Ошибка образования формы слова правило

Умение правильно употреблять  формы слов –
признак хорошей,  грамотной речи.  Ничто так
не разрушает имидж  человека, как 
промелькнувшие в его речи  «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать): 

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными          
(Родился  (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка –  шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году»
. Поэтому следующее
замечание с примерами  прочтем  при полном
внимании:

У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
 Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти
книг. Подобраны комментарии
(к скольким?)  к двум тысячам восьми  книгам).

Поскольку при склонении русских 
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают  ученики всех времен,
применяются   разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести,
триста
и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).

Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих  сотни  (200-900),  Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто)  Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к  ста ученикам, доволен ста работами.
 

Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2),
то есть  имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами)
.

Б. Как  и с чем употребляются
собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
 (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши  (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (
то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола
.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами
).  С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты.
Соответственно
обеих  девочек, обеим книгам, обеими
партами
).

2. Степени сравнения прилагательных и
наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются 
простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

простая  форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий
у прилагательных или более
светло, менее высоко
– у наречий (из 2 слов).

Формы более светлее или менее вышеНЕПРАВИЛЬНЫ! 

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший
ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно:  выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение
глаголов

Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ,  а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(
***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно  я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (
***и никаких я ездию, он ездиет!).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов  с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь 
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна  форма – на -ИТЕ (высуните,
 выставите
и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. –  хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите
– это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!    

Частые ошибки –  в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания  некоторых существительных
в И.п. мн.ч.

Обычно для разных существительных
используется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Форма на -И(-Ы):

Бухгалтеры
Инженеры
Лекторы
Слесари
Шофёры
Тренеры
Выборы
Табели
Порты
Торты

Форма на -А(-Я)

директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола

Здесь надо просто  смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта,  но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно  запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

А) с нулевым окончанием

(пара) ботинок
            валенок
            сапог
            туфель
            чулок
            погон

(отряд) солдат
             партизан

(килограмм) яблок
                     дынь
                     вафель

(несколько) блюдец
                    басен
                    сабель
                    полотенец

Б) на -ОВ(-ЕВ)

носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов

сапёров

апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров

граммов
гектаров
килограммов

В) на -ЕЙ

врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней

В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.

В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.

Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словомВам будет интересно:Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

  • Приведем вам пример такого задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПРИДЕТ на работу;
  • горячих ОЛАДИЙ;
  • ОДЕЛ шапку;
  • нет свободных МЕСТ;

Нужно ли выделять слово "преимущественно" запятыми?Вам будет интересно:Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

  • Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
  • Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
  • Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
  • Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
  • Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.

Что такое поэзия? ОпределениеВам будет интересно:Что такое поэзия? Определение

Родительный падеж множественного числа

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

  • Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
  • Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
  • Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
  • Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
  • Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание –ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.

Падеж 10-30 50-80 200-400 500-900
Именительный (что) десять семьдесят триста восемьсот
Родительный (чего) десяти семидесяти трехсот восьмисот
Дательный (дать чему) десяти семидесяти трехстам восьмистам
Винительный (вижу что) десять семьдесят триста восемьсот
Творительный (чем) десятью семьюдесятью трехстами восемьюстами
Предложный (о чем) о десяти о семидесяти о трехстах о восьмистах

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Именительный и винительный падежи полтора полтораста сорок сто девяносто
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный полутора полутораста сорока ста девяноста

Собирательные числительные

Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.

  • Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
  • Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
  • Парные предметы (двое чулок).
  • Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
  • Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.

