Ошибка была не замечена неприкрытая позиция

Допишите не слитно или раздельно, Коварный не…приятель. Он мне не… приятель, а друг. Он мне вовс не. приятель. Сделано было не… мало. Сделано было не., мал о, а много. Сделано вовсе не. мало. Не…выгодное предложение. Не…нужная тетрадь. Никому не,нужный разговор. Не…легкая задача. Задача не.,легкая, а трудная. Не…глупый щенок. Вовсе не, глупый котенок. Человек не…большого роста. Не, большая, а маленькая квартира. Вовсе не)большое расстояние. Не…знакомая обстановка. Не знакомые, а чужие люди. Мы не…знакомы. Он не. виноват и ничего не, должен. Не…выразимый ужас. Не…иссякаемый источник. Продавец не…довесил товар. Малыш не…дотянулся до мяча. В войну люди не…доедали. Повар суп не, досолил. Спортсмен не…дооценил соперника. Ему не…достает упорства, поэтому его не…допустили к работе. Ошибка была не…замене…а. Не…прикрытая позиция неприятия не…оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем не…прикрытая позиция неприятия пока не…доконченной работы ме шала довести дело до конца. Не… продуманный ответ оставил мечту не…осуществленной. Вовремя не… продуманный ответ оставил мечту не…осуществленной. Не…убранные поля, не…скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники не, устране…ы, а задание не…выполне…о. Не,убранные механизаторами поля и не,скошенные вовреми луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались не…устраненными, а задание оказалось не,выполненным,

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями».

Учитель – Донскова Г.Н.

Цели урока.

1. Образовательная:

·                    
обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном
написании не с различными частями речи, изученными ранее;

·                    
изучение и закрепление новых сведений о правописании не спричастиями;

·                    
формирование практического умения различать слитное и раздельное
написание не с различными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать формированию развития быстроты реакции,
внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к
русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска,
презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока

Слово учителя.

-Ребята, эпиграфом нашего урока являются слова К.Д. Ушинского:

2 СЛАЙД

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно
распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами
истории.

                               К.Д.Ушинский

-Как вы понимаете их? Написание какого слова вам показалось
незнакомым?

Сегодня  в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет
раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно
вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

3 СЛАЙД

1. Буквенный
диктант.

  • первая
    гласная в слове “приключение”,
  • недостающий
    непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )
  • слова,
    противоположные по значению (первая буква),
  • соединительная
    гласная в сложных словах после мягких согласных,
  • тип
    речи: повествование, описание и…
  • наука,
    которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
  • как
    назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
  • падеж,
    отвечающий на вопросы: кем? чем?
  •  первая
    гласная буква в слове “иносказание”.

А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в
последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие.
На этом уроке оно вновь с нами!

4
СЛАЙД, 5 СЛАЙД

Анализ
предложения выполнит Шпыркова А.

С
самого утра перепадал (не)крупный снежок сменяемый по временам солнечным
сиянием и небо (не) заволакиваемое полностью рыхлыми облаками
расчищалось и тогда из-за туч разгоняемых ветром показывалась ясная и ласковая
лазурь.

6 СЛАЙД

Слово учителя:

Пока Алёна работает у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома
правописание не с различными частями речи?

Устная проверка знаний о правописании НЕ с Существительными,
прилагательными, глаголами, местоимениями. +БЛОК (СЛАЙД 6)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

·        
Без НЕ не употр.:

негодовать –  глагол

нелепость – сущ.

нелепый – прилаг.

·        
>, а <

не правда, а ложь – сущ.

не правдивый, а лживый – прилаг.

·        
= синоним:

неправда (ложь) – сущ.

неправдивый (лживый) – прил.

·        
З.СЛ: совсем не правдивый – прилаг.

                                вовсе не

                                далеко не

                                нисколько не

                                ничуть не

 (Класс делится на два варианта, два ученика работают на
интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания,
обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы
НЕ.)

7 СЛАЙД

1 вариант

2 вариант

не участвовал

негодовать

не слышится шороха

неряшливый

не широкая, а узкая
река

неширокая, но рыбная
река

не правда, а ложь

говорить неправду

не в чем сомневаться

нечем удивить

не за что хвалить

нечего хвалиться

ничуть не злой

очень недобрый

вовсе не грустный

совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного
написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

3. Объяснение
нового материала.

СКАЗКА

Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это
легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!

(Инсценировка грамматической сказки)

О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие,
обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло
мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу
плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с
противопоставлением и с союзом а.

Увидев НЕ, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

НЕ совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг
увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко
кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда
буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя
полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую
песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!)
Причастие.

Оно сказало невесело:

·                    
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления
с союзом а.

·                    
Я совершенно одинокое Причастие.

·                    
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте
появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а,
так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Учитель:

Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с
учебником. – 8 СЛАЙД

НЕ с причастием

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

·        
Нет >, а <

нерешённая задача

·        
>, а <

не написанная, а напечатанная работа

·       
Нет З.СЛ:

несделанное задание

·        
З.СЛ:

не сделанное мной задание

·        
НЕ    входит в состав усилительных        отрицаний: далеко не,
вовсе не, отнюдь не:

           (отнюдь не решенная задача)

·        
Без НЕ не употр.:

негодующий

ненавидевший ложь

·        
Кр. причастие

 книга не
прочитана

Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: —9 СЛАЙД

n  Как
пишется не с причастиями?

n  Как
пишется не с причастиями, имеющими зависимые слова?

n  Какое
слово противоположно по значению причастию в ПЕРВОМ примере?

n  Как
пишется причастие с не, если нет ни зависимых слов, ни противопоставления?

8. Физкультминутка.

1.Учитель на стекло окна приклеивает зеленый кружок диаметром 10 см.
Учащимся необходимо несколько секунд смотреть на кружок, следующие несколько
секунд — в окно, вдаль. При этом по списку все поочередно проговаривают
известные правила русского языка. Пример:

1 учениик: «Жи, ши пиши с буквой И» (все
смотрят на кружок).

2 ученик:» Ча, ща пиши с буквой А» (в окно).

3 ученик: «В суффиксах существительных после
шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е» (на кружок). И т.п.

