Очень часто в письменной речи путают такие небуквенные знаки, как дефис и тире. Многие ошибочно полагают, что это один и тот же знак, просто называться может по-разному.
Давайте разберемся.
Знак дефис представляет собой короткую горизонтальную черточку. Перед ним и после него не нужен пробел. Он идет вплотную к буквам с обеих сторон, находится между частями одного слова.
Желто—зеленый — в этом примере перед нами дефис.
Тире — это тоже горизонтальная черточка, но она длиннее дефиса. Перед тире и после тире пробел необходим, тире ставится между словами.
Санкт-Петербург — северная столица нашей великой Родины. В предложении мы видим пример постановки тире.
Тире является знаком препинания, правила постановки тире, как и других знаков препинания, регулируются правилами пунктуации.
Дефисы, если можно так выразиться, вотчина орфографии. Дефис можно приравнять к букве, чтобы было понятнее.
Таким образом, пропуск дефиса относится к орфографическим ошибкам, а постановка дефисов регулируется правилами орфографии.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»
Виды ошибок
Негрубые орфографические ошибки (две негрубые ошибки =
одна)
1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.
2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный
университет, Великая Отечественная война.
3. Слитное и раздельное написание наречий: по одному, поодиночке, на
ощупь, наобум, в разлив.
4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности
неустранимы. Диплом недействителен.
5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только
не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери, Бэла.
7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок,
о котором он мечтает, — это телескоп.
8. Отсутствие точки в конце предложения.
9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой: Он
знак подаст, и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая
– отдельная ошибка)
Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы:
бачёк, смешён, парчёвый, общё = две ошибки;
чёпорный, никчомный, изжёга = одна ошибка;
ночовка, лишон, стережот, копчоности, поражон = три ошибки,
НО: раздроженный, очеровать = две отдельные ошибки.
Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это
одна ошибка: очеруй, очерован, очированный.
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более
ошибки, то все они считаются за одну: аппеляция = одна ошибка, НО: об апелляцие
= две ошибки.
Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки: рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о-глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах: рэкет,
пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:
взволнова(Н,НН)ы.
5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог,
С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного
о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями дон: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах: люля-кебаб,
бефстроганов, гуляй-поле, перекати-поле.
9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных
конструкций).
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных
конструкций: Герои этого времени, например, Чацкий, — резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную
конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и
юристов, в частности.
17. В передаче авторской пунктуации.
Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в
том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по
обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности: «Вот Пушкин
– известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров — герой
одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О
Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не
только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или
преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с
интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент
русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»
Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое,
оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств
или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление,
угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем
проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно
описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор
раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских
самолетов.
Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической
правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически
неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении:
Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много
читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем
уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия
Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому
я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные
с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения:
отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной
или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения:
А. Неудачное начало: С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении –
логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать
она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение
порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши
дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата
Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение
взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла, бессвязности — логическая ошибка: Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.
Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы
сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему.
Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования,
формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения
или словосочетания, частей сложных предложений.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время. Билет |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше выглядит. |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями. Обоим сестрам. |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихние дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно |
8 |
Нарушение управления |
Автор повествует читателей. Он вернулся с |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении |
12 |
Ошибки в построении предложения с |
Читая текст, возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесённости |
Замирает на мгновение сердце и вдруг |
18 |
Бедность и однообразие синтаксических |
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял |
19 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится У меня сразу же возникла картина в своём |
Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое
удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники
нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в
несвойственном им значении или без должного учета стилистических,
эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски, |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегоришь |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных |
В этом рассказе рассказывается о реальных |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим В пример к такому случаю можно привести |
11 |
Искажение состава фразеологизма |
Все были здесь: и стар, и мал. Павел |
Памятка для авторов
Мы (редакторское бюро «По правилам») подготовили эту памятку на основе полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. Лопатина, «Справочника по правописанию и литературной правке» Розенталя, «Справочника издателя и автора» Мильчина, Чельцовой и нашего опыта взаимодействия с заказчиками — авторами самых разных текстов.
