Ошибка маленькая работа над ошибками

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Выступление на ШМО на тему «Как я делаю работу над ошибками с детьми на уроках русского языка и математики»

                                                                                     учитель начальных классов    

Строева Жанна Дмитриевна

г.о. Королёв

2020 уч.год

Когда и где выполняется работа над ошибками?

     Работу над ошибками проводится и в классе, совместно с учителем, и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Для этого я каждому ребенку выдала памятку с порядком выполнения действий.

       Работу над ошибками мы проводим не только после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Для моей практики характерна планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные  формы организации работы над ошибками на уроке

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это я решаю в зависимости от объема работы. Если мы писали контрольную работу, то работа над ошибками занимает почти весь урок, если мы отрабатываем ошибки, совершенные в домашней работе, то такая деятельность занимает 5-7 минут от урока.  

Ошибки, совершенные в ходе классной работе, например, ученик неправильно решает задание у доски, сам себя исправляет, сомневается, то после того, как он закончит выполнять упражнение, мы возвращаемся к тому примеру, или слову, или заданию (в зависимости от урока) и этот же ученик выполняет ниже под упражнением работу над ошибками.

Если мы писали мини-самостоятельную или проверочную работу в рабочих тетрадях в начале урока, и если после ее проверки были выявлены ошибки, то один из тех детей, который допустил ошибки по желанию или по моему решению выходит к доске и выполняет работу над ошибками (обычно 2-3 разных ученика разбирают разные ошибки).  Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях.  Если дети не допустили ошибки, то они все равно отрабатывают возможные ошибки. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом.

После контрольных, проверочных и творческих работ мы делаем обширную работу над ошибками. Я заранее выписываю ошибки, допущенные детьми к себе в план работы на уроке. После чего проверенные тетради раздаю детям. Сначала мы работаем всем классом вместе. К доске выходят разные ученики и отрабатывают каждую ошибку под мою диктовку. За десять минут до конца урока ученикам дается время для того, чтобы они самостоятельно отработали ошибки, допущенные конкретно в их работе. При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Я думаю, лучше всего если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

Работа над ошибками, допущенные в ходе выполнения домашних работ мы выполняем следующим образом. Для начала, я выделяю общие ошибки, допущенные классом. Для этого я собираю тетради на проверку ежедневно и выписываю в план следующего урока, какие ошибки допущены. На следующем уроке я раздаю тетради, чтобы дети видели, понимали и вспомнили, что именно мы делаем. К доске по очереди выходят 2-3 ученика для отработки самых распространённых ошибок. Потом детям дается 2-3 минуты для самостоятельной отработки ошибок, которые они допустили конкретно в своей работе. Дети, которые не допустили ошибок, все равно с нами отрабатывают ошибки класса в целях повторения правил. Соответственно, работу над ошибками той домашней работы, которая была сдана в этот день, мы проводим на следующий урок после проверки тетрадей.

Памятка-помощник

Я в своей практике использую карточки — памятки. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

Когда мои ученики были младше, и мы только вводили работу над ошибками, в домашней работе при проверке работы на полях тетради я ставила номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчало работу учащихся, и совершенствовало систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Ученики неоднократно обращались к данной карточке, что способствовало лучшему запоминанию материала. Теперь мы обходимся без нее.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует мы проводим проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа со всем классом.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Организация
работы над ошибками в начальной школе.

Главным в обучении правописанию является решение орфографической
задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик
видит орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической
зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин,
тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся
не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно
его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают
немалое количество ошибок. Следовательно, в обучении русскому языку
пропускается начальный этап, на котором ученики самостоятельно искали бы и
выделяли орфограммы в момент письма.

Способность выделять орфограммы и определять их типы должна
специально воспитываться, начиная с первого класса. Как пишет М.Р. Львов,
“целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого
года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов” .

Работа над ошибками, допущенными учащимися,
является важным звеном в системе
обучения младших школьников. Однако
вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически еще далеко не
решен. Как правило, такая работа проводится фронтально, без учета
индивидуальных особенностей учащихся. В результате на уроке обычно успевают
разобрать не более четырех-пяти типичных ошибок. Наиболее активными на таких
уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными — учащиеся, которые
допустили ошибки.

