Ошибка в цитировании егэ литература

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Стихотворение литература это

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

В конце предложения
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина…

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»

Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»

Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.

  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.

  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.

  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.

  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

Частые ошибки при цитировании в сочинении ЕГЭ по русскому языку и как их избежать

Одной из важных составляющих сочинения ЕГЭ является цитирование литературы. Однако, часто при выполнении задания возникают ошибки, связанные с неправильным оформлением цитат.

Основные ошибки при цитировании

1. Отсутствие кавычек

Одна из самых распространенных ошибок — не указание кавычек в начале и в конце цитаты. Кроме того, важно помнить, что для указания кавычек используются «ёлочки», а не простые кавычки.

2. Неправильная пунктуация

Еще одна распространенная ошибка — неправильная пунктуация в цитате. Важно помнить, что запятая перед началом цитаты всегда ставится за кавычку. Если цитата оканчивается на точку, то она ставится перед закрывающей кавычкой. Если после цитаты идет продолжение предложения, то после закрывающей кавычки ставится запятая.

3. Неправильный порядок слов

Иногда при цитировании слова или фразы выносятся за пределы контекста и таким образом меняют свой смысл. Важно помнить, что цитата должна быть точной копией оригинала, поэтому необходимо сохранять порядок слов и не изменять их форму.

4. Неправильное оформление прямой и косвенной речи

Еще одна распространенная ошибка — неправильное оформление прямой и косвенной речи. В прямой речи необходимо указывать кавычки, а в косвенной речи они не нужны. Кроме того, в косвенной речи глаголы-сказуемые должны быть в соответствующей форме.

Как избежать ошибок при цитировании

Чтобы избежать ошибок при цитировании, необходимо внимательно прочитать и проанализировать источник, из которого берется цитата. Важно также придерживаться правил оформления цитат, указанных в ГОСТе.

Ниже приведены основные правила оформления цитат:

  • Цитаты следует указывать в кавычках.
  • Если цитата занимает более одной строки, то вторая и последующие строки следует отступать на 1,25 см от левого поля и не выделять кавычками.
  • Если цитата используется для подтверждения какой-либо мысли в авторском тексте, то она помещается в конце предложения, перед точкой.
  • Если цитата вставляется в предложение авторского текста, то она должна оформляться запятой, закрывающей кавычкой и указанием источника.

При выполнении задания по написанию сочинения ЕГЭ необходимо помнить о том, что качество оформления цитат также имеет значение для получения высокой оценки. Поэтому важно избегать частых ошибок при цитировании и следовать правилам оформления цитат.

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Стихотворение литература это

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

В конце предложения
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина…

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»

Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»

Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.

  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.

  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.

  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.

  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

При написании комментария необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа. Отсылка к тексту может иметь различные формы:

  • краткий пересказ эпизода текста, важного для понимания проблемы и позиции автора;

    Если бы все люди, вместо того чтобы исправлять других, боролись со своими грехами и пороками, то человечество быстро достигло бы совершенства (По Л. Толстому) — пример применения пересказа;

  • приведение цитат — слов, выражений и/или целых предложений из текста с указанием авторства. 

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст.

1. Цитата в виде прямой речи.

Схемы расстановки знаков препинания (А — слова автора, введение к цитате; П — прямая речь, цитата):

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

«П», — а.

«П!» — а.

«П?» — а.

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

При таком виде цитирования привлечённый текст передаётся без изменения.

А. П. Чехов писал: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры».

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», — призывает М. Горький.

«Ошибка мечтаний молодости, — утверждал Л. Н. Толстой, — только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других».

Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Тургенев писал о родном языке: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Также цитату можно приводить не полностью, а на месте пропуска поставить многоточие.

«Он — не учитель, а, скорей, любимый друг и брат. Врач, который помогает не столько своими знаниями… сколько совсем особенным, душевным отношением к пациенту», — писал Д. В. Философов.

2. Цитата в виде косвенной речи.

Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения, в котором роль главной части играют авторские слова.

В. К. Арсеньев отмечает, что «путешествие по тайге всегда довольно однообразно».

Предложение может быть построено также с помощью вводных конструкций.

По словам Л. Н. Толстого, «надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой».

3. Цитирование слова или выражения.

