Ошибка и уловка спорщиков относящаяся к аргументам это

§ 179. ТРЕБОВАНИЯ, ОШИБКИ И УЛОВКИ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К АРГУМЕНТАМ. Требования
к аргументам — истин­ность,
непротиворечивость, достаточность.
Аргументы должны быть
истинны
сами по себе и не зави­сеть от тезиса;
они не должны противоречить друг другу;
их должно быть достаточно для того,
чтобы оказалась очевидна истинность
тезиса.

Ошибки
и уловки спорщиков,
относящиеся к аргументам:

  1. Истинность
    тезиса доказывается аргу­ментами,
    а истинность аргументов— тези­сом:
    «порочный круг».
    Этого не может быть, пото­му что этого
    не может быть никогда; снотворное
    усыпля­ет, потому что оказывает
    снотворное действие; стекло прозрачно,
    потому что сквозь него все видно

    — вот высказы­вания, построенные по
    этой модели.

  2. «Предвосхищение
    вывода». Это нечаян­ное
    или намеренное «опережение собы­тий»
    — недоказанные аргументы
    подаются как прочные, ве­сомые,
    доказанные основания к тезису (выводу).
    Для примера возьмем риторический
    вопрос («предвосхищение выводов» как
    уловка в споре и вообще в аргументирующей
    речи очень часто используется именно
    в риторическом вопросе):
    Следует ли нам продолжать разрушительный
    курс на реформы или все же лучше
    вернуться к испытанному, стабильному
    госу­дарственному регулированию
    экономики?
    То, что
    этот курс разрушительный, а государственное
    регулирование в создав­шейся реальной
    ситуации — курс стабильный — это
    произ­вольные аргументы (их еще нужно
    доказать). Слушатель же «подталкивается»
    говорящим к опережающему это
    доказа­тельство выводу — да, следует!

  3. «Ложность
    оснований» — ошибка в аргу­ментах
    — неверные факты,
    ненадежные и ошибочные дан­ные и т.
    д. — любые ложные суждения, которые
    исполь­зуются
    как аргументы. Это, как
    и предыдущие слу­чаи нарушений логики
    доказательства, может быть и ошиб­кой,
    и уловкой говорящего.

424

вем только самые распространенные в
реальной деятельности спорщиков ошибки
и уловки, относящиеся
к демон­страции.

    1. Ошибка (уловка), которую называют «не
      следует»,
      состоит в том, что
      создают только видимость
      логиче­ской связи между аргументами
      и тезисом (выводом),
      используя слова
      следовательно, итак, таким образом

      и т. п. Например: из того, что при
      археологических раскопках не обнаружено
      проволоки, не следует, что в древнос­ти
      люди пользовались беспроволочным
      телеграфом. Психоло­гические
      ассоциации не должны подменять
      логическую связь между аргументами
      и тезисом. —
      Огурцы подешевели,

      — гово­рит в осеннем выступлении
      «экономист». —
      Значит, эконо­мика идет на подъем!

    2. «От сказанного
      с условием — к сказан­ному безусловно»
      — одна из самых частотных
      ошибок или один из специальных
      риторических приемов в споре. В этом
      случае аргумент,
      истинный только при
      соблюдении некоторых ограничений,
      начи­нают использовать
      как истинный безусловно.
      Например, то, что
      автомобили выделяют вредные для
      здо­ровья людей газы, нельзя
      использовать как аргумент к тези­су,
      что производство автомобилей нужно
      запретить. В указан­ном отношении
      они вредны, но во многих других —
      полезны. Или: из того, что нужно быть
      правдивым, не следует, что нуж­но
      всегда говорить то, что думаешь.

    3. «П
      о с п е ш н о е обобщение»:
      это ошибка (или уловка) при индуктивном
      умозаключении.

  • Ученик А не готов к занятию. Ученик
    Б тоже не го­тов. И В не готов.

Что ж, весь класс не подготовился к
уроку,

— говорит учитель.

  • Мать отругала меня. Отец выпорол.
    Родители меня не понимают. Никто на
    свете не любит меня,

    — думает ре­бенок.

  • Кулибин был самоучка, значит,
    образование получать вовсе не
    обязательно,

    — рассуждает ученик.

    1. «После
      этого — не значит поэтому»: пред­шествующее
      по времени
      событие
      понимается как причина другого,
      последующего с о б ы-

425

т и я. На этой ошибке основан анекдот о
таракане, которому ученые отрывали
поочередно все ноги, и когда при стуке
по сто­лу он не побежал, а остался на
месте, заключили, что органы слуха у
таракана находятся в ногах. Вспомните
также суеверие о черной кошке, перебежавшей
дорогу, и многое подобное.

  1. Ошибки
    при заключениях по аналогии. В
    спорах и рассуждениях на исторические
    и политические, нравственные темы
    очень часто используются умозаключения
    по аналогии, т. е. по сходству
    явлений (по некото­рым
    признакам или отношениям). Таковы
    исторические при­меры и свидетельства.
    В таких областях, как история, фило­софия,
    нравственность и другие «гуманитарные»
    сферы жиз­ни, аналогии бывают
    нестрогими, т. е. дают основания лишь
    для вероятных
    заключений. Не следует забывать об
    этом. Если совпадающих (аналогичных)
    признаков у сравни­ваемых явлений
    немного, если такие признаки
    несуществен­ны, то аналогия вообще
    может привести к ложному заключе­нию.
    Таковы, как правило, результаты
    использования анало­гии между
    человеческим обществом и биологическими
    сообществами, между умственной
    деятельностью человека и деятельностью
    его организма и т. д. Это ошибки
    вульгарного материализма (скажем,
    таково распространившееся в XIX в.
    положение Бюхнера, Фохта и Молешотта
    о том, что мозг вы­деляет мысль, как
    печень выделяет желчь).

