Ошибка контраста проявляется в тенденции

Психология и этика делового общения

Феномен тотальной доступности человека для визуального или иного контроля со стороны других лиц во время общения составляет

явление социальной перцепции

явление перцептивной защиты

Психология и этика делового общения

Ошибка контраста проявляется в тенденции

всегда выбирать формы поведения, отличные от поведения партнера

подчеркивания своего отличия от других людей

оценивать других людей исключительно в «черно-белых» тонах

недооценивать различия между людьми

Психология и этика делового общения

____________ характеризуются «закрытые» жесты

Избеганием тактильного контакта с собеседником

Перекрещиваниями рук или ног

Стремлением избегать взгляда партнера

Психология и этика делового общения

Тип «____________» — это тип манипулятора, преувеличивающего свои агрессивность, жестокость, недоброжелательность, пытаясь управлять другими с помощью угроз и страха

Психология и этика делового общения

Отсутствие фатальной зависимости индивида от внешних обстоятельств существования, наличие внутренних ресурсов для эффективного социального функционирования — это личностное качество

Психология и этика делового общения

__________ — это перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека

Психология и этика делового общения

Общение называется косвенным, когда средством передачи информации между партнерами выступают

невербальные средства коммуникации

случайные носители информации

Психология и этика делового общения

Выберите из списка утверждений положения, относящиеся к функции понимания1.адекватное восприятие2.уяснение смысла сообщения3.понимание мотивов партнера4.понимание психических состояний партнера5.любознательность6.выяснение истины, чего бы это ни стоило

Психология и этика делового общения

Результативность делового общения — это

своевременность достижения поставленной в общении цели

отношение затраченных усилий к полученному результату

мера достижения его цели, степень соответствия тех реальных изменений в установках, взглядах, решениях, поведении партнера планировавшимся

отношение полученного результата к затраченным усилиям

Психология и этика делового общения

Тенденция поведения человека оказывать пострадавшему помощь с меньшей вероятностью в случае, когда при этом присутствуют другие люди, — это

«синдром Красной Шапочки»

Психология и этика делового общения

Грамматическая культура человека состоит в

богатстве словарного запаса, выразительности и доступности употребляемых слов

правильном произношении слов

способности правильно строить фразы

выборе адекватного темпа речи

Психология и этика делового общения

Глобальная готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, интерпретации информации и поведения, прогнозированию развития межличностных ситуаций, способность, достигать гармонии с собой и окружающей средой — это

коммуникативная компетентность

социальная компетентность

Психология и этика делового общения

ответ партнера на высказывание оппонента

негативный ответ на положительное обращение к партнеру

информации о степени точности понимания партнером посылаемых сообщений и его реакциях на них

наличие у партнера возможностей для немедленного ответа на сообщение

Психология и этика делового общения

Расположение общающихся за столом друг напротив друга стимулирует развитие

оборонительных и сопернических настроений

готовности к деловому взаимодействию

Психология и этика делового общения

«Симптомами» заниженной самооценки являются1.чрезмерное стремление к активному общению2.нерешительность в отношениях с людьми3.сомнение в своих возможностях 4.ограничение социальной активности

Психология и этика делового общения

Тенденция благоприяствования в поведении, восприятии и оценочных суждениях членам собственной групп, в противовес, а иногда и в прямой ущерб, другой группе — это

нарциссизм малых различий

Психология и этика делового общения

Эффект новизны в общении проявляется в том, что

новая стратегия общения всегда наиболее эффективна

в новой одежде человек испытывает чувство дискомфорта

последняя информация о знакомом человека сильно влияет на впечатление о нем

новая одежда человека оказывает на собеседника мощное воздействие

Психология и этика делового общения

Тип «__________» — это тип манипулятора, преувеличивающего свою чувствительность, позволяющего себе забывать свои обязательства и долги, не слышать собеседника, когда это невыгодно, пассивно молчать, когда требуется принимать ответственное решение

Психология и этика делового общения

Физиогномическая редукция — это процесс и результат

запоминания черт лица собеседника

воспоминания облика другого человека

выведения личностных свойств из его внешнего облика

мысленной «прорисовки» образа собеседника

Психология и этика делового общения

____________ общение — это общение, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, преследующее какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения, —

Психология и этика делового общения

«Эффект бумеранга» в деловом взаимодействии означает

автоматическое возвращение сообщения, посланного партнеру

получение результата, обратного ожидаемому

неумение воспользоваться эффективным, но неосвоенным средством в общении

способность оказывать влияние на партнера «обходным» путем

Психология и этика делового общения

Удовлетворенность результатами делового общения — это

ощущение комфорта после общения с деловым партнером

осознание того, что цель взаимодействия достигнута

социальное признание результата взаимодействия как достойного и значимого

внутренняя позитивная эмоциональная оценка итогов делового взаимодействия и своего поведения в нем

Психология и этика делового общения

Из перечисленных утверждений выберите правильные: видами коммуникативного присоединения являются: 1) пространственное; 2) визуальное; 3) динамическое; 4) стратегийное; 5) кинестетическое; 6) позиционное; 7) ценностное; 8) аудиальное

Психология и этика делового общения

Манипулятивное общение — это тип взаимодействия, при котором

в целях повышения эффективности взаимодействия используются специальные технические средства

воздействие осуществляется с помощью гипносуггестивных методик

один из партнеров относится к другому как к объекту, но скрывает это с помощью специальных приемов и игр

взаимодействие осуществляется в игровом, соревновательном стиле

Психология и этика делового общения

Российскими психологами ____________ исследовалось явление социальной фасилитации

Л.С. Выготским, А.Р. Лурией

С.Л. Рубинштейном, П.К. Анохиным

В.М. Бехтеревым, Н.Н. Ланге

А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным

Психология и этика делового общения

Из перечисленных утверждений выберите правильное: к основным социально-перцептивным механизмам относятся: 1) социально-психологическая идентификация; 2) социально-психологическая рефлексия; 3) клаустрофобия; 4) эмпатия; 5) негативизм; 6) стереотипизация; 7) физиогномическая редукция; 8) ингрупповой фаворитизм

Психология и этика делового общения

эмоциональная привязанность к другому человеку

умение воздействовать на эмоции собеседника

вчувствование в другого человека, постижение его эмоционального состояния

способность управлять своими эмоциями

Психология и этика делового общения

Социальная __________ — это ухудшение эффективности выполняемой деятельности в присутствии как реальных, так и воображаемых посторонних людей

Психология и этика делового общения

Самооценка личности включает оценку1.личностью своих личностных качеств2.своего жизненного пути3.своих возможностей4.своего места среди других людей

Психология и этика делового общения

Прямое общение предполагает

осуществляемое без посредников и переводчиков

непосредственное восприятие и реагирование партнеров на действия друг друга

отсутствие в общении двусмысленности

наличие четкой цели взаимодействия

Психология и этика делового общения

Социальной _________ называется повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие реального или номинального присутствия другого человека

Психология и этика делового общения

Из перечисленного к подходам, сложившимся по отношению к этическим нормам в деловом мире, относятся: 1) нигилистический аномизм; 2) тотальный этический нигилизм; 3) ситуативный этический нигилизм; 4) этический конформизм; 5) этический субъективизм; 6) этический коллапс

Психология и этика делового общения

Технология делового общения — это

основанный на личном опыте бизнесмена способ эффективного общения

совокупность психологических средств, приемов и алгоритмов их применения, позволяющих достигать целей делового взаимодействия с заданной эффективностью

социально одобряемый способ достижения целей общения

наиболее эффективный путь достижения целей делового взаимодействия

Психология и этика делового общения

Тип «____________» — это тип манипулятора, преувеличивающего свое право на критику, никому не доверяющего, полного негодования, обвинений, с трудом прощающего

Психология и этика делового общения

____________ функиця — это функция делового общения, состоящая в установлении между деловыми партнерами отношений как состояния обоюдной готовности к приему и передаче деловой информации, поддержанию взаимосвязи

Психология и этика делового общения

___________ тип — это тип акцентуации личности, отличающийся крайней чувствительностью, слезливостью, способностью провоцировать нападки раздражительных людей, пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью

Психология и этика делового общения

Тенденция людей прилагать меньше усилий, когда они объединяются ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности, — это явление

Психология и этика делового общения

Тип «____________» — это тип манипулятора, подчеркивающего свою поддержку и снисходительность к ошибкам и слабостям людей, лишающий их самостоятельности

Психология и этика делового общения

___________ тип — это тип акцентуации личности, отличающийся наличием легкомысленности, склонности к аморальным поступкам, раздражительности в кругу близких людей, «легкого» отношения к обязанностям

При
восприятии партнера по общению возможны
ошибки, влекущие за собой искажения в
его образе, которые оказывают существенное
влияние на отношение к нему. В психологии
эти ошибки часто называют эффектами.
Эффекты и ошибки возникают при дефиците
информации или при неумении делового
человека пользоваться ею.

