Ошибка пересечения результатов деления но не подмена основания деления

11. Любое понятие выражается в форме:

• простого предложения;

• сложного предложения;

• слова или словосочетания;

• связного текста.

12. Содержание понятия – это:

• совокупность всех объектов, которые оно охватывает;

• наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;

• то суждение, в котором оно может употребляться;

• слово или словосочетание, в котором оно выражается;

• объект, который оно обозначает.

13. Объём понятия – это совокупность:

• объектов, охватываемых этим понятием;

• всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;

• всех значений, которые могут в него вкладываться;

• наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;

• всех рассуждений, в которых оно употребляется;

• всех людей, которым известно это понятие.

14. «Солнце» – это понятие:

• единичное;

• физическое;

• нулевое;

• общее;

• астрономическое.

15. «Глупость» – это понятие:

• конкретное;

• отвлечённое;

• абстрактное;

• отрицательное;

• психологическое.

16. «Неряха» – это понятие:

• положительное;

• отрицательное;

• нейтральное;

• пустое;

• собирательное.

17. Понятию «Созвездие Ориона» соответствует логическая характеристика:

• общее, собирательное, конкретное, положительное;

• единичное, собирательное, абстрактное, положительное;

• единичное, несобирательное, конкретное, положительное;

• нулевое, собирательное, абстрактное, положительное;

• единичное, собирательное, конкретное, отрицательное;

• ни одна из перечисленных.

18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие:

• сборная России;

• семья;

• музыкальный коллектив;

• 10 класс «А»;

• букет роз;

• набор цветных карандашей;

• все перечисленные;

• ни одно из перечисленных.

19. Понятие «умный человек» является:

• ясным по содержанию и резким по объёму;

• неясным по содержанию и резким по объёму;

• ясным по содержанию и нерезким по объёму;

• неясным по содержанию и нерезким по объёму;

• не имеющим ни объёма, ни содержания.

20. Понятие, большее по объёму, называется:

• видовым;

• родовым;

• нулевым;

• общим;

• широким.

21. Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:

• подчинения;

• пересечения;

• определения;

• деления;

• исключения;

• соподчинения.

22. Отношения между понятиями изображаются:

• круговыми схемами Эйлера;

• круговыми схемами Бойлера;

• круговыми схемами Пейджера;

• круговыми схемами Аристотеля.

23. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой (рис. 42):

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления - _42.png

24. Данной схеме соответствует следующая группа понятий:

• известный футболист, футболист, негр, китаец;

• известный футболист, известный хоккеист, молодой человек, старый человек;

• футболист, баскетболист, спортсмен, человек;

• известный спортсмен, человек, известный человек, спортсмен.

25. Отношения между понятиями «дочка» (A), «внучка» (В), «женщина (лицо женского пола)» (C), изображаются следующей схемой (рис. 43):

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления - _43.png

26. Данной схеме не соответствует следующая группа понятий:

•рыба, хищник, акула;

• млекопитающее, хищник, тигр;

• представитель древней истории, самодержец, Александр Македонский;

• растение, дерево, сосна;

• русский писатель, знаменитый человек, Лев Николаевич Толстой;

• высшее учебное заведение, московское учебное заведение, МГУ.

27. Отношения между понятиями: «равносторонний треугольник» (A), «равнобедренный треугольник» (B), «прямоугольный треугольник» (C), «тупоугольный треугольник» (D) – изображаются следующей схемой (рис. 44) (Необходимо выбрать из 6 рисунков один правильный.):

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления - _44.png

28. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:

• двусмысленным;

• круговым;

• узким;

• широким;

• философским.

29. Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», – является:

• логически и коммуникативно безупречным;

• широким;

• узким;

• тавтологичным;

• двусмысленным;

• непонятным для большей части людей.

30. Деление понятия раскрывает его:

• содержание;

• форму;

• смысл;

• значение;

• объём.

31. В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», – допущена ошибка:

• скачок в делении;

• учетверение терминов;

• двусмысленность;

• подмена основания;

• поспешное обобщение.

32. Ошибка пересечение результатов деления, но не подмена основания и не скачок в делении допущена в следующем высказывании:

•Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.

• Художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими.

• Предложения делятся на простые, сложные, сложноподчинённые и другие.

• Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными.

• Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые.

33. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

• автомобиль;

• средство передвижения;

• огромное колесо;

• изделие человека.

34. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:

• письменная принадлежность;

• канцелярский товар;

• деревянный предмет;

• сломанный карандаш;

• изделие человека.

35. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:

• нулевое понятие;

• конкретное понятие;

• несобирательное понятие;

• единичное понятие;

• родовое понятие.

36. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:

• преступление;

• тяжкое преступление;

• квартирная кража;

• высокий уровень преступности;

• преступное сообщество;

• криминалитет.

37. Суждение – это:

• предложение;

• незаконченная мысль;

• обобщённое понятие;

• форма мышления;

• закон мышления.

38. Суждение выражается в форме:

• повествовательного предложения;

• вопросительного предложения;

• побудительного предложения;

• словосочетания.

39. Истинным или ложным может быть:

• понятие;

• суждение;

• термин;

• квантор.

40. Предмет суждения называется:

• сущностью;

• смыслом;

• субъектом;

• силлогизмом;

• связкой;

• предикатом.

41. Суждение: «Все люди – не обезьяны», – является суждением вида:

A;

B;

C;

D;

E.

42. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не берёзы», – находятся в отношениях:

• пересечения;

• равнозначности;

• совместимости;

• несовместимости;

• противоположности;

• противоречия.

43. Суждение: «Бога нет», – является:

• релятивным;

• экзистенциальным;

• атрибутивным;

• конъюнктивным;

• религиозным;

Привет, Вы узнаете про тесты по логике, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое
тесты по логике , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Логика. Кликните на вариант (или варианты ответов), если он правильный — то будет подсвечен зеленым цветом
и вам будет зачислено пару монеток, а если неверный — то красным и будет снята монетка. Удачи в прохождении онлайн теста!

Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики.

Тест включает в себя 112 тестовых заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры.

Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся.

При оценке результатов теста можно использовать следующую систему:

КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛЕННЫХ ЗАДАНИЙ

  • 112-93 ОТЛИЧНО
  • 92-72 ХОРОШО
  • 71-51 УДОВЛЕТВАРИТЕЛЬНО
  • 50-0 НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Задания

1. Логика – это:

  • наука об умозаключениях и доказательствах;
  • наука о правилах мышления;
  • ответ: наука о формах и законах мышления;
  • наука о формах и законах познания.

2. Формальная логика появилась:

  • в Средние века;
  • ответ: в Античности;
  • в Новое время;
  • в эпоху Возрождения.

112 тестов по логике с ответами и схемами

3. Формальная логика является:

  • символической;
  • ответ: аристотелевской;
  • математической;
  • современной.

4. Создателем логики считается древнегреческий философ:

  • Анаксимен;
  • Анаксагор;
  • Антисфен;
  • Пифагор;
  • ответ: Аристотель;
  • Аристипп;
  • Аркесилай.

5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:

  • представляет собой абсурд;
  • является фантастическим;
  • лишено всякого смысла;
  • выражает пример классической нелепости;
  • ответ: построено по форме: «Все A есть B».

6. Математическая или символическая логика появилась:

  • тогда же, когда и традиционная логика;
  • в начале нашей эры;
  • в Средние века;
  • в XVII в.;
  • ответ: в XIX в.;
  • в середине XX в.

7. Интуитивная логика – это:

  • совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам;
  • ответ: стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления;
  • теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе;
  • полное искажение теоретической логики;
  • ничто из перечисленного.

8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приемы нарушения логических законов с целью доказать все, что угодно, – это:

  • милетцы;
  • пифагорейцы;
  • ответ: софисты;
  • стоики;
  • эпикурейцы;
  • киники.

9. Понятие – это

  • слово или словосочетание;
  • ответ: форма мышления;
  • истинный тезис;
  • некий предмет.

10. Любое понятие имеет:

  • величину;
  • ответ: объем;
  • размер;
  • фигуру.

112 тестов по логике с ответами и схемами

11. Любое понятие выражается в форме:

  • простого предложения;
  • сложного предложения;
  • ответ: слова или словосочетания;
  • связного текста.

