Время звучания: 03:55:58
Добавлена: 19 декабря 2016
Американский писатель Джеймс Уиллард Шульц долгие годы провел среди индейцев племени черноногих. Его повести и романы о жизни краснокожих можно по праву назвать непревзойденными по своей правдивости.
Роман «Ошибка Одинокого Бизона» считается одним из лучших в творчестве писателя. В романе рассказывается о захватывающих приключениях, выпавших на долю индейского вождя и его семьи в те времена, когда индейцы еще свободно кочевали по просторам американского Запада.
В 1878 году, когда Шульцу шел двадцатый год, он решил поселиться среди индейцев пикуни, входивших в конфедерацию черноногих. Шульц прожил с индейцами племени пикуни более 15 лет. Женившись в 1879 г. на индианке Нэ-та-ки, Шульц отныне жил интересами племени, которое называло его Ап-и-кун-и. Его сын Харт Мэрриэм Шульц, он же — На-та-ма-и (1882 – 1970) воспитывался, как все индейские дети[1]. Впоследствии он стал известным художником. Вплоть до самой смерти Нэ-та-ки в 1903 году, Джеймс Уиллард Шульц жил вместе с черноногими в их резервации в провинции Альберта в Канаде.
Шульц пишет:
Северные народности живут без солонки, но пьют кровь животных, в которой соли достаточно — 1 литр содержит 5 грамм соли. Также и мясо содержит 1 грамм соли на килограмм шашлыка. Грамм-другой ашхлора человеку доставался.
Значит дело в привычке, и нам достаточным может оказаться 2 грамма соли в сутки. Считается нормой, если я не ошибаюсь, 6 грамм в сутки. Чаще потребляется больше в разы.
Остановимся на 2 граммах. Уместным будет напоминание медицинского факта об отсутствии у представителей северных народностей сердечно-сосудистых заболеваний.
Я задумался о том, что раньше мимоходом просто принимал на веру: а такое количество соли, или даже, может быть, меньшее, — 1 грамм в сутки — может ли служить указанием на катастрофичное снижение атмосферного давления, о коем обыкновенно и пишут?
Появление радуги после Великого потопа стало возможным по снижении давления и, тем самым, количества влаги, содержащейся в воздухе.
Джеймс Виллард Шульц(Апикуни). Ошибка Одинокого Бизона. Авторский сборник. Изд.1990г.
В книгу вошли четыре повести американского писателя Дж.У.Шульца (1859-1947): «С индейцами в Скалистых горах», «Апок, зазыватель бизонов», «Сын племени навахов», «Ошибка Одинокого Бизона» и рассказ «Голодная зима». Поселившись на много лет среди индейского племени черноногих, Д.
О книге
В жизни порой так не хватает захватывающих событий, а хочется чувствовать, что жизнь кипит, что есть масса ярких эмоций. Можно пуститься во все тяжкие, но не каждый готов к этому, ведь одно дело – хотеть приключений, а другое – подвергать жизнь опасности. Зато всегда можно обратиться к литературе, в которой могут происходить любые, самые невероятные события.
Приключения и опасности, подстерегающие главных героев в книге Джеймса Уилларда Шульца, Шульц Джеймс Виллард «Ошибка Одинокого Бизона», полностью поглощают внимание и не отпускают до самой последней страницы, произведение относится к жанру приключения про индейцев. Создается полное ощущение присутствия в мире, который создал писатель. Сюжет настолько стремительный, что не успеваешь перевести дыхание, картинка сменяется одна за другой, и каждая следующая ещё волнительней предыдущей.
Можно по-разному относиться к главному герою, опасаться его, поддерживать, думать о справедливости, но, как бы там ни было, он человек, который способен посмотреть в глаза своим страхам. И несмотря на большое внимание к сюжету, автор не забывает затронуть такие вопросы, которые заставят задуматься. Это одна из книг серии «Вечный». Данная серия включает в себя связанные друг с другом произведения, посвященные общей ключевой тематике. Книга читается легко и с таким увлечением, что можно не заметить, как пролетела ночь за чтением. На сайте можно читать книгу онлайн или скачать в формате epub, fb2.
Хорошая подростковая литература, взгляд на жизнь североамериканских индейцев «изнутри».
