(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что на момент представления уточненной налоговой декларации имеется положительное сальдо единого налогового счета в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.
Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.
6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет).
Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества.
При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности.
Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
27 Хабаровский край
Дата публикации: 28.08.2020
Издание: информационный портал «Софтинфо» регионального информационного центра КонсультантПлюс в г. Хабаровске
Тема: Декларировани доходов
Источник:
http://consultantkhv.ru/newspaper/oshibka-v-deklaracii-dejstviya-nalogoplatelshhika/
Во время публичного обсуждения по вопросам контрольно-надзорной деятельности налоговых органов Хабаровского края, которое состоялось 09.07.2020 на базе РИЦ «КонсультантПлюс» в формате вебинара, участник мероприятия попросил представителей налоговых органов разъяснить порядок его действий в сложившейся ситуации. Ситуация участника, а также комментарий на нее от правового отдела УФНС России по Хабаровскому краю, представлены ниже.
Вопрос участника публичных обсуждений:
Налогоплательщик, юридическое лицо, самостоятельно нашел у себя ошибку. Сумма налога к доплате получается довольно существенной для него. Налогоплательщик готов самостоятельно подать уточненную налоговую декларацию, уплатить налог и пени. Но, согласно п.4 ст.81 НК РФ, штрафа не будет, только если до подачи налоговой декларации налогоплательщик уплатит всю сумму налога и пени. А сделать этого он не имеет возможности.
Основной вид деятельности налогоплательщика включен в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции.
Рассрочка по уплате налога, предусмотренная ст. 64 НК РФ, возможна только по текущим обязательствам по уплате налога или в случае доначисления налога по итогам проверки. Самостоятельно найденная ошибка за предыдущие налоговые периоды не попадает под эти условия. В том случае, если налогоплательщик сейчас сдаст декларацию и не уплатит налог и пени в полной сумме, налоговая начислит штраф автоматически, мотивируя тем, что так работает программа.
Можно ли каким-то образом решить данную проблему законным путем? Налогоплательщик хочет получить рассрочку по уплате самостоятельно доначисленного налога за прошлые налоговые периоды и избежать штрафа. Куда и каким образом ему необходимо обратиться? Каким образом должен действовать налогоплательщик в подобной ситуации?
Ответ правового отдела УФНС России по Хабаровскому краю:
Из представленного вопроса невозможно определить, какой срок уплаты по уточненной налоговой декларации.
Если срок уплаты соответствующего налога выпадает на 2020 год, то налогоплательщик может воспользоваться Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее – Правила), утвержденными п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
Воспользоваться правом на предоставление отсрочки (рассрочки) могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах, наиболее пострадавших в связи с распространением коронавируса согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень), с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 № 479, от 18.04.2020 № 540, от 12.05.2020 № 657, от 26.05.2020 № 745, от 26.06.2020 № 927.
В соответствии с п. 2 Правил отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по федеральным, региональным, местным налогам, страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году, за исключением:
- акцизов;
- налога на добычу полезных ископаемых;
- налогов, уплачиваемых налоговыми агентами;
- страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
Наличие права у обозначенных лиц на отсрочку или рассрочку уплаты налоговых платежей устанавливается при наличии одного из следующих показателей:
- снижение доходов более чем на 10 (десять) процентов;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 (десять) процентов;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке ноль процентов, более чем на 10 (десять) процентов;
- получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.
Органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов является налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
Заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) рассматривается, если оно подано до 1 декабря 2020 года.
Вместе с тем сообщаем, что если срок уплаты по уточненной налоговой декларации не выпадает на 2020 год, то налогоплательщик может воспользоваться положениями гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которой предусмотрена отсрочка или рассрочка по уплате налога.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
- имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
- при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со ст. 69 НК РФ требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
На основании п. 5 ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
- перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
- документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 настоящей статьи.
Относительно штрафных санкций отмечаем следующее.
Так в соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Из вышеизложенного следует, что законодатель предусмотрел возможность для налогоплательщиков уменьшить штрафные санкции, при этом круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, определен в виде открытого перечня с использованием указания на иные обстоятельства.
В настоящее время сформирована обширная практика применения этой нормы налогоплательщиками, судами и налоговыми органами, в результате чего многие смягчающие обстоятельства, выявленные в процессе правоприменения, приобрели общепризнанный характер, и их легитимность сомнению не подвергается. Помимо положений, нормативно закрепленных в п. 1 и 4 ст. 112 НК РФ, институт смягчающих обстоятельств в налоговом праве включает также многочисленные обстоятельства, выявленные и признанные смягчающими в рамках рассмотрения конкретных дел.
Таким образом, отвечая на вопрос налогоплательщика, сообщаем, что в рассматриваемом случае избежать штрафных санкций не получится, но вместе с тем с учетом эпидемиологической ситуацией на территории Хабаровского края, а также признанием вины и иных обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, представленными налогоплательщиком, налоговый орган при рассмотрении уточненной декларации может свести штраф к минимуму, однако стоит отметить, что размер штрафных санкций за совершение налогового правонарушения не может быть снижен до нуля рублей при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вместе с тем п. 1 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Н.Н. Шишкоедова,
преподаватель кафедры бухгалтерского учета Института права, экономики и управления Югорского государственного университета.
Никто, в том числе и бухгалтер, не застрахован от ошибок. Причем нередко ошибки, допущенные в бухгалтерском учете, приводят и к ошибочному исчислению налоговой базы по различным налогам, что в свою очередь ведет к неправильному заполнению налоговых деклараций и недоплате или — что случается реже — переплате налогов.