Основными причинами недостаточной эффективности
системы работы над ошибками, является:

— ограниченность во времени на уроке;

— низкая мотивация учащихся на выполнении
данного вида работы;

— несистемность проводимой работы;

— недоразвитие фонетического слуха, речи детей,
двуязычие;

— малый словарный запас учащихся;

— недостаточно развитый навык чтения;

— неумение выделить и определить орфограмму.

Учащиеся не всегда достаточно понимают и
осознают причины, по которым происходят ошибки. В результате многие моменты
остаются не усвоенными, нарушается структурная ценность знаний по той или иной
теме, а иногда это влечет за собой не знание уже больших разделов. Анализ
ошибок показывает, что учащиеся:

— не знают правил;

— знают правила, но не умеют их применить;

— знают правила, но не умеют ими
воспользоваться в не стандартных ситуациях.

Вся система образования построена так, что
учащимся почти всегда предлагается задания, в которых нет неточностей, описок
или опечаток и учащиеся никогда не сомневаются в точности и правильности
формулировок, доказательств, вычислений. А ведь не исключено, что часть ребят
изберет в будущем профессию, где, если вовремя не обнаружить ошибку в схемах,
чертежах, расчетах — это может привести к серьезным последствиям. Значит
необходимо еще на школьной скамье развивать логическое мышление,
внимательность, а уж если обнаружен неверный факт, то научить правильно,
подобрать аргументы, чтобы обосновать наличие ошибки и причину ее появления.
Аргументировано с использованием правил, законов, формул предложить порядок ее
устранения. Это воспитывает у учащихся веру в свои способности, формирует
критическое отношение к результатам своей деятельности, требовательности к
себе.

Ошибки, которые допускают ученики в процессе
учебы, можно разделить на типичные и индивидуальные. Индивидуальные – это те, которые связаны с
особенностями данного ученика. Типичные носят массовый характер. Их в свою
очередь можно разделить на два вида: 1) ошибки, спровоцированные изъянами
учебного текста; 2) ошибки, связанные с психологией ученика. Ошибки первого
рода перестают составлять проблему после соответствующей корректировки пособия.
Ошибки же второго рода учителю приходится исправлять и комментировать снова и
снова каждому новому ученику. В такой ситуации возникает потребность в типовых
комментариях, которые учителю достаточно было бы лишь адаптировать к различным
конкретным ситуациям. Предназначенные для постоянного использования, они должны
быть как можно более качественными. Это подразумевает выявление психологической
природы каждой типичной ошибки с последующим поиском наиболее убедительного
способа не просто объяснить ученику, что была сделана ошибка, но и «развенчать»
спровоцировавшие ее мотивы, чтобы ученик не допускал подобных ошибок впредь.
Задача, поставленная перед учеником, должна быть доступной (иначе она приведет
к задержке процесса обучения или совсем отобьет интерес ученика к решению
задач); доля самостоятельной работы ученика максимальна (при такой форме
наиболее быстрые темпы развития мышления, да и материал усваивается прочнее);
обучение общим теоретическим принципам, а не работе с частными примерами;
применение учеником методов при решении задач должно быть осознанным.
Организация работы над ошибками состоит в том, чтобы ученик выполнял задания,
аналогичные тем, в которых допущены ошибки, для того, чтобы понять, в чём
заключается правильное решение.

Важное место в системе работы над ошибками
занимает урок «Работа над
ошибками»
, цель которого – разобрать, проработать погрешности, допущенные в
контрольной работе; сформировать умение работать в роли проверяемого и
проверяющего; формировать умение систематизировать и обобщать, закреплять и
проводить анализ по данной теме; научить правильно относиться к ошибке, умело и
грамотно ее использовать. Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть ознакомление учащихся с результатами письменной
работы, повторение соответствующего теоретического материала, показ учителем
приемов работы над ошибками, упражнение в закреплении умений и навыков, задание
на дом.

Выделим основные компоненты урока:

— консультация;

— коррекция знаний и умений;

— диагностика результатов;

— оценочная деятельность.

В начале урока (15 минут) учащиеся делятся на
две группы: первая – учащиеся, получившие за контрольную работу высокий и
достаточный уровень; вторая – средний и низкий.