Джеймс Уиллард Шульц, весьма плодовитый писатель, около 15 лет прожил среди индейцев пикуни, был женат на индейской скво и соответственно, отлично владеет материалом.
Повесть «Ошибка одинокого бизона» — одно из наиболее известных его произведений. Она не такая занудная, как произведения Фенимора Купера и написана настолько простым языком что её автором вполне мог быть натуральный индеец.
В книге описана незатейливая жизнь североамериканских индейцев начала позапрошлого века, того периода, когда индейцы практически не ощущали влияния белого человека, жили своей привольной жизнью: их родственные отношения, стычки с недругами и охотничьи приключения.
А так же то, как просто найти проблемы для пятой точки, если пренебрегать основной заповедью любого сообщества: прежде думай о племени, а потом — о себе.
Решения, влияющие на всю дальнейшую судьбу не должны приниматься опрометчиво — мудрость справедливая во все времена и для всех народов. Такова основная мораль.
Ошибочно думать, что индейцы Северной Америки — некая однородная общность, совместно мужественно противостоящая колонизаторам. Племена объединялись в союзы, которые сильно отличались по жизненному укладу. Достаточно сравнить описанные в повести события, например, с замечательным описанием жизни сиу. Такому положению дел способствовали различные природные и исторические условия, верования и обычаи, а также отсутствие общего языка.
В книге Бледнолицые показаны лишь мельком, в основном как торговые партнёры аборигенов. Торговцы тем более не знали тонкостей местных наречий, да и не пытались их постичь. Это только в фильмах «про индейцев» разномастные персонажи запросто ведут бойкие диалоги.)
На практике же торговцы общались с местными жителями исключительно языком жестов, что отнюдь не мешало выгодно выменивать бобровые шкурки. Это естественно, подобная практика в эпоху колонизации применялась повсеместно. И во времена Ермака купцы в Сибири точно также обменивались с аборигенами, разве что шкурки преимущественно были песцовыми да собольими…
В тексте есть несколько забавных моментов, например знакомство индейцев с такими премудростями белых шаманов как линза и микроскоп, и даже встреча с «черным белым человеком» (Сикс-ап-и-куан на языке черноногих), которому удалось прижиться у индейцев кроу.
«Ошибка Одинокого Бизона» неоднократно (первое издание -1930г.) издавалась на русском и даже на украинском. В моей библиотеке хранится издание 1959 года с прекрасными иллюстрациями Л. Гольдберга.
Рекомендую к прочтению, в первую очередь, разумеется, подросткам.
Ха! Я всё сказал.
В 1878 году, когда Шульцу шел двадцатый год, он решил поселиться среди индейцев пикуни, входивших в конфедерацию черноногих. Шульц прожил с индейцами племени пикуни более 15 лет. Женившись в 1879 г. на индианке Нэ-та-ки, Шульц отныне жил интересами племени, которое называло его Ап-и-кун-и. Его сын Харт Мэрриэм Шульц, он же — На-та-ма-и (1882 – 1970) воспитывался, как все индейские дети[1]. Впоследствии он стал известным художником. Вплоть до самой смерти Нэ-та-ки в 1903 году, Джеймс Уиллард Шульц жил вместе с черноногими в их резервации в провинции Альберта в Канаде.
Шульц пишет:
Северные народности живут без солонки, но пьют кровь животных, в которой соли достаточно — 1 литр содержит 5 грамм соли. Также и мясо содержит 1 грамм соли на килограмм шашлыка. Грамм-другой ашхлора человеку доставался.
Значит дело в привычке, и нам достаточным может оказаться 2 грамма соли в сутки. Считается нормой, если я не ошибаюсь, 6 грамм в сутки. Чаще потребляется больше в разы.
Остановимся на 2 граммах. Уместным будет напоминание медицинского факта об отсутствии у представителей северных народностей сердечно-сосудистых заболеваний.
Я задумался о том, что раньше мимоходом просто принимал на веру: а такое количество соли, или даже, может быть, меньшее, — 1 грамм в сутки — может ли служить указанием на катастрофичное снижение атмосферного давления, о коем обыкновенно и пишут?
Появление радуги после Великого потопа стало возможным по снижении давления и, тем самым, количества влаги, содержащейся в воздухе.