Цитируемое слово помещается в кавычки, при этом оно находится в структуре предложения, ставится в нужную для контекста форму.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину» (И. Тургенев. Ася).

4. Цитирование стихотворного отрывка.

Привлечённый отрывок из лирического произведения оформляется без кавычек, если соблюдена стихотворная строка. Другие знаки пунктуации соответствуют оформлению прямой речи.

О чувстве одиночества писал М. Лермонтов:

И скучно и грустно и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, —

такие проникновенные строки пишет А. Пушкин.

Если стихотворная строка не соблюдается, то цитата оформляется в кавычках (в виде прямой или косвенной речи).

С. Есенин писал: «В первый раз я запел про любовь, // В первый раз отрекаюсь скандалить».

Меня поразили строки В. Маяковского, в которых лирический герой просил «в последнем крике выреветь // горечь обиженных жалоб».

5. Отсылка к номеру предложени(-я, -й).

Анализируя текст, можно не переписывать цитату, а указывать номер предложения, к которому обращаешься.

Автор отмечает, что книги очень важны в жизни каждого из нас (предложение (21)).

В предложениях (12)–(14) автор перечисляет причины упадка культуры среди молодёжи.

Источники:

http://gramma.ru, портал «Культура письменной речи».

http://new.gramota.ru, портал «Грамота.ру».

http://old-rozental.ru, Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация.

В экзаменационных материалах нет специального задания, проверяющего умение оформлять чужую речь, но оно нужно выпускнику для грамотного написания сочинения-рассуждения при выполнении задания 27. Обратите внимание на оформление прямой речи в сочинении. Дадим несколько рекомендаций по оформлению прямой речи.

Прямая речь после слов автора

1. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки:

Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

2.1. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие ставится после слов автора, содержащих глагол со значение речи, мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжить, прервать, подумать, вспомнить…), аналогичные существительные (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, мысль…), глаголы со значением чувства (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться…), глаголы, передающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать…), а прямая речь начитает с тире.

Он глянул с усмешкой:
– Ничего, до свадьбы заживёт.

2.2. Если вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил… невозможна, то двоеточие не ставится.

Ему всё стало ясно.
– Говорить нам больше не о чем.

Прямая речь перед словами автора

1. После прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак, многоточие, а потом – тире.

«Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи.

2. Если авторская ремарка содержит характеристику прямой речи и сочетания слов так говорит, так указывает, вот что сказал, вот что описывает…, то ставится одно тире.

«Ничего не случилось» – так говорил ум. «Случилось» – так говорило сердце.

3. Так же при присоединительной конструкции.

«Каждому рабочему – знания инженера» – этот лозунг рождён самой жизнью.

Слова автора внутри прямой речи

1. Если прямая речь разрывается словами автора, то они выделяются запятой и тире:

«Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений, то после первого ставится вопросительный или восклицательный знак, многоточие, запятая вместо точки, а точка как знак конца предложения ставится после слов автора. Новая реплика начинается с заглавной буквы.

«Я ни с кем не связан, – напомнил он о себе. – Действительность ко мне враждебна».
«Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда ещё так далёко не ездил!»
«Обожди… – сказал Морозко угрюмо. – Давай письмо…»

3. Если в авторской речи есть два глагола, один из которых относится к первой реплике, а другой к другой реплике, то и перед второй частью прямой речи ставится двоеточие.

«Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова спросил: – Старуха, отвечай!»

4. Разрыв названия литературного произведения, промышленного предприятия… оформляется так:

«Пиковая…» ли это «…дама»?

Прямая речь внутри слов автора. Диалог

1. Если реплики диалога идут с абзаца, то перед каждой ставится тире.

– Значит, немец спокоен?
– Тишина.
– Ракеты?
– Да, но не очень часто.

2. Если реплики идут вподбор, они заключаются в кавычки и отделяются тире.

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед».

3. Если после реплики идут слова автора, то тире перед следующей репликой опускается.

«Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев.

Цитата

1. Цитата может оформляться как прямая речь.

2. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся в начале и конце текста.

3. Если цитата приводится не полностью, то в нужном месте ставится многоточие.

Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее  совершенство формы искусства…»

4. Если цитата не является самостоятельным предложением, то точка ставится после неё.

