Огромная брошюра найти ошибку в словосочетании

Учебное заведение: МОУ СШ № 17
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: Урок русского языка «Богатство русской речи» в 9 а классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка» (с использованием интерактивной доски)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района Волгограда»

Урок русского языка

«Богатство русской речи»

в 9 а классе

в рамках городского фестиваля

«Дни русского языка»

(с использованием интерактивной доски)

Разработка учителя

русского языка и литературы

Лейко О.А.

Дата проведения: 10.10.2018г.

Волгоград, 2018

Цель урока: обобщить знания по лексике, этимологии, фразеологии.

Задачи:

— активизация знаний, полученных учащимися ранее,

— формирование системных представлений о лексике,

— раскрытие связи лексики с фразеологией;

— совершенствование коммуникативной, лингвистической, языковой компетенций;

— развитие умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями,

— привитие интереса и любви к родному языку.

Оборудование: слайды, раздаточный материал.

Ход урока.

Слово учителя.

Наш урок проходит в рамках городского фестиваля «Дни русского языка». Посвящен

фестиваль академику Олегу Николаевичу Трубачеву, нашему земляку, известному

лингвисту, ученому-этимологу, писателю. Главным трудом О.Н.Трубачева является

«Этимологический словарь славянских языков»

Богат наш русский язык, удивительно разнообразна его лексика.

Выступление ученика «Богатство русской лексики»

Задание 1. Запишите синонимы к заимствованным словам

Гуманный

Мемуары

Аргументы

Апатия

Сентиментальный

Задание 2. Исправьте ошибки.

Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, моя автобиография,

гигантский небоскрёб, играть значение, более красивее

Слово учителя.

Важную роль в развитии языка, в его выразительности играют изобразительные средства.

Выступление ученика «Изобразительные средства»

Слово учителя.

В своем очерке «Меняющийся мир и вечные слова О.Н.Трубачев писал, что Мастер слова

«способен на многим совершенно недоступное и загадочное: ..воссоздание, оживление

забытых, утраченных смыслов слов, которое – пусть не часто — встречается в

выдающимся образом организованной речи»

СООТНЕСИТЕ СТРОКИ

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕРМИНЫ

Тренажер, использование интерактивной доски.

1.Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло…(М.Горький)

2.Маки ослепили своей озорной, обжигающей яростью.(Е.Носов)

3.В сто сорок солнц закат пылал!(В.Маяковский)

4.Самого главного глазами не увидишь.(А.Экзюпери)

5.Почему нам доставляет горькое удовольствие «Реквием» Моцарта или сцена гибели

героя?(Ф.Искандер)

6.Все отвергал: законы! совесть! веру!(А.Грибоедов)

7.Вся комната янтарным блеском озарена!(А.С.Пушкин)

8.Жаль, очень жаль, он малый с головой

И славно пишет, переводит.(А.Грибоедов)

9.Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).

10.Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев).

11.Он из Германии туманной

привез учености плоды. (А.Пушкин).

12.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

13.Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов).

14.Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).

15.Лед неокрепший на речке студеной

словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).

16.Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).

17.Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.Блок).

18.«Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа».

(Ф. Тютчев)

19.Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона..(С.Есенин)

20.У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут. (М.Лермонтов)

Олицетворение, метафора, гипербола, инверсия, оксюморон, парцелляция, эпитет,

фразеологизм, антитеза, градация, литота, сравнение, эпифора, анафора, ассонанс,

аллитерация. Оксюморон (оксиморон)- сочетание слов, противоположных по смыслу,

основанное на парадоксе.

Слово учителя.

Главным трудом О.Н.Трубачева является «Этимологический словарь славянских языков».

Прикоснемся к страницам важного труда ученого и посмотрим, чем отличается словарь.

Раздается материал: страницы словаря.

Выступление ученика «Этимология»

Слайд 6.

Ответы учащихся

«В этимологии без фантазии и интуиции нечего делать»,- так считал О.Н.Трубачев.

Попробуем и мы справиться с заданиями, связанными с происхождением слов.

