Огэ русский анализ типичные ошибки

Анализ пробного экзамена, проведенного в 9-х классах 07.04.2022.11.04.2022

В соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников было проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-х классов по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведения.

Цель проведения работы: 

·отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;

·проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;

·определить качество заполнения бланков ОГЭ;

·оценить подготовку выпускников 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.

Писали работу:30 человек

«5» — 6 (20%)

«4» — 9(30 %)

«3» — 11 (36,6 %)

«2» — 4 (13%)

Успеваемость 86.7%

Качество: 50.0 %

Уровень обученности: 54.5%

Ср.балл: 3.6

Изложение

                 Тест

Сочинение

Грамотность

ВСЕГО

ОЦЕНКА

ИК 1

ИК 2

ИК  3

2

3

4

5

6

7

8

С1

С2

С3

С4

ГК 1

ГК 2

ГК 3

ГК 4

ФК

1.

2

2

1

+

+

0

0

1

1

2

0

1

1

1

14

2

2.

0

1

1

+

+

1

2

1

0

0

0

1

2

2

12

2

3

2

2

1

+

+

+

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

4

4.

2

3

2

+

+

+

+

1

3

1

1

0

0

1

2

1

19

3

5.

2

2

2

+

+

_

1

3

2

2

2

0

2

2

2

24

4

6.

2

3

2

+

+

+

2

3

2

2

2

0

2

2

2

28

4

7.

2

3

2

+

0

0

1

2

2

2

2

2

1

22

3

8.

1

1

1

+

+

0

0

0

0

1

1

1

1

1

8

2

9.

2

3

2

+

+

+

1

1

1

0

0

0

2

0

2

18

3

10

1

3

2

+

+

+

+

+

+

2

3

1

2

2

2

2

2

2

30

5

11

1

2

2

+

_

+

+

+

+

+

2

1

0

0

2

1

1

1

2

21

3

12

0

0

0

+

_

+

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

13

2

3

2

+

+

+

+

+

2

3

2

2

2

2

2

0

2

29

5

14

1

2

1

+

+

1

1

1

1

2

2

2

2

2

20

3

15

2

2

2

+

+

+

2

3

2

2

0

0

2

2

1

23

4

0

0

0

+

+

+

+

+

2

3

2

3

1

1

1

1

1

19

3

16

0

0

2

2

1

17

2

3

2

+

+

+

1

1

1

1

19

3

18

2

3

2

+

+

+

+

1

2

1

1

2

2

2

2

2

28

4

19

2

3

2

+

+

+

2

2

2

1

0

0

2

0

2

21

3

20

2

3

2

+

+

+

+

+

+

1

2

2

2

2

2

2

2

2

30

5

21

2

3

2

+

+

+

+

+

2

2

2

2

0

0

0

1

2

23

4

22

1

2

2

+

+

+

+

+

+

+

2

3

2

2

2

0

2

2

2

27

4

23

2

1

2

+

+

+

+

+

+

2

3

2

2

2

2

2

2

2

30

5

24

2

3

2

+

+

+

+

2

3

2

2

2

2

2

2

2

30

5

25

2

3

2

+

+

+

+

1

2

1

1

0

0

2

2

1

21

3

26

0

0

0

+

+

+

+

+

+

+

2

3

2

2

1

1

1

1

1

21

3

27

2

2

2

+

+

_

2

1

1

1

0

0

0

2

2

16

3

28

2

3

2

+

+

+

+

+

+

2

3

1

2

2

0

2

2

1

26

4

29

2

3

2

+

+

+

+

+

+

2

3

2

2

0

0

0

2

2

26

4

30

2

3

2

+

+

+

+

+

+

1

2

2

2

2

2

2

2

2

30

5

Краткая характеристика экзаменационной работы

Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей.

Часть первая представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста.Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же прочитанного выпускниками исходного текста.Часть вторая содержала тестовые задания с записью краткого ответа (задания 2-8).Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Практическая грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 — 14

15 — 22

23 – 28,

из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям

ГК1 — ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»

29 – 33,

из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям

ГК1 — ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»

Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена

1 часть (задание 1: сжатое изложение)

ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смог 21 ученик (70%); 5 учеников (16%) получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получили 4 человека (13 %).

ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 16 учеников (53%);  2 балла – 8 человек (26%), 1 балл – 3 человека (10%), 0 баллов 3 человека (10%).Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение умениями выделения главной и второстепенной информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.

ИК3. По данному критерию 2 балла получили 22 ученика (73%); 5 (17%) — по 1 баллу из 2-х возможных; 0 баллов у 3 учеников (10%). В работах ребят  нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок – нарушение абзацного членения текста.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах  использовались не все приемы сжатия исходного, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.

Два учащихся не приступали к написанию изложения, в связи с чем их результат не совсем объективен.

