Ошибка педагога я все знаю

Во время урока
один из учеников задает учителю сложный
вопрос. Ответ на него выходит за рамки
компетентности учителя. Он не может на
него дать правильный ответ.

Реакция учителя:

– Один своим
агрессивным поведением по отношению к
спрашивающему пытается уйти от ответа.

– Другой игнорирует
вопрос.

– Третий
пускается в рассуждения, пытаясь уйти
от прямого ответа.

Убеждения
учителя

  1. Нельзя показать
    свою некомпетентность в этом вопросе.
    Это признание моего невежества.

  1. Признаться,
    что ты, учитель, чего-то не знаешь, –
    это значит расписаться в своей
    педагогической несостоятельности и
    безграмотности.

  2. Учитель должен
    быть всегда готовым ответить на любой
    вопрос учащегося.

А. Коррекция
осмысления

  1. Говоря
    «Я не знаю», учитель гораздо с большей
    степенью вероятности вызовет уважение
    за свою прямоту и честность, чем презрение
    за невежество. Искренность и откровенность
    всегда привлекают.

  2. Мысль о том, что
    знать можно и нужно все, сама по себе
    абсурдна. Энциклопедическая образованность
    под силу лишь выдающимся личностям. По
    всей вероятности, учителю не нужно
    претендовать на полную исключительность.

  3. Признание неполного
    знания в том или ином вопросе – прекрасный
    стимул для дальнейшего, более глубокого
    познания. «Я знаю только то, что ничего
    не знаю», – говорил великий Сократ. Как
    видите, к такому выводу пришел тот, кто
    был так богат знаниями.

  4. Стереотипная
    манера поведения «учителя-всезнайки»
    не нейтральна. Дистанция, которую
    умышленно создают порой учителя,
    подчеркивая свою научную осведомленность
    и незнание учеников, не стимулирует
    умственную деятельность, а, напротив,
    подавляет ее.

  5. «Однажды один
    ученик спросил учительницу по литературе,
    кто такой Урканава. Эту фамилию придумал
    он сам, сложив начальные буквы фамилий
    своих одноклассников. Не желая признавать
    своей некомпетентности, учительница
    ответила: «Грузинский писатель».
    Весь класс громко засмеялся.

Б. Коррекция
поведения

    1. Приемы продуктивного
      разрешения ситуации:

– «Я об этом ничего
не знаю, но обещаю посмотреть»;

– «Я не могу тебе
сейчас ответить точно. Но обязательно
подумаю над твоим вопросом»;

– «Вопрос интересный.
Мы обязательно вернемся к нему чуть
позже, а пока не будем отвлекаться».
(Принятие такого компромиссного решения
обязательно подразумевает возвращение
к заданному вопросу на следующем занятии,
если вопрос и ответ на него имеют
непосредственное отношение к излагаемому
материалу.)

  1. Если перед учениками
    учитель чаще всего выступаете
    «всезнайкой», то ему необходимо хоть
    изредка признать некоторые свои неудачи
    – тогда ребята будут более склонны
    доверять педагогу.

  2. В своем дневнике
    наблюдений учитель может отмечать
    случаи, когда он расстроился, сказав
    или сделав что-то не так, как ему хотелось
    бы, или же когда его действия и поведение
    нашли неадекватную оценку у других. С
    карандашом проанализировав каждый
    конкретный случай, соотнеся все «за»
    и «против», можно принять правильное
    и разумное решение.

Ошибка 3. «Все
видеть и все замечать»

«Я долго буду тебя
ждать? Открой книгу и смотри в нее!»

«Ты куда смотришь?
Где твои руки? Что ты там держишь? Дай
сюда!»

«Замолчи, не
подсказывай!»

«Не вертись!»

«Не отвлекайтесь!
Перестаньте разговаривать!»

«Ты долго будешь
смотреть в окно?»

«Вы замолчите или
нет?!»

Убеждения
учителей

  1. «Школа без
    дисциплины – мельница без воды».

  2. Если сидят тихо
    и молчат, значит, слушают.

  3. На уроке просто
    необходимо, чтобы ученики сидели «тише
    воды и ниже травы». Иначе вся работа
    учителя пойдет насмарку.

  4. Прикрикнешь –
    замолчат, начнешь с ними обращаться
    тактично – порядка нет.

А. Коррекция
осмысления

    1. Дисциплина на
      уроке не зависит от количества замечаний.
      Учитель, который ежеминутно делает
      замечания, никогда не добьется
      дисциплины.

    2. Иногда ученики
      как будто слушают, но на самом деле не
      слышат. И тут же учитель начинает
      принимать меры… А ведь нужно прежде
      всего научить ученика слушать, а
      главное, слышать.

    3. Кому на уроке
      нужна тишина? Прежде всего учителям.
      Так легче работать. «Полный покой» не
      присущ детской натуре. Можно ли требовать
      от ученика сосредоточенности его
      внимания на протяжении 6–7 часов
      учебного времени? А вот создать
      определенные условия, позволяющие
      «включить» внимание, вернее, переключить
      его с одного вида деятельности на
      другой, нейтрализовать «отвлечение»
      должен учитель. Тишина должна быть не
      во имя «тишины», а во имя работы.

    4. Прямые воспитательные
      воздействия и требования типа «Не
      вертись!», «Перестаньте разговаривать!»
      и т. п. содержат скорее элементы
      принуждения, чем элементы убеждения.
      Такое «давление» на внутреннюю позицию
      ученика оказывает не большее влияние,
      чем разговоры о халве в известной
      восточной пословице: «Сколько ни кричи
      «Халва!»– во рту сладко не станет».
      Учитель требует послушания тогда,
      когда этого хочется ему. Часто учителя
      непоследовательны в своих требованиях.
      И тем самым освобождают ребят от
      необходимости соблюдения традиции
      «вести себя хорошо».

    5. Профессиональная
      наблюдательность педагога состоит не
      только в умении видеть все, что заметно,
      и замечать даже то, что не видно. Она
      как раз состоит в обратном: в умении
      видеть, но не все замечать. Представьте
      себе педагога, который реагирует на
      происходящее
      в классе не избирательно, а на все
      подряд. Работа такого педагога –
      сплошной конфликт.

