Обратно робин бежал еще быстрее есть ли грамматическая ошибка

Проверь, есть ли в предложениях грамматические ошибки.

Если ошибки нет, то выбери вариант с этим утверждением. Если встречается ошибка, то выбери верный вариант, как её исправить.

1.Обратно Робин бежал ещё быстрее.

3)В предложении нет грамматической ошибки.

2.Некогда ослепительно белое, по прошествии времени полотно потускнело.

2)В предложении нет грамматической ошибки.

Тамара ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента
образовательных программ
и стандартов общего образования МО РФ

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности
требует особого подхода к оценке качества
знаний, умений и навыков обучающихся в начальной
школе.
Предлагаемые контрольные работы являются
примерными и выбираются учителем исходя из
уровня сформированности навыка чтения не только
класса в целом, но и каждого ученика в
отдельности, а также с учетом требований
вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение
вслух) дает учителю достаточно полное
представление об уровне сформированности
данного навыка у младших школьников на конец I
полугодия.
Обучающимся предлагается для чтения вслух
незнакомый текст, доступный по содержанию.
Учитель путем фиксации допущенных ошибок при
чтении, определении числа необоснованных пауз,
времени, затраченного на чтение, ответов на
поставленные вопросы оценивает уровень освоения
навыка чтения учащихся.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать
только читающим детям. Не рекомендуется
проводить строгий контроль по оценке навыка
чтения первоклассников, это может привести детей
к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения
нужно предлагать детям мягко, учитывая желание
ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю
определить уровень, на котором находится
первоклассник, что особенно важно и для учителя,
и для ребенка. На всем протяжении контроля
ребенок должен осознавать, что ему доверили
прочесть потому, что он уже «хорошо читает».
«Ситуация успеха» должна сопутствовать
ребенку не только в обычной работе, но и при
проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения
производится уже как «чтение вслух» и
«чтение про себя». Тексты большого объема
могут быть прочитаны двумя-тремя детьми
(цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно
будет построить в форме беседы, диалога.

1-Й КЛАСС (1–4)

* * *

У Зины и Вити ак-ва-ри-ум.
Там карась.
– Мама! Вот какой карась.
– Вижу, вижу! Зина, надо дать ему корм. (18 слов)

(Из букваря С.П. Редозубова)

Вопросы и задания

1. У кого был замечательный аквариум?
2. Кто жил в аквариуме?
3. Как дети заботились о карасе?

* * *

У реки были норы
и жили раки.
Не бери рака за шею,
а бери рака за ноги. (17 слов)

(Л.Толстой)

Вопросы и задания

1. Кто жил у реки?
2. Где жили раки?
3. Видел ли ты рака? Расскажи, какой он? Как с ним
можно обращаться?

Пчела

– Эй, пчела, а, пчела,
Ты вчера где была?
– На лугу я мёд брала.
Извини. Спешу. Дела.

– Эй, пчела, а, пчела,
Ты сегодня где была?
– На лугу я мёд брала.
Извини. Спешу. Дела… (32 слова)

(Ю.Вронский)

Вопросы и задания

1. Какие вопросы задает человек пчёлке?
Будь внимателен.
2. Что отвечала трудолюбивая пчёлка?
3. Приходилось ли тебе встречаться с пчелой?
Чем закончилась эта встреча?

Как собака друга искала

(Сказка)

– Человек, давай дружить, вместе
жить?
Согласился человек, накормил собаку, тёплую
конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака
лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это
– спасибо говорит. С тех пор собака и человек
живут вместе. (38 слов)

Вопросы и задания

1. Расскажи, как подружились человек и
собака?
2. Читал ли ты эту сказку полностью? Расскажи, с
кем ещё встречалась собака?

2-Й КЛАСС (1–4)

 

Гербарий*

С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей.
Лук гусиный с мышиным горохом,
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Грустный ландыш с весёлою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке!
Дождь осенний за окнами хлынул.
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом. (60 слов)

(В.Берестов)

Вопросы и задания

1. Каким тебе показался мальчик,
который собрал изумительный гербарий?
2. О чём напоминали ему эти скромные цветы? Как
он с ними обращался?