М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует из книг, в прошлые века писанных…».

5. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом (является придаточным предложением) или приводится не с начала, то начинается со строчной буквы.

Н.А. Добролюбов писал, что «в стихах Пушкина впервые сказалась нам живая русская речь…».

6. Если неполная цитата начинает предложение, то пишется с заглавной буквы.

«Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский.

7. Эпиграф пишется без кавычек, а ссылка на источник, автора – без скобок и без точки.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
                         А. Блок

8. Не заключаются в кавычки цитаты, взятые из стихотворных произведений с сохранением деления на стихотворные строки.

Поэт больше всего заботился о том,
Чтобы распутица ночная
От родины не увела… –
и читатель верит искренности порывов.

9. При нарушении строфики для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту в конце строки. Знаки препинания и заглавные буквы сохраняются.

Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни вековые. – / Как слёзы первые любви!»

10. В кавычки заключаются слова и выражения, употребляемые в необычном значении, иронически, впервые предлагаемые или устаревшие.

Первые гвардейские реактивные минометы народ любовно называл «катюши».

Скобки

1. В скобках заключается пояснение к предложению – точка ставится после скобки.

Отождествление образа музы с образом крестьянки в лирике Н.А. Некрасова (анализ стихотворения «Вчерашний день…»). Так же при ссылке на автора.

2. В скобках заключается отдельное предложение – точка ставится внутри скобки.

«Новый» человек своего времени. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Схемы для запоминания

Прямая речь, цитата идет после слов цитирующего:
Автор пишет: «Ц».
Автор пишет: «Ц!»
Автор пишет: «Ц?»
Автор пишет: «Ц…»
Автор пишет: «…ц…» (если предложение взято не с начала и не с конца).

Прямая речь, цитата идет перед словами цитирующего:
«Ц», — пишет автор.
«Ц?» — пишет автор.
«Ц!» — пишет автор.
«Ц…» — пишет автор.
«…Ц…» — пишет автор (предложение взято не с начала и не с конца).

Цитата как часть придаточного предложения:
Автор пишет, что «ц…».
Автор пишет, что «ц… ц…» (если взята только часть цитаты).

Надеемся, что эти рекомендации помогут выпускникам грамотно оформить своё сочинение.

ЕГЭ – 2020  ЗАДАНИЕ 27  СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ ЮЛУЕВА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ № 10» г. НЕФТЕЮГАНСК

ЕГЭ – 2020 ЗАДАНИЕ 27 СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ

ЮЛУЕВА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ «СОШ № 10»

г. НЕФТЕЮГАНСК

1. Цитаты в виде прямой речи  Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи

Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…»

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи «…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский. ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи

«…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский.

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи  Автор так описывает его:  И нос и плечи поднимал  Вошедший с нею генерал... ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»: БЕЗ КАВЫЧЕК, НИЖЕ НА СТРОКУ, НЕЖЕЛИ СЛОВА АВТОРА, И С ВЫРАВНИВАНИЕМ ПОСЕРЕДИНЕ!

1. Цитаты в виде прямой речи

Автор так описывает его:

И нос и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал…

ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»: БЕЗ КАВЫЧЕК, НИЖЕ НА СТРОКУ, НЕЖЕЛИ СЛОВА АВТОРА, И С ВЫРАВНИВАНИЕМ ПОСЕРЕДИНЕ!

1. Цитаты в виде прямой речи  Язык Цветаевой метафоричен: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке, / Одно единственное движенье губ, / Имя твое – пять букв…»  ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТРОКУ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАКЛОННЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛИ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.

1. Цитаты в виде прямой речи

Язык Цветаевой метафоричен: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке, / Одно единственное движенье губ, / Имя твое – пять букв…»

ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТРОКУ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАКЛОННЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛИ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.

2. Цитаты в виде косвенной речи  М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ «ВСТРОЕННАЯ» ЦИТАТА, У КОТОРОЙ СОКРАЩЕНА КОНЦОВКА

2. Цитаты в виде косвенной речи

М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…»

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ «ВСТРОЕННАЯ» ЦИТАТА, У КОТОРОЙ СОКРАЩЕНА КОНЦОВКА

«Встроенные» цитаты  Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал ее у меня. Он все отбирал – все...»), то в конце повествования, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа» («… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).  ЦИТАТЫ «ВСТРАИВАЮТСЯ» В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СКОБОК ИЛИ НАПРЯМУЮ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦИТИРУЕМОГО ТЕКСТА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

«Встроенные» цитаты

Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал ее у меня. Он все отбирал – все…»), то в конце повествования, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа» («… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).

