Ошибка опасные слова в русском языке

Помогите объяснить значения — «опасные слова» в русском языке 2 класс.

На этой странице сайта размещен вопрос Помогите объяснить значения — «опасные слова» в русском языке 2 класс? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 1 — 4 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

10 самых распространенных лексических ошибок учащихся

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексические ошибки и способы их предотвращения

Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.

  • Автор записи

Автор: Алена Чернолихова
Дата записи

Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О сайте

«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.

Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.

Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.

Найдите нас

Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.

CЛОВО

УЧИТЕЛЮ

Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

источники:

http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели:

  • формирование умения видеть “ошибкоопасные”
    места в словах русского языка;
  • введение понятий “орфограмма”,
    “орфографическая зоркость”.

Формирование УУД:

  • извлекать информацию из текстов, иллюстраций,
    таблиц;
  • строить речевое высказывание в соответствии с
    поставленными задачами;
  • формирование мотивации к обучению и
    целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап

Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
И сейчас у нас с вами урок русского языка.

II. Минутка чистописания

— Ребята, отгадайте загадку.

От толчка я завожусь
И кружусь, кружусь, кружусь.
Но заденьте за бочок,
Тут же шлёпнусь, и молчок!
И жужжу я как пчела.
Знают все, что я  — ….(юла).

— Сколько слогов в слове? Почему?

— Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

— Назовите все йотированные гласные. Когда они
обозначают два звука?

Письмо в тетрадях:

Ю ю Юл юб
юла Юля
Целый день кручусь юлой.

— Когда так говорят?

III. Постановка цели и задач урока

— Расшифруйте ключевое слово нашего урока.

г а о ф м р о а м р
5 10 1 3 9 2 4 7 8 6

— Сегодня на уроке мы должны чётко уяснить, что в
русском языке называют словом “орфограмма”, и
научиться находить орфограммы в словах.

IV. Открытие нового знания

1. Наблюдение за словами, не имеющих орфограмм

На доске запись, пропущенные буквы закрыты
кружком-“шторкой”


Слышу____________ 1. ШOр, дOм, сOр.
Пишу

Слышу___________ 2. ВOдро, вOда, флаO.
Пишу



— Посмотрите на строчку №1. Кто может прочитать
эти слова?

— Давайте остановимся пока на этой строчке.
Произнесём хором первое слово: [ш а р]. Какой звук
слышим после [ш]?

Учитель снимает кружок со слова шар и
дополняет запись:


Слышу__а________ 1. Шар, дOм, сOр.
Пишу а



То же проделывается со всеми словами первой
строки. В итоге получается запись:

Слышу__а _ о _ы___ 1. Шар, дом, сыр.
Пишу а о ы

— Итак, посмотрите, ребята: есть в русском языке
такие слова, которые как слышатся, так и пишутся.
Можно ли в этих словах сделать ошибку при письме?
(Нет)

— Но у нас есть и другие слова. Обратимся к
словам строчки №2.

2. Наблюдение за словами, имеющими орфограмму

Вслух проговариваются слова второй строчки.
Ребята называют звук, спрятанный под “шторкой”.
Когда же учитель снимает “шторку”,
обнаруживаются расхождения в произношении и
написании слов:


Слышу__и__а__к__ 2. Ведро, вода, флаг.
Пишу е о г



— Что же это получается? Есть такие слова,
которые слышатся эдак, а пишутся совсем
по-другому!

3. Формулирование вывода

— Скажите, какую из этих строчек вы бы назвали
“строчкой с опасными местами”?

— Да, во второй строчке записаны слова, где можно
сделать ошибку. Такие места, где можно выбрать
неправильную букву, это и есть орфограмма.

— Возникает вопрос, а как же люди выбирают
правильную букву? А для этого, ребята, нужно знать
много разных правил. Некоторые из этих правил вы
уже знаете. Но перед тем, как вы покажете свои
знания, давайте я проверю, понимаете ли вы, о чём я
говорю.

V. Первичная проверка понимания

— Какое слово зашифровано? (косы)

На какую строчку вы его запишете? (На первую)

— А это какое слово?  

(окно)

— Смотрите, какая буква первая. А как я говорю? ([а
к н о]). Как вы считаете, из какой строчки слово
“окно”? Это слово, где есть какая-то…
(подскажите мне) … орфограмма.

VI. Первичное закрепление

Учитель показывает картинку, ученики объясняют
правило и записывают слово. Орфограммы
подчёркивают.

Груши, лыжи, чайник, чулок, воробей.

VII. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, но это было бы полдела. Если учитель
или мама будет говорить: “Посмотри, Мишенька,
подумай, какую букву здесь надо написать”, ты
никогда не станешь грамотным. Тебе всё время
подсказывают, что здесь надо подумать, а то
можешь сделать ошибку. Но самое главное – самому
видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать,
когда тебе кто-то скажет “подумай”, а самому
понимать, что здесь нужно выбирать букву. Вот
давайте учиться развивать это качество. Оно
называется “орфографическая зоркость”. В конце
урока я вас спрошу, запомнили ли вы, что такое
орфографическая зоркость.

— Орфографическая зоркость – это когда человек
умеет видеть возможную ошибку в слове до того,
как он написал это слово. Такой “острый глаз”.