  2. Ошибки
    в дедуктивных умозаключени­ях. Это
    ошибки в построении силлогизмов.
    Например: «Законно
    ли… строить силлогизм: большевизм
    по­бедил в России, большинство
    населения России русские. Ста­ло
    быть, русские — это большевики. Такой
    пунктик — клас­сический пример
    подстановки, разбираемый в начальном
    кур­се логики. И в нем не больше
    правды, чем в утверждении: раз фашисты
    завоевали Францию — значит, французы
    — фашис­ты»
    (Лакшин В. Конец, тупик,
    кризис…).

§ 181. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ И
ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. В споре,
как известно, говоря­щие (спорщики)
часто используют аргументы
ирра­циональные (психологические),
которые пред­ставляют собой обращение
к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам
адресата. Это
«доводы к человеку» (ad
hominem) и
«доводы к аудитории».
Как правило,

426

они используются участниками спора
сознательно: чем искус­нее спорщик,
тем свободнее он владеет арсеналом
таких аргу­ментов и тем этот арсенал
богаче.

«Доводы
к человеку» и «к аудитории» —
это обращение
к предрассудкам, к чувствам, к желаниям,
к интересам адресата.

Разновидностью «доводов к человеку»
является частая уловка спорщиков
— «переход на лица»,
когда от предмета спора, от обсуждаемого
тезиса переходят к обсужде­нию и
оценке личности оппонента. Таковы,
например, сле­дующие «доводы»:
Ты еще маленький (уже старый); Жен­щине
не понять; Мужчины не способны оценить

и т. п.

«Доводы к аудитории» — это высказывания,
воздейст­вующие
на эмоции, волю, апеллирующие к интересам
публики. Такие высказывания,
как прави­ло, содержат эмоционально-оценочную
лексику и «подают» слушателю
действительность, уже обработанную,
оцененную говорящим. Так,
предпринимателя
можно
назвать
бизнес­меном,
а
можно —
торгашом
или
спекулянтом; осторож­ность —
предусмотрительностью

или
трусостью
и т. д.

Аргументы, обращенные к интересам
аудитории, воздейст­вующие на мотивы
слушающих, чаще всего затрагивают:

    1. чувство собственного достоинства
      адресата (аудитории). Говорящий
      «подсказывает» им, что считает
      слушателей здра­вомыслящими,
      благородными, проницательными,
      разумны­ми, — вообще создает у
      аудитории «положительный имидж» себя
      самой.
      Вы практичные рассудительные люди,

      — гово­рит спорящий, обращаясь к
      аудитории, —
      а потому, конечно, согласитесь с тем,
      что…
      (следует тезис,
      защищаемый орато­ром);
      Любой благородный человек поддержит
      мою позицию, —
      взывает
      он;

    2. материальные, экономические, социальные
      интересы публики.
      Каждая девушка найдет себе в Третьем
      рейхе же­ниха,

      обещал Гитлер, обращаясь к толпе, и
      находил у нее горячее одобрение;

    3. физическое благополучие, свободу,
      удобства, привычки публики — еще один
      источник таких аргументов.
      Если вы со­гласитесь с позицией
      моего оппонента — потеряете свобо­ду,
      а то и жизнь
      — вот
      одна из распространенных моделей
      аргументации такого рода.

427

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
   
   
Детали файла
Имя файла: 1343.02.01;Т-Т.01;2
Размер: 120 Kb
Дата публикации: 2015-03-09 03:37:52
Описание:
Культура речи и деловое общение — Тест-тренинг