ЦИТАТЫ «ВСТРАИВАЮТСЯ» В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СКОБОК ИЛИ НАПРЯМУЮ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦИТИРУЕМОГО ТЕКСТА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение  «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (А. Луначарский).  ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА ЦИТАТЫ; ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (А. Луначарский).

ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА ЦИТАТЫ; ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение  «Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой…» (из повести «Степь» А.П. Чехова).  ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА И НАЗВАНИЕ ТЕКСТА К ЦИТАТЕ. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение

«Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой…» (из повести «Степь» А.П. Чехова).

ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА И НАЗВАНИЕ ТЕКСТА К ЦИТАТЕ. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Оформление эпиграфа  Как не любить родной Москвы? Е.А. Баратынский ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИГРАФ ОФОРМЛЯЕТСЯ БЕЗ КАВЫЧЕК, СТРОКИ НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ НИ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА, НИ ПЕРЕД ТЕКСТОМ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ ПОЛЮ, ПОСЛЕ ФАМИЛИИ АВТОРА ТОЧКИ НЕТ.

Оформление эпиграфа

Как не любить родной Москвы?

Е.А. Баратынский

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИГРАФ ОФОРМЛЯЕТСЯ БЕЗ КАВЫЧЕК, СТРОКИ НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ НИ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА, НИ ПЕРЕД ТЕКСТОМ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ ПОЛЮ, ПОСЛЕ ФАМИЛИИ АВТОРА ТОЧКИ НЕТ.

  1. Проблему влияния Великой Отечественной войны на жизнь человека поднимает в своём тексте Константин Георгиевич Паустовский-известный русский писатель, классик отечественной литературы. В своём тексте автор рассказывает о трудностях в военное время.
    В начале текста писатель повествует нам о случае, который произошёл в ходе войны: зенитному пулеметчику Тихону Рябцову раздробило правую руку. Автор отмечает, что деревня его была занята немцами, мать умерла, и потому Тихону, когда ему ампутировали раздробленную в бою правую руку, некуда было податься. Этим автор хочет показать, что военные действия оказывают на людей исключительно отрицательное влияние, так как она заставляет их терять близких людей, а также оставаться инвалидами.
    Позднее автор описывает нам тяжёлую судьбу главного героя. «Рана долго не заживала,» поэтому Рябцова перенаправляли из одного места в другое. Писатель подчеркивает, что летом в Бийске Тихон выписался из госпиталя и нанялся служить сторожем в Белокуриху — небольшой курорт в предгорьях Алтая. Потеряв руку, главный герой не мог заботиться о себе самостоятельно. На помощь ему пришли два мальчика. Они и другие пионеры из лагеря были вынуждены переехать в Белокурику. Рябцову стало интересно как мальчики остались без родителей. «И он узнал, что один из них был испанцем и звали его Мигуэль». Этим автор хочет показать, что война вынуждает людей менять не только место жительства, но и весь уклад жизни.
    Примеры дополняют друг друга и дают нам понять, что война оказывает губительное воздействие на здоровье человека, а также оставляет отпечаток в его жизни.
    Позиция К Г Паустовского такова: война — это горе, боль, разрушение и противостоять этому может только милосердие, а также способность людей помогать друг другу.
    Я согласна с мнением автора, потому что война действительно оказывает огромное влияние на дальнейшую судьбу человека. Она заставляет его менять привычный образ жизни и получать различные телесные и душевные травмы

8.9 НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.

В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи, это очень близкие, но не одинаковые единицы.

В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:

Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».

Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»

Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»

Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания 7.

8.9.1 Основное правило:

при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.