Падеж Оба Обе
Именительный Оба брата Обе сестры
Родительный Обоих братьев Обеих сестер
Дательный Обоим братьям Обеим сестрам
Винительный Обоих братьев Обеих сестер
Творительный Обоими братьями Обеими сестрами
Предложный Об обоих братьях Об обеих сестрах

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

  • Запомните: «их»! Ни в коем случае не «ихний».
  • После предлогов у местоимений всегда добавляется буква «н». Например: у них, за ними, о ней. Неграмотно употреблять местоимение «у ней». Правильно будет сказать: «у нее».
  • Между глаголами «одеть» и «надеть» есть существенная разница. Первый глагол употребляется в тех случаях, когда кто-то одевает кого-то: «Мама одела сына». А глагол «надеть» означает надеть на себя: «Надеть шапку».
  • Есть два глагола, которые часто путают: «класть» и «положить». Глагол «класть» употребляется без приставки, а вот «положить» без приставки никогда не употребляется. То есть, нельзя сказать «поклала» или «ложила».
  • В современном русском языке есть суффикс -сь, но ни в коем случае не -ся. В русских народных сказках это не будет считаться ошибкой, но сейчас так лучше не говорить. Правильно сказать: «учились», а не «училися».
  • Есть группа слов с приставкой «по» или «под», куда некоторые невольно подставляют лишнюю букву. Запомните: постричься, поскользнуться, почерк. Однако: «подчеркнуть».

Автор:

Роза Садовская

27-09-2018 11:44

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

Задание №7  ЕГЭ по русскому языку 2023.  Ошибка в образовании формы слова.  Теория.

Задание №7 ЕГЭ по русскому языку 2023. Ошибка в образовании формы слова. Теория.

Задание 7 проверяет:           1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.    2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).    3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.    4) Склонение местоимений по падежам.    5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).    6) Формы образования причастий.    7) Формы образования деепричастий.

Задание 7 проверяет:     

  1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.  2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).  3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.  4) Склонение местоимений по падежам.  5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).  6) Формы образования причастий.  7) Формы образования деепричастий.

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому:     В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.   урожай ПОМИДОРОВ  БЛИЖАЙШАЯ станция  у наших ВОРОТ  нет ПОЛТОРАСТА рублей  детские ДОКТОРА   Ответ: полутораста

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому: 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. урожай ПОМИДОРОВ БЛИЖАЙШАЯ станция у наших ВОРОТ нет ПОЛТОРАСТА рублей детские ДОКТОРА Ответ: полутораста

Алгоритм выполнения:   1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.  2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.   3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.   4) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти. 2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.  3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.  4) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.  5) После того как ошибка будет найдена, не забудьте вписать в окно ответа уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

 Формы имени прилагательных.  Сравнительная и превосходная степень. Степени сравнения прилагательных   Сравнительная степень  простая Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше   Пр: умнЕЕ  составная Начальная форма + -айш-, -ейш-  Пр: умнейший  Более/менее +   начальная форма   Пр: более умный  Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма   Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех   Внимание!  Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения. Например:   Более интереснее, самый интереснейший  – НЕПРАВИЛЬНО.   Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

Степени сравнения прилагательных  

Сравнительная степень 

простая

Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше  Пр: умнЕЕ 

составная

Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший 

Более/менее +  начальная форма  Пр: более умный 

Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма  Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех

Внимание!  Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например:  Более интереснее, самый интереснейший  – НЕПРАВИЛЬНО.  Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

1. Как склоняются   

Примеры  

5-20,  30 

40, 90,  100 

Склоняются как существительное степь 

50, 60,  70,  80 

Имеют только две падежные формы:  И.п. = В.п  Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А 

Р.п. чего? Пяти  Д.п чему? десяти  В.п. что? двадцать  Т.п. чем? Одиннадцатью  П.п. о чем? Тридцати 

И. сорок, девяносто, сто  Р. Сорока, девяноста, ста  Д. Сорока, девяноста, ста  В. сорок, девяносто, сто  Т. Сорока, девяноста, ста  П. Сорока, девяноста, ста 

Меняются обе части,  как существительное 3 склонения (как существительное степь) 

200,  300,  400 

И. пятьдесят  Р. пятидесяти  Д. пятидесяти  В. пятьдесят  Т. пятьюдесятью  П. пятидесяти 

Меняются обе части.  Первая часть как два, три, четыре.  Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. 