Наибольший
интерес для делового человека представляют
эффекты первичности, новизны, ореола,
гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции,
ошибки проекции и контраста.

Эффект
первичности
состоит
в том, что первая информация, получаемая
о незнакомом человеке, первое впечатление
о нем, имеют решающее значение для
формирования отношения к нему.
Исследователи процессов социальной
перцепции указывают на то, что по существу
субъективный образ партнера по деловому
общению, эмоциональная оценка его
формируются в первые 15 секунд контакта.
Однако именно в этот момент времени
человек может находиться в несвойственном
ему состоянии. В последние минуты перед
встречей с ним могли произойти события,
выбившие его из колеи. Поэтому, стремясь
создать точный психологический портрет
делового партнера, не следует полагаться
исключительно на первые впечатления.

Эффект
новизны
проявляется
в том, что последняя информация о хорошо
знакомом человеке существенно влияет
на общее впечатление о нем. Нередко
такая информация служит причиной для
коренного изменения отношения к человеку.
Здесь серьезной ошибкой является то,
что при понимании данной информации
зачастую не учитываются прошлые знания,
впечатления, отношения к партнеру, его
заслуги в налаживании делового
взаимодействия.

Эффект
ореола
отражает
свойство людей в условиях дефицита
информации о человеке распространять
общее впечатление о нем на восприятие
его конкретных поступков и личностных
качеств. Ореол может быть как положительным,
так и отрицательным. При положительном
ореоле, когда первое впечатление о
партнере благоприятно, его отдельным
чертам, поступкам, действиям начинает
придаваться исключительно положительное
значение. И, наоборот, при негативном
первом впечатлении о человеке в
последующем даже положительные его
качества и поступки или не замечаются,
или оцениваются негативно, или акцент
делается на имеющиеся недостатки.

Гало-эффект
проявляется
в тенденции распространять впечатление
от отдельных качеств и черт поведения
человека на оценку его личности в целом.
К примеру, элегантность, обходительность,
предупредительность, внешняя симпатичность,
могут ассоциироваться с порядочностью,
честностью, благородством. Практика же
показывает, что внешнее поведение
человека далеко не всегда отражает его
истинные желания, состояния, личностные
смыслы.

Эффекты
каузальной атрибуции
(приписывания
причинности) проявляются в тенденции
оценивать свои и чужие достижения и
неудачи с использованием различных
критериев.

Выше
уже говорилось о том, что люди склонны
чаще всего относить собственные
достижения на счет личных способностей
(«Я добился!»), а успехи других людей
— на счет внешних условий («Ему повезло»,
«Как удачно сложились обстоятельства!»).
И, напротив, свои проблемы люди стремятся
объяснить внешними факторами («Мне
помешали»), а неудачи других — их
внутренними качествами («Он не смог»).

Ошибка
проекции
заключается
в стремлении объяснить поведение другого
человека путем приписывания ему своих
собственных осознаваемых и неосознаваемых
побуждений.

Ошибка
контраста
проявляется
в стремлении оценивать всех людей, их
поступки и слова либо в белых, либо в
черных тонах.

Деловому
человеку следует знать, что перечисленные
ошибки восприятия и понимания партнера
по общению проявляются незаметно, на
подсознательном уровне. Поэтому создается
иллюзия, что отношение к собеседнику
сформировалось с учетом всех «за»
и «против».

Чтобы
избежать одностороннего, предвзятого
отношения к деловому партнеру, необходимо
уметь своевременно обнаруживать
проявление перечисленных
социально-перцептивных эффектов и
блокировать их действие. Для этого в
процессе делового взаимодействия
необходимо систематически задавать
себе вопросы типа: «Почему я так к
нему отношусь?», «Правильно ли я
оцениваю его?», «Не ошибаюсь ли я?»
и т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Наблюдение –
это целенаправленное, организованное
восприятие и регистрация поведения
исследуемого объекта. Задача наблюдателя,
как правило, не связана с вмешательством
в «жизнь» путем создания специальных
условий для проявления наблюдаемого
процесса или явления.

От
пассивного созерцания окружающей
действительности наблюдение отличается
тем, что оно:

 а)
подчинено определенной цели;

б)
проводится по определенному плану;

в)
оснащено предметными средствами для
осуществления процесса и фиксации
результатов.

Наблюдение
– активная форма чувственного познания,
дающая возможность накапливать
эмпирические данные, образовывать
первоначальные представления об объектах
или проверять исходные предположения,
связанные с ними. Наблюдение исторически
является первым научным методом
психологических исследований.

Методика
наблюдения содержит самое полное
описание процедуры наблюдения и включает:
а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;
б) программу (схему) наблюдения в виде
перечня признаков (аспектов) наблюдаемого
поведения и единиц наблюдения с подробным
их описанием; в) способ и форму фиксации
результатов наблюдения; г) описание
требований к работе наблюдателя; д)
описание способа обработки и представления
полученных данных.

Объект
и предмет наблюдения. Объектом внешнего
наблюдения может быть отдельный человек,
группа людей или общность. Объект
наблюдения характеризуется уникальностью,
неповторяемостью, очень малой или очень
большой длительностью психических
явлений.

Главная
проблема, возникающая при проведении
наблюдения, – воздействие присутствия
наблюдателя на поведение наблюдаемого.
Чтобы минимизировать это воздействие,
наблюдатель должен «примелькаться»,
т. е. чаще присутствовать в окружающей
среде, заниматься каким-либо делом, не
акцентировать внимание на наблюдаемом.
Кроме того, можно объяснить присутствие
наблюдателя какой-либо приемлемой для
наблюдаемого целью, либо заменить
человека-наблюдателя регистрирующей
аппаратурой (видеокамерой, диктофоном
и т. п.), либо вести наблюдение из
смежного помещения через стекло с
односторонней проводимостью света
(зеркало Гезелла). Скромность, такт,
воспитанность наблюдателя ослабляют
неизбежное влияние его присутствия.

Существует
также вид наблюдения «включенное наблюдение»,
когда наблюдатель является реальным
членом группы. Однако этот прием влечет
за собой этическую проблему –
двойственность позиции и невозможность
проводить наблюдение за собой как членом
группы.

Позиция
наблюдателя по отношению к объекту
наблюдения может быть открытой или
скрытой. Включенное наблюдение также
можно отнести к разряду открытого или
скрытого в зависимости от того, сообщает
наблюдатель о факте наблюдения или нет.

В
зависимости от ситуации выделяют полевое
наблюдение, лабораторное наблюдение и
спровоцированное наблюдение в естественных
условиях. Полевое наблюдение проводится
в естественных условиях жизни наблюдаемого,
искажения поведения в этом случае
минимальны. Данный вид наблюдения очень
трудоемок, так как ситуация, интересующая
исследователя, мало поддается контролю
и поэтому наблюдение чаще всего носит
выжидательный характер. Лабораторное наблюдение
проводится в более удобной для
исследователя ситуации, однако
искусственные условия могут сильно
исказить поведение человека.
Спровоцированное наблюдение
осуществляется в естественных условиях,
однако ситуация задается исследователем.

По
способу организации выделяют
несистематическое и систематическое
наблюдение. В несистематическом наблюдении
важно создание некоторой обобщенной
картины изучаемого явления, поведения
индивида или группы в определенных
условиях. Систематическое наблюдение
проводится по плану. Исследователь
выделяет некоторые особенности поведения
и фиксирует их проявление в различных
условиях или ситуациях.

Выделяют
также сплошное и выборочное наблюдение.
При сплошном наблюдении исследователь
фиксирует все особенности поведения,
а при выборочном обращает внимание
только на определенные поведенческие
акты, фиксирует их частоту, продолжительность
и т. п.

