Ошибка пилотов посадка на кукурузное поле

Официальных выводов по поводу аварийной посадки в Подмосковье ни МАК, ни следствие до сих пор не представили

Сегодня в Кремле на торжественной церемонии президент Владимир Путин вручил государственные награды за выдающиеся достижения в различных областях.

В числе тех, чьи заслуги отмечены страной, — пилоты самолёта Airbus A321 Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, выполнившие 15 августа аварийную посадку на кукурузное поле неподалёку от аэропорта Жуковский.

Уже на следующий день после этого инцидента глава государства подписал Указ о присвоении лётчикам звания Героя России — «за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях». В четверг, 21 ноября, на кителях Юсупова и Мурзина заблестели золотые звёзды.

Накануне другим членам экипажа были вручены ордена Мужества: это сделал министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Между тем эксперты утверждают: «чудо под Раменским» заключалось только в удачном стечении обстоятельств, никакой особой заслуги пилотов в том, что все остались, к счастью, живы, нет, а лётчикам и особенно пассажирам просто невероятно повезло.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

Что произошло 15 августа

Авиалайнер Airbus A321 «Уральских авиалиний» вылетел из аэропорта Жуковский, выполняя плановый рейс U6-178 по маршруту Москва — Симферополь. Но буквально сразу после того, как самолёт с 226 пассажирами и 7 членами экипажа на борту оторвался от взлётно-посадочной полосы, он, по официальной версии, столкнулся со стаей чаек: птицы попали в двигатели, те заклинили и отказали.

Однако экипаж сумел благополучно посадить машину на кукурузное поле. Все выжили, хоть 74 человека и получили травмы при жёстком приземлении.

История со счастливым спасением стала именоваться «Чудом под Раменским» или «Чудом на кукурузном поле».

Командиром воздушного судна был 41-летний Дамир Юсупов, шесть лет назад окончивший с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, после чего и стал пилотом в «Уральских авиалиниях». Общий налёт у Юсупова — свыше трёх тысяч часов, а в качестве первого пилота он к тому времени отлетал всего год. Второму пилоту, Георгию Мурзину, всего 23 года, он выпускник того же вуза (окончил в 2017-м), налёт у него, соответственно, тоже меньше — порядка 600 часов.

Как рассказал после происшествия журналистам сам Юсупов, всё случилось через полторы минуты после взлёта.

Мысли были только о том, как не допустить падения, а когда стало понятно, что оно неизбежно, — как бы помягче посадить самолёт, — пояснил Юсупов. — Началось с того, что появилась неустойчивая работа двигателей, сначала левого, а потом и правого. Я сначала подумал, что произошёл отказ только одного двигателя, а правый работал.

По его словам, предполагалось, что они просто отключат вышедший из строя двигатель, развернутся и либо останутся в зоне ожидания, либо сразу зайдут на посадку. Однако затем пилот увидел, что и второй двигатель тоже теряет мощность.

«Решения менялись, — признался Юсупов. — Я планировал набрать определённую высоту, на ней задержаться, обдумать, что делать дальше, но, как оказалось, времени было мало».

Шасси он не стал выпускать (лайнер сел, что называется, «на брюхо»), потому что, пояснил Юсупов, так было безопаснее при посадке, иначе самолёт мог перевернуться.

Пассажиры были шокированы, но счастливы.

Ребятки, поздравьте всех нас! Здесь куча народа, и мы рухнули. Пилоты — красавцы, посадили птичку, просто респект и уважуха. Не могу говорить, сердце заходится, это было стрёмно,

— рассказывал один из них.

«Стоим в поле, пострадавшие есть, у парня рука сломана. Двигатель несколько раз хлопал, лётчики пытались его снова запустить, но мы начали падать. Я держался за крест, я теперь точно верю в Бога. Пилотам — памятник», — говорил другой.

Кстати, сам Дамир Юсупов сказал, что героем себя не считает.

Обещанных результатов расследования МАК нет и по сей день

Собственно, буквально сразу после ЧП было объявлено, что и Юсупова, и Мурзина представят к наградам.

Межгосударственный авиационный комитет, взявшийся за расследование, сообщил, что комиссия по этому вопросу была сформирована в тот же день.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

«В научно-техническом центре МАК проведено обследование бортовых регистраторов, которое установило надлежащее состояние обоих регистраторов (речевого и параметрического) и наличие на них записей аварийного полёта. Ведётся расшифровка и анализ данных записей», — отметили в комитете.

