Обучающее сочинение работа над ошибками

Кузнецова Н. В.

МБОУ «СОШ №1»

 г. Нижнекамск

Урок русского языка 3 класс.

Тема: Работа над ошибками, допущенными в сочинении по картинкам. Закрепление по теме окончание.

Цель: формирование умения работать над ошибками, подбирать и писать однокоренные слова; закрепление знаний об окончании как изменяемой части слова.

Задачи:

 — развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

— развивает свою устную и письменную речь;

— учится контролировать себя, давать самооценку;

 — воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность, коммуникативность.  В результате чего ученик учится учиться.

  Оборудование урока: Учебник Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point,  

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

— проверяется готовность класса к уроку.

-Пожелание  успешной работы на уроке.

Вывод:  готовы к уроку.

                                                                                         2. Мотивационная установка, планирование работы.

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  через планирование этапов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

-Составим план нашего урока.

-С чего начнем ?

-А теперь посмотрим на экран. Я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

-Откройте  тетради, запишите сегодняшнее число.

Цель:  подготовиться к работе на уроке.

Ответы детей:

-Чистописание

-Словарная работа

Закрепление по теме окончание

— Работа над ошибками в изл

-Подведение итогов

-Домашнее задание

Открывают тетради, записывают число.

Вывод: спланировали учебно-познавательную деятельность.

Слайд 1

                                                                                   3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний об однокоренных словах и об окончании. выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении  проверочных слов, развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация внимания.

Чистописание.

Итак, первый пункт нашего плана работы:    -Чистописание.(чт. стихотворения).

Художник- неведимка по городу идет:

Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,

 пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал сверкающие листья.  (мороз)

Измените форму единственного числа слова МОРОЗ на форму множественного

— приведите примеры ДРУГИХ ФОРМ  слова МОРОЗ

— чем отличаются формы одного и того же слова?

-Какой звук слышится третьим в слове?

-Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначаем этот звук?                  

-Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Что нужно помнить при написании этой буквы?

 — Цель нашей минутки чистописания —  вспомнить,  верхнее соединение буквы эр с буквами О,А

Словарная работа

-Следующий этап урока по плану?

-На слайде слова:

Б..реза, гор..д, чуд..са,  кв..ртира,  подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр,  ..нварь.

-Прочитайте слова.

-Назовите орфограммы, которые  встретилась в этих словах.

— Во всех словах можно проверить безударный гласный?

-Как проверить безударную гласную в корне?

— Выделите окончания

-Подберите однокоренные слова с корнем –рад-

— Подберите различные формы слова РАДОСТЬ

— Посмотрите на слайд и определите свою задачу.

                        /             /                         /                            

[УЧ’ИН’ИКУ УДАЧ’А — УЧ’ИТ’ИЛ’У РАДАС’Т’]

Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.

МОРОЗЫ

-ТОЛЬКО ОКОНЧАНИЕМ

Р

ЭР

-О наклоне, соединении.

Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы.

Ученики меняются тетрадями и подчёркивают лучшую(ие) буквы у  соседа.

-Словарная работа.

Для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах  известные орфограммы.

-Безударные гласные в корне.

— Нет.

— Правило.

— Объясняют орфограмму, если нужно подбирают проверочные слова.

Самопроверка на экране.

Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных в корне слова. выделили окончания, применив знание: что окончание это изменяемая часть слова, значит, чтобы его выделить, надо слово изменить. Формы одного и того же слова не являются однокоренными словами.

РАД, РАДОСТЬ,РАДОСТНЫЙ, РАДОВАТЬСЯ,ОБРАДОВАТЬСЯ, ПОРАДОВАТЬСЯ, РАДОСТНО

РАДОСТИ, РАДОСТЬЮ,РАДОСТЯМИ, О РАДОСТЯХ.

— преобразование транскрипции в грамотно записанное предложение. С объяснением орфограмм.

Слайд  №

учебный навык: сотрудничество при работе в парах.

Слайд №4

фронтальная беседа.

СЛАЙД №

                                                                                                               4. Работа над грамматическими  ошибками в сочинении

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по  анализу ошибок в сочинении.; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение…);

Задача этапа:  сообщить результаты работы, обозначив на слайде только положительные оценки. систематизировать знания учащихся,  необходимые для  выявления ошибок

  1. РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.

Цель: оценить  способность находить в тексте ошибки, связанные с неправильным построением предложений, нарушением смысловых связей между словами; нарушение последовательности изложения текст орфографические ошибки.

Подбор проверочных слов и запись пар слов.

Вывод:  для грамотного письма необходимо уметь пользоваться знанием правил

СЛАЙД №

В ходе выполнения этого  задания дети закрепляют способы проверки слов с орфограммами

                                              5.  Работа  над текстом, требующим серьёзных исправлений

Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об тексте и предложении;   развитие внимательности, формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний  исправить ошибки..

Работа по исправлению ошибок в построении текста.

На что обращаем внимание?

Посмотрите на мои пункты и сравните их со своими ответами.

  1. Правильность изложения
  2. 2. Полнота изложения,
  3. Последовательность изложения.
  4. Точность употребления слов

Что нарушено?

 — Какое слово употреблено неточно?

Почему?

РЕШАЮЩИЙ.(словарь Ожегова)

  -ая, -ее. Главный, важнейший. Р. момент. * Решающий голос — право голосовать при принятии решения.

Приведите примеры словосочетаний

РЕШИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Твердый в поступках, не колеблющийся. Р. характер. Действовать решительно (нареч.). 2. Исполненный твердости, непреклонности. Р. ответ. Решительные меры.

Комментирование и восстановление текста

Цель:  учить внимательно читать и видеть неточности в употреблении слов, фактические нарушения и нарушение последовательности событий.