2 часть  (задания 2 -8: тестовые задания)

Результаты выполнения заданий тестовых заданий

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Дали  правильный ответ (чел. / %)

Задание 2

Синтаксический анализ (предложение)

15(50%)

Задание 3

Пунктуационный анализ

16(53%)

Задание 4

Синтаксический анализ (словосочетание)

25(83%)

Задание 5

Орфографический анализ

10(33%)

Задание 6

Анализ содержания текста

10(46%)

Задание 7

Анализ средств выразительности

18(60%)

Задание 8

Лексический анализ

20(66%)

Среди всех заданий тестовой частичные трудности вызвали задания 2,3,5,6,7 кроме Задания 4 Синтаксический анализ (словосочетание),8 Лексический анализ текста.

Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов.

Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» доизучен на 100% только 18 апреля. К разделу Повторение изученного по разделу «Орфография» приступили 19 апреля.

3 часть (задания 9.1,9.2,9.3:сочинение-рассуждение.)

Выполняя задание 9, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем 30 учащихся выбрали — 9.3

Выполнение работы отражало умение школьника строить собственное высказывание на основе прочитанного текста, дать толкование понятия, в соответствии с тезисом, доказать свое мнение 2 аргументами из прочитанного текста и собственного опыта.Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием 9.3., объясняются несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.

Практическая грамотность и фактическая точность речи.

Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения.При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения сформированы в достаточной степени только у 14 выпускников, а речевые навыки у 23 выпускников. Уровень грамматических умений достаточно высок, фактическая точность речи  девятиклассников на хорошем уровне.

Причиной таких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.

По результатам ОГЭ выявлена группа неуспевающих, количестве 4 человек.

В связи с чем составлен план ликвидации пробелов в знаниях, на уроках русского языка (ежедневно), включены дополнительные задания на повторение изученного(тренировочные тестовые задания,задания на сайтах по подготовке к ОГЭ, индивидуальные задания каждому обучающемуся на дом).

Следует также отметить, что из общего количества неуспевающих обучающихся, не добрали до оценки «3» по 1 балл – 1 человек (3%),что говорит о том, что данный ученик недоработал совсем немного до получения удовлетворительной оценки по предмету.

5 обучающихся (14.2%) не добрали 1-2 балла до оценки «хорошо», в дальнейшем, при разборе допущенных ошибок, эти ребята смогут выйти на нужный результат.

2 обучающимся (6%) не хватило 1 балла для получения оценки «отлично».

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, на удовлетворительном уровне.

Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции.  Это показывает ослабление внимания  к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом, выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили   неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.

Анализ результатов пробного экзамена  позволил выработать следующие рекомендации:

— провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

— особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;

— продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;

— практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;

— осуществлять дифференцированный подход к обучающимся,  с целью повышения уровня  качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход);

— использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

— отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

— проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;

— комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

— шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.

Продолжить подготовку учащихся к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Учить заполнять бланки ОГЭ.

Учитель: Крымская Ю.В.

Анализ
пробного экзамена, проведенного в 9-б классе

В соответствии с
планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников
9-го класса  было
проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников
9-го класса по русскому языку.
При проведении пробного ОГЭ все участники
строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного
экзамена, соблюдалась процедура проведения

Цель проведения работы: 

·          
отработать процедуру
организации
 и проведения ОГЭ;

·          
проверить уровень усвоения
учащимися материала за курс основного общего образования;

·          
определить качество
заполнения бланков ОГЭ;

·          
оценить подготовку
выпускников 9-го класса к ОГЭ  по русскому языку.

Дата
проведения: 20.02.2020

Писали
работу:10 человек

«5»
— 0

«4»
— 3 (30 %)

«3»
— 3 (30 %)

«2»
— 4 (40 %)

Успеваемость:
60 %

Качество:
30 %

 ФИО

Изложение

                
Тест

Сочинение

Грамотность

ВСЕГО

ОЦЕНКА

ИК 1

ИК 2

ИК  3

2

3

4

5

6

7

8

С1

С2

С3

С4

ГК 1

ГК 2

ГК 3

ГК 4

ФК

1.

1

2

1

+

+

2

3

1

1

0

0

0

0

2

15

3

2.

2

3

1

+

+

+

+

2

2

1

2

2

0

0

0

2

21

3

3

2

2

2

+

+

0

3

1

2

0

1

1

1

2

19

3

4.

1

2

0

+

+

1

3

1

2

0

0

0

0

1

12

2

5.

1

2

1

+

1

2

1

1

0

0

0

2

0

12

2

6.

1

2

1

+

+

0

3

1

2

0

0

0

0

2

14

2

7.

2

3

2

+

+

+

+

2

3

2

1

1

0

2

1

2

25

4

8.

2

3

2

+

+

+

1

3

2

2

2

0

2

0

2

24

4

9.

2

2

2

+

+

2

3

2

2

2

0

2

2

2

25

4

10.

0

2

0

2

3

1

1

0

0

0

0

1

9

2

 Краткая
характеристика экзаменационной работы

 Экзаменационная
работа по русскому языку состояла из трех частей. 
        Часть первая  представляла
собой сжатое изложение на основе прослушанного  текста.
        Вторая и третья часть работы
выполнялись на основе одного и того же  прочитанного выпускниками
исходного текста.  Часть  вторая  содержала тестовые
задания с записью краткого ответа  (задания
2-8). Часть третья проверяла  умение создавать собственное
высказывание на основе прочитанного текста.