Глава Росавиации Александр Нерадько уточнил, что этот процесс займёт три дня.

Прошло три месяца, а никаких официальных выводов нет ни от МАКа, ни от Следственного комитета, который, как сообщалось, возбудил уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Известно только, что якобы МАК всё-таки подготовил промежуточный доклад, об этом говорил источник в комитете, который подтверждал версию попадания в двигатели чаек.

Последнее сообщение о ходе расследования на сайте МАКа датировано 19 августа и касается оно транспортировки упавшего воздушного судна. Больше ничего. Есть вероятность, впрочем, что Межгосударственный авиационный комитет «синхронизирует» публикацию доклада с награждением лётчиков в Кремле.

«Самолёт умный: он сам включил «режим от дурака» и хлопнулся на землю»

Между тем эксперты продолжают спорить относительно того, насколько правильными были действия пилотов, решивших посадить А321 на кукурузное поле, а не вернуться на аэродром и приземлиться там.

Можно, конечно, говорить о том, что эта история в чём-то напоминает известное происшествие с аварийной посадкой А320 в 2009-м на реке Гудзон (знаменитое «Чудо на Гудзоне»), когда лайнер столкнулся после взлёта со стаей казарок, отчего у него также отказали оба двигателя.

Тогда расследование длилось больше года, американских пилотов затаскали по экспертизам, ситуация моделировалась на симуляторах, которые подтверждали, что экипаж мог приземлиться как минимум в трёх аэропортах — с гораздо меньшим риском. Однако претензии удалось отбить: лётчики сумели доказать, что тех пяти секунд, за которые в ходе экспериментов удавалось принять такое решение, им бы точно не хватило — на это требовалось как минимум в четыре раза большее время.

Проводились ли подобные исследования по «Чуду под Раменским», доподлинно неизвестно.

Что, собственно, как и отсутствие результатов официального расследования, даёт почву для сомнений экспертам.

Это неквалифицированные пилоты, угробившие своими абсолютно безумными действиями сверхдорогущий пассажирский лайнер A321, при изначально незлом частичном отказе одного двигателя, что, по официальной градации производителя Airbus, относится даже не к аварийным ситуациям (EMERGENCY), а лишь к необычным (ABNORMAL), — рубит с плеча, например, Герой России, лётчик-испытатель Александр Гарнаев. — И лишь по милости Бога тогда они были оставлены вместе с массой пассажиров пожить.

Никаких официальных ответов на сразу же поставленные вопросы до сих пор нет, хотя, утверждает Гарнаев, уже через пару дней профессионалы, увидев и кучу покорёженного железа, и расшифровки, убедились, что «никто и никуда самолёт не сажал вообще: он — «умный», сам включил «защиту от дурака» — от неадекватных управляющих воздействий — и хлопнулся туда, куда крайне удачно Бог послал».

При этом, по мнению эксперта, в неуправляемое состояние самолёт загнал своими «клинч-движениями» органов управления сам экипаж, «упорно не выполнявший самые элементарные действия, которые не реже чем раз в полгода всегда обязан отрабатывать буквально каждый (без исключения) линейный пилот до безукоризненного освоения».

Впрочем, его позицию подвергли критике другие эксперты — в частности, тоже Герой России и тоже лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев заявил, что Гарнаев не обладает нужной квалификацией, чтобы судить о том, как нужно было действовать Юсупову и его коллеге Мурзину в той ситуации.

Пилоты должны были заметить неполадки ещё на взлёте?

Вместе с тем вопрос о повреждении обоих двигателей встаёт и у тех, кто летел в А321.

«Я не знаю, почему говорят о том, что птицы попали в два двигателя. Шум был только с одной стороны — с правой, где буквы ДЕФ», — рассказывала, например, девушка по имени Ольга, которая была на борту лайнера.

У независимого технического эксперта Юрия Антипова, не раз дававшего верные оценки причинам авиакатастроф, тоже есть мнение на этот счёт, и он считает, что никакого героизма в произошедшем «Чуде под Раменским» не было.

«Я проанализировал видео, снятое пассажиром, который сидел с правой стороны, возле крыла: пламя пошло, когда самолёт только стал отрываться от земли. И в этот момент камера зафиксировала место, где всё случилось, — рассказал Антипов Царьграду. — Так вот, от этой точки до конца взлётно-посадочной полосы было ещё аж два километра, понимаете? А пилоты говорят про отказ левого двигателя уже при наборе высоты. Получается, что поломку в правом они просто проморгали!»

