Ошибка при ведении мяча в баскетболе удар мяча

  1. Во время выполнения
    первого шага занимающиеся высоко
    прыгают вверх.

  2. Второй шаг
    выполняется в безопорном положении
    (прыжком).

  3. В
    завершающей фазе занимающиеся пролетают
    вперёд, а не выпрыгивают вверх.

  4. Мяч
    принимается в опорном положении, в
    результате чего получается «пробежка».

  5. После приёма мяча
    (перед выполнением броска) занимающийся
    опускает мяч вниз, не выполняя
    прицеливания.

  6. Бросающая рука в
    локтевом суставе не выпрямляется
    полностью, нет захлёстывающего,
    сопровождающего движения кистью.

  7. При ведении
    последний удар мячом в пол выполняется
    не одновременно с касанием пола
    разноимённой ногой.

  8. Второй шаг
    выполняется в безопорном положении
    (прыжком).

  9. До броска отсутствует
    прицеливание (передний край кольца или
    точка отражения на щите), голова опущена.

  10. Неустойчивое
    положение тела в пространстве.

  11. Поспешность в
    бросках и отсутствие сопровождения
    при выпуске мяча.

  12. Разведение локтей
    в стороны при выполнении броска.

  13. Слишком слабое
    или слишком сильное вращение мяча при
    броске.

  14. Броски в кольцо
    со слишком низкой (высокой) траекторией
    полёта мяча.

  15. Мяч держится на
    ладони и не контролируется подушечками
    пальцев.

  16. В броске принимает
    участие поддерживающая рука.

  17. В момент остановки
    и толчка ноги расположены неправильно.

  18. Закрепощённость
    при выполнении броска.

Исправление:
Ошибки устраняются при помощи повторных
показов, замечаний, выполнения упражнений
и анализа причин их появления.

1.6. Ведение мяча

Перемещаться по
площадке, владея мячом, игрок может
только с помощью его ведения. Ведение
позволяет приближаться к корзине для
её атаки, уйти из-под опеки защитника,
создавать условия, подготавливающие
выгодную позицию для атаки корзины, и
т.п.

Ведение выполняется
последовательными толчкообразными
движениями кисти, за счёт сгибания и
разгибания руки в локтевом суставе и
мягкого направляющего толчка пальцами.
В момент ведения расслабленная кисть
с широко расставленными пальцами как
бы подхватывает мяч при его отскоке от
пола и, сопровождая движение мяча вверх,
переводом кисти на мяче сбоку вверх,
мягким толчком направляет мяч в сторону
предстоящего движения. При таком способе
постановки кисти удлиняется время
контроля игрока над мячом, что способствует
лучшему управлению им при изменении
направления. Движение руки согласуется
с направлением перемещения игрока. Мяч
посылается вперёд – в сторону предстоящего
движения. Различают два способа ведения
мяча: с обычным (на уровне пояса) и
сниженным отскоком.

Ведение
мяча с обычным отскоком осуществляется
на согнутых ногах, с небольшим наклоном
туловища в сторону ведения. Кисть с
широко расставленными пальцами
накладывается на мяч сверху, либо
сверху-сбоку, когда он отскакивает от
пола.

Ведение мяча со
сниженным отскоком позволяет игроку
сохранять контроль над мячом, обыгрывая
противодействующего ему защитника. В
отличие от обычного ведения в этом
способе игрок находится в более низкой
стойке, встречает мяч сразу же после
его отскока от пола и коротким
толчкообразным движением кисти направляет
его в пол, в сторону предстоящего
движения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Фото 1

Ведение мяча — способ передвижения спортсмена в игре, когда последовательно ударяет снарядом о пол правой или левой рукой.

Такой приём является обязательным в баскетболе. Различают две разновидности ведения — с высоким и низким отскоком снаряда от пола площадки.

Содержание:

  • Способы ведения мяча в баскетболе
  • Методика выполнения различных техник
  • С изменением скорости
  • С изменением направления
  • С изменением высоты отскока
  • С асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног
  • Правила для обучения скоростному ведению
  • Низкое движение с укрыванием мяча
  • Упражнения для разновидностей владения баскетбольным снарядом
  • На месте
  • Шагом, бегом по прямой
  • Виды действий при сближении с соперником
  • Полезное видео
  • Заключение: как правильно выполнять уроки

Способы ведения мяча в баскетболе

Фото 2

Выбор направления движения остаётся на усмотрение игрока, но сам процесс должен носить постоянный характер, пока не будет сделан бросок или пасс.

Каждому спортсмену необходимо в совершенстве владеть этим приёмом, но, как правило, на полное освоение уходит вся карьера.

Ведение начинается с момента выпуска снаряда и отрыва опорной ноги. Приём состоит из повторного выталкивания мяча и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется последовательными толчками снаряда вперёд-вниз одной рукой или поочерёдно правой и левой. Игрок контактирует с мячом, посредством свободно расставленных в стороны пальцами, но не ладонью.

Методика выполнения различных техник

В баскетболе присутствуют разные техники, помогающие добиться желаемого результата, в зависимости от предпочтений спортсмена и ситуации, в которой он окажется.

С изменением скорости

Этот приём используется для внезапности. Высота отскока и уменьшение его угла увеличивают скорость продвижения и позволяют оторваться от соперника, продолжив свою линию атаки.

С изменением направления

Применяется, когда нужно обойти соперника. Для этого игрок с помощью кисти руки накладывает пальцы на боковые точки мяча, а затем выпрямляет, выбрав нужную сторону движения, что позволяет спортсмену сбить с толку соперника и оторваться.

Фото 3

Фото 1. Показана правильная стойка игрока при ведении мяча во время движения.

С изменением высоты отскока

Задействуют, когда требуется напрямую пройти мимо защитника, и отклонения в сторону невозможны. Чтобы выполнить приём, баскетболист должен вести снаряд на достаточной высоте. После того как окажется близко с соперником, игроку нужно наклонить тело, сильно согнуть колени, вести снаряд очень низко, при этом полностью выпрямив руку.

Внимание! На овладение этим приёмом баскетболист тратит много времени по причине сложности техники выполнения.

С асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног

Используется в случае, когда нужно обойти больше двух соперников. Во время приёма спортсмен отклоняет тело, и это позволяет ему делать финты. А также такой способ помогает с лёгкостью выполнять толчковые движения ног, позволяя сохранять снаряд и продолжать линию атаки.

Правила для обучения скоростному ведению

Фото 4

Можно исполнить, если рядом нет игроков, которые сразу же заблокируют. Очень важна скорость. К этой технике стоит прибегнуть при подходе к корзине, или же при быстрой атаке.