_____________

* Гербарий – собрание засушенных
растений.

Лиса и кувшин

(Сказка)

Пришла баба в поле. Принесла с собой
кувшин с молоком. Поставила кувшин в ручей у
берега, а сама ушла.
Бежала по бережку лиса и увидела кувшин с
молоком. Просунула лиса голову в кувшин и
вы-ла-ка-ла молоко. Надо бы прочь бежать, да
голова-то из кувшина не лезет. Как тут быть? И
надумала лиса кувшин в ручье утопить. Кувшин-то
утонул, да и лису за собой потянул. (63 слова)

Вопросы и задания

1. Как к лисе попал кувшин с молоком?
2. Лису в сказках называют хитрой, умной, а в
этой сказке она какой оказалась?

Улитка

(Отрывок)

Улитка ползла куда-то по своим делам.
Воздух был густым и белым от тополиного пуха.
Одна пушинка опустилась прямо улитке на ракушку
и зацепилась там. Улитка даже не заметала этого, с
тополиной пушинкой на ракушке она ползла дальше.
Зато все встречные улитки смотрели на неё и
качали головами:
– Ах, какая модница! Какая модница! (52 слова)

(По С.Георгиеву)

Вопросы и задания

1. Чему удивлялись и завидовали все
окружающие улитки?
2. Какая приятная неожиданность помогла улитке
стать модницей?
3. Попробуй объяснить значение слова
«модница». Используй словарь.

* * *

Собрались мышки у своей норки, старые и
малые. Глазки у них чёрненькие, лапки у них
маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки,
ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.
Собралися мышки, подпольные воровки, думушку
думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам,
сухарь в норку протащить?»
Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко.
Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостики
вам помнёт, шубочки вам порвёт. (61 слово)

(К.Ушинский)

Вопросы и задание

1. Как Ушинский описал мышек? Что он
увидел в них красивого и что неприятного? С
помощью каких слов ему удалось это сделать?
2. Какую думу думали мыши? Расскажи.
3. Автор предостерегал мышей от беды или
подсмеивался над ними или и предостерегал, и
подсмеивался?

3-Й КЛАСС (1–4)

Ха-ха-ха!

Если б не было смеха, люди умерли бы от
скуки. В жизни без шутки не проживёшь. Кто умеет
шутить – молодец!
А если пошутили над тобой… не обижайся, не
отворачивайся – смейся в ответ.
Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту.
Идут люди по улице, на дорожках скользко. Толстяк
руками взмахнул и упал. Портфель в одну сторону,
шапка в другую. Один сосед смеётся до слёз, а
другой – может быть, ты – подойдёт, шапку
поднимет, отряхнёт снег.
Ведь и так бывает! (77 слов)

(С.Иванов)

Вопросы и задания

1. Когда смех бывает уместен, а когда
нет?
2. В чём преимущество жизнерадостного
человека, человека понимающего юмор?
3. Посмотри на себя со стороны – это полезно
каждому человеку. Есть ли необходимость прочесть
рассказ ещё раз? Прочти его.

Последние листья

Летят над полями
последние стаи,
Последние листья
в лесу облетают.

И солнце, едва
пробиваясь сквозь тучи,
Роняет последний,
негреющий лучик.

На речке не слышно
ни песни, ни слова –
Ушли рыболовы
с последним уловом.

 

А тучи над полем
всё гуще, заметней,
И дождик, и дождик
всё льётся… последний!

Вся пыль на дорогах
давно уж прибита,
Под старой ракитой
тропинка размыта…

Но верят упрямо
и люди, и птицы:
Всё снова родится
всё вновь повторится! (71 слово)

(А.Пришелец)

Вопросы и задания

1. С каким чувством надо читать это
стихотворение?
2. Чем отличается последнее четверостишие от
всего стихотворения? Как ты будешь его читать?