Б. Коррекция
поведения

  1. Большинство
    учителей стремятся сдерживать нарушителей
    дисциплины требованиями типа: «Замолчи!»,
    «Сиди спокойно!» и т. п. Требование,
    чтобы школьники на уроке сидели «тише
    воды и ниже травы», не всегда оправдывает
    себя. Ведь групповые формы работы
    подразумевают взаимное общение, на
    основе которого и формируется коллективное
    мнение, делаются коллективные выводы.
    На определенных этапах урока рабочий
    шум неизбежен. Ориентируя ребят на
    совместное обсуждение проблемы, нужно
    напомнить им, что рядом работают их
    товарищи и излишний шум будет им мешать.

  2. Надо заставить
    учеников действовать: усложненные
    задания дать сильным ученикам, доступные
    – слабым. А главное – серьезные задачи
    порождают серьезное к ним отношение.

  3. Учитель
    может постараться молча, без единого
    слова, заставить отвлекшегося ученика
    прекратить заниматься посторонним
    делом. Тот же эффект может быть достигнут
    путем «выдержанной паузы», нестандартным
    вопросом, удачной репликой и т. п. Нужно
    возможно спокойнее реагировать на
    недисциплинированность школьников.
    Лучше отнестись с юмором, чем громогласно
    «подавлять» проступки.

  4. Учитель пишет на
    доске. В это время тишину нарушает шум
    падающей книги. Резкий поворот учителя
    к классу – и нарушитель изобличен: «Еще
    раз – и ты выйдешь из класса». Оценив
    ситуацию, другой ученик уже специально
    бросает книгу и произносит «писклявым»
    голосом: «Гера, свершилось, выходи из
    класса». Важно избегать шаблонных
    приемов воздействия. Они чаще всего
    ставят учителя в неловкое положение.

  1. Аргументы типа:
    «Двойку поставлю», «В дневник запишу»
    и т. п. могут обеспечить лишь временное
    «слепое» подчинение требованию.
    Непонимание разумности требования и
    его неприятие часто вызывают сопротивление
    учеников. Когда самые справедливые
    замечания произносятся резко,
    неуважительно, они плохо воспринимаются,
    становятся оскорбительными. Формулой
    отношения учителя к ученику должно
    быть: «Как можно больше требовательности
    и как можно больше уважения».

Ошибка 4. «Отметка
– «кнут и пряник» процесса обучения»

«Обучать без
отметок? Да это просто немыслимо».

«А ведь школьники
любят получать отметки».

«Ты меня порадовал.
Ставлю тебе «5»».

Например: классный
руководитель поставил ученикам отметки
в журнал за их участие в концерте. Или
вот как некоторые ученики объясняют
полученную ими двойку: «Забыл тетрадь»,
«Подсказал», «Повернулся к товарищу,
хотел спросить» и т. п.

Убеждения
учителей

  1. Обучение с отметкой
    проверено вековым опытом. Процесс
    усвоения знаний без оценок невозможен.
    В противном случае это «обезличит»
    школьника, ослабит ответственность
    учителей.

  2. Отметки стимулируют
    успеваемость, вырабатывают требовательность
    к себе.

  3. Упразднение
    отметок сведет на нет весь педагогический
    труд. Большинство учеников и так не
    хотят учиться, а если будут знать, что
    им ничего «не угрожает» и никто не будет
    поощряться, вообще перестанут заниматься.

  4. Поощряемые ученики
    достигают значительно больших успехов
    по сравнению с теми, кто никак не
    поощрялся.

А. Коррекция
осмысления

    1. Формы выражения
      отметки, которые до сих пор распространены
      в нашей школе (это балльная система
      оценок), унаследованы от весьма далеких
      времен и порой не соответствуют
      сегодняшним задачам школы. Ведь школьный
      балл в лучшем случае оценивает только
      сумму приобретенных учеником знаний
      и навыков. А в наших журналах, к сожалению,
      немало оценок якобы за знания, которые
      по существу являются оценками по
      поведению.

    2. Думали вы
      когда-нибудь о том, что отметку можно
      заменить? Многие хорошие педагоги
      забывают, что главным в оценке работы
      ученика должен быть качественный
      анализ этой работы: подчеркивание
      всего положительного, выявление причин
      недостатков и т. д. Теперь вы понимаете,
      почему констатация: «Ты меня порадовал.
      Ставлю тебе «5»», – не дает объяснения
      поставленной отметки. Получается так:
      «порадовал» учителя, потому и поставили…
      Главным должно быть оценочное суждение,
      а отметка – лишь вспомогательное
      средство.

    3. Воздействия
      отметки не нейтральны. Плохая отметка
      может пагубно сказаться на обучении
      и эмоциональном настроении учеников.
      Неудача или мысль о том, что они не
      справились с заданием, влияет на их
      самооценку. Вот почему важно не забывать,
      что на последующие действия влияет не
      только факт успеха или неудачи, но и
      восприятие учениками результатов
      своего труда.

    4. Часто говорят о
      вреде «двоек», хотя и «пятерки» могут
      принести немалые нравственные потери,
      если оценка превращается в самоцель.
      Ученики начинают требовать своеобразной
      оплаты за каждое выученное правило,
      параграф, за решенную задачу или пример.
      Учеба ради отметки нередко заставляет
      учеников прибегать к различным
      хитростям. А ведь предполагается, что
      у детей должны быть хорошие знания и
      достаточно высокие мотивы их приобретения.

    5. С момента появления
      ребенка в школе учитель начинает
      использовать отметку как средство,
      побуждающее ученика к активной работе,
      то есть пользуется отметкой как
      мотивирующим средством. (Недаром же
      два ученика первого класса хвастались
      друг перед другом: «Я получил сегодня
      одну «пятерку»!» – «Я лучше, –
      возразил другой, – у меня сегодня две
      тройки!».) Но, используя отметку как
      средство мотивации, незаметно смещается
      центр мотивационной сферы учебной
      деятельности с ее результата и процесса
      на оценку деятельности. Отметка в этом
      случае приобретает в глазах учеников
      самодовлеющую ценность и заслоняет
      подлинную ценность его деятельности.

Б. Коррекция
поведения

  1. Учителя
    часто говорят: «Ученики любят получать
    отметки». Но любят-то они получать
    хорошие отметки! Найдите ученика,
    который хотел бы вместо «пятерок»
    получить «двойки». Нет таких! Мы ратуем
    за более «ослабленную роль отметок».
    Это вовсе не означает, что с оценкой
    нужно покончить раз и навсегда. Просто
    нужно вводить более гибкие, информативные
    способы оценивания. Часть выставляемых
    отметок заменить оценочными суждениями,
    выделяя в них то, что для данного ученика
    наиболее существенно, отмечая сначала
    достоинства, а потом недостатки,
    разъясняя ошибки и показывая пути их
    преодоления.

