

Профайл компании


. С другой стороны, скудное регулирование процессуальных вопросов в КоАП просто вынуждает ВС постоянно устранять законодательные пробелы в ручном режиме. 

В очередной раз вопрос оказался в поле внимания суда в деле Игоря Свечникова*. Его привлекли к административной ответственности за побои. В протоколе говорилось, что он из личной неприязни избил Светлану Колобаеву*. Районный суд вынес постановление о привлечении Свечникова к ответственности, но во второй инстанции (Кировский областной суд) постановление отменили и прекратили производство по делу, заключив, что обстоятельства правонарушения не были доказаны. Проблема оказалась в протоколе: в облсуде обратили внимание на то, что райсуд возвращал протокол от 1 ноября 2018 года составителю для устранения недостатков. А когда исправленный протокол вернули, его дата не поменялась, то есть на новом документе значился день первоначального составления. 

В этом сюжете

  • Нет протокола — нет доказательств: что поможет отменить административный штраф

    16 января, 17:11

В облсуде указали, что устранение недостатков в протоколе об административном правонарушении было возможно только путем составления нового протокола с иной датой. Но Верховный суд не согласился с таким подходом. В определении судьи Сергея Никифорова отмечено, что изменения в протокол вносились в присутствии Свечникова, как и требует закон, а также свидетелей – их подписи указаны в документе. Свечников получил копию документа. ВС указал на п. 4 Постановления Пленума ВС № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому «несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу», а также нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье – «эти сроки не являются пресекательными».

«Судья областного суда в случае необходимости не лишен был возможности самостоятельно установить дату внесения в протокол об административном правонарушении изменений, в том числе посредством допроса должностного лица, его составившего, и уточнить дату составления документа», – говорится в определении ВС.

Также в определении указано, что дело может быть рассмотрено повторно, если есть новые обстоятельства или в ходе предыдущего разбирательства было допущено «имеющее фундаментальный и принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела». 

«Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела», – из определения ВС.

Именно таким было нарушение, допущенное облсудом. Срок давности привлечения Свечникова к административной ответственности не истек, сделал вывод ВС и вернул дело на новое рассмотрение в облсуд (№ 10-АД19-4).

Вернуть административный материал: основания

Условно все основания для возврата административного материала можно разделить на две категории. Первая – неполнота представленных материалов и доказательств. Здесь вариантов масса, поскольку каждая статья КоАП имеет свой предмет регулирования и квалифицирующие признаки, а материалы административного производства должны исчерпывающим образом доказывать все элементы правонарушения, говорит Курмамбаева. Так, основанием для возврата является отсутствие доказательств существенности ущерба для заказчика при привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП (неисполнение обязательств, предусмотренных госконтрактом), где этот признак является квалифицирующим. Другой пример: согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП, физическое лицо может быть лишено только того права, которым оно обладало на момент совершения административного правонарушения. Соответственно, протокол по статьям гл. 12 КоАП, предусматривающим лишение водительских прав, должен содержать сведения о наличии соответствующих прав у привлекаемого лица. В противном случае материал возвратят. Частным основанием для возврата протокола по причине неполноты также является отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, когда его присутствие обязательно должен обеспечить инициатор производства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.1 КоАП (административный арест, административное задержание). Или отсутствие доказательств, что конкретное лицо владеет орудием совершения правонарушения, когда административный орган требует конфисковать этот предмет.

Автоштрафы Протокол нельзя исправлять: за это штраф отменят

Вторая категория причин возврата – некорректное составление протокола об административном правонарушении и процессуальные нарушения. Как уточняет Алексей Шадрин, юрист



Федеральный рейтинг.

группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Цифровая экономика


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Санкционное право


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал

Профайл компании


, к ошибкам при составлении протокола, которые нельзя исправить, сложившаяся судебная практика относит такие ситуации: 

  • должностные лица, составившие протокол, произвольно вносят туда изменения без штампов и печатей и указания «исправленному верить», а также в отсутствие лица, в отношении которого такой протокол составлен**;
  • в протоколе нет информации, указанной в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, если из-за ее отсутствия или искажения суд не может установить фактические обстоятельства дела, или такая информация дана искаженно. Например, если протокол противоречит иным составленным процессуальным документам. Сюда же можно отнести противоречия в самом протоколе;
  • нет  данных, идентифицирующих привлекаемое к ответственности лицо;
  • нет данных о том, владеет ли фигурант дела языком, на котором ведется производство, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола. Такой недостаток актуален для протоколов, составленных в отношении незаконных трудовых мигрантов;
  • протокол составлен неуполномоченным органом (пример привела Юлия Курмамбаева).

Несущественные нарушения: что это

Несущественными признаются такие недостатки протокола, как нарушение сроков его составления и направления для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Дата составления нового протокола при его доработке после возвращения материала также не имеет решающего значения для рассмотрения дела, как указал ВС. Это обстоятельство вполне можно выяснить при рассмотрении дела по существу.

Также необходимо помнить, что возвращение административного материала возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. «Если же суд, который рассматривал дело, пропустил неточности в протоколе и принял его как допустимое доказательство по делу, то оплошность судьи является основанием обжаловать судебный акт и прекратить производство по делу, соответственно, исключить привлечение к административной ответственности», – уточняет Шадрин. По его словам, в этом случае важно, чтобы ошибку, допущенную в протоколе относительно фактических обстоятельств дела, нельзя было признать технической. Например, как явную описку в фамилиях, в датах; ошибку, которая касалась нарушения процедуры составления протокола.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

** – Постановление Верховного суда № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года.

  • Верховный суд РФ
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Ошибка в дате составления протокола об административном правонарушении

Ошибка в дате составления протокола об административном правонарушении

Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибка в дате составления протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.03.2021 N 33-7431/2021 по делу N 2-270/2020
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении истца по ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортом в состоянии опьянения, передача управления такому лицу), прекращено в связи с отсутствием состава противоправного деяния. В связи с незаконным привлечением к административной ответственности истцом понесены убытки в виде расходов на оплату услуг защитника, а также испытаны нравственные переживания и душевные страдания.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.В апелляционной жалобе Министерство внутренних дел Российской Федерации выражает несогласие с взысканием в пользу истца убытков в виде расходов по оплате услуг защитника, ссылаясь на то, что административный материал в отношении истца составлен в соответствии с КоАП РФ, а прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с наличием технической ошибки в дате составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о противоправности (незаконности) действий должностного лица, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, отсутствуют основания для взыскания убытков.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 — 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
(«Арбитражные споры», 2022, N 2)Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, СКЭС ВС РФ отметила, что дата протокола об административном правонарушении (07.02.2018) явно ошибочна, в том числе и по той причине, что непосредственно в протоколе упоминается договор на оказание услуг по охране имущества от 28.12.2018 N 3213615; дело об административном правонарушении N 60083, направленное административным органом в суд первой инстанции, оформлено в 2019 году. Исходя из пояснений административного органа, данных в кассационной жалобе и соответствующих иным материалам дела, действительная дата протокола — 07.02.2019. Ошибочно указанная дата протокола об административном правонарушении в рассматриваемом случае не может являться существенным недостатком данного протокола, поскольку она не свидетельствует о пропуске административным органом и судом первой инстанции срока давности привлечения к ответственности.

Нормативные акты

— Почему эта статья актуальна?

Правильное указание в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении (выносимом в случаях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее по тексту – КоАП РФ), постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (в случае возбуждения дела прокурором) даты совершения административного правонарушения не является неким формализмом.

В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ время совершения административного правонарушения отнесено к числу обязательных сведений, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении.

В выносимом прокурором постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ должны содержаться все сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, а значит, и время совершения административного правонарушения.

В постановлении по делу об административном правонарушении, выносимом в случаях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 28.6, должны быть указаны сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, к числу которых в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ относятся обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, которые включают в себя, среди прочего, время совершения административного правонарушения.

