Помогите объяснить значения — «опасные слова» в русском языке 2 класс.
На этой странице сайта размещен вопрос Помогите объяснить значения — «опасные слова» в русском языке 2 класс? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 1 — 4 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
10 самых распространенных лексических ошибок учащихся
Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами
Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.
Условное обозначение | Тип ошибки | Пояснение | Примеры |
I | Орфографическая | Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. | Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался). |
V | Пунктуационная | Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). | Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.) |
Г | Грамматическая | Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). | Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд). |
Р | Речевая | Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. | Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены). |
С | Стилистическая | Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. | И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся). |
Z | Нарушение абзацного членения текста | Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще. | |
Ф | Фактическая | Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) | Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее). |
Л | Логическая | Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. | Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.) Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.) |
Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.
Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексические ошибки и способы их предотвращения
Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.
- Автор записи
Автор: Алена Чернолихова
Дата записи
Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О сайте
«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.
Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.
Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.
Найдите нас
Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.
CЛОВО
УЧИТЕЛЮ
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.
Типы лексических ошибок
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
источники:
http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/
http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели:
- формирование умения видеть “ошибкоопасные”
места в словах русского языка; - введение понятий “орфограмма”,
“орфографическая зоркость”.
Формирование УУД:
- извлекать информацию из текстов, иллюстраций,
таблиц; - строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами; - формирование мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
И сейчас у нас с вами урок русского языка.
II. Минутка чистописания
— Ребята, отгадайте загадку.
От толчка я завожусь
И кружусь, кружусь, кружусь.
Но заденьте за бочок,
Тут же шлёпнусь, и молчок!
И жужжу я как пчела.
Знают все, что я — ….(юла).
— Сколько слогов в слове? Почему?
— Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
— Назовите все йотированные гласные. Когда они
обозначают два звука?
Письмо в тетрадях:
Ю ю Юл юб
юла Юля
Целый день кручусь юлой.
— Когда так говорят?
III. Постановка цели и задач урока
— Расшифруйте ключевое слово нашего урока.
г | а | о | ф | м | р | о | а | м | р |
5 | 10 | 1 | 3 | 9 | 2 | 4 | 7 | 8 | 6 |
— Сегодня на уроке мы должны чётко уяснить, что в
русском языке называют словом “орфограмма”, и
научиться находить орфограммы в словах.
IV. Открытие нового знания
1. Наблюдение за словами, не имеющих орфограмм
На доске запись, пропущенные буквы закрыты
кружком-“шторкой”
Слышу____________ 1. ШOр, дOм, сOр.
ПишуСлышу___________ 2. ВOдро, вOда, флаO.
Пишу
— Посмотрите на строчку №1. Кто может прочитать
эти слова?
— Давайте остановимся пока на этой строчке.
Произнесём хором первое слово: [ш а р]. Какой звук
слышим после [ш]?
Учитель снимает кружок со слова шар и
дополняет запись:
Слышу__а________ 1. Шар, дOм, сOр.
Пишу а
То же проделывается со всеми словами первой
строки. В итоге получается запись:
Слышу__а _ о _ы___ 1. Шар, дом, сыр.
Пишу а о ы
— Итак, посмотрите, ребята: есть в русском языке
такие слова, которые как слышатся, так и пишутся.
Можно ли в этих словах сделать ошибку при письме?
(Нет)
— Но у нас есть и другие слова. Обратимся к
словам строчки №2.
2. Наблюдение за словами, имеющими орфограмму
Вслух проговариваются слова второй строчки.
Ребята называют звук, спрятанный под “шторкой”.
Когда же учитель снимает “шторку”,
обнаруживаются расхождения в произношении и
написании слов:
Слышу__и__а__к__ 2. Ведро, вода, флаг.
Пишу е о г
— Что же это получается? Есть такие слова,
которые слышатся эдак, а пишутся совсем
по-другому!
3. Формулирование вывода
— Скажите, какую из этих строчек вы бы назвали
“строчкой с опасными местами”?
— Да, во второй строчке записаны слова, где можно
сделать ошибку. Такие места, где можно выбрать
неправильную букву, это и есть орфограмма.
— Возникает вопрос, а как же люди выбирают
правильную букву? А для этого, ребята, нужно знать
много разных правил. Некоторые из этих правил вы
уже знаете. Но перед тем, как вы покажете свои
знания, давайте я проверю, понимаете ли вы, о чём я
говорю.
V. Первичная проверка понимания
— Какое слово зашифровано? | (косы) |
— На какую строчку вы его запишете? (На первую)
— А это какое слово? |
(окно) |
— Смотрите, какая буква первая. А как я говорю? ([а
к н о]). Как вы считаете, из какой строчки слово
“окно”? Это слово, где есть какая-то…
(подскажите мне) … орфограмма.
VI. Первичное закрепление
Учитель показывает картинку, ученики объясняют
правило и записывают слово. Орфограммы
подчёркивают.
Груши, лыжи, чайник, чулок, воробей.