500-900 

И. двести  Р. Двухсот (нот)  Д. двумстам (нотам)  В. двести  Т. Двумястами (нотами)  П. двухстах (нотах) 

Меняются обе части.  Первая часть — как степь.  Вторая часть — как ноты во мн.ч 

И. пятьсот  Р. пятисот  Д. пятистам  В. пятьсот  Т. пятьюстами  П. пятистах 

Склонение количественных числительных 2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста   Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы  полутора  и  полутораста .  3) Числительные тысяча и миллион   Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)  Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)   4) Склонение дробных числительных   В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное   Пять четвертых – И.п.   Пяти четвертых – Р.п.   Пяти четвертым – Д.п.  5) Склонение порядковых числительных   При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.  И.п. две тысячи семнадцатый   Р.п две тысячи семнадцатого   Д.п. две тысячи семнадцатому   В.п. две тысячи семнадцатый   Т.п две тысячи семнадцатым   П.п. две тысячи семнадцатом

Склонение количественных числительных

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы  полутора  и  полутораста

3) Числительные тысяча и миллион Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)  4) Склонение дробных числительных В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное  Пять четвертых – И.п.  Пяти четвертых – Р.п.  Пяти четвертым – Д.п. 5) Склонение порядковых числительных При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова. И.п. две тысячи семнадцатый  Р.п две тысячи семнадцатого  Д.п. две тысячи семнадцатому  В.п. две тысячи семнадцатый  Т.п две тысячи семнадцатым  П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)  Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:   А)  с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).   Двое мужчин, четверо мальчиков,  но  две девушки, четыре женщины   Б)  с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).   Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра   В)  с существительными, употребляющимися только во множественном числе   Трое саней, двое ножниц   Г)  с парными предметами   Двое сапог, четверо ботинок   Д)  с личными местоимениями   Их было трое, нас четверо   7) Числительные оба обе   Числительное  оба  употребляется только с существительными мужского и среднего рода.   Оба человека, оба друга   Числительное  обе  употребляется с существительными женского рода.   По обеим сторонам, обе девушки 

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро) Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных: А)  с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).  Двое мужчин, четверо мальчиков,  но  две девушки, четыре женщины Б)  с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).  Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра В)  с существительными, употребляющимися только во множественном числе  Трое саней, двое ножниц Г)  с парными предметами  Двое сапог, четверо ботинок Д)  с личными местоимениями  Их было трое, нас четверо 7) Числительные оба обе Числительное  оба  употребляется только с существительными мужского и среднего рода.  Оба человека, оба друга Числительное  обе  употребляется с существительными женского рода.  По обеим сторонам, обе девушки 

Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени. 1) Образование повелительного наклонения Неопределенная форма Повелительное наклонение     Лечь   Ехать   Ездить   Положить   Класть   Бежать   Лазать   Выйти   Выложить   Выверить   Вывесить   Выдвинуть   Клянчить   Махать   Нянчить   Погодить   Портить   Тронуть   Чистить  Ляг(те)   Поезжай(те)   Езди(те)   Положи(те)   Клади(те)   Беги(те)   Лазай(те)   Выйди(те)   Выложи(те)   Вывери(те)   Вывеси(те)   Выдвини(те)   Клянчи(те)   Маши(те)   Нянчи(те)   Погоди(те)   Порти(те)   Тронь(те)   Чисти(те) 

Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная форма

Повелительное наклонение  

Лечь  Ехать  Ездить  Положить  Класть  Бежать  Лазать  Выйти  Выложить  Выверить  Вывесить  Выдвинуть  Клянчить  Махать  Нянчить  Погодить  Портить  Тронуть  Чистить 

Ляг(те)  Поезжай(те)  Езди(те)  Положи(те)  Клади(те)  Беги(те)  Лазай(те)  Выйди(те)  Выложи(те)  Вывери(те)  Вывеси(те)  Выдвини(те)  Клянчи(те)  Маши(те)  Нянчи(те)  Погоди(те)  Порти(те)  Тронь(те)  Чисти(те) 

   2) Одеть – надеть  Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)   Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто) 3) Образование формы прошедшего времени Неопределенная форма   Прошедшее время   Сохнуть   Просохнуть   Замерзнуть   Окрепнуть   Промокнуть   Намокнуть и пр.  Сох   Просох   Замерз   Окреп   Промок   Намок 

2) Одеть – надеть Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)  Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма  

Прошедшее время  

Сохнуть  Просохнуть  Замерзнуть  Окрепнуть  Промокнуть  Намокнуть и пр. 