Первая группа работает в парах, в тройках:
отличник плюс хорошист, отличник плюс два хорошиста. Вначале в этих группах
идет работа над ошибками, допущенными хорошистами, затем они вспоминают все
правила, которые применяются при выполнении всех заданий. Заключительный этап
их совместной работы – составление аналогичных заданий, предлагаемых в
контрольной работе, которые потом будут использованы хорошистами, когда они будут
работать в роли консультантов.

Параллельно идет работа учителя со второй
группой учащихся. Учитель подробно останавливается на часто встречающихся
ошибках данной темы, допущенных этой группой учащихся. Идет беседа между
учителем и учеником, ответы на вопрос «А почему?», причем не только со стороны
учителя, но и со стороны учащихся (задача учителя научить задавать вопросы).
Прорешивается каждое задание, но не из контрольной работы, а аналогичное ему, в
конце которого учитель обязательно делает вывод.

В основной части урока (20 минут), идет
перераспределение обязанностей: «хорошисты» становятся консультантами для
«троечников» и «двоечников», у которых идет работа в парах и тройках. Основная
цель их совместной работы — провести работу над допущенными ошибками в
контрольной работе: консультируемый решает, проговаривает правила, применяемые
при решении заданий, задает вопросы по непонятым темам; консультант
анализирует, отвечает на вопросы, предлагает аналогичные задания, проверяет их,
оценивает работу над ошибками.

Работа консультанта оценивается учителем в
зависимости от понимания материала их консультируемого (индивидуальные
способности консультируемого учитель учитывает).

«Отличники» получают творческое задание, чаще
всего им предстоит поработать над составлением заданий «со звездочкой» по
данной теме. Некоторое время ученики работают самостоятельно, затем
объединяются в группу и под руководством учителя, а чаще сами, объединяют свои
наработки, идеи и получают интересные, а порой очень оригинальные задания. Эти
задания могут быть использованы учителем для работы с учащимися — участниками
олимпиад, для индивидуальной работы на уроке, в контрольных работах в
параллельных классах (как дополнительные задания).

В конце урока подводится итог, в журнале
появляется очередной столбик оценок, причем, на ряд выше предыдущих и
обязательно, всем классом, прорешивается самая интересная задача урока,
составленная творческой группой.

Итогом урока является тщательно проработанная и
усвоенная тема.

Таким образом, урок работы над ошибками
позволяет индивидуально и дифференцированно подойти к процессу обучения. У
учащихся формируется умение делать самоанализ, умение работать в группах,
умение применять полученные знания на практике.

Важное звено в обучении – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. К
сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над
ошибками, которая мало способствует формированию у детей необходимых навыков.
«Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С.Рождественский, – сводится к
тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали
над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько
заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…». Приёмы самостоятельной
работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Так,
например, для организации работы над ошибками по
русскому языку
, можно предложить следующую схему. В процессе обучения
грамоте, каждому ученику выдается « волшебный квадрат», который будет лежать в
тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если
дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на
слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом
второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы
притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть
внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.

В дальнейшем, когда заканчивается обучение
грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками,
целесообразно познакомить их с памяткой «Работа над ошибками». В этой памятке
даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо
произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной
последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не
наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

Полезной формой работы над ошибками является
цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками»
имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его
запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок
используется следующим образом.

Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву,
которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер
орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней
пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы «РНО», что означает
«работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет
категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке.
Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается,
что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности
выполняемой работы.

Аналогичная работа проводиться при заполнении
«дырок» в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный
диктант, учитель даёт установку, что можно делать «дырки». Учащиеся, которые
медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить
проверочное слово, ставят пропуски, т.е. «дырки». Пользуясь цифровыми
обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной
обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые
буквы.

Одним из приёмов работы над ошибками является
индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У
некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные
буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих,
необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед
словом или строкой, в которых были допущены ошибки. Этот процесс творческий,
трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой
грамотностью.