- Topics
- Филимонов Дмитрий
Филимонов Дмитрий
- Addeddate
- 2020-11-12 06:22:19
- Identifier
- 09_20201112
- Scanner
- Internet Archive HTML5 Uploader 1.6.4
plus-circle Add Review
plus-circle Add Review
comment
Reviews
There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.
785
Views
DOWNLOAD OPTIONS
download 1 file
ITEM TILE download
download 1 file
TORRENT download
download 1 file
VBR M3U download
download 10 files
VBR MP3
Uplevel BACK
7.6M
01.MP3 download
8.5M
02.MP3 download
8.8M
03.MP3 download
7.9M
04.MP3 download
8.2M
05.MP3 download
7.7M
06.MP3 download
7.0M
07.MP3 download
8.5M
08.MP3 download
9.0M
09.MP3 download
7.9M
10.MP3 download
download 45 Files
download 15 Original
SHOW ALL
IN COLLECTIONS
Community Audio
Community Collections
Uploaded by
luj42
on November 12, 2020
Джеймс Уиллард Шульц
Ошибка Одинокого Бизона
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Было мне четырнадцать лет, а сестре моей Нитаки тринадцать, когда настал этот тяжелый день, памятный всем нам. Но в этот день мы и не подозревали, какие невзгоды, какую беду навлекут на нас гордость, гнев и непреклонность моего отца. Как ты сам узнаешь, все это случилось по его вине.
В месяц Новой Травы мы, пикуни, или южные черноногие, как называете нас вы, белые, стояли лагерем на берегу реки Титона, неподалеку от холмов, которым мы дали имя «Четверо». Много нас было в те дни; в лагере насчитывалось восемьсот вигвамов, приютивших до четырех тысяч мужчин, женщин и детей.
И потому, что было нас так много, праотцы наши сообща выработали ряд правил, касавшихся охоты, и правилам этим подчинялись все. Вот одно из них: когда все племя нуждалось в большом количестве бизоньих шкур для одежды или новых вигвамов, охотник не имел права выходить один на охоту, так как он мог спугнуть стадо бизонов, которые паслись в окрестностях лагеря, и лишить других охотников добычи. Был у нас такой обычай: старшины племени приказывали юношам следить за бизонами, и если какое-нибудь стадо приближалось к лагерю, разведчики немедленно сообщали об этом старшинам. Затем лагерный глашатай объезжал все вигвамы и от имени вождя приказывал всем охотникам седлать лошадей и явиться на место сбора — к вигваму вождя. Сам вождь возглавлял отряд охотников. На быстрых конях они долго преследовали убегающее стадо, а по окончании охоты равнина бывала усеяна тушами убитых бизонов. Суровая кара грозила тому, кто нарушал правила охоты. По приказу вождя отряд Ловцов, входивший в союз братств Друзья, наказывал виновного. Ловцы срывали с него одежду, били его хлыстом, а иногда разрушали его вигвам и убивали лучших лошадей. И все считали наказание заслуженным, так как существование нашего племени зависело от удачной охоты на бизонов. Эти животные всегда доставляли нам пищу, кров и одежду.
Однажды, в месяц Новой Травы, кто-то из воинов пожаловался старшинам на недостаток шкур для вигвамов: многие охотники, охотившиеся поодиночке, спугивали стада и лишали своих товарищей добычи. Старшины выслушали жалобы и немедленно приказали глашатаю объявить всему лагерю о запрещении охоты на неопределенное время. Тотчас же посланы были на разведку юноши из отряда Носители Ворона, — на их обязанности лежало следить за стадами бизонов, которые паслись на равнинах, и ежедневно докладывать старшинам о передвижении отдельных стад.
Мой отец сидел в нашем вигваме, когда мимо проехал глашатай, выкрикивавший приказ старшин и напоминавший о каре, которая ждала всех ослушников.
— Ха! Эти старшины только и делают, что отдают нам приказания, словно мы дети! — воскликнул отец. — Не боюсь я их угроз и на охоту пойду, если захочу.
Думали мы, что он шутит, но дня через два он вдруг спросил мою мать:
— Сисаки, много ли осталось у нас мяса?
— Сегодня утром мы съели последний кусок свежего мяса, а сушеного осталось еще на один день, — отозвалась мать.
