Начальная форма прилагательного
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 509.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 509.
Как быстро определить начальную форму прилагательного? Достаточно задать простой вопрос, чтобы выяснить это. В этой статье вы узнаете, как быстро и без ошибок распознавать начальную форму этой части речи.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Что такое начальная форма прилагательного?
Начальная форма имени прилагательного – это форма единственного числа мужского рода в именительном падеже. Начальная форма прилагательного отвечает на вопрос – Какой? У качественных прилагательных начальная форма совпадает с соответствующей словоформой положительной степени сравнения.
Примеры начальных форм прилагательных: объемный, грозный, фиолетовый, царский, грустный, заячий, осторожный, абрикосовый.
Как определить начальную форму прилагательного?
Начальная форма прилагательных образуется при помощи добавления к основе слова окончания -ый (-ий).
Чтобы определить начальную форму прилагательного, поставьте к слову вопрос (Какой?), а также проверьте, имеет ли рассматриваемое прилагательное нужные непостоянные признаки – ед. число, м. род, И. падеж.
Примеры: (какой?) зеленый, (какой?) броский, (какой?) общительный.
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Галина Миронова ( белан )
5/5
-
Надежда Букша
5/5
-
Рая Самарина
5/5
-
Дмитрий Мельник
5/5
-
Леша Смирных
5/5
-
Глеб Миронов
4/5
-
Рената Тян
5/5
-
Мария Добрынина
5/5
-
Мария Кузьмина
4/5
-
Александра Богодяж-Готфрид
5/5
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 509.
А какая ваша оценка?
Еще со школьного курса русского языка все помнят, что у глаголов есть начальная или неопределенная форма – инфинитив. А вот о том, что такие же формы есть у представителей других частей речи мало кто помнит.
Между тем, начальная форма есть и у имени прилагательного. И умение привести слово к первоначальному виду во многом помогает при его склонении, выборе нужных суффиксов и окончаний, а также при образовании от него новых словоформ.
Что это такое?
Имена прилагательные в русском языке используются для обозначения свойств и признаков объектов, либо их принадлежности. Например – «красный», «металлический», «кошкин», «водянистый», «злобный» и т.д.
У этой части речи есть несколько изменяемых морфологических категорий – род, падеж и число. Изменяя их значение, можно преобразовать слово к нужному виду, такому, чтобы оно согласовывалось с другими словами в предложении, а также поставить его в первоначальную форму.
Именно в этой форме все имена прилагательные указаны в орфографических и толковых словарях и прочей справочной литературе. Иногда ее называют адъективом, но это не совсем корректно. На самом деле адъектив, от латинского adjectivus – это просто название прилагательного как части речи, вне зависимости от того, в каком виде оно находится.
Признаки
У имен прилагательных, стоящих в первоначальном виде, значение непостоянных признаков должно быть таким:
- род – мужской;
- число – единственное;
- падеж – именительный.
Например, слова «синий», «красивый», «ленивый», «мамин» стоят в начальной форме. Тогда как прилагательные «синего», «красивому», «ленивые», «мамина» — в иных словоформах.
Слова в данном виде имеют окончания –ой, -ый или –ий и отвечают на вопрос «Какой?».
У качественных прилагательных начальная форма будет такой же, как словоформа положительной степени сравнения. При проведении морфологического разбора слова важно учитывать, в какой из сравнительных степеней оно стоит в предложении.
Например, в словосочетании «Сережа высокий» используется прилагательное «высокий», стоящим в начальной форме в положительной сравнительной степени.
А вот в предложении «Сережа более высокий, чем Слава» используется прилагательное в сложной форме превосходной степени – «более высокий». Важно не перепутать с комбинацией наречия «более» и им. прил. в начальной форме «высокий» — это будет ошибкой в разборе.
Как поставить прилагательное в начальную форму?