  2. Там, где возможен
    письменный контроль, то есть контроль
    за самостоятельно выполненной работой,
    учитель использует отметку. Но нужно
    добавить еще 2–3 нестандартные фразы,
    выражающие его отношение к усилиям,
    достижениям и неудачам ученика.
    И
    лишь затем написать: «Выше «3»
    оценить пока нельзя».

  3. Без отметок оценить
    задания, которые выполняются под
    руководством учителя. При этом оценивание
    дифференцировать по видам работ: за
    устные ответы, за письменные, за выученное
    наизусть и т.д. Итоговую отметку выводить
    на основе сопоставления общих отметок
    по этим различным видам работ.

  4. Для того чтобы
    развить умение самооценки и самоконтроля
    работы, используются разные формы
    взаимопроверки и взаимооценки, задания
    на рефлексию (анализ) своей деятельности.
    Это формирует разумное отношение к
    отметке как к важной, но не самой
    существенной ценности в работе.

  5. «Вызовут – не
    вызовут, спросят – не спросят». Ученики
    хитрят, высчитывают вероятность риска.
    Хитрим и мы учителя, стараясь застать
    ученика врасплох… А если ученикам дать
    право планировать свои ответы-вызовы?
    Вот что предлагает своим ученикам уже
    на первом уроке педагог Я.Я. Эн-деле:
    «Норма пятерки в этой четверти – 12
    хороших ответов или 13, из которых два
    могут быть удовлетворительными. Норма
    четверки – 13 ответов с четырьмя
    «тройками», или 11 с тремя, или 10 с
    двумя. Неудовлетворительные ответы в
    счет не идут вообще». И есть прекрасные
    результаты.

Ошибка 5. «Ничего
страшного. Ну, сорвалось»

В девятом классе
был запланирован поход в театр. Когда
ребята выходили из класса, в дверях
образовалась «пробка». И тут раздался
окрик: «Вы что, очумели? Куда вы претесь?
Никаких театров! Вернитесь! Дневники
на стол!!!»

Это учительница
русского языка и литературы наводила
порядок в классе.

Убеждения
учителя

  1. Такое напряжение,
    что держать себя все время в строгих
    рамках просто невозможно. Своими
    «выходками» они могут довести «до
    белого каления».

  2. С ними нельзя
    по-другому разговаривать. Другого языка
    они просто не понимают.

  3. Тут от всех дел и
    забот голова идет кругом. «Сорвалась».
    Ничего страшного.

А. Коррекция
осмысления

Б. Коррекция
поведения

Ошибка 6.
«Опять
опоздание?!»

Отзвенел звонок.
Коридор опустел. Но вот появляется
запыхавшийся ученик. Огляделся и шмыгнул
в класс.

А вот и еще двое.
Стучат в дверь своего класса. На миг
появляется разгневанное лицо учительницы,
и дверь захлопывается… перед носом
нарушителей.

Учитель даже не
смотрит на вошедшего и продолжает урок.

Учитель глянет с
осуждением и разрешит сесть.

Учитель забыв про
класс, начинает читать нотации.

Убеждения
учителя

  1. Ну, ладно. Опоздал
    сегодня. Завтра придет вовремя.

  2. Своим
    пренебрежением я покажу, что не одобряю
    его поступок.

  3. Недопустимо
    оставлять без внимания эти опоздания.
    Мое порицание будет ему уроком.

А. Коррекция
осмысления

Б. Коррекция
поведения

Ошибка 7. «Снова
«двойка»»

«Ну что же?! Как
всегда, двойка! Предыдущих тебе, видно,
было мало?! Живи и радуйся!»

«Он, конечно, –
лодырь и бездельник. Правда, сегодня
можно было бы поставить ему и «3».
Но пусть знает, что нужно работать, а не
бить баклуши».

Из беседы со слабым
учеником: « Раньше я из-за двоек плакал,
переживал. Не хотел и даже боялся идти
домой. А теперь мне безразлично. Я в
дневник даже не смотрю».

Или: «Не знаю, не
учил. Ставьте кол!»

Убеждения
учителя

  1. Мне не за что
    ставить ему другую оценку. Вызывая его
    к доске, я уже заранее знаю, что за этим
    последует.

  2. Все-таки
    самое действенное средство стимулирования
    работы ученика и поддержания дисциплины
    в классе – наказание плохой отметкой.

  3. Если
    бы я был уверен, что он не может, то,
    безусловно, поставил бы ему
    удовлетворительную отметку. Но я ведь
    убежден в обратном. Может, но не хочет.
    Стоит ли поощрять, если он в силах
    работать лучше?

  4. Я – педагог. На
    меня смотрит весь класс. Прежде всего,
    я должен быть объективен. Объективность
    превыше всего.

А. Коррекция
осмысления

Б. Коррекция
поведения

Ошибка 8. «Тоже
мне, Толстой нашелся!»

(«Общение-унижение»
или «общение-оскорбление»)

За закрытыми
дверями класса: «Бездельник!», «Грубиян!»,
«Лентяй!», «Тупица!», «До чего ты
бестолковый!».

«Будущее твое
светло и прекрасно, а главное – чисто.
В дворники ты, может, и сгодишься».

«Вот смотрю я на
тебя и думаю: что-то в тебе есть от
обитателя зоопарка. Ну просто ничем
тебя не проймешь… Садись на место,
гордость ты наша». В классе смех, учитель
же доволен своим остроумием.

Убеждения
учителей

    1. Педагог – человек,
      а стало быть, он имеет право на проявление
      своих чувств. Пустить бы вас в класс,
      вы бы быстро забыли про всю педагогику
      и психологию.

    2. Если я искренен
      в своем гневе, значит, у меня есть на
      то основания.

  1. Получается так,
    что ученик имеет право «ничего не
    делать», «паясничать», «изощряться» в
    своих выходках на уроках; педагог же
    должен руководствоваться лишь заповедями
    типа: «Не обидь», «Не выгони», «Не
    поставь» и т. п.

  2. Выставляя одного
    на «посмешище», тем самым учишь остальных.