Иначе говоря, продолжает эксперт, если бы Юсупов и Мурзин заметили пламя в самом начале, им бы вполне хватило времени остановиться, и не пришлось бы рисковать дальше.

Что касается самого приземления, то он принял стандартное решение садиться, в соответствии с инструкциями, — говорит Юрий Антипов. — И повезло ещё, что самолёт не ударился крылом о землю, иначе бы он просто развалился! В том, что все живы, и этого не произошло, заслуга не лётчиков, а… кукурузы, потому что в момент скольжения лайнер просто катился на брюхе, а в горизонтальном положении его удерживали стебли. Не вижу никакого геройства.

Что касается отсутствия данных о ходе расследования от МАК, то это связано, полагает эксперт, с тем, чтобы просто выдать желаемое за действительное.

«И ещё один момент, — добавляет Юрий Антипов. — Я обратил внимание, что, когда уже А321 стоял на земле, была открыта только половина надувных трапов. О чём это говорит? Четыре открылись, другие — нет. А если бы пришлось садиться на воду? Тогда что было бы? Ведь эти трапы выполняют ещё и функцию своеобразных поплавков. Иными словами, просто повезло, что на пути оказалось именно кукурузное поле».

У общества есть запрос: стране нужны Герои

Впрочем, очень бы хотелось, чтобы эксперты, которые критикуют действия экипажа, были неправы. Потому что России сегодня нужны свои Герои — настоящие, способные на подвиг.

Командир аварийно севшего в Подмосковье Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин (слева направо) перед церемонией вручения государственных наград РФ в Кремле. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«Сегодня, на фоне общей экономической и социальной нестабильности в стране, низких доходов населения и постоянных обсуждений мировой политической повестки, сюжетов о коррупции и прочих проблемах, у общества есть, образно говоря, устойчивый «запрос на героизм», назовём это так, — объясняет политолог Дмитрий Анисимов. — Поэтому случаи, когда человек делает что-то нетривиальное, яркое, вызывают приязнь и одобрение».

Люди хотят добра и осознания, что государство состоит не только из чиновников, воинов и экономистов, а есть в нём и смелые, отважные, принципиальные граждане.

Такие, как дети-герои, о которых недавно писал Царьград, спасавшие, рискуя своими жизнями, других, вытаскивая их из пожаров и из воды. Как лесничий из Дагестана Зейнудин Батманов, обменявший себя на взятую в заложники боевиками семью с маленьким ребёнком (мужчина погиб, и ему присвоили звание Героя России посмертно). Как глава Холм-Жирковского района Смоленской области Олег Макаров, спасший из огня двух школьниц и умерший от отравления угарным газом. Как лейтенант полиции Магомед Нурбагандов, захваченный террористами, которые заставляли его выступить с обращением к коллегам, чтобы те отказались от службы в органах, и расстрелянный со словами «Работайте, братья!» (ему тоже присвоили высшую награду России посмертно). Как многие и многие другие.

И если Дамир Юсупов и Георгий Мурзин действительно совершили подвиг, и иначе поступить, чтобы спасти жизни пассажиров, они не могли — честь им и хвала. Очень хочется, чтобы это было так.

Общество ,

05 янв, 11:39 

0 

МАК в отчете о посадке лайнера на кукурузное поле назвал ошибки пилотов

МАК: причиной жесткой посадки A321 на кукурузное поле в 2019 году стали чайки

Демонтаж самолёта Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», Московская область, 21 августа 2019 г.


Демонтаж самолёта Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», Московская область, 21 августа 2019 г.

Причиной жесткой посадки самолета A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в кукурузном поле в августе 2019 года стали чайки, попавшие в двигатели. Об этом говорится в итоговом отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о происшествии, передает ТАСС. Действия пилотов в этой ситуации носили хаотичный характер.

Самолет совершал рейс Москва — Симферополь. В документе говорится, что «авиационное происшествие» случилось в результате столкновения самолета со стаей чаек. Масса некоторых из птиц превышала килограмм. Это привело к механическим повреждениям обоих двигателей и невозможности продолжения полета «при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси) и вынужденному приземлению вне аэродрома».