Кроме того, налоговое законодательство в Российской Федерации меняется так часто, что бухгалтеру, особенно на крупном предприятии, бывает очень сложно отследить все последние изменения и не сделать ошибок. Различные неясности в применении тех или иных положений НК России также усугубляют проблему.
В случае если бухгалтер допустил ошибку в исчислении налогов, ему нужно ее исправить. При этом необходимо помнить о том, что правила исправления ошибок в налоговой отчетности отличаются от правил исправления ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому о них нужно поговорить отдельно.
Чем нужно руководствоваться при исправлении ошибок в налоговых декларациях?
Если исправление ошибок в бухгалтерской отчетности регламентируется нормативными актами по бухгалтерскому учету, в частности п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н), отдельными положениями ПБУ 7/98 и т.д., то для того чтобы узнать, как нужно исправлять ошибки в налоговых декларациях, нужно обратиться к основному нормативному документу, регламентирующему порядок налогообложения в Российской Федерации, — к НК России.
Вопросам исправления ошибок в налоговых расчетах и декларациях посвящены две статьи первой части НК России:
1. Пункт 1 ст. 54 НК России устанавливает общий порядок исчисления налоговой базы, и в частности исправления ошибок и искажений в исчислении налоговой базы.
2. Статья 81 НК России регламентирует порядок внесения дополнений и изменений в налоговые декларации.
Какую ответственность понесет организация в случае допущения ошибок в налоговых декларациях?
Ответственность за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены в гл. 16 НК России. В частности, если организация допускает ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, приводящие к возникновению ошибок в налоговых декларациях, а также к занижению сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, она может быть привлечена к ответственности за совершение следующих видов правонарушений.
1. При непредставлении налоговой декларации в установленный срок с организации в соответствии с п. 1 ст. 119 НК России может быть взыскан штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 100 руб. Если же организация просрочила подачу декларации более чем на 180 дней, согласно п. 2 ст. 119 НК России с нее будет взыскан штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и еще 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Пример 1. Бухгалтер ООО «УрА» подал декларацию по НДС за январь 2004 г.в соответствии с которой необходимо уплатить в бюджет 100 000 руб., 8 апреля 2004 г. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК России он должен был подать декларацию по НДС за январь 2004 г. не позднее 20 февраля 2004 г.
Следовательно, просрочка подачи декларации составила один полный месяц (с 21 февраля по 20 марта) и один неполный месяц (19 календарных дней с 21 марта по 8 апреля), итого для расчета штрафных санкций принимаются 2 месяца.
Таким образом, на основании п. 1 ст. 119 НК России с ООО «УрА» будут взысканы штрафные санкции за непредставление налоговой декларации в установленный срок в сумме 100 000 х 0,05 х 2 = 10 000 руб.
2. В случае выявления факта грубого нарушения правил учета доходов и/или расходов и/ или объектов налогообложения согласно ст. 120 НК России на организацию могут быть наложены штрафы в суммах 5 000 руб., если нарушение совершено в течение одного налогового периода, и 15 000 руб. в случае, если эти нарушения совершены в течение более одного налогового периода. Если же данное нарушение повлекло занижение налоговой базы, то производится взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Пример 2. В декабре 2003 г. бухгалтер ОАО «Кристалл» допустил следующую ошибку: выписав покупателю счет-фактуру в сумме 300 000 руб., в том числе НДС 50 000 руб., он не зарегистрировал его в журнале выставленных счетов-фактур и в книге продаж, а также не принял этот счет-фактуру к учету.
В результате в бухгалтерском учете была занижена сумма выручки, а также сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, следовательно, были неправильно заполнены бухгалтерская отчетность за 2003 г., налоговая декларация по НДС за декабрь 2003 г. и налоговая декларация по налогу на прибыль за 2003 г.
Предположим, что ошибка была выявлена налоговыми органами в феврале 2004 г. Поскольку допущенное нарушение (отсутствие счета-фактуры, неправильное отражение операции на счетах и в отчетности) привело к занижению налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 120 НК России налоговые органы имеют право взыскать штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Следовательно, сумма штрафа определится следующим образом:
— организация недоплатила НДС в сумме 50 000 руб., что влечет за собой штраф в размере 50 000 х 0,1 = 5 000 руб.;
— занизив налоговую базу по налогу на прибыль на 250 000 руб. (т. е. на сумму дохода отданной операции без учета НДС), ОАО «Кристалл» недоплатило налог на прибыль в сумме 250 000 х 0,24 = 60 000 руб., что влечет за собой штраф в размере 60 000 х 0,1 — = 6 000 руб.;
— общая сумма штрафов, исчисленная исходя из сумм неуплаченных налогов, составляет 5 000+6 000 = II 000 руб.;
— поскольку сумма штрафа, предусмотренного для подобных нарушений в ст. 120 НК России, не может быть меньше 15 000 руб., с ОАО «Кристалл» будет взыскан штраф в размере 15 000 руб.
3. При неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога (или других неправомерных действий либо бездействия) на основании п. 1 ст. 122 НК России взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если такое нарушение совершено умышленно, то размер штрафа удваивается (т. е. составляет 40% от неуплаченных сумм налога).
Пример 3. Вернемся к условиям примера 2. Выявив нарушение, допущенное ОАО «Кристалл» (занижение налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль на 250 000 руб., которое привело к недоплате НДС в сумме 50 000 руб. и налога на прибыль в сумме 60 000 руб.), налоговые органы имеют право применить ст. 122 НК России.