Ответы

 .

 Чтение текста с доски.

Ответы

 .

РЕШИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

Решительный человек, но решающий момент.

 Чтение толкований из словаря Ожегова.

Решительный скалолаз, решительный водитель.

Решающий матч, решающий поединок, решающий бой.

МАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ В ХОККЕЙ. ВАСЯ БЫЛ ВРАТАРЁМ. ЕГО ПЁС ТРЕЗОР ОХРАНЯЛ ВОРОТА.  МАЛЬЧИКИ БЫСТРО ПЕРЕДАВАЛИ МЯЧ  ДРУГ ДРУГУ. ТРЕЗОР ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИЛ ЗА МЯЧОМ. В РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ ОН НЕ УДЕРЖАЛСЯ И ПОБЕЖАЛ ЗА НИМ. СОБАКА СХВАТИЛА МЯЧ И ПОМЧАЛАСЬ   К ВОРОТАМ.  ВАСЯ НЕ УСПЕЛ ОТНЯТЬ МЯЧ. ТРЕЗОР ЗАБИЛ ГОЛ В СВОИ ВОРОТА.

Самостоятельная работа в тетрадях, (проверка  в паре) После проверки, по одному ученику от каждого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы.

Слайд №

Проверка выполнения работы проходит в форме  обсуждения, проводится выборочное доказательство.

                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий, проверить навык самостоятельного выполнения задания.

Цель: проверить как  сформированы понятия и способы деятельности.

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

Обратимся к нашему плану

-Что еще нам осталось сделать?

 СЛАЙД №

Что отрабатывали   на уроке?

Цель: подводя итог урока, выясняется, что было известно ранее, что нового узнали, чему научились на уроке.

— Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

Подвести итог, записать домашнее задание.

Рефлексивные ответы детей

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Из  №139 на стр.64

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Тема: «Сочинение-рассуждение
9.3. Работа над ошибками»

I.
Орг.момент.

  — Здравствуйте,
ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка. Уверена, что мы поработаем
хорошо и плодотворно.

II.
Постановка целей и задач урока

Мотивация
учебной деятельности:

 — Известен факт,
что В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к
ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?».
Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом «!».

(Этап
целеполагания)
Вот и мы должны постараться убрать как можно больше
пробелов и вопросительных знаков при подготовке к экзамену, оставив лишь
восклицательные знаки.

— Откройте тетради
для подготовки к ОГЭ запишите число и тему урока.

Сочинение-рассуждение
9.3. Работа над ошибками.

 — Ребята, вы уже
писали репетиционный экзамен по русскому языку, и результаты у нас разные: от
самого высокого – пять баллов до неудовлетворительных оценок.

— Вы довольны
своими результатами?

-Но у нас еще есть
время, чтоб этот результат улучшить. Проанализировав ваши репетиционные работы,
я увидела, что у многих есть недочеты и затруднения. Как во всей работе в
целом, так и при написании сочинения-рассуждения 9.3.

-Какие затруднения
вы испытываете при написании сочинения?

-Нам есть над чем
поработать?

-Чем мы будем
заниматься сегодня на уроке?

(Устранить
пробелы в знаниях о композиции сочинения, предотвратить типичные ошибки,
усовершенствовать умение написания сочинения 9.3)

Слайд 1

— Подводя итог
сказанному, можно обозначить следующую цель нашего урока  — продолжить работу
по формированию навыков написания сочинения-рассуждения 9.3.

 (прочитать на
сайде)

III. Актуализация
знаний

— Начнем урок с
повторения основных понятий и определений, которые потребуются для работы над
сочинением. Проведем теоретический диктант. Работу выполняем в тетрадях.
Я диктую определение, вы записываете понятие.

Теоретический
диктант

1) то, о чём или о ком говорится в тексте
(тема);

2) замысел писателя, преследующего
определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор,
ради чего пишет (идея);

3) структура, строение текста – это
(композиция);

4) утверждение, приводимое в качестве доказательства
тезиса (аргумент);

5) стиль, который воздействует на ум,
чувства через художественные образы (художественный);

6) стиль, цель которого – воздействовать на
читателя с целью побуждения к чему-либо

( публицистический).

Слайд 2

— Поменялись тетрадями, осуществим
взаимопроверку. Образец правильных ответов на доске. Оцените, пожалуйста,
проверяемые вами работы, используя пятибалльную систему. Безошибочная работа
«5»,одна ошибка – «4», две — три ошибки – «3»,  четыре и более  — «2».

IV. Практикум.

1. Работа над построением
сочинения-рассуждения

-Итак, начинаем работать над
сочинением-рассуждением. Прежде всего,  о чем мы должны помнить при написании
сочинения 9.3?

(1.Количество слов

2.Структура написания сочинения 9.3)

— Напомните, из чего состоит структура
написания сочинения 9.3

(Из 4-х абзацев).

-Что собой представляет каждый абзац?

 Слайд 3

(Структура  сочинения-рассуждения 9.3)

— Кто забыл, посмотрите еще раз внимательно
на алгоритм написания.

2. Работа с темой сочинения.

Вашим домашним заданием было подготовить  к
понятию «доброта»  примеры-аргументы из произведений художественной литературы
и из СМИ.

— Значит, о чем будет сегодняшнее
сочинение?

 (Понятие  «доброта»  и будет темой
сегодняшнего сочинения.)

А пока
обогатим нашу речь: подберем синонимы (
I вариант) и
антонимы (
II вариант) к слову «доброта».

(Устно один из варианта называет,
остальные добавляют)

(Синонимы
благородство, кротость, сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие,
сострадательность

Антонимы злоба;
жестокость; зверство; бесчеловечность)

3. Работа
с текстом

А теперь
поработаем с текстом.