Самое важное в работе над ошибками – добиться
того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей
такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Чтобы
заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить желание
избавиться от них, можно дать возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а
карандашом. Этот приём, предложенный Н.Зайцевым, даёт положительный результат.

Обобщив всё сказанное выше, система работы по
исправлению ошибок по русскому языку строится следующим образом:

1) Использование «Волшебного квадрата» при
самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.

2) Использование цифрового обозначения
орфограмм.

3) Дифференцированное исправление ошибок
учителем.

4) Сочетание индивидуальных и фронтальных форм
работы.

5) Заполнение пропусков в словах с «дырками»,
пользуясь цифровым обозначением орфограмм.

6) Использование памятки в работе над ошибками.

Для организации работы над ошибками по математике предлагается следующий алгоритм:

— убедится в правильности, возможности
существования условий задания;

— выбрать один из удобных путей: решение или
рассмотрение.

— решение: решить данное задание не зависимо от
предложенного решения;

— рассмотрение: рассуждая логически и выполняя
вспомогательные действия, следить за ходом предложенного решения;

— в случае обнаружения ошибки, убедиться,
что не допущено неточностей, и только после этого аргументировано обосновать
свою правоту. Объяснить причину появления ошибки и порядок ее устранения с
помощью формул, теорем, правил, свойств, определений и т.д.

Практиковать проведение самостоятельных и
контрольных работ, где учащимся предлагаются уже решенные задания, но с
заведомо допущенными неточностями или ошибками. Целью данной работы является
умение обнаружить ошибку, и аргументировано высказать свою точку зрения, что
формирует у учащихся чувство собственного достоинства, уважение в глазах
окружающих. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный
интерес к содержанию учебного материала, о чем свидетельствуют наблюдения за
учащимися.

Взаимопроверка самостоятельных работ, домашних
заданий дает возможность осмыслить работу одноклассника и высказать свое мнение
о ней, проделав ряд логических операций, определение правильности суждений,
установление связей между отдельными суждениями, составление вывода.

Данные приёмы работы над ошибками, названные
выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение
сознательно применять изученные правила.

Большую роль в проведении самостоятельной
работы над ошибками играет подбор дидактического материала. Он представляет
собой серию карточек с текстами или математическими заданиями, предназначенными
для тренировки. При составлении этого материала надо стремиться отбирать его
так, чтобы он также представлял ценность в воспитательном отношении. Чтобы
приучить детей к самостоятельной работе, можно проводить несколько занятий с
одним видом дидактического материала. Работа каждого ученика становится
сознательной, он приобретает умение четко определять, на какое правило допущена
им ошибка, находить в учебнике нужное правило, начинает по-настоящему учиться,
мыслить, задумываться над выполнением задания. Учащимся, которые не допустили
ошибок в контрольной работе, выдается дидактический материал, стимулирующий
творческую деятельность. Самостоятельная работа с дидактическим материалом
имеет большое значение для расширения и обогащения словарного запаса и
вычислительных навыков учащихся.

Таким образом, проблема эффективности работы
над ошибками в начальной школе актуальна и требует особого внимания. Работу над
ошибками следует осуществлять в системе, используя все формы организации:
коллективную, групповую и индивидуальную. Необходимо принять как аксиому
утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами,
изложениями и другими видами самостоятельных работ. Использовать активные
приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над
ошибками.

Работа над орфографическими ошибками.

1. Пропуск, замена, вставка букв.

Если
ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно,
поделив его на слоги. Подчеркни букву, при написании которой ошибся, обозначь
ударение.   (стволы)    

2. Перенос слов.

Если
ты допустил ошибку в переносе слов, то выпиши это слово, раздели его чёрточками
для переноса. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.(осень,
олень;      ар — буз, аб-ри–кос;       ал–лея, груп–па)

3. Сочетания: -жи-ши-, -ча-ща-, -чу-щу-,   -чк, чн…

Если
ты допустил ошибку на это правило, то напиши это слово правильно, подчеркни
орфограмму. Подбери и запиши ещё три слова на это же правило.            (лыжи,
мыши;      малыши, ерши)

4. Удвоенная согласная.

Если
ты допустил ошибку на это правило, то выпиши это слово правильно, подчеркни
орфограмму, докажи правильность её написания. Подбери и запиши ещё одно слово
на это же правило.