После столкновения с птицами двигатели продолжали работать, но их общая тяга была меньше, чем требуется для взлета. Экипаж перевел двигатели в режим «взлет — уход на второй круг», в связи с чем тяга почти достигла нужного для набора высоты значения. Однако после этого один из двигателей был переведен на малый газ, из-за чего суммарная тяга обеих силовых установок снова упала. В отчете МАК отмечается, что пилоты находились в состоянии психологической нагрузки и имели «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности».

В документе говорится, что пилоты не сделали ни одного из предусмотренных для подобных ситуаций действий: не убрали шасси и не сверялись с показаниями директорной стрелки по тангажу. «Центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались», — уточнили в МАК.

В 2019 году при вылете из аэропорта Жуковский в двигатели пассажирского самолета «произошло многочисленное попадание птиц», как объясняли в «Уральских авиалиниях». В Росавиации РБК уточнили, что столкновение со стаей чаек произошло после отрыва от взлетно-посадочной полосы. В результате аварии экипаж принял решение посадить самолет на кукурузное поле примерно в 1 км от взлетно-посадочной полосы. По итогу посадки у A321 было повреждено крыло, лайнер лег брюхом на траву. На борту находились 233 человека, никто не погиб, за помощью обратились 75 человек. 16 августа президент Владимир Путин присвоил пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину, которые посадили A321 на кукурузное поле, звание Героя России.

Дамир Юсупов рассказал, что некоторые действия экипаж совершил не по инструкции

Поделиться

Пилот Дамир Юсупов, посадивший самолет в кукурузном поле, рассказал об ошибках, которые совершил экипаж во время полета. Он признал, что многое в тот момент было сделано не по инструкции, но именно это, убежден пилот, и помогло спасти жизни пассажиров.

— Условия, в которых находился самолет, выходили за рамки ожидаемых во время испытаний. Безопасный исход полета не гарантировался. Что-то мы сделали по инструкции, а что-то — далеко не по инструкции. Благодаря этому полет завершился благополучно, — заявил Дамир Юсупов на пресс-конференции, посвященной презентации фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Дамир Юсупов рассказал, что было сделано не по инструкции

Видео: пресс-центр «ТАСС-Урал»

Командир воздушного судна рассказал, что именно было сделано не по инструкции.

— Шасси не было убрано, оно вызывало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси надо сразу убирать. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше — там были бы уже строения и лес, — объяснил пилот.

Также Дамир Юсупов рассказал, что во время того самого полета произошло то, чего не должно было произойти — выход реверса.

— Инструкции на такой случай нет, потому реверс в полете выходить не должен, — добавил пилот.

Ранее Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний». В своем отчете эксперты назвали главные причины, из-за которых лайнер приземлился в поле. А авиаэксперт и журналист Игорь Зырянов опубликовал видеореконструкцию посадки лайнера.

Напомним, 15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье. Об экипаже лайнера сняли фильм, 7 марта состоится его премьерный показ.

Самолеты – самый безопасный вид транспорта. Посудите сами: риск погибнуть под колесами автомобиля, стоя на пешеходном переходе, в 1000 раз больше, чем погибнуть в авиакатастрофе. Перед каждым полетом воздушное судно проходит сложную техническую проверку. Так что авиакатастрофа – это не случайность, а совокупность негативных факторов. 

Между тем, около 80% населения земли боятся летать на самолетах. А еще 5% не войдут в самолет ни при каких обстоятельствах. Именно для таких людей и созданы авиасимуляторы. Об этом рассказывает программа «Невероятно интересные истории» на РЕН ТВ.

«Предчувствий не было»: пилот – герой и пассажир вспоминают начало полета

«Ребятки я жив, все живы. Все хорошо», – говорил пассажир Леонид Еремин.

Леонид Еремин никогда не боялся летать. Поэтому, когда с семьей решил отправиться на отдых в Крым, совсем не нервничал. Тогда он даже не догадывался, какой длинной окажется эта дорога к заветному морю. 

«Это было раннее утро: 2 часа до аэропорта, вылет в 6. Вызвал такси, поехали. У водителя, видимо, смена заканчивалась, потому что он несколько раз  засыпал,  его несло, мне приходилось с ним все время беседовать там. И как раз супруга открыла  – там у него зеркальце было разбито. «О, – говорит, – плохая примета, –  зеркальце разбито». Но приехали, все нормально», – вспоминает Леонид. 

Для командира воздушного судна Дамира Юсупова это утро начиналось вполне обычно. Никаких стрессов. Все по плану. Он тоже летел этим рейсом. Только не в качестве пассажира. 