12. Содержание понятия – это:

  • совокупность всех объектов, которые оно охватывает;
  • ответ: наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;
  • то суждение, в котором оно может употребляться;
  • слово или словосочетание, в котором оно выражается;
  • объект, который оно обозначает.

13. Объем понятия – это совокупность:

  • ответ: объектов, охватываемых этим понятием;
  • всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;
  • всех значений, которые могут в него вкладываться;
  • наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;
  • всех рассуждений, в которых оно употребляется;
  • всех людей, которым известно это понятие.

14. «Солнце» – это понятие:

  • ответ: единичное;
  • физическое;
  • нулевое;
  • общее;
  • астрономическое.

15. «Глупость» – это понятие:

  • конкретное;
  • отвлеченное;
  • ответ: абстрактное;
  • отрицательное;
  • психологическое.

112 тестов по логике с ответами и схемами

16. «Неряха» – это понятие:

  • ответ: положительное;
  • отрицательное;
  • нейтральное;
  • пустое;
  • собирательное.

17. Понятию «Созвездие Рыбы» соответствует логическая характеристика:

  • общее, собирательное, конкретное, положительное;
  • единичное, собирательное, абстрактное, положительное;
  • единичное, несобирательное, конкретное, положительное;
  • нулевое, собирательное, абстрактное, положительное;
  • единичное, собирательное, конкретное, отрицательное;
  • ответ: ни одна из перечисленных.

18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие:

  • сборная Вьетнама;
  • семья;
  • музыкальный коллектив;
  • 11 класс «Б»;
  • букет роз;
  • набор цветных карандашей;
  • ответ: все перечисленные;
  • ни одно из перечисленных.

19. Понятие «умный человек» является:

  • ясным по содержанию и резким по объему;
  • неясным по содержанию и резким по объему;
  • ясным по содержанию и нерезким по объему;
  • ответ: неясным по содержанию и нерезким по объему;
  • не имеющим ни объема, ни содержания.

20. Понятие, большее по объему, называется:

  • видовым;
  • ответ: родовым;
  • нулевым;
  • общим;
  • широким.

21. Понятия «улица» и «город» находятся в отношениях:

  • подчинения;
  • пересечения;
  • определения;
  • деления;
  • исключения;
  • ответ: соподчинения.

22. Отношения между понятиями изображаются:

  • ответ: круговыми схемами Эйлера;
  • круговыми схемами Бойлера;
  • круговыми схемами Пейджера;
  • круговыми схемами Аристотеля.

23. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой (рис. 42):

112 тестов по логике с ответами и схемами

24. Данной схеме соответствует следующая группа понятий:

  • ответ: известный футболист, футболист, темнокожий , китаец;
  • известный футболист, известный хоккеист, молодой человек, старый человек;
  • футболист, баскетболист, спортсмен, человек;
  • известный спортсмен, человек, известный человек, спортсмен.

25. Отношения между понятиями «дочка» (A), «внучка» (В), «женщина (лицо женского пола)» (C), изображаются следующей схемой (рис. 43):

112 тестов по логике с ответами и схемами

ответ: A = B = C

26. Данной схеме не соответствует следующая группа понятий:

  • рыба, хищник, акула;
  • млекопитающее, хищник, тигр;
  • представитель древней истории, самодержец, Александр Македонский;
  • ответ: растение, дерево, сосна;
  • русский писатель, знаменитый человек, Лев Николаевич Толстой;
  • высшее учебное заведение, киевское учебное заведение, Киевомогилянская академия.

27. Отношения между понятиями: «равносторонний треугольник» (A), «равнобедренный треугольник» (B), «прямоугольный треугольник» (C), «тупоугольный треугольник» (D) – изображаются следующей схемой (рис. 44) (Необходимо выбрать из 6 рисунков один правильный.):

112 тестов по логике с ответами и схемами

ответ: B C A D

28. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:

  • двусмысленным;
  • ответ: круговым;
  • узким;
  • широким;
  • философским.

29. Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», – является:

  • логически и коммуникативно безупречным;
  • широким;
  • узким;
  • тавтологичным;
  • двусмысленным;
  • ответ: непонятным для большей части людей.

30. Деление понятия раскрывает его:

  • содержание;
  • форму;
  • смысл;
  • значение;
  • ответ: объем.

31. В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», – допущена ошибка:

  • скачок в делении;
  • учетверение терминов;
  • двусмысленность;
  • ответ: подмена основания;
  • поспешное обобщение.

112 тестов по логике с ответами и схемами

32. Ошибка пересечение результатов деления, но не подмена основания и не скачок в делении допущена в следующем высказывании:

  • Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.
  • ответ: Художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими.
  • Предложения делятся на простые, сложные, сложноподчиненные и другие.
  • Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными.
  • Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые.

33. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

  • автомобиль;
  • средство передвижения;
  • огромное колесо;
  • ответ: изделие человека.

34. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:

  • письменная принадлежность;
  • канцелярский товар;
  • деревянный предмет;
  • ответ: сломанный карандаш;
  • изделие человека.

35. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:

  • нулевое понятие;
  • конкретное понятие;
  • несобирательное понятие;
  • ответ: единичное понятие;
  • родовое понятие.

36. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:

  • преступление;
  • тяжкое преступление;
  • квартирная кража;
  • ответ: высокий уровень преступности;
  • преступное сообщество;
  • криминалитет.

37. Суждение – это:

  • предложение;
  • незаконченная мысль;
  • обобщенное понятие;
  • ответ: форма мышления;
  • закон мышления.

112 тестов по логике с ответами и схемами

38. Суждение выражается в форме:

  • ответ: повествовательного предложения;
  • вопросительного предложения;
  • побудительного предложения;
  • словосочетания.

39. Истинным или ложным может быть:

  • понятие;
  • ответ: суждение;
  • термин;
  • квантор.

40. Предмет суждения называется:

  • сущностью;
  • смыслом;
  • ответ: субъектом;
  • силлогизмом;
  • связкой;
  • предикатом.

112 тестов по логике с ответами и схемами

41. Суждение: «Все люди – не обезьяны», – является суждением вида:

  • A;
  • B;
  • C;
  • D;
  • ответ: E.

112 тестов по логике с ответами и схемами

42. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не дубы», – находятся в отношениях:

  • пересечения;
  • равнозначности;
  • совместимости;
  • ответ: несовместимости;
  • противоположности;
  • противоречия.

112 тестов по логике с ответами и схемами

43. Суждение: «Ангелов нет», – является:

  • релятивным;
  • ответ: экзистенциальным;
  • атрибутивным;
  • конъюнктивным;
  • религиозным;
  • неправильным.

44. Атрибутивным является суждение:

  • Москва основана раньше Санкт-Петербурга.
  • Существуют вечные законы мира.
  • Аристотель жил задолго до Лейбница.
  • Чудес не бывает.
  • ответ: Человек – это разумное живое существо.
  • Счастье есть, его не может не быть.

45. Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в суждении:

  • Все планеты – это не звезды.
  • Некоторые треугольники являются равносторонними.
  • Ни один человек не всесилен.
  • Антарктида – это ледовый материк.
  • Некоторые люди – это знаменитые ученые.
  • Некоторые ученые являются древними греками.

46. В суждении: «Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами»:

  • и субъект, и предикат распределены;
  • ответ: ни субъект, ни предикат не распределены;
  • субъект распределен, а предикат не распределен;
  • субъект нераспределен, а предикат распределен.

47. Субъект распределен, а предикат нераспределен в суждении:

  • ответ: Все квадраты – это геометрические фигуры.
  • Все квадраты – это равносторонние прямоугольники.
  • Ни один квадрат не является треугольником.
  • Некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными.
  • Некоторые равнобедренные треугольники являются равносторонними.
  • Все равносторонние треугольники имеют равные углы.

48. Термин простого атрибутивного суждения является нераспределенным, если в этом суждении:

  • речь идет обо всех объектах, входящих в объем этого термина;
  • речь не идет ни об одном объекте, входящем в объем этого термина;
  • ответ: речь идет о части объектов, входящих в объем этого термина;
  • речь идет о реальном существовании объектов, входящих в объем этого термина;
  • речь идет о несуществовании объектов, входящих в объем этого термина.

49. Противопоставлением предикату для суждения: «Все синицы – птицы», – будет суждение:

  • Некоторые птицы – синицы.
  • ответ: Все не птицы не являются синицами.
  • Все синицы не являются не птицами.
  • Некоторые птицы не являются синицами.