Если умышленность совершения нарушения не доказана, то размер штрафных санкций в этом случае составит 20% от неуплаченных сумм налога:
— по НДС — 50 000 х 0,2 = 10000 руб.;
— по налогу на прибыль — 60 000 х 0,2 = 12 000 руб.;
— итого общая сумма штрафных санкций составит 22 000 руб.
4. Если организация неправомерно не перечисляет или перечисляет не в полном объеме суммы налога, который она должна удержать и перечислить как налоговый агент (например, в отношении налога на доходы физических лиц), ст. 123 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Пример 4. В декабре 2003 г. ООО «Коралл» начислило своим штатным сотрудникам заработную плату за ноябрь 2003 г. в общей сумме 150 000 руб. Предположим, что к данному моменту все сотрудники утратили право на получение стандартных вычетов (400 руб. на работника и по 300 руб. на каждого ребенка).
Поскольку в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (ст. 226 НК России) при начислении доходов в пользу своих работников ООО «Коралл» выполняет функции налогового агента, бухгалтер ООО «Коралл» должен удержать из доходов работников налог на доходы физических лиц. В частности, из заработной платы за ноябрь 2003 г. должен быть удержан налог на доходы физических лиц в сумме 150 000 х 0,13 = 19 500 руб.
При этом ООО «Коралл» получило из банка денежные средства на выплату заработной платы за ноябрь 15.12.2003, а перечислило удержанный из этой заработной платы налог на доходы физический лиц только 13.01.2004.
Согласно п. 6 ст. 226 НК России налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках, а в иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — дли доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Это означает, что сумма удержанного из заработной платы работников за ноябрь 2003 г. налога на доходы физических лиц в размере 19 500 руб. должна была быть перечислена в бюджет не позднее 15.12.2003, а фактическое ее перечисление состоялось 13.01.2004.
В этом случае налоговые органы имеют право оштрафовать ООО «Коралл» на основании ст. 123 НК России на сумму 19 500 х 0,2 = 3 900 руб.
В завершение рассмотрения вопроса о штрафах за налоговые правонарушения отметим, что положения ст. 120 и 122 НК России во многом перекликаются. Ведь в п. 3 ст. 120 НК России предусмотрено взыскание штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и/или расходов и/или объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., а ст. 122 закреплено наказание за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога в размере 20% от неуплаченных сумм налога. А поскольку занижение налоговой базы обычно возникает вследствие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и иных объектов налогообложения, получается, что в случае допущения ошибок в налоговых декларациях организация в соответствии с НК России может быть наказана по двум статьям.
Однако это противоречит здравому смыслу и Конституции РФ. Поэтому в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-0 положения пп. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК России, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что, впрочем, не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ.
Пример 5. Вернемся к примерам 2 и 3. Из них видно, что по одному и тому же основанию НК России допускает два вида наказаний:
— по ст. 120 (пример 2) сумма штрафов составит 15 000 руб.;
— по ст. 122 (пример 3) сумма штрафов составит 22 000 руб.
Таким образом, общая сумма штрафов теоретически может составить 37 000 руб.
Однако согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-0 налоговые органы не имеют права применять обе эти статьи одновременно. Поэтому они выберут одно из оснований наказания.
В нашем примере налоговым органам выгоднее применить ст. 122 НК России (неуплату сумм налога из-за занижения налоговой базы), поскольку в этом случае сумма штрафных санкций будет выше. Вместе с тем ОАО «Кристалл» может оспаривать данную позицию в суде, отстаивая, что они должны быть наказаны на основании ст. 120 за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.
Пени за просрочку уплаты налогов. Помимо вышеуказанных штрафов в соответствии с п. 2 ст. 57 НК России в случае, если налог был уплачен с нарушением установленного срока его уплаты (что нередко имеет место, если организация допустила ошибки при составлении налоговых деклараций и в результате занизила налоговую базу или сумму налога), организация должна также уплатить пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК России.
Конкретный порядок исчисления и уплаты пени прописан в ст. 75 НК России. В частности:
— согласно п. 1 ст. 75 НК России пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;
— в соответствии с п. 2 ст. 75 НК России сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
— согласно п. 3 ст. 75 НК России пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора;
— конкретная сумма пеней, подлежащих уплате, исчисляется в соответствии с требованиями п. 4 ст. 75 НК России, которым установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога Или сбора. При этом процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Пример 6. Вернемся к ситуации, изложенной в условии примера 2. Как мы уже увидели при ее рассмотрении в примерах 2, 3 и 5, налоговые органы, обнаружив ошибку, которая привела к недоплате НДС в сумме 50 000 руб. и налога на прибыль в сумме 60 000 руб., имеют право взыскать штрафные санкции либо на основании ст. 120 НК России (сумма штрафа в этом случае составит 15 000 руб.), либо на основании ст. 122 НК России (тогда сумма штрафа составит 22 000 руб.).
Однако помимо данных штрафов за совершение налогового правонарушения, приведшего к занижению налоговой базы и недоплате сумм налогов, придется заплатить пени за просрочку уплаты данных налогов.
Определим суммы пеней отдельно для НДС и для налога на прибыль в соответствии с методикой, изложенной в ст. 75 НК России. При этом предположим, что, получив от налоговых органов акт проверки, ОАО «Кристалл» перечислило суммы налогов и пени 26.02.2004.