 (рассказ,
рассердился;     оконная, осенняя;     касса, суббота.)

5. Непроизносимая согласная.

 Если
ты допустил ошибку в правописании непроизносимой согласной, то выпиши это слово
вместе с проверочным, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на
это же правило.         (сердечко–сердце,

прелесть–прелестный;             чудеса–чудесный, ясен–ясный)

6. Правописание – ЦЫ- -ЦИ-

Если
допустил ошибку в правописании –цы- -ци-, узнай в какой части слова эта
орфограмма, обозначь ударение.

1) цы   
цы           2) ци  ци         3) цы  цы     (цыган на цыпочках сказал  

             
                                                              цыплёнку   цыц)

Запиши
слово верно, правильно выдели орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на
это же правило.(птицы, синицы;  циркачи, цимбалы)

7. Соединительная гласная в сложных словах.

Если
ты допустил ошибку в правописании соединительной гласной в сложных словах, то
запиши это слово правильно, выдели корни и подчеркни соединительную гласную –о-
или –е-.  Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.   (ледокол,  
пылесос)

8. Разделительный Ь и Ъ.

ПРАВИЛО:
если слышишь в слове звук  й   , он стоит после согласного
и                                       

перед
гласным      после   ¬     пиши  ъ,   не после   ¬   пиши   ь.

Если
ты допустил ошибку при написании ь или ъ, то вспомни и  примени

правило.
Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же
правило.      (съехал, съел;  семья, воробьи)

9. Безударная гласная и парная согласная.

Если
допустил ошибку в правописании безударной гласной, то сначала определи, в какой
части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.

Если ошибка в приставке, узнай как пишется эта приставка, напиши слово правильно, обозначь
орфограмму, подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.         (пришёл, 
прилетел)

Если ошибка в корне, определи проверяемая
эта орфограмма или нет. Если можно проверить, то запиши это слово вместе с
проверочным, выдели орфограмму. Если проверить нельзя, то узнай написание по
словарю, выпиши это слово правильно, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё
одно слово на это же правило.

(завод, картофель;     стёкла – стекло, стены – стена;

                                     крошек – крошки, ложек – ложки )

Если ошибка в окончании ,определи какой
частью речи является это слово и попробуй решить данную орфографическую
задачу.   Удалось решить, запиши слово правильно, докажи свой выбор. Не удалось
решить – оставь «окошко». Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

(небо,  солнце;      солнце какое? яркое,  летнее;    
светило,   сияло )

Если ошибка в суффиксе, узнай, как он
пишется и напиши ещё два слова с тем же суффиксом.     (маленький,
кругленький, сладенький)
 

10. Правописание суффиксов –ЕК- -ИК-

Если
ты допустил ошибку в правописании суффиксов –ек- -ик-,то выпиши это слово,
затем измени его по команде вопроса: нет кого? (чего?) и запиши рядом вместе с
вопросом. Если гласный звук в суффиксе пропал, пиши –ек- если остался- -ик-.
Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

(сыночек  нет кого?  сыночка;    мостик  нет чего?
мостика)

11. Слитное написание приставок.   Раздельное написание предлогов.

ПРАВИЛО:
между предлогом и словом всегда можно задать вопрос или вставить другое
слово, а между приставкой и словом нельзя задать вопрос или вставить другое
слово.

Если
ты допустил ошибку на это правило, вспомни и примени его,  а затем

выпиши
правильно слово, обозначь орфограмму: приставка или пробел. Подбери и запиши
ещё одно слово на это же правило.

(услышал, улетел;          по стволу, по ветру)

12.   ЦА     на конце слов.

Если
ты допустил ошибку при написании ца на конце слова, узнай глагол это слово или
нет, глагол н. ф. или нет, запиши слово правильно, докажи

правильность
написания.  Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.     

 (
синица,  лисица                  напиться,  садиться
,           кружится,  льётся )

13. ь после букв шипящих на конце имён существительных в Н. Ф.

 
Если ты допустил эту ошибку, то вспомни и  примени правило. Выпиши слово,
обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

   
сущ., ж. р.     сущ., ж. р.                 сущ.,  м. р.           сущ.,  м. р. 