50. Суждения: «Все хищники – животные», «Пантра – это животные», – находятся в отношении:

  • частичного совпадения;
  • пересечения;
  • ответ: подчинения;
  • однозначности;
  • равносильности.

51. Если суждение: «Все люди изучали логику», – является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику», – является:

  • истинным;
  • ложным;
  • неправильным;
  • правдивым;
  • ответ: неопределенным по истинности.

52. Сложное суждение: «Посеешь ветер – пожнешь бурю», – является:

  • ответ: импликацией;
  • сублимацией;
  • конъюнкцией;
  • дизъюнкцией;
  • изостенцией.

53. Сложное суждение: «Уж полночь близится, а Германа все нет», – является:

  • дизъюнкцией;
  • эквиваленцией;
  • абстиненцией;
  • ответ: конъюнкцией;
  • импликацией.

54. Суждение: «Если Солнце является треугольником, то все бегемоты – это летающие существа», – является формально:

  • ответ: истинным;
  • ложным;
  • бессмысленным;
  • неопределенным;
  • антинаучным.

55. Конъюнкция истинна только тогда, когда:

  • хотя бы один ее элемент истинен;
  • хотя бы один ее элемент ложен;
  • ложны все ее элементы;
  • ответ: истинны все ее элементы;
  • истинна большая часть ее элементов.

56. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда:

  • истинны все ее элементы;
  • ложны все ее элементы;
  • ответ: истинен только один ее элемент, а остальные – ложны;
  • ложен только один ее элемент, а остальные – истинны;
  • половина ее элементов истинна, а половина – ложна;
  • хотя бы один ее элемент не является ни истинным, ни ложным одновременно.

57. Результатом формализации рассуждения: «Если бы скорость Марса при движении по орбите была больше 42 км/с, то Марс покинул бы Солнечную систему, а если бы ее скорость была меньше 3 км/с, то он упала бы на Солнце; однако Марс не покидает Солнечную систему и не падает на Солнце, следовательно, его скорость не больше 42 км/с и не меньше 3 км/с», – является одна из формул:

  • (((ab) ∧ (cd)) ∧ (ac)) → (bd);
  • ответ: (((ab) ∧ (cd)) ∧ (¬ b ∨ ¬ d)) → (¬ a ∨ ¬ c);
  • (((ab) ∧ (cd)) ∧ (¬ a ∨ ¬ c)) → (¬ b ∨ ¬ d);
  • (((ab) ∧ (cd)) ∧ (bd)) → (ac);
  • (((ab) ∧ (cd)) ∧ (ac)) → (bd);
  • (((ab) ∧ (cd)) ∧ (bd)) → (ac).

112 тестов по логике с ответами и схемами

58. Умозаключение – это:

  • закон мышления;
  • сложное суждение;
  • ответ: форма мышления;
  • истинный вывод;
  • ложное понятие.

112 тестов по логике с ответами и схемами

59. Дедуктивные умозаключения называются:

  • алогизмами;
  • ответ: силлогизмами;
  • софизмами;
  • парадоксами;
  • логицизмами.

112 тестов по логике с ответами и схемами

60. Индукция – это:

  • сложное суждение;
  • логическая связка;
  • ответ: вид умозаключения;
  • вид дедукции;
  • закон логики.

61. Любой простой силлогизм имеет:

  • форму;
  • ответ: фигуру;
  • размер;
  • объем.

62. Связь между субъектом и предикатом вывода в простом силлогизме выполняет:

  • старший термин;
  • больший термин;
  • младший термин;
  • ответ: средний термин;
  • меньший термин.

63. Фигура и модус простого силлогизма – это, соответственно:

  • набор его посылок и совокупность терминов, входящих в них;
  • совокупность всех его терминов и сумма посылок, входящих в него;
  • истинность или ложность его посылок и распределенность или нераспределенность его терминов;
  • объем его субъекта и содержание его предиката;
  • его общие правила и ошибки, возникающие при их нарушении;
  • ответ: взаимное расположение его терминов и набор простых суждений, входящих в него.

64. Все первоклассники обладают мышлением.Все студенты – это не первоклассники.Все студенты не обладают мышлением.В этом простом силлогизме допущена ошибка:

  • учетверение терминов;
  • поспешное обобщение;
  • аргумент к невежеству;
  • подмена основания;
  • ответ: расширение большого термина;
  • нераспределенность среднего термина.

65. Законы – это вечные принципы природы.Всеобщая воинская обязанность – это закон.Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы.В этом силлогизме допущена ошибка:

  • подмена основания;
  • ответ: учетверение терминов;
  • поспешное обобщение;
  • нестрогая дизъюнкция;
  • тавтология.

66. Эпихейрема – это:

  • вид сложного суждения;
  • ответ: разновидность умозаключения;
  • раздел индукции;
  • закон дедукции;
  • правило силлогизма.

112 тестов по логике с ответами и схемами

67. В разделительно-категорическом силлогизме первая и вторая посылки – это, соответственно, суждения:

  • импликативное и разделительное;
  • разделительное и дизъюнктивное;
  • конъюнктивное и категорическое;
  • категорическое и разделительное;
  • ответ: дизъюнктивное и категорическое;
  • разделительно-категорическое и разделительное.

68. Учебные заведения бывают начальными или средними. Киевомогилянская академия – это не начальное и не среднее учебное заведение. Киевомогилянская академия – это не учебное заведение.В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

  • ответ: неполное деление;
  • нестрогая дизъюнкция;
  • скачок в делении;
  • подмена основания;
  • широкое деление;
  • удвоение терминов.

69. Древние римляне были политиками, или ораторами, или писателями.Цицерон был политиком.Цицерон не был ни оратором, ни писателем.В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

  • учетверение терминов;
  • подмена основания;
  • поспешное обобщение;
  • ответ: нестрогая дизъюнкция;
  • нарушение конъюнкции.

70. Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать. Сегодня самолеты не могут взлетать. Сегодня взлетная полоса покрыта льдом.В этом условно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

  • утверждение от основания к следствию;
  • ответ: утверждение от следствия к основанию;
  • отрицание от основания к следствию;
  • отрицание от следствия к основанию;
  • нестрогая дизъюнкцию основания и следствия.

71. Если треугольник является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.Если треугольник не является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Этот силлогизм является:

  • условно-категорическим;
  • разделительно-категорическим;
  • условно-разделительным;
  • ответ: чисто условным;
  • чисто разделительным;
  • чисто геометрическим;
  • чисто категорическим.

72. Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний.В треугольнике ABC каждый угол равен 60°.Треугольник ABC является равносторонним.

Этот силлогизм является:

  • простым категорическим;
  • разделительно-категорическим;
  • условно-категорическим;
  • ответ: эквивалентно-категорическим;
  • условно-разделительным.

73. Если средняя плотность вещества Вселенной больше некой критической величины, то ее расширение со временем сменится сжатием; а если эта плотность меньше некой критической величины, то расширение Вселенной будет продолжаться вечно.Средняя плотность вещества Вселенной или больше, или меньше некой критической величины.Расширение Вселенной со временем сменится ее сжатием, или Вселенная будет расширяться вечно.

Это умозаключение является:

  • простым категорическим;
  • отрицательно-разделительным;
  • условно-категорическим;
  • ответ: условно-разделительным;
  • разделительно-категорическим;
  • соединительно-разделительным.

74. Если я пробездельничаю весь семестр, то мне придется напрягаться во время сессии или же меня исключат из вуза.Я не хочу напрягаться во время сессии или же – чтобы меня исключили.Я не буду бездельничать во время семестра.Этот силлогизм является:

  • простой конструктивной дилеммой;
  • сложной конструктивной дилеммой;
  • ответ: простой деструктивной дилеммой;
  • сложной деструктивной дилеммой.

75. В индуктивном умозаключении:

  • на основе сходства двух предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках;
  • из одного суждения выводится другое суждение путем изменения местоположения его субъекта и предиката;
  • из общего правила делается вывод для частного случая;
  • из одного частного случая выводится другой частный случай;
  • ответ: из нескольких частных случаев выводится одно общее правило;
  • из одного общего правила следует другое общее правило.

76. Джон Смит – спортсмен. Петя Смирнов – спортсмен. Саша Иванов – спортсмен.Джон Смит, Петя Смирнов, Саша Иванов – ученики 9 «А».