Различные
способы организации наблюдения имеют
свои преимущества и недостатки. Так,
при несистематическом наблюдении могут
быть описаны случайные явления, поэтому
предпочтительнее организация
систематического наблюдения в изменяющихся
условиях. При сплошном наблюдении
невозможна полная запись всего
наблюдаемого, поэтому в данном случае
желательно использовать аппаратуру
или привлечь нескольких наблюдателей.
При выборочном наблюдении не исключается
влияние на его результат установки
наблюдателя (видит только то, что хочет
увидеть). Для преодоления такого влияния
возможно привлечение нескольких
наблюдателей, а также поочередная
проверка как основных, так и конкурирующих
гипотез.

В
зависимости от цели исследования
можно выделить поисковые исследования
и исследования, направленные на проверку
гипотез. Поисковое исследование
проводится в начале разработки какой-либо
научной области, ведется экстенсивно,
имеет целью получить наиболее полное
описание всех присущих данной области
явлений, охватить ее целиком. Если в
таком исследовании используется
наблюдение, то оно, как правило, сплошное.
Отечественный психолог М.Я. Басов, автор
классического труда по методике
наблюдения, обозначает цель такого
наблюдения как «вообще наблюдать»,
наблюдать все, чем проявляет себя объект,
без отбора каких-либо определенных
проявлений. В некоторых источниках
такое наблюдение называют выжидательным.

Если
цель исследования конкретна и строго
определена, наблюдение строится иначе.
В данном случае оно называется
исследующим, или выборочным. При
этом производится отбор содержания
наблюдения, расчленение наблюдаемого
на единицы.

По
использованию средств наблюдения различают
непосредственное и опосредованное (с
использованием наблюдательных приборов
и средств фиксации результатов)
наблюдение. К средствам наблюдения
относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура,
карты наблюдения. Однако технические
средства не всегда доступны, а применение
скрытой камеры либо диктофона представляет
этическую проблему, поскольку исследователь
в данном случае посягает на внутренний
мир человека без его согласия. Некоторые
исследователи считают их использование
недопустимым.

По
способу хронологической организации различают
лонгитюдное, периодическое и единичное
наблюдение. Лонгитюдное наблюдение
проводится в течение ряда лет и
предполагает постоянный контакт
исследователя и объекта изучения.
Результаты таких наблюдений обычно
фиксируются в виде дневников и широко
охватывают поведение, образ жизни,
привычки наблюдаемого человека.
Периодическое наблюдение проводится
в течение определенных, точно заданных
промежутков времени. Это наиболее
распространенный вид хронологической
организации наблюдения. Единичные, или
однократные, наблюдения, как правило,
представлены в виде описания отдельного
случая. Они могут быть как уникальными,
так и типичными проявлениями изучаемого
феномена.

Фиксация
результатов наблюдения может проводиться
в процессе наблюдения или по прошествии
некоторого времени. В последнем случае,
как правило, страдают полнота, точность
и надежность в регистрации поведения
испытуемых.

Общие
требования к записи наблюдений

1.
Основное требование — запись наблюдения
должна быть фактологична, то есть
читающий ее человек может «увидеть»
картину наблюдаемого явления собственными
глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение
должно быть зафиксировано в том виде,
в каком этот факт или явление существовали
как нечто реальное» (М.Я. Басов, с. 125).

2. Запись должна включать описание
всей ситуации (предметной и социальной),
в которой происходит наблюдаемое событие
(запись «фона» в терминологии М.Я.
Басова).
3. Запись должна быть полной
в том смысле, что она должна по возможности
полно в соответствии с целью отражать
изучаемую реальность.

ЗАПИСЬ
НАБЛЮДЕНИЙ В ПОИСКОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Особенность:
предварительные знания изучаемой
действительности минимальны.
Задача
наблюдателя состоит в фиксации проявлений
активности объекта наблюдения во всем
их разнообразии.

Требования к
записи:
1. Запись должна быть достаточно
полной и производится в виде свободного
описания в понятиях естественно
сложившегося языка.
2. Записывать нужно
события как таковые — что происходило
и каким именно образом, а не свои
впечатления о происходившем.
Точка
зрения № 1. М.Я. Басов считает, что по
полноте, точности и отсутствию оценок
и интерпретационных моментов запись
наблюдений должна приближаться к
(фотографии и называет ее «фотографической»
в отличие от истолковательной и
обобщенно-описательной. Однако, это
требование «фотографичности» записи
не должно пониматься буквально. Как
правило, наблюдателю очень трудно
обойтись в описании совсем без включения
психологического истолкования некоторых
моментов, которые не могут быть сами по
себе предметом наблюдения извне и
выводятся наблюдателем из поведенческих
фактов как их внутренняя основа.
Точка
зрения № 2. По замечанию А.П. Болтунова
одно — два метких слова, дающих
психологическую характеристику
переживаний наблюдаемого человека,
усматриваемых из его поведения, лучше
потока длинных описаний, в которых из-за
деревьев не видно леса, поскольку при
этом объективность описания не понижается,
а понимание внутренней стороны становится
более доступным и обоснованным благодаря
наличности непосредственного субъективного
впечатления.

Пример хорошей записи
в дневнике наблюдения поведения девочки
в детском доме

Выделенные в тексте
слова дают психологическое истолкование
наблюдаемому.
«Тогда она встает (с
кровати), берет доски и с этими досками
бросается на старших девочек, которые
пришли за мной. Замахивается на лежавших
в постели; те с испугом вскакивают;
начинается крик, рев. Она очень довольна,
что все это произвела, она: «Эх, как они
меня боятся!» — говорит она со смехом»
(Болтунов А.П. Педагогическая характеристика
ребенка. М.;Л., 1926, с. 12).

Пример плохой
записи обобщенно-оценочного типа

«Дети
с интересом прослушали сказку Оскара
Уайльда «Звездное небо» и сами сделали
вывод о красоте добра и уродстве зла».
(Там же, с. 18).
В записи не отмечено, в
какой форме дети сделали этот вывод и
потому ничего нельзя заключить о степени
понимания сказки и уровне раз вития у
детей нравственных суждений — того, что
наиболее интересно психологу и
педагогу.

Формы записи в поисковых
исследованиях
— в виде сплошного
протокола;
-в виде дневника.

Что
указывается

— указывается в записи
дата, время, место и ситуация наблюдения;

социальное и предметное окружение;

если нужно, контекст предшествующих
событий (например, наблюдение за
поведением человека вечером, после
напряженного трудового дня, дома на
общей кухне коммунальной квартиры, во
время конфликта с соседом).

Порядок
ведения сплошного протокола

Протокол
представляет собой обычную без какой-либо
заранее внесенной на лист, где ведется
запись, рубрикации.
Требования:

чтобы запись была полной, он пишется во
время наблюдения;
— полное сосредоточение
наблюдателя на наблюдении и фиксации;

весьма желательно для ускорения записи
использовать условные обозначения или
стенографию.
Сплошной протокол
используется также для так называемых
предварительных наблюдений в начальной
фазе исследования, которое направлено
на решение какой-либо частной задачи.

Цель предварительного наблюдения —
уточнение объекта и ситуации наблюдения
и определение репертуара поведения
(составление перечня единиц наблюдения).
С
особенностями сплошного протоколирования
во время предварительных наблюдений
студенты смогут познакомиться при
отработке двух заданий, одно из которых
посвящено анализу трудовой деятельности
прессовщиц на швейной фабрике, другое
— поведению ребенка в незнакомой
ситуации.

Порядок ведения дневниковой
формы записи наблюдений

Используется
при многодневных наблюдениях, иногда
длящихся месяцы и годы, как например в
лонгитюдных исследованиях психического
развития ребенка.
Требования:

дневник ведется в тетради с пронумерованными
листами и большими полями для последующей
обработки записей;
— соблюдение точности
наблюдений и точности терминологии
(однозначное ее использование на
протяжении всего времени исследования);

запись должна по возможности полно
отражать наблюдавшееся;
— точная
передача смысла наблюдавшихся явлений;

вести запись желательно во время
наблюдения, если это невозможно, то
записывать по памяти;
— не рекомендуется
при этом откладывать запись в долгий
ящик.
Исследование Штерна (А.П. Болтунов)
показало, что искажения в описания
картин, рассматривавшихся взрослыми
интеллигентными людьми, нарастают
примерно на 0,3% за день по сравнению с
непосредственным воспроизведением и
состоят в превращении предметов
(например, мяч превратился в солнце),
приписывании предметам возможных, но
отсутствующих на картине действий,
искажении пространственных соотношений
и смысла и т.п.
На практике оправдала
себя комбинированная запись, когда
собственные моменты фиксируются в ходе
наблюдения, а подробности — сразу же
после наблюдений и лучше в той ситуации,
где велись наблюдения, так как сама
обстановка способствует более полному
воспроизведению всего происходившего.