Сох  Просох  Замерз  Окреп  Промок  Намок 

4) Образование формы будущего времени    Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.   5) Образование формы настоящего времени   ездить  лазить  попробовать  печь  беречь  хотеть  полоскать  махать ездим  лазим  попробуем  печем  бережем  хотим  полощем  машем

4) Образование формы будущего времени Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5) Образование формы настоящего времени

ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать

ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем

Как готовиться к заданию А3?

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.

Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

Задание №7 ЕГЭ по русскому языку 2023. Ошибка в образовании формы слова. Теория.

Задание 7 проверяет:           1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.    2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).    3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.    4) Склонение местоимений по падежам.    5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).    6) Формы образования причастий.    7) Формы образования деепричастий.

Задание 7 проверяет:     

  1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.  2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).  3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.  4) Склонение местоимений по падежам.  5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).  6) Формы образования причастий.  7) Формы образования деепричастий.

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому:     В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.   урожай ПОМИДОРОВ  БЛИЖАЙШАЯ станция  у наших ВОРОТ  нет ПОЛТОРАСТА рублей  детские ДОКТОРА   Ответ: полутораста

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому: 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. урожай ПОМИДОРОВ БЛИЖАЙШАЯ станция у наших ВОРОТ нет ПОЛТОРАСТА рублей детские ДОКТОРА Ответ: полутораста

Алгоритм выполнения:   1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.  2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.   3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.   4) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти. 2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.  3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.  4) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.  5) После того как ошибка будет найдена, не забудьте вписать в окно ответа уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

 Формы имени прилагательных.  Сравнительная и превосходная степень. Степени сравнения прилагательных   Сравнительная степень  простая Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше   Пр: умнЕЕ  составная Начальная форма + -айш-, -ейш-  Пр: умнейший  Более/менее +   начальная форма   Пр: более умный  Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма   Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех   Внимание!  Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения. Например:   Более интереснее, самый интереснейший  – НЕПРАВИЛЬНО.   Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

Степени сравнения прилагательных  

Сравнительная степень 

простая

Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше  Пр: умнЕЕ 

составная

Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший 

Более/менее +  начальная форма  Пр: более умный 

Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма  Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех

Внимание!  Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например:  Более интереснее, самый интереснейший  – НЕПРАВИЛЬНО.  Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

1. Как склоняются   

Примеры  

5-20,  30 

40, 90,  100 

Склоняются как существительное степь 

50, 60,  70,  80 

Имеют только две падежные формы:  И.п. = В.п  Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А 

Р.п. чего? Пяти  Д.п чему? десяти  В.п. что? двадцать  Т.п. чем? Одиннадцатью  П.п. о чем? Тридцати 

И. сорок, девяносто, сто  Р. Сорока, девяноста, ста  Д. Сорока, девяноста, ста  В. сорок, девяносто, сто  Т. Сорока, девяноста, ста  П. Сорока, девяноста, ста 

Меняются обе части,  как существительное 3 склонения (как существительное степь) 

200,  300,  400 

И. пятьдесят  Р. пятидесяти  Д. пятидесяти  В. пятьдесят  Т. пятьюдесятью  П. пятидесяти 

Меняются обе части.  Первая часть как два, три, четыре.  Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. 