Все ученики 9 «А» спортсмены.В этом умозаключении допущена ошибка:

  • популярная индукция;
  • неполная индукция;
  • нарушение индукции;
  • нестрогая индукция;
  • ответ: ни одна из вышеназванных.

77. В рассуждении: «Употреблять в пищу помидоры опасно – с ними связаны многие недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели помидоры. 99,3 % всех лиц, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу помидоры в течение двух недель, предшествовавших несчастному случаю. 97,2 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где помидоры употребляются постоянно», – допущена ошибка:

  • поспешное обобщение;
  • неполная индукция;
  • популярная индукция;
  • ненаучная индукция;
  • ответ: после этого, значит по причине того;
  • кто много доказывает, тот ничего не доказывает;
  • подмена условного безусловным.

78. В популярной индукции, в отличие от научной:

  • получаются достоверные выводы;
  • используются общие правила силлогизма;
  • ответ: неизвестна причинная связь явлений;
  • преднамеренно нарушаются логические законы;
  • используются выводы по логическому квадрату.

79. Сложное суждение: «Если с утра шел дождь, то к полудню прояснилось», – является:

  • ответ: конъюнкцией;
  • эквиваленцией;
  • нестрогой дизъюнкцией;
  • импликацией;
  • экзистенцией;
  • строгой дизъюнкцией.

80. Аналогия – это:

  • правило индукции;
  • ошибка в силлогизме;
  • закон логики;
  • сложное суждение;
  • ответ: вид умозаключения.

112 тестов по логике с ответами и схемами

81. Нестрогая дизъюнкция ложна тогда, когда:

  • все ее элементы истинны;
  • ответ: все ее элементы ложны;
  • один ее элемент истинен, а остальные – ложны;
  • один ее элемент ложен, а остальные – истинны;
  • хотя бы один ее элемент истинен.

82. – У вас есть Smart — телевизоры ?– Есть.– Тогда дайте мне art телевизор.В этом анекдоте нарушен:

  • закон противоречия;
  • закон двусмысленности;
  • закон анекдота;
  • ответ: закон тождества;
  • закон исключенного третьего.

83. Два ученика решили спросить учителя, можно ли петь во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. Оказалось, что первый ученик спросил учителя так: «Можно ли петь во время медитации?». А второй ученик задал учителю такой вопрос: «Можно ли медитировать во время пения?».В этой ситуации:

  • учитель нарушил закон противоречия;
  • учитель нарушил закон достаточного основания;
  • учитель нарушил закон двойного отрицания;
  • ученики нарушили закон исключенного третьего;
  • ученики нарушили закон дедукции;
  • ответ: ученики нарушили закон тождества.

84. Софизм – это:

  • правило индукции;
  • сложное суждение;
  • вид дедукции;
  • закон мышления;
  • ответ: ничто из вышеперечисленного.

85. Два противоположных суждения о двух разных предметах:

  • должны быть одновременно истинными;
  • должны быть одновременно ложными;
  • должны быть: одно – истинным, другое – ложным;
  • ответ: могут быть какими угодно по истинности.

86. Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть:

  • одновременно истинными;
  • одновременно ложными;
  • одно – истинным, другое – ложным;
  • ответ: ни истинным и ни ложным каждое.

87.Мы гуляли по Неглинной,Заходили на бульвар,Нам купили синий-синий,Презеленый, красный шар. -С. В. Михалков/ В этом шуточном четверостишии преднамеренно нарушен логический закон:

  • 1) тождества;
  • 2) ответ: противоречия;
  • 3) достаточного основания;
  • 4) силлогизма;
  • 5) парадокса;
  • 6) стихотворения.

88. Закон противоречия нарушен в следующем высказывании:

  • «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ).
  • «В детстве у меня не было детства» (А. П. Чехов).
  • «История учит только тому, что она никого ничему не учит» (Г. Гегель).
  • «Самое непостижимое в мире заключается в том, что он постижим» (А. Эйнштейн).
  • «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи» (А. С. Пушкин – по поводу перевода «Иллиады» Гомера, сделанного Н. И. Гнедичем).
  • Во всех вышеприведенных высказываниях.
  • ответ: Ни в одном из вышеприведенных высказываний.

112 тестов по логике с ответами и схемами

89. В рассуждении: «Мед не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали, так как от этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды и сахара. Между тем иногда такой мед поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчелам», – нарушен закон:

  • двойного отрицания;
  • исключенного третьего;
  • противоречия;
  • ответ: тождества;
  • достаточного основания.

90. В 1907 г. кадетская фракция в Государственной думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия, причем если будет внесена резолюция доверия правительству, то голосовать против нее, а если будет внесена резолюция недоверия правительству, то голосовать против нее.В этом решении нарушен логический закон:

  • ответ: исключенного третьего;
  • достаточного основания;
  • неверного утверждения;
  • подмены основания;
  • двойного противопоставления;
  • взаимозаменяемости.

91. В самый солнцепек, вернувшись домой, Насреддин попросил жену: «Принеси-ка мне миску кефира, нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Да у нас – не то, что миски – даже ложки простокваши нет в доме!» Насреддин сказал: «Ну и хорошо, что нет, кефир ведь вреден человеку».В словах Насреддина нарушен логический закон:

  • нестрогой дизъюнкции;
  • ответ: противоречия;
  • достаточного основания;
  • двойного отрицания;
  • основного заблуждения;
  • порочного круга.

92. В данном рассуждении: «Немецкий физик Вальтер Нернст, автор третьего начала термодинамики (о недостижимости абсолютного нуля температуры) доказывал, что ему удалось завершить разработку фундаментальных законов термодинамики. Так: у первого начала было три автора (Ю. Майер, Д. Джоуль, Г. Гельмгольц), у второго – два (Н. Карно, Р. Клаузиус), у третьего – один (В. Нернст); следовательно, число авторов четвертого начала должно равняться нулю, т. е. такого закона просто не может быть», – нарушен логический закон:

  • подмены тезиса;
  • порочного круга;
  • двойного противоречия;
  • исключенного тождества;
  • ответ: достаточного основания;
  • недостаточной истинности.

93. Импликация ложна только тогда, когда:

  • ее основание и следствие истинны;
  • ее основание и следствие ложны;
  • ее основание ложно, а следствие истинно;
  • ответ: ее основание истинно, а следствие ложно.

94. Символическая логика является разделом:

  • формальной логики;
  • философии;
  • ответ: математики;
  • грамматики.

95. Противоречия бывают:

  • контактными и дистантными;
  • явными и неявными;
  • реальными и мнимыми;
  • ответ: какими угодно из перечисленных;
  • никакими из перечисленных.

96. Принцип верификации – это:

  • распространенный софистический прием;
  • ответ: критерий научного знания;
  • основание индуктивных ошибок;
  • одно из правил силлогизма;
  • важный метод псевдонауки;
  • главное требование аналогии.

97. В рассуждении: «Все сумчатые имеют хвосты, следовательно, все существа с хвостами – это сумчатые», – нарушен логический закон:

  • исключенного третьего;
  • индуктивного силлогизма;
  • сокращенного софизма;
  • дедуктивной аналогии;
  • ответ: ни один из перечисленных.

98. Энтимема – это:

  • разновидность научной индукции;
  • неразрешимое противоречие;
  • вид сложного суждения;
  • ответ: сокращенный простой силлогизм;
  • аналогия с достоверными выводами.

112 тестов по логике с ответами и схемами

99. Рассуждение: «Докажем, что три раза по два будет не шесть, а четыре. Возьмем спичку или палочку и сломаем ее пополам. Это один раз два. Потом возьмем одну из половинок и ее тоже сломаем пополам. Это второй раз два. Затем возьмем оставшуюся половинку и ее тоже сломаем пополам. Это третий раз два. Итак, три раза по два будет четыре, а не шесть», – является:

  • парадоксом;
  • апорией;
  • антиномией;
  • силлогизмом;
  • ответ: софизмом;
  • бессмыслицей;
  • философемой.

112 тестов по логике с ответами и схемами

100. Сорит – это разновидность:

  • логического парадокса;
  • трудноразрешимого софизма;
  • неполной индукции;
  • сложного суждения;
  • нулевого понятия;
  • ответ: простого силлогизма.

Сорит (от греч. σωρός — «куча») — цепь последовательных силлогизмов, в которых заключение является одной из посылок следующего за ним, а одна из посылок при этом не выражается в явной форме.