Предложение с прямой речью Верно оформленная косвенная речь Неверно оформленная косвенная речь
Отец сказал: «Я вернусь поздно». Отец сказал, что он вернётся поздно. Отец сказал, что я вернусь поздно.
Мы спросили: «А ты откуда приехал?» Мы спросили, откуда он приехал. Мы спросили, «откуда ты приехал».
Я признался: «Ваши книги взял Михаил». Я признался, что их книги взял Михаил. Я признался, что «ваши книги взял Михаил».
Дети закричали: «Мы не виноваты!» Дети закричали, что они не виноваты. Дети закричали, что «мы не виноваты».
Обращаем внимание на то, что обнаружить ошибку могут помочь кавычки, но только на них ориентироваться нельзя, так как кавычки стоят и при приложении, и в предложениях с цитатами без ошибок, и не во всех заданиях.

8.9.2 Существует ряд дополнительных правил,

связанных с особенностью перевода прямой речи в косвенную, их соблюдение также проверяется в задании 7.

а) Если прямая речь – повествовательное предложение,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено!

б) Если прямая речь – вопросительное предложение,

то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!

в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,

при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст.Местоимение заменено!

г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» — Отец закричал сыну, чтобы он вернулся.Местоимение добавлено!

д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», — попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.

8.9.3. Особые правила цитирования.

При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:

1) при помощи прямой речи, с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», — говорил Пушкин. Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!

2) при помощи придаточного предложения, то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны». Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи.

3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов, например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны».

Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять: то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.

Рассмотрим некоторые особенности цитирования.

а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?

С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой — нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

В обоих предложениях нужно:

во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:

во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.

При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность», то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.

б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,

что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:

Неверно: По словам Мопассана, что «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется.

в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,

но прямая речь оформляется как отдельное предложение. Это не только нарушение пунктуации, это нарушение правил построения предложения с цитатой.

Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

Основные способы цитирования

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что «праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

 Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

 Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

Например:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Есенин

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитата заключается в кавычки.

Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.

«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза

 

Литература изъята из законов тления.
         Она одна не признает смерти.

         М. Е. Салтыков-Щедрин

Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

…И всего выше

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.

Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <…>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <…>».

Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л.   Т.).

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

Единый государственный экзамен по литературе — один из самых субъективных. Но лишь на первый взгляд. Если изучать школьную программу, анализировать тексты и знать типичные ошибки ЕГЭ по литературе прошлых лет — проблем не возникнет.

С последним мы можем помочь. Мы внимательно прочитали аналитический отчёт ФИПИ за 2023 год и собрали топ-8 ошибок, которые чаще всего допускали участники. Смотрите и запоминайте.

А если хотите первыми получать полезные материалы из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте, что вас всегда ждут приятные акции и скидки от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

ЕГЭ по литературе: как проходил экзамен

Каждый год литературу в качестве дополнительного экзамена выбирает примерно одинаковое количество школьников. В 2023 ЕГЭ по данному предмету прошли 49 517 человек. Это чуть больше, чем в прошлом. Большинство из участников в дальнейшем поступали в гуманитарные вузы по филологическому профилю.

Средний балл за единый государственный экзамен по литературе составил 65,85. Это третий показатель после итоговых результатов за ЕГЭ по английскому и русскому языку:

ЕГЭ по литературе: как проходил экзамен

Все задания ЕГЭ по литературе должны были помочь проверить, насколько выпускники российских школ разбираются в базовой теории и могут работать с литературными текстами. А именно:

  • знают ли основные данные по литературной истории и теории;
  • могут ли глубоко анализировать и самостоятельно интерпретировать художественные тексты;
  • умеют ли выделять схожие проблемы и темы в разных произведениях, сопоставляя их;
  • способны ли давать связные, грамотные и логичные ответы;
  • умеют ли размышлять над центральными проблемами произведений, чётко выражая свои мысли в письменной форме.

Сам экзамен состоял из двух частей:

  1. Первая проверяла теоретические знания участников и их умения анализировать текстовую часть художественных произведений.
  2. Вторая — умение выбирать тему и писать развёрнутое сочинение-рассуждение, а также способность грамотно выражать мысли.

Все задания распределили по трём уровням сложности:

  • базовый;
  • повышенный;
  • высокий.

Первая часть включала задания базового и повышенного уровней, а вторая — высокого.

Если рассматривать содержательную сторону, то ЕГЭ по литературе состоял из восьми образовательных блоков:

  1. Теория и история литературы.
  2. Древнерусская литература.
  3. Литература XVIII в.
  4. Литература первой половины XIX в.
  5. Литература второй половины XIX в.
  6. Литература конца XIX — начала XX в.
  7. Литература первой половины XX в.
  8. Литература второй половины ХХ — начала XXI в.

В целом выпускники справились хорошо. Высокие баллы за ЕГЭ по русской литературе (от 80 до 100%) получил 21% участников. А 100-балльный результат показали 3% всех школьников.

ЕГЭ по литературе: топ-8 ошибок

Несмотря на то, что ученики показывают довольно высокие баллы за ЕГЭ по литературе, существует ряд ошибок, которые из года в год допускает значительное количество участников. Мы собрали самые типичные, разбили их на две части и делимся с вами.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Логические ошибки в ЕГЭ по литературе

Условно все логические ошибки в ЕГЭ по литературе касаются первой части экзамена. В ней нужно находить правильные варианты из предложенных или давать краткие ответы.

Ошибка №1: неправильно сопоставлять героев и события

Самая сложная логическая ошибка ЕГЭ по литературе относится к заданию №4. В нём участники должны соотнести героев и события, коротые с ними связаны. Удивительно, но с этой задачей справилось всего 53,5% участников.

Задания, в которых необходимо провести сопоставления, оказались самыми сложными. Это говорит о том, что ученики невнимательно относятся к деталям повествования и поверхностно воспринимают сюжет.

Ошибка №2: находить неверные изобразительно-выразительные средства

Задание №13 заняло второе место по сложности. В нём участникам предлагали найти изобразительно-выразительные средства и художественные приёмы, которые поэт использует в лирическом произведении.

Основная проблема заключалась в том, что выпускникам не давались конкретные термины. Они должны были сами найти художественные приёмы в произведении и написать точные названия.

Напротив, задания, где было необходимо сопоставить литературоведческую терминологию и определения, участники выполнили хорошо. Значит, сложности возникают в моменте, когда нужно использовать теоретические знания на практике.

Ошибка №3: приводить неточный пример героев из других произведений

Ещё одна задача, с которой школьники справляются не так хорошо, как хотелось бы, это поиск примеров из других произведений. У участников просят найти героев, сюжетная линия которых или проблематика совпадает с центральными.

Трудности, которые испытывают выпускники, отвечая на задание, связаны с тем, что ученики мало читают и не умеют анализировать литературных персонажей и события.

Ошибка №3: приводить неточный пример героев из других произведений

Как проходит ЕГЭ по литературе в российских школах

Ошибка №4: путать похожие термины

Вопросы, касающиеся основной литературоведческой терминологии, не вызвали особых трудностей. Однако термины, которые звучат очень похоже или близки по смыслу, ввели некоторых участников в заблуждение.

Так, ученики путали термины «течение» и «направление», «рифма» и «рифмовка», «конфликт» и «контраст», «сравнение» и «противопоставление» и так далее.

Литературная теория и отдельные литературоведческие термины не вызывают трудностей у участников. Более 80% верно соотнесли названия с определениями.

Ошибки в сочинении ЕГЭ по литературе

Следующий блок ошибок касается второй части экзамена, в том числе и литературного сочинения. Критерии, на которые обращали внимание при проверке заданий высокого уровня сложности, относятся к следующим умениям:

  • сопоставлять несколько произведений по разным аспектам;
  • обосновывать выводы, опираясь на цитаты из литературных текстов;
  • использовать фактический материал, а не прибегать к общему пересказу сюжетной линии.

Отсутствие логической последовательности при сопоставлении двух выбранных текстов — частая ошибка в ЕГЭ по литературе.

Вот какие типичные ошибки допускают участники единого государственного экзамена по литературе, приступая к выполнению второй части.

Ошибка №1: писать сочинение не в полном объёме

Одна из самых больших ошибок в сочинении — это недостаточный объём текста. По правилам ЕГЭ итоговое эссе должно содержать не менее 200 слов. В общую численность включаются абсолютно все слова, в том числе союзы и предлоги.

Краткость, конечно, сестра таланта, но в двух словах выразить точную мысль редко кому удаётся. Так что не сдерживайте себя.