500-900 

И. двести  Р. Двухсот (нот)  Д. двумстам (нотам)  В. двести  Т. Двумястами (нотами)  П. двухстах (нотах) 

Меняются обе части.  Первая часть — как степь.  Вторая часть — как ноты во мн.ч 

И. пятьсот  Р. пятисот  Д. пятистам  В. пятьсот  Т. пятьюстами  П. пятистах 

Склонение количественных числительных 2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста   Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы  полутора  и  полутораста .  3) Числительные тысяча и миллион   Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)  Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)   4) Склонение дробных числительных   В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное   Пять четвертых – И.п.   Пяти четвертых – Р.п.   Пяти четвертым – Д.п.  5) Склонение порядковых числительных   При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.  И.п. две тысячи семнадцатый   Р.п две тысячи семнадцатого   Д.п. две тысячи семнадцатому   В.п. две тысячи семнадцатый   Т.п две тысячи семнадцатым   П.п. две тысячи семнадцатом

Склонение количественных числительных

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы  полутора  и  полутораста

3) Числительные тысяча и миллион Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)  4) Склонение дробных числительных В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное  Пять четвертых – И.п.  Пяти четвертых – Р.п.  Пяти четвертым – Д.п. 5) Склонение порядковых числительных При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова. И.п. две тысячи семнадцатый  Р.п две тысячи семнадцатого  Д.п. две тысячи семнадцатому  В.п. две тысячи семнадцатый  Т.п две тысячи семнадцатым  П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)  Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:   А)  с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).   Двое мужчин, четверо мальчиков,  но  две девушки, четыре женщины   Б)  с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).   Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра   В)  с существительными, употребляющимися только во множественном числе   Трое саней, двое ножниц   Г)  с парными предметами   Двое сапог, четверо ботинок   Д)  с личными местоимениями   Их было трое, нас четверо   7) Числительные оба обе   Числительное  оба  употребляется только с существительными мужского и среднего рода.   Оба человека, оба друга   Числительное  обе  употребляется с существительными женского рода.   По обеим сторонам, обе девушки 

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро) Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных: А)  с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).  Двое мужчин, четверо мальчиков,  но  две девушки, четыре женщины Б)  с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).  Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра В)  с существительными, употребляющимися только во множественном числе  Трое саней, двое ножниц Г)  с парными предметами  Двое сапог, четверо ботинок Д)  с личными местоимениями  Их было трое, нас четверо 7) Числительные оба обе Числительное  оба  употребляется только с существительными мужского и среднего рода.  Оба человека, оба друга Числительное  обе  употребляется с существительными женского рода.  По обеим сторонам, обе девушки 

Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени. 1) Образование повелительного наклонения Неопределенная форма Повелительное наклонение     Лечь   Ехать   Ездить   Положить   Класть   Бежать   Лазать   Выйти   Выложить   Выверить   Вывесить   Выдвинуть   Клянчить   Махать   Нянчить   Погодить   Портить   Тронуть   Чистить  Ляг(те)   Поезжай(те)   Езди(те)   Положи(те)   Клади(те)   Беги(те)   Лазай(те)   Выйди(те)   Выложи(те)   Вывери(те)   Вывеси(те)   Выдвини(те)   Клянчи(те)   Маши(те)   Нянчи(те)   Погоди(те)   Порти(те)   Тронь(те)   Чисти(те) 

Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная форма

Повелительное наклонение  

Лечь  Ехать  Ездить  Положить  Класть  Бежать  Лазать  Выйти  Выложить  Выверить  Вывесить  Выдвинуть  Клянчить  Махать  Нянчить  Погодить  Портить  Тронуть  Чистить 

Ляг(те)  Поезжай(те)  Езди(те)  Положи(те)  Клади(те)  Беги(те)  Лазай(те)  Выйди(те)  Выложи(те)  Вывери(те)  Вывеси(те)  Выдвини(те)  Клянчи(те)  Маши(те)  Нянчи(те)  Погоди(те)  Порти(те)  Тронь(те)  Чисти(те) 

   2) Одеть – надеть  Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)   Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто) 3) Образование формы прошедшего времени Неопределенная форма   Прошедшее время   Сохнуть   Просохнуть   Замерзнуть   Окрепнуть   Промокнуть   Намокнуть и пр.  Сох   Просох   Замерз   Окреп   Промок   Намок 

2) Одеть – надеть Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)  Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма  

Прошедшее время  

Сохнуть  Просохнуть  Замерзнуть  Окрепнуть  Промокнуть  Намокнуть и пр. 