Чтобы привести имя прилагательное в начальную форму, необходимо изменить значение его непостоянных признаков на характерные для данного вида. Иными словами, нужно поставить слово в форму И.п. мужского рода единственного числа. Например:
- ленивыми – ленивый;
- бабушкиной – бабушкин;
- кошачье – кошачий.
Проверить правильность преобразования можно, задав к слову вопрос. Если итоговое прилагательное может служить ответом на вопрос «Какой?», значит, оно приведено в нужный вид.
При преобразовании следует помнить, что к начальному виду можно привести только полные имена прилагательные. У слов в краткой форме признак падежа отсутствует, поэтому изменить его на именительный не получится. При преобразовании кратких им. прил. нужно сначала поставить их в полную форму, и только затем менять значения непостоянных признаков на характерные для начального вида.
Например: «красивы» — «красивые» — «красивый», «полны» — «полные» — «полный».
Заключение
Умение поставить слово в начальную форму необходимо для проведения его морфологического разбора. Но, помимо этого, понимание, как образуется изначальная форма имени прилагательного, избавляет от трудностей при его склонении, изменении по родам и числам и создании новых словоформ.
Русский язык,
вопрос задал fereh4994,
5 лет назад
8. В каком случае допущена ошибка в морфологическом разборе выделенного слова в предложении «Под яркими лучами солнца журчит ручей» А) прилагательное / В) начальная форма — яркий С) употреблено в мужp., твор. пад. во мн.ч. D) в предложении является определением
dinasoft:
С) ; род у прил. во множественном числе не определяем
Добавить свой ответ
Ответы на вопрос
Ответил svetlana957
0
Ответ:
Исправленный вариант: С) Т.п., во мн.ч.
Объяснение:
Во мн.ч. род у имён прил-ых не определяется!
Добавить свой ответ
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Алгебра,
9 месяцев назад
Шесть целых одна десятая минус 5 деленное на икс минус 2…
Информатика,
9 месяцев назад
Окрім зберігання власних файлів чи документів у деяких хмарних середовищах можна надавати спільний достіп до своїх файлів або створювати…
Математика,
5 лет назад
Какой это тип уравнений и как их решать? Пожалуйста, с объяснением. В понедельник сессия.
Алгебра,
5 лет назад
Сколько необходимо взять вещества для приготовления 800 г 3% раствора?
Математика,
6 лет назад
помогите не могу решить это задание , не получается ни как ((((…
География,
6 лет назад
хозяйственная деятельность страны Нигер…
Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры
Вам будет интересно: Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом
Задание на определение неверной формы слова
В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Вам будет интересно: Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?
Формы существительных
Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.
Множественное число в именительном падеже
Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.
Вам будет интересно: Что такое поэзия? Определение
Родительный падеж множественного числа
Сначала разберем нулевое окончание.
Теперь окончание –ов (-ев).
Степени сравнения прилагательных
Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.
Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.
Формы числительных
В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.
Составные числительные
Падеж | 10-30 | 50-80 | 200-400 | 500-900 |
Именительный (что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Родительный (чего) | десяти | семидесяти | трехсот | восьмисот |
Дательный (дать чему) | десяти | семидесяти | трехстам | восьмистам |
Винительный (вижу что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Творительный (чем) | десятью | семьюдесятью | трехстами | восемьюстами |
Предложный (о чем) | о десяти | о семидесяти | о трехстах | о восьмистах |
А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.
Именительный и винительный падежи | полтора | полтораста | сорок | сто | девяносто |
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный | полутора | полутораста | сорока | ста | девяноста |
Собирательные числительные
Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».
Порядковые числительные
Обе, оба, обоих
Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.
Падеж | Оба | Обе |
Именительный | Оба брата | Обе сестры |
Родительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Дательный | Обоим братьям | Обеим сестрам |
Винительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Творительный | Обоими братьями | Обеими сестрами |
Предложный | Об обоих братьях | Об обеих сестрах |
Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки
Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.
