Работа над ошибками
Правило, на которое сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
Словарное слово (непроверяемые гласные и согласные) |
Запиши слово без ошибок целую строку, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение. |
Молокó, молокó, молокó |
Гласные и, у, а после шипящих( жи-ши, ча-ща, чу-щу) |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
Щука, чаща, жизнь, шипы, чудо |
Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
Дочка, ночка, почка |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
УIчеIник – уче-ник, ме-тель, во-ро-на |
Безударные проверяемые гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, выдели корень, поставь ударение. Подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным). Подчеркни безударную и ударную гласную. Напиши два примера на это правило. |
Домá- дóм, травá – трáвы, водá — вóды |
Проверяемые согласные в корне |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни проверяемую согласную, выдели корень , подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный). Напиши два примера на это правило. |
Дуб – дубы, утюг – утюги, варежка- варежечка |
Непроизносимые согласные в корне |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни проверяемую согласную, выдели корень , подбери и запиши проверочное слово. Напиши два примера на это правило. |
Местность – место, честность – честь, счастливый – счастье. |
Удвоенные согласные |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило. |
Класс, коллекция, тонна |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, выдели корень, подчеркни согласную перед Ь и гласную после Ь, напиши два слова на это правило, |
Соловьи, льёт, вьюга |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, выдели приставку, подчеркни Ъ и гласную после Ъ, напиши два слова на это правило. |
Объявление, подъезд, объезд |
Мягкий знак в конце и середине слова |
Выпиши слово без ошибок, выдели корень, подчеркни Ь и согласную перед ним. Напиши два слова на это правило. |
Сельдь, медведь, лень |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих |
Выпиши слово без ошибок, определи род, подчеркни Ь и согласную перед ним. Напиши два слова на это правило. |
Дрожь – ж.р., мышь, ночь Мяч – м.р., врач, калач Много туч – мн.ч. Р.п. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение. |
вилIка |
Гласные и согласные в приставках |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни. Написать 2 слова на это правило. |
Добежал, дошёл, доехал |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели. Написать 2 слова на это правило. |
Уход, забег, доехал |
Раздельное написание предлогов со словами |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши. Написать 2 слова на это правило. |
На столе – на большом столе |
Правило, на которое сделана ошибка |
Правило, на которое сделана ошибка |
Правило, на которое сделана ошибка |
Окончания имен существительных |
Выписать слово без ошибки, выделить окончание, определить склонение, падеж. Написать 2 слова на это правило. |
В классе – 2 скл., П.п. К машине – 1 скл., Д.п. В глуши – 3 скл., П.п |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных |
Задать вопрос от существительного, определить род, число, падеж. Выделить окончание. Написать 2 слова на это правило. |
В глубоком (каком?) озере – ср.р., П.п. |
Окончания глаголов. |
Выделить окончание, определить спряжение. Написать 2 слова на это правило. |
Читает – I спр., борется — – I спр. Смотрит – II спр., искл. |
О и Е после шипящих и Ц в окончания имен существительных и прилагательных |
Поставить ударение, выделить окончание. Написать 2 слова на это правило. |
Мячóм, врачóм, кольцóм Тучей, товáрищем, сóлнцем Голубóго озера |
Мягкий знак в глаголе. |
Задать вопрос к глаголу, подчеркнуть Ь. Написать 2 слова на это правило. |
Кататься (что делать?), учишься (что делаешь?), катается (что делает?) |
Не с глаголами. |
Подчеркнуть НЕ и глагол. |
Не смотреть, ненавидеть, не приду |
Как правильно выполнить работу над ошибками?
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.
1. Ошибки в построении и записи предложений.
Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.
5. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление на слоги.
Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.
7. Правописание приставки в слове.
Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
8. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).
9. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не был, не выучил, не знал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.
Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.
12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Слова с чк, чн, чщ.
Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).
15. Мягкий знак – показатель мягкости.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил, подъезд.
ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.
Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).
ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук.
Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);
— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);
— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)
— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);
У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.
20. Непроизносимая согласная в корне слова.
Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
21. Двойные согласные в корне слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.
Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).
23. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
24. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.
25. Правописание суффиксов.
Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.
Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.
Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);
дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);
с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);
кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице
Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.
ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.
Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)
ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.
(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти.
II спр. – —и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)
32. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.
33. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.
34. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
35. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) д
ДОРОГОЙ
ДРУГ!
Перед тобой «Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку». Работа над ошибками просто необходима: она позволит тебе
закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.
Возьми для себя за правило, что после
того, как ты получил тетрадь с проверенной работой, необходимо обратить
внимание не только на оценку (как это часто происходит), а на допущенные тобой
ошибки. Их обязательно нужно проанализировать. Без лишних напоминаний учителя
выполни работу над ошибками:
1. Определи,
на какую орфограмму допущена ошибка.
2. Найди её
в памятке.
3. Вспомни
правило и сделай работу над ошибкой по образцу.
4. Каждую ошибку выписывай с новой строки.
Не ленись выполнять работу над
ошибками. Это позволит тебе научиться правильно, без ошибок выражать свои
мысли, что очень важно для любого человека.
Памятка по выполнению работы над
ошибками по русскому языку в начальной школе
№ |
Орфограмма |
Запомни |
Что делать? |
1 |
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения |
Выпиши предложение правильно. Подчеркни большую букву и Например: Выпал пушистый снег. Дети |
|
2 |
Пропуски и замена букв, искажение слов |
Выпиши слово. Подчеркни место, где ошибся. Напиши это слово ещё Например: звонок, ученик |
|
3 |
Перенос слова или деление на слоги |
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на |
Выпиши слово. Выдели гласные. Раздели слово на слоги и раздели Например: у|чи|тель, |
4 |
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных |
Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Например: ель, тень, пень; |
|
5 |
Гласные после шипящих. ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши Например: малыши, карандаши, ежи, |
|
6 |
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН |
–ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН- пиши без мягкого знака. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 Например: дочка, речка, |
7 |
Ударение |
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения. |
|
8 |
Безударная гласная в корне, проверяемая |
Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные |
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни Например: сады – сад, волна |
9 |
Непроверяемые гласные и согласные (слова из словаря) |
Запиши Например: ягода, ягода, ягода, |
|
10 |
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные. |
Чтобы проверить парную по глухости-звонкости, подбери однокоренное |
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь Например: морозы – мороз, |
11 |
Большая буква в имени собственном |
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, |
Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 1 Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки |
12 |
Разделительный мягкий знак Ь |
Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными |
Выпиши слово правильно, запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Например: вьюга, листья, |
13 |
Разделительный твёрдый знак Ъ |
Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, |
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни орфограмму. Например: съезд, объяснил |
14 |
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих |
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 1 слово с этой Например: Луч (м.р.), шалаш , |
|
15 |
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа |
На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий |
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 1 глагол с этой орфограммой. Например: пишешь, решаешь, |
16 |
Двойные согласные в слове |
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Раздели слово Например: группа, груп — па |
|
17 |
Знаки препинания в конце предложения (! … ?) |
Выпиши предложения правильно. Придумай своё или найди в Например: Сколько |
|
18 |
Раздельное написание предлогов |
Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или Не путай приставку с предлогом! У глаголов нет предлогов. |
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с Например: к берегу; к (какому?) берегу, к |
19 |
Предлог с местоимением |
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) |
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 Например: у нас, ко мне, |
20 |
Правописание непроизносимых согласных |
Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Проверь Например: звезда, звёздочка, звёздный |
|
21 |
Гласные и согласные в приставках |
Выпиши слово Например: полетели, побежали, потянули, |
|
22 |
Правописание приставки со словом |
Приставка — это |
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова Например: заехал, уехал, переехал. |
23 |
Не с глаголом |
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ |
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 1 слово на это правило. Подчеркни Например: не пришёл, не выучил, |
24 |
Однородные члены предложения |
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от Например: Сильный ветер сорвал листья Сильный ветер сорвал
|
|
25 |
Соединительные гласные в сложных словах (о, е) |
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Например: водовоз, самолёт |
|
26 |
Правописание безударных падежных окончаний имён |
Для определения окончания существительного нужно знать склонение и |
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи Например: на опушке (на земле , |
27 |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных |
Для определения окончания прилагательного надо знать его род и |
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему |
28 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов . |
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в Например: пишет – писать (I смотрит |
|
29 |
Разбор предложения . |
Слова в предложении связаны по смыслу. Связь слов |
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу Например: Седые туманы плывут к Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к |
30 |
Состав слова |
Выпиши слово, разбери его по составу. Например: заморозки |
Таблица работы над ошибками
№ орфог- раммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; ручка, точка, ночка |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, зима — зимушка |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, ягодка — ягода |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные , напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок (суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; чудесный — чудеса |
Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.