Верховный Суд РФ ещё в 2005 году в абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» обращал внимание на то, что в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Таким образом, если, к примеру, в отношении возглавляемой вами организации прокурором вынесено постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, но в нём неверно указана дата совершения административного правонарушения, и такой неверно составленный протокол отправлен на рассмотрение мировому судье, то ещё не всё потеряно.

Даже если дело уже рассмотрено судьёй, то можно обжаловать в апелляционном порядке вынесенное судьёй постановление по делу об административном правонарушении. Но только в том случае, если допущенное нарушение при составлении постановления прокурора носит существенный характер. Оно будет являться существенным, если дата составления постановления при её сопоставлении с неверно указанной в этом постановлении датой совершения административного правонарушения повлияет на сроки давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, как указывал Конституционный Суд РФ в своих Определениях от 24.03.2015 г. № 696-О, от 26.11.2018 г. № 3071-О, при обжаловании постановления (решения)  по делу об административном правонарушении автор жалобы вправе привести в жалобе замечания и возражения на протокол об административном правонарушении (а значит, и на постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении), которые подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы.

Из вышесказанного вытекает, что умение определять дату совершения административного правонарушения является очень актуальным, поскольку позволяет защитить себя от незаконного привлечения к административной ответственности (привлечения к ней с процессуальными нарушениями).

В интернете уже есть статьи, в которых даны разъяснения относительно того, как определить дату совершения административного правонарушения. На одну из них ссылался в своём тексте и автор настоящей статьи. Однако те статьи носят общий характер, будучи посвящёнными административным правонарушениям в целом. В предлагаемой же статье основной упор сделан на административные правонарушения, связанные с нарушением трудовых прав и свобод.

Таким образом, данная статья может выступить в качестве некоей подробной инструкции для тех, кому интересно узнать, как правильно определять дату совершения административного правонарушения, связанного с нарушением трудовых прав и свобод.

— Основная часть.

Административные правонарушения в трудовой сфере, как и любые другие, могут выражаться в различных формах. В этом и состоят основные трудности при корректном определении даты совершения административного правонарушения.

Итак, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ административное правонарушение может выражаться:

1) в форме действия;
2) в форме бездействия;
3) особым видом является так называемое «систематическое бездействие», то есть систематическое неисполнения обязанностей, которое также называется длящимся правонарушением.

Как показывает практика, не всегда верно определяют дату совершения административных правонарушений, выражающихся в форме бездействия. А правильно определять дату совершения длящихся административных правонарушений способны даже не все должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дело.

1. Итак, если административное правонарушение выражено в форме действия, то датой административного правонарушения является момент его совершения. С этим, как правило, особых сложностей не возникает. Приведу типичные примеры таких нарушений в трудовой сфере с одновременным указанием даты их совершения:

— работодатель ненадлежащим образом оформил трудовой договор с работником или заключил с работником гражданско-правовой договор, фактически регулирующий трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Датой совершения данного административного правонарушения является дата заключения соответствующего договора;
— работодатель не указал в положении об оплате труда, принятом в организации, порядок индексации зарплаты (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Датой совершения данного административного правонарушения является дата утверждения положения об оплате труда.

2. Если административное правонарушение выражено в форме бездействия, то дата административного правонарушения определяется днём, когда соответствующая обязанность должна была быть исполнена. Большинство административных правонарушений, связанных с нарушением трудовых прав и свобод, выражаются именно в форме бездействия.