Источник
Нет ошибки в образовании формы прилагательного
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
голос более ЗВУЧНЕЕ
Номер в банке ФИПИ 720C4C
Пояснение (см. также Правило ниже).
При образовании составной сравнительной степени имени прилагательного недопустимо использовать вместо начальной формы прилагательного его простую сравнительную степень.
Верно: голос более ЗВУЧНЫЙ. Краткую форму (звучен) НЕЛЬЗЯ употреблять, не будет такого варианта ответа.
В ответ выписываем только выделенное, исправленное слово.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Источник
Тест по русскому языку
1. Укажи пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) более выше
Б) кратчайший
В) слаще
Г) наиболее строгий
2. Укажи пример, в котором нормы формообразования прилагательных не нарушены.
А) красивше
Б) более удобнее
В) самый глубочайщий
Г) лучше
3. В каком ряду пропущена одна и та же буква буква?
А) глубок… м озером, с плакуч… й ивы
Б) неуклюж… го медвежонка, чутк… м отношением
В) пригож… м молодцем, осенн… ми каникулами
Г) о могуч… м борце, дремуч… ми лесами
4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) (Не) большой свёрток лежал на столе.
Б) Этот рассказ далеко (не) интересный.
В) (Не) большая, а глубокая речка протекает по дну оврага.
Г) (Не) настное утро испортило настроение.
5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А) У девочки (не) длинная, а короткая чёлка.
Б) Послышавшийся где-то невдалеке (не) громкий шорох пугал ребят.
В) Вовсе (не) расчётливый приятель.
Г) Ничуть (не) простые вопросы были в задании.
6. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
А) Груш… вый напиток, образц… вый ответ, ключ… вая вода
Б) Пунц… вые щёки, плюш… вый медвежонок, обаятельная девч… нка
В) Кумач… вая косынка, свинц… вая пуля, морж… вый клык
7. В каком варианте ответа во всех словах пишется Н?
А) безветре… ый, румя…. ый, льви… ый, стари… ый
Б) пусты… ый, качестве… ый, стекля…. ый, болезне… ый
В) берестя… ой, телефо…. ый, сви… ой, деревя… ый
Г) лебеди… ый, серебря…. ый, ветре… ый, торфя… ой
9. Раскрой скобки и запиши номера сложных прилагательных, которые пишутся слитно.
1)(мало) летний, 2)(научно) технический, 3)(юго) восточный, 4)(равно) бедренный, 5)(сорока) летний, 6)(древне) русский, 7(ярко) жёлтый, 8)(синий) пресиний, 9)(целлюлозно) бумажный, 10)плодово (ягодный)
10. В каком предложении прилагательное является сказуемым?
А) Спортсмены нашей школы быстрые, ловкие и сообразительные.
Б) Цвели гвоздики, пёстрые, пахучие, красивые.
В) Среди новых деревянных домов выделялась соломенная крыша заброшенной избушки.
Г) Мы решили направиться на традиционную осеннюю ярмарку.
Источник
Нет ошибки в образовании формы прилагательного
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.
Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?
прошу объяснить! Впервые вижу слово обгрызенное, а не обгрызанное!
Тут всё просто: от глагола обгрызть (сов. вид.) образуется причастие при помощи суфиикса енн, а от глагола обгрызать можно образовать (несов. вид) только обгрызаемое (несов. вид).
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
А как насчет варианта «оздоровит»?
Это не может быть вариантом ответа. Никак.
Но говорят «быстро выздоровит,а не выздоровеет».
Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга. На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
«пять кочерёг» никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще.
Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
разве говорить: «старые профессора» правильно?
Выправь текст это как? Разве не правильно будет исправь?
Выправить значит откорректировать.
Исправьте, пожалуйста, форму ответа в этом задании.
Когда я написал паратуфель, система посчитала ответ неправильным, хотя я выполнил условие для написания корректного ответа.