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

Верны ли утверждения?
А) Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан
В) В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, древнегреческий философ Сократ на первое место ставит логическое доказательство
Верны ли утверждения?
А) В первом столетии н.э. появляется гомилетика – христианская проповедь и искусство проповеди
В) В политическую жизнь Древнего Рима Цицерон вошел как “новый человек”, всем обязанный своему ораторскому дару
Верны ли утверждения?
А) Вопросительный и восклицательный знаки могут сочетаться либо друг с другом, либо с многоточием
В) Эпиграф (т.е. изречение, цитата откуда-либо, помещаемые перед произведением или его частью) обычно кавычками не выделяется
Верны ли утверждения?
А) Выяснение истины в споре называлось эвристикой
В) Составными частями сократовской эвристики были ирония и майевтика
Верны ли утверждения?
А) Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем
В) Демосфен в совершенстве владел многообразными приемами ораторского искусства, выработанными греческим красноречием
Верны ли утверждения?
А) Если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, то дополнение ставится в форме дательного падежа
В) Рекомендуется сочетать в одном предложении родительный субъекта (указывает на производителя действия выступление докладчика) и родительный объекта (указывает на объект Действия чтение книги)
Верны ли утверждения?
А) Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз, то сказуемое ставится в форме единственного числа
В) При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного падежа и творительного падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится в форме единственного числа, если оба предмета/лица выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими)
Верны ли утверждения?
А) Известен как выдающийся оратор и государственный деятель полководец Марк Порций Катон
В) В области филологии известны два сочинения Аристотеля “Поэтика” и “Риторика”, заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи
Верны ли утверждения?
А) На основе практического красноречия софисты развивают и теорию ораторского искусства – риторику
В) Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиционно связывают с именами софистов Корака и Тисия из Сиракуз
Верны ли утверждения?
А) Научный стиль используется в журналах, художественной литературе, деловых документах
В) Научный стиль – это функциональный стиль речи, обслуживающий сферу науки и образования
Верны ли утверждения?
А) Научный стиль преимущественно употребляется в устной речи
В) Метафоры и разные образы в языке научной работы используются очень часто
Верны ли утверждения?
А) Основное направление ораторского искусства античной эпохи оставалось монологическим
В) Во времена Лисия структура судебной речи была уже разработана
Верны ли утверждения?
А) Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом согласно приказу
В) Предлоги в — на и их антонимы из — с недопустимо употреблять в синонимическом значении ехать в поезде — на поезде; уйти с кухни — из кухни
Верны ли утверждения?
А) При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вопрос, заключённый в предложении, приобретает эмоциональную окраску
В) Сочетание вопросительного или восклицательного знака с многоточием невозможно
Верны ли утверждения?
А) При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь
В) При отсутствии у сложносокращенного слова грамматической формы сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании
Верны ли утверждения?
А) Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное (речи, произносимые в суде)
В) Софисты, “наставники мудрости”, считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить по вопросам политики и морали
Верны ли утверждения?
А) Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384-322 гг. до н. э.)
В) Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа (471-399 гг.
до н. э.) дошло до нас в изложении его учеников, главным образом Платона
Верны ли утверждения?
А) Самым ярким и известным римским оратором признан Марк Туллий Цицерон
В) Сочинения Цицерона всегда были фундаментом европейского риторического образования
Верны ли утверждения?
А) Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и др., развивают, обогащают теорию красноречия
В) Фразимах разработал период – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение
Верны ли утверждения?
А) Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время
В) Аристотелева “Риторика” была традиционным классическим руководством по существу для всех европейских школ риторики
Верны ли утверждения?
А) Стилистически окрашенные слова почти всегда имеют синонимы, которые относятся к нейтральной лексике
В) Важнейшая функция экспрессивной лексики – образовывать информативный (событийный) тип высказываний
Верны ли утверждения?
А) Точность речи совершенно не зависит от верного словоупотребления, от выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету
В) Главным условием предметной точности речи является досконально точное знание предмета речи
Верны ли утверждения?
А) Цицерон Марк Туллий – древнеримский политический деятель, оратор, писатель
В) Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан, знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения “Образование оратора”
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Главным объектом восхищения и подражания для Квинтилиана является Цицерон
В) Для Цицерона оратор – прежде всего мыслитель, а основа риторики – философия
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области
В) Цицерон выступает против школярства, за практическое образование на форуме
Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа (471-399 гг.
до н. э.) дошло до нас в изложении его учеников, главным образом ______
_______ называется мысль или положение, истинность которого требуется доказать в речи
_______ называется мысль, которая предназначена для доказательства тезиса
_______ речи складывается как последовательность частей речи в той или иной конфигурации, когда одна форма сменяется другой, повторяется, комбинируется с другими различным образом
_______ утверждал, что ораторское искусство сродни искусству военному. Дискуссия — это сражение умов
________ — это логическая связь между аргументом и тези­сом
________ назы­вается форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь
_________ (в широком, содержательном плане) — это логи­ческое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей
_________ (или основное, главное) значение слова — это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности
_________ — заблуждения, временно разделяемые большинством людей
_________, т.е. совокупность общих мест (словом топ или топос называют общее место; топ и общее место — синонимы), у Аристотеля связана с логической формой противопоставлений, свойственных пословицам
__________ являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний
___________ (непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.
___________ речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал
_____________ называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для под­тверждения или пояснения своих мыслей
Автором книг “Поэтика” и “Риторика” был великий мыслитель Древней Греции