112 тестов по логике с ответами и схемами

Например:

Англичане — мужественный народ.

Мужественный народ свободен.

Свободный народ богат.

Следовательно, англичане богатые.

(пример из «Логики» Уэтли).

101. Установите вид следующего суждения согласно объединенной классификации: «Любой банк является финансово-кредитным учреждением»:

  • общеотрицательное
  • ответ : общеутвердительное
  • частноотрицательное
  • частноутвердительное

102. Установите вид следующего суждения согласно объединенной классификации: «Не все организации являются коммерческими»:

  • общеотрицательное
  • общеутвердительное
  • ответ : частноотрицательное
  • частноутвердительное

103. Элемент суждения, выражающийся словами «есть» или «не есть», это:

  • ответ : связка
  • кванторное слово
  • субъект
  • предикат

104. В каком отношении находятся понятия: установите соответствие:

  • «Банк» – «Центральный Банк РФ» — ответ : Рода и вида
  • «Банк» – «Филиал банка» —ответ : Целого и части
  • «Бухгалтер» – «Автомобилист» —ответ : Пересечение
  • «Председатель правительства» – «Премьер-министр» —ответ : Равнообъемность

105. Установите соответствие между суждениями и их видами:

  • «В первобытном обществе существовало как присваивающее, так и производящее хозяйство» — ответ : Конъюнкция
  • «Договор купли-продажи заключается в письменной либо в устной форме» —ответ : Дизъюнкция
  • «В случае достижения соглашения между сторонами заключается договор» — ответ : Импликация
  • «Организация является коммерческой только тогда, когда ее основной целью является получение прибыли» — ответ : Эквиваленция

106. Понятия «бухгалтер» и «работник банка» находятся в отношении:

  • ответ : пересечения
  • противоположности
  • противоречия
  • подчинения

107. Установите вид следующего суждения согласно объединенной классификации: «Среди экономистов есть опытные руководители»:

  • общеутвердительное
  • общеотрицательное
  • ответ : частноутвердительное
  • частноотрицательное

108. К понятию «стоимость» применимы следующие логические характеристики (два ответа):

  • ответ : общее
  • единичное
  • конкретное
  • ответ : абстрактное

109. Атрибутивное суждение это суждение, выражающее:

  • ответ : связь между предметом и признаком
  • отношение между предметами
  • факт существования предмета

110. Укажите правильную последовательность в объеме понятий (от меньшего к большему):

  • 1) Главный экономист Урюпинского вагоноремонтного завода
  • 2) Главный экономист предприятия
  • 3) Главный экономист
  • 4) Экономист

ответ : 1 2 3 4

111. Установите соответствие между понятиями и логическими характеристиками:

  • «Платежеспособность» — Общее, абстрактное, безотносительное
  • «Предприятие» — Общее, конкретное, безотносительное
  • «МИЭП» Международный институт экономики и права— Единичное, конкретное, безотносительное
  • «Копия документа» — Общее, конкретное, соотносительное

112. В каком отношении находятся понятия: установите соответствие:

  • «Бедность» – «Богатство» — ответ : Противоположность
  • «Город» – «Районный центр» —ответ : Пересечение
  • «Бедность» – «Небедность» —ответ : Противоречие
  • «Правительство» – «Правительство Евросоюза» — ответ : Подчинение

Вопросы для самостоятельной работы

113. гипотеза — это форма развития человеческих знаний, представляющая собой выберите один ответ:

  • версию объяснения реальных событий
  • вероятностное предположение, раскрывающее причинно- следственную связь между выявленными фактами и условиями их вызвавшими
  • вариант соединения фактов, которые интересуют исследователя.
  • мысль человека, познающего истину

ответ. укажите в комментариях самостоятельно, Не нелись!

112 тестов по логике с ответами и схемами

Ответы на тест

  • 1. наука о формах и законах мышления
  • 2. в античности
  • 3. аристотелевской
  • 4. Аристотель
  • 5. построено по форме: «Все A – это B»
  • 6. в ХIХ в.
  • 7. стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления
  • 8. софисты
  • 9. форма мышления
  • 10. объем
  • 11. слова или словосочетания
  • 12. наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает13. объектов, охватываемых этим понятием
  • 14. единичное
  • 15. абстрактное
  • 16. положительное
  • 17. ни одна из перечисленных
  • 18. все перечисленные
  • 19. неясным по содержанию и нерезким по объему
  • 20. родовым
  • 21. соподчинения
  • 22. круговыми схемами Эйлера
  • 23. рис. 42
  • 24. известный футболист, футболист, темнокожий, китаец
  • 25. A = B = C
  • 26. растение, дерево, сосна.
  • 27. B C A D
  • 28. круговым
  • 29. непонятным для большей части людей
  • 30. объем
  • 31. подмена основания
  • 32. художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими
  • 33. изделие человека
  • 34. сломанный карандаш
  • 35. единичное понятие
  • 36. высокий уровень преступности
  • 37. форма мышления
  • 38. повествовательного предложения
  • 39. суждение
  • 40. субъектом
  • 41. E
  • 42. несовместимости
  • 43. экзистенциальным
  • 44. Человек – это разумное живое существо
  • 45. Некоторые ученые являются древними греками
  • 46. ни субъект, ни предикат не распределены
  • 47. Все квадраты – это геометрические фигуры
  • 48. речь идет о части объектов, входящих в объем этого термина
  • 49. все не птицы не являются воробьями
  • 50. подчинения
  • 51. неопределенным по истинности
  • 52. импликацией
  • 53. конъюнкцией
  • 54. истинным
  • 55. истинны все ее элементы
  • 56. истинен только один ее элемент, а остальные – ложны
  • 57. (((ab) ∧ (cd)) ∧ (¬ b ∨ ¬ d)) → (¬ a ∨ ¬ c)
  • 58. форма мышления
  • 59. силлогизмами
  • 60. вид умозаключения
  • 61. фигуру
  • 62. средний термин
  • 63. взаимное расположение его терминов и набор простых суждений, входящих в него
  • 64. расширение большего термина
  • 65. учетверение терминов
  • 66. разновидность умозаключения
  • 67. дизъюнктивное и категорическое
  • 68. неполное деление
  • 69. нестрогая дизъюнкция
  • 70. утверждение от следствия к основанию
  • 71. чисто условным
  • 72. эквивалентно-категорическим
  • 73. условно-разделительным
  • 74. простой деструктивной дилеммой
  • 75. из нескольких частных случаев выводится одно общее правило76. ни одна из вышеназванных
  • 77. после этого, значит по причине того
  • 78. неизвестна причинная связь явлений
  • 79. конъюнкцией
  • 80. вид умозаключения
  • 81. все ее элементы ложны
  • 82. закон тождества
  • 83. ученики нарушили закон тождества
  • 84. ничто из вышеперечисленного
  • 85. могут быть какими угодно по истинности
  • 86. ни истинным и ни ложным каждое
  • 87. противоречия
  • 88. ни в одном из вышеперечисленных высказываний
  • 89. закон тождества
  • 90. исключенного третьего
  • 91. противоречия
  • 92. достаточного основания
  • 93. ее основание истинно, а следствие ложно
  • 94. разделом математики
  • 95. какими угодно из перечисленных
  • 96. критерий научного знания
  • 97. ни один из перечисленных
  • 98. сокращенный простой силлогизм
  • 99. софизмом
  • 100. простого силлогизма
  • 101 общеутвердительное
  • 102 частноотрицательное
  • 103 связка
  • 104 Рода и вида,Целого и части,Пересечение,Равнообъемность
  • 105 Конъюнкция,Дизъюнкция,Импликация, Эквиваленция
  • 106 пересечения
  • 107 частноутвердительное
  • 108 общее,абстрактное
  • 109.связь между предметом и признаком
  • 110 1 2 3 4

Вау!! 😲 Ты еще не читал? Это зря!

  • занимательные задачи , задачи по логике ,
  • тесты по логике по темам ,
  • тесты по логике ,
  • тесты по логике ,
  • тесты по логике ,
  • тесты по логике ,
  • законы логики , закон тождества ,
  • термины по логике , понятия логики ,
  • суждение , абстрактная мысль ,
  • умозаключение , абстрактная мысль ,
  • понятие , абстрактная мысль ,
  • термины по логике , понятия логики ,
  • логика , логика как наука ,

В общем, мой друг ты одолел чтение этой статьи об тесты по логике. Работы в переди у тебя будет много.
Смело пиши коментарии, развивайся и счастье окажется в твоих руках. Надеюсь, что теперь ты понял что такое тесты по логике
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Логика

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях,
мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

20. Понятие, большее по объему, называется:

видовым;

родовым;

нулевым;

общим;

широким.