Итак, первое задание, где вам придется проявить свою интуицию, фантазию.

Слайд 7 «Чужой в семье родственников»

КАКИЕ ИЗ СЛОВ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИ РОДСТВЕННЫМИ? ПОЧЕМУ?

1 группа: капуста, капитан, капюшон, капсула, капитал, капелла.

2 группа: кольцо, колбаса, калач, кольчуга, колесо, около.

3 группа: пятка, на попятную, опять, попятиться, пять, пятно.

4 группа: око, окунь, окорок, окно, окулист, очки.

5 группа: седой, сесть, седло, сосед, председатель, беседа, непоседа

Подсказка: в каждом ряду только одно слово является лишним.

1 группа: капсула. Происходит от латинского capsula «ящичек, ларчик, шкатулка»,

уменьш. от capsa «вместилище, футляр, ящик» из capere «брать; получать» (восходит к

праиндоевр. *kap- «хватать»)

2 группа: колбаса́

. Обычно толкуется как общеслав. Заимств. из тюрк. яз., где kulbasti

«жареное мясо, жареные котлеты» — сращение словосочетания kul basti. Родство с

колобок, принимаемое некоторыми учеными, сомнительно.

Капелла Заимств. во второй половине XVIII в. из итал. яз., где cappella «хор» < лат.

cappella — тж. < cappella «придел в храме, где располагается хор», суф. производного от

cappa «вид головного убора» (см. кепка). Часовня была названа по схожести своей формы

с головным убором, значение «хор» является переносом по смежности, ср. аудитория

(помещение) и аудитория (слушатели).

3 группа: пять. Общеслав. Производное от пятъ (< *penktъ) «пятый». Того же корня, что

лит. penkì, нем. fünf, пунш, пятый.

Пятно. Общеслав. Суф. производное (суф. -ьно, ср. полотно) от *pęta > пята. См. пятка.

Пятно буквально — «след от ноги».

4 группа: окорок. Общеслав. Преф. производное от *korkъ «нога» (> корок) в результате

развития полногласия оро и отпадения конечного редуцированного ъ, ср. болг. крак

«нога», польск. krok «шаг» и др. Окорок буквально — «мясо вокруг ноги».

5 группа: седой. Общеслав. Суф. производное (суф. -д-, ср. гнедой, бледный) от той же

основы, что серый, возможно, сивый, синий.

Беседа. Общеслав. Скорее всего, сращение наречия без «вне, снаружи» и седа (е из «ять»)

«сидение» («место сидения» > «скамейка»). Оба слова в настоящее время исчезли:

наречие без превратилось в приставку без- (бес-), а седа сохранилось лишь как корневая

морфема в составе производных, см. сидеть. Значение изменялось таким образом:

«сидение вне дома», затем «разговор во время такого сидения» и «беседа». Ср. др.-исл.

útiseta «сидение снаружи при гадании»: uti «вне», seta «сидение». Ср. диван «софа» и

диван «совет».

Слово учителя.

В живом организме языка происходит постоянный процесс перехода

нарицательных имен в имена собственные и собственных в нарицательные. Одним из

распространенных путей пополнения лексики является переход имен собственных в

имена нарицательные.

Антропонимы (др.-греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя)— собств. имена людей

(индивидуальные и групповые): личные имена, отчества (патронимы), фамилии, родовые

имена, прозвища, клички, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена).

Попробуем справиться со вторым заданием.

УГАДАЙТЕ СЛОВА,

ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

-бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту (саксафон)

-тип усыпальницы, которая получила название от имени галикарнасского царя Мавсола

(Малая Азия) (мавзолей)

-пирожное и торт, по легенде, обязаны названием императору, любившему этот вид

кондитерских изделий (наполеон)

-этот салат (русский по своей сути) получил название от имени французского

ресторатора, шеф-повара, державшего в Москве в начале 60-х гг. XIX века ресторан

парижской кухни «Эрмитаж». За рубежом известен под названием «Русский салат»

(оливье). Удивительный случай!