У бабушки

Летом я жил у бабушки в деревне. Как же
там здорово! Зелёный бор одаривает запахом сосен.
Под холмом речка блестит, будто рассыпали среди
заливных лугов серебро. Вьётся она, вьётся и
где-то исчезает вдалеке. Накупаешься досыта, а
потом и на берегу хорошо посидеть, погреться на
солнышке. Почему каникулы пролетают так быстро?
Только во вкус войдёшь, а тут и сентябрь
подкрался. В саду стало больше жёлтых листьев.
Там теперь поутру сыро. Вообще как-то уже и по
школе скучать начинаешь. Но, скажу честно, жаль
расставаться с деревней.

(83 слова)

(О.Тихомиров)

Вопросы и задания

1. Расскажи, где отдыхал мальчик и
почему ему так не хотелось возвращаться в город?
2. Отыщи образные слова и выражения, которые
тебя удивили и восхитили.
3. Вспомни памятный случай из своего летнего
отдыха.

Камушки

Я заметил, что пингвины идут с пляжа
молча. Оказывается, они держат в клювах камушки.
Если уронит пингвин камушек на землю, то
обязательно остановится и поднимет его. Бывает и
так: другому пингвину этот камушек покажется
лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой.
Начинается драка за камушек, и достаётся он
самому сильному. Пингвинам камушки нужны не
играть, а чтобы гнёзда строить. Ведь остров их
весь каменный, ни одной травинки не растёт.
Поэтому пингвины строят гнёзда из камушков.
Пингвиниха сидит на гнезде и со всех сторон
камушки под себя подгребает. А рядом стоит
пингвин, посматривает кругом – караулит. Пингвин
зазевается, сосед его камень схватит и положит к
себе в гнездо. Из-за этого пингвины всегда кричат
и дерутся – отнимают друг у друга камушки. (118
слов)

(Г.Снегирёв)

Вопросы и задания

1. Что интересного ты узнал о жизни
пингвинов?
2. Кого они тебе напомнили?
3. Подели текст на части. Составь план.

4-Й КЛАСС (1–4)

 

Зимние сумерки

Тихий зимний вечер. Небо обложили тучи,
падают снежинки. Ранние сумерки. Мы с мамой сидим
возле окна и смотрим в поле. Перед нами
бесконечный белый ковёр. На нём, где-то вдалеке, –
чёрная точка. Она движется.
– Что это такое? – спрашиваю я маму.
– Может быть, собака, а возможно, и хитрая
лисичка. А может, и серый волк, – тихо отвечает
мама.
– Серый волк? – с удивлением повторяю я. –
Откуда он мог взяться здесь, серый волк?
– Из сказки, – говорит мама. – Это же перед
нами не просто белое поле, а сказочное поле.
– А лес? – спрашиваю я. – Вон там на горизонте,
это ведь настоящий лес…
На всю жизнь запомнились мне те зимние сумерки.
Как они дороги мне! Ведь это частица и моей родной
Отчизны. (113 слов)

(В.Сухомлинский)

Вопросы и задания

1. Как ты думаешь, почему этот вечер
запомнился мальчику?
2. Были ли такие чудесные моменты в твоей жизни?
Если можешь, расскажи о них.

Дотянись до облаков

Никто никогда не видел, чтобы
спортсмен шёл и горбатил спину. Все спортсмены
стройные, ладные, походка лёгкая. Это потому, что
они выполняют специальные упражнения. Вот и тебя
мы сегодня научим, как стать стройным, иметь
красивую осанку. Встань к стенке. Прислонись к
ней спиной. Ноги – без обуви. Пятками коснись
стены, затылком тоже и ещё лопатками, ягодицами,
икрами ног. Всего пять точек. Плечи отведены
назад, опущены, голова, напротив, тянется вверх,
словно ты хочешь достать до облаков. Задержись в
этой позиции. Запомни её. Это то положение, в
котором ты должен находиться всегда. Тогда у тебя
действительно будет красивая осанка. Чтобы
сохранить осанку при ходьбе, сделай такую вещь.
Положи на голову книгу. Теперь иди и старайся
держать голову, чтобы книга не упала. Вперед! (118
слов)

(А.Лельевр)

Вопросы и задания

1. Что необходимо человеку, чтобы
сохранить красивую осанку?
2. Почему, когда идут спортсмены, на них хочется
смотреть, любоваться ими?
3. Сколько частей ты выделил бы в этом рассказе?
Какая часть, по-твоему, основная, главная?