Примеры таких нарушений в трудовой сфере:

— работодатель при приёме работника на работу до подписания трудового договора не ознакомил работника под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – день заключения трудового договора, перед подписанием которого работодатель уклонился от исполнения обязанности по ознакомлению работника с локальными нормативными актами (ч. 3 ст. 68 Трудового кодекса РФ, далее по тексту – ТК РФ);
— работодатель не известил под роспись работника о времени начала отпуска (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день срока, в течение которого работодатель должен исполнить обязанность по извещению работника, т.е. 14-й день до начала отпуска работника (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
— работодатель уклонился от оформления трудового договора с работником (вообще не заключил с ним никакого договора, в том числе договора гражданско-правового характера) (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день срока, в течение которого работодатель должен исполнить обязанность по заключению трудового договора с работником, то есть 3-й рабочий день со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ. Также на это есть указание в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», далее по тексту — ППВС РФ от 23.12.2021 № 45);
— должностное лицо организации, допустившее нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе прокурорской проверки, умышленно не выполнило требование прокурора о предоставлении документов (ст. 17.7 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день выполнения требования, указанный в требовании (абз. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
— организация не исполнила предписание Государственной инспекции труда об устранении нарушений (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день исполнения предписания, указанный в нём;
— организация не представила территориальному органу службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (ст. 19.7 КоАП РФ). Дата административного правонарушения – последний день представления информации, т.е. последний день месяца (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
— работодатель не выдал работнику трудовую книжку на основании письменного заявления работника (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день установленного срока выдачи, т.е. 3-й рабочий день со дня подачи заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ);
— должностное лицо Государственной инспекции труда не ответило в срок на обращение работника (ст. 5.59 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения — последний день установленного срока ответа на обращение, т.е. 30-й календарный день со дня регистрации обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Также одним из примеров административного правонарушения в форме бездействия является нарушение работодателем сроков выплаты зарплаты (ч. 6 ст. 5.27 КоАП). Данное административное правонарушение считается оконченным в установленный день оплаты труда.

Необходимо отметить, что ранее «по данному вопросу существовала позиция, что несвоевременная выплата заработной платы может выражаться в систематических задержках и невыплатах и является длящимся нарушением, и выражается в систематическом неисполнении обязанностей» [1].

Однако в декабре 2021 года Верховный Суд дал разъяснения (п. 17 ППВС РФ от 23.12.2021 № 45):

— Несвоевременная выплата работнику зарплаты, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со следующего дня после установленного дня выплаты зарплаты.
— Каждая задержка или невыплата зарплаты, других выплат – это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников. Например, работодатель не выплатил зарплату в мае и июне, в оба раза – всем работникам организации. Следовательно, он совершил 2 административных правонарушения (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ) в форме бездействия.

3. Согласно абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту – ППВС РФ от 24.03.2005 N 5) длящееся административное правонарушение – это такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера (то есть индивидуально-правовым актом), например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). «При этом для такого вида нарушений должен отсутствовать срок исполнения обязанностей» [1].

«Неисполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся» (абз. 3 п. 14 ППВС РФ от 24.03.2005 N 5). Такое административное правонарушение как совершённое в форме бездействия будет считаться оконченным в последний день установленного срока исполнения соответствующей обязанности.

Как отмечается в судебной практике, «по смыслу положений части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях датой совершения длящегося административного правонарушения является день его обнаружения» (решение Калужского областного суда от 08.07.2022 г. по делу № А-7-21-486/2022). Согласно п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (абз. 3 п. 14 ППВС РФ от 24.03.2005 N 5). Например, факт совершения длящегося административного правонарушения может быть зафиксирован в акте проверки, составленным прокурором. Следовательно, днём обнаружения такого длящегося административного правонарушения будет являться день подписания акта проверки.

Как правило, длящиеся административные правонарушения выявляются в ходе проверок, проводимых контролирующими и надзорными органов: прокуратурой, Государственной инспекцией труда, Роспотребнадзором, Роскомнадзором, пожарной инспекцией и др.

Примеры длящихся административных правонарушений в трудовой сфере:

— работодатель нарушал правила охраны труда, к примеру, не выдавал работнику средства индивидуальной защиты (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ);

— работодатель допустил работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке необходимого обучения, проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Разъяснение по вопросу, является ли данное административное правонарушение длящимся, дал Верховный Суд в ППВС РФ от 23.12.2021 № 45 (п. 22). Согласно правовой позиции суда оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование или имеющего противопоказания к работе. «Например, работодатель принял работника, но не провёл с ним вводный инструктаж по охране труда. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год. При этом работодателя привлекут к ответственности, даже если нарушение будет выявлено по истечении данного срока с момента допуска сотрудника на работу. Работодатель не должен допускать его к работе, соответственно это длящееся нарушение» [1].