Расчет пеней по НДС:
1. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК России пеню нужно начислять за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п. 1 ст. 174 НК России уплата НДС по итогам каждого налогового периода должна производиться не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Это означает, что сумма НДС за декабрь 2003 г. должна была быть уплачена не позднее 20.01.2004. Следовательно, количество календарных дней, за которые нужно начислять пени, определяется начиная с 21.01.2004. При этом, поскольку фактическая уплата налога состоялась 26.02.2004, на эту дату нужно прекратить расчет пеней.
Таким образом, нужно начислить пени за 37 дней просрочки уплаты НДС.
2. Согласно п. 4 ст. 75 НК России пеня определяется как 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Предположим, что ставка рефинансирования составляет 16%. Значит, размер пеней составляет 16 / 300 = 0,053(3)% за каждый день просрочки.
Неуплаченная сумма налога ввиду занижения налоговой базы составляет 50 000 руб.
3. Итак, общая сумма пеней, подлежащая взысканию с ОАО «Кристалл» за недоплату НДС, составляет 50000 x 16/300 x 37 = 986,67 руб.
Расчет пеней по налогу на прибыль:
1. Согласно п. 1 ст. 174 НК России уплата НДС по итогам каждого налогового периода должна производиться не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Это означает, что сумма НДС за декабрь 2003 г. должна была быть уплачена не позднее 20.01.2004. Следовательно, количество календарных дней, за которые нужно начислять пени, определяется начиная с 21.01.2004.При этом, поскольку фактическая уплата налога состоялась 26.02.2004, на эту дату нужно прекратить расчет пеней.
Таким образом, нужно начислить пени за 37 дней просрочки уплаты НДС.
2. Согласно п. 4 ст. 75 НК России пеня определяется как 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Предположим, что ставка рефинансирования составляет 16%. Значит, размер пеней составляет 16 / 300 = 0,053(3)% за каждый день просрочки.
Неуплаченная сумма налога ввиду занижения налоговой базы составляет 60 000 руб.
3. Итак, общая сумма пеней, подлежащая взысканию с ОАО «Кристалл» за недоплату налога на прибыль, составляет
50000 x 16/300 x 37 = 986,67 руб.
Таким образом, общая сумма пеней, которые придется уплатить бухгалтеру ОАО «Кристалл» за допущенные нарушения, которые привели к занижению налоговой базы и несвоевременной уплате налогов, составляет:
986,67 + 986,67 = 1 973,34 руб.
Еще раз напомним, что сумма пеней уплачивается независимо от того, какие штрафы были наложены на организацию. Следовательно, если предположить, что налоговые органы наложили штраф на основании ст. 122 НК России в сумме 22 000 руб., общая сумма пеней и штрафов, которые должно уплатить ОАО «Кристалл» вследствие допущенной в декабре 2003 г. ошибки, составит:
1 973,34 +22 000 = 23 973,34 руб.
Аналогичным образом нужно исчислять пени и в случае, если организация несвоевременно уплатила в бюджет суммы, удержанные ею при исполнении обязанностей налогового агента.
Вместе с тем необходимо отметить.что не нужно начислять пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. А вот подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Отметим также, что согласно п. 5 ст. 75 НК России пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пункт 6 ст. 75 НК России предусматривает, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 — 48 НК России, причем принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке.
Должна ли бояться штрафов организация, выявившая и исправившая ошибки самостоятельно.
Отметим, что ст. 81 НК России освобождает налогоплательщика от ответственности в случаях, если он самостоятельно, т. е. до обнаружения ошибки налоговыми органами или назначения выездной налоговой проверки, внес исправления в налоговые декларации.
Это распространяется даже на те случаи, когда ошибка была обнаружена и исправлена после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Однако в такой ситуации необходимо соблюсти одно условие: до подачи заявления об изменении или дополнении налоговой декларации нужно уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, добровольное признание ошибок и их исправление позволяет избежать штрафных санкций, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений. А вот пени придется уплатить в любом случае, поскольку их уплата связана не с характером допущенной ошибки, а с фактом просрочки уплаты налогов.
В каком периоде нужно исправлять ошибку?
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК России в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. При этом в соответствии с письмом МНС России от 03.03.2000 N 02-01-16/28 «Об исправлении ошибок (искажений)» периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы, причем перерасчет налоговых обязательств может быть произведен как в сторону их увеличения, так и уменьшения.
Это означает, что независимо от того, когда обнаружена ошибка — доили после сдачи декларации, до или после истечения срока подачи декларации, до или после истечения срока уплаты соответствующего налога, — исправлять нужно декларацию того периода, в котором совершена ошибка. Кроме того, в результате внесенных исправлений может быть скорректировано не только занижение налоговой базы (и, следовательно, недоплата налога), но и завышение налоговой базы, приведшее к переплате налога.
Пример 7. В феврале 2004 г. бухгалтер ЗАО «Экос» обнаружил ошибку при исчислении налоговой базы по НДС, допущенную в июне 2003 г. Ошибка заключалась в том, что не был принят к учету счет-фактура в сумме 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб., выставленный покупателю продукции в июне 2003 г., в результате чего в бухгалтерском учете была занижена сумма выручки, а также сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет. Налоговые декларации по НДС ЗАО «Экос» подает ежемесячно (п. 1 ст. 163 НК России).