        Практическая
грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося
оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом
грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

       
Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение
всей экзаменационной работы – 33 балла

Шкала
пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 — 14

15 — 22

23 – 28,

из них не менее 4 баллов за грамотность
(по критериям

ГК1 — ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся
набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»

29 – 33,

из них не менее 6 баллов за грамотность
(по критериям

ГК1 — ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся
набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»

Анализ
наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена

1 часть
(задание 1: сжатое изложение)

     ИК1. Передать
основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия
микротемы, смогли 5 учеников (50%); 4 ученика (40%) получили за данный критерий
по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при
передаче основной информации; 0 баллов получил  1 ученик  (10%).

     ИК2.
Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 3 ученика (30%);  2 балла
– 7 человек (70%), 1 балл – 0.Среди типичных ошибок по данному критерию можно
отметить недостаточное владение умениями выделения главной и второстепенной
информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны
с правильным применением приемов сжатия текста.

    ИК3. По
данному критерию 2 балла получили 4 ученика (40 %); 4 (40%) — по 1 баллу из 2-х
возможных; 0 баллов у 2 учеников (20%). В работах ребят  нарушалась
логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи
предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок
– нарушение абзацного членения текста.

    
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не
всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную
информацию. Необходимо отметить, что в работах  использовались не все
приемы сжатия исходного, а грамматический строй изложений отличается
однообразием конструкций.

2 часть  (задания
2 -8: тестовые задания)

Результаты
выполнения заданий тестовых заданий

Обозначение задания в работе

Проверяемые
элементы содержания

Дали  правильный ответ (чел. / %)

Задание 2

 Синтаксический анализ (предложение)

1(10%)

Задание 3

Пунктуационный анализ

1(10%)

Задание 4

 Синтаксический анализ (словосочетание)

7(70%)

Задание 5

Орфографический анализ

1(10%)

Задание 6

Анализ содержания текста

3(30%)

Задание 7

Анализ средств выразительности

4(40%)

Задание 8

Лексический анализ

5(50%)

Среди всех заданий тестовой части
трудность вызвали  задания: 2 (. Синтаксический анализ.
Предложение),3 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в
сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях),5 (Орфографический
анализ),6  (Анализ содержания текста).

Возможные
причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис»,
неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня
сочинительных и подчинительных союзов.       

Причины
трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением
учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе; раздел «Синтаксис сложного
предложения» изучен на сегодняшний день не до конца.

3 часть
(задания 9.1, 9.2, 9.3: сочинение-рассуждение
.)

Выполняя задание
9,
из
трех предложенных для сочинения-рассуждения тем 3 учащихся выбрали 9.2, 7– 9.3.

Выполнение работы
отражало  умение школьника строить собственное высказывание в соответствии
с определённым типом речи. Задания были равноценными по уровню трудности и
оценивались по сближенным критериям. Особое  внимание уделялось умению извлекать
из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в
собственный текст.

  Анализ
сочинений-рассуждений задания
9.2
свидетельствует о том, что в основном девятиклассники научены создавать текст,
характеризующийся смысловой цельностью и последовательностью, однако не все
обучающиеся раскрывают на должном уровне смысл высказывания, неумело
подтверждают самостоятельные суждения аргументами из прочитанного текста.
Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием
9.3.,
объясняются несформированностью прочных базовых
 лингвистических
знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой
является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.

Практическая грамотность и фактическая точность речи.

     Грамотность
экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и
неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. 
     При оценке грамотности учитывался объём изложения
и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и
сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные
проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение
орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение
грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что
орфографические и пунктуационные умения сформированы в достаточной степени
только у
трех выпускников, а речевые навыки выпускников
оставляют желать лучшего. Уровень грамматических умений достаточно высок,
фактическая точность речи  девятиклассников на хорошем уровне.

Причиной таких результатов
 можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений
применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с
орфографическим словарем.

Ошибки в
заполнении бланков ОГЭ

Не
написали вариант работы:_0

Не умеют
оформлять варианты ответов в бланке № 1-  0

Допустили
ошибки в оформлении  бланка № 2:  — 0

Допустили
ошибки в оформлении  бланка № 1( регистрационное поле):0

    По
результатам ОГЭ выявлена группа неуспевающих обучающихся
: Тараторов Роман,
Найденов Алексей, Лопатко Анна, Игнатьев Денис.

 Необходимо
составить индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях для каждого и
увеличить количество дополнительных занятий по русскому языку.

Выводы и
рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной
работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся справились с
заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных
компетенций, на удовлетворительном уровне.

Самым
низким оказался уровень лингвистической компетенции.  Это показывает
ослабление внимания  к формированию умения анализировать и оценивать
языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным
языковым материалом, выявились проблемы во владении языковой компетенцией.
Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили   неумение использовать нормы
русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного
запаса и однообразие грамматических конструкций.