Последовательность работы
1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.
2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.
3. Подчеркните (выделите) орфограмму.
4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.
5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.
ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.
Номер п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Работа над ошибками |
1. |
Предложение Начало предложения пишется с заглавной буквы.
|
Предложение Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения. |
2. |
Перенос слова
|
Перенос слова Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса. Если слово нельзя переносить, записать его целиком. |
3. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь». |
4. |
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ
|
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием. |
5. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную. |
6. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный). Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки. |
7. |
Парные согласные в корне слова Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н]. |
Парные согласные в корне слова Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной. |
8. |
Заглавная буква в именах собственных С заглавной буквы пишутся:
|
Заглавная буква в именах собственных Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму. |
9. |
Предлог Предлог – это слово. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Предлог служит для связи слов в предложении. |
Предлог Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово. |
10. |
Разделительный мягкий знак Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я, если после согласных слышится звук [й’]. |
Разделительный мягкий знак Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком. |
11. |
Слова с удвоенными согласными В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить. |
Слова с удвоенными согласными Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную. Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной. |
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.
|
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Указанный знак |
Что обозначает |
Как исправить ошибку |
Г |
Нарушение границ предложений |
Поставь знак препинания. Напиши, где надо большую букву |
1,2,3 |
Неудачный порядок слов |
Измени порядок слов в предложении. Напиши новое предложение |
П |
Ненужное повторение слов |
Запиши два или несколько предложений, производя замену некоторых повторяющихся слов другими |
Ф |
Искажение фактов |
Запиши правильно указывая события, имена, даты |
Н |
Неудачное слово или выражение |
Замени неудачное слово или выражение другим. Запиши предложение с новым словом или выражением |
V |
Пунктуационная ошибка |
Поставь нужные знаки препинания |
I |
Орфографическая ошибка |
Исправь ошибку. Подбери проверочное слово (если возможно) |
V |
Пропуск слова |
Вставь пропущенное слово. Перепиши предложение правильно |
Л |
Отсутствие логической связи |
Подготовь устный рассказ той части работы, в которой есть логические ошибки. Ошибки исправь. Запиши исправленный текст |
Z |
Необходимость абзаца |
Перепиши эту часть заново |
/Z/ |
Абзац не нужен |
Перепиши эту часть заново |
Указанный знак |
Что обозначает |
Как исправить ошибку |
Г |
Нарушение границ предложений |
Поставь знак препинания. Напиши, где надо большую букву |
1,2,3 |
Неудачный порядок слов |
Измени порядок слов в предложении. Напиши новое предложение |
П |
Ненужное повторение слов |
Запиши два или несколько предложений, производя замену некоторых повторяющихся слов другими |
Ф |
Искажение фактов |
Запиши правильно указывая события, имена, даты |
Н |
Неудачное слово или выражение |
Замени неудачное слово или выражение другим. Запиши предложение с новым словом или выражением |
V |
Пунктуационная ошибка |
Поставь нужные знаки препинания |
I |
Орфографическая ошибка |
Исправь ошибку. Подбери проверочное слово (если возможно) |
V |
Пропуск слова |
Вставь пропущенное слово. Перепиши предложение правильно |
Л |
Отсутствие логической связи |
Подготовь устный рассказ той части работы, в которой есть логические ошибки. Ошибки исправь. Запиши исправленный текст |
Z |
Необходимость абзаца |
Перепиши эту часть заново |
/Z/ |
Абзац не нужен |
Перепиши эту часть заново |
Памятка для выполнения работы над ошибками по русскому языку и математике
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ» по русскому языку
Оформление предложения (начало предложения написано с маленькой
буквы, в конце не стоит точка, некоторые слова написаны слитно).
Переписать предложение и подчеркнуть орфограммы
(то место, где была допущена ошибка).
Пропуск буквы, замена буквы.
Написать слово, разделив его на слоги, подчеркнуть
орфограмму.
Ошибка в написании словарных слов.