В этом случае вносить исправления нужно не в налоговую декларацию по НДС за март 2004 г. и не в налоговую декларацию декабря 2003 г. (хотя в бухгалтерском учете исправление ошибки, выявленной до подписания бухгалтерской отчетности, нужно произвести, датируя его 31 декабря 2003 г.), а в налоговую декларацию по НДС за июнь 2003 г.
Таким образом, бухгалтеру ЗАО «Экос» нужно подать уточненную декларацию по НДС за июнь 2003 г.
На практике исправление ошибки не в том периоде, когда она была выявлена, а в том периоде, в котором она была допущена, приводит к тому, что нередко бухгалтеру приходится корректировать налоговые декларации не только за тот период, в котором была непосредственно допущена ошибка, но и за последующие периоды, предшествующие обнаружению ошибки. Ведь в результате допущенной ошибки могли измениться налоговые обязательства последующих периодов. Это особенно характерно для тех случаев, когда налоговый период разбит на несколько отчетных периодов, и декларации в отчетных периодах составляются нарастающим итогом.
Пример 8. Продолжим рассмотрение примера 7. Занижение нетто-выручки (дохода от реализации продукции без НДС) на 100 000 руб. в июне 2003 г. привело не только к недоплате НДС, но также и к искажению налоговой базы по налогу на прибыль. В отличие от НДС, для которого налоговым периодом является календарный месяц или квартал (ст. 163 НК России), налоговым периодом по налогу на прибыль считается календарный год (п. 1 ст. 285 НК России), в рамках которого выделяются отдельные отчетные периоды, которыми могут быть первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, либо — в случае если налогоплательщик решил исчислять ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли — месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК России). При этом согласно п. 7 ст. 274 НК России при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
На практике это приведет к тому, что ошибка при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, допущенная «внутри» налогового периода, приведет к искажениям не только в том периоде, в котором она была допущена, но и во всех последующих отчетных периодах.
Так, в случае с ЗАО «Экос» занижение налоговой базы в июне 2003 г. приведет к искажению налоговой базы всех последующих периодов:
— если ЗАО «Экос» подает декларации по налогу на прибыль ежеквартально, занижение налоговой базы на 100 000 руб. отразится не только в налоговой декларации за полугодие 2003 г., но и в декларациях за 9 месяцев 2003 г. и за 2003 г.;
— если ЗАО «Экос» выбрало исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, т. е. ежемесячную подачу налоговых деклараций, ошибка отразится в налоговой декларации за 6 месяцев (с января по июнь 2003 г.), а также приведет к искажению деклараций за 7, 8, 9, 10, 11 месяцев и за 2003 г.
Поэтому при внесении исправлений придется подавать уточненные декларации с пересчитанными суммами налоговой базы и налога на прибыль за все вышеперечисленные отчетные периоды.
Необходимо отметить, что п. 1 ст. 54 НК России предусматривает, что в случае, если конкретный период совершения ошибки определить невозможно, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Однако в реальной жизни такие случаи достаточно редки. Ведь возникновение ошибок всегда связано с наличием (или отсутствием) первичных документов, в которых в обязательном порядке указывается дата их составления (т. е. дата совершения операции, которая в случае если по данной операции были допущены ошибки, и является датой совершения ошибки). А при отсутствии первичных документов отражать операции ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете нельзя.
Как исправить ошибку?
Если бухгалтер обнаружит ошибку в заполненной налоговой декларации до того как сдаст ее в налоговую инспекцию, то он просто переделает декларацию и подаст в налоговые органы правильный вариант декларации, а неправильный — уничтожит.
Если же ошибка обнаружена уже после сдачи декларации, нужно воспользоваться порядком ее исправления, прописанным в ст. 81 НК России.
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК России при обнаружении неотражения или неполноты отражения сведений в поданных налоговых декларациях, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Для этого ему нужно подать заявление о дополнении и изменении налоговой декларации, к которому прилагается исправленный вариант. Некоторые налоговые инспекции требуют, чтобы была представлена новая (правильно заполненная) декларация, другие инспекции принимают уточняющие декларации, в которых в соответствующих строках показываются только отклонения от данных, представленных в ранее поданной декларации, т. е., собственно, исправления ошибок, допущенных в первоначально сданных декларациях. Поэтому перед тем как сдавать уточненную декларацию, нужно узнать в своей налоговой инспекции, как она должна быть оформлена, ведь конкретных указаний на этот счет в НК России не содержится.
Вместе с тем принципиально важным является то, когда было подано заявление о дополнении и изменении налоговой декларации:
1. Если заявление произведено до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной вдень подачи заявления (п. 2 ст. 81 НК России). При этом никаких последствий для организации, допустившей ошибку, не возникает, ведь правильная декларация подана в течение установленного для этого срока.
2. Если заявление об уточнении декларации сделано после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности — правда, при условии, что это заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении данной ошибки налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК России).
3. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при соблюдении двух условий (п. 4 ст. 81 НК России):
— если налогоплательщик сделал заявление до момента, когда он узнал об обнаружении ошибки налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки;
— если до подачи заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
29 июля 2020, 23:34 / Экономика
Эксклюзивно по подписке
Ошибки в налоговой декларации обойдутся дорого
Налоговые органы перестанут принимать декларации с арифметическими ошибками
Налоговые декларации, содержащие арифметические ошибки, будут считаться недействительными, а срок на исправление ошибок сократится до пяти дней. Такие новации содержатся в подготовленном правительством законопроекте «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)» (имеется у «Ведомостей»).