Правила набора текста
Начнем с правил и рекомендаций по набору текста, которые пригодятся практически любому автору.
-
Различают тире длинное (—), тире короткое (–), минус (−) и дефис (-).
-
Говоря «тире», всегда имеют в виду длинное тире. Перед и после тире обязательно ставятся пробелы (пример: Тире — это знак препинания), кроме случаев, когда тире обозначает интервал значений: 2—3 дня. О тире во временных промежутках, п. 2.
Неправильно: Автор — наш герой!
Правильно: Автор — наш герой!
-
Минус (−) используется для набора отрицательных чисел (без пробела: −5) и в математических выражениях (с пробелами: 4 − 2 = 2).
-
В современной практике короткое тире часто ставится между числами для обозначения интервала значений (аналогично длинному тире): 2–3 дня.
-
Дефис (-) всегда стоит внутри слова и набирается без пробелов с обеих сторон: веб-версия.
Можете вводить тире с клавиатуры: удерживая нажатой клавишу Alt, набирать цифры на цифровой панели — отдельном блоке клавиш в правой части клавиатуры (функция NumLock должна быть включена). Код тире:
0151
. Минус: Alt +8722
, короткое тире: Alt +0150
.Тире в Word может получить двойным нажатием знака «-» на клавиатуре. Если эта функция в вашей версии Word не предусмотрена, добавьте ее самостоятельно (Параметры → Правописание → Параметры автозамены → Автоформат при вводе → Заменять при вводе: дефисы на тире).
-
-
Кавычки бывают двух начертаний:
- кавычки-елочки (« ») являются приоритетными — левая елочка « Alt +
0171
); правая елочка » (Alt +0187
). Например: Оформить заказ в бюро «По правилам». Если название дано на английском языке, в кавычки его брать не нужно: Редакторское бюро Po Pravilam; - кавычки-лапки („ “) обычно используются внутри кавычек-елочек (например: Предприятие «Дом печати „Вдохновение“»): левая «лапка» „ (Alt +
0132
); правая «лапка» “ (Alt +0147
).
Практически весь интернет считает кавычками знак «, но это обозначение секунды или дюйма.
- кавычки-елочки (« ») являются приоритетными — левая елочка « Alt +
-
В конце заголовка точка не ставится.
-
Как правило, буква Ё используется в случае, возможно двоякое толкование смысла: например, семь часов лЁта (а не лЕта); все поняли или всё поняли. В остальных случаях типографская традиция предписывает использовать вместо Ё букву Е. Наша статья об употреблении Ё.
Если в своем тексте вы хотите оставить букву Ё, проследите за тем, чтобы она использовалась везде, где нужна, а не чередовалась с Е, как, например, здесь: Подсчет объёма текста в определенных случаях проводится ещё и по страницам.
-
Пробелы перед точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаком, после открывающих и перед закрывающими скобками, кавычками не ставятся. Пробел между словами должен быть один.
-
Не разрываются (т. е. при необходимости переноса строки остаются единым блоком — либо на предыдущей строке, либо на новой) комбинации числа и обозначения (например: 5 м, 10 Мб, 13 сентября 1981 г., рис. 2.1), инициалы и фамилия, однобуквенные предлоги/союзы и последующее слово и др.
В таких случаях ставят неразрывные пробелы. Неразрывный пробел в Word обычно вводится комбинацией клавиш Ctrl + Shift + Пробел.
-
Числа, начиная с четырехзначных, рекомендуется разбивать по разрядам с помощью пробела: правильно 11 000, а не 11000. Не используйте точку в качестве разделителя разрядов: правильно 10 000, а не 10.000.
При числах: млн, млрд — без точек, но тыс. — с точкой (объясняется разным способом сокращения слов).
Знаки доллара ($) и евро (€) ставятся после числа и через пробел: 500 $.
В десятичных дробях целая часть отделяется от дробной с помощью запятой: 11,2 (не 11.2).
-
В списках: если каждый пункт списка начинается с прописной буквы, то в конце пункта ставится точка; точка с запятой ставится между пунктами списка, начинающимися со строчных букв:
• Пункт списка.