Для
регистрации единиц наблюдения используются
соответствующие методические документы:
а)
карточка наблюдения — предназначена
для регистрации признаков наблюдения
в строго формализованном и, как правило,
закодированном виде. В ходе наблюдения
наблюдатель может использовать несколько
карточек (по одной на каждую единицу
наблюдения);
б) протокол наблюдения —
предназначен для комбинированной
регистрации результатов наблюдения в
формализованных и неформализованных
процедурах. Он отражает в себе алгоритм 
взаимодействия различных карточек
наблюдения;
в) дневник наблюдения —
предназначен для фиксации результатов
наблюдения. В нем отмечаются не только
сведения об объекте, но и действия
исследователя в ходе наблюдения, дается
оценка инструментария.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект

    обобщенное
    впечатление наблюдателя ведет к грубому
    восприятию поведения, игнорированию
    тонких различий.

  • Эффект
    снисхождения

    тенденция всегда давать положительную
    оценку происходящему.

  • Ошибка
    центральной тенденции

    наблюдатель
    стремится давать усредненную оценку
    наблюдаемому поведению.

  • Ошибка
    корреляции

    оценка одного признака поведения дается
    на основании другого наблюдаемого
    признака (интеллект оценивается по
    беглости речи).

  • Ошибка
    контраста

    склонность наблюдателя выделять у
    наблюдаемых черты, противоположные
    собственным.

  • Ошибка
    первого впечатления

    первое
    впечатление об индивиде определяет
    восприятие и оценку его дальнейшего
    поведения.

Наблюдение
незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо
    исследовать естественное поведение
    без вмешательства извне в ситуацию,

  • нужно
    получить целостную картину происходящего
    и отразить поведение индивидов во всей
    полноте.

Наблюдение
требует выяснения следующих моментов.

1.
На какой вопрос должно дать ответ
наблюдение?

2.
В каких условиях должно проводиться
наблюдение?

3.
Описано ли подлежащее наблюдению
поведение таким образом, чтобы с помощью
этих категорий можно было дать ответ
на поставленный вопрос?

4.
Соответствует ли описание фактическому
поведению?

5.
Существует ли единство между различными
наблюдающими при записи одного и того
же поведения в соответствии с данными
категориями?

6.
Пользуются ли при повторном наблюдении
теми же категориями?

7.
Возможно ли повторное наблюдение
поведения в сопоставимых ситуациях?

Примерный
перечень вопросов, фиксируемых в
регистрационных документах:

Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род
занятий, характер взаимоотношений?
Структура коллектива?
• Обстановка.
Где? В каких условиях проходят действия
наблюдаемых? Чем может отличаться их
поведение в ситуациях? Чем могут
заниматься? Какие действия можно ожидать
в этой обстановке? Какие действия будут
неожиданными?
• Цели действий
наблюдаемых. В чем состоят основные
функции участников действий? Какие цели
преследуют (официальные, неофициальные)?
Какие цели участников совпадают с
задачами  коллектива, с целями других
участников, какие не совпадают?

Поведение. Что и как конкретно делают?
Каково содержание выполняемых действий?
Каковы стимулы и мотивы, вызывающие
участие в действии, ту или иную форму
поведения? Как внешне выражается
эмоциональное отношение к действию? 
Каковы:  напряженность, постоянство,
продолжительность отдельных форм
поведения? Каков эффект отдельных форм
поведения? Что следует за ним и как он
воспринимается самим наблюдаемым и
другими участниками действия? Как
меняется действие после достижения
определенного результата?
• Частота
и продолжительность наблюдаемых
ситуаций. Когда возникла ситуация и как
долго она длилась? Уникальная или
повторяемая? Часто возникает? В каких
показателях может быть зафиксирована?
Что вызывает ее и что сдерживает ее
возникновение? Насколько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка
их эффективности. Краткие сведения о
наблюдателе, в том числе сколько раз
проводил наблюдение ранее?
• Время
заполнения методических документов
наблюдения, регистрация данных (до,
после наблюдения, когда именно).

Выполнение требований программы.
Отклонения условий наблюдаемой ситуации
от заданных в программе.  Какие
требования не удалось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей
фиксации признаков, их отнесения к
выделенным категориям наблюдения.

Оценка включенности наблюдаемой
ситуации. Насколько замечен участниками
факт наблюдения и какова реакция на
факт наблюдения? Какова степень общения
с наблюдаемыми военнослужащими? Какого
рода контакты возникали с ними в ходе
наблюдения?
• Оценка эффективности.
Необходимость повторного наблюдения
или проверки данных другими методами.
Использование приемов, повышающих
эффективность наблюдения. Рекомендации
по дальнейшему применению метода 
наблюдения для  решения данной
исследовательской задачи.

Значительная часть причин возникновения конфликтов в организациях касается взаимодействий между людьми. Обобщающей характеристикой таких причин является личностное реагирование на существующие противоречия в организации. Психологический анализ таких конфликтов свидетельствует, что многие из них возникают вследствие довольно типичных ошибок. Рассмотрим основные психологические противоречия в организации, которые приводят к межличностным, межгрупповым и иным конфликтам в ней.

Причин возникновения конфликтов в организациях много. Немало из них носят действительно объективный характер и связаны с макроэкономическими, правовыми и организационными явлениями. В то же время значительная часть касается взаимодействий между людьми.

Обобщающей характеристикой таких причин является личностное реагирование на существующие противоречия в организации. Рассмотрим основные психологические противоречия в организации, которые приводят к межличностным, межгрупповым и иным конфликтам в ней.

1. Противоречие, вызванное несправедливой оценкой труда персонала

Несправедливая оценка воспринимается как ущемление своих профессиональных, материальных и статусных интересов, угроза им, покушение на достоинство личности. Это противоречие приводит к деловым конфликтам (отсутствие обоснованных критериев, нарушение процедуры, двойные стандарты и пр.), которые очень быстро перерастают в эмоциональные. По сути дела они таковыми являются с самого начала.

Психологический анализ таких конфликтов свидетельствует, что многие из них возникают вследствие довольно типичных ошибок, допускаемых в процессе оценки. Опишем их.