— Отлично! Будем сидеть сложа руки, пока не кончатся все наши запасы, а затем отправимся на охоту. Моей жене и детям я привезу много мяса, хотя бы пришлось мне нарушить все правила охоты.
— О муж мой! Подумай, как накажут тебя Ловцы, если ты ослушаешься старшин! Не нарушай приказа. Мяса в лагере много. Я возьму несколько кусков у наших родственников и друзей.
— Ха! Эти Ловцы не посмеют меня тронуть! — воскликнул отец. — Послезавтра я пойду на охоту. А тебе я запрещаю просить мяса у наших друзей. Никогда и ни у кого мы не брали съестных припасов и брать не будем.
— Но вспомни, сколько раз соседи обращались ко мне за помощью! Я им давала мясо, жир и даже пеммикан1. А теперь мы впервые нуждаемся в помощи, и, конечно, они нам не откажут.
— Если бы мы умирали с голоду, все равно я не позволил бы тебе брать у них мясо, — заявил отец. — Всегда меня считали хорошим охотником, который может прокормить семью. С того дня как мы с тобой поселились в одном вигваме, не было у нас недостатка в съестных припасах, и этим я гордился. Быть может, я хвастал своей удачей на охоте, но все знают, что нет мне равного во всем лагере. Да, жена, много зим прожили мы с тобой вместе и будем дальше так жить, ни к кому не обращаясь за помощью. Даже к братьям твоим или моим я запрещаю тебе идти. Говорю в последний раз: если вождь не поведет всех воинов на охоту за бизонами, я послезавтра пойду охотиться один. Я все сказал.
Конечно, решение, принятое отцом, встревожило не только мою мать, но и нас с сестрой. Когда он вышел из вигвама, чтобы вести на водопой наш табун, мать долго плакала и повторяла снова и снова, что нам не миновать беды. Одна была у нас надежда: быть может, большое стадо бизонов приблизится к нашему лагерю, и вождь поведет на охоту всех мужчин нашего племени.
На следующее утро караульные донесли, что на открытой равнине к югу от реки пасется очень большое стадо, но нет возможности незаметно к нему приблизиться. О, как хотелось нам, чтобы за ночь это стадо передвинулось на север, к реке! Но надежды наши не сбылись. На рассвете лагерный глашатай объявил, что стадо по-прежнему пасется в центре равнины. Снова повторив приказ старшин, он убеждал охотников терпеливо ждать.
Когда он проехал мимо нашего вигвама, отец засмеялся. Жутко нам было слушать этот смех.
— Ха! Они запрещают нам идти на охоту, а у нас в вигваме не осталось ни куска мяса! Они приказывают нам быть терпеливыми и голодать! Ну, что ж! Пусть другие охотники повинуются старшинам, но уж я-то раздобуду свежего мяса. Да, Одинокий Бизон идет на охоту и берет с собой Черную Выдру.
Черной Выдрой назвали меня, когда я родился. Лишь много лет спустя заслужил я другое имя — Вождь Вигвамный Шест, которое ношу и по сей день.
— О муж мой, пожалей меня, — взмолилась мать. — Если ты любишь наших детей, если любишь меня — не ходи на охоту! Останься здесь, с нами, пока вождь не снимет запрета.
— Да! Остаться здесь и голодать или просить помощи у соседей! Люблю я и тебя и детей. Вот потому-то и иду на охоту. Черная Выдра, ступай, пригони табун!
Я взглянул на мать, надеясь, что она заступится и запретит мне идти на охоту. Но она покрыла голову одеялом и заплакала. Знала она, что отца не заставишь изменить решение.
Взяв веревку, я вышел из вигвама, поднялся на равнину, у склона которой раскинулся лагерь, и погнал наш табун на водопой. В то время было у нас больше ста голов. Отец ждал меня у реки. Поймав двух быстрых лошадей, приученных к охоте на бизонов, он выбрал лошадь и для меня. Мы их оседлали и пересекли лагерь, держа путь на запад. Когда мы проезжали мимо вигвама Белой Антилопы, начальника отряда Ловцов, он показался у входа и спросил, куда мы едем. Мой отец смотрел прямо перед собой и ничего ему не ответил, словно не видел его и не слышал. Несколько раз я оглядывался: Белая Антилопа смотрел нам вслед, — должно быть, он решил узнать, куда и зачем мы едем.
Читать дальше