- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В нем автор во всех красках передал жизнь России того времени. Главным действующим лицом романа является Илья Ильич Обломов – человек ленивый и мечтательный. Его любимое место в доме – диван, на котором он готов лежать сутки напролет, а все его мечты его сводятся к тому, чтобы все дела решались сами собой. Ничто не может заставить его превозмочь свою лень. С помощью этого персонажа и его обыденной жизни, автор знакомит читателей с особенностями русской жизни того времени.
Вполне можно сказать, что герой страдает от недуга, имя которому Обломовщина. Главные симптомы этой болезни – равнодушие и абсолютное бездействие. Обломовщина – порождение страха перед будущим и боязни перемен. С самого детства его слишком опекали и чрезмерно заботились, стараясь уберечь от всего на свете. Любая его инициатива пресекалась. Это и породило в нем подобное отношение к жизни.
Он не в чем не хочет принимать участия, его никто и ничто не интересует. Его мягкотелость сказывается даже на внешности. Он бы с радостью никогда не вылезал из своего любимого широкого восточного халата. Любое движение, будь оно волевое или физическое давалось ему с огромным трудом. Обломов с детства был приучен ничего не делать самостоятельно, поэтому его делами занимаются либо управляющий, который то и дело обманывает его либо слуга Захар.
Идеальная жизнь Обломова заключалась в тихой и размеренной жизни в поместье, еде, семейных прогулках, встречах и беседах с друзьями.
В каком – то смысле Обломов был лишним человеком, ведь его образ жизни не укладывался в общепринятые рамки. Это был его личный выбор. Порой казалось, что он и вовсе превратился в растение. Его все устраивало, он не хотел ничего менять. Но все это не так трагично, как, то, что Обломов так и смог найти в жизни смысл. Не в чем он не смог найти себя. Светская жизнь казалось ему слишком бездуховной и холодной, служба оказалась рутинной бумажной работой.
Лишь однажды Обломов будто очнулся ото сна. Случилось это, когда в его жизни появилась Ольга и он понял, что полюбил. Но даже ей не удалось его изменить, даже любовь не была способна перевернуть его взгляд на мир.
Настоящая трагедия его жизни – это желание постоянно пребывать в состоянии покоя и бездействия, не принимать никаких решений, избегать ответственности и полная отрешенность от всего. Сам по себе Обломов не плохой человек, но своего места в жизни найти так и не сумел. Корень проблемы заключался в воспитании, ведь возможно, будь он воспитан иначе его жизнь и отношения с Ольгой сложились бы по – другому.
2 вариант рассуждения
Самого начала произведения становится понятно, что Обломов Илья Ильич, является помещиком, при всём этом достаточно молодым, исходя из описания, можно понять, что ему примерно от 30 до 32 лет. Но, несмотря на свои молодые года, его жизнь не является разнообразной и интересной, наоборот всё, что его интересует это еда и сон. Главными вопросами на повестке каждого дня, были — что поесть и как отдохнуть.
Возможно, если бы детство Илья Ильича было иным, он вырос бы совершенно другим человеком. С самого детства родители любили, опекали, не давали делать ребёнку то чего он так хотел, бегать, резвиться и много двигаться. Именно поэтому вокруг него была всегда много слуг, которые готовы были выполнить любое его пожелание, одеться, умыться, причесаться, принести, поесть. Всё чего бы он не захотел, у него было, именно поэтому он вырос таким ленивым.
Время шло, и те положительные черты, качества которые имел ребёнок, с годами исчезли, на их место пришла лень и желание отдохнуть. С самого утра он нежиться в постели, и ничего не делая, мечтает только об одном, как сделать так, чтобы всё работало само и ему не надо было, ничего контролировать. Из-за его бездействия, его жизнь изменилась до неузнаваемости, он стал отрицательно относиться к людям и любому движению которое ему необходимо было сделать. То, что являлось обычным для каждого человека: убраться дома приготовить еду, для него, это были слишком тяжёлые дела. Именно в этом и состоит, его главная трагедия жизни.
Со временем, появилось высказывание обломовщина, я это означало абсолютная бездействия, лень, нежелание что-либо делать. Так и проходила жизнь главного героя, Обломова. Из-за своего абсолютного ни желания двигаться и встать с кровати, он не видел жизни и то как она прекрасна. Конечно иногда возникали мысли, что он может встать и начать что-либо делать, однако это лишь мечты и мысли.
Чтобы как-то вытащить своего героя из данного состояния, автор решает привнести в его жизнь любовь к Ольге. Возможно если бы его детство прошло иначе, у него было бы больше уверенности в своих силах и он смог бы побороть такое своё состояние, но нежелание меняться, не дают ему полностью отдаться любви, даже она не помогла ему изменится.
Сочинение Трагедия жизни Обломова
Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.
Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.
Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?
Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.
10 класс
«Обломов» — это роман Ивана Александровича Гончарова, написанный в середине XIX века. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, изображен как человек, который не может принять активное участие в жизни и предпочитает спокойную и безмятежную жизнь.
Трагедия жизни Обломова заключается в том, что он проживает свою жизнь без каких-либо целей, мечтаний и стремлений. Он проводит большую часть времени в постели или на диване, думая о своих проблемах и не находя сил для изменения своей жизни. Он не работает, не учится и не общается с окружающими людьми. В результате, он становится социальным отщепенцем, которого никто не понимает и не уважает.
Трагический конец Обломова заключается в том, что он понимает, что его жизнь была бесцельной и пустой, и что он потерял возможность наслаждаться жизнью и быть счастливым. К тому же, он не успел достичь каких-либо значимых результатов и оставил после себя только пустоту.
Гончаров, используя Обломова как символический образ, критикует бездействие и леность, которые приводят к потере возможностей и неудачам в жизни. Трагедия Обломова напоминает нам о том, что нужно находить цели и стремиться к ним, чтобы жизнь имела смысл и была полна радости и удовлетворения.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Популярные сегодня темы
- План рассказа Главный инженер Пантелеева 4 класс
Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то
- Характеристика и образ Хлестакова в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс
Главным критиком морально — нравственных устоев российской действительности, на все времена, является Н.В.Гоголь. Что он и доказал, написав бессмертную комедию «Ревизор»
- Сочинение на тему Моральные аксиомы
На сегодняшний день немногие люди ставят на первое место воспитание в себе ценностей, таких как моральные. Одни пренебрегают их значимостью, другие вообще не подозревают об их существовании
- Главные герои рассказа Телеграмма Паустовского (характеристика)
Паустовский написал замечательный рассказ, который называется Телеграмма. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку
- Почему нужно анализировать свои ошибки сочинение рассуждение
Каждый имеет право на ошибку. И это высказывание верное. Не всегда возможно поступить с первого раза правильно, если сомневаешься в выборе действия. Ошибки учат, они дают бесценный опыт.
В чем состоит трагедия жизни Обломова
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
Выводы
Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.
Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Зикруллох Обидходжаев
14/19
-
Вячеслав Сергейчев
19/19
-
Мисак Хананян
15/19
-
Юрий Видманов
19/19
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
У него не было как таковых ошибок. Просто он был таким человеком, который был во первых сильно ранимым, а во вторых, ему просто не хватало энергии, для того что бы жить в этом мире. Плюс к этому, у него даже и стимула, для того что бы жить не было. Все потому что любви в позднем возрасте у него не было, а вся эта светская сута, его предельно тяготила.
Однако при всем при этом, это был добрый и светлый человек, то есть как считают продвинутые критики, у него была чистая душа и сердце. Просто глубину духовного мира человека, в этом мире как правило никто не ценит, а добрых людей, порой и даже очень часто, считают ненужными и слабыми.
0
В чем проявляются ошибки жизни Обломова?
2 ответа:
1
0
У него не было как таковых ошибок. Просто он был таким человеком, который был во первых сильно ранимым, а во вторых, ему просто не хватало энергии, для того что бы жить в этом мире. Плюс к этому, у него даже и стимула, для того что бы жить не было. Все потому что любви в позднем возрасте у него не было, а вся эта светская сута, его предельно тяготила.
Однако при всем при этом, это был добрый и светлый человек, то есть как считают продвинутые критики, у него была чистая душа и сердце. Просто глубину духовного мира человека, в этом мире как правило никто не ценит, а добрых людей, порой и даже очень часто, считают ненужными и слабыми.
0
0
«Не ошибается тот, кто ничего не делает»))) Но ничего не делать тоже ошибка)))
Ну с наверное любовь с Ольгой была ошибкой. То что из родной деревни уехал — тоже.
Ах, да он еще на службе отправил важную бумагу вместо Астрахани — в Архангельск, после этого и уволился. Вот и все ошибки наверное…
Еще он имел обыкновение подписывать не читая — это тоже ошибочно.
Читайте также
На мой взгляд — полная ерунда. Смайлы призваны выражать наши эмоции в виртуальной среде. Ведь по другому мы это никак не сделаем. В роботов, скорей всего нас превратят эти гаджеты и компьютеры и смайлы нам уже не помогут.
Эта наука одновременно и проста и глубока. Дело в том, что мы научаемся воспринимать мир не таким, каков он есть довольно рано, еще до рождения, или в его момент. Именно тогда каждый из нас претерпевает свое изгнание из рая. Когда-то мир для нас был целостным и мы даже не были его частью, мы были неотделимы от него, мы были этим миром в раю материнской утробы. И вдруг что-то меняется: то что было миром вдруг ополчается на нас и изгоняет нас от туда, где было хорошо. Так для нас мир навсегда становится разделен на «было» и «стало»- так появляется время, на было «хорошо», стало «плохо» — так появляется познание добра и зла, правильного и неправильного, плюса и минуса, инь и янь. С этого первородного момента наш ум — князь вновь созданного мира начинает кромсать мир на множество половинок. На самом деле мир так и остался целостным, а ум лишь дробит сознание на кучу квантов. Так появляется наше «Я» и отделяется от мира. Это я начинает идентифицировать себя с разными смыслами: я — мужчина, я — сын, я-пассажир, я — ученик, я — профессионал. Так появляется наша личность, как совокупность идентификаций со смыслами.
Однако смыслы из пустоты появляются не одни. Они появляются вместе со своими противоположностями. Так, например если я — мужчина, то одновременно появляется женское и это «не я», если я профессионал, то не профессионал — это «не я». И эти противоположности мы вытесняем в область, с которой нашему «Я» не хочется встречаться. Фрейд назвал эту область «подсознание», или «бессознательное».
Чем большим значением мы нагружаем наши «я», тем большим значением автоматически нагружены наши «не я» и они начинают друг к другу притягиваться как разноименные заряженные частицы. Так если мы любим порядок, то как на зло вокруг нас вдруг появляется столько бардака, каждая пылинка нас так раздражает, что хоть святых вон выноси. Или если мы считаем себя умными, то почему-то жизнь всё время нам на зло доказывает, что мы — идиоты. Если мы считаем себя мирными людьми, то почему-то вокруг образовывается куча врагов, к которым у нас так и чешутся кулаки. Мы тратим кучу энергии, на то, чтобы поддерживать этот хрупкий потенциал, чтобы отделить сознание от бессознательного.
Мы так устаем от этой работы по поддержанию этого потенциала, что в один прекрасный момент мы начинаем сдавать позиции и наши «Я» с нашими «не Я» начинают сталкиваться и как при аннигиляции частицы и античастицы выделяется энергия, которую мы ощущаем как благодать, или прану, или ци (смотря в какой культуре мы выросли). И в нас образуется наконец (и снова) область восприятия мира таким, каков он есть — область естественной мудрости, область таковости, или «И так тоже».
Так начинается наш духовный путь — путь, на котором нашей личности и нашему «Я» суждено исчезнуть и раствориться в мире. Где о нашем «я» ни мы, ни кто-либо еще не сможет сказать ничего определенного. Как до сих пор никто с точностью не может сказать ничего определенного про тех, кого называют святыми, просветленными. В них лишь верят, как в легенду. Именно в этой области мы способны воспринимать других такими, какими они есть и мы видим именно их «таковую» же область. Поэтому для Иешуа Ганоцри все люди — добрые.
Есть множество путей, учений, техник, которые принципиально расширяют эту область таковости. Я избрал одну из самых простых — наблюдение за естественным дыханием. Дух мне помогает. Поэтому мне легче воспринять другого, ведь он тоже дышит, хотя бы это между нами общее, и всегда есть ритм для сонастройки.
Доброго вам времени суток!
Тайна тайне рознь. Есть вещи, в которых я никогда не признаюсь, не только своему будущему ребенку, когда у меня будут детки, но и любому другому человеку. У меня даже нет никакого желания на смертном одре каяться в грехах постороннему человеку. Есть я и Высшая сущность, которой известны все мои дела. Посредники нам не нужны. Что касается ребенка, то в каждом возрасте у него/у нее, если это моя доченька, свое понимание окружающего мира. Вы сами догадаетесь, что рассказывать маленьким детям, что нет Деда Мороза(Санта Клауса) и Снегурочки, а также любимых персонажей из мультиков — это разрушить их мир. Не стану посвящать малолеток в вопросы касательно секса, смерти и ряда других. Вы отличный вопрос поставили. Я полагаю, что так мало отвечающих, поскольку все мы стараемся не говорить всю правду о себе. Тем не менее, бывают ситуации, в которых человеку ставится выбор, либо открыть некий неприглядный секрет, либо потерять, того, кто дорог. Взглядом с этой позиции я бы вам ответила так, что поделилась бы всем самым сокровенным, призналась бы во всех своих грехах и грешках, коль на кону стояла бы жизнь моего ребенка. Вывернулась бы наизнанку ради благополучия сына или дочки. Потому не считаю, что потенциально смогу решиться удержать какую-то тайну, несмотря ни на что.
Я никогда не признаюсь, в каком возрасте я потеряла невинность. Это очень личная тема и я не готова ее обсуждать даже со своей мамой, которой я доверяю практически все свои размышления и тайны. А ещё я не признаюсь о том, что мой муж иногда нелестно высказывается по поводу поведения родителей. Пусть они думают, что у них золотой зять.
Для меня самое страшное произошло 9 лет назад, когда мама призналась, что у нее рак. не знаю, можно ли это назвать признанием, она сама до последнего надеялась, что это не так, но после этого признания через 1,5 месяца ее не стало (рак был в последней стадии) и теперь это самое страшное воспоминание. А в детстве и подростковом возрасте самыми страшными признаниями родителей я бы считала признание, что они разводятся или то, что они мне не родные.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» заставляет задуматься о смысле жизни и о том, как следует ее прожить, чтобы человек не чувствовал сожалений.
В начале романа Обломову всего 33 года, но он уже ощущает, что многое в его жизни потеряно, недоступно, утрачено. В чем же трагедия жизни героя?
Обломов – удивительный персонаж в русской литературе. Большую часть времени он лежит и мечтает, его жизнь не богата событиями и действиями, но он становится центром повествования. Автор показывает, как герой предается иллюзиям и становится неспособным даже на простые действия, полностью отрываясь от реальности. Для него проблематично все: скорый переезд, разговор с хозяином квартиры, посещение своего поместья, в котором дела идут все хуже. Обломов упускает возможности, теряет доход и контакты с людьми, но это его не тревожит. Ему обидно тратить свои усилия и время на такие «мелочи жизни». По его мнению, грандиозные планы по переустройству усадьбы – это достойные занятия. Беда только, что они так и остаются нереализованными.
Штольцу на правах друга удается иногда вытаскивать Обломова из квартиры. А у Ольги получается вдохновить Илью на то, чтобы начать ту жизнь, в которой он достигает целей и реализует мечты. Несколько месяцев общения с Ольгой преображают Обломова – он неожиданно оказывается влюбленным, деятельным и активным. Но чем ближе подступает проза жизни, тем больше Обломов хочет вернуться к привычному избеганию. Женитьба оказывается не таким уж простым делом, Обломову необходимо разбираться с финансами и поместьем. Это пугает его нежную мечтательную натуру, и он начинает откладывать важные решения. Это приводит к расставанию и горькому разочарованию для обоих.
Трагедия жизни Обломова – в том, что он остался в зачарованном кругу своих мечтаний и ничего не сумел воплотить. Мечтал о многом, видел себя героем и почетным членом общества, но так и пролежал на диване, строя планы. В какой-то момент к Обломову пришло жестокое осознание того, как бесцельно он живет. Последние годы его жизни были омрачены этими тягостными мыслями, но он больше не стал пытаться изменить свою жизнь.