Сох  Просох  Замерз  Окреп  Промок  Намок 

4) Образование формы будущего времени    Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.   5) Образование формы настоящего времени   ездить  лазить  попробовать  печь  беречь  хотеть  полоскать  махать ездим  лазим  попробуем  печем  бережем  хотим  полощем  машем

4) Образование формы будущего времени Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5) Образование формы настоящего времени

ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать

ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем

Как готовиться к заданию А3?

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.

Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning 

А3. Формы существительных

  • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
  • административные округа или административные округи
  • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
  • белых гольфов или белых гольф
  • быстроходные катеры или быстроходные катера
  • Виктора Кулик или Виктора Кулика
  • все возраста или все возрасты
  • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
  • демократичные директора или демократичные директоры
  • десять ампер или десять амперов
  • десять вольтов или десять вольт
  • детских ботинков или детских ботинок
  • долгих раздумий или долгих раздумьев
  • домашних тапочек или домашних тапочков
  • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
  • крупных яблоков или крупных яблок
  • крыловских басен или крыловских басней
  • лучшие профессора или лучшие профессоры
  • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
  • молодые инженеры или молодые инженера
  • морские порты или морские порта
  • мягких тапок или мягких тапков
  • нарядных туфлей или нарядных туфель
  • новые ордеры или новые ордера
  • отличные лектора или отличные лекторы
  • отряд партизан или отряд партизанов
  • очередные отпуски или очередные отпуска
  • пара полотенец или пара полотенцев
  • парламентские выборы или парламентские выбора
  • плохие повары или плохие повара
  • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
  • резиновых галошей или резиновых галош
  • рота солдатов или рота солдат
  • свежие торты или свежие торта
  • сладких апельсинов или сладких апельсин
  • смелые офицеры или смелые офицера
  • спелых помидор или спелых помидоров
  • старые сторожа или старые сторожи
  • старые Сухуми или старый Сухуми
  • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
  • тёмных носков или тёмных носок
  • тёплых чулок или тёплых чулков
  • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
  • футбольные тренеры или футбольные тренера
  • шампунь хорошая или шампунь хороший
  • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
  • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
  • эффективные кремы или эффективные крема

Правильные ответы:

  1. абхазских мандаринов
  2. административные округа
  3. бабушкиных валенок
  4. белых гольфов
  5. быстроходные катера
  6. Виктора Кулика
  7. все возрасты
  8. двести двадцать ватт
  9. демократичные директора
  10. десять ампер
  11. десять вольт
  12. детских ботинок
  13. долгих раздумий
  14. домашних тапочек
  15. зачитываться Дюма
  16. крупных яблок
  17. крыловских басен
  18. лучшие профессора
  19. Миссисипи широкая
  20. молодые инженеры
  21. морские порты
  22. мягких тапок
  23. нарядных туфель
  24. новые ордера
  25. отличные лекторы
  26. отряд партизан
  27. очередные отпуска
  28. пара полотенец
  29. парламентские выборы
  30. плохие повара
  31. поэзия Шевченко
  32. резиновых галош
  33. рота солдат
  34. свежие торты
  35. сладких апельсинов
  36. смелые офицеры
  37. спелых помидоров
  38. старые сторожа
  39. старый Сухуми
  40. талантливые конструкторы
  41. тёмных носков
  42. тёплых чулок
  43. фарфоровых блюдец
  44. футбольные тренеры
  45. шампунь хороший
  46. шимпанзе весёлый
  47. эскадрон гусар
  48. эффективные кремы

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Образование мн.ч.: 

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
возрасты, выборы, порты, кремы, торты; 
директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
округа, ордера, катера, отпуска.