Выписать слово, выделить орфограмму, составить с
этим словом словосочетание или предложение и
записать его.
Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками, с Ь в конце и в
середине слова.
Написать слово, подчеркнуть орфограмму и написать
еще три слова на данное правило.
Правописание безударных гласных, парных согласных,
непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Выписать слово, выделить орфограмму, выделить
корень, записать проверочное слово (например, коты –
кот, глаз – глаза, солнце – солнышко)
Правописание окончаний существительных.
Выписать слово, выделить окончание, определить часть
речи, число, род, склонение, падеж.
Правописание окончаний прилагательных.
Выписать слово, выделить окончание, определить часть
речи, число, род, падеж.
Правописание окончаний глаголов.
Выписать слово, выделить окончание, определить часть
речи, число, поставить глагол в неопределенную форму,
определить спряжение.
Правописание приставок, суффиксов.
Выписать слово, разобрать по составу.
Выписать слово с предлогом, предлог выделить, между
предлогом и данным словом поставить вопрос или
другое слово (например, с горы – с (какой?) горы или с
(высокой) горы).
Правописание имен собственных.
Выписать слово, выделить орфограмму и написать еще
три слово на данное правило.
Все орфограммы выделять зеленым цветом.
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ» по математике
Ошибки в ходе решения задачи
— прочитай задачу; составь и сделай краткую запись; реши по действиям
с пояснениями и ответом.
Ошибки в ходе решения уравнения
— запиши уравнение; назови компоненты; вспомни правило нахождения
неизвестного компонента; реши уравнение верно;
— придумай и реши похожее уравнение.
Сложение и вычитание в пределах 10 и 20
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10 или 20;
— запиши пример верно;
Сложение и вычитание многозначных чисел
— повтори таблицу разрядов и классов; запиши пример правильно (разряд
под разрядом); повтори таблицы сложения в пределах 10 и 20;
— реши пример правильно; проверь сложение вычитанием или вычитание
сложением
Таблица умножения и деления
— повтори таблицу умножения; запиши пример и реши его верно; запиши
все случаи умножения и деления с этими числами;
18 : 3 = 6 6 * 3 = 18
18 : 6 = 3 3 * 6 = 18
Внетабличное умножение и деление
— разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
— реши пример с объяснением; проверь умножение делением или деление
умножением.
Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14
Проверка: 14 * 6 = (10 + 4) * 6 = 10 * 6 + 4 * 6 = 60 + 24 = 84
— вспомни правило подбора частного. запиши пример и реши его верно.
— проверь умножением.
Внетабличное умножение и деление:
— запиши пример верно; вспомни правило умножения или деления в
столбик; реши пример; проверь умножение делением или деление
умножением.
Ошибки на порядок действий в выражениях со
скобками и без скобок:
— запиши выражение верно; вспомни порядок выполнения действий в
выражениях со скобками или без скобок;
— выполни действия по порядку: умножение и (или) деление, а потом
сложение и (или) вычитание; запиши ответ.
ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если
поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30—40 см от глаз, с наклоном 45 см.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь
закладкой.
7. Не читайте до усталости. Через 20—30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.
КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ
1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых
допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значения всех не понятных слов по словарю или спросите у
взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете
его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и
постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце
предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделите голосом важные места.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ
ВЫРАЗИТЕЛЬНО
1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко
было бы слышно.
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук
был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых
детей не получаются звуки Л—Р, С—Ш, Й — надо научиться отчётливо
произносить любой звук.
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры
действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта,
написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста
выразительное чтение не получится.
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и
печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и
одобрительные, а также интонации перечисления, выделения,
завершения, противопоставления и другие.
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,—
видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему
слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно
работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями,
добиваться поставленной цели.
Классификация ошибок (условные обозначения)
Вид ошибки |
Условные обозначения ошибки |
В чем заключается ошибка |
Как исправить ошибку |
1.Ошибки в Содержании |
С |
|
|
2.Речевые ошибки и недочет |
Р |
|
|
3.Грамматические ошибки. |
Г |
|
|
4.Орфографические ошибки. |
I |
Слово написано неправильно. | Сделать работу над ошибками в слове. |
5. Пунктуационные ошибки. |
V |
Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. | Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака. |
Формула оценки за сочинения и изложения
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.
|
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________