Дамир Юсупов рассказал, что некоторые действия экипаж совершил не по инструкции

Поделиться

Пилот Дамир Юсупов, посадивший самолет в кукурузном поле, рассказал об ошибках, которые совершил экипаж во время полета. Он признал, что многое в тот момент было сделано не по инструкции, но именно это, убежден пилот, и помогло спасти жизни пассажиров.

— Условия, в которых находился самолет, выходили за рамки ожидаемых во время испытаний. Безопасный исход полета не гарантировался. Что-то мы сделали по инструкции, а что-то — далеко не по инструкции. Благодаря этому полет завершился благополучно, — заявил Дамир Юсупов на пресс-конференции, посвященной презентации фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Дамир Юсупов рассказал, что было сделано не по инструкции

Видео: пресс-центр «ТАСС-Урал»

Командир воздушного судна рассказал, что именно было сделано не по инструкции.

— Шасси не было убрано, оно вызывало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси надо сразу убирать. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше — там были бы уже строения и лес, — объяснил пилот.

Также Дамир Юсупов рассказал, что во время того самого полета произошло то, чего не должно было произойти — выход реверса.

— Инструкции на такой случай нет, потому реверс в полете выходить не должен, — добавил пилот.

Ранее Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний». В своем отчете эксперты назвали главные причины, из-за которых лайнер приземлился в поле. А авиаэксперт и журналист Игорь Зырянов опубликовал видеореконструкцию посадки лайнера.

Напомним, 15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье. Об экипаже лайнера сняли фильм, 7 марта состоится его премьерный показ.

Самолеты – самый безопасный вид транспорта. Посудите сами: риск погибнуть под колесами автомобиля, стоя на пешеходном переходе, в 1000 раз больше, чем погибнуть в авиакатастрофе. Перед каждым полетом воздушное судно проходит сложную техническую проверку. Так что авиакатастрофа – это не случайность, а совокупность негативных факторов. 

Между тем, около 80% населения земли боятся летать на самолетах. А еще 5% не войдут в самолет ни при каких обстоятельствах. Именно для таких людей и созданы авиасимуляторы. Об этом рассказывает программа «Невероятно интересные истории» на РЕН ТВ.

«Предчувствий не было»: пилот – герой и пассажир вспоминают начало полета

«Ребятки я жив, все живы. Все хорошо», – говорил пассажир Леонид Еремин.

Леонид Еремин никогда не боялся летать. Поэтому, когда с семьей решил отправиться на отдых в Крым, совсем не нервничал. Тогда он даже не догадывался, какой длинной окажется эта дорога к заветному морю. 

«Это было раннее утро: 2 часа до аэропорта, вылет в 6. Вызвал такси, поехали. У водителя, видимо, смена заканчивалась, потому что он несколько раз  засыпал,  его несло, мне приходилось с ним все время беседовать там. И как раз супруга открыла  – там у него зеркальце было разбито. «О, – говорит, – плохая примета, –  зеркальце разбито». Но приехали, все нормально», – вспоминает Леонид. 

Для командира воздушного судна Дамира Юсупова это утро начиналось вполне обычно. Никаких стрессов. Все по плану. Он тоже летел этим рейсом. Только не в качестве пассажира. 

Фото: © Скриншот видео

«Это было обычное августовское утро –15 августа 2019 года. У нас планировался ранний вылет из аэропорта Жуковский в Симферополь. Никаких предчувствий или какого – то  чувства, что что-то будет не так, – такого не было», – рассказал Дамир Юсупов.

Плановая проверка самолета и всех систем. Экипаж работал слаженно, как по инструкции. В аэропорту Леонид Еремин с семьей и еще 223 человека без задержек прошли контроль и заняли свои места в самолете.  

«Получили разрешение на взлет, начали разбег. И в самом начале момента отрыва от полосы мы увидели большую стаю чаек. Если количество вас интересует, где –то 40 – 50 особей, птиц, которые, как облако, взлетели прям перед нами и просто вот весь обзор  закрыли», – рассказал Дамир.

«Мам, у нас крыло горит»: как стало понятно, что произошло ЧП

Самолет набрал лишь чуть более 200 метров, когда столкнулся со стаей чаек. Леонид Еремин навсегда запомнил этот звук. 