Образование форм Р.п. мн.ч.:

помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
пара полотенец,  чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, раздумий.

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто.

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

А3. Формы прилагательных

Как ты говоришь?

  • более старше или более старший
  • более выше или более высокий
  • более выше или выше
  • более старше или старше
  • красивше или красивее
  • менее страшнее или менее страшный
  • менее чётче или менее чёткий
  • самый красивейший или красивейший
  • самый красивейший или самый красивый
  • самый любимейший или самый любимый
  • самый новейший или новейший
  • самый новейший или самый новый
  • самый старейший или самый старый
  • самый старейший или старейший

Правильные ответы:

  1. более старший
  2. более высокий
  3. выше
  4. старше
  5. красивее
  6. менее страшный
  7. менее чёткий
  8. красивейший
  9. самый красивый
  10. самый любимый
  11. новейший
  12. самый новый
  13. самый старый
  14. старейший

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка.

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже

А3. Формы числительных

Как ты говоришь?

  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти или восемьдесяти
  • два седьмых или две седьмых
  • двое сестёр или две сестры
  • к полтора часам или к полутора часам
  • к трём пятым или к трём пятых
  • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
  • от обоих сестёр или от обеих сестёр
  • пятеро дней или пять дней
  • пятидесятью или пятьюдесятью
  • пятистами или пятьюстами
  • пятидесяти или пятьюдесяти
  • тремя пятых или тремя пятыми
  • три пятым или три пятых
  • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят или три котята
  • трое собак или три собаки
  • шестьюстами или шестистами
  • нас двоих или нас двух
  • нас обоих или нас двух

Правильные ответы:

  1. в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
  2. восьмидесяти
  3. две седьмых
  4. две сестры
  5. к полутора часам
  6. к трём пятым
  7. от обоих мальчиков
  8. от обеих сестёр
  9. пять дней
  10. пятьюдесятью
  11. пятьюстами
  12. пятидесяти
  13. тремя пятыми
  14. три пятых
  15. тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  16. трое котят
  17. три собаки
  18. шестьюстами
  19. нас двоих
  20. нас обоих

Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема 

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью. 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

А3. Формы местоимений

Как ты говоришь?

  • Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
  • Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
  • Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
  • Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
  • Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
  • У неё трое детей. или У ней трое детей.
  • Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
  • Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда

Правильные ответы:

  1. Мы сдаём экзамен после них.
  2. Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
  3. Сколько книг у тебя не было?
  4. Среди них не было моего сына.
  5. Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
  6. У неё трое детей.
  7. Учительница довольна ею.
  8. Я забыл код их подъезда.

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

* Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

 Примечание:

В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.

без него, для него, к ней, перед ней

внутри её, внутри его, вне её, вне его

     Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.

     Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного,  например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

     Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

     Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.

     Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (

(Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)

А3. Формы глаголов

Как ты говоришь?

  • встретились или встретилися
  • делающий или сделающий
  • ехай или поезжай
  • ляжь или ляг
  • махаю или машу
  • машущий или махающий
  • отъедь или отъезжай
  • поезжай или едь
  • поинтересующийся или интересующийся
  • поклади или положи
  • положи или положь
  • положущий или кладущий
  • полоскаю или полощу
  • полоскающий или полощущий
  • пробоваем или пробуем
  • разъехайтесь или разъезжайтесь
  • хотелось или хотелося
  • хотят или хочут
  • хочущий или хотящий

Правильные ответы:

  1. встретились
  2. делающий
  3. поезжай
  4. ляг
  5. машу
  6. машущий
  7. отъезжай
  8. поезжай
  9. интересующийся
  10. положи
  11. положи
  12. кладущий
  13. полощу
  14. полощущий
  15. пробуем
  16. разъезжайтесь
  17. хотелось
  18. хотят
  19. хотящий

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование личных форм:

Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом — грубая ошибка).

 
3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.

4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих

Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

5. Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

6. Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

А3. Наречия

Как ты говоришь?