2. Учитель проводит зарядку, поднимая руки вверх и разводя в стороны,
произнося слова:

n 
-НЕ с краткими
причастиями пишем раздельно (Руки в стороны)

n 
-Одиночное причасти —
слитно с Не (руки вверх)

n 
-Причастный оборот — НЕ
раздельно (руки в стороны)

n 
-Без не слово не
употребляется — пишем слитно (руки вверх)

n 
-Есть
противопоставление — раздельно (руки в стороны).

4. Тренировочные
упражнения — Объяснительный диктант
Проверь себя

A. (Комментированное письмо у доски) – 10 СЛАЙД

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли
в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё
(не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена.
(не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до
конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала
довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной.
Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные
поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники
(не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и
(не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники
остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

1. Незамиеченная ошибка, не
замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная
ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

1. Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит
речь.

2. Несказанному слову сам хозяин, сказанное   слово- общее
достояние.

3. Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

4. Не отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.

5. Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан.

Учитель:

Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в
своих работах! Сейчас вам предстоит выполнить работу по группам:

1
ГРУППА- 11 СЛАЙД

n  В
данных выражениях раскрыть скобки; списав, обозначить орфограмму «Не с
причастиями».

n    (Не)вспаханная
земля, ещё (не)вспаханная  земля, земля (не) вспахана, (не)отправленное письмо,
письмо (не)отправленное мною, (не) отправлено письмо, (не) собранные грибы, (ни)кем
(не)собранные ягоды, тетради (не)собраны.

2 ГРУППА – 12 СЛАЙД

n  Спишите
предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

n  Средь
полей (не)обозримых в небе ходят без следа облаков (не)уловимых волокнистые
стада. Несколько бойких горных речек сбегались в (не)большое озеро. Некоторые
географы выразили желание побывать на (не)исследова…ом острове. (Не)выдающиеся
способности, а упорный труд помог добиться успеха. В доме (не) законче…ы
отделочные работы, поэтому в него (не) въезжают жильцы.

3 ГРУППА – 13 СЛАЙД

n  Опишите
комнату или портрет неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями с не.

А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это
начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы?
Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”,
“границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь
прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше,
потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА:     14 СЛАЙД

Итог
урока. Домашнее задание.

Составить словарный диктант по теме (15
словосочетаний).

Допишите не слитно или раздельно, Коварный не…приятель. Он мне не… приятель, а друг. Он мне вовс не. приятель. Сделано было не… мало. Сделано было не., мал о, а много. Сделано вовсе не. мало. Не…выгодное предложение. Не…нужная тетрадь. Никому не,нужный разговор. Не…легкая задача. Задача не.,легкая, а трудная. Не…глупый щенок. Вовсе не, глупый котенок. Человек не…большого роста. Не, большая, а маленькая квартира. Вовсе не)большое расстояние. Не…знакомая обстановка. Не знакомые, а чужие люди. Мы не…знакомы. Он не. виноват и ничего не, должен. Не…выразимый ужас. Не…иссякаемый источник. Продавец не…довесил товар. Малыш не…дотянулся до мяча. В войну люди не…доедали. Повар суп не, досолил. Спортсмен не…дооценил соперника. Ему не…достает упорства, поэтому его не…допустили к работе. Ошибка была не…замене…а. Не…прикрытая позиция неприятия не…оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем не…прикрытая позиция неприятия пока не…доконченной работы ме шала довести дело до конца. Не… продуманный ответ оставил мечту не…осуществленной. Вовремя не… продуманный ответ оставил мечту не…осуществленной. Не…убранные поля, не…скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники не, устране…ы, а задание не…выполне…о. Не,убранные механизаторами поля и не,скошенные вовреми луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались не…устраненными, а задание оказалось не,выполненным,

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

(7 класс русский язык)

Цели:

усвоить орфограмму «НЕ с причастиями»; отработать алгоритм применения правила; повторить орфограммы «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными»; повторить знания о причастном обороте; научить анализировать, сопоставлять, обобщать данные и делать выводы.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны слова:

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

Учитель: Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

Ученик: В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три — раздельно.

3. Подводящий к теме диалог.

Учитель: Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

Ученик: Нет.

Учитель: Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

4. Формулировка темы.

Ученик: Правописание НЕ с причастиями.

Учитель: Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Заполним таблицу.

5. Решение проблемы. Работа с таблицей.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Учащиеся заполняют таблицу (колонки «Пример»). Получилось следующее.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Непрочитанная книга

Не прочитанная учеником книга

Недоумевающий взгляд.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Книга не прочитана.

Учитель: Есть ли пример, который напоминает вам ранее изученное правило написание НЕ с другими частями речи?

Ученик: Не прочитанная, а просмотренная книга. Есть противопоставление, выраженное союзом А. Правописание НЕ существительных и прилагательных подчиняется правилу: если есть противопоставление, то существительные и прилагательные с НЕ пишутся раздельно. Не друг, а враг; не высокий, а низкий.

Учитель: Запишем это правило в соответствующую ячейку. Приведите собственные примеры.

Ученик: Ваза не купленная, а подаренная; огни не погашенные, а зажженные и т.п.

Учитель: Теперь сравните два верхних примера (непрочитанная книга и не прочитанная учеником книга). Одинаково ли они пишутся?

Ученик: Нет, мы записали их в разные колонки.

Учитель: Что необычного во втором словосочетании? Чем они различаются?

Ученик: В первом случае СС состоит только из двух слов. Во втором примере в состав СС входит причастный оборот, т.е. у причастия есть зависимое слово (не прочитанная кем?).

Учитель: Делаем соответствующий вывод о написании и вносим в таблицу.

Ученик: Причастия с зависимыми словами пишутся с НЕ раздельно.

6. Работа по карточке 1.

Карточка 1.

Добавьте к причастия пояснительные слова (вовремя, вчера, летом, к утру, в школе, никем и т.д.). Правильно напишите частицу НЕ.

Непрочитанная книга Не прочитанная никем книга

…расчищенная дорожка …расчищенная………дорожка

…скошенная трава …скошенная……трава

…высохшие капли росы …высохшие……капли росы

…успевающие ученики …успевающие…….ученики

…пересыхающее озеро …пересыхающее…….озеро

…покрашенный забор …покрашенный…….забор

7. Продолжение работы с таблицей.

Учитель: Как мы запишем причастие в словосочетании недоумевающий от удивления взгляд?

Ученик: (учащиеся могут ответить, что написание будет раздельным, или вспомнят, что данное причастие образовано от глагола, не употребляющегося без НЕ. Ответы учащихся можно скорректировать наводящими вопросами).