Анализ текста (т.е. работа слушающего) представляет собой ту же последовательность, только направленную в обратную сторону. Это движение в обратном по отношению к синтезу направлении
Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают
В древности говорили: «________ не перечисляются, а взвешиваются»
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на
В предложении Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и по­лучают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид – представлен прием
В словосочетаниях «живой труп»; «горькая радость» – представлен прием
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды
В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся
В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся
В текст договора вводятся при необходи­мости следующие пункты
В текст договора вводятся при необходи­мости следующие пункты
В текст договора вводятся при необходи­мости следующие пункты
Виды демонстрации достаточно разнообразны, самыми распространенными являются дедукция и ________ (доказательство соответ­ственно от общего к частному и от частного к общему)
Восьмая часть речи — ________, в котором обычно подво­дится итог выступления, и даются перспективы на будущее
Все великие ораторы придерживались правила, сформулированного еще _______: ясность мысли — ясность речи — ясность общественного интереса
Всякая правильная мысль должна быть аргументирована; чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания, согласно закону
Вторая часть речи — _______, или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент
Выберите
Выберите имена крупнейших древнегреческих ораторов
Выберите имена крупнейших римских ораторов
Выберите имена крупнейших специалистов по риторике в России ХIХ-ХХ века
Выберите методы косвенного доказательства: «____»
Выберите нейтрализующие действия собеседника в споре в ответ на некорректное поведение партнера
Выберите нейтрализующие действия собеседника в споре в ответ на некорректное поведение партнера
Выберите нейтрализующие действия собеседника в споре в ответ на некорректное поведение партнера
Выберите некорректные действия собеседника в споре
Выберите некорректные действия собеседника в споре
Выберите некорректные действия собеседника в споре
Выберите некорректные действия собеседника в споре
Выберите несвободные словосочетания
Выберите основные понятия риторики
Выберите основные роды литературы
Выберите основные структурные части речи
Выберите основные структурные части речи
Выберите основные структурные части речи
Выберите предложение, в котором есть алогизм
Выберите предложение, в котором есть алогизм
Выберите разделы Договора
Выберите разделы Договора
Выберите словосочетание, в котором одно из слов употребляется в переносном значении
Выберите существительные, которые имеют ударение на первом слоге
Выберите существительные, которые имеют ударение на последнем слоге
Выяснение истины в споре называлось
Диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы — это
Дистантное общение всегда
Доводы, которые спорящие используют для убеждения партнеров в своей правоте, издавна принято делить на две большие группы, — это
Доказательства делятся на прогрессивные и регрессивные. В ________ доказательстве ход рассуждений идет от оснований к следствиям
Документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц (контрагентов) или физического лица с юридичес­ким лицом, — это
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности _____
Духовное красноречие – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида
Если ______ не пытается достичь образности, используя слова, которые будоражат воображение, не реконструирует сцены из личного опыта слушателей, то речь его останется абстрактной, не произведет на аудиторию впечатления
Если слова автора стоят перед прямой речью, то в этом случае после них ставится _____________, затем следует прямая речь, заключенная в кавычки
Заключается в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается впечатление нарастания или угасания (при­знака), — это
Закон ________ (лат. lex contradictionis) интерпретиру­ется следующим образом не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении
Закон противоречия был открыт ________, который писал: «…Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными…»
Знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения “Образование оратора” — это
Игра повторяющимися согласными звуками — это
Из данных словосочетаний фразеологизмом является
Из данных фразеологизмов к книжным относится
Из данных фразеологизмов к разговорным относится
Изучает конкретные виды речи риторика
Изучает принципы построения целесообразной речи риторика
Искусство спора, предполагающее совместный поиск участниками диалога объективной истины, — это
К академическому красноречию относятся
К социально-бытовому красноречию относится
К судебному красноречию относят
Как правило, это приводит к построению _______ (греч. sophisma — измышление, хитрость), которым называется логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное
Линейная упорядоченность смысловых единиц — это
Логическая ошибка «_______ тезиса» встречается обыкновенно в длинных речах, когда легче заменить одно положение другим
Лучший, надежный вид рациональных аргументов — это
Любое речевое доказательство включает три блока: тезис, аргу­мент и _________
Название _____ должно, во-первых, соответствовать предмету речи, во-вторых, быть понятным аудитории и, в-третьих, быть построено стилистически так, чтобы заинтересовать слушателей
Найдите пару слов, которые не являются паронимами
Найдите пару слов, которые являются паронимами
Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка
Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка
Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка
Намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему, — это
Наука о правильной речи, о языковых нормах и их изменениях — это
Общие _______ — категории содержания речи, проверенные историческим опытом людей и поэтому правильные
Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова
Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова
Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова
Одним из авторов риторик был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии
Определенность, т.е. ясность и точность рассуждения, а также изложения мыслей в речи вытекает из фундаментального закона формальной логики, – закона ________
Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения
Официально-деловой стиль обслуживает _______ письменных официально-деловых отношений