  • красивше или красивее
  • красивее или красившее
  • лучше или лучшее
  • лучше или хорошее
  • открыть внутрь или открыть вовнутрь
  • разделить пополам или разделить напополам
  • вряд ли я смогу или навряд ли я смогу
  • хуже или хужее
  • плоше или хуже
  • тяжелее или тяжельше

Правильные ответы:

  1. красивее
  2. красивее
  3. лучше
  4. лучше
  5. открыть внутрь
  6. разделить пополам
  7. вряд ли я смогу
  8. хуже
  9. хуже
  10. тяжелее

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо — хуже, красиво- краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Смотрите также

  • Урок 1.
  • Урок 6.
  • Урок 2.
  • Урок 4.
  • Урок 7.
  • Урок 8.
  • Урок 1.
  • Урок 12.
  • Урок 17.
  • Урок 5.
  • Главная
  • ЕГЭ. Теория по векам. Правители
  • Советская Россия
  • История ЕГЭ Теория
  • ЕГЭ. История. Денежные реформы в истории России
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Задание № 7. Ошибки в образовании форм слова

Форма слова – это морфологическая разновидность слова, в которой заключён ряд грамматических значений, свойственных именно данной части речи.

На ЕГЭ по русскому языку задание № 6 будет связано со словоформами, в которых заключены грамматические непостоянные признаки частей речи, ведь именно в их употреблении и допускаются ошибки. По форме слова мы можем определить :

  • у существительных – число, падеж

  • у прилагательных — род, число, падеж

  • — у глаголов — время, лицо ( в настоящем и будущем времени), род ( в единственном числе прошедшего времени)

  • — у местоимений — род, число, падеж ( данные признаки есть не у всех разрядов местоимений)

  • — у числительных — род ( у порядковых числительных), число , падеж.

Неизменяемые слова — наречия, деепричастия, слова состояния, инфинитив — не имеют форм слова. Они всегда стоят в исходной форме, так как не изменяются вообще. У них нет окончания, даже нулевого.

Как определить форму слова?

Форму слова можно определить по окончанию

Например:

  • Дома- дома — дому. Форма падежа определяется по окончанию существительного.

  • Красивая – красивый – красивое. Форма рода определяется у прилагательного по окончанию.

  • Рисует — рисуете- рисуем. Форма лица глагола тоже определяется по окончанию.

Сложность заключается в том, что в речи могут допускаться ошибки в образовании форм слова. Поэтому на ЕГЭ и будет задание № 6, цель которого — проверить знания и умения учащихся в образовании форм слова. Необходимо будет найти такое словосочетание, в котором одно из слов употреблено в неправильной форме.

Типичные ошибки в образовании форм слова:

      1. Имя существительное:

  • именительный падеж множественного числа (купол – купола, диспетчер – диспетчеры)

  • родительный падеж множественного числа (нет яблок, апельсинов, ватт, сапог, чулок, одеялец, вафель, застолий, спален, граммов)

    2. Имя прилагательное:

  • Образование степеней сравнения (более красивый, самый красивый)

    3. Имя числительное:

  • склонение числительных

  • сочетание числительных с существительными

      4.Имя местоимение:

  • образование некоторых форм личных и притяжательных местоимений.

      5.Глагол:

  • образование повелительного наклонения некоторых глаголов (поезжайте, лазайте).

  • Некоторые трудные случаи употребления глаголов. Так часть глаголов не имеет форму

1 лица, ед. числа: победить, убедить, подтвердить, пылесосить. А глагол класть всегда употребляется без приставки клади). Глаголы же положить, выложить, уложить, сложить – только с приставкой.

Чтобы подготовиться к выполнению данного задания, необходимо разобраться в вышеперечисленных правилах, выучить их, выполнять как можно больше тестовых заданий. И тогда у вас обязательно всё получится.

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка образования формы слова ездит
  • Ошибка образования слова нет мест
  • Ошибка образование формы слова молодые офицеры
  • Ошибка образного периода что это
  • Ошибка образа на виртуальную машину