Ноги спортсмена должны быть немного согнуты, а туловище почти прямым, как и рука, которая контролирует снаряд. Скорость же баскетболиста может быть ограничена только его способностью следить за мячом.

Игрок должен набрать максимальную скорость, при которой высота отскока мяча будет находиться в диапазоне от пояса до плеча. Это движение по своему исполнению напоминает насос.

Низкое движение с укрыванием мяча

Применяется в следующих случаях:

  • Нет возможности сделать передачу.
  • Защитник плотно опекает снаряд, который требуется от него укрыть.
  • Нужно оставить мяч живым.

Плечи и руки спортсмена должны находиться очень близко к телу, а ведение будет идти на уровне коленей. От соперника баскетболист закрывает снаряд телом, свободная же верхняя конечность используется для равновесия. Голову нужно немного приподнять и внимательно следить за ситуацией, стараясь не подпустить защитника к себе.

Упражнения для разновидностей владения баскетбольным снарядом

Каждую тренировку нужно начинать с разминочного бега, а для успешного применения приёмов, требуются постоянные занятия с использованием упражнений.

Вам также будет интересно:

На месте

Фото 5

Чтобы научиться вести мяч низко, необходимо держать согнутыми колени, спина должна быть прямой, а голова — высоко поднятой, что позволит дольше сохранить снаряд в поле зрения.

Упражнения:

  • Вокруг корпуса.
  • Вокруг и между ногами.
  • Вести два мяча одновременно.
  • Делать несколько ударов высоко, а потом сразу низко.
  • Вести три или четыре снаряда.

Баскетболист может выполнять другие эффективные упражнения, но уже на скамейке:

  • Вести очень низко от пола.
  • Вытянуть ноги и вести снаряд под ними в быстром темпе.

Шагом, бегом по прямой

Фото 6

Передвижение следует осуществлять, наклоняя тело вперёд, а ноги должны быть немного согнуты. Кисть обхватывает мяч сверху, бросковая рука согнута в локте.

Упражнения с ведением снаряда:

  • В низкой и высокой стойке.
  • С остановками по сигналу, продолжая бить мяч на месте. Останавливать через каждые 5—6 минут.
  • Шагом, находясь на коленях.
  • Переводя снаряд с руки на руку между шагами на каждый шаг.
  • Подлезая через предмет или преодолевая его. Для этого подойдёт конь или козел.
  • Кувыркаясь вперёд-назад во время ведения.
  • Преодолевая гимнастические обручи.
  • По прямой, набирая максимальную скорость.

Фото 7

Фото 2. Показана последовательность ведения игроком баскетбольного мяча шагом, по прямой линии.

Ведение по кругу:

  • Одной рукой.
  • С поворотами.
  • Меняя высоту отскоков.
  • По очерёдности левой и правой рукой.

Виды действий при сближении с соперником

Игрок, если он правша и обводит защитника, должен сделать шаг левой ногой, а снаряд толкнуть правой рукой, направляя к левой. Нужно быть аккуратным и стараться не зацепить другого участника. Если спортсмен левша, то он проделывает такой же манёвр, но с уклоном в правую сторону.

При выполнении нужно обратить внимание на следующее:

Фото 8

  • Толкать мяч кистью, немного используя локоть.
  • Не бить ладонью.
  • Держать голову прямо.
  • Сразу передавать снаряд не останавливаясь.
  • Следить за тем, чтобы ноги были согнуты.

Основные ошибки при ведении:

  • Неправильно работают руки при выталкивании снаряда (верхняя конечность остаётся в согнутом положении, или же кисть недостаточно активна).
  • Спортсмен преждевременно отрывает ногу — это называется пробежка.
  • Возможны случаи, когда баскетболист не укрывает мяч туловищем или из-за чрезмерного зрительного контакта теряет контроль над игрой.

Способы решения:

  • Уделять на тренировке больше внимания слабой руке.
  • Уменьшать время зрительного контроля, работая с разными сигналами.
  • Делать упражнения, которые позволят увеличить чередования снаряда с одной руки на другую, под ногами или за спиной. Главное — научиться чувствовать мяч.

    Фото 9

  • Включать в тренировки соперника, чтобы усложнять и усовершенствовать ведение. Защитник позволит спортсмену овладеть новыми приёмами, улучшая мастерство.

Главное: научиться вести мяч, не глядя на него, соперников, или же перемещения других игроков на площадке, а одновременно с этим освоить передачи и броски в корзину.

Чтобы достичь успеха, рекомендуется двигаться от ведения на месте до выполнения финтов.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором показаны упражнения для развития умения владения мячом у начинающих.

Заключение: как правильно выполнять уроки

Множество спортсменов советуют обратить внимание на положения рук — они всегда должны быть над мячом. Нужно активно работать кистью, именно подушечками пальцев, а не ладонью. А начать с того, чтобы научиться правильно приседать во время ведения, не наклоняя туловище.

Приседать насколько возможно ниже, чтобы сопернику было сложнее отобрать снаряд. Элемент «кроссовер» — перевод с одной руки на другую с помощью удара о пол — прекрасно способствует развитию координации и мастерства при своей относительной простоте. Начиная с этих несложных правил, игрок со временем может перейти к более сложным, развивая мастерство.

Оцени статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Средняя оценка: 4.7 из 5.
Оценили: 10 читателей.

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Контрольная работа

ОП. 08.05 Спортивные игры с методикой преподавания

Специальность 49.02.01 Физическая культура

«Обучение и методика преподавания

техники ведения мяча в баскетболе»

Выполнил студент группы Ф-6

Сафаров Сергей Имранович

Преподаватель:

Шкунов Максим Андреевич

Рыбинск,

2021 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……..…3

1. Обучение отдельным элементам техники ведения мяча…………………….4

а) ведение в высокой, средней, низкой стойке………………………………….4

б) ведение с изменением направления движения……………………………….5

в) ведение с изменением скорости и направления………………………………6

2. Последовательное овладение элементами техники ведения мяча………….7

3. Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ведения мяча в баскетболе.………………………………………………………..8

4. Типичные ошибки при обучении технике ведения мяча и методы их исправления.…………………………………………………………………………………11

5. Практическое задание. Комплекс последовательных упражнений при изучении техники ведения мяча в баскетболе ……………………..……………14

Заключение…………………………………………………………………….…..16

Библиографический список……………………………………………………….17

Приложение

Введение

Баскетбол относится к сложным спортивным играм, где важен уровень технического мастерства каждого игрока.

Ведение мяча (дриблинг) – это технический прием, способ перемещения баскетбольного мяча по площадке с одновременным совершением попеременных отскоков мяча от пола при помощи одной руки, пользуясь которым каждый игрок самостоятельно может двигаться с мячом по площадке на неограниченное расстояние.