(Тексты
распечатаны на партах и у учителей несколько)

— Прочитайте текст
и задание к нему.

(Вслух
читает 1 ученик)

Текст

(1)У Юры Хлопотова
была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой
коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.(3)Когда
Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то
пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный
вой…

– (4)Не обращай
внимания! – махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. – (5)Собака у
соседа!

 – (6)Почему же
она воет?

– (7)Откуда я
знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой
папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак…

(12)Взглянув на
часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел
пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
(14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

(15)Валерка,
прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько
понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет,
видимо, в прихожей…

(17)Дверь
открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому
что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа,
бросился Валерке под ноги. (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные
прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так
высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею,
часто и преданно дыша.

– (20) Чудеса! –
раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос.
(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

– (22)Ты ко мне?
(23)Странное, понимаешь, дело… (24)Янка с чужими… не особенно любезна.
(25)А к тебе – вон как! (26)Заходи.

– (27)Я на
минутку, по делу.

(28)Человек сразу
стал серьёзным.

– (29)По делу?
(30)Слушаю.

 – (31)Собака
ваша… Яна… (32)Воет целыми днями.

(33)Человек
погрустнел

.– (34)Так…
(35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?

– (37)Я просто
хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей
плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена,
и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

 – (43)Я прихожу
из школы в два часа… (44)Я бы мог гулять с ней после школы!

(45)Хозяин
квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной
полке, протянул руку и достал ключ.

– (46)Держи.

(47)Пришло время
удивляться Валерке.

– (48)Вы что же,
любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

– (49)Ох, извини,
пожалуйста, – мужчина протянул руку. – (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов
Валерий Алексеевич, инженер.

– (52)Снегирёв
Валерий, ученик 6-го «Б», – с достоинством ответил мальчишка.

– (53)Очень
приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не
хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.

– (56)Собаки не
ошибаются, не ошибаются… – бурчал себе под нос инженер Молчанов. (По
В.К.Железникову)*

*
Железников Владимир Карпович (1925 — 2015) – современный детский писатель,
кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали
классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

9.3  Как вы
понимаете значение слова «доброта»? Сформулируйте и прокомментируйте
данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
доброта?»

4.
Определение понятия и комментарий к нему.

— Итак, с чего
начнем сочинение? (С определения понятия и комментария к нему)

— Какие основные
способы толкования значения слова мы знаем?

(Учащиеся
отвечают, после слайд на доске: описательный, синонимический, отрицательного
определения, вопрос-ответ)

В сборнике на стр.
128 – 129 также приведены способы толкования значения слов с их характеристикой
и примерами.

Слайд 4

— Посмотрите,
какими могут быть способы толкования значения слова. Вы должны показать свое
понимание слова. Раскрывая значение, подумайте, как это лучше сделать, какой
способ толкования вам более всего подходит для оформления мысли.

 — Напоминаю, что
одним из критериев оценивания сочинения является смысловая цельность, речевая
связность и последовательность рассуждения.

— А что помогает
нам достичь этого?(Клише)

— Откройте свои
сборники на страницах 124 – 125 и просмотрите еще раз клише для сочинения
9.3.

— А теперь запишите
в тетрадь толкование слова удобным для вас способом.

(Записывают
1 – 2 минуты, после читают, что получилось, 2 – 3 человека).

-Прочитайте, что
получилось.

( Доброта
– это проявление искренних добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.)

— Какой способ
толкования слова был выбран?

— У кого другой
способ?

— Какие речевые
ошибки вы заметили?

— Вспомните
структуру написания сочинения-рассуждения 9.3 и скажите, какую ошибку вы
допускаете в первом  абзаце?

(Забывают
написать комментарий)

 — Для чего нужен
комментарий?

(Комментарий
идет в связке с толкованием значения слова, чтобы пояснить его.)

— Где должен
находиться комментарий?

(Чаще
всего он расположен после тезиса-толкования, но может быть и в начале, являясь
своеобразным подходом к тезису.)

— Какой
комментарий можно написать к нашей теме?

(Устно 1 – 2
человека).

 (Комментарий:

Доброта
делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и
любовь.

Такое
качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.)

5.
Аргументы из текста

— Переходим ко
второму абзацу – аргументы из текста.

— Какое
обязательное требование к аргументу?

(Его
соответствие теме, объяснение тезиса.)

— Как оформляются
аргументы из текста?

(Можно
взять часть предложения, фразу, слово, но обязательно указать номер
предложения, которое, на ваш взгляд, подтверждает понятие)

-Одним из
затруднений в работе над сочинением-рассуждением является аргументация.

Поэтому хочу
напомнить, на что нужно обратить внимание при поиске аргумента из текста.

Слайд 5

Что может
быть аргументом из текста?

Поступок
героя

Слова
героя (реплики диалога, его высказывания), которые раскрывают его мировоззрение

Событие из
сюжета теста

Релаксационная
пауза

— А сейчас
закройте глаза, расслабьтесь и представьте себя на месте героя нашего отрывка.
С каким чувством он поднимается к хозяину собаки? Какие эмоции испытал мальчик,
когда собака подбежала к нему? С каким настроением шестиклассник ушел от своих
новых знакомых? Улыбнитесь, если вы считаете, что мальчик испытал положительные
эмоции. А вы немного отдохнули и расслабились.  Теперь откройте глаза –
настроились работать дальше.

— Отметьте в
тексте предложения, которые могут быть аргументами.

(После
устно называют номера предложений)

6.
Аргументы из жизненного опыта

— Переходим к
следующему этапу – третьему абзацу — аргументы из жизненного опыта.

— А что значит
«жизненный опыт»?

(Жизненный
опыт – это совокупность каких-либо событий, впечатлений, прожитых и пережитых
ситуаций, а также духовная жизнь человека)

-Вспомните
источники для аргумента из жизненного опыта.

(Ответы)

Слайд 6

Источники
для аргументации из жизненного опыта:

исторические
факты;

из
художественной литературы;

из СМИ;

биография
известного человека (обязательно назвать имя писателя, художника, ученого,
общественного деятеля и др.);

результаты
личных наблюдений (случаи с друзьями, родственниками, личный опыт);

из текста.

-Дома вы подбирали
к понятию «доброта»  примеры-аргументы из произведений художественной
литературы и из  СМИ.

1ряд —  аргументы
из художественной литературы, 2 ряд – из СМИ. Повернитесь друг к другу,
поделитесь своими примерами и подготовьте общее выступление от своей группы.

Одна-две минуты на
подготовку. Чья группа готова, поднимите руку.

 (После небольшого
обсуждения ответы детей)

 — А теперь
обменяемся примерами-аргументами и выясним, какой ряд активней поработал, у
кого примеров больше.

(Художественная
литература: М.Шолохов «Судьба человека», В.Короленко «Дети подземелья»,
Л.Толстой «Кавказский пленник», В.Распутин «Уроки французского», А.П.Платонов
«Юшка».

СМИ: Е.
Глинка, мать Тереза, благотворительный фонд «Подари жизнь», волонтерские
движения)

— Запомните эти
примеры, ведь гораздо лучше и убедительнее будет аргумент, взятый из
литературы, СМИ или основанный  на исторических примерах.

7. Вывод

-Какая у нас самая
распространенная ошибка с точки зрения композиционной стройности?

(Отсутствует
вывод)

Вывод – это
общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным.

— Каким должен
быть вывод в сочинении-рассуждении 9.3?

(Вывод
должен быть связан по смыслу с тезисом, но не повторяет его!)

-Вы словно
закольцовываете свои рассуждения с аргументами, приводите их к логическому
завершению, в котором на основании представленных аргументов подтверждается
правильность тезиса.

— К каким выводам
мы пришли, размышляя над понятием и аргументами из текста и жизни?

— Сформулируйте
вывод к нашему тексту.

(Устно 1 —
2 человека)

(Исходя из
сказанного…

Подводя
итог вышесказанному…

Таким
образом, мы пришли к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни.
Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремлением делать
добро другим.)

V. Итог

-Как вы считаете,
сегодняшний урок был полезен?

Какие затруднения
удалось устранить?

-Поднимите руку,
кто считает, что действительно поработал над своими ошибками?

— Таким образом, у
нас ошибок должно быть значительно меньше, и мы повысим свои результаты на ОГЭ.

 -Кто согласен,
поднимите две руки!

Оценки за урок.

VI. Домашнее
задание

Слайд 7

1) Написать
сочинение-рассуждение 9.3 по этому тексту

2) Написать
сочинение-рассуждение 9.3 на похожую тему из сборника Сениной, вариант 4
«Нравственная опора»

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.С. СТЕПАНОВА


Элементы редактирования при работе
над ошибками в сочинениях

Уроки по редактированию собственных
текстов должны обязательно входить в систему
обучения письменной речи, так как именно они
вводят учеников в атмосферу требовательности к
своему слову, без которой невозможно создание
грамотного, адекватно выражающего мысли текста.
Редактированием должно завершаться создание
учениками любого текста.

Редактирование – это проверка и
исправление логико-содержательной и
стилистико-речевой сторон текста с целью его
улучшения.

Конечная цель школьного курса –
«научить пользоваться языком» (Н.И. Жинкин), то
есть ученики, усвоив теоретические понятия и
овладев практическими навыками и умениями,
должны научиться создавать собственный текст,
как устный, так и письменный (устное
высказывание, пересказ, доклад, реферат,
изложение, сочинение того или иного жанра).
Поэтому работа над логико-содержательной,
речевой и стилистической сторонами текста
должна быть постоянной.

Она складывается из трех основных
этапов:

1) наблюдение над
логико-содержательными и стилистико-речевыми
особенностями образцовых текстов (аналитическая
работа);

2) редактирование предложенных
учителем фрагментов (аналитико-синтетическая
работа небольшого объема);

3) редактирование собственного
письменного текста – изложения или сочинения
(как фрагментарно, так и целиком).

Начинать обучение отдельным элементам
литературной правки нужно уже в 5–8-х классах, а в
девятом можно вести системную и планомерную
работу по редактированию, которая продолжится и
на старшей ступени.

Учителю стоит самому проанализировать
и сгруппировать логические и стилистико-речевые
ошибки учеников, выявив наиболее характерные для
того или иного класса, а затем разработать на
этой основе систему упражнений.

Как показывает практика, наиболее
частотными являются следующие логические и
речевые ошибки (мы расположили их по
возрастающей сложности).

I. Лексико-речевые ошибки.

1. Необоснованные повторы:

а) лексические (полные и
словоизменительные);
б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же
или соседних предложениях, а также повторение
одного и того же смысла, выраженного разными
словами).

2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие
лишние слова).

3. Неверное употребление паронимов
(слов, близких по звучанию, но различающихся по
смыслу).

4. Неточный выбор слова, неправильное
его употребление из-за непонимания значения.

5. Ошибки в лексической сочетаемости, в
том числе при употреблении фразеологизмов.

II. Стилистико-речевые ошибки.

1. Употребление жаргонизмов и
слов-паразитов.

2. Употребление штампов и
канцеляризмов.

3. Употребление слов и выражений сугубо
разговорного стиля.

III. Логико-речевые ошибки.

1. Отсутствие логико-речевых связок
между частями текста или между предложениями.

2. Неверный порядок слов в предложении.