-рубашка имеет самое непосредственное отношение к великому писателю — на многих

фотографиях Лев Николаевич изображён в плотной рубашке навыпуск. Многие

последователи, называвшие себя учениками писателя и именовавшиеся толстовцами,

желая подчеркнуть свою близость к нему, часто появлялись в рубашках, похожих на те,

что носил Лев Толстой. Так рубашка навыпуск стала называться… (толстовкой)

-музыкальный инструмент получил название от имени славянского сказителя… (Баяна,

или Бояна)

-широкополая шляпа XIX века. Названа в честь Симона Боливара (1783-1830),

руководителя борьбы за независимость испанских колоний в Юж. Америке. Освободил

от испанского господства Венесуэлу, Новую Гранаду. «Надев широкий боливар, Онегин

едет на бульвар…» (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

-от имени управляющего одного ирландского княжества Чарльза (Бойкота),

отличавшегося особой суровостью; за это от него все отворачивались, не разговаривали с

ним, игнорировали его (бойкот)

-довольно часто нарицательные имена восходят к фамилиям известных учёных,

изобретателей. Назовите такие термины (вольт, ватт, ампер, цельсий, рентген, ом,

паскаль)

Слово учителя

Мир русского слова необыкновенный, с любым словом можно творить чудеса. Есть в

нашем языке такие обороты речи, которые заменяют слова или словосочетания;

указывают на особые признаки неназванного предмета. Такие описательные обороты

называются перифразой. С ними будет связано следующее задание.

НАЙДИТЕ ПЕРИФРАЗ. УКАЖИТЕ ПРИ ПОМОЩИ СТРЕЛОК.

ОБЪЯСНИТЕ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Работа в парах, дается раздаточный материал.

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Слово учителя

В русском языке немало заимствованных слов, но и русские слова и словосочетания

переходят в языки мира.

«Ни одна подлинно великая страна не кончается там, где кончается ее территория.

Значительно дальше простирается влияние культуры великой страны, и это влияние идет

практически всегда через ее язык,»- писал О.Н.Трубачев.

Сообщение учеников о заимствованиях из русского языка.

Немало русских слов ассимилировалось северными народами – исландским,

норвежским, шведским, финским.

Начиная с XVI в. активно осваиваются русские слова западноевропейскими народами.

В словарный состав входят слова из самых разных сфер и понятий русской жизни:

воевода, указ, царь (царевич, царевна, царица); дума, земство; аршин, копейка, пуд,

рубль; верста, кнут, полынья, самовар; балалайка, баян, водка, дрожжи, калач, квас,

крупа, щи, белуга, борзая, стерлядь, суслик, чижик .

В английский язык вошло много устойчивых словосочетаний: дворец бракосочетаний,

пятилетний план, дом отдыха, Советский Союз.

Во французский вошли также: боярин, казак, кулак, партизан, изба, бричка, степь, тайга,

блины, закуска, колеса; бабушка, девочка, матрешка.

Нашла отражение «космическая» терминология: космонавт, космодром, орбитальный.

Слова из русского языка нашли широкое отражение в лексике болгарского, венгерского,

польского, словацкого, чешского, румынского языков.

В древнеболгарских памятниках встречаются такие слова, как будить, гоготать, держи,

лошадь, первенец, рот, руки .

В начале ХХ в. началось движение за овладение русским языком в Чехии и частично в

Словакии. Среди заимствований выделяются следующие:

1) наименование общественно-политической, исторической и культурной жизни – барин,

боярин, власть, дума, государство, столица, чиновник, летопись, слог, словарь;

2) наименование кушаний, реалий быта – блины, икра, квас, копейка, самовар;

3) название явлений природы, абстрактных понятий, действий – воздух, высота, русло,

защита, угроза, пространство.

Русские слова с давних пор проникали и в венгерский язык (коммунизм, социализм,

партийная жизнь, тракторист, норма ).

Немало русских слов в польском языке (коллективизация, колхоз, комсомол)

В язык американцев вошли слова: спутник, советское чудо, гигант космоса, лунник,

стыковка.