Фото: © Скриншот видео

«Он достаточно громкий, прям какое-то дребезжание, жужжание – то есть прям такой вот надрыв какой-то был. Оттуда вырывалось пламя огня. И как раз ребенок сидел около иллюминатора; он в тот момент посмотрел, как раз повернулся к нам, посмотрел на супругу, сказал: «Мам, у нас крыло горит, это нормально?» Она его так прижала, говорит: «Да, да, это нормально». Сама повернулась ко мне», – вспоминает пассажир Еремин.

Дамир Юсупов не нервничал. Он действовал точно по инструкции: связался с диспетчером и запросил возврат на посадку. Подобные ситуации командир и второй пилот часами отрабатывают на авиасимуляторе. 

«Мы в кабине Airbus 320 с вами сейчас, ну и давайте попробуем посмотреть кабину, как ей управлять, что для этого требуется. Все управление на Airbus вот этими вот сайдстиками. Вот такими сайдстиками. Тянем на себя, самолет пойдет вверх, от себя – вниз, влево, вправо, разворот. Здесь кнопка радио и кнопка отключения автопилота», — рассказал, в частности, пилот – инструктор Сергей Игумнов.

Но в этот раз тренировки на авиасимуляторе не помогли. Все пошло не по плану. Птицы попали и во второй двигатель. Стандартный сценарий с возвращением на полосу стал самоубийством.  

«Единственным верным решением было лететь прямо и выполнить посадку перед собой, что, в принципе, мы и сделали. Перед посадкой мы убрали шасси для того, чтобы все –таки уменьшить вероятность разрушения самолета, разрушения корпуса. Скажу сразу, что мы много сделали не по инструкции», – поделился Дамир Юсупов.

Фото: © Скриншот видео

Этот полет длился меньше двух минут – всего 93 секунды. Но Леониду показалось, что они находились в небе не менее получаса. Говорит, в салоне стояла мертвая тишина. Никто не кричал и не плакал. Только одна женщина шепотом читала молитву. А он? Он думал совсем о другом. 

«Первоначально какой-то вот испуг был. Потом этот страх сменился, наверное, некой досадой и тем, что ты никак на эту ситуацию повлиять не можешь. У меня было самое такое болезненное ощущение, что ребенок рядом сидит, а я ничего сделать не могу. Мысли: мозг создавал какие-то картинки, как это все будет происходить. То есть было полное понимание, что это финал. Что вряд ли мы как-то сможем выбраться…» , – поделился пассажир Еремин.

«Появилось чувство, что не может такого быть, даже немножко не верилось, что это происходит. Некоторые говорят, что жизнь картинками летит перед глазами, прошлое вспоминается, то есть родственники там – такого ничего не было», – рассказал Дамир Юсупов.

Счет шел на секунды: посадка самолета

Счет шел на секунды. Пилоты приняли решение сажать самолет на кукурузное поле поблизости. Вот только лайнер с полными топливными баками мог вспыхнуть при малейшем повреждении. Хватило бы одной искры. Поэтому вопреки инструкции пилоты приняли решение не выпускать шасси. Позднее эксперты признают: этому рейсу тотально не повезло – совпали все самые худшие условия. Его шансы на спасение стремились к нулю. И все-таки они сели. 

«Вот так вот мы прилетели. И сейчас покажу: первые касания, наверное, были метров 500, наверное, назад. Раза три – четыре коснулись земли. И удачно вот так вот приземлились. Пострадавших нет. Пилоты просто красавчики», – рассказал пассажир, снявший видео на месте событий.

Фото: © Скриншот видео

«Первое касание было достаточно сильное. Это был прям удар такой  серьезный. И после этого мозг еще продолжал докручивать картинки, что сейчас что-нибудь оторвется,  взорвется, сейчас разорвет этот самолет, что-то случится такое. Мозг такие картинки рисовал. Потом было второе касание, третье. И потом бах — и самолет остановился», – поделился пассажир Еремин.

«И даже у нас в момент посадки дверь распахнулась, и кое-какие предметы у нас даже лежали в кабине – это шапочка женская, шляпка, сережка женская – я видел – у нас в кабине это было. Нас диспетчер потерял – то есть думал, что мы еще летим, а мы уже выполнили посадку», – вспоминает герой Юсупов.

Счастливый конец событий: пассажиры на земле плакали

На земле люди плакали, обнимали стюардов и рвались поблагодарить пилотов, которые все еще оставались в кабине самолета. Это потом разные эксперты будут с экранов телевизоров оценивать действия экипажа. Одни назовут их героями. Другие будут критиковать и рассуждать о том, как можно было поступить иначе. Сделать все проще. Не так рискованно. 