3. Собственно логические ошибки
(отсутствие логической связи между частями
текста, алогизмы, противоречащие друг другу
мысли).

Что же касается грамматических ошибок,
то работа по их устранению начинается при
изучении соответствующих лингвистических
явлений в основном курсе русского языка,
продолжается при анализе текстов и постоянно
проводится индивидуально при устранении ошибок.

Разумеется, все логические и речевые
ошибки необходимо отмечать в любых творческих
работах учеников начиная с 5-го класса. Дети
должны понимать сделанные учителем на полях
замечания, поэтому можно повесить в классе
список учительских пометок с объяснениями и
примерами (табл. 1).

Таблица 1. Стилистико-речевые и логические
ошибки

Учительские пометки на
полях

Характер ошибки

Примеры

повт.

Необоснованный, лишний
повтор одного и того же слова; необоснованное
употребление в одном или в соседних предложениях
однокоренных слов

Автор использует повтор,
чтобы подчеркнуть свою любовь к Родине. Используются
эпитеты и сравнения для того, чтобы показать
бескрайние просторы Родины

смысл. повт.

Повторение одного и того
же смысла разными словами

Татьяна влюблена в
Онегина и очень увлечена им. Маяковский нарушает
все принятые нормы
и эпатирует общество

лишн. слово

Обороты речи с лишними
словами

Главная и основная
тема. Кардинальный и основной вопрос. В
этот период времени. Лично мое мнение. Лично
мне
кажется. Лично я считаю. Я считаю и думаю,
что…

лекс.

Употребление слова в
неправильном смысле (непонимание точного смысла
слова, которое используется в предложении)

Базаров и Павел Петрович
с первых минут знакомства невзлюбили друг друга.
Здесь мы видим явное противостояние героев.
Маргарита наделена чувственной душой

неточн.

Неточный выбор слова

Фамусов в пьесе весел
и наивен. Татьяна огорчилась из-за того,
что Онегин ее не любит

лекс.-гр.

Ошибки в сочетаемости
слов

Продажа вишневого сада
не играет почти никакого значения в
судьбах главных героев. Елка, Рождество занимают
большое значение в последнем действии
булгаковской пьесы

шт.

Речевые штампы и
канцеляризмы

В комедии присутствует
индивидуальная речь героев. Это стихотворение замечательного
русского поэта
Сергея Есенина было написано в
1924 году, незадолго до его гибели. Может быть,
поэтому в данном произведении звучит печаль

ст.

Употребление слов и
выражений сугубо разговорного стиля,
жаргонизмов, просторечных слов, слов-паразитов

Папа Онегина
промотал все свое состояние. На протяжении всей
комедии Стародум выдавал очень умные мысли. В
костылевской ночлежке собрались как бы
отбросы общества

лог.

Логическая ошибка:
отсутствие логической связи между предложениями
или абзацами, логические противоречия

Большую роль в пьесе
играют дамы. Власть таких женщин, как княгиня
Тугоуховская, очень сильна. Типичная московская
барышня, София живет мечтами, не реальной жизнью,
а романами

связка

Отсутствие речевых
связок между абзацами текста

Эпизод – это
относительно самостоятельная часть
произведения, с собственным действием в рамках
какого-то времени и пространства, со своими
героями. После охоты мы видим Наташу в доме
дядюшки. (Из соч. «Роль эпизода “Наташа после
охоты” в раскрытии характера Наташи Ростовой»)

порядок сл.

Неправильный,
неуместный порядок слов в предложении

Но для России не только
нужны Базаровы, провозглашающие новые идеи, но и
действующие

Регулярно обновляется на
классном стенде листок «Из ваших творческих
работ», где учитель помещает (разумеется, без
указания авторства) наиболее нелепые и смешные
высказывания из изложений и сочинений. Вот,
например, некоторые выписки из сочинений
девятиклассников по «Слову о полку Игореве»
(табл. 2).

Таблица 2. Из ваших творческих работ

лог.

У «Слова о полку Игореве» нет
автора
, но сразу можно понять, что он горячо
любит свою Родину

лекс.

О широте горизонта автора
свидетельствуют его знания о родной истории, о
землях, входящих в состав Руси, о соседних
народах

лекс.

Автор вместе с Ярославной
скорбит на заборе

лекс.-гр.

Политические взгляды автора
очень современны, он хочет призвать (?) весь
русский народ

лекс.-гр.

Меня поражает широта автора:
он рассуждает и об истории, и о политике, и о
преданиях, знает географию, военное дело,
фольклор

Полезно предложить ученикам
самостоятельно определить характер допущенных
ошибок, а затем обсудить, как можно их исправить.

Попытаемся показать работу по
устранению самых распространенных и наиболее
просто поддающихся корректировке ошибок –
лексического и корневого повторов. Ход ее
примерно таков.

I. Подготовительный этап – выработка
умения отличать повтор как прием
выразительности и связности речи от
неоправданных лексического и корневого
повторов.

Начать стоит с сопоставления
образцового текста, содержащего лексический
повтор, и намеренно искаженного фрагмента с
неоправданными лексическими повторами.

Для этой работы в 9-м классе были взяты
две первые строки стихотворения М.Цветаевой
«Поэт» (1923), отрывок из стихотворения
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» (1929) и фрагмент работы
Б.В. Томашевского «Пушкин». Первых два текста
использовали как образцовые, последний был
трансформирован в соответствии с поставленной
целью.

Ученики обращаются к двум начальным
строкам стихотворения М.Цветаевой «Поэт» (все
стихотворение они должны предварительно
прочитать дома).

(1) Поэт – издалека заводит речь,
(2) Поэта – далеко заводит речь.