VII. Мотивация учебной деятельности
— Ребята, но это было бы полдела. Если учитель
или мама будет говорить: “Посмотри, Мишенька,
подумай, какую букву здесь надо написать”, ты
никогда не станешь грамотным. Тебе всё время
подсказывают, что здесь надо подумать, а то
можешь сделать ошибку. Но самое главное – самому
видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать,
когда тебе кто-то скажет “подумай”, а самому
понимать, что здесь нужно выбирать букву. Вот
давайте учиться развивать это качество. Оно
называется “орфографическая зоркость”. В конце
урока я вас спрошу, запомнили ли вы, что такое
орфографическая зоркость.
— Орфографическая зоркость – это когда человек
умеет видеть возможную ошибку в слове до того,
как он написал это слово. Такой “острый глаз”.
VIII. Применение нового знания
1. Самостоятельная работа
— Прочитайте слова: Утюг, соль, книга, сова,
дым, стена.
— Выпишите те слова, которые не имеют орфограмм.
Один ученик выполняет самостоятельно на доске.
Выполнение сверяется с работой остальных
учащихся.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало
формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были ошибки,
недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились
оценивать свою работу.
2. Работа с оставшимися словами
— В слове “утюг” какое место вы считаете
опасным?
— А как доказать, что надо писать “г”?
Запись слов парами с проверочными словами.
Графическое выделение орфограмм.
3. Развитие речи
— Составьте предложение по картинке.
Записать предложение, подчеркнуть орфограммы.
На небе сверкает звезда.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности
— Что на уроке надо было уяснить? (Что такое
орфограмма) А что это такое?
— А что такое орфографическая зоркость?
— Что у вас получалось сегодня лучше всего?
— В чём испытали затруднения?
— Какую отметку вы себе поставили?
— За что?
X. Домашнее задание
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
3 ответа:
2
0
Опасные места в русском языке — это слова с без ударными глассными, писание имени с большой буквы, жи, ши через букву и, парные согласные и т.д.
1
0
Опасные места в предложении это те, где можно сделать ошибку. Их подчёркивают черточкой.
Например: безударные гласные о,а,и,е,я: лиса-лис, коса-косы, слоны-слон.
Удвоенные согласные: Алла, Инна.
Согласные на конце слова: нож-ножи,еж-ежи, дуб-дубок.
0
0
В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму
Читайте также
Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.
«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.
На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»
В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.
Примеры:
*Идёт снег. Зима наступила.
*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.
*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.
*Красивые белые снежинки медленно падают.
Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.
Сказка, представленная на картинке, это «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена. Соответственно, и маленькая девочка — эта та самая Дюймовочка, которая убегая от лягушки, попадает в лапы жука, а в итоге вовсе остается одна в лесу и соглашается выйти замуж за крота. Спасает девочку Ласточка, которую сначала спасает девочка, вылечив ей крылышко. Ласточка уносит Дюймовочку в теплые края, где девочка выходит замуж за принца-эльфа.
А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.
«Сказочная страничка»
Задание для проекта:
В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.
Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.
В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.
Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.
- мужик поехал сеять репу;
- пришел медведь;
- мужик обещает отдать медведю вершки;
- мужик копает репу и отдает медведю вершки;
- медведь попробовал вкусные корешки и разозлился;
- мужик посеял рожь и приехал жать;
- медведь потребовал отдать ему корешки;
- медведь попробовал корешки и рассердился.
Можно посоветовать прописи Г.Горецкого и Н.А.Федосовой, а также «Чудо-пропись» В.А. Илюхиной. Эти издания одновременно с тем, что оттачивают каллиграфическое письмо, ещё и корректируют почерк ребёнка, в разном возрасте, на разных этапах обучения.
1) Хороший день. Ошибку можно допустить в безударной букве о, стоящей в первом слоге слова «хорошо». Оно является словарным, и его написание необходимо запомнить.
2) Река Дон. Ошибку можно допустить в слове «река», написав букву и на месте безударной е. Проверочное слово — «рЕки». Кроме того, необходимо помнить, что название реки — Дон — пишется с большой буквы как имя собственное.
3) Город Воронеж. Опасное место находится в слове «город», где присутствует глухая гласная д. Чтобы проверить написание этого слова, нужно перевести его во множественное число. Слово «Воронеж», как и «Дон», пишется с заглавной буквы.
4) Крепкий орех. В данном случае на месте глухой буквы п возможно ошибочное написание б. В качестве проверочных можно использовать слово «крепость».
5) Пушистые хлопья. Совершить ошибку можно в слове «пушистые», если пренебречь правилом написания жи-ши.
6) Молодая травка. В слове «молодая» присутвуют два опасных места. Букву о во втором слоге проверить нельзя, а для проверки буквы в первом слоге подойдет слово «молодость». Также на месте буквы в можно написать ф. Проверочное слово — трава.
7) Прозрачная вода. Букву о в слове «вода» можно проверить словом «воды». Написание слова «прозрачная» с опасной гласной в первом слоге нужно запомнить.
Большой сугроб. Буква б в слове «сугроб» проверяется переводом во множественное число. Для проверки о в слове «большой» используется слово «больше».
9) Русский мороз. Написание двойной с в слове «русский» следует запомнить. Буква з проверяется переводом слова «мороз» во множестенное число.
10) Качусь на коньках. Для проверки буквы а в слове «качусь» подойдет слово «катит». Слово «коньках» — словарное.