       Анализ
результатов пробного экзамена  позволил выработать следующие рекомендации:


провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной
работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;


особое внимание уделять работе по формированию навыков владения
орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;


продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов
содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов,
расположенному на сайте ФИПИ;

 —
практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по
контрольно-измерительным материалам;


осуществлять дифференцированный подход к обучающимся,  с целью
повышения уровня  качества знания выпускников (использовать
эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный
подход);

 — использовать в
своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

 — отрабатывать
умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

—  проводить на
уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через
аудирование;

— комплексно
использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и
пунктуационных навыков;

 — шире
использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы,
справочники, электронные образовательные ресурсы.

ü  Продолжить
подготовку  учащихся к сочинению-рассуждению.
Особое внимание уделять
формированию  умений  аргументировать свои мысли, используя
прочитанный текст.

ü  Учить
заполнять бланки ОГЭ.

   Учитель
:                               / Дзюба Н.И.

Анализ контрольной работы в формате ОГЭ по русскому языку в 9 классе

    Целью контрольной работы является проверка ЗУН обучающихся, выяснение пробелов обучающихся, определение степени готовности учащихся 9 класса к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

    Задание каждой части экзаменационной работы проверяли сформированность у выпускников различных видов речевой деятельности  (слушание, чтение, письмо), поэтому результаты контрольной работы рассматриваются по каждой части экзаменационной работы отдельно.

      Наибольшее количество баллов набрали Сергеев Николай (28 балла — 4), Гейнц Ксения (26 балла — 3), Бескровная Валентина (25 балла- 3). Наименьшее количество баллов набрали Жетписова Хуаныш (12 баллов — 2), Громов Дмитрий (14 баллов — 2).

Оценки распределились следующим образом:

«2»

«3»

«4»

«5»

2 (29%)

4 (57%)

1(14%)

Результат написания сжатого изложения по критериям

Критерии

0  баллов

1 балл

2 балла

3 балла

ИК1

1(14%)

3(43%)

3 (43%)

ИК2

1(14%)

6(86%)

ИК3

1(14%)

5(71%)

1(14%)

Критерии ИК1 – содержание изложения.

У выпускников сформировалось умение воспринимать и выделять основные смысловые элементы прослушивания текста, передавать основное содержание, отражая микротемы. Большая часть учащихся  справилась с заданием.

Основные ошибки:

— пропуск одной или нескольких важных микротем или чаще добавление смысловой информации в микротему, искажение при этом авторского текста.

— искажение микротемы часто возникает вследствие неверного истолкования отдельного слова или конструкции.

Критерии ИК2 – Сжатие исходного текста

Большая часть выпускников участвовавших в пробном экзамене, сумели применить тот или иной приём сжатия исходного текста. Наиболее активно выпускники используют такой основной содержательный приём компрессии текста, как разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

Основные ошибки:

— искажение смысла при использовании приёмов сжатия

— применение приёмов компрессии текста не на всём тексте, а в нескольких абзацах.

Критерии ИК3 – Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Девятиклассники передают содержание и смысл услышанного текста, используя языковые средства текста и собственный речевой опыт.

Чаще всего наблюдается объединение 2 – го  и 3 –го абзацев, реже объединяют 1 – й и 2-й абзацы. Встречаются ошибки в логике авторского изложения, некоторые учащиеся просто выхватывали предложения, соединяя их произвольно.

Анализ результатов выполнения заданий части 2

Результат

Номер задания

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Справились

7

5

6

6

1

7

3

4

5

5

2

4

5

%

100%

71%

86%

86%

14%

100%

43%

57%

71%

71%

29%

57%

71%

Не справились

0

2

1

1

6

0

4

3

2

2

5

3

2

%

0%

29%

14%

14%

86%

0%

57%

43%

29%

29%

71%

43%

29%

    В основном учащиеся не справились с заданиями № 6,8,9,11,12. В 6 задании  идет проверка умения подобрать к слову стилистически нейтральный синоним, в 8 задании  предполагается проверка знаний о  предложении (найти грамматическую основу),  в 9 задании найти предложения с обособленными членами, в 11 задании указать количество грамматических основ, 12 задание – пунктуация в ССП и СПП.

      Положительная динамика проявляется в освоении тем программы, связанных с заданием  2, 7, 10,11,  14. Статистические  данные свидетельствуют о том, что   в целом с выполнением заданий части 2 ребята справились. При этом очевидно, что отдельные элементы содержания представляют определенную трудность для выпускников 9 класса.

Анализ результатов выполнения заданий части 3 (сочинение — рассуждение)

Все обучающиеся выбрали сочинение – рассуждение на лексическую тему (15.3), в котором нужно объяснить смысл фразы или слова.