А. Коррекция
осмысления

Б. Коррекция
поведения

Ошибка 9. «Не в
вопросах, а в ответах суть учения»

«Какого цвета эта
жидкость?» (показывая на жидкость
определенного цвета) – вопрос задан в
девятом (!) классе.

«Можно ли так
записать?» (по сути своей вопрос означает:
«Ответ неверен»).

«Ты давай-ка
отвечай, а не задавай мне вопросы.
Задавать их буду я».

«Почему у вас
открыты учебники? Что это за новая мода?»

Вопрос такой:
«Когда и как образовалось Древнерусское
государство? Карпов! Ты что, не готов?
Не хочешь учиться?! Садись. Дай дневник».

Убеждения
учителей

    1. Хорошо знаю, что
      мне нужно спросить и как.

    2. Для опытного
      учителя не существует проблемы
      «вопроса». Он его задает, а они отвечают
      при условии, что знают ответ.

  1. Не
    могу же я ждать, пока он «соизволит»
    ответить на мой вопрос.

  2. Им лишь бы задавать
    вопросы. Вы думаете, их что-нибудь
    интересует?

  3. Какой вред может
    быть от наводящего вопроса? Ведь я
    помогаю ученику.

А. Коррекция
осмысления

Б. Коррекция
поведения

Ошибка 10. «Не
сметь свое суждение иметь!»

«Не
надо нам твоих мыслей. Ты излагай то,
что сказано в учебнике».

«Зубрю до потери
пульса».

«Учу до посинения».

…Урок физики. Еще
на перемене ученики не выпускают из рук
учебники, бормоча про себя и заучивая
текст. Звонок… В классе все подавлены
страхом: только бы не вызвали.

«Ты давай-ка тут
не рассуждай. Делай так, как тебе сказано».

Убеждения
учителей

  1. Где уж им «потянуть»
    дополнительный материал. Пусть с
    учебником хотя бы справятся.

  2. Пока в готовом
    виде не
    «вложишь» материал в их «умную» голову,
    никакого эффекта не добьешься.

  3. Когда выучат,
    тогда и ответят. Дай им волю – беды не
    оберешься.

А. Коррекция
осмысления

Б. Коррекция
поведения

Психология
в притчах

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Три неудобных вопроса к учителю 


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Алексей Московский, педагог Гимназии им. Е. М. Примакова и автор Дзен-блога «Коучинг в образовании» задает неудобные вопросы о педагогической профессии.

  1. «Я все знаю» — правда или опаснейшая ложь?

Учитель все знает — так часто думают младшие школьники, получая от педагога ответы на все незатейливые вопросы.

С возрастом дети становятся требовательнее к знаниям наставника — с одной стороны, испытывают в них гораздо меньшую потребность, погружаясь в мир собственных поколенческих ценностей, с другой — часто раздражаются попытками взрослого подавить и напичкать их ненужным.

Еще хуже, когда знания педагога не выдерживают ученической критики. Нет-нет, речь не идет о способности отличника «подловить» учителя на энциклопедической неточности и тем самым подвергнуть сомнению весь его интеллектуальный багаж. Я говорю о живом знании, которое даже не самый пытливый детский ум мгновенно отличит от «зазубренных» сведений, убеждений, ценностей и формул.

Общеизвестно — заразить другого своим увлечением можно, лишь горя этим увлечением.

К примеру, немногие дети полюбят читать, если не будут регулярно видеть книгу в руках родителей. Учитель, не стремящийся получить новые знания, убежденный в том, что и так «все знает», не зажжет в учениках искру стремления к общечеловеческому капиталу информации.

Если учитель не может отказаться от «власти знания», признать, что в своей дисциплине он знает далеко не все, не задает вопросов самому себе, не поднимает раз за разом планку, «забывает» продолжать учиться сам, — не становится ли он «лежащим полицейским» на пути ученика к знанию, помехой в развитии школы и образования в целом?

  1. Почему педагог, который мнит себя хорошим, прячется от интернета?

Часто ли вы встречали учителя, который запросто признается: «Я работаю в школе только потому, что смог поступить лишь в педколледж». Или «Только потому, что не умею делать ничего другого, кроме как стоять у доски и вещать нудные истины не слушающим меня ученикам?»

Отнюдь! Ппрактически каждый учитель предпочитает говорить о том, что не просто работает за зарплату, а выполняет особенную миссию воспитания подрастающего поколения и что в этой миссии кроется высшее предназначение учителя.

Но, если это — правда, то не лукавит ли учитель, отказываясь от публичного распространения своей миссии после того, как прозвенел звонок с последнего урока и школьники разошлись по домам, чтобы… правильно, чтобы, в большинстве случаев уткнуться в интернет?

Но найдут ли они там учителя, который только что продвигал важные, по его словам, познания и категории?

Что мешает учителю, верящему в ценность своей миссии, проникать в эмоциональное пространство учеников, ведя полезный блог или обучающий медиапродукт иной формы?

Для чего сегодня большинство педагогов используют социальные сети? Правильно, для своеобразного «слежения» за учениками. 

Но почему в интернет-пространстве нет учителя?

Почему ученики разных поколений не стремятся добавить его в друзья, чтобы и после урока читать яркие авторские размышления в сфере своей дисциплины, находить интересные ссылки и тексты, участвовать в спорах и дискуссиях, получая радость общения с учителем, у которого на самом деле есть чему поучиться?

  1. «Старый» педагог — это возраст, титул или… проблема?

Уважение к старости — ценность незыблемая. Однако следует ли ее понимать как уважение к «профессиональной старости», как почитание «стажа» и педагогических заслуг?

Иногда педагоги громогласно заявляют, что достаточно давно работают в школе и потому не обязаны следить за новыми веяниями, что «предпенсионный возраст» исключает креативность и поиски, что десятилетия в профессии — слишком много для того, чтобы участвовать в конкурсах или интересоваться методичками и публикациями более молодых коллег.

Но может ли учитель быть «стар» для работы с детьми?

Может ли учитель быть слишком «серьезен» для того, чтобы принимать активное участие в школьных образовательных мероприятиях, в общих сумасбродных затеях? Может ли учитель быть слишком стар и серьезен для детского смеха?

Строгий, но уважаемый детьми учитель — не обязательно пожилой человек. Инициатор и вдохновитель школьных затей — не обязательно педагог-юнец, который еще «не успел перегореть».