Малыш и Жучка

Когда мать Малыша, Федосья, привела его
в первый раз в школу, учительница с удивлением
сказала:
– Какой он маленький! Сколько же ему лет?
– Седьмой годок пошёл, – сказала Федосья.
Анна Михайловна молчала и глядела на Малыша. Он
стоял перед ней такой крошечный, в рваном
полушубке, с огромной, должно быть отцовской,
шапкой в руках и серьёзно глядел на неё своими
большими серыми глазами. Нос пуговкой смешно
торчал кверху; белые, как лён, волосы завивались
кудряшками.
– Да что же я с ним делать буду? – сказала она,
улыбаясь. – Ведь он, я думаю, и говорить-то ещё не
умеет!
Малыш потянул в себя носом, махнул шапкой и
сказал:
– А у меня Жучка есть!
– Это ещё что за Жучка? – смеясь, сказала
учительница.
– Да это он про собачку, – ответила за него
мать, ободрённая тем, что учительница
развеселилась. – Собака у нас, Жучка, и
собачонка-то дрянная, а вот, привязалась, так за
ним и бегает! Водой не отольёшь!
– И вовсе не дрянная! – обиженно возразил Малыш.
– Она хорошая! (155 слов)

(В.Дмитриев)

Вопросы и задания

1. Каким тебе представляется Малыш?
Выбери слова автора из текста о Малыше.
2. Что тебя особенно тронуло в этом маленьком
мальчике?

Зимняя сказка

Лыжи скользят,
На морозе звеня.
В ельник дремучий
Уводит лыжня.

Ёлки едва
Из-под снега видны,
Будто в лесу
Не бывает весны.

Зимняя сказка…
И, как в полусне,
Дятел стучит
На промёрзлой сосне.

Но лес поредел,
Небеса приоткрыв,
Вот и опушка,
А дальше – обрыв.

Где-то внизу,
Под настилом ледка,
Воды неслышные
Катит река.

А рядом, нарушив
Снежный покой,
Красная Шапочка
Машет рукой.

Машет – съезжай, мол,
Подумаешь, страх!
Красная Шапочка
В лыжных штанах.

Это, пожалуй,
Не сказка, не сон…
Вышел к обрыву я,
Грудь колесом,

Шапку поглубже надел
Для тепла,
Палки назад,
И – была не была!

Только секунду,
Может быть, две
Ветер свистит
Не в ушах – в голове.

Лыжи несут по ухабам,
Прыжок!
Вязаной шапочки
Алый флажок.

Носом почерчена
Дальше лыжня…
Девочка тащит
Из снега меня.

«Ты, – говорит, –
Ничего, молодцом!..»
Зимняя сказка
С хорошим концом.

(133 слова)

(Я.Аким)

Вопросы и задания

1. В каком месте стихотворения тебе
захотелось улыбнуться? Почему?
2. Что привлекло внимание лыжника в зимнем
сказочном лесу? Используй слова и выражения из
стихотворения.

2-Й КЛАСС (1–3)

Лесная кормушка

Слава ходит в лес всегда одной и той же
дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он
сразу после школы, пока ещё светло, приходил их
кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам и
устроил её на большой берёзе. Сделал он её очень
просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке
дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из
фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц
столовая, просторная! (68 слов)

(В.Чаплина)

Вопросы и задания

1. О каких друзьях мальчика идёт речь в
этом тексте?
2. Как он заботился о своих подопечных?
3. Продолжи текст самостоятельно. Используй
слово «однажды».

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко
разговаривает сам с собой:
– Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то
я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху,
нет второй такой птицы на свете. Послушал гуся
журавль и говорит:
– Право, ты, гусь, глупая птица. Ну можешь ли ты
плавать как щука, бегать как олень или летать как
орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем
всё, да плохо. (68 слов)

(К.Ушинский)

Вопросы и задания

1. О чём гусь разговаривал сам с
собой? Какое слово к нему подходит больше всего –
глупый, благородный, хвастун, милый, красивый и
т.д.?
2. Что сказал ему мудрый журавль? Перечитай эти
слова. На что они похожи?