Результат выполнения задания 3 по критериям

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

СК1

3(43%)

4 (57%)

СК2

1

3(43%)

3(43%)

СК3

2(29%)

2(29%)

3(43%)

СК4

2(29%)

1(14%)

4(57%)

К  типичным ошибкам здесь можно отнести нарушение абзацного членения текста, логические ошибки, неумение правильно формулировать тезис. Для их устранения при анализе текста следует  больше внимания уделить работе с микротемами, анализировать виды связей, обеспечивающих логическую и смысловую последовательность текста.

Процент выполнения по критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

ГК1

5

2

ГК2

6

1

ГК3

5

2

ГК4

3

3

1

ФК1

2

5

Результаты проверки заданий с развернутым ответом по критерия ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационный норм), ГК3 (СОБЛЮДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ), ГК4 (соблюдение речевых норм) позволяют сделать вывод о том, что орфографические и пунктуационные умения у выпускников сформированы не в достаточной степени. А фактические ошибки в изложении материала и в употреблении терминов (ФК1) немногочисленны.

Типичные ошибки:

— правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, в корне слова;

— н и нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— правописание не  с разными частями речи;

— знаки препинания при вводных словах;

— знаки препинания в сложных предложениях

— знаки препинания при обособленных членах предложения (деепричастные обороты)

Грамматические ошибки:

нарушение границ предложений

— ошибки в построении  сложноподчинённого предложения

Вывод:

-Разработать систему исправления ошибок, продумать работу над данными пробелами систематически на каждом уроке русского языка.

— продумать индивидуальную работу с учащимися как на уроке, так и во внеурочное  время, направленную на формирование устойчивых компетенций в предмете.

— усилить работу по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных  навыков на уроках русского языка.

— систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса.

Учитель русского языка и         Сабко А.М.

литературы

10 ошибок, допускаемых  на ОГЭ по русскому языку

В экзаменационную работу по русскому языку в 2019 г. были включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Как же справились девятиклассники с предложенными заданиями? Что вызвало наибольшие трудности при написании ОГЭ? Какие типичные ошибки допустили учащиеся?

1. ИК1. Содержание изложения.

2. Задание 6. Лексика и фразеология.

3. Задание 8. Определение грамматической основы.

4. Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными.

5. Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями.

6. СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста.

7. ГК 1. Соблюдение орфографических норм.

8. ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм.

9. ГК 3. Соблюдение грамматических норм.

10. ГК 4. Соблюдение речевых норм.

ИК1. Содержание изложения

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет цель обучения русскому языку в виде развития коммуникативной компетенции, которая обеспечивает ученикам способность использовать язык как средство успешной устной и письменной коммуникации. Именно это умение проверяется при написании сжатого изложения. Однако, как показывают результаты пробных работ, девятиклассники не всегда могут правильно выделить главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать ее без искажений. Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

Задание 6. Лексика и фразеология

Большое количество ошибок при выполнении данного задания обусловлено прежде всего обеднением и сокращением словарного запаса за счет вытеснения из него литературной лексики и замены ее сниженной и просторечной лексикой. Приведем примеры.

Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? — впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: — (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

Ответ: Вмешиваться. Среди ошибочных ответов: нарушать, исправлять, вредить.

Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(5)Один раз, по­хо­див около бре­вен­ча­то­го до­ми­ка, Три­фон Пет­ро­вич ска­зал, по­ти­рая руки:

– (6)Дай-ка я по­прав­лю тебе, ба­буш­ка, крыль­цо.

– (7)Спа­си­бо, ро­ди­мый, — ска­за­ла По­ли­кар­пов­на, — толь­ко чуднό мне что-то: пришёл, снял ком­на­ту, даже не по­тор­го­вал­ся, а те­перь ты крыль­цом моим за­ни­ма­ешь­ся, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, По­ли­кар­пов­на, не­ужто всё толь­ко на день­ги счи­тать? (9)Я вот тебе по­прав­лю, а ты потом вспом­нишь обо мне доб­рым сло­вом, вот мы, как го­во­рит­ся, и квиты, — ска­зал он и за­сме­ял­ся.

– (10)Те­перь, милый, такой народ пошёл, что за­да­ром никто рукой не по­ше­ве­лит. 

Ответ: непонятно, удивительно. Среди ошибочных ответов: превосходно, кайфово, несравненно, дико.

Задание 8. Определение грамматической основы

В восьмом задании ОГЭ по русскому требуется указать грамматическую основу предложения. Задание простое и требует только базовых знаний, однако значительное количество ошибок, допущенных девятиклассниками, показывает, что ребята не всегда могут определить грамматическую основу в односоставном предложении, особенно в безличном, не видят основы целиком в предложениях с однородными подлежащими или сказуемыми, не определяют верно сказуемое, в состав которого входят модальные слова рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден. Трудность для девятиклассников представляют и предложения с обращениями, обособленными членами, в частности, предложения, осложненные обособленными и необособленными приложениями.

Приведем примеры.

1. Выпишите грамматическую основу предложения (42). Ей, видите ли, своя прихоть дороже.

2. Выпишите грамматическую основу предложения (35). С появлением Ларисы многое изменилось.