Так что такое возраст в педагогике?

Это успокоенность на лаврах, закоснелость в когда-то полученных и часто уже сомнительных знаниях, заведомое отрицание всего нового, что несет эпоха? Или это просто отметка даты рождения, которая не имеет ничего общего со стремлением развиваться до седин, оставаться своим в кругу молодых коллег, интересным и притягательным для учеников?


Материалы по теме:

  • Что детям по-настоящему нужно от учителя
  • Десять заповедей антиобучения
  • Кто такой «успешный учитель» и как им стать

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Logo eva.ru
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Алексей Московский, педагог Гимназии им. Е. М. Примакова и автор Дзен-блога «Коучинг в образовании» задает неудобные вопросы о педагогической профессии.

  1. «Я все знаю» — правда или опаснейшая ложь?

Учитель все знает — так часто думают младшие школьники, получая от педагога ответы на все незатейливые вопросы.

С возрастом дети становятся требовательнее к знаниям наставника — с одной стороны, испытывают в них гораздо меньшую потребность, погружаясь в мир собственных поколенческих ценностей, с другой — часто раздражаются попытками взрослого подавить и напичкать их ненужным.

Еще хуже, когда знания педагога не выдерживают ученической критики. Нет-нет, речь не идет о способности отличника «подловить» учителя на энциклопедической неточности и тем самым подвергнуть сомнению весь его интеллектуальный багаж. Я говорю о живом знании, которое даже не самый пытливый детский ум мгновенно отличит от «зазубренных» сведений, убеждений, ценностей и формул.

Общеизвестно — заразить другого своим увлечением можно, лишь горя этим увлечением.

К примеру, немногие дети полюбят читать, если не будут регулярно видеть книгу в руках родителей. Учитель, не стремящийся получить новые знания, убежденный в том, что и так «все знает», не зажжет в учениках искру стремления к общечеловеческому капиталу информации.

Если учитель не может отказаться от «власти знания», признать, что в своей дисциплине он знает далеко не все, не задает вопросов самому себе, не поднимает раз за разом планку, «забывает» продолжать учиться сам, — не становится ли он «лежащим полицейским» на пути ученика к знанию, помехой в развитии школы и образования в целом?

  1. Почему педагог, который мнит себя хорошим, прячется от интернета?

Часто ли вы встречали учителя, который запросто признается: «Я работаю в школе только потому, что смог поступить лишь в педколледж». Или «Только потому, что не умею делать ничего другого, кроме как стоять у доски и вещать нудные истины не слушающим меня ученикам?»

Отнюдь! Ппрактически каждый учитель предпочитает говорить о том, что не просто работает за зарплату, а выполняет особенную миссию воспитания подрастающего поколения и что в этой миссии кроется высшее предназначение учителя.

Но, если это — правда, то не лукавит ли учитель, отказываясь от публичного распространения своей миссии после того, как прозвенел звонок с последнего урока и школьники разошлись по домам, чтобы… правильно, чтобы, в большинстве случаев уткнуться в интернет?

Но найдут ли они там учителя, который только что продвигал важные, по его словам, познания и категории?

Что мешает учителю, верящему в ценность своей миссии, проникать в эмоциональное пространство учеников, ведя полезный блог или обучающий медиапродукт иной формы?

Для чего сегодня большинство педагогов используют социальные сети? Правильно, для своеобразного «слежения» за учениками. 

Но почему в интернет-пространстве нет учителя?

Почему ученики разных поколений не стремятся добавить его в друзья, чтобы и после урока читать яркие авторские размышления в сфере своей дисциплины, находить интересные ссылки и тексты, участвовать в спорах и дискуссиях, получая радость общения с учителем, у которого на самом деле есть чему поучиться?

  1. «Старый» педагог — это возраст, титул или… проблема?

Уважение к старости — ценность незыблемая. Однако следует ли ее понимать как уважение к «профессиональной старости», как почитание «стажа» и педагогических заслуг?

Иногда педагоги громогласно заявляют, что достаточно давно работают в школе и потому не обязаны следить за новыми веяниями, что «предпенсионный возраст» исключает креативность и поиски, что десятилетия в профессии — слишком много для того, чтобы участвовать в конкурсах или интересоваться методичками и публикациями более молодых коллег.

Но может ли учитель быть «стар» для работы с детьми?

Может ли учитель быть слишком «серьезен» для того, чтобы принимать активное участие в школьных образовательных мероприятиях, в общих сумасбродных затеях? Может ли учитель быть слишком стар и серьезен для детского смеха?

Строгий, но уважаемый детьми учитель — не обязательно пожилой человек. Инициатор и вдохновитель школьных затей — не обязательно педагог-юнец, который еще «не успел перегореть».

Так что такое возраст в педагогике?

Это успокоенность на лаврах, закоснелость в когда-то полученных и часто уже сомнительных знаниях, заведомое отрицание всего нового, что несет эпоха? Или это просто отметка даты рождения, которая не имеет ничего общего со стремлением развиваться до седин, оставаться своим в кругу молодых коллег, интересным и притягательным для учеников?


Материалы по теме:

  • Что детям по-настоящему нужно от учителя
  • Десять заповедей антиобучения
  • Кто такой «успешный учитель» и как им стать

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Logo eva.ru

Учитель сделал ошибку

копировать

12.09.2013 08:35

3 класс, сочинение, у ребенка 2, совершенно справедливо, поскольку ошибок наделал… Но среди исправленных ошибок есть и клеИли, исправленное на клеЯли. Меня совершенно не волнует двойка, не важно, что на ошибку меньше будет тройка, а важно, то, что я должна сказать ребенку. Разобрали с ним ошибки, обсудили правописание, а что с этим словом делать? Как объяснить, что учитель не прав? Она у нас очень строгая и авторитетная, ребенок ее уважает, я тоже идти и выяснять этот вопрос с учителем (ред.) совершенно не хочу. Забить?

копировать

12.09.2013 08:43

Учитель — тоже человек, а человеку свойственно ошибаться. У всех бывает. С ребенком я бы открыла орфографический словарь, посмотрели бы вместе, как слово пишется. Чтобы неправильный вариант в голове не отложился только потому, что так исправила учительница. И, естественно, в работе над ошибками переписал бы еще раз, в варианте словаря. Можно и переписать, как в словаре: со значением слова, примерами применения, ссылку на словарь указать. Если учитель в разуме, то поймет свой косяк. Пусть ничего не скажет, но выводы сделает правильные: 1. она допустила ошибку 2. ошибка была замечена 3. с ребенком дома занимаются и на двойку родителям не плевать.