Учитель: От какого глагола образовано данное причасти?

Ученик: От глагола недоумевать.

Учитель: Как пишется НЕ с этим глаголом?

Ученик: Слитно, т.к. без НЕ не употребляется.

Учитель: Заполняем таблицу. Приведите еще примеры на это правило.

Ученик: Ненавидящий взгляд и т.д.

Учитель: Мы почти заполнили нашу таблицу. Какое причастие в словосочетании книга не прочитана?

Ученик: Прочитана — краткое причастие.

Учитель: Итак, НЕ с краткими причастиями…

Ученик: …пишется всегда раздельно.

Учитель: Оформите таблицу. Еще примеры.

Ученик: Книга не напечатана, не издана, улица не расчищена и т.д.

Учитель: Как проверить, верно ли вы записали правила в вашу таблицу?

Ученик: Посмотреть правило в учебнике и сравнить.

Учитель: Посмотрите правило в ваших учебниках. Проговорите его еще раз.

Ученик: Причастия пишутся с НЕ слитно, если без НЕ не употреблются и если нет зависимых слов. Причастия пишутся с НЕ раздельно, если есть зависимое слово, если есть противопоставление, а также краткие причастия.

Упр. 154, 155

Самостоятельная работа.

Учитель: Проверочное задание. Самостоятельно спишите предложения, раскрыв скобки.

Карточка 2.

Напишите НЕ слитно или раздельно. Зависимые слова, дающие право писать раздельно, подчеркните.

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё (не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена. (не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники (не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и (не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

Итог урока

Домашнее задание. Упр. 156, с. 69

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями».

Учитель – Донскова Г.Н.

Цели урока.

1. Образовательная:

·                    
обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном
написании не с различными частями речи, изученными ранее;

·                    
изучение и закрепление новых сведений о правописании не спричастиями;

·                    
формирование практического умения различать слитное и раздельное
написание не с различными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать формированию развития быстроты реакции,
внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к
русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска,
презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока

Слово учителя.

-Ребята, эпиграфом нашего урока являются слова К.Д. Ушинского:

2 СЛАЙД

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно
распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами
истории.

                               К.Д.Ушинский

-Как вы понимаете их? Написание какого слова вам показалось
незнакомым?

Сегодня  в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет
раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно
вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

3 СЛАЙД

1. Буквенный
диктант.

  • первая
    гласная в слове “приключение”,
  • недостающий
    непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )
  • слова,
    противоположные по значению (первая буква),
  • соединительная
    гласная в сложных словах после мягких согласных,
  • тип
    речи: повествование, описание и…
  • наука,
    которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
  • как
    назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
  • падеж,
    отвечающий на вопросы: кем? чем?
  •  первая
    гласная буква в слове “иносказание”.

А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в
последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие.
На этом уроке оно вновь с нами!

4
СЛАЙД, 5 СЛАЙД

Анализ
предложения выполнит Шпыркова А.

С
самого утра перепадал (не)крупный снежок сменяемый по временам солнечным
сиянием и небо (не) заволакиваемое полностью рыхлыми облаками
расчищалось и тогда из-за туч разгоняемых ветром показывалась ясная и ласковая
лазурь.

6 СЛАЙД

Слово учителя:

Пока Алёна работает у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома
правописание не с различными частями речи?

Устная проверка знаний о правописании НЕ с Существительными,
прилагательными, глаголами, местоимениями. +БЛОК (СЛАЙД 6)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

·        
Без НЕ не употр.:

негодовать –  глагол

нелепость – сущ.

нелепый – прилаг.

·        
>, а <

не правда, а ложь – сущ.

не правдивый, а лживый – прилаг.

·        
= синоним:

неправда (ложь) – сущ.

неправдивый (лживый) – прил.

·        
З.СЛ: совсем не правдивый – прилаг.

                                вовсе не

                                далеко не

                                нисколько не

                                ничуть не

 (Класс делится на два варианта, два ученика работают на
интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания,
обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы
НЕ.)

7 СЛАЙД

1 вариант

2 вариант

не участвовал

негодовать

не слышится шороха

неряшливый

не широкая, а узкая
река

неширокая, но рыбная
река

не правда, а ложь

говорить неправду

не в чем сомневаться

нечем удивить

не за что хвалить

нечего хвалиться

ничуть не злой

очень недобрый

вовсе не грустный

совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного
написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

3. Объяснение
нового материала.

СКАЗКА

Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это
легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!

(Инсценировка грамматической сказки)

О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие,
обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло
мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу
плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с
противопоставлением и с союзом а.

Увидев НЕ, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

НЕ совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг
увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко
кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда
буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя
полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую
песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!)
Причастие.

Оно сказало невесело:

·                    
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления
с союзом а.

·                    
Я совершенно одинокое Причастие.

·                    
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте
появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а,
так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Учитель:

Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с
учебником. – 8 СЛАЙД

НЕ с причастием

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

·        
Нет >, а <

нерешённая задача

·        
>, а <

не написанная, а напечатанная работа

·       
Нет З.СЛ:

несделанное задание

·        
З.СЛ:

не сделанное мной задание

·        
НЕ    входит в состав усилительных        отрицаний: далеко не,
вовсе не, отнюдь не:

           (отнюдь не решенная задача)

·        
Без НЕ не употр.:

негодующий

ненавидевший ложь

·        
Кр. причастие

 книга не
прочитана

Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: —9 СЛАЙД

n  Как
пишется не с причастиями?

n  Как
пишется не с причастиями, имеющими зависимые слова?

n  Какое
слово противоположно по значению причастию в ПЕРВОМ примере?

n  Как
пишется причастие с не, если нет ни зависимых слов, ни противопоставления?

8. Физкультминутка.

1.Учитель на стекло окна приклеивает зеленый кружок диаметром 10 см.
Учащимся необходимо несколько секунд смотреть на кружок, следующие несколько
секунд — в окно, вдаль. При этом по списку все поочередно проговаривают
известные правила русского языка. Пример:

1 учениик: «Жи, ши пиши с буквой И» (все
смотрят на кружок).

2 ученик:» Ча, ща пиши с буквой А» (в окно).

3 ученик: «В суффиксах существительных после
шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е» (на кружок). И т.п.