3. Выпишите грамматическую основу предложения (4). Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

4. Выпишите грамматическую основу предложения (21). Произнесёт тост за мир во всём мире.

5.Выпишите грамматическую основу предложения (7). Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

6. Выпишите грамматическую основу предложения (9). Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

7. Выпишите грамматическую основу предложения (12). Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.

8. Выпишите грамматическую основу предложения  (14). Вот скажите мне, Ваня.

9. Выпишите грамматическую основу предложения (18). В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

10. Выпишите грамматическую основу предложения (6). Тревожно на душе у Динки.

Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Общие рекомендации 1. Ответом в данном задании должно быть сложное предложение, отвечающее следующим условиям: а) оно быть сложноподчинённым; б) оно должно состоять как минимум из трёх частей, в связи с тем, что это предложение с несколькими придаточными. Данный вывод делаем, исходя из анализа формулировки задания: «подчинением придаточных»; в) если в задании указано, что в предложении несколько видов связи придаточных, например однородное и неоднородное, то в искомом предложении должно быть как минимум четыре части. Придаточное предложение – это одна из частей сложноподчинённого предложения, в которой находится средство подчинительной связи и к которой задаётся вопрос от другой части. Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то присоединяться они могут последовательно: один за другим (последовательное подчинение); однородно: каждое придаточное связывается с одним главным и отвечает на один вопрос (однородное подчинение); неоднородно: придаточные могут относиться к одному главному, но отвечать на разные вопросы. Если однородные придаточные связаны одиночным союзом «И», то они не разделяются запятой. Это дополнительный ориентир в определении типа связи придаточных в сложноподчинённом предложении.

Разбор задания

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Отбираем сложные предложения с подчинительной связью. Это предложения 2,4,6. Считаем число грамматических основ, если их меньше трёх, то такое предложение для ответа не подходит. В предложении 2 две части (не подходит). В предложении 3 три части (подходит). В предложении 6 две части (не подходит). Верный ответ получен методом исключения. Разберем структуру предложения и докажем, что это сложное предложение с однородным подчинением придаточных. В предложениях с однородным подчинением придаточные должны относиться к одной части и отвечать на один и тот же вопрос, т.е. быть одинаковыми. Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. Внучка Таня рассказала (что?) что у вас на войне убили сына. Внучка Таня рассказала (что?) что он вам писал письма. Данные придаточные относятся к одному главному и отвечают на одинаковой вопрос. Следовательно, они связаны однородным подчинением. Ответ: 4.

Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями

Ошибка в этом задании может свидетельствовать о недостаточной сформированности умений более высокого уровня, требующих навыков анализа, синтеза, обобщения и дифференциации языкового материала.

Это задание связано с заданием 12, только теперь надо найти предложения не с какой-то одной связью, а несколькими: это может быть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь. Пунктуация может помочь выбрать правильное предложение. Между частями сложного предложения иногда ставится тире или двоеточие. Однако не следует забывать, что тире и двоеточие могут употребляться и в простом предложении. Обязательно надо проверить, что эти знаки стоят на границе частей сложного предложения. Приведем пример.

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Необходимо найти предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Таким образом, как минимум в данном предложении должно быть три части. Отберем такие предложения: это № 51 и № 53. Проанализируем первое предложение: в нем три части, но они связанны сочинительной связью. В 53 предложении есть и бессоюзная, и сочинительная связь. На месте бессоюзной связи употреблено тире.

Ответ: 53. 

СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста

Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшем образовании, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем общей культуры, рационального сознания вообще. К сожалению, девятиклассники часто не могут подобрать аргументы из предложенного текста, тем более затрудняются в подборе аргументов из жизненного или читательского опыта. Приводить примеры ошибок считаем нецелесообразным.

ГК 1. Соблюдение орфографических норм

Девятиклассники много ошибок делают и орфографических ошибок. К числу наиболее распространенных относятся следующие:

-правописание Н и НН в разных частях речи,

-слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи,

-правописание личных окончаний глаголов,

-правописание суффиксов причастий.

Большинство ошибок девятиклассники делают потому, что неверно определяют части речи, что приводит к ошибке в использовании правила и неверное написание слова. Особенно много внимания нужно уделить отглагольным прилагательным и причастиям. Научиться определять, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, какая у них структура.

ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм

Девятиклассники много ошибок делают при постановке знаков препинания. Для того чтобы верно расставить знаки, нужно научиться делать синтаксический анализ предложения, понимать смысловые отношения между его частями и между отдельными членами предложения. Ребята часто именно смысловых отношений между частями предложений и отдельными членами не анализируют.

Распространенными являются следующие пунктуационные ошибки:

-отсутствие запятой при обособленных членах,

-отсутствие запятой при однородных членах, связанных повторяющимися союзами,

— запятой постановка запятой в сложноподчиненном предложении между двумя однородными придаточными, особенно в тех случаях, когда второй союз опущен.