Ошибка №2: показывать низкую речевую грамотность

Одно дело — написать сочинение по литературе. И совсем другое — сделать это красиво, грамотно и без стилистических ошибок. К сожалению, выпускники часто испытывают трудности, подбирая фразы и формируя предложения.

Чтобы улучшить качество письменного текста и не терять баллы, необходимо больше читать классическую литературу и, соответственно, писать.

Ошибка №3: использовать неточные цитаты

От участников ЕГЭ по литературе ждут обоснованной аргументации в сочинении. И аргументировать размышления необходимо цитатами из выбранного текста.

Это довольно сложная задача. Чтобы с ней справиться, выпускники должны практически дословно учить текст литературного произведения, по которому они планируют писать сочинение.

Увы, многие ленятся и пытаются точные высказывания подменять общими выражениями или приводят неверные цитаты. Всё это может сказаться на баллах.

Самый низкий результат показали выпускники, выбравшие тему «Мир “братьев наших меньших”» в литературных произведениях XX и XXI веков. С ней справилось только 37%.

Ошибка №4: недостаточно глубоко понимать тему

В литературном сочинении, которое состоит минимум из 200 слов не всегда легко раскрыть тему. Но в основном участники справляются. Особенно легко им даются вопросы, связанные с конкретными героями и их эмоциональными переживаниями.

А вот глубоко понять и передать философские и нравственно-этические темы удаётся далеко не каждому. Именно на абстрактной тематике многие путаются и не могут обосновать собственные мысли, теряя логику и итоговые баллы за работу.

Чтобы не допустить подобных ошибок, необходимо больше читать философские произведения и пошагово разбирать основные проблемы.

Ошибка №4: недостаточно глубоко понимать тему

Чтобы лучше писать сочинения, необходимо много читать

Подготовка к ЕГЭ по литературе: ценные советы

Чтобы грамотно ответить на все теоретические вопросы и на отлично написать сочинение, стоит при подготовке к итоговому экзамену обратить внимание на следующие моменты:

  1. Больше читать и расширять литературный кругозор.
  2. Глубже работать с текстами и обращать внимание на детали.
  3. Анализировать как можно больше художественных произведений.
  4. Учиться сопоставлять разные тексты, находя общую проблематику и характеры.
  5. Обращать внимание на фактическую точность при пересказе литературных сюжетов.
  6. Заучивать точные цитаты, чтобы не только использовать их в сочинении, но и блеснуть знаниями в дружеской компании.
  7. Повышать речевую грамотность, читая больше хорошо написанных текстов и художественных книг.
  8. Развивать абстрактное мышление и формировать своё мнение о философских литературных произведениях.
  9. Писать конспекты, отмечая основные события и характеристики героев.
  10. Обязательно изучать правила заполнения экзаменационных бланков.
  11. Внимательно читать условия к заданию, прежде чем приступать к выполнению.
  12. Перед тем, как сдать работу, перепроверить ответы. Это поможет увидеть опечатки и ошибки и исправить их.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знакомы с самыми типичными ошибками ЕГЭ по литературе. А значит, знаете, на что обратить особое внимание при подготовке к экзамену. Удачи вам и высоких баллов! А если понадобится помощь в написании контрольных, самостоятельных работ или эссе по русской литературе или другим предметам — смело обращайтесь в студенческий сервис.

Чтобы написать ЕГЭ по литературе на максимальный балл, важно знать о подводных камнях, о которые спотыкаются выпускники. В этой статьей вместе с преподавательницей Вебиума по литературе Василисой Бродской разбираем самые лёгкие и сложные задания из КИМов по литературе.  А также раскрываем топ ошибок, которые совершают школьники на ЕГЭ

Самые простые задания 

Начнём с самых лёгких заданий. Проще всего баллы набрать в тестовой части, которую можно натренировать: задания здесь типовые, структуру вы знаете заранее. В Вебиуме есть качественные пробники с актуальными заданиями, на которых можно набить руку перед ЕГЭ по литературе. 


Главное — не переживать и не сомневаться, ведь большинство ошибок мы совершаем из-за стресса на экзамене. Но эти
четыре совета помогут справиться с проблемой и прокачать стрессоустойчивость.

Самые сложные задания

Самые сложные задания — это сочинения. Но и здесь пугаться не стоит: со всем можно справиться, если разложить проблему по полочкам.

Типичные ошибки в сочинениях — это искажение авторской позиции, речевые и фактические ошибки. Также часто встречаются орфографические ошибки. Давайте поговорим обо всём подробнее. 

Искажение авторской позиции 

Часто мы пишем не как правильно, а как мы чувствуем. Но бывает так, что наше видение не всегда совпадает с авторским. В таких случаях мы получаем минус балл (а то и больше) за искажение авторской позиции. 

Чтобы такого не произошло, изучайте анализы произведений, взгляды писателей и эпоху, в которую они жили. Так вы сможете понять и смысл произведения, и то, какой позиции придерживался сам автор.


Анализ текста — полезный навык, который помогает самостоятельно видеть скрытые смыслы и понимать суть. Этому учим на спецкурсе
«Под другим углом»

Речевые ошибки

Речевые ошибки иногда очень сложно заметить, потому что мы привыкли говорить так в жизни: спуститься вниз, другая альтернатива и всевозможные сочетания несочетаемого. Чтобы не допустить такого на экзамене, заранее изучите самые частые ошибки и при проверке сочинений ищите их у себя.

Фактические ошибки 

Фактическими ошибками называют такие ошибки, которые искажают факты: неправильные инициалы писателя или год рождения, ошибка в цитате. 

Такой тип ошибок мы совершаем в двух случаях: либо действительно не знаем, как правильно, либо из-за невнимательности. И для обоих есть решение. 

Перед экзаменом проведите фактчекинг: повторите важные цитаты и инициалы писателей, названия произведений, имена героев и важные характеристики. А также не забывайте перепроверять свои сочинения на экзамене. 

Литературные нюансы

Фамилии писателей, термины и названия произведений — здесь интуиция может вас подвести, поэтому это просто нужно знать. Подготовьтесь к этим ловушкам заранее. 

  • Перед экзаменом посмотрите сложные термины: аллитерация, ассонанс эллипсис и другие.
  • Повторите фамилии писателей и их инициалы. Обидно получить фактическую ошибку за «Тургеньева»
  • Отдельная история с «недорослем». Как его только не склоняют, но запомните: слово «недоросль» мужского рода и склоняется по правилам 2 склонения. 
  • Обратите внимание на написание названий из нескольких слов и типов героев в литературе. «Мастер и Маргарита», но «Война и мир». Про типы литературных героев: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек».

Супер бонус: чек-лист по проверке сочинения

Делимся лайфхаками, которые помогут проверить свои сочинения как профи. Это советы относятся не только к большому сочинению из 12 задания, но и к маленьким. 


А ещё мы подготовили
шпаргалку, которая поможет раз и навсегда запомнить структуру всех сочинений.

💡Перечитайте текст с конца в начало 

Так ты будешь обращать внимание не на смысл предложения, а на орфографию и пунктуацию. 

💡Старайтесь не использовать сложные слова

Если не знаешь, как пишется какое-то сложное слово, замени на более простое. В большинстве случаев качество речи и стиль не пострадают, а вероятность сделать ошибку будет значительно меньше. Если наглядно: написать «индифферентный», где каждая буква — ловушка, или просто «безразлично»? Выбор очевиден.

💡Не торопись и старайся не пользоваться «замазкой»  

Пытаясь быстрее расправиться с текстом, ты можешь наделать ошибок. А если ты при этом будешь делать исправления корректором, высок шанс забыть вписать нужную букву в замазанный пропуск.

💡Пиши буквы разборчиво

Схитрив и написав непонятную закорючку, напоминающую и букву «е», и букву «и», ты рискуешь получить ошибку. Попробуй вставить ту букву, которую действительно считаешь нужной! Вдруг ты прав?


К ЕГЭ по литературе можно подготовиться самостоятельно, а можно — вместе с крутыми наставниками и дружным коллективом. Всё это есть на
онлайн-курсах в Вебиуме. На них мы разбираем самые актуальные задания, учимся анализировать тексты и помогаем взглянуть на литературу по-новому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в цилиндре двигателя опель
  • Ошибка в формуле расчета тек цены ресурса
  • Ошибка в цепочке сертификатов закупки
  • Ошибка в формуле расчета базисной цены
  • Ошибка в цепи свечей накала