Задания к тексту

1. Прочитайте начальные строки
стихотворения. В каком значении употреблены
слова заводит и речь в первой и во второй
строках? Для ответа на вопрос воспользуйтесь
словарем.

Ученики записывают следующие
синонимы:

заводит (1) – начинает
речь (1) – разговор
заводит (2) – уводит, доводит до чего-либо
необщепринятого
речь (2) – произведения поэта, его творчество,
поэтическое слово

2. Проведите лингвистический
эксперимент: замените в строках слова заводит
и речь найденными в предыдущем задании
синонимами. Запишите получившийся текст.

В результате должен выйти примерно
такой текст:

Поэт издалека начинает разговор,
Поэта далеко от общепринятого уводит его
творчество.

3. Изменяется ли лексическое
наполнение слова поэт во второй строке по
сравнению с первой? Как вы понимаете мысль,
высказанную во второй строке?

В первой строке слово поэт воспринимается
читателем в общеупотребительном смысле: поэт –
это стихотворец, который издалека, то есть не
прямо, а постепенно, начинает разговор с
читателем. Во второй строке поэт – это уже не
обычный человек, а тот, кто свою жизнь соотносит с
поэтическим творчеством: жизнь поэта зависит от
его поэтического слова. Творчество (речь) далеко
заводит поэта. У поэта особый путь – вот смысл
второй строки, который впоследствии
раскрывается в стихотворении.

Для того чтобы ученики
вспомнили еще одно назначение повтора – быть
средством параллельной связи предложений в
тексте и одновременно образовывать смысловой
акцент, выделяя, подчеркивая какое-либо понятие
или предмет, – можно предложить отрывок из
стихотворения Э.Багрицкого «А.С. Пушкин». Этот
текст будет понят и воспринят гораздо лучше, если
работу над ним сопроводить, например,
репродукцией картины И.Е. Репина и И.К.
Айвазовского «К морю» (1887).

Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал…
Здесь он стоял.
Здесь реял плащ широкий.
Здесь Байрона он нараспев читал1.

Предварительное домашнее задание

1. Прочитайте стихотворение
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» полностью.
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К морю»
(1824).

Задания к тексту

1. Прочитайте вслух выразительно
начало стихотворения Э.Багрицкого. Рассмотрите
картину. Что общего вы находите в этих
произведениях?

Общего очень много: пустынные скалы,
море, романтический образ поэта в широком плаще,
развевающемся (реющем) на ветру.

2. Обратите внимание на слово здесь,
повторяющееся в начале трех строк подряд. Как
называется такой вид повтора? С какой языковой,
смысловой и формальной целью он используется?

Такой вид повтора называется анафора,
то есть единоначатие. Это средство связности
внутри текста, выявляющее его параллельную
структуру (параллельную связь между
предложениями). Анафора подчеркивает, что речь
идет об одном определенном месте – скалистом
береге моря, где когда-то мог стоять Пушкин.
Повторение слова здесь усиливает ощущение нашей
причастности к тому, что было здесь когда-то:
место это как будто хранит следы Пушкина,
соединяя разные эпохи, преодолевая время. Кроме
того, этот анафорический повтор создает
выразительный ритмико-мелодический рисунок
стиха.

3. Изменяется ли значение слова здесь
на протяжении текста?

Значение слова здесь не только не
изменяется, но даже, наоборот, подчеркивает
постоянство места, с которым связана память о
поэте.

II. Работа с трансформированным
(искаженным) текстом.

Целью этой работы является обучение
средствам и приемам восстановления
стилистической стройности текста. По окончании
редактирования ученики имеют возможность
сравнить полученный ими текст с
образцом-оригиналом.

1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
поэтических произведениях, как «Вечер» и
«Славянка». 3) И, однако, элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и обогатил
его поэтический опыт. 4) Прежде всего новым для
поэта явилось то, что он овладел языком чувства2.

Задания к тексту

1. Внимательно прочитайте текст,
спишите его, нумеруя предложения. Отметьте в нем
лексические и корневые повторы.

1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт
верен северной природе, воспетой Жуковским в
таких поэтических произведениях, как «Вечер»
и «Славянка». 3) Однако элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и
обогатил его поэтический опыт. 4) Прежде всего
новым для поэта явилось то, что он овладел
языком чувства.

2. Проследите за употреблением слова поэт
и однокоренных слов. Изменяется ли их смысл от
предложения к предложению? Становится ли текст
ритмичнее, выразительнее? Можно ли сказать, что
здесь сознательно использован прием
лексического и корневого повторов?

Ученики приходят к выводу, что смысл
однокоренных слов и повторов от предложения к
предложению не изменяется. Текст становится
однообразным, невыразительным, стилистически
некрасивым. Это означает, что повторы здесь – это
не сознательно использованный прием, а ошибка.

3. Произведите замены неоправданных
лексических и корневых повторов, используя
местоимения, лексические и контекстуальные
синонимы (в том числе перифразы).

При выполнении этого задания
предлагаемые учениками варианты сначала
обсуждались устно, а затем вносились в текст.
Естественно, что иногда возникала необходимость
дополнительной правки после прочтения всего
текста целиком. В результате работы был получен
следующий текст.

1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
стихотворениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) И,
однако, элегический цикл 1816 года не прошел в
творчестве Пушкина бесследно и обогатил его
литературный опыт. 4) Прежде всего новым для юного
поэта явилось то, что он овладел языком чувства.

4. Сопоставьте
отредактированный вами текст с оригиналом.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Никаких порывов к экзотике в лицейской
лирике Пушкина нет. Поэт верен северной природе,
воспетой Жуковским в таких стихотворениях, как
«Вечер» и «Славянка». И, однако, элегический цикл
1816 года не прошел в творчестве Пушкина бесследно
и обогатил его лирический опыт. Прежде всего
новым для Пушкина явилось то, что он овладел
языком чувства3.