Налоговые юристы, ознакомившиеся с документом, шокированы этим предложением. «Суть камеральной проверки (проверка исполнения налогового законодательства удаленно. – «Ведомости») заключается именно в проверке правильности декларирования налоговой базы и уплачиваемого налога с целью установления, насколько налогоплательщик корректно применяет законодательство о налогах и сборах, – поясняет партнер КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов. – Более того, пункт 3 статьи 88 НК РФ напрямую указывает, что в случае выявления ошибок налоговый орган направляет требование в течение пяти дней дать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, но не рассматривает этот факт как основание считать декларацию неподанной».
Сейчас налоговую декларацию подают как компании при уплате налогов, так и граждане при продаже, аренде и получении в дар недвижимости или авто, а также в случае выигрыша в лотерею или получения выгоды за рубежом. Ошибки при подаче деклараций, в том числе арифметические, случаются, но чаще всего они не намеренные, а совершаются из-за невнимательности или некомпетентности ответственного сотрудника, отмечает юрист-эксперт налогового дивизиона КГ «Сенат» Леся Болдырева. При этом намеренно искажать данные в декларации очень рискованно – это влечет налоговую, административную, а иногда и уголовную ответственность для предпринимателей, юридических лиц и их руководителей и потому случается крайне редко.
Мало того, распространены ситуации, когда у налогоплательщиков просто нет возможности правильно рассчитать налоговые платежи. «Например, у них могут отсутствовать необходимые документы, подтверждающие понесенные расходы или обоснованность вычетов. Также нередки случаи, когда затягивается выставление счета-фактуры со стороны контрагента, – приводит примеры появления ошибок в декларациях партнер налоговой практики CMS Russia Гайк Сафарян. – В таких ситуациях налогоплательщик, чтобы избежать штрафов за непредоставление налоговой декларации, может подать нулевую декларацию или декларацию с промежуточными данными, впоследствии отразив корректные цифры в уточненной налоговой декларации».
Сейчас такие действия не являются нарушением налогового законодательства, отмечает юрист, но позволяют налогоплательщику действовать в соответствии с собственной выгодой. «Попытки пресечь такое поведение налогоплательщиков являются необоснованными, при этом важно учитывать умысел и вину налогоплательщика при назначении штрафных санкций за подобные нарушения», – указывает Сафарян.
Подготовленные правительством поправки ставят налогоплательщиков в заведомо уязвимое положение, констатируют специалисты. «Во-первых, моментально налогоплательщик рассматривается в качестве нарушителя норм законодательства и может быть привлечен к ответственности по налоговым правонарушениям по статье 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации, – обращает внимание Михаил Орлов. – Во-вторых, должностные лица налогоплательщика могут быть субъектами уголовного преследования, поскольку «неподача декларации» является одним из признаков совершения налогового преступления».
Из законопроекта остается неясным, чем вызвано такое ужесточение. «Предоставление в налоговый орган налоговых деклараций с арифметическими ошибками – это, скорее, исключение, чем правило, так что большинство налогоплательщиков принятие данных поправок не затронет», – полагает Болдырева. Поэтому, возможно, чиновники считают, что смогут пополнить бюджет без ухудшения условий для большинства налогоплательщиков. Однако некоторые эксперты опасаются, что ФНС будет использовать это ужесточение в качестве дополнительного инструмента давления на налогоплательщиков.
«Принятие таких поправок больше похоже на попытку давления на бизнес, которому так или иначе придется расплачиваться за меры поддержки, предоставленные в период пандемии, – полагает Сафарян. – Об этом свидетельствуют как радикальность предлагаемых изменений, так и необоснованно маленький срок для устранения ошибок: из-за объема финансовых данных крупным организациям может не хватить времени для простого выявления ошибки, не говоря уже о подготовке нового проекта декларации».
В итоге банальная невнимательность при заполнении декларации может обойтись очень дорого. «Если налогоплательщик не представит исправленную декларацию и она будет считаться неподанной, то ему грозит штраф за неподачу налоговой декларации, – поясняет юрист Forward Legal Федор Закабуня. – Его размер составляет 5% от неуплаченной в срок суммы налога».
Также вероятно, что целью новой поправки является облегчение налогового администрирования. «Согласно действующей редакции Налогового кодекса налогоплательщик имеет право представить уточненную налоговую декларацию, в том числе когда он обнаружил ошибки или неполноту сведений в первичной декларации. Представленные изменения в Налоговый кодекс сократят случаи подачи уточненных налоговых деклараций налогоплательщиками и, как следствие, позволят снизить количество камеральных проверок», – предполагает Закабуня.
✅ Налоговая ошибка – это…
Налоговый Кодекс не разъясняет, что считается ошибкой при исчислении налогов. В статье 54 НК РФ («Общие вопросы исчисления налоговой базы») говорится о том, как исправлять ошибки прошлых периодов, обнаруженные в текущем: нужно вернуться в прошлый период и внести изменения; если период ошибки определить не удалось – вносим изменения в текущий период. Определения термина «ошибка» (как и термина «искажения») в НК РФ нет. Согласно п.1 ст. 11 НК РФ при отсутствии понятий и терминов в НК РФ их применяют в значениях тех отраслей законодательства, где эти понятия применяются.
Определение ошибки дает ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (Приказ Минфина № 63н от 28.06.2010):
⏩ Ошибка – неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и/или бухгалтерской отчетности организации. В общем случае ошибка при исчислении налогов – это неверное исчисление налоговой базы и самого налога.