Стальное колечко

Сорвался ветер, посыпал густой снег.
Варюша всё трогала колечко, смотрела, как оно
блестит от зимнего света.
«Дай-ка я надену колечко на мизинец».
Она надела колечко на мизинец. Он был худенький,
колечко на нём не удержалось, упало в глубокий
снег на самое снежное дно.
Варюша охнула и начала разгребать снег руками.
Пальцы у Варюши посинели.
Девочка заплакала. Пропало колечко!
Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила
колечко, старую еловую ветку и пошла домой. Она
вытирала слёзы варежкой, но они всё равно
набегали и замерзали, и от этого было колко
глазам… (91 слово)

(По К.Паустовскому)

Вопросы и задания

1. Какое несчастье приключилось с
Варюшей?
2. Как ты понимаешь выражения: «сорвался
ветер», «нырнуло на самое снежное дно»,
«слёзы набегали»?
3. Зачем Варюша воткнула в снег старую еловую
ветку? Чем она ей могла помочь?

Волшебная страна

Большая белая гора.
И ёлки на горе.
И вся гора из серебра,
И ёлки в серебре.
Я каждый день на них гляжу.
А где всё это? Не скажу.
А под горой стоят кусты
Все в пальмовых листах.
Цветут волшебные цветы
На ледяных кустах.
И птицы белые, как лёд,
Застыли над горой.
Они забыли про полёт,
Не тешатся* игрой.
Я каждый день на них гляжу.
А где всё это? Не скажу.
Вдруг прыгнул зайчик золотой
В волшебный этот лес,
И с ледяной горы крутой
Волшебный лес исчез.
А зайчик прыг потом в кусты!
И нет как нет кустов.
И нет кустов, и нет листов,
Растаяли цветы.
Исчезли птицы в вышине
Над горкой изо льда.
Всё это было на окне.
А ты скажи – когда. (122 слова)

(Е.Трутнева)

Вопросы и задания

1. Где мальчик увидел эту волшебную
страну?
2. Когда она появляется и почему?

_________

*Тешиться – забавляться, развлекаться.

3-Й КЛАСС (1–3)

Скоро зима!

Люблю я бродить по лесу поздней осенью,
перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то
примолкло, будто ждёт чего-то, кусты и деревья
давно сбросили листья, стоят совсем голые,
потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не
шуршит под ногами, как в самом начале осени.
Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой
преющей массой, по всему лесу от неё так славно
пахнет деревенским холодным кваском.
А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах
сосен и елей попискивают синички и корольки. Они
перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди
ветвей, отыскивая там жучков.
Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике
рябчик, и снова всё смолкнет.
Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и
осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес
именно таким – угрюмым, нахмурившимся. Ведь
очень скоро, может быть, через день, через два, он
станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в
белый снежный убор, сразу преобразится, как в
сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев,
на которые я теперь смотрю. (159 слов)

(Г.Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Что слышит, что видит, что
чувствует автор в лесу перед началом зимы?
2. Каким лес выглядит перед зимой и каким он
станет после первого снега?

Какой бывает снег?

Заспорили пуночки – маленькие
северные птички. Не могут решить, какой бывает
снег. Летают, спрашивают:
– Какой бывает снег?
– Золотой! – ответило утро…
– Голубой, – сказало дивное чистое небо.
– Синий, cиний-пресиний, – прошептали тени
старых деревьев.
– Холодный! – крякнула утка, пряча клюв под
крыло…
– Тёплый, – пробормотала белая куропатка и
зарылась в сугроб…
– Лёгкий, лёгкий!.. – прошумел ветер и закружил
снежинки.
– Тяжёлый! – вздохнули ветки кедра…
– Алый-алый! – сказала вечерняя заря…
– Серебряный, конечно! – улыбнулась ясная
луна…
Тайгу и тундру до самого океана пролетели
пуночки и всё спрашивали, спрашивали. Так и не
узнали, какой же снег. (86 слов)

(M.Гай)

Вопросы и задания

1. Объясни, почему каждый видел и
чувствовал снег по-разному?
2. Почему луне снег показался серебряным, а
куропатке теплым?
3. Вспомни, каким тебе приходилось видеть снег,
снежные сугробы, иней на деревьях?