2. Учитель проводит зарядку, поднимая руки вверх и разводя в стороны,
произнося слова:

n 
-НЕ с краткими
причастиями пишем раздельно (Руки в стороны)

n 
-Одиночное причасти —
слитно с Не (руки вверх)

n 
-Причастный оборот — НЕ
раздельно (руки в стороны)

n 
-Без не слово не
употребляется — пишем слитно (руки вверх)

n 
-Есть
противопоставление — раздельно (руки в стороны).

4. Тренировочные
упражнения — Объяснительный диктант
Проверь себя

A. (Комментированное письмо у доски) – 10 СЛАЙД

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли
в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё
(не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена.
(не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до
конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала
довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной.
Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные
поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники
(не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и
(не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники
остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

1. Незамиеченная ошибка, не
замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная
ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

1. Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит
речь.

2. Несказанному слову сам хозяин, сказанное   слово- общее
достояние.

3. Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

4. Не отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.

5. Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан.

Учитель:

Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в
своих работах! Сейчас вам предстоит выполнить работу по группам:

1
ГРУППА- 11 СЛАЙД

n  В
данных выражениях раскрыть скобки; списав, обозначить орфограмму «Не с
причастиями».

n    (Не)вспаханная
земля, ещё (не)вспаханная  земля, земля (не) вспахана, (не)отправленное письмо,
письмо (не)отправленное мною, (не) отправлено письмо, (не) собранные грибы, (ни)кем
(не)собранные ягоды, тетради (не)собраны.

2 ГРУППА – 12 СЛАЙД

n  Спишите
предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

n  Средь
полей (не)обозримых в небе ходят без следа облаков (не)уловимых волокнистые
стада. Несколько бойких горных речек сбегались в (не)большое озеро. Некоторые
географы выразили желание побывать на (не)исследова…ом острове. (Не)выдающиеся
способности, а упорный труд помог добиться успеха. В доме (не) законче…ы
отделочные работы, поэтому в него (не) въезжают жильцы.

3 ГРУППА – 13 СЛАЙД

n  Опишите
комнату или портрет неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями с не.

А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это
начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы?
Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”,
“границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь
прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше,
потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА:     14 СЛАЙД

Итог
урока. Домашнее задание.

Составить словарный диктант по теме (15
словосочетаний).

Тема: «Правописание не с причастиями»

Цели: усвоить орфограмму «НЕ с причастиями»; отработать алгоритм применения правила; повторить орфограммы «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными»; повторить знания о причастном обороте; научить анализировать, сопоставлять, обобщать данные и делать выводы.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации.

Ученики получают карточки с предложениями:

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса ещё (не)закрытая черной тучей озаряла нашу спальню.

3)Вдруг полил дождь (не)прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома (не)смолкавшие ни на минуту держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

— В словах какой части речи нужно было раскрыть скобки в пунктуационном диктанте? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

-На доске записаны слова, посмотрите, чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

-Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

— Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание НЕ с причастиями.)

— Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Заполним таблицу.

3. Работа с таблицей.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

4. Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание с причастиями.

(Не) взошедшее солнце, (не)выкрашенные скамейки, сено (не) убрано, телеграмма (не)отправлена, (не) подоспевшие вовремя люди, (не)написанная статья, (не)прочи­танная отцом записка, книга (не)прочитана, (не)доумевающие по поводу поведения, трава (не)скошена.

5. Продолжение работы с таблицей.

— Как мы запишем причастие в словосочетании недоумевающий от удивления взгляд?

— От какого глагола образовано данное причастие?

— Как пишется НЕ с этим глаголом?

— Заполняем таблицу. Приведите еще примеры на это правило.

— Мы почти заполнили нашу таблицу. Какое причастие в словосочетании книга не прочитана?

— Итак, НЕ с краткими причастиями…

— Оформите таблицу. Еще примеры.

— Как проверить, верно ли вы записали правила в вашу таблицу?

— Посмотрите правило в ваших учебниках. Проговорите его еще раз.

6. Игра «Дай задание», работа у доски.

Учитель: Теперь поиграем в игру «Цепочка». Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).

Пример: НЕ с одиночным причастием — Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением — Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ — негодующий человек, НЕ с кратким причастием — задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом — не растаявший от солнца снег и т.д.

10. Самостоятельная работа.

Учитель: Проверочное задание. Самостоятельно спишите предложения, раскрыв скобки.

Карточка 2.

Напишите НЕ слитно или раздельно. Зависимые слова, дающие право писать раздельно, подчеркните.

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё (не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена. (не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники (не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и (не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

11. Рефлексия

— В каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику. — Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.

12.Домашнее задание. Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями».

Учитель – Донскова Г.Н.

Цели урока.

1. Образовательная:

·                    
обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном
написании не с различными частями речи, изученными ранее;

·                    
изучение и закрепление новых сведений о правописании не спричастиями;

·                    
формирование практического умения различать слитное и раздельное
написание не с различными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать формированию развития быстроты реакции,
внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к
русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска,
презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока

Слово учителя.

-Ребята, эпиграфом нашего урока являются слова К.Д. Ушинского:

2 СЛАЙД

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно
распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами
истории.

                               К.Д.Ушинский

-Как вы понимаете их? Написание какого слова вам показалось
незнакомым?

Сегодня  в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет
раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно
вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

3 СЛАЙД

1. Буквенный
диктант.

  • первая
    гласная в слове “приключение”,
  • недостающий
    непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )
  • слова,
    противоположные по значению (первая буква),
  • соединительная
    гласная в сложных словах после мягких согласных,
  • тип
    речи: повествование, описание и…
  • наука,
    которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
  • как
    назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
  • падеж,
    отвечающий на вопросы: кем? чем?
  •  первая
    гласная буква в слове “иносказание”.

А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в
последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие.
На этом уроке оно вновь с нами!

4
СЛАЙД, 5 СЛАЙД

Анализ
предложения выполнит Шпыркова А.

С
самого утра перепадал (не)крупный снежок сменяемый по временам солнечным
сиянием и небо (не) заволакиваемое полностью рыхлыми облаками
расчищалось и тогда из-за туч разгоняемых ветром показывалась ясная и ласковая
лазурь.

6 СЛАЙД

Слово учителя:

Пока Алёна работает у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома
правописание не с различными частями речи?

Устная проверка знаний о правописании НЕ с Существительными,
прилагательными, глаголами, местоимениями. +БЛОК (СЛАЙД 6)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

·        
Без НЕ не употр.:

негодовать –  глагол

нелепость – сущ.

нелепый – прилаг.

·        
>, а <

не правда, а ложь – сущ.

не правдивый, а лживый – прилаг.

·        
= синоним:

неправда (ложь) – сущ.

неправдивый (лживый) – прил.

·        
З.СЛ: совсем не правдивый – прилаг.

                                вовсе не

                                далеко не

                                нисколько не

                                ничуть не

 (Класс делится на два варианта, два ученика работают на
интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания,
обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы
НЕ.)

7 СЛАЙД

1 вариант

2 вариант

не участвовал

негодовать

не слышится шороха

неряшливый

не широкая, а узкая
река

неширокая, но рыбная
река

не правда, а ложь

говорить неправду

не в чем сомневаться

нечем удивить

не за что хвалить

нечего хвалиться

ничуть не злой

очень недобрый

вовсе не грустный

совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного
написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

3. Объяснение
нового материала.

СКАЗКА

Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это
легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!

(Инсценировка грамматической сказки)

О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие,
обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло
мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу
плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с
противопоставлением и с союзом а.

Увидев НЕ, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

НЕ совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг
увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко
кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда
буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя
полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую
песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!)
Причастие.

Оно сказало невесело:

·                    
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления
с союзом а.

·                    
Я совершенно одинокое Причастие.

·                    
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте
появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а,
так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Учитель:

Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с
учебником. – 8 СЛАЙД

НЕ с причастием

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

·        
Нет >, а <

нерешённая задача

·        
>, а <

не написанная, а напечатанная работа

·       
Нет З.СЛ:

несделанное задание

·        
З.СЛ:

не сделанное мной задание

·        
НЕ    входит в состав усилительных        отрицаний: далеко не,
вовсе не, отнюдь не:

           (отнюдь не решенная задача)

·        
Без НЕ не употр.:

негодующий

ненавидевший ложь

·        
Кр. причастие

 книга не
прочитана

Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: —9 СЛАЙД

n  Как
пишется не с причастиями?

n  Как
пишется не с причастиями, имеющими зависимые слова?

n  Какое
слово противоположно по значению причастию в ПЕРВОМ примере?

n  Как
пишется причастие с не, если нет ни зависимых слов, ни противопоставления?

8. Физкультминутка.

1.Учитель на стекло окна приклеивает зеленый кружок диаметром 10 см.
Учащимся необходимо несколько секунд смотреть на кружок, следующие несколько
секунд — в окно, вдаль. При этом по списку все поочередно проговаривают
известные правила русского языка. Пример:

1 учениик: «Жи, ши пиши с буквой И» (все
смотрят на кружок).

2 ученик:» Ча, ща пиши с буквой А» (в окно).

3 ученик: «В суффиксах существительных после
шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е» (на кружок). И т.п.

2. Учитель проводит зарядку, поднимая руки вверх и разводя в стороны,
произнося слова:

n 
-НЕ с краткими
причастиями пишем раздельно (Руки в стороны)

n 
-Одиночное причасти —
слитно с Не (руки вверх)

n 
-Причастный оборот — НЕ
раздельно (руки в стороны)

n 
-Без не слово не
употребляется — пишем слитно (руки вверх)

n 
-Есть
противопоставление — раздельно (руки в стороны).

4. Тренировочные
упражнения — Объяснительный диктант
Проверь себя

A. (Комментированное письмо у доски) – 10 СЛАЙД

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли
в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё
(не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена.
(не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до
конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала
довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной.
Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные
поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники
(не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и
(не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники
остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

1. Незамиеченная ошибка, не
замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная
ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

1. Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит
речь.

2. Несказанному слову сам хозяин, сказанное   слово- общее
достояние.

3. Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

4. Не отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.

5. Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан.

Учитель:

Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в
своих работах! Сейчас вам предстоит выполнить работу по группам:

1
ГРУППА- 11 СЛАЙД

n  В
данных выражениях раскрыть скобки; списав, обозначить орфограмму «Не с
причастиями».

n    (Не)вспаханная
земля, ещё (не)вспаханная  земля, земля (не) вспахана, (не)отправленное письмо,
письмо (не)отправленное мною, (не) отправлено письмо, (не) собранные грибы, (ни)кем
(не)собранные ягоды, тетради (не)собраны.

2 ГРУППА – 12 СЛАЙД

n  Спишите
предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

n  Средь
полей (не)обозримых в небе ходят без следа облаков (не)уловимых волокнистые
стада. Несколько бойких горных речек сбегались в (не)большое озеро. Некоторые
географы выразили желание побывать на (не)исследова…ом острове. (Не)выдающиеся
способности, а упорный труд помог добиться успеха. В доме (не) законче…ы
отделочные работы, поэтому в него (не) въезжают жильцы.

3 ГРУППА – 13 СЛАЙД

n  Опишите
комнату или портрет неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями с не.

А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это
начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы?
Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”,
“границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь
прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше,
потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА:     14 СЛАЙД

Итог
урока. Домашнее задание.

Составить словарный диктант по теме (15
словосочетаний).

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

(7 класс русский язык)

Цели:

усвоить орфограмму «НЕ с причастиями»; отработать алгоритм применения правила; повторить орфограммы «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными»; повторить знания о причастном обороте; научить анализировать, сопоставлять, обобщать данные и делать выводы.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны слова:

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

Учитель: Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

Ученик: В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три — раздельно.

3. Подводящий к теме диалог.

Учитель: Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

Ученик: Нет.

Учитель: Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

4. Формулировка темы.

Ученик: Правописание НЕ с причастиями.

Учитель: Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Заполним таблицу.

5. Решение проблемы. Работа с таблицей.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Учащиеся заполняют таблицу (колонки «Пример»). Получилось следующее.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Непрочитанная книга

Не прочитанная учеником книга

Недоумевающий взгляд.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Книга не прочитана.

Учитель: Есть ли пример, который напоминает вам ранее изученное правило написание НЕ с другими частями речи?

Ученик: Не прочитанная, а просмотренная книга. Есть противопоставление, выраженное союзом А. Правописание НЕ существительных и прилагательных подчиняется правилу: если есть противопоставление, то существительные и прилагательные с НЕ пишутся раздельно. Не друг, а враг; не высокий, а низкий.

Учитель: Запишем это правило в соответствующую ячейку. Приведите собственные примеры.

Ученик: Ваза не купленная, а подаренная; огни не погашенные, а зажженные и т.п.

Учитель: Теперь сравните два верхних примера (непрочитанная книга и не прочитанная учеником книга). Одинаково ли они пишутся?

Ученик: Нет, мы записали их в разные колонки.

Учитель: Что необычного во втором словосочетании? Чем они различаются?

Ученик: В первом случае СС состоит только из двух слов. Во втором примере в состав СС входит причастный оборот, т.е. у причастия есть зависимое слово (не прочитанная кем?).

Учитель: Делаем соответствующий вывод о написании и вносим в таблицу.

Ученик: Причастия с зависимыми словами пишутся с НЕ раздельно.

6. Работа по карточке 1.

Карточка 1.

Добавьте к причастия пояснительные слова (вовремя, вчера, летом, к утру, в школе, никем и т.д.). Правильно напишите частицу НЕ.

Непрочитанная книга Не прочитанная никем книга

…расчищенная дорожка …расчищенная………дорожка

…скошенная трава …скошенная……трава

…высохшие капли росы …высохшие……капли росы

…успевающие ученики …успевающие…….ученики

…пересыхающее озеро …пересыхающее…….озеро

…покрашенный забор …покрашенный…….забор

7. Продолжение работы с таблицей.

Учитель: Как мы запишем причастие в словосочетании недоумевающий от удивления взгляд?

Ученик: (учащиеся могут ответить, что написание будет раздельным, или вспомнят, что данное причастие образовано от глагола, не употребляющегося без НЕ. Ответы учащихся можно скорректировать наводящими вопросами).

Учитель: От какого глагола образовано данное причасти?

Ученик: От глагола недоумевать.

Учитель: Как пишется НЕ с этим глаголом?

Ученик: Слитно, т.к. без НЕ не употребляется.

Учитель: Заполняем таблицу. Приведите еще примеры на это правило.

Ученик: Ненавидящий взгляд и т.д.

Учитель: Мы почти заполнили нашу таблицу. Какое причастие в словосочетании книга не прочитана?

Ученик: Прочитана — краткое причастие.

Учитель: Итак, НЕ с краткими причастиями…

Ученик: …пишется всегда раздельно.

Учитель: Оформите таблицу. Еще примеры.

Ученик: Книга не напечатана, не издана, улица не расчищена и т.д.

Учитель: Как проверить, верно ли вы записали правила в вашу таблицу?

Ученик: Посмотреть правило в учебнике и сравнить.

Учитель: Посмотрите правило в ваших учебниках. Проговорите его еще раз.

Ученик: Причастия пишутся с НЕ слитно, если без НЕ не употреблются и если нет зависимых слов. Причастия пишутся с НЕ раздельно, если есть зависимое слово, если есть противопоставление, а также краткие причастия.

Упр. 154, 155

Самостоятельная работа.

Учитель: Проверочное задание. Самостоятельно спишите предложения, раскрыв скобки.

Карточка 2.

Напишите НЕ слитно или раздельно. Зависимые слова, дающие право писать раздельно, подчеркните.

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё (не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена. (не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники (не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и (не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

Итог урока

Домашнее задание. Упр. 156, с. 69

Тема: «Правописание не с причастиями»

Цели: усвоить орфограмму «НЕ с причастиями»; отработать алгоритм применения правила; повторить орфограммы «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными»; повторить знания о причастном обороте; научить анализировать, сопоставлять, обобщать данные и делать выводы.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации.

Ученики получают карточки с предложениями:

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса ещё (не)закрытая черной тучей озаряла нашу спальню.

3)Вдруг полил дождь (не)прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома (не)смолкавшие ни на минуту держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

— В словах какой части речи нужно было раскрыть скобки в пунктуационном диктанте? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

-На доске записаны слова, посмотрите, чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

-Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

— Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание НЕ с причастиями.)

— Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Заполним таблицу.

3. Работа с таблицей.

Правописание НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

4. Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание с причастиями.

(Не) взошедшее солнце, (не)выкрашенные скамейки, сено (не) убрано, телеграмма (не)отправлена, (не) подоспевшие вовремя люди, (не)написанная статья, (не)прочи­танная отцом записка, книга (не)прочитана, (не)доумевающие по поводу поведения, трава (не)скошена.

5. Продолжение работы с таблицей.

— Как мы запишем причастие в словосочетании недоумевающий от удивления взгляд?

— От какого глагола образовано данное причастие?

— Как пишется НЕ с этим глаголом?

— Заполняем таблицу. Приведите еще примеры на это правило.

— Мы почти заполнили нашу таблицу. Какое причастие в словосочетании книга не прочитана?

— Итак, НЕ с краткими причастиями…

— Оформите таблицу. Еще примеры.

— Как проверить, верно ли вы записали правила в вашу таблицу?

— Посмотрите правило в ваших учебниках. Проговорите его еще раз.

6. Игра «Дай задание», работа у доски.

Учитель: Теперь поиграем в игру «Цепочка». Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).

Пример: НЕ с одиночным причастием — Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением — Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ — негодующий человек, НЕ с кратким причастием — задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом — не растаявший от солнца снег и т.д.

10. Самостоятельная работа.

Учитель: Проверочное задание. Самостоятельно спишите предложения, раскрыв скобки.

Карточка 2.

Напишите НЕ слитно или раздельно. Зависимые слова, дающие право писать раздельно, подчеркните.

Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли в (не)исследованные районы. Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в ещё (не)исследованные районы. Эти районы (не)исследованы. Ошибка была (не)замечена. (не)прикрытая позиция неприятия (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. Вовремя (не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. (Не)убранные поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники (не)устранены, а задание (не)выполнено. (Не)убранные механизаторами поля и (не)скошенные вовремя луга свидетельствовали о том, что дефекты техники остались (не)устраненными, а задание оказалось (не)выполненным.

11. Рефлексия

— В каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику. — Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.

12.Домашнее задание. Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями.

Главная » Математика — 5 — 9 классы

Помогите пожалуйста

Ответ №1

Ответ:

№70

а) Нарисуй квадрат и обозначь его стороны по 67 каждую, после этого по формуле 4*67=268

б) аналогично первому, только можешь перевести в см, чтобы было немного легче (238 мм = 23,8 см) 4*23,8=95,2

Пошаговое объяснение:

Ответ №2

А)21*2+52*2=42+104=146(дм) = 14м 6дм
Б) 5м=50см 43*2+50*2=86=100(см) = 10дм = 1м

А)67*4=268(см) = 26дм 8см = 2м 6дм 8см
Б=238*4=952(мм) = 95см 2мм = 9дм 5см 2мм

P=A*2+B*2
А)7*2+36*2=14+72=86(см) = 8дм 6см
2)6дм=60см=600мм 600*2+16*2=1200+32=1232(мм) = 123см 2мм = 12дм 3см 2мм = 1м 2дм 3см 2мм

Помогите пожалуйста ​

Ответ №1

Объяснение:

860-859²-860²+859=1719-859²-860²=-1475762

Помогите пожалуйста ​

Ответ №1

Ответ:

1. Протискиваться.

2. Шлёпнуться.

3. Лететь.

4. Ползти.

Ответ №2

Ответ:

протискиваться- пробираться с трудом

шлёпнуться- шумно упасть

лететь(кубарем)- стремительно падать

ползти- передвигаться с трудом

Помогите пожалуйста

Ответ №1

Ответ:

8xy при условии что x и y не равны нулю

Помогите пожалуйста!!!

Ответ №1

Aufgabe 1

1. hat … sauber gemacht.

2. haben … diskutiert.

3. hat/haben … gearbeitet.

4. haben … gewartet.

5. Habt … gewohnt?

6. Hast … geprüft?

7. hat … erzählt?

8. habt … gelernt?

Помогите пожалуйста!!!

Ответ №1

Ответ:

Ключик — Р.п. ключика, суф. ИК;

Домик — Р.п. домика, суф.ИК

Горошек- Р.п. горошка, суф. К, гласная Е исчезает;

Диванчик- Р.п. диванчика, суф.ИК;

Замочек- Р.п. замочка, суф. К, гласная Е исчезает;

Платочек- Р.п. платочка, суф. К, гласная Е исчезает;

Объяснение:

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!!!!!! как мне выучить онглийские звуки

Ответ №1

Это алфавит это очень легко читаешь 4 раза и учишь

Ответ №2

Эй, Би, Си ,Ди, И,Эф,Джи,Эйч,Ай,Джей,Кей,Ээл,Эм,Эн,Оу,Пи,Кью,А,Эс,Ти,Ю,яви,Даблъю,Экс,Вай,Зет

Помогите пожалуйста !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Даю 50 баллов

Ответ №1

6•2=12метров.
ответ:12метров

Помогите пожалуйста

Ответ №1

1. The natives eat some meat raw. 2. There wasn’t any meat in the fridge. 3. Some life is full of surprises. 4. There isn’t any life in that girls. 5. Buy some bread and cheese for the picnic. 6. We can’t do without any bread. 7. Some spices are bad for you. 8. Put some spices into the soup. 9. I like some biscuits and some sweets. 10. I bought some biscuits for tea. 11. I don’t like any boiled cabbage. 12. Would you like any boiled cabbage? 13. Some money has to be earned. 14. Will you lend me any money? 15. There isn’t any news of him. 16. I hate some bad news.

Помогите пожалуйста !!!!

Ответ №1







следушее вопросы нада

Ответ №2

В
А
Б
Б
Г
В
Думаю что так

Помогите пожалуйста!!!!!!!

Ответ №1

128×12=128×2×6
1249×54=1249×6×9
397×28=397×4×7
27893×32=27893×8×4

Помогите пожалуйста….

Ответ №1

2
3-
10
8

10
астальные целые дроби

Помогите пожалуйста.

Ответ №1

Закричать,проверочное слово: крик
кроватке проверочное кровать
свистеть проверочное свист
ворчать проверочное ворчать
шелестеть проверочное шелест
шептать проверочное шепат
скрипеть проверочное скрип
шепеть проверочное шептать

Помогите пожалуйста

Ответ №1

1) незнаю

2)полдень

3)магнит

4)сосна

5)созвездие

6)ствол

Помогите пожалуйста.

Ответ №1

1)450/90=5(ч) на весь проезд;
2)5ч+40мин=5ч40минут.
Либо 1ч=60мин; 5ч=300мин.
300мин+40мин=340мин.
Ответ:5ч40мин, либо 340 минут.

Помогите пожалуйста!!!

Ответ №1

№1
Находим второй катет
b^2=13^2-12^2=25
b=5
Если меньшая грань квадрат то значит высота равна меньшей стороне т.е. 5
Дальше находим S бок=5*5+5*12+5*13=150

Помогите пожалуйста !!!!!!!!!! буду Благодарна . 9% от числа 24; 140% от числа 60

Ответ №1

9% от 24 — 2.16
140% от 60 — 84

Ответ №2

24×9%=2,16%
60×140%=84%

Помогите пожалуйста!!!!! ​

Ответ №1

Ответ:

samruk

Объяснение:

1. e

2.c

3.f

4.a

5.g

6.h

7.b

8.d

Помогите пожалуйста

Ответ №1

Ответ:

Объясни, что тут надо делать пожалуйста, но как я поняла, просто поставить правильное слово? Если так, то 1) there 2)

Помогите пожалуйста! ​

Ответ №1

Ответ:

53.bag

54.ate

Объяснение:

Помогите пожалуйста ​

Помогите пожалуйста!​

Ответ №1

Ответ:

28 — achtundzwanzig — Februar

29 — neunundzwanzig — Februar (das Schaltjahr — високосный год)

30 — dreißig — April, Juni, September. November

Помогите пожалуйста

Ответ №1

Ответ:

1) 4*3=12(м²) площадь квадрата

2)  (4+4)*2=16(м²) площадь прямоугольника

3)  16+12=28(м²) площадь всей фигуры

Пошаговое объяснение:

Ответ №2

Решение смотри на фото

Помогите пожалуйста

Ответ №1

1 МЕБЕЛЬ (ГЛАСНЫЕ — И, А  Е, О  А)

2 ПОСУДА  (ГЛАСНЫЕ — А, И  А, Ю, Я  А, Е, А)

3 ОДЕЖДА  (ГЛАСНЫЕ — А, Е   У, А ,А   А, О)

4 ДЕРЕВЬЯ  (ГЛАСНЫЕ — Е, Ё, А   У   Я, Е)

Ответ №2

Ответ:

Мебель,посуда одеждпдеревья

Объяснение:

Помогите пожалуйста.

Ответ №1

1- 33-15=18
2-180-44=136(вертикальные углы)
3-180-124=56
90-56=34
4-а) 180-49=131
131-90=61
если надо полное решение напиши в коментах а так думую смысл понятен

Помогите пожалуйста!!!!

Ответ №1

сена-В.п щенка-ТВ.п голос-ИМ.п подарок-ИМ.п рога-ИМ.п оленя-В.п море-ИМ.п товарищ-В.П

наверно так я с падежами плохо дружу!

Помогите пожалуйста!!!!!!!!

Ответ №1

 frac{1}{4} +  frac{4}{9} =  frac{9+16}{36} =  frac{25}{36}     — доля коров и овец вместе

 1 -  frac{25}{36} =  frac{11}{36}    — доля коз

44 / 11 * 36 = 144 животных всего

Ответ. 144 животных всего на ферме

Помогите пожалуйста

Ответ №1

Log5 (3x+1)<2        ОДЗ:      3x+1>0           x>-1/3
т.к основание 5>0 знак не меняется
3x+1<25  
3x<24
 x<8
 x принадлежит (-1/3; 8)

Помогите пожалуйста ​

Ответ №1

1)Ребята громко захлопали и закричали от радости.

2)Костя догнал его, сунул в рот ему кусок сахару и посадил обратно в табурет.

(Схемы предложений ⬇️)

Ответ №2

Ответ:

Объяснение:

Костя догнал его,  сунул в рот ему кусок сахару и посадил его обратно в табурет

Помогите пожалуйста​

Ответ №1

3х+2х=-13-2

5х=-15

х=-3

Ответ №2

Ответ:

x = -3

Пошаговое объяснение:

2 + 3x = -2x — 13

2 + 3x + 2x + 13 = 0

5x = -15

x = — 15/5

x = -3

Удачи)))

Помогите пожалуйста

Ответ №1

Основания — все металлы у которых есть гидроксогрупа (ОН)
KOH, Fe(OH)2, LiOH, Al(OH)3
Щелочи(т.е. растворимые) : KOH, LiOH(но он малорастворим)
Нерастворимые: Fe(OH)2, Al(OH)3

Помогите пожалуйста!!!!!! ​

Ответ №1

Ответ:

ошибка была не замечена. неприкрытаяпозиция неприятия неоконченной работы мешала довести дело до конца.неприкрытая позиция неприятия неоконченной работы мешала довести дело до конца. ничем не прикрытаяпозиция неприятия пока не оконченной работы мешала довести дело до конца. ничем не прикрытая позиция неприятия пока не оконченной работы мешала довести дело до конца. непродуманный ответ оставил мечту неосуществленной. непродуманный ответ оставил мечту.

Ответ №2

Ответ:

мутное фото, плохо видно

Помогите пожалуйста…..

Ответ №1

Комната это обьёмный куб.

1)Нам даны 4 стены.

***1)Две стены нам даны в виде квадратов. Одна цельная, другая имеет окошечко, которое «забирает к себе» площадь.

Вычислим площадь одной стены это будет выглядеть так

=}S=а²

S=5²=25(м²)-обычно, если рассматривать в реальном мачштабе комнату то берут в метрах, за еденицу измерения.

2)Нам езвестно что одна стена, в виде квадрата имеет площадь 25м².

Следовательно, вторая(противоположная)стенка будет такойже, НО нам надо вычислить с окном, тоесть

Нам окно дано в виде квадрата

S=a²

S=2²=4м²

3)25м²-4м²=21м²

Пояснение:.Теперь мы знаем площадь одной и другой стены.

4)25м²+21м²=46м²(Площадь двух стенок , в виде квадратов)

—-

Теперь найдём площадь стенок в виде прямоуголтников

5.1)S=ab(прямоугольника)

S=5м*6м=30м²(одна стенка в виде, прямоунольника)

5.2)Так, как нам известна площадь окна (4м²)

30м²-4м²=26м²(Одна стенка в виде прямоугольника)

5.3)Найдём площадь двери, а потом найдём площадь стены

Дверь — в виде прямоугольника

Значит,

S=ab

S=2*1=2м²

5.4)30м²-2м²=28м²(вторая стена в виде прямоугольника)

———

Теперь найдём всю площадь стен, комнаты(не считая потолок и пол)

И так,

25м²+21м²+26м²+28м²=100м²

Ответ:Площадь всех стен=100м²

______

Удачи тебе ( •ω•ฅ).。.:*♡

Помогите пожалуйста ​

Ответ №1

Ответ:

x-5/12x=1/4

12/12x-5/12= 1/4

7/12x=1/4

x=1/4:7/12

x=3/7

ответ:3/7

Пошаговое объяснение:

Ответ №2

x  - frac{5}{12} x =  frac{1}{4}  \  \  \ 12x - 5x = 3 \  \  \ 7x = 3 \  \  \ x =  frac{3}{7}

Помогите пожалуйста ​

Ответ №1

Ответ:

Пошаговое объяснение:

ехал поездом-3*75=225 км

шёл пешком-5а км

плыл на лодке-2v км

составим выражение для нахождения всего пути

225+5а+2v

 найдём значение выражения при а=3,v=6

225+5*3+2*6=225+15+12= 252 км

найдём значение выражения при а=4,v=10

225+5*4+2*10=225+20+20= 265 км

Ответ №2

Ответ:

ехал поездом-3*75=225 км

шёл пешком-5а км

плыл на лодке-2v км

составим выражение для нахождения всего пути

225+5а+2v

 найдём значение выражения при а=3,v=6

225+5*3+2*6=225+15+12= 252 км

найдём значение выражения при а=4,v=10

225+5*4+2*10=225+20+20= 265 км

Пошаговое объяснение:Вот ответ

Помогите пожалуйста

Ответ №1

1) a) x=9-5y; b) y=9-x/9

2) a) x=16y-2; b) y=2+x/16

3) a) x=7-3y/4; b) y=7-4x/3

4) a) x=3y-1/2; b) y=1+2x/3

5) a) x=-2-4y/3; b) y=-2-3x/4

6) a) x=y/3; b) y=-3x

Помогите пожалуйста!!!!

Ответ №1

1 — С

2 — А

3 — В

4 — В

5 — В

6 — С

7 — А

8 — С

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка браузеров при открытии страниц
  • Ошибка была на лицо тип сказуемого
  • Ошибка браузера яндекс нет соединения с сервером
  • Ошибка была на лицо или налицо
  • Ошибка браузера опера на компьютере