В задании сказано: запишите СЛОВО правильно. Нужно выписать только исправленное слово, а не всё словосочетание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: косвенных падежов. Корректно: косвенных падежей.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Источник
Ошибки в образовании формы слова (подготовка к заданию А3 ЕГЭ)
Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году». Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:
У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного ( нет двухсот(нулевое) книг(нулевое); дать двумстам книгам, доволен двумястами книгами).
Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами).
Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя : двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола. Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами).
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
простая форма – светлее, выше, дальше (из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее высокий у прилагательных или более светло, менее высоко – у наречий (из 2 слов).
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший, наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее светлый, светлее всего (светлее всех) – у прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший – ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение глаголов
Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай!). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию, он ездиет!).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ), выдь (вместо ВЫЙДИ), положь (вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.
Обычно для разных существительных используется одна из форм:
директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола
Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
(пара) ботинок
валенок
сапог
туфель
чулок
погон
(отряд) солдат
партизан
(килограмм) яблок
дынь
вафель
носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов
апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров
врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней
В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.
Источник
При изучении русского языка не обходится без проблем. Учащимся бывает сложно определить, в каком числе, роде, падеже стоит прилагательное и как его поставить в начальную форму.
Что такое начальная форма имени прилагательного
Различные части речи образуют многочисленные словоформы от исходной путем склонения. Самый простой способ сориентироваться в их многообразии – воссоздать первоначальный вид слова, который приводится в словарях.
Для имени существительного характерно изменение по числам, склонение по падежам.
С существительным согласуется зависимое от него прилагательное, принимая те же род, падеж и число, что и у определяющего слова.
Непостоянные признаки
Разряд, степень сравнения и полнота/краткость вида – постоянные свойства прилагательных. Изменение этих признаков сопровождается и изменением лексического значения. Другие свойства не влияют на значение, а только помогают связывать слово с определяющим. В эту группу относят род, число, падеж.
Если перед учащимся стоит такая задача, как определить начальную, словарную, форму прилагательного, знание непостоянных признаков послужит ключом к его выполнению. Морфологические признаки исходной формы прилагательного такие:
- именительный падеж;
- единственное число;
- мужской род.
Ставим в начальную форму
Первое, что будет полезно сделать, – отыскать в предложении слово, с которым согласуется прилагательное. Поставив от него вопрос, можно определить форму зависимой части речи, обозначающей признак предмета, существа или явления. Так будет проще найти исходную словоформу: девочка (какая?) грустная, пример (какой?) худший, событие (какое?) интересное.
С свою очередь, определяющее слово, выполняющее синтаксическую роль дополнения, принимает падеж, которого требует управляющий им глагол. Можно поставить вопрос к местоимению или существительному, тогда с формой зависимого части речи будет проще:
- рассматриваю (кого? – В.п.) птицу (какую? – В.п.) редкую;
- не хватает (чего? – Р.п.) печенья (какого? – Р.п.) свежего;
- горжусь (чем? – Т.п.) делами (какими? – Т.п.) добрыми;
- сообщаю (о чем? – П.п.) об исходе (каком? – П.п.) неприятном.
В русском языке начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
Если слово стоит во множественном числе, нужно привести его к единственному. Такая форма заканчивается на -ий (-ый, -ой): слабые – слабый, тонкие– тонкий, голубые – голубой.
То же касается и прилагательного, принявшего женский или средний род. Определить этот признак можно по роду главного слова в словосочетании или родовому окончанию: ж.р. -ая (-яя), с.р. -ое (-ее). Примеры: крыша красная (синяя), озеро спокойное (дальнее).
В какой бы форме ни стояло прилагательное, самый быстрый способ поставить его в начальную форму – выделить основу и заменить окончание на -ий/-ой/-ый. Для проверки можно поставить к полученной начальной словоформе вопрос «какой?»: цветной, забавный, летний.
Владение такими знаниями и навыками поможет восстановить начальную форму от любой другой, успешно справиться с трудностями, легко применять правило, как правильно поставить прилагательное в начальную форму.