Дриблинг в большинстве случаев используют для того, чтобы перевести мяч на сторону противника. Также он необходим тогда, когда передача мяча невозможна. Ведение мяча на месте в баскетболе необходимо в том случае, когда нужно немного потянуть время, пока игроки займут удачные позиции для атаки и откроются для паса.

 Ведение начинается, когда игрок, установив контроль над живым мячом на игровой площадке, бросает, отбивает, катит или ударяет мяч в пол и касается мяча снова прежде, чем тот коснется другого игрока.

Ведение заканчивается, когда игрок касается мяча обеими руками одновременно или допускает задержку мяча в одной или обеих руках.

Количество шагов, которые игрок может сделать в то время, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено.

Теорией преподавания техники баскетбола занимались Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М., Кожевников 3.Я..

В настоящее время методике обучения технике ведения мяча уделяют внимание Коновалов В.Л., Погодин В.А., Гомельский А.Я.

Цель контрольной работы: изучение методики обучения технике ведения мяча в баскетболе, составление комплекса последовательных упражнений при изучении техники ведения мяча.

1. Обучение отдельным элементам техники ведения мяча:

а) ведение в высокой, средней, низкой стойке;

Различают несколько разновидностей ведения мяча — с высоким, средним и низким отскоком снаряда от пола площадки. Вначале изучается ведение с обычным отскоком, а затем со сниженным. Скоростному или высокому ведению мяча обучают после обучения низкому.

При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площадке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и нескольку сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им.   Следует осваивать ведение правой и ле­вой рукой. При обучении ведению необходимо: научить правиль­ному расположению кисти на мяче; сопровождению мяча и своев­ременной встрече его; расположению мяча по отношению к туло­вищу во время ведения; согласованности движения руки, посы­лающей мяч, со свободным перемещением игрока.

Низкое ведение.

Низкое/контролируемое ведение мяча — это самый распространенный вид ведения мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в низкой стойке, так он раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной рукой. При изучении ведения со сниженным отскоком следует особо об­ратить внимание на работу кисти.

Низкое силовое ведение является более совершенным вариантом низкого/контролируемого ведения. Применяется, когда игроки должны укрывать мяч, ведя его со стороны тела, дальней от защитника. При таком ведении, мяч отскакивает низко от пола, а угол сгибания ног в коленном суставе равен 90-120 градусов. При нем игрок должен использовать стойку с одной ногой впереди, с согнутыми в коленях ногами, и стопа со стороны мяча должна находиться сзади. Мяч ведут на высоте колена. Рука с противоположной стороны (шлагбаум рукой) используется для укрытия от защитника. Основное движение тела здесь — скользящие перемещения, похожие на защитные скользящие перемещения или на быстрые короткие шаги при беге. Из этого положения игрок может использовать более продвинутые способы перемещения с использованием ведения мяча, такие как перевод мяча движением руки поперек — назад на другую руку, ведение с поворотом или финт на ведение с поворотом, чтобы создать себе пространство и атаковать корзину. Зрительный контроль площадки должен поддерживаться, глядя вперед через ведущее плечо.

Высокое скоростное ведение мяча.   Для быстрого продвижения по площадке применяют ведение с высоким отскоком мяча. Игроки должны толкать мяч вперед перед собой и бежать после этого. В этом случае ведут мяч более высоко — до уровня поясницы, — чтобы достичь большей скорости. Чем быстрее движение, тем дальше вперед толкается мяч и тем выше следует вести мяч. При таком ведении мяч отскакивает высоко от пола, а угол сгибания ног в коленном суставе равен 135-160 градусов [4].

б) ведение с изменением направления движения;

Ведение с изменением направления. Его используют для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Из­меняют направление таким образом: кисть накладывают на раз­личные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.

Широко используется также способ обводки соперника с пе­реводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.

в) ведение с изменением скорости и направления.

К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит, прежде всего, от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низ­ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во­обще выполняться на месте[1].

Движение с изменением темпа достигается изменением скорости от низкого/контролируемого ведения мяча к «остановке и новому старту ведения». Это движение должно применяться, когда нужно пройти мимо защитника, который ловится на финты с «замедлением темпа» или «остановки».

2. Последовательное овладение элементами техники ведения мяча

Последовательность обучения игровым приемам:

1. Ознакомление с приемом.

2. Изучение приема в упрощенных условиях.

3. Углубленное разучивание приема.

4. Целостное формирование двигательного навыка.

5. Ситуационное изучение приема.

6. Закрепление приема в игре.

Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:

1. Имитация ведения без мяча

2. Ведение (удары по мячу) на месте.

3. Ведение с шагом назад, с шагом вперед.

4. Ведение шагом, бегом по прямой.

5. Ведение по кругу.

6. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости.

7. Ведение мяча при сближении с соперником.

Совершенствование ведения мяча проводить нужно за счет:

1. увеличения пути ведения;

2. изменения направлений;

3. изменения высоты отскока;

4. изменения исходного положения;

5. выполнения дополнительных заданий до и после ведения;

6. выполнения других изученных элементов техники до и после ведения;

7. изменения построений и перестроений, увеличения количества мячей[9].

3. Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ведения мяча в баскетболе

1 этап. Имитация ведения без мяча

Обучение ведению мяча следует начинать с имитационных упражнений на месте, когда внимание занимающихся сосредоточено на исходном положении и движении руки с мячом.

Имитация ведения на месте в высокой стойке с высоким отскоком.

Ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.

2 этап. Ведение на месте.

Мяч на полу, толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.

Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением, работает только кисть.

Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).

Ведение мяча правой, затем левой рукой с поворотом вокруг опорной ноги. Рука накладывается сверху-справа, сверху-слева.

Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди-сверху (вперед) и сзади-сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.

Ведение мяча с переводом с руки на руку:

а) перед собой (попеременно); кисть накладывается сверху-справа, посылая мяч резко вниз-влево, и сверху-слева — посылая вправо (мяч должен отскакивать под возможно большим углом);

б) за спиной; обратить внимание на резкое движение руки, посылающей мяч, начиная с правой стороны, за спину и заканчивая движение соответственным поворотом кистью, принимается мяч за спиной левой рукой, ведение продолжают перед собой и т.д.

Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.

Ведение двух мячей одновременное и поперечное (с высоким, низким отскоком, с закрытыми глазами).

Ведение мяча, другой рукой рисуя на полу, у доски.

Ведение мяча в специальных очках.

«Ванька-встанька» — ведение мяча на месте сидя на полу, затем лечь на спину и обратно в и.п.

3 этап. Ведение с шагом назад, с шагом вперед

Ведение мяча переводом с руки на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой (левой) ноги.

Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.

То же, но ведение по восьмерке вокруг обеих ног.