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму – и скрылся в дымке,
И вот со смеху кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков. (71 слово)

(К.Бальмонт)

Вопросы и задания

1. Как ты думаешь, какие сказки
вспоминал поэт, когда писал это стихотворение?
Назови их.
2. Какие чувства и желания одолевали автора,
когда он пробирался в жилище чудищ?

Чтобы люди всегда помнили

Гордой поступью шагают по нашим лесам
могучие лоси. Ноги у них стройные, длинные, а
голова увенчана ветвистыми рогами, которые
похожи на какой-то сказочный цветок.
Красив и страшен лось в гневе, беспощаден в бою с
волками. Его оружие – острые копыта и ветвистые
рога. Железные мускулы играют под шёлковой кожей.
На территории нашей Родины издавна водилось
множество лосей. Но на них так усердно охотились,
что этот обитатель леса едва уцелел.
Лось – очень ценный зверь, охоту на лося
запретили. Животные были взяты под охрану. Теперь
лоси уже часто встречаются в наших лесах.
А чтобы люди всегда помнили об этом могучем
красавце и берегли его, лосю поставили памятник в
городе Выборге. (117 слов)

(Б.Ржевский)

Вопросы и задания

1. Опиши гордого и величественного
обитателя леса.
2. В чём проявилась забота человека о лесном
красавце?
3. Где поставлен памятник лосю?
4. Какие ещё памятники животным ты знаешь?
Вспомни, в каких городах?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ПРО СЕБЯ
2-Й КЛАСС (1–4)

 

Золушка

…И вот наконец настал день бала.
Мачеха с дочерьми уехали. Золушка долго
провожала их глазами, а когда карета скрылась из
виду, бедная девушка расплакалась. Такой застала
Золушку её крёстная.
– Что случилось, детка? – спросила она.
– Мне так хотелось… я так мечтала…
– Ты мечтаешь поехать на бал, правда? – уточнила
крёстная, кстати сказать, она была феей.
Успокойся, дорогая, я помогу твоей беде.
Она отвела Золушку в сад и сказала:
– Принеси сюда большую тыкву.
Золушка тут же отыскала самую большую, самую
красивую тыкву и принесла её крёстной. Добрая фея
превратила тыкву в роскошную золотую карету.
Затем фея велела принести из кладовки мышеловку
– там оказалось шесть живых мышей. Золушка
приподняла дверцу мышеловки, и, когда мышки стали
одна за другой выбегать оттуда, от прикосновения
волшебной палочки они превращались в красивых
серых в яблоках коней. Через минуту они уже были
запряжены в карету.
Фея превратила ящериц в шесть лакеев, которые тут
же вскочили на запятки кареты. Они были одеты в
роскошные зелёные ливреи.
Фея превратила крысу в толстого усатого кучера.
– Вот и отлично, – сказала добрая волшебница. –
Ты довольна?
– Конечно! – ответила девушка. – Вот только… как
я появлюсь там в таком стареньком платье.
И в ту же минуту Золушкины лохмотья превратились
в роскошный наряд, украшенный драгоценными
каменьями.
Фея подарила девушке крохотные туфельки из
чистого хрусталя.
Теперь Золушка была готова ехать на бал. Она села
в карету, но фея остановила её, чтобы дать
последние наставления… (222 слова)

(Ш.Перро; пер. И.Щегловой)

Вопросы и задания

1. Вспомни волшебства доброй феи.
Расскажи о них.
2. Подумай, что сказала фея в своём наставлении
Золушке?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ПРО СЕБЯ
3-Й КЛАСС (1–4); 2-Й КЛАСС (1 — 3)

 

Сорока и птенцы

(Бурятская сказка)