мама уже второклассника

мама уже второклассника

копировать

12.09.2013 09:13

Мы не делаем письменной работы над ошибками. Я как бы вскользь сказала ребенку, как писать правильно, что здесь уч., видимо, ошиблась, и все. Но ребенок очень чувствительный и переживательный, мне не верит, говорит, что раз уч. так сказал, то так и надо.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:29

А я бы все равно сказала ребенку сделать работу над ошибками. Взял бы рабочую тетрадь, и сделал бы «работу над ошибками». Ну и что, что не задавали? Или лучше на двойном листе сделать и в тетрадь вложить. Во-первых, у ребенка закрепится правильный вариант. Тем более, что проблема не в одном слове, а ошибок много наделал. Ошибки лучше проработать, для ребенка же лучше. Ну и во-вторых — учитель увидит, что с ребенком занимаются.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 08:43

странная вы, причем тут авторитет? Если она авторитета сиганет в окно, ваш за ней прыгнет? Ну мозг то свой надо иметь! В чем проблема подойти к учителю, и спросить по какому такому правилу тут Я? Почему вы боитесь «узнать новое правило»? Учитель тоже человек- не робот. Зачем сразу ругаться то? Вы цивилизованна как взрослые вообще говорить не умеете? Только орать?

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:10

Я вообще никогда не ору, слово «ругаться» использовала неуместно, скорее, «поговорить», но я настолько не люблю выяснять отношения, что такие разговоры для меня уже являются «руганью».

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 08:59

Не поняла вашей логики. Подойти к учителю за консультацией, попросить объяснить это равно «идти и ругаться»? Как же вы собрались разговаривать с учителем? В каком тоне?

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:10

Точно не в таком, в котором вы сейчас меня отчитываете:)

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:17

Я бы вообще не стала подходить к учителю. Ни ругаться, ни разговаривать. Третьеклассник вполне может сам подойти к учителю и попросить исправить ошибку. Учительница сына пару раз по ошибке зачеркивала в тетради правильные ответы. Сын подходил. Учительница исправляла. Учителя тоже люди. Могут ошибаться. Одна ошибка за 3 года — не повод для разборок.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:22

Не стоит, думаю, и ребенку подходить исправлять. Фигня, замнем и забудем.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:02

я бы не ходила ругаться из-за одной ошибки. но следите дальше, если такое будет повторяться, тогда ,конечно, нужно подходить, даже не знаю — к учителю или сразу к завучу… хотя у вас 3 класс уже? видимо, раньше такого не было?

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:08

Я пока так и думаю. Не было раньше, я удивилась этой ошибке.

Автор

Автор

копировать

12.09.2013 09:11

ну что делать? учителя тоже не идеальные люди :). я бы если и подошла к учителю,то без наезда, просто обратить внимание. хотя можно как вам выше советовали:сделать работу над ошибками правильно, авось сама заметит!

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:14

У меня, скорее, проблема с ребенком, как ему объяснить, не подрывая авторитет учителя, что учитель тоже ошибается.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:17

так и объясните,что учитель не сверхчеловек :). может она не выспалась вчера, или пока огромную кучу работ проверяла, устала и ошиблась…

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:20

И мой авторитет тут должен быть сохранен, ребенок не очень верит в то, что все остальные ошибки исправлены верно, а эта- нет. Короче, забью:)

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:20

А как это подорвет авторитет учителя? Не путайте авторитет с непогрешимостью :) Человеку свойственно ошибаться — это еще древние знали) Ошибиться может каждый. Если вы подадите это в верном ключе, это никак не поколеблет уважения к учителю.

копировать

12.09.2013 09:21

Я и пытаюсь найти этот верный ключ.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:21

вот что б не подорвать авторитет учителя, ребенок должен САМ подойти и спросить в чем дело.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:24

А зачем?

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:26

Чтобы знать, как правильно писать это слово и в дальнейшем не допускать ошибок в нем.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:32

что бы в глазах ребенка учитель стал человеком, который если допустил ошибку, ее признает. У нас так с английским было, ребенок в первом классе сам взял словарь и пошел спрашивать, почему у него ошибка, когда тут написано что так и надо ;) А ваш в 3 классе под маминой юбкой приучится, слова сказать не может.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:33

Мой может сказать любое слово, но я не уверена, что каждое слово нужно говорить.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:51

вот я и говорю, без маминой юбки, он не может сказать вообще не чего. А 3 класс…..

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:54

Anonymous написал(а): >> вот я и говорю, без маминой юбки, он не может сказать вообще не чего. А 3 класс….. «не чего» это чего?

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:57

это не чего)))))))) гыыыыыы

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 10:00

Тогда не чего учителя исправлять.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:25

взять словарь и не подходить во-первых это сложнейшая тема и учитель действительно имеет право ошибиться — иногда если это одна из многих ошибок — пофиг, чисто для себ надо разобраться, если единственная и влияет на итоговую оценку — можно подойти и указать … ничо хорошего правда обычно не выходит — не умеют учителя признавать ошибки но во-вторых … а учитель оказывается прав )))) орфографический словарь Ушакова-Крючкова: клеИть, клеЮ, клеИшь, клеЯт во множественном числе что в наст что в прош времени — Я вообще я озадачена — в списке разноспрягаемых нет этого глагола, а первое лицо выбирается из второго спряжения, т.е. он тоже разноспрягаемый хорошо что ошибка — теперь можно запомнить и помянуть недобрым словом филологов — это ж надо такое наворотить ))))

копировать

12.09.2013 09:32

Поподробнее, пожалуйста. Правильно клеЯли, не клеИли?