4 этап. Ведение шагом, бегом по прямой

Ведение мяча в высокой, низкой стойке.

Ведение шагом на коленях.

Ведение с остановками по сигналу через 5-6м (при остановке ведение на месте)

То же, сесть, лечь, не прекращая ведения.

Ведение мяча с преодолением препятствий; по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.

Ведение мяча с подлезанием под предметом (конь, козел) или перелезанием через него.

5 этап. Ведение по кругу

Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.

Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, переменное ведение, с отвлечением внимания, ведение двух мячей.

5 этап. Ведение с изменением направления

Ведение по разметке баскетбольной площадке.

Ведение мяча зигзагами («змейкой»).

Игра «Иголка и нитка»: ведение мяча за направляющим.

Ведение мяча вокруг препятствий.

Ведение, остановка и поворот.

6 этап. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости

Ведение мяча вокруг разметочных кругов на площадке, партнеров и прочих препятствий.

Передача самому себе на ход, ловля мяча и ведение на скорость.

Ведение с изменением скорости движения игрока и длины его шагов.

Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками. Переход от обычного ведения к снижению и обратно.

Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом, с высоким продвижением бедра (захлестом голени назад), с остановкой

Челночное ведение с изменением направления при обводке препятствий (стоек, мячей, обручей).

Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока; по сигналу — скоростное ведение по прямой 10-30м.

Ведение мяча по прямой из различных и.п. по сигналу до средней линий, обратно ведение в движении спиной вперед.

7 этап. Ведение мяча при сближении с соперником

Ведение противоходом. Игрок с ведением мяча движется в сторону партнера, обводит его и возвращается в и.п. Приближаясь к партнеру, после высокого ведения перейти на среднее или низкой; ведение осуществлять дальней от соперника рукой, прикрывая от него мяч туловищем и ближней рукой.

Ведение мяча в сочетании с приемом выбивания; один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение [6].

4. Типичные ошибки при обучении технике ведения мяча и методы их исправления

При освоении игроком техники ведения мяча возможны следующие ошибки:

1. Неправильное расположение кисти.

Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не толкает его;

либо слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доска, при этом ладонь участвует в выталкивании мяча. Задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча».

Исправляется путем дополнительных показов, объяснений и ведения на месте. Правильное ведение баскетбольного мяча предполагает работу с ним фалангами пальцев, которые следует растопырить по всей поверхности снаряда, чтобы наиболее сбалансировано захватить площадь мяча.

Также рекомендуются специальные упражне­ния, способствующие развитию навыков правильной постановки кисти: ведение мяча на месте попеременно правой и левой руками та­ким образом, чтобы правая рука посылала мяч влево, а левая впра­во. Кисть при этом накладывается то справа-сверху, то слева-сверху.

2. Нерациональное исходное положение перед началом ведения и в движении: при ведении правой — левая нога сзади, при ведении левой — правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть; нерациональное положение звеньев тела в и.п. или после приставного шага: туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

3. Основные ошибки при выполнении передвижений: преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча; пробежка; передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части (игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений); большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

Не допускать отрыва опорной ноги до выпуска мяча, избегать больших колебаний центра тяжести, не совершать пробежек.

4. Недостаточное продвижение вперед (результат либо неправильного расположения кисти на мяче, либо неправильного положения мяча по отношению к туловищу — впереди, а не сбоку).

Нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади-сверху, а сверху; направлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед. Мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой.

Необходимо встречать мяч рукой после отскока на высоте уровня своего колена и рядом со своим телом. Не напрягаться во время ведения, сохранять равновесие.

Рекомендуется выполнение обводки препятствий, ведение мяча зигзагообразно с изменением направления.

5. Трудности с осуществлением контроля над мячом.

Причинами могут быть: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола). Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туловище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке.

Необходимо отрабатывать ведение мяча без зрительного контроля, постоянно поддерживать максимально возможный контакт руки с мячом. Выпускать и встречать мяч подушечками пальцев рук, посылая мяч под требуемыми углами максимально быстро и жестко. Все задания чередовать для правой и левой руки.

Держать голову прямо, подбородок и грудь приподнимать вверх. Смотреть на кольцо, партнеров, соперников.

К обучению дриблингу без зрительного контроля нужно приступать по мере освоения игроком основ техники ведения; посте­пенно усложнять задания, вводя в упражнения разнообразные зрительные сигналы, требующие быстрых ответных действий.

6. Чрезмерное применение ведения мяча.

Раскоординация движений рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом.

Выполнение одноударного ведения на месте с последующей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневренности с мячом.

Воспитывать у занимающихся бережное отношение к возмож­ности использования ведения мяча, не допускать нерациональной утраты способности маневрирования с мячом: запрещать бездум­ный удар в пол на месте после овладения мячом или многоударное ведение на месте перед выполнением других игровых приемов.

Вести мяч на уровне пояса, бежать вслед за ним, выполняя минимум ударов по мячу. Постоянно искать возможности для ускорения игры и улучшения возможностей для броска в кольцо самому или для своих партнеров. Всегда вести мяч быстро, насколько позволяет обстановка.

7. Отсутствие укрывания мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивание его соперником.

Рекомендуется включать в обучение дриблингу задания для свободной от ведения руки (собрать, переставить снаряды и т.п.).

Важно контролировать движение мяча в игровой обстановке, вести мяч дальней рукой от противника, удерживая свободную руку для защиты мяча.

Для обыгрывания в начале ведения мяча и в движении рацио­нально использовать смену ритма: обманный шаг или ложное дви­жение — медленно, начало или изменение направления прохода — быстро. При большой скорости применять высокое ведение, при обходе защитника переходить на низкое ведение [4].

5. Практическое задание. Комплекс последовательных упражнений при изучении техники ведения мяча в баскетболе.

1. Ведение мяча на месте «маятником», посылая его в пол поочередно вперед-назад (кисть накладывать на мяч спереди-сверху и сзади-сверху).

2. Ведение на месте с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной, под ногой или с поворотом на месте.

3. Ведение-жонглирование мячом на месте с переводом его с руки на руку по кругу либо по восьмерке вокруг одной или двух ног в различных и. п.: стоя в широкой стойке, в выпаде, на одном колене и т. п.

4. То же, но направление движения мяча задается условным зрительным сигналом педагога или партнера (например, тренер поднял вверх руку — мяч следует переводить по часовой стрелке; если он держит руку на поясе — мяч переводить против часовой стрелки и т.п.).

5. Ведение без зрительного контроля над мячом на заданных отрезках дистанции.