  • Гало-эффект. Суть ее состоит в том, что деловые личностно-профессиональные качества и достижения оцениваются на основании общего впечатления от личности оцениваемого сотрудника. Отсюда лица общительные, обаятельные и пр. оцениваются весьма высоко как профессионалы своего дела. Когда при высокой оценке имеется серьезное расхождение между, скажем, обаянием и эффективностью деятельности, у других сотрудников возникают недовольство, обиды, что может привести к конфликтам.
  • Ошибка «центральной тенденции». Внешне она проявляется как пресловутая «уравниловка»: предпочтение отдается усредненным оценкам. В результате одинаково оцениваются все, в том числе «передовики» и явные «аутсайдеры». У первых это вызывает чувство обиды. Практика показывает, что главной причиной таких оценок является недостаточный уровень компетентности оценивающих, ведь категорические оценки требуют убедительной аргументации, а средние, «обтекаемые» — нет. Боязнь продемонстрировать свой невысокий уровень компетентности и приводит к таким оценкам.
  • «Логическая ошибка». Она похожа на ошибку «центральной тенденции», только в ней недостаток профессиональной компетентности или слабое знание о работе персонала пытаются замаскировать под искусственно создаваемые «логические схемы». К примеру, встречаются следующая логическая цепочка: за основу берется какое-то качество, скажем пунктуальность. Далее выстраивается следующая схема: раз пунктуальный, значит, организованный; раз организованный, значит, обладает управленческим потенциалом, и так далее «по восходящей». Но бывает и наоборот. Естественно, такие оценочные схемы редко приводят к объективному результату.
  • Ошибка «контраста». Ее обычно совершает авторитарный руководитель, который свои профессиональные достижения и личностно-профессиональные качества оценивает очень высоко и принимает за эталон. Качество и результаты деятельности остальных в этом случае, естественно, занижаются. Это вызывает недовольство и обиды, ведь безгрешных руководителей просто не бывает, а среди авторитарных — тем более. Сразу вспоминаются его собственные ошибки и промахи, из-за обиды они преподносятся как крупные просчеты. Возникает конфликтная ситуация.
  • Ошибка «снисходительности». В этом случае оценки явно завышаются любимчикам и фаворитам, что, конечно же, несправедливо.
  • Ошибка «близости». В этом случае, как на экзамене, оцениваемых сравнивают друг с другом, а не с обоснованными профессиональными эталонами.
  • Ошибка, вызванная отсутствием эталонов. Оценка персонала будет объективной лишь в том случае, когда имеется аргументировано обоснованный эталон — модель профессионала. Именно с опорой на них и следует осуществлять сравнение. На практике такие эталоны нередко отсутствуют, в результате невозможно объяснить «выявленное несоответствие» — несоответствие с кем или чем? Такая оценка воспринимается как тенденциозная и необъективная.
  • Этическая ошибка. Она возникает, когда оцениваются не только деятельность, но личностно-профессиональные и нравственные качества. Это действительно необходимо делать, но для этого надо научиться применять объективные методы оценки. Иначе может проявиться влияние групповых интересов. К сожалению, объективные методы применяют далеко не всегда, тем самым закладываются потенциальные источники конфликтов.
  • Процедурные ошибки. Они связаны с недостаточной научной проработанностью методической и процессуальной стороны оценок и аттестации. Их много, например принуждение аттестуемого к психологическому обследованию, нарушение принципа конфиденциальности психологической информации и пр. Они часто приводят к конфликтам.

2. Противоречие между стилем руководства, неадекватным уровню и зрелости группы или коллектива, и ситуацией управления

Эти конфликты начинаются как деловые, но быстро перерастают в эмоциональные. Они скорее разрушительные, потому что ликвидируется сама система «оппонент-оппонент» (руководитель в большинстве случаев «всегда прав»).

Некоторые руководители считают, что существует некий универсальный стиль, пригодный для любой ситуации. Это неизбежно приводит к вертикальным конфликтам. Эффективный руководитель должен умело применять различные стили, но они всегда должны быть адекватными ситуации и состоянию управляемого им коллектива.

Длительное применение только одного стиля руководства приводит к профессиональной деформации личности руководителя, развитию отрицательных черт характера, стереотипов восприятия и деятельности, которые отрицательно сказываются на результативности деятельности и морально-психологическом климате.

Особым случаем, приводящим к сильным эмоциональным трудноразрешимым конфликтам, является стиль руководства, называемый псевдоавторитетом. Каждый руководитель стремиться создать социальную дистанцию с управляемым коллектив. Эта дистанция упрощает управление, стабилизирует отношения. Если же эта дистанция уменьшается или исчезает, руководить становится сложнее. Такая дистанция создается двумя способами:

  • Первый — за счет опережающего личностно-профессионального роста. В этом случае и формируется авторитет.
  • Второй, когда руководитель сам «не растет»: — за счет давления, барьеров и ограничений личностно-профессионального роста коллектива («держать и не пущать»). Это и есть псевдоавторитет.

Немало таких руководителей действительно в прошлом имели серьезные заслуги, но потом остановились в своем росте, а социальную дистанцию, которая их устраивала, решили во что бы то ни стало сохранить.

Псевдоавторитет живуч, с ним трудно бороться, потому что такие руководители применяют отработанные психологические приемы влияния и создания ложных образов эффективного управления. Отметим их:

  • резонерство, демагогия — яркая фразеология создает видимость значимости и масштабности деятельности;
  • скептицизм — он воспринимается часто как проявление высокого интеллекта, «умения видеть то, что недоступно другим»;
  • заострение внимания на мелочах — такие руководители даже из малейшей ошибки подчиненных способны создать образ катастрофы, которую именно они предотвратили;
  • натиск — «быстрое реагирование» без серьезной подготовки, представляется как умение предвосхищать ситуацию, «держать руку на пульсе»;
  • грубость и жесткость — преподносятся как строгость;
  • создание атмосферы страха — «начальника надо бояться, иначе не будет дисциплины».

Конфликты из-за псевдоавторитета всегда очень трудно разрешать. Они эмоциональные, а их «главный источник» весьма искушен и изворотлив и может быть действительно заслужившим раньше авторитет.

3. Противоречие, вызванное недостатками в организации управления

Их общий смысл состоит в столкновении наличного с должным. Эти противоречия так же имеют личностный характер и связаны с недостатком профессиональной компетентности управленческих кадров. Отметим некоторые весьма распространенные недостатки.

  • Нарушение иерархии связей. Оно проявляется в несогласованности указаний и распоряжений, исходящих от вышестоящих руководителей. В результате они могут быть противоречивыми, но при этом обязательно категоричными. Получивший такие указания начинает их ранжировать и структурировать по степени важности. В то же время отмечены случаи, когда спешат выполнить указание прежде всего того, от кого можно ждать наибольших неприятностей, а не потому, что данное указание конструктивное или справедливое. Конфликты в такой ситуации возникают очень быстро.
  • Нечетко обозначенные права и обязанности конкретных руководителей и исполнителей. Это быстро приводит к тому, что каждый начинает делать то, что ему нравится или выгодно, при этом игнорируются те обязанности, которые требуют больших трудозатрат. В результате образуется неразбериха, подкрепленная острой конкуренцией. Активизируются неформальные лидеры, которые влияют на процессы взаимодействий, но ни за что не отвечают. Естественно, конфликты не заставляют себя долго ждать.
  • Стремление сконцентрировать все функции управления в своих руках. Оно характерно для молодых и недостаточно опытных руководителей. Они переоценивают свои возможности и пытаются руководить «всеми и сразу». Это быстро приводит к хаотическому стилю руководства. Амбициозность не позволяет признать свои ошибки, следуют «оргвыводы» и необоснованные наказания. Создается конфликтная ситуация.
  • Недостатки в структурной организации. Они проявляются в слабом понимании системных качеств организации, избыточном количестве руководителей, неадекватности информационных связей, нечетком статусе структурных подразделений и пр.
  • Недостатки в организации труда. Они проявляются в неритмичности труда персонала, в неравномерности загрузки в течение рабочего дня или месяца. Это создает перегрузки, стрессы и другим негативные психические состояния, которые приводят к ошибкам в работе, ухудшают взаимодействия, отрицательно сказываются на моральном климате. Не менее важны и условия труда. Это может привести к конфликтам.

***

Таким образом, мы рассмотрели основные противоречия в организациях, связанные с проявлением «личностного фактора», которые являются психологическими источниками конфликтов.

Учебная литература по юридической психологии

Анисимова Н.Н.
ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА. ОБНАРУЖЕНИЕ КРИМИНАЛЬНОГО ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Учебное пособие
Домодедово, 2007

3. ОШИБКИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОФАЙЛ-МЕТОДА

Основной закон кинесики гласит: внутреннее состояние человека, состояние его психики всегда отражаются в его движениях, позе, мимике и т.д. Но применять этот закон нужно с осторожностью. Необходимо помнить, что «знание о человеке — область, в которой никогда нельзя достичь совершенства, и даже опытный человек все снова и снова попадается на ошибках» (Шопенгауэр).

Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. В ходе процесса общения у каждого из партнеров складывается представление типа: «Я думаю о том, что он думает о том, что я думаю о том, что он думает». Неверное трактование содержания этих многоярусных представлений и ведет к «цепочке недопонимания», которая, кроме того, осложняется следующими моментами:

  1. Стереотипы первого впечатления — профессионального, этнического, возрастного планов — каждый взрослый человек (в том числе и сотрудник правоохранительных органов) является «интуитивным психологом», т.е. у каждого из нас имеется свое личное понятие (представление) о типологии людей. Это способствует формированию неосознаваемых установок восприятия окружающих людей.

  2. Эффект ореола — первое впечатление обманчиво, респектабельность может быть обычной маскировкой.

  3. Эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему.

  4. Ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т. к. крайние признаки поведения встречаются реже.

  5. Логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность» = «добродушие», «сдержанность» = «холодность», «равнодушие»).