Причиной подобных ошибок является то, что ученики не анализируют предложение, не видят его синтаксическую структуру, а также плохо знают правила расстановки знаков препинания в простых предложениях, в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

ГК 3. Соблюдение грамматических норм

Распространёнными грамматическими ошибками являются следующие: -неверное построение предложения с деепричастным оборотом,

— нарушение границ предложения,

— нарушения видовременной соотнесенности глагольных форм,

-несоблюдение норм управления,

-ошибки в образовании личных форм глаголов

ГК 4. Соблюдение речевых норм

Распространёнными речевыми ошибками являются следующие: -употребление слова в несвойственном ему значении,

-нарушение лексической сочетаемости,

-неоправданный повтор слов или однокоренных слов,

— употребление иностилевых слов и выражений,

-неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств,

— необоснованный пропуск слова,

-ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий,

-нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

-неправильное построение сложносочиненного предложения.

Анализ представленных ошибок

Ошибка

Раздел школьной программы и тема, к которой это задание относится.

Объяснение причины, по которым допускается данная ошибка.

Совет для школьников, который поможет им закрепить информацию по данной теме.

ИК1. Содержание изложения.

Текстоведение

Неумение слушать и понимать текст, вычленять главное.

Учиться анализировать тексты, определять ключевые слова, формулировать главную мысль.

Задание 6. Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология

Незнание лексического значения слов.

Больше читать, работать с толковым словарем, избегать сленга.

Задание 8. Определение грамматической основы.

Синтаксис

Незнание видов односоставных предложений, типов и форм выражения главных членов.

Выучить типы главных членов и формы их выражения, виды односоставных предложений.

Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными

Синтаксис

Незнание видов придаточных, неумение определить границы предложений, незнание союзов и союзных слов.

Выучить виды придаточных, союзы и союзные слова.

Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями

Синтаксис

Незнание видов придаточных, неумение определить границы предложений, отличить ССП и ПП с однородными членами, незнание видов союзов и союзных слов.

Выучить виды придаточных, виды союзов и союзные слова.

СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста

Текстоведение

Неумение анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для аргументации собственной позиции

Учиться анализировать текст, больше читать, целенаправленно работать над нравственными понятиями.

ГК 1. Соблюдение орфографических норм

Орфография

Незнание правил, неправильное определение части речи, неумение определить морфему с орфограммой.

Определять части речи и применять правила в соответствии с ними

ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм

Синтаксис

Неумение анализировать предложение, незнание правил .

Учиться анализу предложения, выучить условия обособления, типичные модели построения предложений.

ГК 3. Соблюдение грамматических норм

Морфология, синтаксис, культура речи

Незнание законов построения предложений, законов управления и согласования, правил образования форм слова.

Заучивание норм управления, законов построения предложений и образования форм слов.

ГК 4. Соблюдение речевых норм

Лексика, стилистика, культура речи

Незнание законов сочетаемости слов, лексического значения многих слов, бедность словарного запаса.

Систематическая работа с толковыми словарями, чтение художественной литературы.

Анализ пробного экзамена, проведенного в 9А классе

В соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса 27 октября 2018 года проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-го класса по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведения

Цель проведения работы: 

  • отработать процедуру организации  и проведения ОГЭ;

  • проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;

  • определить качество заполнения бланков ОГЭ;

  • оценить подготовку выпускников 9-го класса к ОГЭ по русскому языку.

Пояснительная записка

Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей. 
        Часть первая  представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного  текста.
        Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же  прочитанного выпускниками исходного текста.  Часть  вторая  содержала тестовые задания с записью краткого ответа  (задания 2-14). Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

        Практическая грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльнойшкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 — 14

15 — 24

25 – 33,

из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям

ГК1 — ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»

34 – 39,

из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям

ГК1 — ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»

Итоги пробного экзамена

Класс

Всего в классе

Выполняли

% выполнявших

5

4

3

2

Усп-ть

Кач-во

с/б

27

26

96,3

3

11

8

4

84,62

53,85

3,5

На «5» справились с работой 3 ученика – Ешану А., Хабетдинова Д, Южанина А. Не справились с экзаменационными заданиями 4 ученика – Задонский С., Клименко П., Савинов В., Хачатуров В.

Результаты пробного экзамена по ученикам

ФИО

обучающегося

Количество набранных баллов

Общее количество

набранных баллов

Процент выполнения

всех заданий

Оценка

Задание 1:

сжатое изложение

(ИК1 – ИК3)

Задания 2 – 14:

Тестовые задания

Задания 15.1 – 15.3:

сочинение -рассуждение

Практическая грамотность и фактическая точность

Ашрапов Данил Рудалевич

7

10

5

5

27

69

4

Боровиков Егор Николаевич

7

11

6

9

33

85

4

Галеев Тимур Ильясович

5

10

5

5

25

64

4

Гиматова Диляра Александровна

7

8

5

8

28

72

4

Гинятова Аделина Рустемовна

4

9

4

5

22

56

3

Ешану Анастасия Дмитриевна

7

12

7

10

36

92

5

Задонский Сергей Олегович

5

5

0

4

14

36

2

Исмаилов Карим Мусеибович

4

5

4

5

18

46

3

Каняфина Диана Ирековна

7

10

5

9

31

79

4

Клименко Полина Сергеевна

4

5

3

2

14

36

2

Латыпова Маргарита Артуровна

6

11

5

10

32

82

4

Леонова Анна Вячиславовна

5

10

8

8

31

79

4

Маликова Камила Ринатовна

х

х

х

х

х

х

х

Минебаев Ильдар Насимович

3

5

3

5

16

41

3

Михайлова Валерия Алексеевна

5

8

3

7

23

59

3

Набиуллин Ильдар Ильсурович

3

9

6

7

25

64

4

Рогова Екатерина Александровна

5

4

3

8

20

51

3

Рузаева Марина Сергеевна

3

13

3

5

24

62

3

Савинов Владислав Евгеньевич

0

1

0

0

1

3

2

Ситдиков Рустам Равилевич

7

8

6

9

30

77

4

Соловьева Светлана Федоровна

7

9

6

9

31

79

4

Талипова Айгуль Дмитриевна

7

9

4

7

27

69

4

Ульянов Никита Дмитриевич

0

10

4

2

16

41

3

Усольцева Ангелина Тимуровна

4

3

2

6

15

38

3

Хабетдинова Динара Раисовна

7

11

9

10

37

95

5

Хачатуров Вячеслав Сергеевич

2

3

0

0

5

13

2

Южанина Алена Александровна

6

10

9

9

34

87

5

Самый высокий процент выполнения заданий у Ешану А.- 92% , самый низкий у Савинова В. – 3%

Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена

1 часть (задание 1: сжатое изложение)

ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 18 учеников (69%) 6 учеников (23%) получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получили 2 ученика (7,6%), не приступивших к заданию.

ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 9 учеников (34,6%); 2 балла – 11 учеников (42%); 2 балл – 4 (15%); минимальный балл получили 2 (8%) ученика. Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение критериями выделения главной и второстепенной информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.

 ИК3. По данному критерию 2 балла получили 11 учеников (42%); 10 (38%) — по 1 баллу из 2-х возможных; 0 баллов у 5 учеников (19%). В работах ребят нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок – нарушение абзацного членения текста.

    Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах  использовались не все приемы сжатия исходного, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.

2 часть (задания 2 -14: тестовые задания)

Результаты выполнения заданий тестовых заданий

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Дали правильный ответ (чел. /%)

Задание 2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

22(85)

Задание 3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

14(54)

Задание 4

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

21(81)

Задание 5

Правописание суффиксов различных частей

речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

19(73)

Задание 6

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

15(58)

Задание 7

Словосочетание.

16(62)

Задание 8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

15(58)

Задание 9

Осложнённое простое предложение.

17(65)

Задание 10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

14(54)

Задание 11

Синтаксический анализ сложного предложения.

17(65)

Задание 12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

11(42)

Задание 13

Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными

15(58)

Задание 14

Сложные предложения с разными видами связи между частями

13(50)

Среди всех заданий тестовой части на высоком уровне 85 % учащиеся справились с заданием 2 (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.); затруднение вызвало  задание 12 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях)-справились 42 %.

Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов.     

Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 9 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» изучен на сегодняшний день не до конца.

3 часть (задания 15.1, 15.2, 15.3: сочинение-рассуждение.)

Выполняя задание 15, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем 26 (100%) учащихся выбрали задание 15.3.

Практическая грамотность и фактическая точность речи

Грамотность экзаменуемых оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. 
При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические, пунктуационные умения; грамматические и речевые навыки сформированы в недостаточной степени; фактическая точность речи на удовлетворительном уровне.

Причиной низких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля в письменной речи. 

Ошибки в заполнении бланков ОГЭ

Не написали вариант работы: нет

Допустили ошибки в оформлении регистрационного поля:

— нет

Допустили ошибки в оформлении бланка № 2:

1.Задонский ( не указан код предмета)

2.Исмагилов (вышел за поля)

3.Набиуллин И. (не указано задание №1)

4.Хачатуров В. (не указано задание №1, к сочинению не приступал)

5. Савинов В. (не приступал к заданиям №1,15)

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, на удовлетворительном уровне.

Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции.  Это показывает ослабление внимания  к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом, выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили   неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.

Анализ результатов пробного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:

— провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

— особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;

— продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;

— практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;

— осуществлять дифференцированный подход к обучающимся,  с целью повышения уровня  качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход);

— использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

— отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

— проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;

— комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

— шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.

  • Продолжить подготовку учащихся к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию  умений  аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

  • Учить заполнять бланки ОГЭ.

Учитель русского языка и литературы: Абдульменева Э.Р.

Справка составлена 1.11.2018г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Огромный мозоль словосочетания с ошибкой в определении рода существительного
  • Огромное токио лежало внизу как на ладони ошибка
  • Огромная удача есть или нет ошибки
  • Огромная ответственность и отсутствие права на ошибку
  • Огромная брошюра найти ошибку в словосочетании