Ошибка на пропуски букв искажение замена букв


Выступление на методическом объединении учителей начальной школыТема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.Учитель: Соловьева Ирина Владимировна.2013-2014 уч. годПисьмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т.е. слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении.Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.Чаще всего с проблемами дислексии и дисграфии у детей занятия проводит логопед. Если занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия. Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять. В рамках общеобразовательной школы причины возникновения и коррекцию дисграфии у учащихся проводит сам учитель.Без выявления причин, вызывающих трудности в овладении навыком грамотного письма невозможна эффективная работа по их преодолению.Н.П. Локалова выделяет основные группы трудностей при обучении школьников грамотному письму и их психологические причины и представляет психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей.Данные таблицы помогут учителю:1. определить причины трудностей в усвоении знаний и формировании навыков грамотного письма;2. выбрать нужные для устранения трудностей задания и упражнения, предложенные в разработанном курсе «Учись писать грамотно», интегрировать, дополнить и варьировать эти упражнения в работе. ^ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.


Педагогическая типология трудностей.


Педагогическая симптоматика


Психологические причины 

трудностей


1.Несформирован-ность умений и навыков.

2. Несформирован-ность граммати-ческих понятий.


1.Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., «зуки» вместо «жуки»,

«шапаги» вместо «сапоги», «панка» вместо «банка»)

2.Пропуск букв и слогов, недопи-сывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «красны» вместо «красный»)

3.Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., «васелки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь»,

«смали» вместо «смяли»)

4.Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

5.Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.

Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных.

6.Затруднение при определении последовательности звуков в слове.

7.Неразличие при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т и др.)

8.Лишняя вставка букв, удваивание букв (напр., «тарава» вместо «трава»)

9.Перестановка букв и слогов в словах (напр. «звял» вместо «взял»)

10. «Зеркальное» написание букв, неузнавание букв.

11.Замена букв по пространствен-ному сходству (с-е, д-б, н-п, и-п)

12.Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, затрудне-ния при усвоении правильного начертания букв, наклон. Искажение почерка (нестабиль-ность графических форм) Тремор(дрожание руки)

13.Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку. 

14.Очень медленный темп письма.

15.Списывает с ошибками с доски.

16.Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи(звуков, слов, предложений).

17.Появление или возрастание ошибок к концу работы.

18.Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества элементов букв)

19.Затруднение в употреблении заглавной буквы. Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений.


Недоразвитие фонетико- фонематического анализа

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания.

Не усвоены правила правописания.

Недостаточность звукобуквенного анализа.

Неустойчивость внимания.

Сниженная работоспособность.

Недостатки в развитии фонетико – фонематического анализа.

Не усвоены правила правописания.

Несформированность фонетико-фонематического анализа.

Недостаточность развития анализа пространственных отношений.

Недостатки в развитии вербального анализа.

Несформированность понятия числа.

Недоразвитие фонетико- фонематического анализа.

Недостатки в развитии звукового анализа.

Слабое развитие слуховой памяти.

Недостаточность зрительного анализа.

Несформированность навыков каллиграфии.

Неустойчивость произвольного внимания.

Несформированность звуко-буквенного анализа.

Недостаточность зрительного анализа.

Недостаточность звуко-буквенного анализа.

Неустойчивость произвольного внимания.

Недостаточность зрительного анализа.

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы.

Недостаточность зрительного анализа.

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

Не сформированы зрительно- двигательные координации.

Слабо развита мелкая моторика рук.

Несформированность дифференци-рованных зрительных образов букв.

Недоразвитие макро- и микромоторики.

Неумение дифференцировать мышечные усилия.

Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности.

Несформированность зрительно- двигательных координаций.

Недостаточное развитие микромоторики. Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов.

Несформированность процессов зрительного анализа.

Неустойчивость произвольного внимания.

Неумение поэлементарно воспроизводить образец.

Недоразвитие кратковременной памяти.

Недостаточное владение произвольным запоминанием.

Поверхностная обработка материала при запоминании.

Недостатки в развитии произвольного внимания.

Постепенное ослабление самоконтроля.

Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции.

Ослабление процессов произвольного внимания.

Астеническое состояние.

Недостаточность зрительного анализа.

Инерция возбудительного процесса или преждевременная заторможенность.

Недостаточное развитие вербального анализа. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности. Не усвоено правило.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения. Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно. Неречевая симптоматика дисграфии.У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля…
Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой композиторов.Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. 
^

Дисграфия и специфические ошибки при дисграфии.

Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» — писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме1.Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:Акустический (услышать и выделить звук). Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков). Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки). Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил. При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.Специфические нарушения письма у детей, с точки зрения отечественных авторов, подразделяются на две формы: дисграфию, проявляющуюся в нарушении фонематического принципа написания, и дизорфографию, которая связана с трудностями усвоения морфологического и традиционного принципов правописания (Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.)2.Дисграфия представляет собой нарушение преимущественно фонематического принципа правописания (делка – белка, торога – дорога, на деревах – на деревьях).Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (Р.И. Лалаева); специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил (Л.Г. Парамонова), нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа (А.Н. Корнев).Эти два нарушения письменной речи тесно связаны между собой, имеют в своей основе единый механизм – несформированность языкового (речевого) развития. У детей с дисграфией выявляется большое количество стойких орфографических ошибок.Рассмотрим специфические ошибки при дисграфии.Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит нарушение фонемного распознавания (умение дифференциации) фонем родного языка. Чаще на письме  смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т). Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др. Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.). Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня. Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.У детей с описанными выше нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.Различают следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграматическую, оптическую.^ 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи.Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.^ 2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия.Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т, ч – щ, ц – т, ц – с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении,^ 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).^ 4. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яковлева)3. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.^ 5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1228/d-1227747/1227747_html_2df1c65b.jpg
^

Рекомендации по коррекции дисграфии у детей.

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия? Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:^ Упражнение «Корректурная правка».Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минуты работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. «Пишем вслух». Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ищо адин чризвычаина важный прейом»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным ло*шка.На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно прибегают к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.^ Ищем «случайные» ошибки.Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста с помощью карточки- памятки. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей.ПамяткаПроверь свою работуПроверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:


  • Не пропустил ли ты букву?

  • Не добавил ли лишнюю букву?

  • Не написал ли вместо одной буквы другую?

  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?


Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!Упражнение « Собери слова из звуков».Упражнение направлено на концентрацию слухового внимания, т.е. умение работать «с голоса» учителя, не отрывая взгляда от строки, следуя общему темпу работы. Дети каждое слово записывают в транскрипционные скобки.«Самый зоркий» Посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради (можно использовать словарные слова).Время экспозиции карточки – не более 2 секунд.Пример: набор карточек – знакомые детям слова из 4-16 букв.Йод, автомобиль, яблоко, карандаш. Я иду. Дай мне! Птица летит. Что делать?«Напиши буквы разным цветом»Запись под диктовку слов с буквами Ш и Щ, обозначить тв. согл. Синим карандашом, а мягк. согл. – зеленым.В работе по предупреждению дисграфии целесообразно проводить в начале урока минуты чистописания. С повторением написания букв, их соединений, выполнять непрерывные линии из элементов букв.Писать слова и предложения с подробным комментарием работы над ними (границы предложения, изученные правописания, буквосочетания, « опасные места»).Выполнять запись слов и предложений с проговариванием и последующей проверкой написанного.ЗАКЛЮЧЕНИЕПисьменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Дисграфия– неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.Дисграфия – нарушение письма, сопровождаемое заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Обусловлено нарушением системы речевой в целом. Рассматривается как симптом при алалии, при разных форм афазий, при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность слуха фонематического и затруднения в произношении, кои препятствуют овладению фонематическим составом слова. Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.Предрасположенность к дисграфии определяется в возрасте 4–5 лет. Выявление уже имеющейся, скрытой или явной дисграфии возможно в любом возрасте. Дисграфию можно скорректировать путем специальных упражнений в чтении и письме. Полностью устранить дисграфию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.

Причины замены и пропуска букв на письме Работу выполнили обучающиеся 3 класса Б Классный руководитель: Щербакова О.Н.

Причины замены и пропуска букв на письме

Работу выполнили обучающиеся 3 класса Б

Классный руководитель: Щербакова О.Н.

Почему же так случилось? ло ж ка – ло д ка в рачи – г рачи кры с а – кры ш а б очки – д очки ко т ёл – ко з ёл ко ш ки - ко ч ки

Почему же так случилось?

  • ло ж ка – ло д ка
  • в рачи – г рачи
  • кры с а – кры ш а
  • б очки – д очки
  • ко т ёл – ко з ёл
  • ко ш ки — ко ч ки

Часто буквы на письме мы теряем где-то…  Пропускаем их в тетрадях, делаем замены.

Часто буквы на письме мы теряем где-то… Пропускаем их в тетрадях, делаем замены.

 Мы решили посчитать,  Сколько в классе нашем  Пропадает букв, слогов  Из наших тетрадок.     Цель: Выявить причины пропуска и замены букв в словах и методы их устранения Задачи: 1. Проанализировать частоту пропуска и замены букв, встречающихся в письменных работах. 2. Познакомиться с приемами работы по устранению таких ошибок. 3. Выработать алгоритм списывания слов и предложений.

Мы решили посчитать, Сколько в классе нашем Пропадает букв, слогов Из наших тетрадок.

Цель: Выявить причины пропуска и замены букв в словах и методы их устранения

Задачи:

  • 1. Проанализировать частоту пропуска и замены букв, встречающихся в письменных работах.
  • 2. Познакомиться с приемами работы по устранению таких ошибок.
  • 3. Выработать алгоритм списывания слов и предложений.

Анализ ошибок  Провели работу мы важную, большую.  Результат её покажем, все причины вам укажем.

Анализ ошибок Провели работу мы важную, большую. Результат её покажем, все причины вам укажем.

Всего ошибок 1 уч. 9 2 уч. Пропуск букв Замена букв - 14 3 уч. 4 уч. 3 - 59 102 2 2 5 уч. 6 8 19 6 уч. 2 14 7 7 уч. 6 - 37 8 уч. 2 1 11 9 уч. 12 7 - 10 уч. 11 уч. 8 3 - - - 12 уч. 7 13 уч. 42 1 - 1 14 уч. 2 26 17 15 уч. 3 5 6 1 4 16 уч. 6 1 4 17 уч. 18 уч. - - 9 19 уч. 9 1 - - 1 12 20 уч. - - 7 2 1 - Ошибок на замену и пропуск букв не сделали только 2 человека. Делают такие ошибки редко – 11 чел. Допускают их часто – 7 чел.

Всего ошибок

1 уч.

9

2 уч.

Пропуск букв

Замена букв

14

3 уч.

4 уч.

3

59

102

2

2

5 уч.

6

8

19

6 уч.

2

14

7

7 уч.

6

37

8 уч.

2

1

11

9 уч.

12

7

10 уч.

11 уч.

8

3

12 уч.

7

13 уч.

42

1

1

14 уч.

2

26

17

15 уч.

3

5

6

1

4

16 уч.

6

1

4

17 уч.

18 уч.

9

19 уч.

9

1

1

12

20 уч.

7

2

1

  • Ошибок на замену и пропуск букв не сделали только 2 человека.
  • Делают такие ошибки редко – 11 чел.
  • Допускают их часто – 7 чел.

Как часто мы допускаем пропуск и замену букв в словах?  - пропуск букв   - замена букв   - другие ошибки

Как часто мы допускаем пропуск и замену букв в словах?

— пропуск букв

— замена букв

— другие ошибки

Причины замены и пропуска букв Невнимательность наход я - наход ят  Непонимание смысла слова  во хоро м - во рохо м или неправильное произношение Недописывание элементов похожих по написанию букв п о рнатые - п е рнатые Незнание орфографических правил с ет ябрь  -  с ент ябрь ш и ба - ш у ба  ти ш - ти шь сжа ли сь - сжа лили сь п ишь - т ишь коша чи х - коша чьи х тра н вай - тра м вай широка л - широка я о шб ка - о шиб ка гру сн ый - гру стн ый цвет ь - цвет ы анг лис кий -анг лийс кий  саза м ы - саза н ы нере т ко - нере д ко нас и пали-нас ы пали отк уа - отк уда па с ажир - па сс ажир

Причины замены и пропуска букв

Невнимательность

наход я — наход ят

Непонимание смысла слова

во хоро м — во рохо м

или неправильное произношение

Недописывание элементов похожих по написанию букв

п о рнатые — п е рнатые

Незнание орфографических правил

с ет ябрь с ент ябрь

ш и ба — ш у ба

ти ш — ти шь

сжа ли сь — сжа лили сь

п ишь — т ишь

коша чи х — коша чьи х

тра н вай — тра м вай

широка л — широка я

о шб ка — о шиб ка

гру сн ый — гру стн ый

цвет ь — цвет ы

анг лис кий -анг лийс кий

саза м ы — саза н ы

нере т ко — нере д ко

нас и пали-нас ы пали

отк уа — отк уда

па с ажир — па сс ажир

«Списываем группы букв» Аммадама реберге ассамасса дискала ессанессассас даталлатта Ретаберте норасотанна дебаруга каллихарра филидерра Елнассадатде елнадслад етальтарс усокгате лиммодоре клатимор Улбамманга слокгетреббе звенрепнитта влиттресст миндррип      

«Списываем группы букв»

  • Аммадама реберге ассамасса
  • дискала ессанессассас даталлатта
  • Ретаберте норасотанна
  • дебаруга каллихарра филидерра
  • Елнассадатде елнадслад
  • етальтарс усокгате лиммодоре
  • клатимор
  • Улбамманга слокгетреббе
  • звенрепнитта влиттресст
  • миндррип
  •  
  •  
  •  

«Выбираем слоги или слова»  се - се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се   об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо   где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где   кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто  слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом   вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода   какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои   чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка

«Выбираем слоги или слова»

  • се — се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се
  •   об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо
  •   где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где
  •   кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто
  • слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом
  •   вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода
  •   какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои
  •   чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка

«Найди и подчеркни»  л г н п л м д т д  д л р л д т д и л   л м д т п н д л л    д ч д л п р и т з   л д т д л г м л л  (л - зачеркивать, д – подчеркивать)

«Найди и подчеркни»

  • л г н п л м д т д

д л р л д т д и л 

л м д т п н д л л

  д ч д л п р и т з 

л д т д л г м л л  (л — зачеркивать, д – подчеркивать)

«Письмо по-древнерусски»  Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:  Отважный Миша бежит от мыши.  - тв-жн-й М-ш - б-ж-т -т м-ш-  Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:  Отважный Миша бежит от мыши. О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и

«Письмо по-древнерусски»

Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:

Отважный Миша бежит от мыши.

— тв-жн-й М-ш — б-ж-т -т м-ш-

Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:

Отважный Миша бежит от мыши.

О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и

«Арабское письмо»  Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально. Отважный Миша бежит от мыши. ишым то тижеб ашим йынжавто

«Арабское письмо»

Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально.

Отважный Миша бежит от мыши.

ишым то тижеб ашим йынжавто

Списывая предложения, работай так: Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл. Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых. Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова. Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически. Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.

Списывая предложения, работай так:

  • Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл.
  • Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых.
  • Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова.
  • Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически.
  • Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.

Должны мы грамотно  писать и говорить!

Должны мы грамотно писать и говорить!

 н  С п а с и б о з а в и м а н и е !

н С п а с и б о з а в и м а н и е !

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5



Скачать материал

Причины и методы
 устранения ошибок
на пропуски, замену
 и искажение 
букв,...



Скачать материал

Причины замены и пропуска букв на письме

Работу выполнили обучающиеся 3 класса Б

Классный руководитель: Щербакова О.Н.

Почему же так случилось? ло ж ка – ло д ка в рачи – г рачи кры с а – кры ш а б очки – д очки ко т ёл – ко з ёл ко ш ки - ко ч ки

Почему же так случилось?

  • ло ж ка – ло д ка
  • в рачи – г рачи
  • кры с а – кры ш а
  • б очки – д очки
  • ко т ёл – ко з ёл
  • ко ш ки — ко ч ки

Часто буквы на письме мы теряем где-то…  Пропускаем их в тетрадях, делаем замены.

Часто буквы на письме мы теряем где-то… Пропускаем их в тетрадях, делаем замены.

 Мы решили посчитать,  Сколько в классе нашем  Пропадает букв, слогов  Из наших тетрадок.     Цель: Выявить причины пропуска и замены букв в словах и методы их устранения Задачи: 1. Проанализировать частоту пропуска и замены букв, встречающихся в письменных работах. 2. Познакомиться с приемами работы по устранению таких ошибок. 3. Выработать алгоритм списывания слов и предложений.

Мы решили посчитать, Сколько в классе нашем Пропадает букв, слогов Из наших тетрадок.

Цель: Выявить причины пропуска и замены букв в словах и методы их устранения

Задачи:

  • 1. Проанализировать частоту пропуска и замены букв, встречающихся в письменных работах.
  • 2. Познакомиться с приемами работы по устранению таких ошибок.
  • 3. Выработать алгоритм списывания слов и предложений.

Анализ ошибок  Провели работу мы важную, большую.  Результат её покажем, все причины вам укажем.

Анализ ошибок Провели работу мы важную, большую. Результат её покажем, все причины вам укажем.

Всего ошибок 1 уч. 9 2 уч. Пропуск букв Замена букв - 14 3 уч. 4 уч. 3 - 59 102 2 2 5 уч. 6 8 19 6 уч. 2 14 7 7 уч. 6 - 37 8 уч. 2 1 11 9 уч. 12 7 - 10 уч. 11 уч. 8 3 - - - 12 уч. 7 13 уч. 42 1 - 1 14 уч. 2 26 17 15 уч. 3 5 6 1 4 16 уч. 6 1 4 17 уч. 18 уч. - - 9 19 уч. 9 1 - - 1 12 20 уч. - - 7 2 1 - Ошибок на замену и пропуск букв не сделали только 2 человека. Делают такие ошибки редко – 11 чел. Допускают их часто – 7 чел.

Всего ошибок

1 уч.

9

2 уч.

Пропуск букв

Замена букв

14

3 уч.

4 уч.

3

59

102

2

2

5 уч.

6

8

19

6 уч.

2

14

7

7 уч.

6

37

8 уч.

2

1

11

9 уч.

12

7

10 уч.

11 уч.

8

3

12 уч.

7

13 уч.

42

1

1

14 уч.

2

26

17

15 уч.

3

5

6

1

4

16 уч.

6

1

4

17 уч.

18 уч.

9

19 уч.

9

1

1

12

20 уч.

7

2

1

  • Ошибок на замену и пропуск букв не сделали только 2 человека.
  • Делают такие ошибки редко – 11 чел.
  • Допускают их часто – 7 чел.

Как часто мы допускаем пропуск и замену букв в словах?  - пропуск букв   - замена букв   - другие ошибки

Как часто мы допускаем пропуск и замену букв в словах?

— пропуск букв

— замена букв

— другие ошибки

Причины замены и пропуска букв Невнимательность наход я - наход ят  Непонимание смысла слова  во хоро м - во рохо м или неправильное произношение Недописывание элементов похожих по написанию букв п о рнатые - п е рнатые Незнание орфографических правил с ет ябрь  -  с ент ябрь ш и ба - ш у ба  ти ш - ти шь сжа ли сь - сжа лили сь п ишь - т ишь коша чи х - коша чьи х тра н вай - тра м вай широка л - широка я о шб ка - о шиб ка гру сн ый - гру стн ый цвет ь - цвет ы анг лис кий -анг лийс кий  саза м ы - саза н ы нере т ко - нере д ко нас и пали-нас ы пали отк уа - отк уда па с ажир - па сс ажир

Причины замены и пропуска букв

Невнимательность

наход я — наход ят

Непонимание смысла слова

во хоро м — во рохо м

или неправильное произношение

Недописывание элементов похожих по написанию букв

п о рнатые — п е рнатые

Незнание орфографических правил

с ет ябрь с ент ябрь

ш и ба — ш у ба

ти ш — ти шь

сжа ли сь — сжа лили сь

п ишь — т ишь

коша чи х — коша чьи х

тра н вай — тра м вай

широка л — широка я

о шб ка — о шиб ка

гру сн ый — гру стн ый

цвет ь — цвет ы

анг лис кий -анг лийс кий

саза м ы — саза н ы

нере т ко — нере д ко

нас и пали-нас ы пали

отк уа — отк уда

па с ажир — па сс ажир

«Списываем группы букв» Аммадама реберге ассамасса дискала ессанессассас даталлатта Ретаберте норасотанна дебаруга каллихарра филидерра Елнассадатде елнадслад етальтарс усокгате лиммодоре клатимор Улбамманга слокгетреббе звенрепнитта влиттресст миндррип      

«Списываем группы букв»

  • Аммадама реберге ассамасса
  • дискала ессанессассас даталлатта
  • Ретаберте норасотанна
  • дебаруга каллихарра филидерра
  • Елнассадатде елнадслад
  • етальтарс усокгате лиммодоре
  • клатимор
  • Улбамманга слокгетреббе
  • звенрепнитта влиттресст
  • миндррип
  •  
  •  
  •  

«Выбираем слоги или слова»  се - се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се   об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо   где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где   кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто  слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом   вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода   какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои   чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка

«Выбираем слоги или слова»

  • се — се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се
  •   об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо
  •   где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где
  •   кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто
  • слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом
  •   вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода
  •   какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои
  •   чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка

«Найди и подчеркни»  л г н п л м д т д  д л р л д т д и л   л м д т п н д л л    д ч д л п р и т з   л д т д л г м л л  (л - зачеркивать, д – подчеркивать)

«Найди и подчеркни»

  • л г н п л м д т д

д л р л д т д и л 

л м д т п н д л л

  д ч д л п р и т з 

л д т д л г м л л  (л — зачеркивать, д – подчеркивать)

«Письмо по-древнерусски»  Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:  Отважный Миша бежит от мыши.  - тв-жн-й М-ш - б-ж-т -т м-ш-  Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:  Отважный Миша бежит от мыши. О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и

«Письмо по-древнерусски»

Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:

Отважный Миша бежит от мыши.

— тв-жн-й М-ш — б-ж-т -т м-ш-

Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:

Отважный Миша бежит от мыши.

О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и

«Арабское письмо»  Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально. Отважный Миша бежит от мыши. ишым то тижеб ашим йынжавто

«Арабское письмо»

Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально.

Отважный Миша бежит от мыши.

ишым то тижеб ашим йынжавто

Списывая предложения, работай так: Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл. Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых. Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова. Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически. Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.

Списывая предложения, работай так:

  • Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл.
  • Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых.
  • Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова.
  • Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически.
  • Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.

Должны мы грамотно  писать и говорить!

Должны мы грамотно писать и говорить!

 н  С п а с и б о з а в и м а н и е !

н С п а с и б о з а в и м а н и е !

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5



Скачать материал

Причины и методы
 устранения ошибок
на пропуски, замену
 и искажение 
букв,...



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 105 человек из 38 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Причины и методы
 устранения ошибок
на пропуски, замену
 и искажение 
букв,...

    1 слайд

    Причины и методы
    устранения ошибок
    на пропуски, замену
    и искажение
    букв,
    слогов, слов.
    Коррекция письменной речи.

  • Специфические ошибки при дисграфии.1. замены и смешения букв, обозначающих...

    3 слайд

    Специфические ошибки при дисграфии.
    1. замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит фонетико –фонематическое недоразвитие (умение слышать и различать звуки.) Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т).
    Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др.
    2. Нарушение слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является лексико – грамматические нарушения: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).

  • 3.Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитно...

    4 слайд

    3.Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня. Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.
    4.Смешение букв сходных по начертанию- является неспособность овладеть графическим образом букв.
    В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.

  • Виды дисграфии:1. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств у...

    5 слайд

    Виды дисграфии:
    1. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи.
    Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
    Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

  • Акустическая дисграфия -ФФНпроявляется в заменах букв фонетически близких зву...

    6 слайд

    Акустическая дисграфия -ФФН
    проявляется в заменах букв фонетически близких звуков, в нарушении обозначения мягких согласных, это буквы обозначающие свистяшие и щипящие (с-ш,с-ц, з-ж,.. ), звонкие и глухие (п-б, д-т, г-к. в-ф..), аффрикаты (ч-ть, ч-щ. ц-ть. и др.) а также гласные (о-у, ё-ю, е-и, а—я.
    о-ё, у-ю, и-ы.

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезапроявляется на письме...

    7 слайд

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    проявляется на письме в искажениях слоговой структуры слова и предложения. Наиболее сложные является искажения звуко –буквенной состава слова (фонематический анализ).
    Характерные ошибки:
    пропуски согласных при стечении (диктант – «дикат»,
    пропуски гласных (санки –снки»)
    перестановки букв (окно- «коно»)
    добавление букв (январь – «янаварь»)
    Пропуски, добавления, перестановки слогов (велосипед- «весипед»,молоток – «мотолок» )

  • Аграмматическая дисграфия (ОНР)(охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, Р....

    8 слайд

    Аграмматическая дисграфия (ОНР)
    (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой,
    Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
    В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

  • На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфолог...

    9 слайд

    На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов (приставка), суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

  • – обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.
 В чём...

    10 слайд

    – обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.
    В чём выражается?
    Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками;
    Наиболее часто смешиваются следующие буквы: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к, о-а, Е-З;
    — Зеркальное изображение букв отдельных элементов.
    Оптическая дисграфия

  • Образ буквы, чтобы запомнить Р и П,З и Е  (письменные)

    12 слайд

    Образ буквы, чтобы запомнить Р и П,
    З и Е (письменные)

  • Рекомендации по коррекции дисграфии у детей.   Что делать, если у ребенка обн...

    13 слайд

    Рекомендации по коррекции дисграфии у детей.
    Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия?
    Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.
    Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

  • Упражнение "Корректурная правка".Для этого упражнения нужна книжка, скучная и...

    14 слайд

    Упражнение «Корректурная правка».
    Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом.
    Ученик каждый день в течение 5 минут (не больше) работает над следующим заданием:
    зачеркни в сплошном тексте заданные буквы.
    Через 5-6 дней:
    -зачеркни 2 буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.
    Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика.
    Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
    Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать.

  • Итак, нужно ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кро...

    15 слайд

    Итак, нужно ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы.

    Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

    Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

  • Пишем вслух". "Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишетс...

    16 слайд

    Пишем вслух».
    «Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
    Пример : «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).
    Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным ло*шка.

  • "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только). Материал для...

    17 слайд

    «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).
    Материал для работы:
    -сборники диктантов (с уже поставленными запятыми).
    Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

  • Ищем «случайные» ошибки.Работать можно индивидуально или в паре. Действия по...

    18 слайд

    Ищем «случайные» ошибки.
    Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста с помощью карточки- памятки. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей.

  • ПамяткаПроверь свою работу
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнег...

    19 слайд

    Памятка
    Проверь свою работу
    Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
    Не пропустил ли ты букву?
    Не добавил ли лишнюю букву?
    Не написал ли вместо одной буквы другую?
    Правильно ли ты изобразил каждую букву?
    Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  • Упражнение « Собери слова из звуков».Упражнение направлено на концентрацию  с...

    20 слайд

    Упражнение « Собери слова из звуков».
    Упражнение направлено на концентрацию слухового внимания, т.е. умение работать «с голоса» учителя, не отрывая взгляда от строки, следуя общему темпу работы.
    Можно произносить каждое слово по отдельным звукам.(что получилось).
    Можно слово записывают в транскрипционные скобки.

  • «Самый зоркий»    Посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано,...

    21 слайд

    «Самый зоркий»
    Посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради (можно использовать словарные слова).
    Время экспозиции карточки – не более 2 секунд.
    Пример: набор карточек – знакомые детям слова из 4-16 букв.
    Йод, автомобиль, яблоко, карандаш.

  • «Напиши буквы разным цветом»Запись под диктовку слов с определенными буквами,...

    22 слайд

    «Напиши буквы разным цветом»
    Запись под диктовку слов с определенными буквами, обозначить твердые согласный синим карандашом.
    мягкие согласные – зеленым.

  • Каждый день писать короткие диктанты карандашом. 
Небольшой текст не утомит р...

    23 слайд

    Каждый день писать короткие диктанты карандашом.
    Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…)
    Нужно писать тексты с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!)
    Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Давать ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

  • Занимаясь с учеником, помните1. На всем протяжении специальных занятий ребенк...

    24 слайд

    Занимаясь с учеником, помните
    1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
    2. Отказаться от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у детей с нарушениями может развиться невроз.
    3. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
    4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Не нужно читать больших текстов и не писать больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

  • 
Спасибо за внимание!

    25 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 287 369 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.01.2020
  • 489
  • 4

Рейтинг:
4 из 5

  • 28.01.2020
  • 491
  • 4
  • 28.01.2020
  • 2870
  • 141
  • 28.01.2020
  • 292
  • 0
  • 28.01.2020
  • 416
  • 6
  • 28.01.2020
  • 228
  • 1
  • 28.01.2020
  • 198
  • 0
  • 27.01.2020
  • 997
  • 66

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Пропуски
букв у младших школьников.

Уважаемые
родители,
многие из Вас столкнулись со
специфическими ошибками у своих детей, таких как ПЗИ (пропуски, замены,
искажения) букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к
специфическим ошибкам письма —  Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки
делают все люди, но дети с дисграфией
допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер.

Пропуски букв
могут быть связаны с различными причинами:

v

несформированность внимания.

Это
может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё
поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться  при увеличении умственных нагрузок.

Также,
возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в
дошкольном возрасте.

v

несформированность слогового, звукового анализа и синтеза.

Это
умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в
слове (анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы
написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане.
Например: слово рука состоит из
звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её
написать, нужно знать, из каких нот она состоит.

v

несформированность звукопроизношения и звукоразличения.
(
фонетико-фонематические нарушения)

В
случае, если ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова,
он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.

v

несформированность слоговой структуры слова.

При
затруднениях  произносить слова со
сложной слоговой структурой типа баскетбол,
аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, экскурсовод
и тому подобное,
школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в
слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и, следовательно,
неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.

v

несформированность графомоторного навыка.

Письмо
на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для
автоматизации навыка многим  нужно больше
времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в
одном темпе со всем классом.

v

различные физиологические проблемы.

Например,
если ребёнок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания
падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением
мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом.;
может быть
и такое, что не все зоны мозга
достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.

Поэтому,
возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому и
медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный
подход со стороны всех специалистов.

Основные  направления работы при коррекции пропуска
букв
.

Ø

— развивать
слоговой и звукобуквенный анализ  

 Если проанализировать пропускаемые буквы, то
мы увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ. Дети часто считают их частью
согласных. Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь
гласные слова.

Упражнения.

1.    

«Подсчёт слогов и звуков в слове»

Попросите произнести ребёнка слово по СЛОГАМ; затем
выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем
последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются
(для такой работы лучше брать слова без мягких согласных (без йотированных
гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества звуков и букв).
Это всё мы делаем устно, лучше с помощью цифрового ряда. Двигаемся в порядке от
более простого к сложному:

§ 

— односложные слова, типа мак, дом, куст;

§ 

— двусложные слова, типа мама, луна, карта, парус, дракон;

§ 

— трёхсложные слова, типа рукава, капуста, скалолаз, охота;

§ 

— четырёхсложные слова, типа сарафаны, крокодилы, барабаны и т.д.

Для школьников 2-х, 3-х классов важно, чтобы при
перечислении звуков не было пауз, при которых они мысленно могут возвращаться к
началу слова, заново пытаясь вычленить каждый звук. Это означает, что этот
навык у них ещё не достаточно сформирован.

2.
«Назови порядковый номер звука»

         Можно задать два вида вопросов:

       — Какой по счёту звук «т» в слове каток?

       — Назови третий по счёту звук в слове каток.

Для
усложнения задания можно задавать такие вопросы:

       — Какой звук идёт после звука «а» в
слове каток?

       — Какой звук идёт перед звуком «о» в
слове каток?

       — Какой звук идёт между звуком «а» и
звуком «о» в слове каток?

       3. « Схемы
слов»

·       

—  выкладываем звуковые схемы слова с помощью
красных, синих и зелёных квадратов;

·       

— подбираем слова
к заданной схеме

       4.«Пишем
буквы разным цветом»

Можно использовать такие методы, как: запись только
гласных слова; запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками
(гласные – красной, твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).

     Существует много литературы, дидактических
материалов для развития внимания.

Вот
некоторые упражнения:

1.Таблица цифр «методика Шульте».

Нужно
найти и назвать цифры по порядку с 1 по 25. Предлагаются различные варианты
заданий.

2

13

1

8

20

17

6

25

7

11

22

18

3

15

19

10

5

12

24

16

14

23

4

9

21

                2.«Найди отличия»

      3. «Найди
буквы (слова)»
Вариант «корректурных проб»

Предлагается найти заданные буквы или слова среди
лишних букв.

Например:

·       

— Подчеркни все
буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;

·       

— Найди слова и
подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие
действия предметов – двумя чертами.

Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;

— чтение и запись склеенных предложений (без
использования лишних букв);

— чтение и запись склеенных предложений ( с
использованием лишних букв).

4. « Спиши буквы»

Предлагается списать ряд хаотично стоящих букв.

НТЩАКТЖВХИ

      5.«Чтение с использование алфавита»

      — Отгадай слова, заменяя каждую букву
другой, той, которая стоит после записанной буквы.

     Например: ЛТФЯ – муха

     Можно использовать предыдущую букву.

 6.«Кодирование»

 — Зашифруй
слова (мост – 2894)

 — Расшифруй
слова (23458 – метро)

Дан
ключ : 

Н
М Е Т Р А Л О С

            7.«Чтение
и запись слов и предложений, записанных или произнесённых наоборот»

Сложность постепенно увеличиваем.

                 8.«Найди
ошибку»

Данное задание лучше использовать на последних этапах
коррекционного процесса.

    Желательно также менять вид деятельность
через каждые 10-15 минут, т.к. концентрация внимания падает, давать ребёнку
отдохнуть, подвигаться и заниматься не более часа.

Ø

— тренироваться в
умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой

Если
по каким-либо причинам Ваш ребёнок не занимается с логопедом, вот несколько
советов:

·       

— начинайте с
более простых по слоговому составу слов;

·       

— отхлопывайте,
прошагивайте, пропрыгивайте и т.п. слова по слогам;

·       

— повторяйте
«трудное» слово много раз. Например: «Скажи слово каждому пальчику»;

·       

— произносите
слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и
скорости. Например: «Посчитай космонавтов» ( Один космонавт, два
космонавта,….пять космонавтов,…)

Ø

развивать навык самоконтроля

Не
забывайте приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу.
Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его
зная, поэтому такие* мелкие детали*, как отсутствие одной буквы не замечают.

Можно
использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно,
читая по слогам.

Можно
проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.

Главное,
чтобы проверка вошла в привычку.

     Самое главное, понять, что
каждый ребёнок индивидуален в своём развитии и способностях и поэтому надо искать
соответствую

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка на приус 30 проверьте гибридную систему
  • Ошибка на приставке ростелеком 10001
  • Ошибка на приставке мтс е30 4
  • Ошибка на приставке мтс be3
  • Ошибка на приставке bbk lnb short