Оформляют, регистрируют заклю­чение и выполнение коммерческой сделки, т.е. предваряют составле­ние контракта (договора) и являются документами, регулирующими ход его выполнения, письма
Ошибки и уловки спорщиков, относящиеся к аргументам, следующие
Первая часть речи — ________. Это аргумент от личности говорящего
Первый учебник риторики на русском языке был написан
Переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц, — это
Повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе, — это
Под ________ понимается форма мышления или ло­гическое действие, в результате которого из одного или нескольких известных и определенным образом связанных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание
Поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре — это
При апагогическом ________ доказательстве (греч. apagoge — вывод; apagogos — уводящий, отводящий) осуществляется непрямое, как бы в сторону направленное доказательство
Проявляется в готовности партнеров учиты­вать интересы друг друга и идти на уступки метод ведения переговоров
Прямая речь на письме всегда выделяется ___________
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется ___________
Пятая часть речи — ________. Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, ве­щественные доказательства
Разделительное косвенное ________ применяется в тех случа­ях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтерна­тив, которые полностью исчерпывают все возможные альтернативы дан­ной области
Различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу слова, словосочетания — это _______________
Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия
Рассмотрим требования, предъявляемые к тезису. Первое и глав­ное требование — ______ должен быть истинным
Рациональные аргументы появляются из следующих источников
Регрессивное __________ (лат. regredior — иду назад) — доказательство, в котором ход рассуждений идет от следствий к основани­ям
Речевое доказа­тельство — двухэтапная процедура, складывающаяся из вытеснения и замещения, где каждый этап представляет собой логи­ческое триединство тезиса, ________ и демонстрации
Риторику, служащую для развития красноречия у учащихся, называют
Риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия и развития научной речи, называют по философскому основанию
С законом противоречия логически связан закон исключен­ного ________ (лат. les exclusi tertii sive medii inter duo contradictoria), согласно которому из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно
С точки зрения цели сообщения (коммуникативного задания), все предложения распределяются по двум большим классам невопросительные и ____________
Самые распространенные у спорщиков ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации, следующие
Самый массовый вид социального общения, представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых, экономико-правовых и дипломатических отношений, — это общение
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был
Самым ярким и известным римским оратором признан
Седьмая часть речи — _______. Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям
Сенека говорил: «Длинен путь через наставления, короток и легок — через ________»
Сжа­тая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного с прилагательным или глагола с наречием, — это
Синонимом слова «риторика» является «_____»
Синонимы, имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые, поэтому в разных стилях речи, называются _________
Синтез речи — это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц
Следующая часть речи — ________. Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории
Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются ____________ (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами
Слова, оканчивающиеся на -метр, имеют ударение на _____________ слоге
Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются _____________ (гр. еu — хорошо + phemi — говорю)
Словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла, — это
Слово «всенощная» имеет ударение на ____________ слоге
Слово «щавель» имеет ударение на ___________ слоге
Сложноподчиненное предложение, в первой части которого сосредоточены однотипные придаточные предложения с параллельным построением и анафорой, а во второй — главная часть высказывания, — это
Смысл, информация (смысловые кванты) — это
Сосредоточивает внимание участни­ков переговоров на пристальном анализе системы контраргументов партнера метод ведения переговоров
Способность лексических единиц иметь несколько значений называется _____________ или полисемией
Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении об­разов и понятий, — это
Такой тип доказательства называется также «доказательством от ________», что терминологически неточно, так как в действительно­сти это «доказательство от противоречащего»
Теоретики и практики менеджмента выделяют четыре метода ве­дения переговоров
Троп, который основан на замещении общепринятого наименования, обозначаемого другим, при этом замещение происходит по принципу сходства обозначаемых, — это
Троп, который, в отличие от метафоры, основан на замещении по сходству, предполагает переименование по смежности, — это
Условия, которые получатель речи предлагает его создателю, — это
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите последовательность предложений в тексте
Установите связь между словом и типом правописания
Установите связь между словом и типом правописания
Установите связь между словом и типом правописания
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Фонетически одинаково оформленные слова, выражающие различные, не связанные между собой понятия, — это ___________
Форма организации делового общения коллек­тива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективно­го решения по актуальным для данного коллектива (группы) пробле­мам — это
Характер деловых отношений обусловливает высокий уровень стандартизации (установления единых норм и требований) и ___________ (приведения к единообразию) языковых средств
Ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку, — это
Христианская проповедь и искусство проповеди — это
Центральным принципом речевого поведения в деловом общении является принцип
Центральным принципом речевого поведения в деловом общении является принцип кооперации, реализующийся со­гласно теории Г.П.Грайса в максимах
Центральным принципом речевого поведения в деловом общении является принцип кооперации, реализующийся со­гласно теории Г.П.Грайса в максимах
Часто деловые _________ представляют собой определенную последовательность языковых клише и выражений, где заполнению подлежат лишь определенные строчки, например, текст договора, соглашения, заявления и другие
Четвертая часть речи — ________, в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом
Шестая часть речи — _______ — следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса»
Ошибка:
Вы не ввели код указанный на картинке!
Для скачивания этого файла необходимо правильно ввести код. Попробуйте снова.