Журналисты тут же сравнят эту посадку со знаменитым «Чудом на Гудзоне». Вот только в отличие от американцев, которые приводнились на реку, у Юсупова воды поблизости не было. Да и сам он совсем не так опытен, как капитан легендарного лайнера Чесли Салленберг. 

Фото: © Скриншот видео

Дамир всю жизнь мечтал о небе. Но стал летчиком только в 35 – за шесть лет до аварии. В отличие от Салли, который к моменту своего «чуда» налетал 15 000 часов, на счету Дамира их было всего  3000. А воздушным судном он командовал лишь год. Но он и его экипаж справились. 

«Сразу после посадки ко мне забежал старший бортпроводник. Он зашел и сказал: «Дамир, эвакуация завершилась, все благополучно эвакуировались сами, без посторонней помощи». Это была такая хорошая новость, потому что мы-то понимали, что сидели в кабине, с нами все хорошо. Спасибо бортпроводникам нашим, которые оказали первую помощь. Спасибо второму пилоту, который  мне помогал в кабине», – рассказал Юсупов.

На второй день после аварии президент Российской Федерации Владимир Путин наградил командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина званиями Героев Российской Федерации, а остальной экипаж – орденами Мужества.

«Ребятки, поздравьте меня и всех нас. Здесь куча народу. И мы рухнули. Пилоты –  красавцы посадили птичку. Вот она. Просто респект и уважуха! А-а, ребят, не могу говорить… Прям сердце заходится, прям очень – очень», – поделился пассажир Еремин, снимая видео на месте событий.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе НИИ на РЕН ТВ.

Как передает Baza, командир воздушного судна Дамир Юсупов, в частности, «совершил ошибку с правой педалью». Он включил автопилот, еще не убрав ногу с педали, поэтому примерно через шесть секунд автопилот выключился. Не были также своевременно убраны шасси.

«После доклада второго пилота о наборе высоты командир воздушного судна должен был скомандовать об уборке шасси, однако такого распоряжения не последовало, и к теме уборки шасси экипаж не возвращался почти до самого приземления. Второй пилот не указал Дамиру Юсупову на ошибку, хотя должен был», — пишет издание.

Как указано в отчете, пропуск типовой операции по уборке шасси, вероятно, случился из-за неоптимального психоэмоционального состояния экипажа. Так, в протоколах их психологических тестов сказано, что Юсупова несколько раз отправляли на пересдачу из-за проблем с самоконтролем.

Он характеризуется как импульсивный человек, склонный к доминантности с «ведущими защитными механизмами отрицания негативной информации». Согласно заключению, свои характеристики командир компенсирует «с помощью контроля на уровне физиологических реакций». При остром стрессе это дезорганизует человека.

Второй пилот Георгий Мурзин, как следует из тестирования, тоже импульсивный человек с «соперничающими установками». При остром стрессе «нарастание возбуждения эмоциональной и вегетативной неустойчивости» нарушает у него целенаправленность и последовательность поведения».

В самой аварии, судя по отчету МАК, в аварийной посадке виноваты чайки-хохотуньи — 15 птиц во время взлета пересекли траекторию воздушного судна. Это подтвердила и французская компания CFM International, разработавшая двигатели для самолета. Ее эксперты сообщили, что чайки попали в отсек шасси, а также левый и правый двигатели, сломав там часть лопаток. Некоторые из них весили около килограмма.

Отчет о происшествии до сих пор не опубликован МАК. Расследование этого авиаинцидента стало тайным — в августе 2021 года МАК в нарушение международных норм не стал публиковать второе промежуточное сообщение о ходе своей работы по этому делу. Дело в том, что ведомство обязано выпускать такие релизы к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. До сих пор ведомство воздерживается и от обнародования предварительного отчета, который был готов как минимум год назад.

Такое поведение для МАК совершенно нетипично. Как ранее писал 66.RU, это может объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны — тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии, — это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути, признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.

Кроме того, вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка пилотирования 2011 год россия
  • Ошибка пзу ваз 2110 что это
  • Ошибка пилота тайна рейса 1501 фильм 1990
  • Ошибка пзу блока управления шевроле эпика
  • Ошибка пжд 14 моргает два раза