Однажды сорока обратилась к своим
птенцам со словами:
– Дети мои, вы уже выросли, и настало время вам
самим добывать еду и жить своей жизнью.
Сказала она так и, оставив гнездо, полетела с
птенцами в соседнюю рощу. Показала им, как ловить
мошек да букашек, как из таёжного озера воду пить.
Но птенцы ничего не хотят делать сами.
– Полетим обратно в гнездо, – хнычут они. – Как
было хорошо, когда ты приносила нам всяких
червячков и пихала в рот. Никаких забот, никаких
хлопот.
– Дети мои, – вновь говорит им сорока. – Вы уже
стали большими, а моя мать выбросила меня из
гнезда совсем маленькой…
– А если нас подстрелят из лука? – спрашивают
птенцы.
– Не бойтесь, – отвечает сорока. – Прежде чем
выстрелить, человек долго целится, так что
проворная птица всегда успеет улететь.
– Всё это так, – загалдели птенцы, – но что будет,
если человек кинет в нас камнем? Такое может
сделать любой мальчишка, даже не прицеливаясь.
– Для того чтобы взять камень, человек
нагибается, – отвечает сорока.
– А если у человека окажется камень за пазухой? –
спросили птенцы.
– Кто своим умом дошёл до мысли о спрятанном за
пазухой камне, тот сумеет спастись от смерти, –
сказала сорока и улетела прочь. (185 слов)

Вопросы и задания

1. Как сорока готовила своих птенцов
к самостоятельной жизни? Какая она мать?
2. Какими оказались птенцы? Докажи словами из
текста.
3. Подбери к сказке подходящие по смыслу
пословицы.

Пора спать

(Отрывок)

Засыпает один глазок у Алёнушки,
засыпает другое ушко у Алёнушки…
– Папа, ты здесь?
– Здесь, деточка…
– Знаешь что, папа… Я хочу быть царицей…
Заснула Алёнушка и улыбается во сне.
Ах, как много цветов! И все они тоже улыбаются.
Обступили кругом Алёнушкину кроватку, шепчутся и
смеются тоненькими голосками. Алые цветочки,
синие цветочки, жёлтые цветочки, голубые,
розовые, красные, белые – точно на землю упала
радуга и рассыпалась живыми искрами,
разноцветными огоньками и весёлыми детскими
глазками.
– Алёнушка хочет быть царицей! – весело
звенели полевые Колокольчики, качаясь на
тоненьких зелёных ножках.
– Ах, она смешная! – шептали скромные Незабудки.
– Господа, это дело нужно серьёзно обсудить, –
задорно вмешался жёлтый Одуванчик. – Я, по
крайней мере, никак этого не ожидал…
– Что такое значит – быть царицей? – спрашивал
синий полевой Василёк…
– Очень просто… – вмешалась розовая Гвоздика. –
Это так просто, что и объяснять не нужно. Царица –
это… это… Вы всё-таки ничего не понимаете? Ах,
какие вы странные… Царица – это когда цветок
розовый, как я. Другими словами: Алёнушка хочет
быть гвоздикой. Кажется, понятно?
Все весело засмеялись. Молчали только одни Розы.
Они считали себя обиженными. Кто же не знает, что
царица всех цветов – одна Роза, нежная,
благоухающая, чудная? И вдруг какая-то Гвоздика
называет себя царицей… Это ни на что не похоже.
Наконец, одна Роза рассердилась, сделалась
совсем пунцовой и проговорила:
– Нет, извините, Алёнушка хочет быть розой… да!
Роза потому царица, что все её любят.
– Вот это мило! – рассердился Одуванчик. – А за
кого же в таком случае вы меня принимаете?
– Одуванчик, не сердитесь, пожалуйста, –
уговаривали его лесные Колокольчики. – Это
портит характер и притом некрасиво. Вот мы, – мы
молчим о том, что Алёнушка хочет быть лесным
колокольчиком, потому что это ясно само собой.
Цветов было много, и они так смешно спорили.
Спи, Алёнушка! Набирайся силушки… Баю-баю-баю… (277
слов)

(Д.Мамин-Сибиряк)