С давних пор проникали русские слова в японский язык: самовар, закуска, сивуч, степь,

тундра; актив, ленинизм, колхоз, совхоз, товарищ.

Итак, проникновение русских слов в другие языки и освоение русским языком

иноязычных слов – процесс вполне закономерный, способствующий взаимообогащению

языковых систем.

Слово учителя

Во многих языках есть устойчивые сочетания слов. Как они называются? Да, правильно,

фразеологизмами. Отправимся в зоопарк, выберем из фауны героев фразеологических

оборотов.

Слайд «В зоопарке»

Кот, волк, мышь, лебедь, крокодил, кулик, курица, рак, мартышка, блоха, бык, комар,

свинья, ласточка, собака, осел, муха, ворона.

Примерные ответы

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не

клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд,

подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за

рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться

как курица с яйцом, мрут как мухи, красный как рак, как собак нерезаных, ворон считать.

Слово учителя

Хотелось бы обратиться к вам со словами напутствия О.Н.Трубачева: «Но если

литературный язык и его лексикон развиваются и расцветают в немалой степени

благодаря вершинным индивидуальным творческим достижениям, то живет он и его

культура главным образом в употреблении массового читателя и носителя»

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа: капуста, капитан, капюшон, капсула, капитал, капелла

2 группа: кольцо, колбаса, калач, кольчуга, колесо, около

3 группа: пятка, на попятную, опять, попятиться, пять, пятно

4 группа: око, окунь, окорок, окно, окулист, очки

5 группа: седой, сесть, седло, сосед, председатель, беседа, непоседа

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Юность

Бессмертный творец «Илиады»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Теория и практика

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как легко выполнить

Умное лицо – это еще не признак ума.

Все глупости в мире совершаются именно с этим

Улыбайтесь господа, улыбайтесь.
из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»

Формулировка 1: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.»

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). Обычно это

а) Повторы : плеоназм и тавтология: молодой юноша, вернулся обратно, водная акватория. Поможет словарь плеоназмов .

б) Лексическая несовместимость : облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение

в) Но встречаются искажения фразеологизмов (устойчивых сочетаний): «львиная часть» вместо «львиная доля», «играет большое значение» вместо «играет роль». Эту ошибку тяжелее исправить. Вам в помощь словарь фразеологизмов.

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

Если усвоите 5, 6, 7 и 8 задание, смело можете идти редактором или корректором!

Нарушение лексических норм в 6 задании

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление .

Автор использует художественные особенности (вместо средства ).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Словарик плеоназмов и тавтологии

Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

активная деятельность
антагонистическая борьба
ареал
обитания

большое человеческое спасибо

взаимо отношения между супругами

Плеоназм — это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)

Плеоназм — это рече­вое изли­ше­ство, упо­треб­ле­ние соче­та­ния слов, в кото­ром смысл одно­го сло­ва уже зало­жен в зна­че­нии дру­го­го. Плеоназм в рус­ском язы­ке — это лек­си­че­ская ошиб­ка.

В пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи незна­ние точ­но­го зна­че­ния сло­ва, осо­бен­но заим­ство­ван­но­го рус­ским язы­ком, часто сопро­вож­да­ет­ся допу­ще­ни­ем лек­си­че­ских оши­бок, одной из кото­рых явля­ет­ся плео­назм. В линг­ви­сти­ке этот тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву pleonasmos, что бук­валь­но зна­чит «пере­из­бы­ток».

Что такое плеоназм в русском языке

Узнаем, что такое плео­назм в рус­ском язы­ке. Разберемся, в чем состо­ит суть этой рече­вой ошиб­ки, исполь­зуя кон­крет­ные при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний.

В раз­ных сфе­рах нашей жиз­не­де­я­тель­но­сти нам часто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние». Его упо­треб­ля­ют для обо­зна­че­ния каче­ствен­но­го обслу­жи­ва­ния. Давайте заду­ма­ем­ся, насколь­ко пра­во­мер­но объ­еди­ня­ют­ся эти сло­ва с точ­ки зре­ния лек­си­че­ских норм рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Прилагательное «сер­вис­ное» обра­зо­ва­но от сло­ва «сер­вис», заим­ство­ван­но­го из англий­ско­го язы­ка, в кото­ром service зна­чит «быто­вое обслу­жи­ва­ние».

Значит, зна­че­ние сло­ва «сер­вис­ный» уже вхо­дит в семан­ти­ку рус­ско­го сло­ва «обслу­жи­ва­ние» и явля­ет­ся лиш­ним в этой паре лек­сем.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние «меню блюд». Французское сло­во «меню» обо­зна­ча­ет «под­бор блюд для зав­тра­ка, обе­да и т. д.», а так­же «лист с переч­нем пред­ла­га­е­мых блюд, напит­ков в ресто­ране, кафе, сто­ло­вой». И в этом соче­та­нии слов допу­ще­на рече­вая ошиб­ка — плео­назм.

Как видим, эта ошиб­ка воз­ни­ка­ет тогда, когда гово­ря­щий или пишу­щий не вни­ка­ет в зна­че­ние слов или не зна­ет точ­но­го их зна­че­ния и вкрап­ля­ет в свою речь лиш­ние с точ­ки зре­ния смыс­ла сло­ва.

Определение

Укажем, какое опре­де­ле­ние этой рече­вой ошиб­ке дает Википедия.

Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излиш­ний, изли­ше­ство) — обо­рот речи, в кото­ром про­ис­хо­дит дуб­ли­ро­ва­ние неко­то­ро­го эле­мен­та смыс­ла; нали­чие неко­то­рых язы­ко­вых форм, выра­жа­ю­щих одно­го и тоже зна­че­ние в пре­де­лах закон­чен­но­го отрез­ка речи или тек­ста, а так­же язы­ко­вое выра­же­ние, в кото­ром име­ет­ся подоб­ное дуб­ли­ро­ва­ние.

Таким обра­зом, плео­назм — это более широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет не толь­ко упо­треб­ле­ние отдель­ных лиш­них слов, а целых обо­ро­тов речи и даже фраз, кото­рые мож­но упро­стить или изъ­ять из тек­ста вооб­ще.

Примеры плеоназмов

Чаще все­го ука­зан­ной рече­вой ошиб­кой стра­да­ют соче­та­ния при­ла­га­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, при­чем зна­че­ние при­ла­га­тель­но­го дуб­ли­ру­ет смысл опре­де­ля­е­мо­го им сло­ва:

В каче­стве глав­но­го сло­ва в соче­та­нии высту­па­ет гла­гол, в зна­че­нии кото­ро­го уже зало­жен смысл лиш­не­го сло­ва:

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лек­си­ко­ло­гии раз­но­вид­но­стью плео­назма счи­та­ет­ся тав­то­ло­гия (греч. tauto «то же самое» + logos «сло­во»).

Тавтология — это непред­на­ме­рен­ное упо­треб­ле­ние одно­ко­рен­ных слов в сло­во­со­че­та­нии или в одной фра­зе, а так­же необос­но­ван­ный повтор одно­го и того же сло­ва.

Все спортс­ме­ны долж­ны сгруп­пи­ро­вать­ся в неболь­шие груп­пы по трое.

Ему надо прыг­нуть пры­жок пря­мо сей­час.

Петр оза­да­чил всех сотруд­ни­ков этой труд­ной зада­чей .

Авторская речь — это речь авто­ра .

Исходя из того, что в плео­назме дуб­ли­ру­ет­ся смысл язы­ко­вых еди­ниц, состав­ля­ю­щих сло­во­со­че­та­ние, но лек­се­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми, мож­но утвер­ждать, что плео­назм — это скры­тая смыс­ло­вая тав­то­ло­гия.

Наше сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство было пло­до­твор­ным.

Сотрудничество — это дей­ствие, рабо­та вме­сте, уча­стие в общем деле.

Плеоназм созда­ет­ся в речи, когда дру­гим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся одно и то же поня­тие, уже назван­ное лек­се­мой, состав­ля­ю­щей с ним соче­та­ние или фра­зу.

Тавтология же явля­ет­ся рече­вой ошиб­кой, где явно упо­треб­ля­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва, созда­ю­щие излиш­ний назой­ли­вый повтор лек­сем с оди­на­ко­вым или похо­жим смыс­лом. С этой точ­ки зре­ния тав­то­ло­гия — это откры­тое язы­ко­вое изли­ше­ство в речи.

Примеры тавтологии

  • спро­сить вопрос;
  • зара­бо­тан­ная зар­пла­та;
  • про­лив­ной ливень;
  • зво­нок зво­нит;
  • дымит­ся дымом;
  • вновь воз­об­но­вить;
  • город­ской гра­до­на­чаль­ник.

Тавтология быва­ет оправ­да­на толь­ко в текстах, напи­сан­ных в официально-деловом или науч­ном сти­ле, где повтор одно­го и того же сло­ва необ­хо­дим по смыс­лу выска­зы­ва­ния.

Размещение недоб­ро­ка­че­ствен­ной рекла­мы с дан­ным содер­жа­ни­ем в дан­ном месте дан­ным спо­со­бом запре­ще­но зако­но­да­тель­ством стра­ны.

В отли­чие от плео­назма в поэ­ти­че­ском язы­ке тав­то­ло­гия исполь­зу­ет­ся как один из видов повто­ров, уси­ли­ва­ю­щих эмо­ци­о­наль­ность и выра­зи­тель­ность речи. Повторяются либо одно­род­ные по сво­е­му зву­ча­нию и по смыс­лу сло­ва (гре­ет — погре­ва­ет, веет — пове­ва­ет), либо повто­ря­ют­ся сло­ва, раз­ные по зву­ча­нию, но близ­кие по смыс­лу (зна­ет — веда­ет, пла­чет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в риф­ме повто­ря­ет­ся одно и то же сло­во в изме­нён­ном его зна­че­нии, такую риф­му назы­ва­ют тав­то­ло­ги­че­ской:

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень куль­ту­ры чело­ве­ка нераз­рыв­но свя­зан с куль­ту­рой речи и мыш­ле­ния. Культура речи опре­де­ля­ет любовь к сво­е­му род­но­му язы­ку, кото­рый поста­ра­ем­ся не засо­рять изли­ше­ства­ми, жар­го­ном и про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми.

Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Стили языка. Лексика и фразеология»

Урок русского языка 9 класс

Тема урока: « Стили языка. Лексика и фразеология»

повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы).

расширить знания учащихся в области фразеологии;

закрепить умения пользоваться словарями разных типов;

подготовка к итоговой аттестации.

толковый словарь русского языка

экран, мультимедийный проектор;

карточки с заданием.

Группа А (слабые),Б (средние), В (сильные)

Ход урока

Этапы урока

Группа А

Группа Б

Группа В

1. Орг. момент

1.Орг.момент

1.Орг.момент

1.Орг.момент

2. Проверка домашнего задания

У доски 2 учащихся ,

1-выписывает синонимы

2 фразеологические обороты из упр. 40

У доски

Определение:

стили речи языка

(с примерами)

Индивидуальные карточки)

В парах проверяют

(подобрать к фразеологическим оборотам антонимы)

3.Словарная работа

У доски

Беспомощный, бездействовать, разбрасывать, вспомнить, издалека, исчезающий, взбираемся, рассчитывать, чрезвычайный.

Обозначьте орфограмму. От чего зависит написание этих приставок?

(задание ОГЭ №4)

Презентация.

Выполнение теста.

Найдите слова, в которых приставка обозначает приближение.

(ответ: приехать, прискакать, прилететь,

прилуниться, приблизиться, примчаться.

Лишнее: привинтить, приделать, приусадебный, приморский)

Карточки

(из вариантов ОГЭ, задание №4)

(учащиеся сдают листочки, проверка осуществляется по ключу)

4. Работа по теме урока

Пользуясь материалом учебника и словарями, выполните задания.

Задание. Что такое антонимы? Приведите примеры.

Проверка у доски

В лучшую В худшую

Пользуясь материалом учебника и словарями, выполните задания.

(можно брать для примера

Задание. Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение слова?

Что такое омонимы? Приведите примеры

Какие слова называются синонимами. Для чего они необходимы? Приведите примеры.

Проверка у доски

Омонимы: ключ, коса, замок, Орел, орел

Пользуясь материалом учебника и словарями, выполните задания

Задание. Что такое лексическое значение слова? Расскажите об однозначных и многозначных словах. (устно) .

Найдите в толковом словаре учебника по 2 однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания. Запишите их

Устный ответ проверяем, остальные задания при проверке тетради.

5.Самостоятельная работа

Прочитайте текст. Запишите его

(карточки у учащихся)

Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий)

А) сформулируйте основную мысль текста;

Б) найдите сложное предложение

В) объясните правописание слова объединять, подберите однокоренные слова.

( единый, единство, единение, единственный и др.)

(отработка задания ОГЭ №2

Презентация

Продолжить фразеологизмы, записать получившиеся .

На все руки ( мастер ).

Смотреть правде ( в лицо ).

Выносить сор ( из избы ).

Держать язык ( за зубами ).

Куда глаза ( глядят ).

Как ветром ( сдуло ).

Для чего используются фразеологизмы в речи?

Ответ записать .

(Фразеологизмы помогают обозначить сложные явления, отношения через наглядные предметы и явления их выразить).

Запишите синонимы к заимствованным словам

Гуманный

Мемуары

Аргументы

Апатия

Сентиментальный

Подберите к словам антонимы и запишите их

Кручиниться усталый

Проиграть противник

Бодрый веселиться

Приятель победить

(отработка задания ОГЭ №3)

Тесты на интерактивной доске.

Редактирование. Исправьте ошибки

Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, моя автобиография, гигантский небоскрёб, играть значение.

Тестовые задания «Лексика. Фразеология»

1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

1.экзаменатор – человек, который принимает экзамен

2.демонстрировать – выйти на демонстрацию

3.циничный – непристойный, бесстыдный

4.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение

2. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

1.потерянный взгляд 3. натянутые отношения

2.сорванный цветок 4. подавленное состояние

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

4. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?

1.птица высокого полёта

2. абсолютный ноль

4.колосс на глиняных ногах

5. Замените слово стилистически нейтральным синонимом.

А. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся ишлёпнулся прямо в грязь.

Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.

В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

1- 2 №2 – 2 №3 -4 №4 – 2 №5 — А упал; Б замечательный; В не знает

— Вызвало ли затруднение задание №4?

источники:

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kultura-rechi/43811-pleonazm-jeto-300-primerov-slovosochetanij-pleonazmov.html

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/340992-urok-russkogo-jazyka-v-9-klasse-tema-stili-ja

Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях.

Каковы их причины?

Подскочить вверх Соединить воедино Громко грянуть Глубокая бездна Народный фольклор.

Вы находитесь на странице вопроса Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях. определите причину этих ошибок.

А) месяц май

народный фольклор

соединить вместе

огромный супермаркет

глубокая бездна

период времени

верхнее небо

Б)

не читая книг, ты можешь стать невежей

зимой одевай тёплые вещи

отдай другу большую половину яблока

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях. определите причину этих ошибок. А) месяц май народный фольклор соединить вместе огромный …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях. определите причину этих ошибок. А) месяц май народный фольклор соединить вместе огромный супермаркет глубокая бездна период времени верхнее небо Б) не читая книг, ты можешь стать невежей зимой одевай

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ограничимся на этом речевая ошибка
  • Ограничение скорости или ошибка сети пожалуйста попробуйте еще раз
  • Ограничение скорости или ошибка сети captcha
  • Ограничение ресурса фн ошибка 20 акси
  • Ограничение foreign key sql ошибка