Сопоставив тексты, ученики пришли к
выводу, что в оригинале употреблено более точное
определение: «лирический опыт». Однако автору не
удалось избежать повтора имени Пушкин (в трех из
четырех предложений), тогда как в четвертом
возможна перифраза «юный поэт».

III. Выработка умения быстро
фиксировать неоправданные лексические повторы и
устранять их.

А. Чтобы учащиеся четко различали
повтор как литературный и лингвистический прием
и повтор как ошибку, можно предложить два
предложения из статьи пятой «Сочинений
Александра Пушкина» В.Г. Белинского.

1) До Пушкина были у нас поэты,
но не было ни одного поэта-художника; Пушкин был
первым русским поэтом-художником. 2) Поэтому даже
самые первые, незрелые юношеские его
произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской поэзии4.

Задания к тексту

1. Внимательно прочитайте текст.
Отметьте все лексические и корневые повторы.

2. Найдите среди них случайные повторы,
которые можно заменить контекстуальными
синонимами без ущерба для текста:

Это необоснованный повтор:
первым (1) – самые первые (1).
Во втором случае слова самые первые можно
заменить контекстуальным синонимом самые
ранние
. Смысл от такой замены не изменится,
наоборот, еще более выделится главная мысль.

3. Проведите лингвистический
эксперимент: попробуйте устранить вообще все
повторы в данном тексте. Запишите получившийся в
результате текст.

До Пушкина были у нас стихотворцы, но
не было ни одного поэта-художника; он был первым.
Поэтому даже самые ранние, незрелые юношеские
его произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской
литературы.

4. Как изменился полученный текст по
сравнению с оригиналом: выиграл или проиграл от
внесенных в него поправок: а) с точки зрения
стройности и красоты стиля; б) с точки зрения
глубины и ясности выражения авторской мысли?

На первый взгляд кажется, что текст
стал более стройным стилистически, более гладким
и красивым. Однако после такого исправления в нем
довольно трудно выделить главную мысль, даже не
сразу понятна причинно-следственная связь
второго предложения с первым. Приходится
несколько раз прочесть текст, чтобы определить,
что именно хотел сказать автор. Текст стал
невыразительным как раз потому, что приобрел
излишнюю гладкость: в нем ничего не выделено, не
подчеркнуто
.

Б. Творческий диктант,
задание к которому предусматривает исправление
текста. Перед прочтением текста на доске
записываются слова и выражения для замены (см.
дальше).

Страшные совпадения есть в жизни
Гоголя. В 1829 году Гоголь решил уничтожить
нераспроданные экземпляры своей первой,
неудачной поэмы — и сжег почти весь тираж! Так
огнем начался литературный путь Гоголя. Огнем и
закончился: за десять дней до смерти, в ночь с 11 на
12 февраля 1852 года, Гоголь сжег завершенную
беловую рукопись второго тома «Мертвых душ» 5.

Задания к тексту

1. Прослушайте текст, отмечая про себя
неоправданные лексические повторы.

2. При следующем прослушивании
обдумайте, как можно избежать их. Необходимые для
замены слова подбирайте среди записанных на
доске.

На
доске записаны следующие слова и выражения:

великий комедиограф
автор «Ревизора»
самолюбивый автор
мастер гротеска
великий писатель
блестящий сатирик
писатель
он

3. Запишите текст под диктовку, заменяя
повторяющиеся слова синонимами, перифразами или
местоимениями. Следите за тем, чтобы выбранные
вами средства замены точно подходили по смыслу в
данном случае. Избегайте невыразительных,
однообразных замен.

В результате проделанной работы
ученики должны получить примерно следующий
текст.

Страшные совпадения есть в жизни Гоголя.
В 1829 году самолюбивый автор решил
уничтожить нераспроданные экземпляры своей
первой, неудачной поэмы — и сжег почти весь
тираж! Так огнем начался литературный путь великого
писателя
. Огнем и закончился: за десять дней до
смерти, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, он
сжег завершенную беловую рукопись второго тома
«Мертвых душ».

Безусловно, здесь возможны
определенные варианты, однако при оценке работ
важно следить за уместностью произведенных
замен в каждом данном случае. Так, совершенно не
подходят для замены в этом тексте такие
перифразы, как великий комедиограф, автор
«Ревизора», мастер гротеска, блестящий сатирик.

При обсуждении необходимо обратить внимание
учеников на то, что перифразы не только являются
стилистическим средством, помогающим избежать
монотонности речи, но и обогащают содержание
текста, внося в него точные оценки того лица или
предмета, название которого заменяют, а также
дополнительную информацию о нем.

Нужно заметить, что подобная работа
вызывает у учеников живой интерес, как, впрочем, и
редактирование фрагмента сочинения
одноклассника.


1 Текст приводится по кн.:
Светлое имя Пушкин / Сост., коммент. В.В. Кунина. М.:
Правда, 1988. С. 198.

2 Трансформирован текст,
составленный по Б.Томашевскому (см. следующую
сноску).

3 Текст составлен по: Томашевский
Б.В
. Пушкин. Т. 1. Лицей; Петербург. 2-е изд. М.:
Худож. лит., 1990. С. 109.

4 Белинский В.Г.
Сочинения Александра Пушкина. М.: Детгиз, 1961. С.
181–182.

5 Первоначальный текст
взят из: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская
литература XIX века. Ч. 1. М.: Марк, 1994. С. 137.

Конспект урока

по русскому языку

в 9 классе

с использованием технологий сотрудничества, развивающего обучения, 

информационно-коммуникационной технологии.

Работа над ошибками,

допущенными в сочинении «Драгоценные книги».

Разработала

Поважнюк С.А., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Школа-гимназия №3»

г.Армянска.

Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в сочинении.

Задачи урока:

Образовательные:

— закреплять изученное;

— определять тему текста;

— повторить словарные слова;

— повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.

Развивающие:

— развивать устную и письменную речь;

— развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— развивать внимание и память учащихся.

Воспитывающие:

— воспитывать нравственные качества;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: 
1. Предметные:

— осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

— уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста;

— уметь проверять написанное.

2. Личностные:

— проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;

 — осознавать языка как основного средства общения между людьми;

— участвовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

— оценивать свою работу на уроке;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.

3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

1. Умение структурировать знания.

2. Постановка и формулирование проблемы.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Владение устной речью.

3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.

Тип урока: коррекция знаний и способов действий.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока.

1. Организационный этап.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности.

3. Отметить отсутствующих.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на доску. Прочтите пословицу. (Грамоте учиться – всегда пригодиться). (Слайд 1)

Как вы понимаете значение пословицы?

Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?

II. Постановка цели и задач урока.

— Ребята, вы писали сочинение в формате ОГЭ. Я увидела много хороших работ. Можно сказать, что структуру написания содержания сочинения вы усвоили, но были допущены ошибки по грамотности. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты? (Работу над ошибками).

Чем же мы сегодня будем заниматься? ( проводить работу над ошибками, допущенными в сочинении).

Какую цель поставим перед собой (повторить орфограммы, на которые допущены ошибки; развивать умение анализировать, делать выводы; уметь проверять написанное; развивать орфографическую зоркостью).

III. Работа над ошибками

Анализ работ

Ну что ж, работы класс написал хорошо (9-Б кл.). Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.

Раздать тетради.

Откройте тетради с сочинениями и посмотрите на свои ошибки.

Кто доволен своей работой?

Кто хочет в следующий раз написать лучше?

Запись в тетради. Дата. Вид работы (Слайд 2)

Работать будем над типичными ошибками, допущенными в ваших сочинениях.

Ошибки поделены на три блока (по аналогии с заданиями ОГЭ).

Содержание.

Структура сочинения-рассуждения такова:

1.Тезис – положение, которое надо доказать и прокомментировать;

2.Аргумент (первый) – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа;

3.Аргумент(второй) –примеры-доказательства из личного опыта.

3.Вывод — общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.

Кластер написания сочинения-рассуждения 9.3:

тезис – аргумент 1 – аргумент 2 – вывод.

Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Выпускник должен ещё и пояснить данное определение, показав, какова для него значимость этого понятия, свойства, чувства, насколько важно для общества в целом это понятие, свойство, чувство.

1 блок «Орфографический анализ». (работа у доски: ученики + учитель)

Бесценный – з-с в приставках: бесформенный, бесконечный, безвкусный, бездарный; -нн- на стыке морфем: осенний, весенний, ранний, сонный.

Сначала о-а на конце наречий. (Слайд 3). Записать свои примеры наречий с данной орфограммой.

t1597432583aa.jpg

Правописание наречий.

t1597432583ab.jpg

Несмотря на (предлог) – не смотря на (деепричастие) (Слайд 4)

t1597432583ac.jpg

Шёл, не смотря по сторонам.

В течениЕ, в продолжениЕ – правописание производных предлогов.

(Слайд 5)

t1597432583ad.jpg

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; в продолжении книги мы узнали о судьбе героя.

Орфограммы: неослабева́ющий – сла́бый, рождённый – род, очерта́ния – чёрточка, вы́мысла – мысль, клочо́к – клок. 

Вывод обучающихся.

III. Динамическая пауза.

t1597432583ae.jpg

2 блок «Пунктуационный анализ».

Ошибки. Неправильное выделение вводных слов в предложении, обособленных чл.предложения. Неверная расстановка запятых в СПП.

Расставить знаки препинания (в предложениях знаки препинания уже расставлены).

1.Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне.

2.По-весеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под платка, серенькое пальто было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру.

3. Несомненно, книга – лучший подарок.

4. К счастью, еще есть люди, предпочитающие книгу виртуальным играм.

Вывод о выполненной работе.

3 блок «Редактор». Определить вид ошибок.

1.Петру Гринёву не позволяет совесть  сделать этот поступок (Речевая ошибка: поступок сделать нельзя, его можно совершить), потому что он честный и справедливый человек. 

2. Из этого можно сказать, что для рассказчика книги были дороги. (Речевая ошибка). Подводя итог вышесказанному, могу сделать вывод

3. В романе А.Пушкина «Капитанская дочка». Автор раскрывает образ Петра Гринёва.(Грамматическая ошибка: нарушение границ предложения).

IV. Формирование умений и навыков.

Словарный диктант. (Слайд 6)

V. Домашнее задание. (Слайд 7)

Составить словарный диктант для соседа. Орфограмма «Написание -Н-, -НН- в разных частях речи» (20 слов).

VI. Рефлексия (Слайд 8)

1. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (ответ прокомментировать).

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

t1597432583af.png

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

t1597432583ag.jpg

Мясорубка – информацию переработаю.

t1597432583ah.jpg

Корзина – всё выброшу.

2.Самоанализ обучающихся.

Довольны ли вы, как вы сегодня поработали на уроке?

Оцените свою работу на уроке. Кто думает, что он работал на «5»? Поднимите руки. На «4»?

-Кому стоит еще поработать над получением положительной оценки?

-Кто не справился?

Надеюсь, что на следующем уроке все постараются работать на «отлично».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обс выдает ошибку при запуске трансляции
  • Обучающее изложение работа над ошибками
  • Обряд чтобы вернуться в прошлое и исправить свою ошибку
  • Обусловлена кроссинговером возникает при ошибке во время репликации
  • Обрыв цепи форсунок на ваз 2114 ошибки