Не можете разобраться куда и что вводить?
Возможно Вам поможет эта инструкция: Как скачивать материалы

Некорректное действие собеседника в споре — это
(*ответ*) подмена принципиального положения ссылками на мелочи
 не исключать комплиментов в адрес соперника
 выигрывать доброжелательностью, демонстрировать свою объективность
 попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения
Некорректное действие собеседника в споре — это
(*ответ*) выдвижение вопроса не по существу проблемы
 напомнить о рамках дискуссии, о ее цели
 попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения
 попросить высказать соображения, как выйти из затруднения
Образное определение предмета (явления, действия), характерный его признак — это
(*ответ*) эпитет
 метонимия
 оксюморон
 анафора
Ошибка и уловка спорщиков, относящаяся к аргументам, — это
(*ответ*) истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом
 ошибка (уловка), которую называют “не следует”, состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом
 от сказанного с условием – к сказанному безусловно
 поспешное обобщение
Ошибка и уловка спорщиков, относящаяся к аргументам, — это
(*ответ*) предвосхищение вывода — это нечаянное или намеренное опережение событий
 поспешное обобщение
 ошибка (уловка), которую называют “не следует”, состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом
 от сказанного с условием – к сказанному безусловно
Ошибка и уловка спорщиков, относящаяся к аргументам, — это
(*ответ*) ложность оснований – ошибка в аргументах – неверные факты, ненадежные, ошибочные данные
 ошибка (уловка), которую называют “не следует”, состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом
 от сказанного с условием – к сказанному безусловно
 поспешное обобщение
Ошибка и уловка спорщиков, относящаяся к аргументам, — это
(*ответ*) ошибка (уловка), которую называют “не следует”, состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом
 истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом
 предвосхищение вывода — это нечаянное или намеренное опережение событий
 ложность оснований – ошибка в аргументах – неверные факты, ненадежные, ошибочные данные
Ошибка и уловка спорщиков, относящаяся к аргументам, — это
(*ответ*) от сказанного с условием – к сказанному безусловно
 истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом
 предвосхищение вывода — это нечаянное или намеренное опережение событий
 ложность оснований – ошибка в аргументах – неверные факты, ненадежные, ошибочные данные
Переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц, — это
(*ответ*) синтез речи
 анализ речи
 восприятие
 поэтика
Повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе — это
(*ответ*) ассонанс
 аллитерация
 период
 оксюморон
Поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре — это
(*ответ*) софистика
 эристика
 диалектика
 логика
Предложение, в котором есть алогизм, — это
(*ответ*) Кроме работы, он учится заочно в институте.
 Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
 Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушёл посвистывая.
 Его товарищ согнулся, поставив локти и подпирая скулы ладонями, задумчиво улыбался.
Предложение, в котором есть алогизм, — это
(*ответ*) Язык Катерины — самый яркий из всех действующих лиц «Грозы».
 Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков.
 Собака задрала лохматый хвост бубликом, повесила язык и побежала в глубь двора, волоча за собой по высоко натянутой проволоке гремучую цепь.
 Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушёл, тихо посвистывая.

Библиотека студента

Риторика

Ошибки и уловки спорщиков, относящиеся к аргументам:

1) истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов — тезисом, получается замкнутый круг. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда; снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие; стекло прозрачно, потому что сквозь него все видно — вот высказывания, построенные по этой модели;

2) предвосхищение вывода — это нечаянное или намеренное опережение событий — недоказанные аргументы подаются как прочные, весомые, доказанные основания к тезису;

3) ложность оснований — ошибка в аргументах — неверные факты, ненадежные, ошибочные данные и т.д. — любые ложные сведения, которые используются как аргументы. Это, как и предыдущие случаи нарушений логики доказательства, может быть и ошибкой, и уловкой говорящего.

Демонстрация — аргументы и тезис должны быть связаны по законам логики. Рассмотрим самые распространенные у спорщиков ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации:

1) ошибка (уловка), которую называют «не следует», состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом, используя слова: следовательно, так, таким образом и т.п. Например, из того, что при археологических раскопках не обнаружено проволоки, не следует, что в древности люди пользовались беспроволочным телеграфом;

2) от сказанного с условием — к сказанному безусловно — одна из самых частых ошибок или риторических приемов в споре. В этом случае аргумент, истинный только при соблюдении некоторых ограничений, начинают использовать как истинный безусловно. Например, то, что автомобили выделяют вредные для здоровья людей выхлопные газы, нельзя использовать как аргумент к тезису, что производство автомобилей нужно запретить;

3) поспешное обобщение — это ошибка или уловка при индуктивном умозаключении. Например, ученик А не готов к занятию, ученик Б тоже не готов, и В не готов. «Что ж, весь класс не подготовился к уроку», — говорит учитель;

4) после этого — не значит поэтому: предшествующее по времени событие понимается как причина другого, последующего события. На этой ошибке основан анекдот о таракане, которому ученые оторвали поочередно все ноги, и когда при стуке по столу он не побежал, а остался на месте, заключили, что органы слуха у таракана находятся в ногах;

5) ошибки при заключении по аналогии. В спорах и рассуждениях на исторические, политические, нравственные темы очень часто используются умозаключения по аналогии, т.е. по сходству явлений. Не следует забывать о том, что если совпадающих признаков у сравниваемых явлений немного, то аналогия вообще может привести к ложному заключению;

6) ошибки в дедуктивных умозаключениях. Это ошибки в построении силлогизмов. Например, законно ли строить такой силлогизм: большевизм победил в России, большинство населения России русские. Стало быть, русские — это большевики.

В споре говорящие часто используют аргументы иррациональные (психологические), которые представляют собой обращение к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам адресата. Это — доводы к человеку и доводы к аудитории. Как правило, они используются участниками спора сознательно: чем искусней спорщик, тем свободнее он владеет арсеналом таких аргументов и тем этот арсенал богаче.

Разновидностью доводов к человеку является частая уловка спорщиков — «переход на лица», когда от предмета спора переходят к обсуждению и оценке личности оппонента. Таковы, например, следующие доводы: женщине не понять, мужчины не способны оценить и т.п.

Доводы к аудитории — это высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания, как правило, содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» слушателю действительность, уже обработанную, оцененную говорящим. Так, предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно — торгашом или спекулянтом; осторожность — предусмотрительностью или трусостью и т.д.

Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают:

1) чувство собственного достоинства собравшихся. Говорящий подсказывает им, что считает их здравомыслящими, благородными, проницательными, — вообще создает у аудитории положительной имидж себе самой;

2) материальные, экономические, социальные интересы публики. «Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха»,- обещал Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов и соперников;

3) физическое благополучие, свободу, удобства, привычки публики -еще один источник таких аргументов. «Если вы согласитесь с позицией моего оппонента — потеряете свободу, а то и жизнь», — вот одна из распространенных моделей аргументации такого рода.

2.8. Общие места (топика)

Термин «общие места» и соответствующее понятие в теории и практике риторики занимают особое положение. В современном обиходном употреблении словосочетание «общее место» в русском языке приобрело отрицательно-оценочное значение: общее место — всем известная истина, слишком часто употребляющееся всем известное выражение. Действительно, в риторической практике «общее место» стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, т.е. «расхожая» истина (например: «смерть уготована всем», «время летит» и пр.) — «готовый продукт», созданный ораторами древности. Однако, всмотревшись вглубь многовековой истории риторики, мы обнаружим, что некогда «общие места» представляли собой вовсе не избитые фразы, а настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам. «Общие места» и предоставляли говорящему именно те способы «размножения идей», познав которые человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. Почему эти смысловые модели получили название общих мест? «Местами» (по-гречески «топами») они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как «карта местности», на которой каждая идея имела свое положение, место. Поэтому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, получила название «место». «Общими» же эти смысловые модели были названы по причине их «модельной», а значит, обобщающей природы.

У Аристотеля перечень смысловых моделей-топов и их описание приводятся для обучения искусству аргументации. Это значит, что каждая смысловая модель-топ может использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства как аргумент. В «Риторике» он дает около сорока моделей — 28 «надежных» топов (и 10 «ненадежных», «ошибочных»), которые следует использовать для изобретения. Это такие общие места, как «определение», «часть», «род», «вид», «сходство», «различие», «причина», «следствие», «сравнение» и др.

Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи.

Представьте, что предмет вашей речи — простая идея, например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой идеи по модели общее-частное. Общим родовым понятием по отношению к вашей розе будет — цветок, а еще — садовый цветок (если в речи вы захотите противопоставить красоту розы и ее капризность естественной красоте, неприхотливости, скромности цветов полевых). Видовыми понятиями будут разновидности розы — простой дикий шиповник, махровая садовая роза, роза белая и алая (вспомните известный романс о белой и алой розах или войну Алой и Белой розы) — все эти разновидности или некоторые из них можно будет использовать в речи, если понадобится.

2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  

Ошибки аргументации можно разделить на три группы:

  1. ошибки, касающиеся тезиса,
  2. ошибки, касающиеся аргументов,
  3. ошибки, касающиеся демонстрации.

1. Ошибки, касающиеся тезиса. Едва ли не самой распространенной ошибкой, которую допускают ораторы, является подмена тезиса — случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, которое было им предъявлено. Подобная ошибка может быть как умышленной, так и неумышленной. В первом случае оратор намеренно совершает подмену (например, если он осознает, что свой тезис корректно доказать он не сможет). Во втором случае это происходит как бы случайно, независимо от воли оратора: он просто оказывается не в состоянии понять, что эта ошибка имеет место. Поэтому оратор должен очень внимательно относиться к тому, что он говорит, и проверять обоснованность своих рассуждений на этапе подготовки речи.

Рассуждение, в котором говорящий подыскивает аргументы в пользу положения, которое заведомо абсурдно или недостоверно, получило название софизма. Примером софизма можно считать известное рассуждение «рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, у тебя есть рога». Традиционно такое рассуждение также считается ошибочным.

В основе софизмов обычно лежат самые разнообразные нарушения структуры рассуждения. В приведенном примере не учитывается то, что потерять можно только то, что ты имел ранее. Очевидно, что человек, который не имел рогов, не мог их и потерять.

Эта ошибка получила название «в честь» софистов — древнегреческих философов, которые полагали, что истинно то, что человек считает таковым (ср. известное высказывание Протагора «Человек есть мера всех вещей»). В действительности в такой позиции очень много справедливого; к сожалению, в философии было принято осуждать софистов, а потому от них остались в основном примеры заведомо ложных рассуждений.

Нередко в основе софизмов лежит использование одних и тех же выражений в разных значениях, например, в прямом и переносном, а также опора на необязательные признаки. Обе эти ошибки реализуются в таком рассуждении (при желании вы можете определить, к какому правильному модусу силлогизма относится это рассуждение):
Люди едят хлеб.
Свиньи едят хлеб.
Следовательно, люди — это свиньи.

Прежде всего, свойство «есть хлеб» не является обязательным, необходимым для людей и свиней, не имеет отношения к сущности человека и свиньи. Хлеб едят не только люди и свиньи, это характерно для большого числа домашних животных, а также для некоторых птиц и насекомых. Это рассуждение было бы правильным, если бы с опорой на свойство «есть хлеб» мы могли бы предложить определение свиньи, которое было бы полным и могло бы отличать ее от других живых существ.

Кроме того, вывод этого рассуждения содержит слово «свиньи», которое употребляется в переносном значении, то есть как ругательство, негативная образная характеристика. Соответствующее животное лишь воплощает в нашем сознании те качества, которые мы приписываем человеку, называя его «свиньей», в действительности оно не присуще свиньям.