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 09:46

Похоже, что все-таки клеИли http://ru.wiktionary.org/wiki/%EA%EB%E5%E8%F2%FC наст. прош. повелит. Я кле́ю кле́ил кле́ила — Ты кле́ишь кле́ил кле́ила кле́й Он она оно кле́ит кле́ил кле́ила кле́ило — Мы кле́им кле́или — Вы кле́ите кле́или кле́йте Они кле́ят кле́или — Пр. действ. наст. кле́ящий Пр. действ. прош. кле́ивший Деепр. наст. кле́я Пр. страд. наст. кле́имый Будущее буду/будешь… кле́ит

мама уже второклассника

мама уже второклассника

копировать

12.09.2013 09:55

Надеюсь, что именно так:)

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 10:29

нельзя брать инфу из инета — там ошибок зверски много, уже сталкивалась неоднократно надо учебники и словари еще посмотреть другие а, кстати все еще может быть хуже — сколько раз уже попадалось «некоторые филологи считают … другие …» интересно а как надо считать ученикам? слушайте, давайте тему доведем до конца — как все-таки правильно я б у учителя спросила, но у дочки такая мегера

копировать

12.09.2013 10:33

Смотря какую инфу и где брать. Проблема же не в том, какого рода кофе. Хотя современные словари уже допускают , что и мужского, и среднего:) Не нравится интернет, можно в учебнике посмотреть. Они мне сейчас просто не доступны. Но мое второе филологическое образование просто вопит, что «мы клеИли» и никак иначе. Но сейчас сканы учебников поищу.

мама уже второклассника

мама уже второклассника

копировать

12.09.2013 10:42

Ну, что сказать — информация во всех источниках одинакова — глагол второго спряжения без всяких исключений. Как все глаголы на ИТЬ — относится ко второму спряжению. От этого и форма они клеЯТ. Это требование второго спряжения. И они клеИЛИ — опять же стандартное требование второго спряжения.

мама уже второклассника

мама уже второклассника

копировать

12.09.2013 10:23

выходит что так во множественном числе окончания ат-ят, ут-ют тут глагол второго спряжения — ат-ят ну да, выходит клеЯт, клеЯли кошмар ((((( хуже чем брить-стелить может кто еще посмотрит в словарях других — сейчас часто ошибки бывают но хотя теорию подвести можно, так что может это и верном вообще если правильно, то учителю респект и уважуха — я б зависла конкретно на этом слове ))))

копировать

12.09.2013 10:30

Не спешите:) На это есть четкое правило. Вот оно http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0&pos=3&rpt=simage&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1007-sh-509-fw-765-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fdok.opredelim.com%2Fpars_docs%2Frefs%2F19%2F18706%2Fimg4.jpg Соответственно, глагол спрягается по 2 спряжению. Никаких «мы клеЯли» тут быть не может. Даже Ворд подчеркивает красным, как ошибку:) Ед. число Мн. число 1 лицо Клею Клеим 2 лицо Клеишь Клеите 3 лицо Клеит Клеят

мама уже второклассника

мама уже второклассника

копировать

12.09.2013 11:22

Здесь вообще другое правило. Да, глагол КЛЕИТЬ 2-ого спряжения. НО! В тексте у ребенка была форма прошедшего времени. Это значит,что при образовании к основе инфинитива( без -ТЬ) прибавляется суффикс прошедшего времени -л-. Это выглядит так: КЛЕИ+Л+а/о/и+ возможный постфикс -СЬ. Всё! Спряжение уже не играет никакой роли.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2013 11:28

Но окончание с Я откуда там должно появиться? В глаголе второго спряжения? Я хотела сказать о том, что, раз глагол второго спряжения без исключений, то по правилам должен — таки спрягаться по «классике»? Или у меня ум за разум уже заходит?:)

мама уже второклассника

мама уже второклассника

копировать

13.09.2013 10:43

Ничего у Вас никуда не заходит. Просто произошла небольшая путаница. Глагол «клеить» действительно 2-ого спряжения, т.е формы настоящего времени будут следующие: клею, клеИШЬ, клеИТ, клеИМ, клеИТЕ, клеЯТ. А в прошедшем времени сохраняется суффикс инфинитива( неопределенной формы)- клеИ + Л( суффикс прошедшего времени)+ родовые окончания или окончание множественного числа. В прошедшем времени глаголы по лицам не изменяются, значит не спрягаются, т.е. правило не применяется. Учительница, конечно, ошиблась, но сделала это, скорее всего, из-за невнимательности. Просто исправила, думая, что использована форма настоящего времени. Всего и делов-то!(с)

Anonymous

Anonymous

копировать

13.09.2013 20:18

во втором и должно быть Я 1 лицо немного выбивается клеЮ уф, думала не найду тему)))) да, ошибся учитель и правило то самое привели — прошедшее время глаголов во образуется от основы инфинитива (клеИть)прибавлением суффикса -Л учительница скорее всего тоже исправила под влиянием клеЯт с другой стороны учитель в идеале должен знать правила, уж если исправляет но если мама подойдет — ничего не будет хорошего единственный вариант — если подойдет ребенок с вопросом — «мы тут разбирали мои ошибки и я никак не могу понять почему вот тут надо писать Я, ведь прошедшее время … (далее см выше правило)»

копировать

13.09.2013 11:08

а что с брить-стелить кошмарного?»КО второму же спряженью отнесем мы , без сомненья, все глаголы, что на ИТЬ,( исключая брить, стелить), а еще-смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть и зависеть и терпеть.Брить-стелить исключения- стало быть 1 спряжение. вот и получается «бреете», а не «бреите»:-)

Anonymous

Anonymous

копировать

13.09.2013 20:23

это было не о правиле теоритическом — там просто а о жизни сильное различие звучания и написания спрашивается (у филологов) — а почему надо писать именно так? глобально так вот в принципе если принять написание сАбака — разве она от этого станет кошкой вот почему она пишется через О? но сАбака пожалуй режет в безударном слоге, а глагольные окончания некоторые и в частности в этих двух — наоборот, неправильные воспринимаются гармоничнее, ближе к фонетике но это чисто бла-бла ))))))

копировать

19.09.2013 12:23

Может быть, учитель проверяла не сама, а доверила проверку тетрадей одноклассникам-отличникам? Подойдите к ней, один на один.

копировать

13.09.2013 23:16

Можно спросить общественного мнения в Вашем топе? У нас очень сильная учительница, попасть к ней для нас большая удача… но она неправильно склоняет фамилию моего ребенка. Все тетради-прописи-методички подписала «Войнович Вани» (имя и фамилия изменены). Все, что я могла подписать сама-подписала правильно, но у ребенка возникли вопросы-как же правильно-как пишу я или как пишет учительница…. и он настаивает исправить мое написание. Ребенку нет 7 лет и поэтому все объяснения со словарем ему не подходят-не поймет пока.. как Вы считаете, надо ли во всех прописях-тетрадях, подписанных учителем, дописать «а» в фамилии или уже перетерпеть, когда эти терадки кончатся, а новые подписать на свой лад…?