В ПБУ 22/2010 приводятся причины ошибок:
*️⃣ неправильное применение норм законодательства о бухгалтерском учете;
*️⃣ неверные расчеты;
*️⃣ неправильная классификация фактов хозяйственной деятельности;
*️⃣ недобросовестные действия должностных лиц и пр.
К этому перечню можно добавить специфические «налоговые» причины: неверное применение налогового законодательства, несвоевременный учет первичных документов, представление в бухгалтерию недостоверных, неполных, неточных данных, технические ошибки при переносе в учетную систему показателей первичных документов (дата, цена, количество, сумма, ставки налогов и пр.).
В ПБУ 22/2010 порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете напрямую зависит от их существенности. Но налоговое законодательство не делит ошибки на существенные или несущественные, следовательно, порядок исправления ошибок будет одинаков.
Ст. 120 НК РФ объединяет ответственность за нарушения в бухгалтерском и налоговом учете: под грубыми нарушениями, за которые установлены санкции от 10 000 до 30 000 руб. плюс 20 % от неуплаченных по причине ошибок налогов, понимается отсутствие документов (как первичных, так и регистров), неправильное их отражение в учетной системе организации (на счетах бухучета, в налоговых регистрах, в отчетности).
Есть и хорошие новости: ответственности можно избежать (ст. 81 НК РФ):
*️⃣ если срок уплаты налога не наступил, то санкций не будет при условии представления уточненной декларации до обнаружения ошибки налоговиками (до составления акта или до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки);
*️⃣ если срок уплаты налога наступил, то перед сдачей уточненной декларации нужно доплатить налог и пени.
✅ Налоговая декларация: ошибки исправить нельзя сдавать – где ставить запятую?
Порядок исправлений в налоговом учете установлен в ст. 54 НК РФ. Если в текущем периоде обнаружены ошибки прошлых периодов, то налоговая база и сумма налога периода ошибок пересчитывается. Но иногда прошлые ошибки можно учесть (исправить) в текущих расчетах: если нельзя определить период совершения ошибок или если ошибка привела к излишней уплате налога. Есть и другие условия – наличие или отсутствие убытков, истечение срока востребования налогов из бюджета.
Если ошибка обнаружена в прошлых периодах, за которые уже отчитались, уточненные декларации нужно представлять в следующих случаях:
*️⃣ ошибка привела к недоплате налога;
*️⃣ в результате ошибки занижены расходы прошлого периода, налог переплачен, но в текущем периоде получен убыток (письмо Минфина от 06.04.2020 № 03-03-06/2/27064);
*️⃣ ошибка совершена в периоде, когда был получен убыток.
При этом подход судов не так категоричен: возможность перерасчета налоговой базы не ограничивается только случаями получения налогоплательщиком прибыли в периоде возникновения ошибки (искажения) и не обуславливается излишней уплатой налога исключительно в этот период. Такой вывод содержится в Определении СКЭС Верховного Суда РФ от 12.04.2021 г. № 306-ЭС20-20307 по делу № А72-18565/2019.
Кроме перечисленных требований Минфин обязывает налогоплательщиков при возможных перерасчетах налоговой базы учитывать требования п.7 ст. 78 НК РФ, а именно учитывать трехлетнее ограничение на зачет или возврат налогов (письма Минфина от 20.06.2018 № 03-03-06/1/42047, от 04.08.2017 № 03-03-06/2/50113). Судебная практика складывается по этому вопросу разная:
*️⃣ в поддержку Минфина, за соблюдение трехгодичного периода перерасчета налоговой базы (постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.02.2021 г. № Ф04-6707/20 по делу № А70-4601/2020 и АС Московского округа от 22.01.2020 г. № Ф05-23391/19 по делу № А40-12581/2019);
*️⃣ «за» налогоплательщиков, считая, что трехлетний срок не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налоговой базы (постановление АС Московского округа от 22.01.2020 г. № Ф05-23391/19 по делу № А40-12581/2019).
В декларациях текущего периода можно исправлять ошибки, обнаруженные за прошлые годы, если:
*️⃣ ошибка привела к излишней уплате налога;
*️⃣ в периоде совершения ошибки была сформирована налоговая база и уплачен корректируемый налог (причем не просто начислен к уплате, а физически уплачен в бюджет);
*️⃣ налоговая база по данному налогу за текущий период не равна нулю (отсутствует убыток);
*️⃣ ошибки не связаны с вычетами по НДС;
*️⃣ с момента совершения ошибки прошло не более трех лет.
Не нужно подавать уточненную декларацию за прошлые периоды:
*️⃣ если налоги доначислены решением ФНС по итогам проверок (письмо ФНС от 25.08.2017 № АС-4-15/16906@);
*️⃣ если обнаруженные ошибки не повлияли на сумму налогов или привели к их переплате. В этом случае можно подать уточненную декларацию, но обязанности такой нет.
Уточненные декларации подаются в налоговый орган по тем же формам, которые действовали в периоде изменений (п.п. 5, 7 ст. 81 НК РФ).
✅ Практические ситуации
1️⃣ В 2020 г. был начислен налог на имущество, впоследствии выяснили, что сумма начисления больше, чем нужно было (не применили льготу). Уточненную декларацию по налогу на имущество к уменьшению за 2020 г. сдали. Нужно ли представлять уточненную декларацию за 2020 г. по налогу на прибыль?
В постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11, где рассматривалась аналогичная ситуация с земельным налогом, сделан вывод о том, что включение в состав расходов сумм налогов в излишнем размере не рассматривается как ошибка (искажение) при исчислении налога на прибыль. Налогоплательщик налог исчислил, представил декларации, заплатил, для него это затраты, соответствующие ст. 252 НК РФ, т.е. обоснованные и подтвержденные. При этом затраты первоначально были правомерно включены в прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Подача уточненной декларации по налогу на имущество – это с точки зрения налога на прибыль новое обстоятельство, которое приводит к возникновению внереализационного дохода в текущем периоде (ст. 250 НК РФ), Минфин в своем письме от 31.07.2020 г. № 03-03-07/67349 в очередной раз это подтвердил.
В отношении плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, действует тот же порядок (письмо ФНС от 10.10.2018 № БС-4-21/19773).
Вывод: излишне начисленный налог на имущество за 2020 год отражаем в декларации по налогу на прибыль за 2021 г. как внереализационный доход.
2️⃣ В хозяйственных операциях за 2020 г. обнаружены ошибки, одна из которых привела к переплате налога на прибыль на 100 тыс. руб. (не учли расходы), а другая – к недоплате 40 тыс. руб. (не учли кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности. Как исправить?
Минфин считает (письмо от 28.06.2010 № 03-03-06/4/64), что исправления должны осуществляться в разрезе каждой ошибки: переплату можно учесть в 2021 г., а можно и в уточненной декларации за 2020 г., а вот сумму 40 тыс. нужно отразить в уточненной декларации за 2020 г. с уплатой самого налога и пени. Налогоплательщику выгоднее обе ошибки исправить в декларации по итогу 2020 г., тогда не придется доплачивать налог и пени.
3️⃣ Организация малого бизнеса ошибочно не применила льготный тариф по страховым взносам за 2020 г., хочет сдать уточненный расчет по страховым взносам. Как заполнить раздел 3 расчета?
В Раздел 3 уточненного расчета нужно включать только сведения в отношении тех физических лиц, у которых данные меняются, в данном случае, у всех физических лиц нужно будет указать категории НР (в пределах МРОТ) и МС (свыше МРОТ) и сформировать один раздел 3 по каждому застрахованному лицу без проставления признака аннулирования сведений (п. 21.5 Порядка заполнения РСВ, приказ ФНС от 18.09.2019 г. № ММВ-7-11/470@).
4️⃣ Если при отправке декларации ошибочно указан неверный налоговый период, декларацию примут?
Если за этот «неверный период» уже принимали декларацию с аналогичными реквизитами (период, указание о корректировке, номер корректировки), то не примут, сформируют уведомление об отказе (приказ ФНС от 31.07.2014 г. № ММВ-7-6/398@). А если ошибочно укажете будущий период – примут. В моей практике был такой случай: в январе 2020 г. представлялась декларация по косвенным налогам за декабрь 2019 г., в которой ошибочно указали декабрь 2020 г. Налог был уплачен своевременно. Декларацию так и приняли – за декабрь 2020 г. Ошибка была обнаружена, за декабрь 2020 г. сдали корректировочную декларацию с нулевыми показателями, а затем сдали верную первичную декларацию за декабрь 2019 г. Писали пояснение о технической ошибке, ходатайство о неприменении санкций, налоговый орган пошел нам навстречу, штрафа не было. Впоследствии за декабрь 2020 г. сдавали декларацию по факту первичную, а по документам – корректирующую № 2.
5️⃣ Бухгалтер указал в расчете 6-НДФЛ за 1 квартал 2021 г. сумму начисленного дохода по ставке 13 % в стр. 110 и 112 (начислено по трудовым контрактам) 500 000 рублей. В августе обнаружили ошибку: реальная сумма дохода за данный период составила 498 500 рублей. К тому времени организация уже отчиталась за полугодие. Как исправить: предоставить уточненные 6-НДФЛ за первый квартал и за полугодие. В новых декларациях сразу указать верные данные. Так рекомендует ФНС в письме от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@.
6️⃣ При начислении заработной платы за июнь 2021 г. у бухгалтера не было данных об отсутствии сотрудника, зарплата начислена за полный месяц (75 000 руб.). В июле сотрудник принес больничный лист с 29.06.2021 г. по 06.07.2021 г. Расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2021 г. уже сдан. Как сторнировать доходы – в июне, в июле?
В письме ФНС от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@ (в ред. письма от 19.02.2021 № БС-4-11/2124@) приведены контрольные соотношения, в частности, согласно КС 0.22 в Разделе 3 расчета база для начисления страховых взносов и сами взносы не могут иметь отрицательных значений. Сторно доходов может быть отражено в июле (если доходов достаточно для «сторнирования»), либо в июне (если доходов июля недостаточно). В первом случае корректировочный расчет по страховым взносам за полугодие сдавать не нужно, а во втором – придется сдать.
✅ Не допустить ошибок в заполнении и сдаче отчетных документов поможет Такском
1️⃣ Вам не придется следить за новостями об обновлениях – все формы отчетности, представленные в сервисах Такском, актуальны и отвечают последним изменениям законодательства.
2️⃣ При заполнении форм отчетности вы видите текстовые подсказки по их заполнении – очень удобно, чтобы не обращаться за помощью к дополнительным интернет ресурсам.
3️⃣ Во всех сервисах Такском для отчетности через интернет встроена автоматическая система проверки на ошибки, которая не даст вам отправить некорректно заполненный отчет или отчет с пропущенными полями.
Узнать подробнее о преимуществах электронной отчетности и подобрать тарифный план вы можете по ссылке.
✅ Статьи по теме: