Ошибка на панели приборов ваз 2114 восклицательный знак

Содержание:

    • 0.1 Снизился уровень тормозной жидкости в расширительном бачке
    • 0.2  Вышел из строя ДУТЖ
  • 1 Стерлись тормозные колодки
    • 1.1 Из-за чего моргает восклицательный знак?

Красный восклицательный значок, загоревшийся в нижней приборной доски говорит о неполадках в тормозной системе. Если быть точнее, о низком уровне тормозной жидкости в системе. И это понятно. С неисправными тормозами ездить крайне опасно. Не каждый водитель, особенно начинающий, знает, как тормозить педалью сцепления. Да и не желателен такой способ торможения, так как он буквально сжигает диски этого узла.

За тормозами следует следить постоянно. Уважающий себя водитель никогда не заведет двигатель, не убедившись в исправности тормозов. Если горит восклицательный знак на панели приборов ВАЗ 2114 – это серьезное предупреждение – двигаться на этом автомобиле небезопасно. Ниже вы узнаете, что означает восклицательный знак на ВАЗ 2114, о каких неполадках предупреждает этот значок на приборной панели.


Снизился уровень тормозной жидкости в расширительном бачке

Одна из главных причин, почему на приборной панели ВАЗ 2114 загорелся восклицательный знак– уменьшилось количество тормозной жидкости в расширительном бачке. Именно с этой проблемой категорически нельзя выезжать из гаража. Уровень гидравлической жидкости проверяется по меткам, изображенным на бачке, который находится со стороны водителя под капотом.
Бачок с тормозной жидкостью ВАЗ 2114
Красная черта показывает оптимальный объем тормозной жидкости.

Обратите внимание, что на ВАЗ 2114 применяется тормозная жидкость с маркировкой ДОТ-4. При этом важно знать, что нельзя смешивать тормозные жидкости разных марок или разных производителей, даже если производитель пытается уверить вас в обратном. Иногда присадки, компоненты жидкостей, которые добавляют производители для улучшения характеристик вступают в химическую реакцию, и жидкость утрачивает часть своих свойств. Старайтесь использовать один и тот же тип и марку тормозной жидкости.

 Вышел из строя ДУТЖ

Посмотрели уровень ТЖ в бачке, удостоверились в том, что ни бачок, ни шланги не подтекают, и под машиной нет лужиц из тормозной жидкости. Подозреваем неисправность датчика уровня тормозной жидкости (ДУТЖ) Этот датчик находится в бачке главного тормозного цилиндра (ГТЦ). Чтобы его проверить необходимо включить зажигание и убедиться в том, что лампа загорается. Затем отсоединяем от датчика разъем, чтобы его обесточить. Если восклицательный значок погас, значит проблема, скорее всего в датчике, а точнее, в поплавке, который опускается на дно при нормальном количестве жидкости в емкости
Кстати, работа датчика проверяется поплавком: нажимают на резиновый уплотнитель на крышке, заставляя поплавок опуститься вниз.

При этом, если контрольно-измерительный прибор рабочий, восклицательный знак должен загореться. И наоборот, в неработающем датчике предупреждающий сигнал гореть не будет.
ДУТЖ ремонту не подлежит. Если он не исправен, придется купить новый и установить его. Цена детали – 150-250 рублей.
Крышка бочка охлаждающей жидкости
Убедились в том, что датчик в порядке, проверять следует электропроводку. Проблема может быть и в ней. Проводку проверяют так: сначала ДУТЖ отключают от питания, затем берут медную проволоку и соединяют ей (замыкают) контакты питания датчика на проводке, а не в самом датчике. Если при этом восклицательный знак загорится, проблема кроется в проводке. Вооружайтесь мультиметром и прозванивайте провода, проверяйте контакты. Или обратитесь за помощью к электрику.

Стерлись тормозные колодки

Продиагностировали датчик, исследовали провода. На первый взгляд все в порядке, а красный индикатор упорно светится. Проблема может таиться в тормозных колодках. Датчика колодок на ВАЗ 2114 не предусмотрено, но, когда их изношенность доходит до критической степени, поршни тормозных цилиндров выдвигаются вперед и свободное пространство заполняется гидравлической жидкостью. При этом увеличивается шаг тормозного поршня, и он заставляет загораться индикаторную лампочку на приборке. Если вы знаете, что тормоза работают давно, вы под машину «сто лет» не лазили, стоит все-таки это сделать и проверить состояние тормозных колодок. Вероятнее всего, их придется заменить.

Вообще тормозные колодки – деталь недолговечная. При нормальной эксплуатации автомобиля их пробег составляет:

  • для передних колодок – 15-20 тысяч км,
  • для задних – 50-60 тыс. км.

Правда, цифры эти весьма условны. Все будет зависеть от манеры вождения. У лихачей они сокращаются в полтора-два раза. И хотя из-за колодок лампочка загорается нечасто, водителю-автовладельцу следует быть внимательнее к этим деталям тормозной системы.

Из-за чего моргает восклицательный знак?

Моргание восклицательного знака – это первый звоночек, предупреждающий, что надо проверить уровень тормозной жидкости в бачке.

Обычно восклицательный знак мигает на щитке приборов, когда автомобиль поднимается по наклонной поверхности. В этом случае из-за наклона бачка изменяется уровень в нем, предупреждающий значок начинает мигать. Как только, авто выезжает на ровную дорогу, значок гаснет.

Фото в бортжурнале LADA 2114

Первая причина, по которой горит восклицательный знак, на приборной панели ВАЗ, это уровень тормозной жидкости ниже минимума, проверьте уровень и по необходимости, долейте тормозуху между минимумом и максимумом, по бортику как показано в видео.

Вторая причина. Датчик вышел из строя, для проверки Выкрутите датчик на заведённой машине и, поставьте поплавок в другое положение, если значёк так же и горит, скорее всего датчик вышел из строя, липо подходящие к нему провода где то оборваны, или закис сам разьём.

Помните «!» знак на приборке не связан с изношенными тормозными колодками, так как к колодкам не идут ни какие провода, и датчики. Поэтому износ колодок определяется механическим путем!

Пишите кто какую тормозуху лил, какая лучше? А то я эту наугад купил не знаю нормальная или нет)

ДРУЗЬЯ ЕСЛИ ВИДЕО БЫЛО ПОЛЕЗНО ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ВАМ ЭТО НИ ЧЕГО НЕ СТОИТ, А ДЛЯ МЕНЯ ЭТО БОЛЬШАЯ МОТИВАЦИЯ, СНИМАТЬ НОВЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ РОЛИКИ, ДЛЯ ВАС

Цена вопроса: 70 ₽
Пробег: 180 000 км

На чтение 5 мин. Опубликовано 08.10.2021

ВАЗ 2114 имеет в оснащении современные силовые агрегаты, а двигатель автомобиля можно назвать достаточно надёжным. Несмотря на это, избежать поломок удаётся далеко не всегда. Если горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114, то это свидетельствует о наличии определённой проблемы с автомобилем.

Причин для этого много, поэтому следует разобраться со всеми потенциальными проблемами, которые могут возникнуть на этом авто. Самый большой интерес вызывает причина возникновения восклицательного знака (восклицательный знак на панели приборов ваз 2114), однако обо всём по порядку.

Горит восклицательный знак

Горит восклицательный знак

Содержание

  1. Возможная причина неисправности
  2. Горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114: внешний признаки проблемы
  3. Основные элементы панели ВАЗ 2114
  4. Расположение
  5. Что делать, если горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114

Возможная причина неисправности

Для начала следует проверить сам датчик, который фиксируется неисправность. Возможно, что проблема заключается именно в нём, а не в недостатке тормозной жидкости. Этот небольшой прибор находится в бачке. Он похож на обычный поплавок, поэтому отыскать его не составит большого труда. Он работает по принципу взаимодействия с тормозной жидкостью.

Проверка датчика уровня тормозной жидкости

Проверка датчика уровня тормозной жидкости

Если вы хотите проверить то, насколько правильно он работает, то его необходимо достать прямо из бачка. Проделывать эту процедуру стоит только в тот момент, когда двигатель включён. После того, как датчик будет извлечён из корпуса бачка, следует поместить его обратно, но в ином положении.

Если же после этой процедуры индикация на приборной панели никак не изменится, и вы не заметите никакой реакции, то это означает, что датчик нуждается в срочной замене. Это отлично, ведь замена датчика стоит сравнительно немного, однако подобным способом вы раз и навсегда решите проблему с восклицательным знаком на панели приборов.

По запросу в Яндексе «ваз 2114 горит восклицательный знак» можно найти и альтернативные пути решения проблемы.

Горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114: внешний признаки проблемы

Ключевыми симптомами, которые свидетельствуют о наличии подобной проблемы, можно назвать:

  1. Внезапное повышение расхода топлива.
  2. Другая причина заключается в пропусках зажигания.
  3. Двигатель автомобиля работает слишком нестабильно. Нестабильность может выражаться в чём угодно. К примеру, это могут быть посторонние звуки или пониженная мощность силового агрегата. Всё это свидетельствует о наличии каких-то серьёзных проблем, требующих немедленного решения.
  4. Очевидный симптом, который смогут заметить практически все водители, заключается в более медленном разгоне даже при полном нажатии на газ. Если это происходит постоянно, то следует как можно скорее приступить к ремонту.

Повреждение тормозных шлангов

Повреждение тормозных шлангов

Основные элементы панели ВАЗ 2114

Для как можно лучшего понимания принципа работы ВАЗ 2114 следует разобраться с панелью приборов. Она является ключевым источником информации об автомобиле. Благодаря ей автолюбитель сможет получить любую информацию о функционировании всех узлов машины и её техническом состоянии. На панели приборов также отражается работа датчиков и всех прочих элементов.

Расположение

Приборная панель ВАЗ 2114 располагается таким образом, чтобы водитель смог увидеть все значки, а также лампочки. Для как можно более эффективного использования панели следует изучить её, а также расположение всех индикаторов и кнопок.

Приборная панель ваз 2114

Приборная панель ваз 2114

Ключевые элементы на приборной панели это:

  1. Спидометр. Он позволяет узнать о текущей скорости. Датчик, который фиксирует скорость, располагается прямо в коробке передач. Погрешность спидометра — 5 км/ч.
  2. Тахометр. Главная функция этого прибора — передача показаний числа оборотов в режиме реального времени. Тахометр получает информацию от бортового компьютера.
  3. Указатель температуры ОЖ. ОЖ — это охлаждающая жидкость. Если температура станет слишком высокой, то необходимо прекратить движение, а после этого отключить двигатель. Ему необходимо остыть, иначе силовому агрегату потребуется дорогостоящий ремонт.
  4. Табло с информацией об уровне топлива, залитом в бензобак. Если водитель видит цифру 0, то это означает, что бак пуст. Если же 1, то значит, что бак залит топливом до предела.

В самой верхней части располагается символ бензоколонки. Предназначение данного значка — предупредить водителя о том, что бак заполнен. Если же в нижнем углу (справа) загорелся оранжевый значок, то в баке находится менее 6 литров топлива.

Значок «канистра с каплей» показывает, что опустился уровень масла.

«Дворники и фонтан» — недостаточно омывающей жидкости.

«Термометр» — мало охлаждающей жидкости.

«Автомобиль с открытыми дверями» — какая-то дверь открыта.

«Знак с зачёркнутой лампочкой» — неполадки со стоп-сигналами.

«Круг и чёрточки сбоку» — износ колодок.

«Chec Engine» проблемы с двигателем.

Буква P — выключен ручной тормоз.

Восклицательный знак ВАЗ 2114 означает недостаток тормозной жидкости.

Что делать, если горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114

Если же при торможении загорелся восклицательный знак, то это значит, что уровень тормозной жидкости упал ниже допустимого минимума. Для того, чтобы решить проблему, следует провести ее долив. Поэтому, если горит восклицательный знак на панели ваз 2114, паниковать не стоит. Решить проблему можно небольшим количеством тормозной жидкости, подлитой в расширительный бачок.

Уровень тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости

Обычно протечка может возникнуть в районе расположения заднего бампера. Всё дело в том, что эта область очень быстро нагревается. Излишний перегрев часто становится причиной возникновения проблем, которые связаны с недостатком тормозной жидкости. Для того, чтобы заметить протечку, нужно максимально внимательно осмотреть место повреждения.

Протечка чаще всего возникает на цилиндрах, поэтому найти её невооружённым взглядом действительно сложно. Для более эффективного поиска следует вооружиться лупой.

Протечка тормозного цилиндра

Протечка тормозного цилиндра

Если же протечка произошла в районе, где располагается суппорт, то положение становится намного проще, ведь найти протечку можно прямо на суппорте. В случае, если протечка произошла на заднем цилиндре, то её следы будут заметны на барабане. Более того, жидкость с барабана может литься струёй или просто капать.

Традиционное время возникновения проблем с перечисленными элементами — это холодная пора года. В России с декабря по февраль часто наблюдаются схожие проблемы на моделях других производителей, поэтому ничего страшного в этом нет. Устранить неполадку можно своими силами.

Уважаемый пользователь!

Спасибо за сообщение!

Произошла ошибка отправки, попробуйте позже.

Уважаемый пользователь! Для дальнейшего использования сервиса просим пройти верификацию путем указания номера телефона в настройках.

Уважаемые пользователи! С 20 декабря Форум Авто закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

ВАЗ 2114 2008 ПРИ РЕЗКОМ ТОРМОЖЕНИИ(ПЕДАЛЬ В ПОЛ) СТАЛ ЗАГАРАТСЯ НА ПАНЕЛИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ТОРМАЗУХА ВСЯ НА МЕСТЕ НЕ УХОДИТ НЕ КУДА ПЕДАЛЬ НЕ ПРОВАЛИВАЕТСЯ ДАТЧИК НА ВСКИДКУ ВРОДЕ ИСПРАВЕН ПРИ НАЖАТИИ НА КЛАПАН ЗАГОРАЕТСЯ ПРИ ПЛАВНОМ ТОРМОЖЕНИИ ВСЕ В НОРМЕ РАНЬШЕ НЕ СТАЛКИВАЛСЯ ПОСОВЕТУИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Тема закрытаТема в горячихТема скрыта

Жалоба принята. Спасибо!

Ошибка отправки

  • Возможная причина неисправности
  • Горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114: внешний признаки проблемы
  • Основные элементы панели ВАЗ 2114
    • Расположение
  • Что делать, если горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114

ВАЗ 2114 имеет в оснащении современные силовые агрегаты, а двигатель автомобиля можно назвать достаточно надёжным. Несмотря на это, избежать поломок удаётся далеко не всегда. Если горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114, то это свидетельствует о наличии определённой проблемы с автомобилем.

Причин для этого много, поэтому следует разобраться со всеми потенциальными проблемами, которые могут возникнуть на этом авто. Самый большой интерес вызывает причина возникновения восклицательного знака (восклицательный знак на панели приборов ваз 2114), однако обо всём по порядку.

горит восклицательный знак на панели ВАЗ 2114

Тут такой вопрос! У меня на панели при резком разгоне и торможении загорается красный значек восклицательный знак в кружочке, колодки без датчиков износа! В чем может быть проблемма? Заранее благодарен! это значит что уровень тормозной жидкости ниже отметки МАХ. Почему он ниже? 1. Колодки стрлись 2. где-то убегает P. S.

Если колодки с датчиком износа, то загорается (О) на БСК. Www. Lada-install.

Narod. Ru Заголовок сообщения: все хана машину лучше продавай Заголовок сообщения: UDima писал(а): 1.

Колодки стрлись 2. Где-то убегает Значит пора менять колодки! Уже 15 тыс прошли.

А тормозная на мах стоит! Bilstein B4, Клаксон -50мм, Ассоми (по кругу) Заголовок сообщения: я удивляюсь что людям тяжело открыть книжку и посмотреть что означают огоньки на его машине Заголовок сообщения: UDima писал(а): ниже отметки МАХ. MAX или MIN? Shit happens. Заголовок сообщения: v00d00 писал(а): я удивляюсь что людям тяжело открыть книжку и посмотреть что означают огоньки на его машине Сорри, посеял я ее гдето. Bilstein B4, Клаксон -50мм, Ассоми (по кругу) Заголовок сообщения: ШнурОк писал(а): MAX или MIN? в книжке написано, что уровень тормозухи всегда должен быть МАХwww. Lada-install. Narod.