Anonymous

Anonymous

копировать

13.09.2013 23:27

А фамилия точно склоняется? Банально на еве частая ошибка склоняют- Петерсон, но она не склоняется.

Anonymous

Anonymous

копировать

14.09.2013 00:15

эту фамилию склоняют даже производители обложек — недавно прочитала на упаковке:обложки для учебников Петерсона…

копировать

16.09.2013 00:14

:) Именно потому и не склоняется, что ОНА (Петерсон) А ребенок автора мужского пола. Подобные мужские фамилии склоняются.

копировать

13.09.2013 23:31

Кажется, фамилии мальчиков (мужчин), оканчивающиеся на согласный, склоняются, женские — нет. Я бы дописАла эту «а» :)

копировать

13.09.2013 23:34

чет вы загнули, куда дели Иванову, Петрову, Кузнецову?))))))

Anonymous

Anonymous

копировать

13.09.2013 23:36

Причем тут Ивановы и Петровы?

копировать

13.09.2013 23:37

как причем? К согласным)))))

Anonymous

Anonymous

копировать

13.09.2013 23:39

Не, это фамилии на -ов (типа, русские и заимствованные), для них правила другие.

копировать

13.09.2013 23:43

ааааа понял, туплю блин)))))

Anonymous

Anonymous

копировать

13.09.2013 23:45

А почему Вы мужские фамилии в женские переводите? У автора поста про Ваню вроде вопрос о перемене пола не стоит. Он Войнович, значит в в р.п. нет кого? ВойновичА. А вот с Петерсон как раз и получается нет кого? Петерсон, ибо она женского полу.

копировать

13.09.2013 23:51

ох не дано мне русский язык)))) Не мое, однозначно)

Anonymous

Anonymous

копировать

14.09.2013 14:59

Да, Вы все точно пишете… фамилии, оканчивающиеся на согласный, в мужском варианте склоняются, а в женском-нет… я знаю, что учитель ошибся, а я права.. вопрос в другом, как выйти из этой ситуации, чтобы не указывать учителю на ее ошибку,вроде неудобно ее тыкать в это… я сама пишу грамотно, но бывает, замкнет и делают грубые дурацкие ошибки… Просто ребенок сам заметил, что написание разное и кто-то один из нас ошибся. и Настаивает на неправильном написании, ибо оно «от учителя».

автор вопроса

автор вопроса

копировать

15.09.2013 23:56

На Вашем месте я бы подошла-таки к учителю и проговорила ситуацию. Потому что может случиться так, что станет подписывать Ваш ребенок какой-нибудь мониторинг и напишет не в том падеже (в неправильном), то ему могут снизить оценку. Я допускаю, что это (склонение фамилий) материал не начальной школы и учитель не видит дальше программы 4 класса, но я бы прояснила ситуацию, чтобы ребенок был уверен как надо правильно. (Я была в похожей ситуации :) помню, в 7 классе у нас была молоденькая химичка, которая букву «ню», называла «мю». Вот удивлялись мои родители, когда я пыталась им доказать, что учительница права. Ровно до тех пор я была уверена, пока отец не ткнул меня носом в греческий алфавит и не предложил «опознать» букву).

копировать

16.09.2013 17:22

именно так — мужские склоняются женские — нет со времен музыкалки ))) помню тетрадь Ли (имя) Шин (фамилия) — эт потому что девочка а был бы мальчик, было бы Ли ШинА уж не помню к чему тогда был разговор про имена — кажется имя от фамилии пытались отличить, но само правило запомнилось хорошо ))))

копировать

16.09.2013 00:07

У нас тоже фамилия на -вич, и дети к 1 классу уже знали правила склонения фамилии, почему фамилии мальчика и девочки пишутся по-разному. В школе ни разу не возникли проблемы с написанием. Но если бы учитель допустила подобную ошибку, причем не разово, а на регулярной основе, как минимум, я бы перестала его считать сильным учителем.

копировать

16.09.2013 08:32

а у нас фамилия кончается на ий — так учительница в 1 классе (молоденькая у нас правда совсем, после института) — писала несколько раз окончание — ова вместо ого ( у меня сын), ну то бишь Петровскова вместо Петровского:))

Anonymous

Anonymous

В одном из упражнений учитель случайно допустил ошибку и исправил верный ответ оного из учеников. Ученик не стал спорить, но его соседка по парте заядлая отличница, вмешалась и сказала, что у нее такой, же ответ. Учитель разволновался и строго приказал еще раз продумать ответ на упражнение. Сам же быстро перешел к изучению новой темы, надеясь на то, что ученики об этом забудут. К тому времени еще несколько учеников закончили упражнение и у них оказались такие же ответы, как и у одноклассников, но учитель продолжал объяснение нового материала. Ребята начали переговариваться и совершенно не слушали учителя. Учащимся было не понятно, почему учитель не реагирует на них, ведь они полностью убеждены в правильности своих ответов. В результате в классе царила обстановка полного хаоса и учитель не мог объяснять новый материал.

Как поступить учителю в такой ситуации? Какие ошибки по отношению к детям допустил учитель при проведении урока?


Учитель  – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.

10 апреля 2018

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.

Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.

10_выходить из себя.jpg

№ 1. Терять самообладание 

Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? 

Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» 

10_контроль.jpg

№ 2. Терять контроль

Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  

10_бумага.jpg

№ 3. Тонуть в кипах бумаги

Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!

10_еда.jpg

№ 4. Обедать 

Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.

10_прикипать.jpg

№ 5. Не прикипать эмоционально

В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса.

Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.

 Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.

10_сидеть.jpg

№ 6. Все время сидеть 

Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога

10_юмор.jpg

№ 7. Некорректно шутить 

Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства. 

  
Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант.

Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.

10_опаздывать.jpg

№ 8. Опаздывать 

Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.

10_учебник.jpg

№ 9. Следовать только за учебником 

Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. 

Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна.

Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!

10_любимчики.jpg

№ 10. Выбирать любимчиков 

Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка пдф файла при печати
  • Ошибка пдф не открывается файл
  • Ошибка пвз вайлдберриз что это такое
  • Ошибка пвз вайлдберриз что это значит
  • Ошибка патриот датчик фаз что это