• Пункт списка.
• Пункт списка.
или
• пункт списка;
• пункт списка;
• пункт списка.
В нумерованных списках: если нумерация представляет собой число с точкой, то пункт списка начинается с большой буквы и в конце пункта ставится точка; если номера даются в виде числа со скобкой, то пункт начинать следует с малой буквы и в конце ставить точку с запятой:
1. Пункт списка.
2. Пункт списка.
3. Пункт списка.
или
1) пункт списка;
2) пункт списка;
3) пункт списка.
Ввод небуквенных символов с клавиатуры
Небуквенные символы можно вводить с клавиатуры: удерживая Alt, набираете цифры на цифровой панели — отдельном блоке клавиш в правой части клавиатуры. Код основных символов приведен в таблице:
Название | Символ | На клавиатуре |
Тире | — | Alt + 0151 |
Короткое (межцифровое) тире | – | Alt + 0150 |
Минус | − | Alt + 8722 |
Умножение | × | Alt + 0215 (только в английской раскладке) |
Левая кавычка | « | Alt + 0171 |
Правая кавычка | » | Alt + 0187 |
Левая «лапка» | „ | Alt + 0132 |
Правая «лапка» | “ | Alt + 0147 |
Знак номера | № | Shift + 3 |
Многоточие | … | Alt + 0133 |
Неразрывный пробел | Alt + 0160 |
|
Параграф | § | Alt + 0167 |
Плюс/минус | ± | Alt + 0177 |
Знак градуса | ° | Alt + 0176 |
Апостроф | ’ | Alt + 0146 |
Точка по центру | • | Alt + 0183 |
Популярные небуквенные символы можно быстро копировать с сайта CopyChar.
Орфография, пунктуация, стилистика
Отдельно остановимся на вопросе, с большой или малой буквы следует писать местоимения «вы», ваш».
Для большой (прописной, заглавной) буквы должны быть соблюдены два условия: обращение к одному лицу и письменная речь (переписка, официальные документы, анкеты). В диалогах, например, писать с большой буквы не нужно: диалог — речевая ситуация устного общения. Кроме того, само по себе обращение на «вы» — вежливая форма.
Что касается частых или непростых вопросов по орфографии и пунктуации, им мы посвятили наш блог — ищите интересующие случаи в нем. Обратите особое внимание на правила оформления прямой речи.
По стилистике дадим лишь общие ориенттиры. Проверьте свой текст:
- на повторение однокоренных слов и одинаковых речевых оборотов (бывают сплошные «и наконец», или «оказалось», или «буквально»);
- повторение действий героев (например, герои регулярно хлопают дверью, закатывают глаза);
- лишние слова (например, «взял в свои руки чашку» → «взял чашку»);
- уместность причастных и деепричастных оборотов;
- наличие канцелярских, громоздких речевых конструкций.
Есть отличный бесплатный курс, в котором разбираются типичные «враги писателя», — «Пишите живее!». Там найдете краткие и четкие рекомендации.
ПАМЯТКА «Оформление работы над ошибками по русскому языку»
ПАМЯТКА
«Оформление работы над ошибками по русскому языку»
Число.
Работа над ошибками.
-
Выписываем слово с ошибкой, карандашом ее исправляем, ставим тире и три раза прописываем слово без ошибки. Подчеркнуть орфограмму
Например:
Птичи – птичьи, птичьи, птичьи.
Хорошы – хороши, хороши, хороши.
-
Если ошибка на проверяемую безударную гласную в корне, то выписываем слово с ошибкой, ставим тире, записываем без ошибки, снова тире, проверочное слово. Везде поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть орфограмму.
Например:
Кавром – ковром – коврик.
-
Если ошибка на непроверяемую безударную гласную в корне, то выписываем слово с ошибкой, ставим тире, записываем три раза без ошибки. Везде поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть орфограмму.
-
Если не поставлен знак препинание, то списать предложение и верно поставить в нем знак.
-
Если неправильно выполнено грамматическое задание. Списать задание и выполнить его верно.
Каждое слово над которым работаем нумеруется:
1.
2.
3.
Скачать оригинальный файл