Ru Заголовок сообщения: Всем спасибо! Вечером разберусь! Bilstein B4, Клаксон -50мм, Ассоми (по кругу) Статья взята с : https://www.avtorussia.com.

uazbuka.ru > Технический > Тормоза и Рулевое управление (Brakes, Steering Arrangement) > при торможении загорается восклицательныйзнак!?

Просмотр полной версии : при торможении загорается восклицательныйзнак!?

Господа подскажите что делать, на днях посадил машину на мосты в чистом поле, дергали трактором, после етого стала с большим трудом втыкаться первая и вторая передача (3-я и 4-я ок всегда, задняя с трудом, так и было) и при экстренном торможении НО без пробуксовки, загорается аварийная лампа. Нареканий на торможение нет, тормознухи в стакане по МАХ, и чо-то шипит в салоне, что проверять-то?

Так так так… Панки то, конечно, ХОЙ… Но можно более подробно и детально… Начнем с простого:

1) ГТЦ с 1 или с 2 бачками? Если 469 NEW, то, видимо, с одним. 2) В салоне шипит… Это когда. При торможении, или постоянно. 3) Передачи втыкаются струдом — это как — с хрустом, или просто — с трудом. нет ощущения, что сцепление ведет.

Если 1 бачек и тормозухи по максимуму, а лампочка моргает, то попробуй поменять крышку этого самого бачка (с датчиком) — там контролируется уровень в бачке — если уровень на месте — значит датчик дурит — чудес ведь не бывает…

Ну и это… Если это все только после заседания на мосты и дергания трактором появилось, то я бы все-же посмотрел на тормозные магистрали и, возможно, и тормозные цилиндры — на предмет подтеков — влажностей….

Господа подскажите что делать, на днях посадил машину на мосты в чистом поле, дергали трактором, после етого стала с большим трудом втыкаться первая и вторая передача (3-я и 4-я ок всегда, задняя с трудом, так и было) и при экстренном торможении НО без пробуксовки, загорается аварийная лампа. Нареканий на торможение нет, тормознухи в стакане по МАХ, и чо-то шипит в салоне, что проверять-то?

Чисто умозрительно- плохое включение передач, возможно «подгорело» сцепление, попробовать подрегулировать свободный ход педали. «Экстренное торможение?»-на педали тормоза установлен выключатель стоп сигнала, никаким боком с аварийкой он не связан, возможно при резком торможении где-то нарушается контакт или замыкают провода.

Восклицательный знак означает неисправность системы тормозов. Если он загорается при торможении, то возможно, самые простые варианты, с чего начать, что низкий уровень тормозухи в бачке (долить) если также загорается-прокачать тормозную систему. Потом уже смотреть дальше.

концевик ручника посмотри. вдруг заклинил. было пару раз. Он возле ручника . пошёлкай ег онормально ходи тнет. если что то заменить.

А что, на современных моделях на ручник и на низкий уровень жижи одна лампочка?! Ну блин съэкономили наверное мильёны на этом.

А что, на современных моделях на ручник и на низкий уровень жижи одна лампочка?! Ну блин съэкономили наверное мильёны на этом.

Ручник и знак восклицания-совсем разные лампочки. На ручнике горит ((Р)).

Так так так… Панки то, конечно, ХОЙ… Но можно более подробно и детально… Начнем с простого:

1) ГТЦ с 1 или с 2 бачками? Если 469 NEW, то, видимо, с одним. 2) В салоне шипит… Это когда. При торможении, или постоянно. 3) Передачи втыкаются струдом — это как — с хрустом, или просто — с трудом. нет ощущения, что сцепление ведет.