21.Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:

подчинения;

пересечения;

определения;

деления;

исключения;

соподчинения.

22.Отношения между понятиями изображаются:

круговыми схемами Эйлера;

круговыми схемами Бойлера;

круговыми схемами Пейджера;

круговыми схемами Аристотеля.

23.Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость»,«пространство»изображаютсяследующейсхемой(рис.42):

24.Данной схеме соответствует следующая группа понятий:

Рис. 42

известный футболист, футболист, негр, китаец;

известный футболист, известный хоккеист, молодой человек, старый человек;

футболист, баскетболист, спортсмен, человек;

известныйспортсмен,человек,известныйчеловек,спортсмен.

25.Отношениямеждупонятиями«дочка»(А),«внучка»(В),«женщина (лицо женского пола)» (С), изображаются следующей схемой

(рис. 43):

A

В

C

C

В А

А=B

А=B=C

C

Рис. 43

131

26.

Данной схеме

не соответствует следующая группа по-

нятий:

рыба, хищник, акула;

млекопитающее, хищник, тигр;

представитель древней истории, самодержец, Александр Македонский;

растение, дерево, сосна;

русскийписатель,знаменитыйчеловек,ЛевНиколаевичТолстой;

высшееучебноезаведение,московскоеучебноезаведение,МГУ.

27.Отношения между понятиями: «равносторонний треуголь-

ник» (А), «равнобедренный треугольник» (В), «прямоугольный треугольник» (С), «тупоугольный треугольник» (D) – изображаются сле-

дующей схемой (рис. 44) (Необходимо выбрать из 6 рисунквов один правильный.):

B

B

B

C A

D C

A

D C

А

D

D

A

B

C

A

B

ВА

C

D

D

C

Рис. 44

28.Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:

двусмысленным;

круговым;

узким;

широким;

философским.

29.Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую ра-

боту», – является:

132

логически и коммуникативно безупречным;

широким;

узким;

тавтологичным;

двусмысленным;

непонятным для большей части людей.

30.Деление понятия раскрывает его:

содержание;

форму;

смысл;

значение;

объем.

31.В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», – допущена ошибка:

скачок в делении;

учетверение терминов;

двусмысленность;

подмена основания;

поспешное обобщение.

32.Ошибка пересечение результатов деления, но не подмена основания и не скачок в делении допущена в следующем высказывании:

Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.

Художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими.

Предложения делятся на простые, сложные, сложноподчиненные и другие.

Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными.

Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые.

33.Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

автомобиль;

средство передвижения;

огромное колесо;

изделие человека.

34.Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:

письменная принадлежность;

канцелярский товар;

деревянный предмет;

133

сломанный карандаш;

изделие человека.

35.Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:

нулевое понятие;

конкретное понятие;

несобирательное понятие;

единичное понятие;

родовое понятие.

36.Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:

преступление;

тяжкое преступление;

квартирная кража;

высокий уровень преступности;

преступное сообщество;

криминалитет.

37.Суждение – это:

предложение;

незаконченная мысль;

обобщенное понятие;

форма мышления;

закон мышления.

38.Суждение выражается в форме:

повествовательного предложения;

вопросительного предложения;

побудительного предложения;

словосочетания.

39.Истинным или ложным может быть:

понятие;

суждение;

термин;

квантор.

40.Предмет суждения называется:

сущностью;

смыслом;

субъектом;

силлогизмом;

связкой;

предикатом.

41.Суждение:«Вселюди–необезьяны»,–являетсясуждениемвида:

A;

B;

134

C;

D;

E.

42.Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не березы», – находятся в отношениях:

пересечения;

равнозначности;

совместимости;

несовместимости;

противоположности;

противоречия.

43.Суждение: «Бога нет», – является:

релятивным;

экзистенциальным;

атрибутивным;

конъюнктивным;

религиозным;

неправильным.

44.Атрибутивным является суждение:

Москва основана раньше Санкт-Петербурга.

Существуют вечные законы мира.

Аристотель жил задолго до Лейбница.

Чудес не бывает.

Человек – это разумное живое существо.

Счастье есть, его не может не быть.

45.Субъектипредикатнаходятсявотношениипересечениявсуж-

дении:

Все планеты – это не звезды.

Некоторые треугольники являются равносторонними.

Ни один человек не всесилен.

Антарктида – это ледовый материк.

Некоторые люди – это знаменитые ученые.

Некоторые ученые являются древними греками.

46.В суждении: «Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами»:

и субъект, и предикат распределены;

ни субъект, ни предикат не распределены;

субъект распределен, а предикат не распределен;

субъект нераспределен, а предикат распределен.

47.Субъект распределен, а предикат нераспределен в суждении:

Все квадраты – это геометрические фигуры.

Все квадраты – это равносторонние прямоугольники.

Ни один квадрат не является треугольником.

135

Некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными.

Некоторые равнобедренные треугольники являются равносторонними.

Все равносторонние треугольники имеют равные углы.

48.Термин простого атрибутивного суждения является нераспределенным, если в этом суждении:

речь идет обо всех объектах, входящих в объем этого термина;

речь не идет ни об одном объекте, входящем в объем этого термина;

речь идет о части объектов, входящих в объем этого термина;

речь идет о реальном существовании объектов, входящих в объем этого термина;

речь идет о несуществовании объектов, входящих в объем этого термина.

49.Противопоставлением предикату для суждения: «Все воробьи – птицы», – будет суждение:

Некоторые птицы – воробьи.

Все не птицы не являются воробьями.

Все воробьи не являются не птицами.

Некоторые птицы не являются воробьями.

50.Суждения: «Все хищники – животные», «Тигры – это жи-

вотные», – находятся в отношении:

частичного совпадения;

пересечения;

подчинения;

однозначности;

равносильности.

51.Если суждение: «Все люди изучали логику», – является лож-

ным, то суждение: «Все люди не изучали логику», – является:

истинным;

ложным;

неправильным;

правдивым;

неопределенным по истинности.

52.Сложное суждение: «Посеешь ветер – пожнешь бурю», –

является:

импликацией;

сублимацией;

конъюнкцией;

дизъюнкцией;

изостенцией.

136

53.Сложное суждение: «Уж полночь близится, а Германа все нет», – является:

дизъюнкцией;

эквиваленцией;

абстиненцией;

конъюнкцией;

импликацией.

54.Суждение: «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы – это летающие существа», – является формально:

истинным;

ложным;

бессмысленным;

неопределенным;

антинаучным.

55.Конъюнкция истинна только тогда, когда:

хотя бы один ее элемент истинен;

хотя бы один ее элемент ложен;

ложны все ее элементы;

истинны все ее элементы;

истинна большая часть ее элементов.

56.Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда:

истинны все ее элементы;

ложны все ее элементы;

истинен только один ее элемент, а остальные – ложны;

ложен только один ее элемент, а остальные – истинны;

половина ее элементов истинна, а половина – ложна;

хотя бы один ее элемент не является ни истинным, ни ложным одновременно.

57.Результатом формализации рассуждения: «Если бы скорость Земли при движении по орбите была больше 42 км/с, то Земля покинула бы Солнечную систему, а если бы ее скорость была меньше 3 км/с, то она упала бы на Солнце; однако Земля не покидает Солнечную систему и не падает на Солнце, следовательно, ее скорость не боль-

ше 42 км/с и не меньше 3 км/с», – является одна из формул:

(((а Æ b) Ÿ (c Æ d)) Ÿ (a V c)) Æ (b V d);

(((а Æ b) Ÿ (c Æ d)) Ÿ (ÿ b V ÿ d)) Æ (ÿ a V ÿ c);

(((а Æ b) Ÿ (c Æ d)) Ÿ (ÿ a V ÿ c)) Æ (ÿ b V ÿ d);

(((а Æ® b) Ÿ (c Æ d)) Ÿ (b V d)) Æ (a V c);

(((а Æ b) Ÿ (c Æ d)) Ÿ (a Æ c)) Æ (b Æ d);

(((а Æ b) Ÿ (c Æ d)) Ÿ (b Æ d)) Æ (a Æ c).