      рожь,        мышь;                ключ  ,         
грач ;           

14. Правописание окончаний имен прилагательных.

Если
ты допустил эту ошибку, то найди слово, которое командует этим прил. и задай от
него вопрос, узнай окончание. Выпиши прил. вместе с командиром и вопросом,
обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. ( утро
какое? туманное,  весна какая? ранняя)

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      cristalrichard761

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • География

    20 секунд назад

    Помогите с географией.

  • Помогите с литературой

  • Помогите решить , пожалуйста !(

  • Контрольная работа по алгебре

  • Упростите выражение (√5+7√2)(7√2-√5)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • Математика

    48 минут назад

    Нужно решить все задания с решением. Ответить на контрольные вопросы.

  • до 10 хотя бы подсобите пацаны

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23073

  • avatar

    Sofka

    7419

  • avatar

    zlatikaziatik

    5776

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1740

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Конспект урока «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками»

Учитель: Федурина Анастасия Сергеевна

Класс: 8

Учебный предмет: русский язык

Тема урок: анализ контрольной работы

Цель урока: мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.

Задачи урока:

— повторить и закрепить слабоусвоенные орфограммы;

— формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике, соотносить их с действующим правилом;

— самостоятельно подбирать и записывать примеры;

— самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте;

— формировать орфографическую зоркость;

— формировать навыки самоанализа учебной деятельности;

— развивать речь учащихся;

— формировать уважительное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать навыки самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки

Ход урока

Организационный момент.

Часто  в жизни мы слышим такие слова: «На ошибках учатся».

-Ребята, подумайте, что они означают.

(Совершая в жизни ошибки, люди стараются их исправить и извлечь из этого урок, чтобы в дальнейшем не совершать этих ошибок.)

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-На прошлом уроке вы писали контрольную работу, многие допустили орфографические и пунктуационные ошибки.

-Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке? Чем мы будем заниматься сегодня? Какова тема урока?

Итак, тема нашего урока «Работа над ошибками». Запишите в тетради число и тему урока.

Объяснение допущенных орфографических ошибок.

-Ребята, сейчас чертим в тетради таблицу. Те, у кого допущено много орфографических ошибок работают вместе со мной, у доски. Ребята, у которых 1-3 ошибки самостоятельно их исправляют и помогают соседу по парте.

Сначала определить, на какую орфограмму ошибка.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).

Слово, в котором допущена ошибка

Написать слово верно.

Правило, объясняющее написание

Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило

5. Объяснение допущенных пунктуационных  ошибок.

1.Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)

6. Самостоятельная работа.
1) Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

Реки рвут на себе ледяные оковы.

Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.

Вечером мы будем заливать каток.

Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.

Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей

Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь

Я намерен был ехать сегодня же.

Варя была с заплаканными глазами.

Ответы:

Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)

Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)

Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)

Облако представлялось то косолапым медведем, то гривастым львом. (Составное именное сказуемое)

Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое)

Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)

Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое)

2)Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.

Дважды два четыре.

Мороженное вот моё любимое лакомство.

Курить здоровью вредить.

Ласковое слово точно солнышко в ненастье.

Она девушка с характером.

Бедность не порок.

(Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях).

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

1.Над какими ошибками работали на уроке?(орфогр., пункт., речевыми)

2. Приведите 2 правила на постановку тире.(Если оба главных члена выражены сущ. в им.п.Москва – столица России; колич. числит.; неопред. ф. гл.; если один из глав.ч. выраж. сущ. в им.п., а другой – глаголом в неопред. ф., колич. числит.)

3.Какие правила помогли правильно написать слова и поставить знаки препинания?

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]

Буквы – видим и пишем.

Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.

Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я

Гласные, которые обозначают 2 звука

Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.

Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у

Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.

Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.

Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.

Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.

Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.

Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.

Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)

Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.

№ 1 Разбор предложения.

Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.

№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.

№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.

№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.


В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом


12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне


13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь


14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка ман ebs 04599 00 ошибка
  • Ошибка максимальная частота вращения вала двигателя 4000
  • Ошибка ман ebs 04157 04
  • Ошибка максимальная частота вращения вала 4000 ауди
  • Ошибка макс пейн gsrld dll