Если 1 бачек и тормозухи по максимуму, а лампочка моргает, то попробуй поменять крышку этого самого бачка (с датчиком) — там контролируется уровень в бачке — если уровень на месте — значит датчик дурит — чудес ведь не бывает… ну Хой И хОй… Бачок один, в салоне шипит только когда педаль тормоза не нажата, если чуть-чуть надовить (на скорости не сказывается) то шипения нет! Лампочка горит, но тормоза работают отлично, калеса не блокируются и машина плавно уверенно тормозит там где надо. передача включается БЕЗ хруста, просто … ну типа вот вторая, а не втыкается…. приложил усилие… и воткнулась, а вытощить не получается. В горку поднимался, закончил подъем на 2-й передаче, надо трогаться с рвой, а переключить не могу:( P.S. Через 2 недели в отпуск еду на УАЗике под Астрахань (1700км туда) ХОЧУ ДОЕХАТЬ и ВЕРНУТЬСЯ!

А марка авто ? что то нигде не приметил.

А марка авто ? что то нигде не приметил.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ (надпись на салоне) УАЗ 469NEW по докам УАЗ 315196

ну Хой И хОй… Бачок один, в салоне шипит только когда педаль тормоза не нажата, если чуть-чуть надовить (на скорости не сказывается) то шипения нет! Лампочка горит, но тормоза работают отлично, калеса не блокируются и машина плавно уверенно тормозит там где надо. передача включается БЕЗ хруста, просто … ну типа вот вторая, а не втыкается…. приложил усилие… и воткнулась, а вытощить не получается. В горку поднимался, закончил подъем на 2-й передаче, надо трогаться с рвой, а переключить не могу:( P.S. Через 2 недели в отпуск еду на УАЗике под Астрахань (1700км туда) ХОЧУ ДОЕХАТЬ и ВЕРНУТЬСЯ!

Загорается красный восклицательный знак на приборке при разгоне

тупит муфта, но что её это заставляет. Погнутая вилка? Возможно, нужно вскрывать и смотреть. В ручную все передачи потолкать на всркрытой коробке. возможно что промежуточный вал подклинивает или первичный. На вскрытой коробке покрутить их руками. А как насчет сцеления не ведет? Далее. Вторая не выключается. это уже ближе к решению проблемы. Либо подклинивают плунжера в крышке с вилками, либо сухарики синхронизаторов, начинают клинить изза больших люфтов во вторичном валу. Что опять пеокажет только вскрытие. Надо ждать результата вскрытия. Шипение которое после того как нажали чуток на педаль тормоза. говорит об не герметичности ВУТ. Это 100% Горит лампочка при торможение. Тут либо указатель уровня тормозной житкости тупит, либо указатель на неисправность в тормозной системе. Укозатель уровня проверяется запросто. Снимаем с него штекер и катаемся, если лампочка не загорелась больше значитиь дело в нем. Если лампочка загорелась, возвращаем штекер назад и лезем в сигналезатор неисправности тормазов и отключаем уже его. Ждем результатов.

загорается восклицательный знак ваз 2114

Форум об интернет-маркетинге > Не про работу > Автомобили, автомобили… > Когда «топлю», то горит восклицательный знак

Просмотр полной версии : Когда «топлю», то горит восклицательный знак

Когда набираю скорость, начинает гореть знак (!), по инструкции это знак уровень тормозной жидкости. Кругом пишут, про случаи когда знак горит постоянно, либо же когда машина вне движения, но не нашел ничего про то, когда набирается скорость. Машинка ваз 21124, что может там быть?

Масло давно меняли?

Тысяч 5-6 назад. Предпоследний раз менял проехав около 10к, проблем не было.

Масло давно меняли?

а каким боком масло к уровню тормозной жидкости относится?

Неужто неясно — колодки изнашиваются, или утечка какая.. Скоро восклицательный знак начнет гореть на постоянной основе, то есть без ускорения, если тормозной жидкости не подлить.

Игорь ( Родной Портал)

Сто процентов, или тормозуха или колодки.

Или ABS … :rolleyes:

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка на панели приборов ваз 2109 инжектор
  • Ошибка на панели приборов svs
  • Ошибка на панели приборов srs
  • Ошибка на панели приборов nissan
  • Ошибка на панели приборов esp