58.Умозаключение – это:

закон мышления;

сложное суждение;

137

форма мышления;

истинный вывод;

ложное понятие.

59.Дедуктивные умозаключения называются:

алогизмами;

силлогизмами;

софизмами;

парадоксами;

логицизмами.

60.Индукция – это:

сложное суждение;

логическая связка;

вид умозаключения;

вид дедукции;

закон логики.

61.Любой простой силлогизм имеет:

форму;

фигуру;

размер;

объем.

62.Связь между субъектом и предикатом вывода в простом силлогизме выполняет:

старший термин;

больший термин;

младший термин;

средний термин;

меньший термин.

63.Фигура и модус простого силлогизма – это, соответственно:

наборегопосылокисовокупностьтерминов,входящихвних;

совокупность всех его терминов и сумма посылок, входящих в него;

истинность или ложность его посылок и распределенность или нераспределенность его терминов;

объем его субъекта и содержание его предиката;

егообщиеправилаиошибки,возникающиеприихнарушении;

взаимное расположение его терминов и набор простых суждений, входящих в него.

64.Все первоклассники обладают мышлением.

Все студенты – это не первоклассники.

Все студенты не обладают мышлением.

Вэтом простом силлогизме допущена ошибка:

учетверение терминов;

поспешное обобщение;

138

аргумент к невежеству;

подмена основания;

расширение большого термина;

нераспределенность среднего термина.

65.Законы – это вечные принципы природы.

Всеобщая воинская обязанность – это закон.

Всеобщаявоинскаяобязанность–этовечныйпринципприроды.

В этом силлогизме допущена ошибка:

подмена основания;

учетверение терминов;

поспешное обобщение;

нестрогая дизъюнкция;

тавтология.

66.Эпихейрема – это:

вид сложного суждения;

разновидность умозаключения;

раздел индукции;

закон дедукции;

правило силлогизма.

67.В разделительно-категорическом силлогизме первая и вторая посылки – это, соответственно, суждения:

импликативное и разделительное;

разделительное и дизъюнктивное;

конъюнктивное и категорическое;

категорическое и разделительное;

дизъюнктивное и категорическое;

разделительно-категорическое и разделительное.

68.Учебные заведения бывают начальными или средними.

МГУ – это не начальное и не среднее учебное заведение. МГУ – это не учебное заведение.

В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

неполное деление;

нестрогая дизъюнкция;

скачок в делении;

подмена основания;

широкое деление;

удвоение терминов.

69.Древние римляне были политиками, или ораторами, или писателями.

Цицерон был политиком.

Цицерон не был ни оратором, ни писателем.

139

В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

учетверение терминов;

подмена основания;

поспешное обобщение;

нестрогая дизъюнкция;

нарушение конъюнкции.

70.Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать.

Сегодня самолеты не могут взлетать. Сегодня взлетная полоса покрыта льдом.

В этом условно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

утверждение от основания к следствию;

утверждение от следствия к основанию;

отрицание от основания к следствию;

отрицание от следствия к основанию;

нестрогая дизъюнкцию основания и следствия.

71.Если треугольник является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.

Если треугольник не является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.

Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Этот силлогизм является:

условно-категорическим;

разделительно-категорическим;

условно-разделительным;

чисто условным;

чисто разделительным;

чисто геометрическим;

чисто категорическим.

72.Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний.

В треугольнике АВС каждый угол равен 60°.

Треугольник АВС является равносторонним.

Этот силлогизм является:

простым категорическим;

разделительно-категорическим;

условно-категорическим;

эквивалентно-категорическим;

условно-разделительным.

73.Если средняя плотность вещества Вселенной больше некой критической величины, то ее расширение со временем сменится

140

Соседние файлы в папке Логика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

11. Любое понятие выражается в форме:

• простого предложения;

• сложного предложения;

• слова или словосочетания;

• связного текста.

12. Содержание понятия – это:

• совокупность всех объектов, которые оно охватывает;

• наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;

• то суждение, в котором оно может употребляться;

• слово или словосочетание, в котором оно выражается;

• объект, который оно обозначает.

13. Объём понятия – это совокупность:

• объектов, охватываемых этим понятием;

• всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;

• всех значений, которые могут в него вкладываться;

• наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;

• всех рассуждений, в которых оно употребляется;

• всех людей, которым известно это понятие.

14. «Солнце» – это понятие:

• единичное;

• физическое;

• нулевое;

• общее;

• астрономическое.

15. «Глупость» – это понятие:

• конкретное;

• отвлечённое;

• абстрактное;

• отрицательное;

• психологическое.

16. «Неряха» – это понятие:

• положительное;

• отрицательное;

• нейтральное;

• пустое;

• собирательное.

17. Понятию «Созвездие Ориона» соответствует логическая характеристика:

• общее, собирательное, конкретное, положительное;

• единичное, собирательное, абстрактное, положительное;

• единичное, несобирательное, конкретное, положительное;

• нулевое, собирательное, абстрактное, положительное;

• единичное, собирательное, конкретное, отрицательное;

• ни одна из перечисленных.

18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие:

• сборная России;

• семья;

• музыкальный коллектив;

• 10 класс «А»;

• букет роз;

• набор цветных карандашей;

• все перечисленные;

• ни одно из перечисленных.

19. Понятие «умный человек» является:

• ясным по содержанию и резким по объёму;

• неясным по содержанию и резким по объёму;

• ясным по содержанию и нерезким по объёму;

• неясным по содержанию и нерезким по объёму;

• не имеющим ни объёма, ни содержания.

20. Понятие, большее по объёму, называется:

• видовым;

• родовым;

• нулевым;

• общим;

• широким.

21. Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:

• подчинения;

• пересечения;

• определения;

• деления;

• исключения;

• соподчинения.

22. Отношения между понятиями изображаются:

• круговыми схемами Эйлера;

• круговыми схемами Бойлера;

• круговыми схемами Пейджера;

• круговыми схемами Аристотеля.

23. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой (рис. 42):

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления _42.png

24. Данной схеме соответствует следующая группа понятий:

• известный футболист, футболист, негр, китаец;

• известный футболист, известный хоккеист, молодой человек, старый человек;

• футболист, баскетболист, спортсмен, человек;

• известный спортсмен, человек, известный человек, спортсмен.

25. Отношения между понятиями «дочка» (A), «внучка» (В), «женщина (лицо женского пола)» (C), изображаются следующей схемой (рис. 43):

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления _43.png

26. Данной схеме не соответствует следующая группа понятий:

•рыба, хищник, акула;

• млекопитающее, хищник, тигр;

• представитель древней истории, самодержец, Александр Македонский;

• растение, дерево, сосна;

• русский писатель, знаменитый человек, Лев Николаевич Толстой;

• высшее учебное заведение, московское учебное заведение, МГУ.

27. Отношения между понятиями: «равносторонний треугольник» (A), «равнобедренный треугольник» (B), «прямоугольный треугольник» (C), «тупоугольный треугольник» (D) – изображаются следующей схемой (рис. 44) (Необходимо выбрать из 6 рисунков один правильный.):

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления _44.png

28. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:

• двусмысленным;

• круговым;

• узким;

• широким;

• философским.

29. Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», – является:

• логически и коммуникативно безупречным;

• широким;

• узким;

• тавтологичным;

• двусмысленным;

• непонятным для большей части людей.

30. Деление понятия раскрывает его:

• содержание;

• форму;

• смысл;

• значение;

• объём.

31. В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», – допущена ошибка:

• скачок в делении;

• учетверение терминов;

• двусмысленность;

• подмена основания;

• поспешное обобщение.

32. Ошибка пересечение результатов деления, но не подмена основания и не скачок в делении допущена в следующем высказывании:

•Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.

• Художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими.

• Предложения делятся на простые, сложные, сложноподчинённые и другие.

• Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными.

• Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые.

33. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

• автомобиль;

• средство передвижения;

• огромное колесо;

• изделие человека.

34. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:

• письменная принадлежность;

• канцелярский товар;

• деревянный предмет;

• сломанный карандаш;

• изделие человека.

35. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:

• нулевое понятие;

• конкретное понятие;

• несобирательное понятие;

• единичное понятие;

• родовое понятие.

36. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:

• преступление;

• тяжкое преступление;

• квартирная кража;

• высокий уровень преступности;

• преступное сообщество;

• криминалитет.

37. Суждение – это:

• предложение;

• незаконченная мысль;

• обобщённое понятие;

• форма мышления;

• закон мышления.

38. Суждение выражается в форме:

• повествовательного предложения;

• вопросительного предложения;

• побудительного предложения;

• словосочетания.

39. Истинным или ложным может быть:

• понятие;

• суждение;

• термин;

• квантор.

40. Предмет суждения называется:

• сущностью;

• смыслом;

• субъектом;

• силлогизмом;

• связкой;

• предикатом.

41. Суждение: «Все люди – не обезьяны», – является суждением вида:

A;

B;

C;

D;

E.

42. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не берёзы», – находятся в отношениях:

• пересечения;

• равнозначности;

• совместимости;

• несовместимости;

• противоположности;

• противоречия.

43. Суждение: «Бога нет», – является:

• релятивным;

• экзистенциальным;

• атрибутивным;

• конъюнктивным;

• религиозным;

1.12. Правила деления

Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении.

1. Деление должно проводиться по одному основанию, т. е. при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака. Например, в делении: Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями используются два разных основания – пол и профессия, что недопустимо. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется подменой основания. В делении с подменой основания может использоваться не только два разных основания, как в приведенном выше примере, но и больше. Например, в делении: Люди бывают мужчинами, женщинами, китайцами и блондинами, как видим, используются три различных основания – пол, национальность и цвет волос, что, конечно же, тоже является ошибкой.

2. Деление должно быть полным, т. е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия). Например, деление: Учебные заведения бывают начальными и средними является неполным, т. к. не указан еще один результат деления – высшие учебные заведения. Но как быть, если надо перечислять не два или три, а десятки или сотни результатов деления. В этом случае можно употреблять понятия: и другие, и прочие, и так далее, и тому подобное, которые будут включать в себя не перечисленные результаты деления. Например: Люди бывают русскими, немцами, китайцами, японцами и представителями других национальностей.

3. Результаты деления не должны пересекаться, т. е. понятиям, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов (на схеме Эйлера круги, обозначающие результаты деления, не должны соприкасаться, располагаясь отдельно друг от друга). Например, в делении: Страны мира делятся на северные, южные, восточные и западные допущена ошибка – пересечение результатов деления. На первый взгляд приведенное в качестве примера деление кажется безошибочным: оно проведено по одному основанию (сторона света) и является полным (все стороны света перечислены). Чтобы увидеть ошибку в данном делении надо рассуждать так. Возьмем какую-нибудь страну, например, Канаду и ответим на вопрос – является ли она северной? Конечно, является, т. к. расположена в северном полушарии Земли. Теперь ответим на вопрос, является ли Канада западной страной? Да, потому что она расположена в западном полушарии Земли. Таким образом, получается, что Канада – одновременно и северная, и западная страна, т. е. она является общим элементом объемов понятий северные страны и западные страны, а значит, эти понятия, а вернее их объемы, пересекаются. То же самое можно сказать и относительно понятий южные страны и восточные страны. На схеме Эйлера результаты деления из нашего примера будут располагаться так:

Вспомним, каждая классификация построена таким образом, что любой элемент, попадающий в одну ее группу (часть, вид), ни в коем случае не попадает в другие. Это и есть следствие непересечения результатов деления или их взаимоисключения при составлении какой угодно классификации.

4. Деление должно быть последовательным, т. е. не допускающим пропусков и скачков. Рассмотрим следующее деление: Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми. Явно лишним здесь выглядит понятие сосновые леса, в силу чего допущенная в делении ошибка напоминает подмену основания (см. первое правило). Однако основание в данном случае не менялось: деление было проведено по одному и тому же основанию – тип древесных листьев. Подмена основания присутствует в таком, например, делении: Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, подмосковными и таежными. (Деление проведено по двум разным основаниям – тип древесных листьев и географическое местонахождение леса). Вернемся к нашему первому примеру. Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление – разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Таким образом, надо было совершить два последовательных деления, а в приведенном примере второе деление пропущено, через него как бы перескочили, в результате чего два деления смешались в одно. Такая ошибка называется скачком в делении. Еще раз отметим, что скачок в делении не следует путать с подменой основания. Например, в делении: Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и университетами присутствует скачок, а в делении: Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и коммерческими допущена подмена основания.

Приведем еще несколько примеров правильного деления, а также – деления, в котором нарушены рассмотренные правила и допущены различные ошибки.

а) Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным (подмена основания).

б) По темпераменту люди делятся на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков (пересечение результатов деления).

в) Геометрические фигуры делятся на плоские, объемные, треугольники и квадраты (скачок в делении).

г) Отбор в живой природе бывает искусственным или естественным (правильное деление).

д) Художественные романы бывают приключенческими, детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими (пересечение результатов деления).

е) Запоминания бывают произвольными и непроизвольными (правильное деление – дихотомическое).

ж) Математические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня и нахождение логарифма (правильное деление).

з) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих (подмена основания).

и) Энергия бывает механической и химической (неполное деление).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ
Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

[Лекция 8], часы 23, 24 Обстояние. Сущность деления на планы. Феноменологический анализ смысла

[Лекция 8], часы 23, 24
Обстояние. Сущность деления на планы. Феноменологический анализ смысла
1) Я пытался наметить Вам ту общую сферу, в которой помещаются третий и четвертый план философского содержания.Эта сфера есть объективное обстояние: это тот предмет, на который

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ
Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

1. Правила доказательства

1. Правила доказательства
Классификация правил доказательства обусловлена его структурой — наличием в нем тезиса, оснований и способа доказательства.Правила тезиса. Тезис — центральный пункт доказательства. Поэтому требования предъявляются прежде всего к нему.1.

II. Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании

II. Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании
Если я делю целое, данное в созерцании, то я иду от обусловленного к условиям его возможности. Деление частей (subdivisio или decompositio) есть регресс в ряду этих условий. Абсолютная целокупность

ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ

ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ
Одна школьница как-то спросила моего приятеля: целуясь, нужно закрывать глаза или можно оставлять их открытыми? Я вместе с этой школьницей очень сожалею, что в школе не преподают правил приличия в

§ 4. Правила для определений

§ 4. Правила для определений
Правила образования определений удобно обсуждать, не ограничиваясь аристотелевским анализом. Ниже приведены основные аспекты этих правил:1. Определение должно представлять сущность того, что в нем определяется. Определяющее выражение

Правила для руководства ума*

Правила для руководства ума*

Правило I
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются.Таково обыкновение людей, что всякий раз, когда они замечают какое-либо

19. Правила определения

19. Правила определения
Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма. Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все

20. Правила деления понятий

20. Правила деления понятий
Деление – это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.Непрерывность

22. Классификация деления

22. Классификация деления
Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены

43. Правила индукции

43. Правила индукции
Чтобы избегать ошибок, неточностей и неправильностей в своем мышлении, не допускать курьезов, нужно соблюдать требования, которые определяют правильность и объективную обоснованность индуктивного вывода. Ниже подробнее рассмотрены эти

2. Правила деления понятий

2. Правила деления понятий
Деление представляет собой процесс важный и зачастую непростой. В результате далеко не всегда этот процесс приводит к верному результату. Бывает, что последний содержит ошибочно добавленный не в свой класс элемент. Все это может приводить к

Основание деления

Основание деления
Когда мы делим понятие на виды, мы делим не просто так, а на основании чего-нибудь. Если мы делим женщин на блондинок, брюнеток и рыжих основанием будет являться их цвет волос. Если мы делим женщин на русских, цыганок и негритянок, основанием будет

Правила деления

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерноДругими словами, мы должны никого не забыть. Если мы разделим холодное оружие на сабли и кастеты — это будет несоразмерное деление. Так как есть ещё и, например, топоры. Деление должно быть полным.Обратная ошибка —

II Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании

II
Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании
Если я делю целое, данное в созерцании, то я иду от обусловленного к условиям его возможности. Деление частей (subdivisio или decompositio) есть регресс в ряду этих условий. Абсолютная целокупность

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка печати 112 недостаточно места на диске
  • Ошибка пересечение результатов деления допущена в следующем высказывании
  • Ошибка перепутаны лямбда зонды бмв е90
  • Ошибка перепускной клапан турбонагнетателя n249
  • Ошибка переполнения стека может приводить к