2. Ошибки, касающиеся аргументов.
Основная задача аргументации состоит в том, чтобы подобрать такие положения, которые обосновывали бы тезис. Это требование можно представить и по-другому: аргументы (посылки рассуждения) должны быть истинными, поскольку при помощи ложных посылок мы не можем обосновать тезиса. Поэтому использование ложных посылок является серьезной ошибкой.

Иногда оратор использует ложные посылки в силу того, что упрощает действительное положение дел, не учитывает сложности, присущей действительности. Возьмем в качестве примера следующее рассуждение:
«Хорошо владеет языком только тот человек, для которого он является родным; иностранец всегда владеет языком хуже. Иван является русским, а не англичанином и потому владеет английским языком хуже, чем англичанин».

В этом рассуждении вывод может быть совершенно правильным: Иван действительно может владеть английским языком плохо. Однако это рассуждение очень упрощает картину. Действительно, люди, не являющиеся англичанами, как правило, имеют плохое произношение. Они могут допускать в своей речи ошибки, связанные с тем, что они будут переносить на английский язык правила, характерные для их родного языка, то есть «буквально переводить» на английский язык конструкции своего родного языка или употреблять слово в соответствии с тем, какое значение оно имеет в их родном языке.

Однако это правило знает исключения. Можно указать людей, которые знают неродной для них язык лучше, чем те люди, для которых этот язык является родным. Во-первых, степень владения языком различается у разных его носителей, а потому естественно предположить, что существует немало англичан, которые не умеют говорить достаточно красиво и правильно. Во-вторых, человек, который преподает тот же английский язык, благодаря усиленным занятиям может овладеть им даже лучше, чем носитель этого языка. Автор этих строк, например, знает русских, которые имеют право преподавать английский язык даже англичанам. А следовательно, можно предположить, что эти люди знают английский язык лучше хотя бы некоторых англичан.

Необходимо иметь в виду, что ложные посылки могут обосновывать правильный тезис. Сам тезис от этого не утрачивает своей истинности (хотя его убедительность, скорее всего, понижается). В приведенном примере вывод может быть совершенно правильным. Тем не менее, посылки, при помощи которых он обосновывается, критики не выдерживают, они не делают его необходимым и достоверным, поскольку не учитывают всех возможных случаев.

3. Ошибки, касающиеся демонстрации. Сущность этой группы ошибок состоит в том, что оратор использует в качестве аргументов, оснований посылки, которые логически не связаны с тезисом. Рассуждения, в которых допущена подобная ошибка, доказательны лишь внешне, в действительности такие рассуждения не могут подтвердить истинности вывода.

Приведем в качестве примера шуточное рассуждение немецкого физика В. Нернста, который открыл третье начало термодинамики и обосновывал «окончательность» этого открытия следующим образом:

«У первого начала было три автора: Мейер, Джоуль и Гельмгольц; у второго — два: Карно и Клаузиус, а у третьего — только один Нернст. Следовательно, число авторов четвертого начала термодинамики должно равняться нулю, то есть такого закона просто не может быть».

Подобное рассуждение может показаться логичным только потому, что оно внешне напоминает правильное доказательство (возможно, математическое). В действительности же это не так: между номером начала термодинамики и количеством ученых, которые его открыли, нет необходимой связи. Другими словами, эта связь случайна; нетрудно опровергнуть такое рассуждение, просто указав, что любое начало термодинамики могли открыть любое количество ученых.

Любой человек, в том числе ученый, может намеренно создавать такие внешне логичные рассуждения, например, для того чтобы привлечь внимание к собственной персоне или идеям. В. Нернст, по-видимому, в данном случае обыгрывает фантазии об исключительности, которые характерны для многих людей. Однако оратор должен осознавать, что внешне логичное, но в действительности некорректное доказательство можно использовать лишь тогда, когда оно приводится намеренно и не выдается за правильное. Нельзя исключить, что аудитория примет на веру подобное доказательство. Но если этого не произойдет, оратор найдет дополнительные трудности, так как его станут обвинять в том, что он не умеет рассуждать.

Еще одна распространенная ошибка, связанная с демонстрацией, получила название «порочный круг в доказательстве». В этом случае оратор обосновывает тезис при помощи самого тезиса. В самом простом случае такое рассуждение имеет вид: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Здесь отсутствие обоснованности очевидно: человек, рассуждающий подобным образом, не предлагает достаточного обоснования для своей точки зрения, для подтверждения тезиса он использует сам тезис, пусть даже в чуть-чуть измененной форме.

Однако эта ошибка не всегда так очевидна, поскольку одна и та же мысль может иметь несколько способов выражения. Например, рассуждение «Стекло прозрачно, потому что мы можем видеть сквозь него» основано на порочном круге. Дело в том, что суждения «Стекло прозрачно» и «Сквозь стекло можно видеть» различаются только поверхностным выражением, но отражают один и тот же смысл. Мы можем определить прозрачность с опорой на способность пропускать световые волны (именно этим объясняется то, что мы можем видеть через него), однако использовать это положение в качестве аргумента мы не имеем права, поскольку такое доказательство тавтологично, основано на повторении одного и того же смысла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка и точность прогноза показатели ошибки прогноза
  • Ошибка и судьба резидента весь сериал
  • Ошибка и проступок в чем разница
  • Ошибка и преступление в чем разница между
  • Ошибка и преступление в чем разница аргументы