6. Ведение мяча по прямой с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера;

7. То же, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам;

8. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» – 2-3 удара правой рукой, перевод мяча на левую руку; 2-3 удара левой рукой, перевод мяча на правую руку;

9. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника;

10. Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления по разметке площадки, с обводкой переносных стоек («змейкой»), гимнастических скамеек, набивных мячей, обручей и т.п.;

11. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка кругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри кругов и т.п.);

12. Чередование высокого и низкого ведения с изменением скорости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам;

13. Выполнение высокого и низкого ведения по прямой и с изменением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх типа: «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т.п.

14. То же, но с дополнительным заданием по ходу дриблинга: подсчитать количество геометрических фигур разной формы или цвета, разложенных на пути движения игрока (например, в цен­тральном круге), или выполнить свободной рукой какие-либо дей­ствия, не прекращая ведения мяча (переставить кегли и т.п.) [7].

Заключение 

Итак, ведение мяча – один из самых важных игровых на­выков в баскетболе, прием, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. От умения игрока владеть техникой ведения мяча зависит результат команды в целом. Так как игра баскетбол командная, каждый из игроков должен иметь навыки техники владения мяча, ведения в том числе.

Хороший дриблер может изме­нять направление движения, переводить мяч с одной руки на    другую,    укрывать его снаружи, может выполнять финты головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости, внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Пос­ледним, и возможно самым важным для дриблера, являет­ся его умение вести мяч без зрительного контроля.

Таким образом, техника ведения баскетбольного мяча — это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил ус­пешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богат­ством разнообразия технических приемов и способов ведения мяча, уметь выб­рать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить.

Изучив методику преподавания техники ведения мяча в баскетболе, мною был составлен комплекс упражнений для обучения технике ведения мяча.

В качестве приложения к контрольной работе была выполнена презентация

PowerPoint «Ведение мяча в баскетболе» (DVD-диск).

Библиографический список

1)     Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Же­лезняка, Ю.М.Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 520 с.

2)     Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб.пособие для студентов вузов/ Под ред. Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. — М.: Академия, 2001. -261 с.

3)     Найминова Э. Физкультура: Спортивные игры: Методика преподавания/ Э. Найминова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. -251 с.

4) Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М. «Спортивные игры. Тактика, техника, методика обучения»: Учебник для вузов – 4-е издание; изд. центр Академия, 2007. – 520 с.

5) Коновалов В.Л., Погодин В.А. «Баскетбол. Учебное пособие»; Издательство: СПб. Лань  2021. — 84 с.

6.) Гомельский А.Я. «Баскетбол. Секреты мастера» : 1000 упражнений баскетбол.: [Все для тренеров, игроков, судей] / А. Я. Гомельский. — М. : Изд.-торговый дом «Гранд» : Агентство «ФАИР», 1997. – 223 с.

7.)  Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.

8.)  Кожевников 3. Я. «Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста» — М., 2010. — 75с.

9.) https://iknigi.net/avtor-irina-orlan/105229-basketbol-osnovy-obucheniya-irina-orlan/read/page-1.html

10.) https://infourok.ru/kniga-teoriya-i-metodika-obucheniya-basketbolu-2497224.html

11.)https://vk.com/doc16525854_555266580?hash=ce8a18babe52a22c93&dl=d0e1819929904f953b

15

БАСКЕТБОЛ.

ВЕДЕНИЕ
МЯЧА.

Наиболее
распространенные ошибки и меры по их устранению

При выполнении ведения мяча

Меры по устранению ошибок

Нет
контроля над мячом, отпуская мяч далеко от себя и делая при этом высокие
отскоки, медленно и мягко посылая мяч в пол

Поддерживать
постоянно максимально возможный контакт руки с мячом. Выпускать и встречать
мяч подушечками пальцев рук, посылая мяч под требуемыми углами максимально
быстро и жестко

Чрезмерное
применение ведения мяча

Вести
мяч на уровне пояса, укрывая его свободной от дриблинга рукой, и бежать вслед
за ним, выполняя минимум ударов по мячу. Постоянно искать возможности для
ускорения игры и улучшения возможностей для броска в кольцо самому или для
своих партнеров

Смотреть
на мяч после удара по нему

Держать
голову прямо, подбородок и грудь приподнимать вверх. Смотреть на кольцо,
партнеров, соперников

Плохо
контролировать траекторию движения мяча после удара по нему: наносить удары
сверху «шлепком» с большого расстояния или в удалении от тела игрока

Контролировать
движение мяча, удерживая свободную руку для защиты мяча. Встать между мячом и
защитником соперника. Встречать мяч рукой после отскока на высоте уровня
своего колена и рядом со своим телом

Испытывать
трудности с осуществлением контроля над мячом

Для
осуществления контроля над мячом использовать подушечки пальцев

Не
придавать достаточно силы мячу

Полностью
согнуть запястье и пальцы вместо того, чтобы поднимать и опускать плечо

Игрок
защищает мяч от защитника своим телом, отвернувшись от корзины, которую
должен атаковать

Стимулировать
игрока, чтобы тот смотрел в сторону корзины или своих партнеров. Сочетать
стимулы с задачами по улучшению визуального внимания

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 34. Совершенствование техники ведения мяча

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  • Понятие ведения мяча в баскетболе;
  • цели и задачи ведения мяча;
  • способы ведения мяча;
  • техника и правила ведения мяча;
  • ошибки и нарушения при ведении.

Урок посвящён технике ведения мяча в баскетболе.

Глоссарий

Ведение мяча – приём техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения.

Дриблер – игрок, ведущий мяч.

Пронос мяча – нарушение правил, фиксируемое у игрока, выполняющего дриблинг, в случае задержки мяча в руке.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Ведение мяча — прием техники нападения, позволяющий игроку передвигаться с мячом по спортивной площадке с большой скоростью и с различными направлениями движения. Слово дриблинг произошло от англ. dribble — «вести мяч». Этот термин в баскетболе означает прохождение игрока мимо защитника с одновременным ведением баскетбольного мяча правой или левой рукой. Дриблинг в баскетболе считается вторым основным способом перемещения самого мяча по площадке — после его передачи.

Ведение мяча в баскетболе применяется:

  • когда нужно выиграть время;
  • при плотном держании противником;
  • при проходе к кольцу;
  • при проведении разученной комбинации;
  • при заслонах или когда за спиной ведущего мяч должен пройти к партнеру;
  • когда игрок находится в затруднительном положении, а партнёры закрыты;
  • чтобы вызвать игроков противника на ошибки;
  • когда игрок перехватывает передачу одной рукой или подбирает передачу отскоком;
  • после обманного движения на бросок для прохода к кольцу.

В баскетболе существует три основных вида ведения мяча:

  • с высоким отскоком мяча от поверхности площадки;
  • низкий отскок мяча;
  • комбинированная техника дриблинга.

Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Нужно не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую, вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. При ведении мяча его направляют вниз только кистью руки с широко расставленными ненапряжёнными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения подвижности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить.

Сила толчка кисти должна быть такой, чтобы мяч мог отскочить от пола на нужную высоту. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать. Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперёд не будет.

В правилах ведения мяча есть свои ограничения. После дриблинга игроку разрешается сделать всего два шага с мячом в руках, при этом, не ударяя мяч о пол. Этот мяч игрок должен передать либо партнёру, либо бросить по кольцу. Если игрок продолжит движение, то это является нарушением и называется «двойное ведение».

Ведение мяча двумя руками запрещается, как и удар кулаком по мячу. Вести мяч можно как правой, так и левой рукой. Пронос мяча является нарушением правил.

При нарушении ведения мяча — наказание передача мяча сопернику.

Ведение мяча не рекомендуется, если возможно передать мяч, за исключением случая, когда открыт проход к кольцу и нужно больше 1-2 ударов.

Возможные, ошибки во время ведения мяча:

  1. Ведение мяча каждый раз после того, как игрок получит мяч.
  2. Неумение видеть площадку во время ведения.
  3. Ведение мяча на слишком большой скорости.
  4. Пронос мяча.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1.Ребус-соответствие.

Соедините попарно элементы игры в баскетбол.

1. 2.

3. 4.

Решение:

  1. Ведение
  2. Передача
  3. Бросок
  4. Штрафной бросок

2.Филворд – английский кроссворд.

Найдите ответы на вопросы в филворде.

  1. Запрещённое воздействие на мяч во время ведения.
  2. Каким английским термином обозначается слово «ведение»?
  3. Часть руки, с помощью которой проводят ведение мяча.
  4. Соревнование на спортивной площадке, между двумя командами.

Решение:

  1. Удар
  2. Дриблинг
  3. Кисть
  4. Игра

В. М. Шулятьев Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб пособие для студ высш учеб заведений /Д. И. Нестеровский. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с

Подобный материал:

  • Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб, 3221.14kb.
  • Крысько В. Г. К 85 Этническая психология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений, 1385.98kb.
  • Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений, 8781.24kb.
  • Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова, 6004.03kb.
  • Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова, 5816.86kb.
  • Носкова О. Г. Н84 Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений / Под, 7944.12kb.
  • Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для, 3276.44kb.
  • Т. В. Ахутина, 130.2kb.
  • Мечковская Н. Б, 158.78kb.
  • Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,, 8859.66kb.

Основные ошибки при выполнении ведения мяча.

  1. Нерациональное и. п. перед началом ведения в движении: при ведении правой — левая нога сзади, при ведении левой — правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть.
  2. Участие ладони в выталкивании мяча.
  3. Чрезмерное закрепощение в лучезапястном и локтевом су­ставах, сведенные пальцы: плохой контроль над мячом.
  4. Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не тол­кает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доской.

5. Преждевременное отрывание опорной ноги в начале веде­
ния, опережающее выпуск мяча; пробежка.

76

77

  1. Нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади-сверху, а сверху; на­правлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед.
  2. Мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой.
  3. Чрезмерное или недостаточное сгибание руки в локтевом су­ставе при встрече с мячом: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола) — затруднен конт­роль над мячом и возможна его потеря.
  4. Задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча».
  1. Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туло­вище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке.
  2. Отсутствие укрывания мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивания его соперником.
  3. Выполнение одноударного ведения на месте с последую­щей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневрен­ности с мячом.
  4. Раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом.
  5. Ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует иг­ровую ситуацию.

2.3.5. Остановки после ведения мяча

Теоретические предпосылки.

Остановка после ведения мяча представляет собой сочетание двух приемов — ведения мяча и непосредственно остановки. Она предназначена для прекращения движения после маневрирова­ния с мячом по площадке с целью обыгрыша защитника и осу­ществления дальнейших атакующих действий. Для эффективного выполнения данного сочетания необходимо свободное, непри­нужденное владение как способами ведения мяча, так и разно­видностями остановок с ловлей мяча (на шагах и прыжком).

В соответствии с существующей классификацией приемов тех­ники нападения возможно выделение двух разновидностей оста­новки после ведения мяча: двумя шагами (рис. 20) и прыжком.

В и. п. игрок находится в движении, завершая ведение мяча.

78

В подготовительной фазе игрок выполняет последний удар мячом в площадку несколько дальше вперед по сравнению с предыдущим. Далее при остановке двумя шагами следует удлиненный шаг ногой, одноименной с ведущей рукой, а при остановке прыжком — корот­кий быстрый шаг этой же ногой с постановкой ее на всю стопу и упругим отталкиванием в сторону мяча. Одновременно с совершае­мым шагом или толчком игрок вытягивает руки в направлении мяча.

В основной фазе при остановке двумя шагами мяч обхватывается пальцами обеих кистей одновременно с завершением первого такта приема — постановкой согнутой ноги на всю стопу с разворотом носком наружу. При ведении правой рукой мяч ловится на удли­ненном шаге правой ноги, при ведении левой — на таком же шаге левой. Далее осуществляется уступающее движение рук к ту­ловищу для укрывания мяча на втором такте — стопорящем шаге с выставлением почти выпрямленной в колене ноги на всю стопу и параллельно опорной (сзадистоящей). При остановке прыжком мяч также ловится вытянутыми к нему двумя руками. Но это про­исходит в безопорном положении с дальнейшим напрыгиванием одновременно на две ноги и амортизационным сгибанием рук к туловищу. Стопы ставятся на площадку параллельно и с разворо­том в сторону толчковой либо на одном уровне и с разворотом носками наружу. Соответственно при ведении правой рукой бас­кетболист овладевает мячом после отталкивания правой ногой, а при ведении левой — после толчка левой. Горизонтальная ско­рость игрока гасится за счет отклонения туловища назад перед приземлением и сгибания обеих ног после него.

В завершающей фазе игрок приходит в положение готовности для выполнения передачи мяча или броска в корзину — в стойку с тройной угрозой. При необходимости он также должен быть го­тов мгновенно выполнить поворот на месте в любую сторону, ук­рывая мяч от соперника.

Так же как и при остановке с ловлей мяча от партнера, более перспективным считается выполнение остановки после ведения мяча прыжком. Оно дает возможность в зависимости от сложившейся игровой ситуации использовать в качестве опорной любую ногу, т.е. расширяет маневренность игрока с мячом.

79

Подбор подводящих упражнений и последовательность обуче­ния данному сочетанию приемов после раздельного освоения ве­дения и вариантов остановок с ловлей мяча от партнера обуслов­лены возможными трудностями на стыке этих двух приемов, т. е. в момент перехода от ведения мяча непосредственно к остановке. Обучение следует начинать с освоения разновидности приема двумя шагами.