VIII. Применение нового знания

1. Самостоятельная работа

— Прочитайте слова: Утюг, соль, книга, сова,
дым, стена.

— Выпишите те слова, которые не имеют орфограмм.

Один ученик выполняет самостоятельно на доске.
Выполнение сверяется с работой остальных
учащихся.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало
формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки,
недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились
оценивать свою работу.

2. Работа с оставшимися словами

— В слове “утюг” какое место вы считаете
опасным?

— А как доказать, что надо писать “г”?

Запись слов парами с проверочными словами.
Графическое выделение орфограмм.

3. Развитие речи

— Составьте предложение по картинке.

Записать предложение, подчеркнуть орфограммы.

На небе сверкает звезда.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности

— Что на уроке надо было уяснить? (Что такое
орфограмма) А что это такое?

— А что такое орфографическая зоркость?

— Что у вас получалось сегодня лучше всего?

— В чём испытали затруднения?

— Какую отметку вы себе поставили?

— За что?

X. Домашнее задание

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

3 ответа:



2



0

Опасные места в русском языке — это слова с без ударными глассными, писание имени с большой буквы, жи, ши через букву и, парные согласные и т.д.



1



0

Опасные места в предложении это те, где можно сделать ошибку. Их подчёркивают черточкой.

Например: безударные гласные о,а,и,е,я: лиса-лис, коса-косы, слоны-слон.

Удвоенные согласные: Алла, Инна.

Согласные на конце слова: нож-ножи,еж-ежи, дуб-дубок.



0



0

В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму

Читайте также

Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.

«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.

На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»

В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.

Примеры:

*Идёт снег. Зима наступила.

*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.

*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.

*Красивые белые снежинки медленно падают.

Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.

Сказка, представленная на картинке, это «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена. Соответственно, и маленькая девочка — эта та самая Дюймовочка, которая убегая от лягушки, попадает в лапы жука, а в итоге вовсе остается одна в лесу и соглашается выйти замуж за крота. Спасает девочку Ласточка, которую сначала спасает девочка, вылечив ей крылышко. Ласточка уносит Дюймовочку в теплые края, где девочка выходит замуж за принца-эльфа.

А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.

«Сказочная страничка»

Задание для проекта:

wvaonsk1g9XWKQRkVzgqXt7NyrMCFudo.png

В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.

WkqSPvX1lH5Obu38unJAaFmSoMeOTKHx.png

Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.

M0vJOYd2OiTx2cXbKVTzzdGVwb89HsL.png

В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.

0LiS83cPzyjaR8ixekX9mmD7lT6loUc.png

Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.

  • мужик поехал сеять репу;
  • пришел медведь;
  • мужик обещает отдать медведю вершки;
  • мужик копает репу и отдает медведю вершки;
  • медведь попробовал вкусные корешки и разозлился;
  • мужик посеял рожь и приехал жать;
  • медведь потребовал отдать ему корешки;
  • медведь попробовал корешки и рассердился.

Можно посоветовать прописи Г.Горецкого и Н.А.Федосовой, а также «Чудо-пропись» В.А. Илюхиной. Эти издания одновременно с тем, что оттачивают каллиграфическое письмо, ещё и корректируют почерк ребёнка, в разном возрасте, на разных этапах обучения.

1) Хороший день. Ошибку можно допустить в безударной букве о, стоящей в первом слоге слова «хорошо». Оно является словарным, и его написание необходимо запомнить.
2) Река Дон. Ошибку можно допустить в слове «река», написав букву и на месте безударной е. Проверочное слово — «рЕки». Кроме того, необходимо помнить, что название реки — Дон — пишется с большой буквы как имя собственное.
3) Город Воронеж. Опасное место находится в слове «город», где присутствует глухая гласная д. Чтобы проверить написание этого слова, нужно перевести его во множественное число. Слово «Воронеж», как и «Дон», пишется с заглавной буквы.
4) Крепкий орех. В данном случае на месте глухой буквы п возможно ошибочное написание б. В качестве проверочных можно использовать слово «крепость».
5) Пушистые хлопья. Совершить ошибку можно в слове «пушистые», если пренебречь правилом написания жи-ши.
6) Молодая травка. В слове «молодая» присутвуют два опасных места. Букву о во втором слоге проверить нельзя, а для проверки буквы в первом слоге подойдет слово «молодость». Также на месте буквы в можно написать ф. Проверочное слово — трава.
7) Прозрачная вода. Букву о в слове «вода» можно проверить словом «воды». Написание слова «прозрачная» с опасной гласной в первом слоге нужно запомнить.
8) Большой сугроб. Буква б в слове «сугроб» проверяется переводом во множественное число. Для проверки о в слове «большой» используется слово «больше».
9) Русский мороз. Написание двойной с в слове «русский» следует запомнить. Буква з проверяется переводом слова «мороз» во множестенное число.
10) Качусь на коньках. Для проверки буквы а в слове «качусь» подойдет слово «катит». Слово «коньках» — словарное.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка опасность отказа двигателя рено меган
  • Ошибка опасное место в слове веревочка
  • Ошибка опасное место в слове 10 букв
  • Ошибка опаньки в яндексе что это такое
  • Ошибка опаньки в google chrome что делать на компьютере