  6. Ошибка контраста, т.е. подчеркивание черт у наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

  7. Наоборот, партнеру по общению мы склонны приписывать те черты, которыми обладаем сами — эффект проекции. Особенно сильно это развито у людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность.

Кроме того, применимо к профайл-методу, в части, касающейся диагностики лжи и скрываемых обстоятельств, существуют еще две повторяющиеся ошибки, которые может допустить человек при попытке разоблачить обман. Они стоят того, чтобы подробнее на них остановиться. П. Экман [29] назвал их: «ошибка Отелло» и «ошибка индивидуальных особенностей» или «капкан Брокау».

Первая возможная ошибка — это «ошибка Отелло». Как и трагический герой Шекспира, который неверно истолковывает страх и душевные муки своей жены, вызванные осознанием возможности того, что Отелло может убить ее, и считает эти чувства признаком лжи, так и человек, пытаясь выявить ложь, не верит правде, и не принимает во внимание стресс, вызванный его недоверием. Например, опасение человека, что ему не поверят, может быть неверно истолковано как страх быть уличенным. Более того, некоторые испытывают сильное чувство вины всякий раз, когда их в чем-то обвиняют, и эти признаки чувства вины могут быть неверно истолкованы как признаки вины за обман.

Возможна и другая ситуация: когда люди, говоря правду, испытывают или презрение к тем, кто выдвигает ложное обви-нение, или радостное возбуждение, если им удается доказать неправоту обвинителя; или радость в предвкушении реабили-тации. Эти чувства могут порождать признаки, которые похожи на признаки радости от обмана. Хотя причины различны, но и лжец, и человек, говорящий правду, могут чувствовать удивление, гнев, разочарование, быть расстроенным или испытывать отвращение от подозрений или вопросов обличителя.

Не следует всякое проявление эмоций интерпретировать как свидетельство обмана. Правдивый человек, боясь, что ему не поверят, может вести себя так же как и лжец, боящийся быть уличенным. (Ошибка Отелло)

Вторая — «ошибка индивидуальных особенностей» — происходит вследствие неспособности человека учитывать индивидуальные различия в потенциальном поведении лжеца. Из-за этой ошибки можно как принять правду за ложь, так и наоборот, принять ложь за правду.

Например, многие люди считают, что лжец не может смотреть в глаза собеседнику, хотя исследования показали, что контакт глазами никак не связан с обманом [28]. Так, человек, который никогда не смотрит в глаза собеседнику во время общения, может быть несправедливо принят за обманщика, тогда как это его нормальный индивидуальный стиль общения. Множество ключей, связанных с продумыванием поведения, о которых говорилось ранее, попадает в эту категорию; достаточно большое количество людей всегда говорят многословно, допускают оговорки; делают в речи длинные или короткие паузы. Сколько людей, столько и различных манер поведения, а эти различия могут порождать ошибки в распознавании правды и лжи.

Любые проявления в большинстве случаев явно указывающие на обман, для некоторых людей могут оказаться лишь частью их обычного поведения. (Капкан Брокау)

И, наконец, из всей возможной информации мы неизменно производим отбор, который зависит от нашей направленности и особенностей нашей личности. Мы часто воспринимаем то, что думаем воспринять, и интерпретируем воспринятое так, как нам хочется. То есть проявляется сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя — перцептивная готовность (внутренняя установка восприятия) на подтверждение своей гипотезы; это закономерность наблюдения, которую наблюдатель обязан учитывать, чтобы избежать субъективности.

Когда необходимо «понять» сигналы тела окружающих людей, необходимо, прежде всего, проводить контроль своих впечатлений, а не считать, что видишь всех насквозь! [6].

Кроме того, особого внимания заслуживают трудности в диагностике эмоционального состояния человека и его изменений. При распознавании эмоций используется вся доступная информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

Согласно исследованиям Я. Рейковского [22], далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него отрицательные эмоции; вследствие этого человек не замечает проявления эмоций у других людей. При распознавании истинности эмоций важно знать:

Присутствуют ли на лице опрашиваемого все элементы мимики, характерные для естественной эмоции1.

Присутствуют ли на лице опрашиваемого элементы других эмоций или признаки фальши (например, асимметрия) [18].

Не только понимание, но и само выражение эмоций может вызывать затруднения. Поэтому изучение языка тела необходимо начать с самопознания. Внимательно следить за реакцией собственного тела и испытываемыми при этом эмоциями. Точно анализировать все состояния и переводить их в словесное описание, т.е. при всякой возможности тренироваться в вербализации ощущений. «Бесполезно обращаться к темам прикладных знаний о человеке без одновременного познания себя и собственных сигналов» [6].

Кроме того, психология располагает большим числом исследований, свидетельствующих о том, что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его жизненный опыт, объем знаний, то, как он воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности и т.д., существенным образом влияют на его поведение. Внешняя ситуация опасности способствует лишь выявлению адекватности или неадекватности функциональных, в том числе психических, возможностей человека в процессе выполнения той или иной деятельности.

Учитывая своеобразие психологического облика террориста, его мотивацию, установки, можно предположить, что в целом диагностическая картина скорее всего будет выглядеть бледнее, чем нам бы того хотелось.

Несмотря на это, психологическое напряжение может проявляться в нарушении ритмичности движений, прерванностью на половине, разнообразных запинках, спотыкании. Все это свидетельствует о том, что человек не совсем в «себе», не совсем «здесь», отсюда известная раздвоенность и отсутствие определенной уверенности.

Взволнованность, тревога, страх, радость, злость, растерянность и даже спокойствие могут многое сказать наблюдательному специалисту.


1 В прил. 1 даны паттерны экспрессии для естественных мимических выражений, выделенные признанными специалистами в области мимического выражения эмоций П. Экманом и У. Фризеном [30, 32].


Предыдущая страница
Содержание
Следующая страница


НАВЕРХ

Что такое смещение центральной тенденции?

  • Редакция Кодкампа

17 авг. 2022 г.
читать 2 мин


Смещение центральной тенденции относится к склонности человека ставить большинству пунктов опроса среднюю оценку по шкале оценок.

Смещение центральной тенденции

Этот тип предвзятости чаще всего возникает при внутренних опросах, когда менеджеры должны оценивать своих сотрудников. Например, по 10-балльной шкале менеджеры могут поставить сотрудникам от 6 до 8 баллов по большинству категорий.

Менеджеры могут делать это, потому что они хотят избежать предоставления преференциального отношения к определенным сотрудникам или просто избежать негативной реакции со стороны сотрудников за то, что они ставят оценки на крайних концах шкалы.

Этот тип предвзятости встречается реже, когда клиенты заполняют опросы для компании, потому что ставки ниже.

Клиенты не оценивают напрямую людей, которых они знают и с которыми общаются ежедневно, поэтому они более склонны ставить чрезвычайно высокие или крайне низкие оценки, когда чувствуют в этом необходимость.

Проблема смещения центральной тенденции

Есть две проблемы, вызванные смещением центральной тенденции:

1. Данные могут быть неточными.

Если менеджеры оценивают каждого сотрудника в середине рейтинговой шкалы просто потому, что боятся давать чрезмерные оценки, это означает, что данные, собранные в ходе опроса, будут неточными и не будут отражать реальную производительность сотрудников.

2. Данные будут бесполезны.

Если менеджеры оценивают каждого сотрудника в середине рейтинговой шкалы для каждой категории, то производительность всех сотрудников будет казаться в основном одинаковой. Это затрудняет определение лиц, которые должны быть повышены в должности или должны получить премию.

Как избежать смещения центральной тенденции

Есть три способа избежать смещения центральной тенденции в опросах:

1. Не требуйте от менеджеров обоснования своих оценок.

Иногда менеджеры не хотят ставить оценки в нижней или верхней части шкалы просто потому, что от них требуется предоставить обоснование для необычно низких или высоких оценок.

Не требуя от менеджеров обоснования своих оценок, они с большей вероятностью будут честны в отношении того, следует ли оценивать сотрудника выше или ниже, потому что им не нужно выполнять дополнительную работу по предоставлению обоснования.

Преимущество этого подхода заключается в том, что вы, скорее всего, получите более точные данные, но недостатком является то, что вы на самом деле не понимаете причин особенно низких или высоких оценок.

2. Разрешить ранжирование.