«Следует учитывать, что фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний или обязательных осмотров подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 1 КоАП РФ» (п. 22 ППВС РФ от 23.12.2021 № 45).

— работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной защиты либо не исполнил обязанность по хранению таких средств, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Указание на то, что данное административное правонарушение является длящимся, есть в п. 23 ППВС РФ от 23.12.2021 № 45.

Верховный Суд РФ обращает внимание нижестоящих судов и государственных инспекторов труда на то, что образующее состав данного административного правонарушения систематическое неисполнение работодателем указанной обязанности, совершённое в отношении нескольких работников, не влияет на квалификацию этого правонарушения. Так, «в случае выявления в рамках проведения проверки названного нарушения, допущенного в отношении нескольких работников, составляется один протокол об административном правонарушении».

— В завершение.

Если Ваши трудовые права и свободы оказались нарушенными и Вам требуется юридическая помощь, то Вы всегда можете обратиться ко мне за подробной консультацией по Вашему вопросу, перейдя в чат по ссылке: https://dostupnoepravo.ru/l/2358

Спасибо за прочтение! 

Источники:

1. Как определить дату совершения административного правонарушения? URL: https://www.4dk.ru/content/art/11571-cplus-kak-opredelit-datu-soversheniya-administrativnogo-pravonarusheniya-20220412

Протокол об административных правонарушениях является необходимым правовом основанием для привлечения лица к административной ответственности. Как максимально обезопасить себя в случае необходимости подписания протокола, сможете узнать, дочитав статью до конца.

7 ошибок, которые помогут признать протокол об административных правонарушениях недействительным

На что обратить внимание, чтобы оспорить протокол

7 оснований для для признания протокола недействительным:

  1. Должностное лицо неуполномочено должным образом на заключение подобных протоколов.

    По статье ст. 26.2 КоАП ответственность за административное правонарушение должна быть зафиксирована в протоколе об административном правонарушении.

    Должностное лицо должно иметь полномочия на составление протоколов вообще и в частности по тем статьям, по которым оформляется протокол.

  2. Если инспектор неправильно указал статью административного кодекса, то его можно привлечь к ответственности за неправильные действия при составлении протокола об административном правонарушении, а протокол оспорить.

  3. Поправки в Гражданском кодексе не были разъяснены. В протоколе об административном правонарушении обязательно должно быть указано, о каких правах и обязанностях идет речь.

  4. Понятые, которые не были ознакомлены с положениями статей 25.1 и 51 Конституции РФ, также не могут быть признаны доказательствами.

  5. Без указания точного времени и места нарушения, протокол можно оспорить. Вам повезло, если протокол был составлен с нарушением сроков. Если вы совершили административное правонарушение, то протокол составляется сразу после его обнаружения.

  6. Не соблюдены сроки привлечения к ответственности. Срок давности административного правонарушения — это время, за которое можно оспорить вынесенное постановление. Несмотря на то, что протокол об административном правонарушении может быть составлен за несколько дней до его составления, это не значит, что вы сможете избежать ответственности. Статья 4.5 КоАП РФ говорит о том, что административное правонарушение было совершено давно. КоАП РФ. В ближайшее время планируется изменить сроки исковой давности по административному правонарушению. Счет идет не на часы, а на дни — день совершения правонарушения входит в срок привлечения к ответственности.

  7. Поправки в протокол должны быть согласованы с тем лицом, которое его подписало. В протоколе должно быть указано, что присутствующий ознакомлен с этими изменениями.

    Не отказываемся от подписания, но подписывая, указываем не согласен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в дате протокол отмена
  • Ошибка в дате приказа в сзв тд как исправить
  • Ошибка в дате при перечислении ндфл
  • Ошибка в дате определения суда
  • Ошибка в дате изменения файла