Обучение разновидностям остановок после ведения мяча.

  1. Объяснение и показ.
  2. Выполнение изучаемого варианта остановки с места после одноударного ведения.
  3. То же, но после многоударного ведения на месте.
  4. Выполнение разновидности приема в целом на невысокой скорости по зрительным ориентирам (разметка площадки, пере­носные стойки и т.п.).
  5. То же, но в непосредственной близости от неподвижно сто­ящего в заданной стойке условного защитника.
  6. То же, но с изменением скорости и направления предше­ствующих остановке перемещений с мячом.
  7. Чередование разновидностей остановок по вариативным зри­тельным сигналам партнера: поднятая вверх правая рука — оста­новка двумя шагами, поднятая вверх левая рука — остановка прыж­ком и т. п.
  8. То же, но в ответ на изменение занимаемой стойки услов­ным защитником: стойка с выставленной вперед правой ногой — остановка двумя шагами с ловлей мяча на шаге левой; стойка с выставленной вперед левой ногой — остановка прыжком с лов­лей мяча после толчка правой и т. п.
  9. Ситуативное выполнение разновидностей приема в условиях пассивного противодействия защитника, отступающего пристав­ными шагами.
  1. Выполнение разновидностей приема в целом в сочетании с другими атакующими действиями: обманными движениями, по­воротами, передачами мяча, дистанционными бросками (по мере освоения техники игры).
  2. То же, но в условиях игрового единоборства на ограничен­ном участке площадки (например, в заданном коридоре).

Организационно-методические указания.

  1. Все упражнения выполнять из соответствующего и.п.: для ведения правой рукой и остановки с ловлей мяча на шаге или после толчка правой — стойка нападающего с выставленной впе­ред левой ногой; для ведения левой и остановки с ловлей мяча на шаге или после толчка левой — стойка нападающего с выставлен­ной вперед правой ногой.
  2. В качестве зрительных ориентиров для остановки использо­вать разметку площадки, тренировочные переносные стойки, на-

бивные мячи или партнеров, занимающих неподвижную стоику защитника на пути продвижения игрока с мячом.

3. В упражнениях с условным сопротивлением защитника в дви­
жении давать ему задание: пассивно отступать приставными ша­
гами в стойке с выставленной вперед ногой, незначительно сме­
стившись в сторону свободной руки нападающего и сохраняя при
этом дистанцию вытянутой вперед руки; сигнал партнеру для
выполнения остановки подавать сменой стойки и перемещением
на сторону мяча.

  1. На этапе совершенствования постоянно варьировать ско­рость и направление ведения мяча, выполнять разновидности приема в сочетании с другими изученными элементами техники нападения.
  2. При выполнении разновидностей приема:
  • без задержки выпускать мяч перед началом перемещения — мячом опережать отрыв опорной ноги;
  • осуществлять контроль над мячом с момента начала переме­щения до его прекращения;
  • сохранять синхронность и согласованность работы верхних и нижних конечностей по ходу ведения и во время остановки;
  • безошибочно воспроизводить узловые звенья техники веде­ния, способов остановки и ловли мяча;
  • последний толчок мяча перед остановкой выполнять направ­ленно вперед;
  • вынос рук для ловли мяча осуществлять одновременно с уд­линенным шагом двухтактной остановки или в момент отталки­вания и начала безопорного положения остановки прыжком;
  • после завершения остановки приходить в устойчивое поло­жение, быть в готовности без промедления перейти к последую­щим атакующим действиям.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок пос­ле ведения мяча.

  1. Ошибки в технике, характерные для выполнения ведения и ловли мяча, остановки без мяча и с ловлей мяча.
  2. Скованность, напряженность при ведении мяча, связанная с неуверенностью в возможности безошибочно выполнить последу­ющее действие.
  3. Потеря контроля над мячом в момент последнего его толчка перед остановкой: мяч слишком далеко послан вперед, или игрок запаздывает с ловлей из-за несвоевременного выноса рук к мячу.
  4. Несогласованная работа ног и рук: преждевременная ловля мяча с последующим выполнением двух шагов или прыжка — пробежка; ловля мяча на шаге или после толчка разноименной с ведущей рукой ноги.
  5. Опускание головы или взгляда в момент выполнения при­ема: потеря ориентировки в игровой ситуации.

80

81

6. Приход в неустойчивое или нерациональное для дальнейших действий положение: игрок приходит на выпрямленные ноги, рас­полагает стопы узко или на одной линии по направлению движе­ния, наклоняет вперед туловище либо выставляет вперед разно­именную по отношению к бросающей руке ногу — вероятна по­теря равновесия; игроку требуется дополнительное время для на­чала броскового движения.

2.3.6. Броски мяча

Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым при­емам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атаку­ющих действий игроков и их эффективность определяет в итоге результат игры.

Точность броска в корзину обусловливается многими фактора­ми:

  • рациональной техникой;
  • тонким дифференцированием мышечных усилий: правиль­ным чередованием напряжения и расслабления мышц;
  • четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;
  • силой и подвижностью кистей;
  • стабильностью движений и управляемостью ими в зависимо­сти от условий выполнения;
  • психологической устойчивостью, уверенностью в себе;
  • оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.

При обучении броскам необходимо учитывать, что направле­ние вращения мяча диктуется расстоянием и расположением иг­рока по отношению к корзине, а также степенью противодей­ствия со стороны защитника.

Так, при бросках из трудных положений из-под щита приме­няется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение вокруг горизонтальной (поперечной) оси в сторону, противополож­ную направлению его полета. И именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники бросков.

Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистан­цией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при сверхнавесной траек­тории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой — «скоростной» траектории. А при бросках со

средней (3 — 6 м от кольца) и дальней (свыше 6 м) дистанций оптимальной траекторией полета мяча будет парабола, при кото­рой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4 — 2 м (средняя траектория).

Результативность броска в значительной мере определяется уме­нием игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15—45° от щита целесообразнее выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла 15° и свыше угла 45° — непосредственно в кольцо («чистый» бросок).

Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим располо­жением, но и применяемым способом броска. При этом ори­ентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых» бросках — передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.

Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:

  • количеством рук, участвующих в броске: двумя или одной рукой;
  • расположением мяча в начальный момент выполняемого брос­кового движения: от головы (сверху), над головой, от плеча, от груди, снизу);
  • отношением к опоре: с места, в прыжке;
  • характером предшествующего броску двигательного действия: в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения мяча (проход-бросок).

У каждого игрока есть свой излюбленный («коронный») спо­соб выполнения броска. Однако выбору этого способа обязатель­но должен предшествовать процесс овладения традиционной тех­никой всего арсенала бросков — основой баскетбольной школы движений.

Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций сильнейшей.

При овладении навыками игры на занятиях по баскетболу це­лесообразно придерживаться следующей последовательности изу­чения бросков, обучаясь:

  • способам броска с места;
  • броскам одной рукой сверху (от плеча или от головы) в дви­жении: после получения мяча от партнера, после вышагивания и после ведения;
  • основным способам броска в прыжке;

— разновидностям бросков в движении, после вышагивания,
после ведения и в прыжке.

82

83


Дистанционные броски с места

Теоретические предпосылки.

Дистанционные броски предназначены для завершения атаку­ющих действий из статических положений. Они могут осуществ­ляться с места и в прыжке.

Существует несколько способов выполнения броска с места. Для каждого из них характерны свои особенности.

Бросок двумя руками от груди в современном баскетболе при­меняется крайне редко и главным образом для атаки корзины с дальних дистанций. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро. С него и начинают обучение дистанционным брос­кам с места (рис. 21).

В и. п. игрок удерживает мяч у груди, находясь в стойке напада­ющего. Так как бросок выполняется двумя руками, расположение ног может изменяться: стопы, носками направленные в сторону корзины, ставятся параллельно на одном уровне или одна из них (любая) выставляется вперед. Игрок индивидуально выбирает оп­тимальную для себя стойку.

По структуре движений в подготовительной, основной и завер­шающей фазах бросок двумя руками от груди соответствует одно­именной передаче. Начинается бросок тем же петлеобразным дви­жением замаха, а выпуск мяча осуществляется после его проноса вдоль туловища и лица снизу вверх обеими кистями и последую­щего полного выпрямления рук. Одновременно все части тела выпрямляются вверх. Для сообщения мячу необходимой траекто­рии полета угол вылета здесь отличается большей крутизной по сравнению с передачей. Перед выпуском мяча кисти максимально разгибаются («берутся» на себя), а заканчивается бросковое дви­жение мягким скатыванием мяча с конечных фаланг средних и указательных пальцев с последующим сопровождением его кис­тями и полным расслаблением рук.

Бросок двумя руками от голо­вы (сверху) целесообразен со средней дистанции при плотной опеке соперника и полностью со­впадает со структурными особен­ностями одноименной передачи (рис. 22).

Расположение ног, как и в предыдущем броске, произволь­ное. Для замаха мяч из стойки нападающего кратчайшим путем поднимается двумя руками к го­лове: локти оптимально разве­дены в стороны, высота подни-

мания мяча индивидуальна, кисти «взведены» — находятся под мячом, направлены ладонями вверх и расположены параллельно полу. Одновременное и плавное выпрямление нижних и верхних конечностей завершается мягким выпуском мяча. Направление полета задается синхронным движением указательных пальцев обеих кистей в завершающий момент основной фазы броска, т.е. после полного выпрямления всех звеньев тела. Кисти после вы­пуска мяча повернуты тыльными сторонами ладоней друг к дру­гу, большие пальцы смотрят вниз.

Бросок одной рукой от плеча эффективный способ атаки коль­ца с места со средних и дальних дистанций, а также успешно используется в качестве штрафного броска.

В отличие от бросков двумя руками в и. п. игрок всегда выставля­ет вперед одноименную с бросающей рукой ногу: голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой и лучезапястный

Ё суставы располагают в одной вертикальной плоскости с мячом. Последовательность и структура движений во всех фазах брос­ка идентичны особенностям выполнения одноименной передачи. Основная функция в достижении результативности броска отво­дится бросающей руке. Высота поднимания ее локтя варьируется у разных игроков и относится к индивидуальным особенностям, т.е. не влияет на точность броскового движения. Важно, чтобы разгибательное движение было мягким, плавным и совершалось для всех суставов бросающей руки в одной вертикальной плоско­сти, а мяч направлялся в корзину через указательный палец. Дру­гая рука лишь поддерживает мяч, не принимая непосредственно­го участия в броске.

Бросок одной рукой от головы (сверху) — основной бросок в бас­кетболе для поражения корзины с близкой, средней или дальней дистанции, а также с линии штрафного броска. Причем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализа­ции штрафного. В основном он выполняется в прыжке (рис. 23).

В и. п., как и в предыдущем способе бросков, баскетболист при­нимает стойку с тройной угрозой: одноименная с бьющей рукой

85

нога находится впереди и носком направлена в сторону корзины; другая нога ставится на полстопы сзади и развернута носком на­ружу под углом до 45°; мяч удерживается двумя руками у плеча бросающей руки (рабочей кистью со стороны задней поверхности мяча, а поддерживающей сбоку).

Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах (ноги «заряжаются») и выносом мяча к голове (угол сгибания в локтевом суставе при­ближается к 90°). Игрок находится в положении, когда указатель­ный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стб-па находятся в одной вертикальной плоскости с корзиной. Взгляд концентрируется на верхней, ближней к игроку точке дуги коль­ца при «чистом» броске или на соответствующей точке маленько­го квадрата щита при броске с отскоком. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя, и поддержива­ется другой рукой сбоку.

Для основной фазы характерным является согласованное разги­бание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удержи­вается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону (кисть направлена в сторону бросающей руки). Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое дви­жение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе рабо­чей руки — хлестом кисти. Выпуск мяча осуществляется при пол­ном выпрямлении нижних конечностей и бросающей руки. Направ­ляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем (большой и средний пальцы не дают свалиться мячу в сторону). Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает ему обратное вращательное движение вокруг поперечной оси.

При выполнении штрафного броска мяч выпуска­ется в сторону корзины под углом около 55° относительно гори­зонтали, что позволяет придать ему такую траекторию, чтобы он приближался к корзине под углом 45°. В других случаях угол вы-

86

пуска мяча незначительно варьируется в зависимости от роста игрока, дистанции до корзины и степени противодействия.

В завершающей фазе выполнения приема бросающая рука со­провождает полет мяча к корзине: выпрямленная рука образовы­вает с ухом угол около 60°, рабочая кисть расслабленно «брошена вниз» — согнута в лучезапястном суставе; игрок «тянется» за мя-чом, поднимаясь на носки, а затем приходит в стойку готовности.

Обучение дистанционным броскам с места следует вести па­раллельно с совершенствованием одноименных передач в такой последовательности:

  • двумя руками от груди;
  • одной рукой от плеча;
  • двумя руками от головы (сверху);
  • одной рукой от головы (сверху).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка при включении гта сан андреас
  • Ошибка при ведении мяча в баскетболе считается
  • Ошибка при включении вай фай на телефоне
  • Ошибка при вводе формулы в excel
  • Ошибка при включении в itunes