Вместо того, чтобы просить менеджера поставить оценку от 1 до 10 для каждого отдельного сотрудника по общей производительности, вы можете вместо этого попросить его ранжировать сотрудников от наименее продуктивных до наиболее продуктивных.

Это заставит менеджеров идентифицировать низкопродуктивных и высокопродуктивных сотрудников просто потому, что не каждый сотрудник может быть наименее продуктивным или наиболее продуктивным.

3. Убедитесь, что вопросы понятны.

Еще один очевидный способ избежать систематической ошибки, связанной с центральной тенденцией, — убедиться, что вопросы опроса ясны. Часто, когда вопросы неясны, менеджеры просто присваивают средний рейтинг, потому что они не уверены в заданном вопросе.

Например, рассмотрим следующий опрос с неясными вопросами:

  • Насколько ответственен сотрудник X по шкале от 1 до 10?
  • Как бы вы оценили лидерство сотрудника X по шкале от 1 до 10?

Теперь рассмотрим пересмотренный опрос с четкими вопросами:

  • Оцените ответственность сотрудника X по шкале от 1 до 10, где 1 означает, что он никоим образом не несет ответственности, а 10 означает, что он полностью отвечает за свои действия и свою работу.
  • Оцените лидерство сотрудника X по шкале от 1 до 10, где 1 означает, что он никогда не брал на себя руководящую роль в проекте и не проявляет каких-либо лидерских качеств, а 10 указывает на то, что он всегда берет на себя роль лидера и проявляет лидерские качества в проекте. все проекты по мере необходимости.

Пересмотренный опрос, скорее всего, даст точные данные, потому что они гораздо яснее показывают, за что менеджер должен давать оценки.

   
   
Детали файла
Имя файла: 0713.02.02;МТ.01;1
Размер: 106 Kb
Дата публикации: 2015-03-09 03:21:05
Описание:
Этика делового общения (курс 2) — Модульный тест

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

«Закрытые» жесты характеризуются
«Открытые жесты» отличаются
Акт самовыражения и поведения, направленный на создание благоприятного впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам, — это
Внимательное, понимающее молчание — это
Воздействие на сознание партнера по общению через обращение к его собственному критическому суждению — это
Выберите из списка утверждений правильное: к основным социально-перцептивным механизмам относятся: 1) социально-психологическая идентификация; 2) социально-психологическая рефлексия; 3) клаустрофобия; 4) эмпатия; 5) негативизм; 6) стереотипизация; 7) физиогномическая редукция; 8) ингрупповой фаворитизм
Выберите из списка утверждений правильное: к приемам рефлексивного слушания относятся: 1) выяснение; 2) выискивание; 3) перефразирование; 4) установление; 5) резюмирование; 6) отражение чувств
Выберите из списка утверждений правильные: в имидже выделяются компоненты: корпоративный; 2) когнитивный; 3) сенсорный; 4) кинестетический; 5) аффективный; 6) конативный
Выберите из списка утверждений правильные: видами коммуникативного присоединения являются: 1) пространственное; 2) визуальное; 3) динамическое; 4) стратегийное; 5) кинестетическое; 6) позиционное; 7) ценностное; 8) аудиальное
Выберите из списка утверждений правильные: к кинетическим средствам общения относятся: 1) мимика; 2) одежда; 3) жесты; 4) позы; 5) речь; 6) настроение
Выберите из списка утверждений правильные: к экстралингвистическим средствам общения относятся: 1) значения; 2) смех; 3) плач; 4) покашливание; 5) хмыканье; 6) «острые» выражения
Выберите из списка утверждений правильные: по способам переработки информации людей, согласно концепции НЛП, подразделяют на: 1) максималистов; 2) пессимистов; 3) визуалов; 4) аудиалов; 5) кинестетиков; 6) оптимистов
Выберите из списка утверждений правильные: поведение меланхолика отличается: 1) пессимизмом; 2) низким уровнем психической активности; 3) эгоистичностью; 4) замедленностью движений, быстрой утомляемостью; 5) порывистостью; 6) сдержанностью мимики, высокой эмоциональной чувствительностью
Выберите из списка утверждений правильные: поведение сангвиника отличается: 1) высоким уровнем активности; 2) неискренностью; 3) эгоистичностью; 4) энергичностью, живостью движений, быстротой речи; 5) богатством мимики; 6) целенаправленностью
Выберите из списка утверждений правильные: поведение флегматика отличается: 1) косностью; 2) низким уровнем активности; 3) эгоистичностью; 4) медлительностью движений; 5) порывистостью; 6) невыразительной мимикой
Выберите из списка утверждений правильные: поведение холерика отличается: 1) неискренностью; 2) высоким уровнем активности; 3) эгоистичностью; 4) энергичностью, резкостью, сильными движениями; 5) порывистостью; 6) целенаправленностью
Гало-эффект в социальной перцепции состоит в тенденции
Грамматическая культура человека состоит в
Демонстративное и публичное пренебрежение к себе, являющееся скрытым предрасположением в пользу своего «Я» и направленное на получение успокаивающих «поглаживаний» от окружающих, — это
Децентрация — это способность человека
Изменение ситуации на противоположную путем изменения критериев и аспектов ее оценки называется
Изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление на окружающих — это
Интимная зона общения между партнерами составляет _____ см
Интимная зона предназначена для общения с
Каузальная атрибуция — это привычная схема
Концепция акцентуаций характера разработана
Лексическая культура человека состоит в
Лица, перерабатывающие информацию с помощью звуков, относятся к
Лица, перерабатывающие информацию с помощью зрительных образов, относятся к
Лица, перерабатывающие информацию с помощью чувств, относятся к
Личная зона предназначена для общения с
Медленное выражение собственной позиции на переговорах с целью растянуть время и получить больше информации об оппонентах — это метод
Метод формирования имиджа, заключающийся в переносе качеств, имеющихся у ближайшего окружения человека,на его образ, это метод
Метод формирования имиджа, заключающийся в предварительном изучении социальных ожиданий и идеалов и последующем формировании этих качеств у потенциального носителя имиджа, — это метод
Метод формирования имиджа, заключающийся в приписывании качеств, имеющихся у других людей, потенциальному носителю имиджа, — это метод
Метод формирования имиджа, заключающийся в систематическом сравнении носителя имиджа с людьми, априорно проигрывающими ему по социально значимым качествам, — это метод
Метод формирования имиджа, заключающийся в формировании социальных ожиданий и идеалов под реального человека, обладающего конкретными качествами, — это метод
Невербальная система коммуникации — это система
Необоснованное включение в единую связку выгодных и невыгодных оппоненту предложений в процессе переговоров — это метод
Ошибка контраста проявляется в тенденции
Ошибка проекции заключается в
Перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека — это
Проксемические средства коммуникации — это
Просодические средства общения — это
Процесс изменения психической сферы человека на основе воздействия на неосознаваемые или неконтролируемые психологические механизмы — это
Публичная зона общения простирается до партнера на расстояние _____ см
Публичное выступление, направленное на убеждение аудитории, доказательство и конкретизацию данных — это выступление
Расположение общающихся за столом друг напротив друга стимулирует развитие
Расположение общающихся по диагонали с разных сторон стола стимулирует развитие
Расположение общающихся с одной стороны стола рядом друг с другом стимулирует развитие
Расположение общающихся у угла стола стимулирует развитие
Распространение на психофизиологическом уровне своего эмоционального состояния на партнера — это
Рациональное вхождение в контакт с партнером, при котором ситуация общения представляется ему максимально комфортной, понятной, безопасной, не требующей специального контроля, это
Совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблем — это
Совпадение смысла информации, передаваемой с помощью различных вербальных и невербальных средств,- это
Социальная зона предназначена для общения с
Социально-психологическая идентификация представляет собой механизм
Социально-психологическая рефлексия — это механизм познания и понимания человеком того,
Степень влияния человека на партнеров по бизнесу — это
Степень представленности в конфликтном поведении человека интересов и соучастия других людей, социальных групп и структур — это
Столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций во взаимоотношениях индивидов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями — это
Схемы интеллектуальной оценки, эмоционального реагирования и практических действий в конфликтной ситуации — это
Такесика изучает
Тип акцентуации личности, отличающийся крайней чувствительностью, слезливостью, способностью провоцировать нападки раздражительных людей, пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, — это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием легкомысленности, склонности к аморальным поступкам, раздражительности в кругу близких людей, «легкого» отношения к обязанностям, -это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием обидчивости, мстительности, честолюбия, ревности, непомерных требований к окружающим, самонадеянности, -это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием пассивности, замедленности мышления, неповоротливости, -это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием раздражительности, неадекватных вспышек гнева, вплоть до рукоприкладства, жестокости, ослабленного контроля над своими впечатлениями,-это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием формализма, “крючкотворства”, жесткого следования определенным алгоритмам поведения, стремления переложить принятие важного решения на других людей, — это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием чрезмерной впечатлительности, подверженности отчаянию и паникерству, — это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся наличием эгоизма, необузданности поступков, хвастливости, лживости, отлынивания от работы, “заболеваний” в самые трудные и ответственные периоды, — это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся повышенным беспокойством, беззащитностью, ранимостью, — это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся подверженностью чужому влиянию, необдуманностью поступков, легковерием, стремлением к развлечениям, склонностью к сплетничанию, — это тип
Тип акцентуации личности, отличающийся упорным отстаиванием своих взглядов, особой точки зрения, — это тип
Тип взаимодействия в конфликте, при котором выгода извлекается из самого конфликта, а не от его исхода — это стратегия
Тип взаимодействия в конфликте, при котором один из участников избегает открытого противоборства с оппонентом более высокого ранга, — это стратегия
Тип взаимодействия в конфликте, при котором стороны стремятся достичь целей путем взаимного согласования интересов и действий — это стратегия
Тип взаимодействия в конфликте, при котором стороны стремятся достичь целей путем взаимных уступок и договоренностей, разумным делением объекта конфликта, — это стратегия
Тип взаимодействия в конфликте, при котором стороны стремятся достичь целей путем противоборства — это стратегия
Тип манипулятора, подчеркивающего свою поддержку и снисходительность к ошибкам и слабостям людей, лишающий их самостоятельности, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающего свое право на критику, никому не доверяющего, полного негодования, обвинений, с трудом прощающего, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающего свои агрессивность, жестокость, недоброжелательность, пытаясь управлять другими с помощью угроз и страха, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающего свою зависимость, прилагающего большие усилия, чтобы стать предметом заботы других, переложить на них свою работу и ответственность, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающего свою любовь, заботливость, внимательность к окружающим, подавляя и подчиняя их себе своей ложной добротой, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающего свою силу, стремящегося управлять своими жертвами, приказывать, доминировать, апеллировать к авторитетам, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающего свою чувствительность, позволяющего себе забывать свои обязательства и долги, не слышать собеседника, когда это невыгодно, пассивно молчать, когда требуется принимать ответственное решение, — это тип
Тип манипулятора, преувеличивающий необходимость все контролировать, — это тип
Установленный порядок поведения сторон в деловом взаимодействии — это
Физиогномическая редукция — это процесс и результат
Фонетическая культура человека состоит в
Человек, использующий хитрость, ложь, скрытое принуждение собеседника к принятию определенных решений и схем поведения ,- это
Эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в сознании окружающих, — это
Эмпатия — это
Эффект новизны в общении проявляется в том, что
Эффект ореола проявляется в тенденции
Эффект первичности в коммуникации состоит в том, что

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса»

Перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений

Вопрос посетителя

Метод формирования имиджа, заключающийся в переносе качеств, имеющихся у ближайшего окружения человека,на его образ, это метод
 (*ответ*) «Магнит»
 «Санта-Клаус»
 «Контраст»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в предварительном изучении социальных ожиданий и идеалов и последующем формировании этих качеств у потенциального носителя имиджа, — это метод
 (*ответ*) «Санта-Клаус»
 «Магнит»
 «Контраст»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в приписывании качеств, имеющихся у других людей, потенциальному носителю имиджа, — это метод
 (*ответ*) «Рэкет»
 «Магнит»
 «Контраст»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в систематическом сравнении носителя имиджа с людьми, априорно проигрывающими ему по социально значимым качествам, — это метод
 (*ответ*) «Контраст»
 «Магнит»
 «Рэкет»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в формировании социальных ожиданий и идеалов под реального человека, обладающего конкретными качествами, — это метод
 (*ответ*) «Рояль в кустах»
 «Магнит»
 «Контраст»
 «Санта-Клаус»
Невербальная система коммуникации — это система
 (*ответ*) неречевая
 сложная
 неверная
 неэффективная
Необоснованное включение в единую связку выгодных и невыгодных оппоненту предложений в процессе переговоров — это метод
 (*ответ*) «Пакетирование»
 «Дверью по морде»
 «Ногой в дверь»
 «Троянский конь»
Ошибка контраста проявляется в тенденции
 (*ответ*) оценивать других людей исключительно в «черно-белых» тонах
 всегда выбирать формы поведения, отличные от поведения партнера
 недооценивать различия между людьми
 подчеркивания своего отличия от других людей
Ошибка проекции заключается в
 (*ответ*) приписывании партнеру по общению своих собственных осознаваемых или неосознаваемых побуждений
 ошибочной трактовке эмоционального состояния партнера
 неточной оценки степени своего влияния на партнера
 некритическом принятии мнений собеседника
Перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека — это
 (*ответ*) воздействие
 эмпатия
 атрибуция
 перцепция
Проксемические средства коммуникации — это
 (*ответ*) пространственно-временные элементы общения
 мимика и жесты
 средство усиления голоса
 технические средства трансляции сообщения
Просодические средства общения — это
 (*ответ*) ритмико-интонационные стороны речи
 жесты и позы
 скрытые смыслы слов
 содержательные аспекты речи

Ответ эксперта

Метод формирования имиджа, заключающийся в переносе качеств, имеющихся у ближайшего окружения человека,на его образ, это метод
 (*ответ*) «Магнит»
 «Санта-Клаус»
 «Контраст»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в предварительном изучении социальных ожиданий и идеалов и последующем формировании этих качеств у потенциального носителя имиджа, — это метод
 (*ответ*) «Санта-Клаус»
 «Магнит»
 «Контраст»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в приписывании качеств, имеющихся у других людей, потенциальному носителю имиджа, — это метод
 (*ответ*) «Рэкет»
 «Магнит»
 «Контраст»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в систематическом сравнении носителя имиджа с людьми, априорно проигрывающими ему по социально значимым качествам, — это метод
 (*ответ*) «Контраст»
 «Магнит»
 «Рэкет»
 «Рояль в кустах»
Метод формирования имиджа, заключающийся в формировании социальных ожиданий и идеалов под реального человека, обладающего конкретными качествами, — это метод
 (*ответ*) «Рояль в кустах»
 «Магнит»
 «Контраст»
 «Санта-Клаус»
Невербальная система коммуникации — это система
 (*ответ*) неречевая
 сложная
 неверная
 неэффективная
Необоснованное включение в единую связку выгодных и невыгодных оппоненту предложений в процессе переговоров — это метод
 (*ответ*) «Пакетирование»
 «Дверью по морде»
 «Ногой в дверь»
 «Троянский конь»
Ошибка контраста проявляется в тенденции
 (*ответ*) оценивать других людей исключительно в «черно-белых» тонах
 всегда выбирать формы поведения, отличные от поведения партнера
 недооценивать различия между людьми
 подчеркивания своего отличия от других людей
Ошибка проекции заключается в
 (*ответ*) приписывании партнеру по общению своих собственных осознаваемых или неосознаваемых побуждений
 ошибочной трактовке эмоционального состояния партнера
 неточной оценки степени своего влияния на партнера
 некритическом принятии мнений собеседника
Перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека — это
 (*ответ*) воздействие
 эмпатия
 атрибуция
 перцепция
Проксемические средства коммуникации — это
 (*ответ*) пространственно-временные элементы общения
 мимика и жесты
 средство усиления голоса
 технические средства трансляции сообщения
Просодические средства общения — это
 (*ответ*) ритмико-интонационные стороны речи
 жесты и позы
 скрытые смыслы слов
 содержательные аспекты речи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка контраста при общении это
  • Ошибка контраста в процессе отбора это
  • Ошибка контраста в процессе отбора обусловлена
  • Ошибка контрагент не может являться своим обособленным подразделением
  • Ошибка контр страйк и стима