Вопросы и задания

1. Расскажи, какой сон снился Алёнушке?
2. Что привлекает в милом задушевном разговоре
цветов?
3. Какое настроение возникает после прочтения
этих строчек Д.Мамина-Сибиряка?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ПРО СЕБЯ
4-Й КЛАСС (1 — 4); 3-Й КЛАСС (1 — 3)

Доброе сердце Робина

(Английская сказка)

В густом дремучем лесу стояла
маленькая избушка.
Там когда-то жила семья дровосека. Отец с матерью
и маленький Робин. Жили они бедно, кое-как сводили
концы с концами. Потом родители умерли, и Робин
остался один. Но не совсем. У него были друзья:
Заяц, Филин, Орёл и Лев – звери не обыкновенные.
Например, Лев был хоть и сильным, но добрым и
совсем не кровожадным. Заяц, Филин и Орёл тоже
были добрыми. Одним словом, звери оказались очень
хорошими воспитателями для мальчика-сироты. Он
вырос, ему исполнилось 18 лет. И звери думали, как
быть дальше. Не век же Робину жить в лесу – тут и
невесту не отыщешь!
И вдруг они услышали голос глашатая. Он стоял на
крепостной стене королевского замка и кричал.
Ведь дело было государственной важности.
Оказалось, что кто-то похитил волшебный амулет
принцессы. Этот амулет подарила ей добрая
тётушка фея, чтобы он защитил девушку от злого
проклятия. Но вот амулет пропал, и прекрасная
принцесса стала терять свою необыкновенную
красоту. Она становилась похожей на лягушку!
Король страшно расстроился, заплакал и сказал,
что тому, кто найдёт амулет, он отдаст в жёны
прекрасную принцессу и ещё половину царства в
придачу. Звери сказали:
– Какая удача! У нашего Робина будет и
прекрасная невеста и половина царства. Для этого
мы не пожалеем своих лучших талантов и
немедленно передадим их юноше, пока он спит.
Заяц отдал свою быстроту, Орёл отдал свою
зоркость, Филин – свою мудрость и
проницательность, а Лев – храбрость и силу.
Проснувшись, юноша уже обладал всеми этими
удивительными способностями, даже не
догадываясь, откуда они у него появились. А звери
тем временем наперебой рассказывали ему про
несчастную принцессу:
– Я спасу девушку! – смело заявил Робин.
«Моя храбрость!» – подумал Лев – и не ошибся.

Робин между тем уже стремительно мчался к замку.
«Моя скорость», – подумал Заяц – и тоже не
ошибся.
А Филин и Орёл сидели на ветках и думали: «Наши
таланты ему ещё пригодятся» – и они были правы!
Быстро забравшись на вершину самой высокой башни
королевского дворца, Робин внимательно
осматривал окрестности. Вот где ему пригодилась
зоркость Орла. На горизонте Робин заметил
Великана. А на шее у него висел амулет. Робин
бросился бежать к великаньей горе. Спустя сутки
Робин уже решительно требовал от Великана
вернуть украденный амулет. Амулет Великану был
совсем не нужен. Он взял его от скуки, но отдавать
просто так не хотел. Дело в том, что Великан был
заядлым спорщиком и очень любил соревноваться.
– Я отдам тебе амулет, если ты меня поборешь! –
заревел Великан, бросился на Робина и… тут же
оказался на лопатках.
«А парень-то прямо как лев!» – подумал про
себя Великан, а вслух сказал:
– Следующее соревнование – по бегу. Кто
быстрее обежит эту гору – тот и победил.
Можете себе представить, как старался Великан. Но
всё напрасно. Пока он обежал гору один раз, Робин
обежал её трижды!!!
«Прямо как заяц!» – подумал Великан, а вслух
сказал:
– Это всё ерунда! Главное – ум! Мы, Великаны,
отличаемся от обычных людей мудростью. – Сказал
и достал шашки. – Сыграем тридцать три партии.
Если ты выиграешь у меня хотя бы одну – амулет
твой!
Знал бы Великан, чья мудрость и проницательность
будет ему противостоять, не был бы таким
самоуверенным. Робин выиграл все 33 партии.
Пришлось Великану расстаться с волшебным
амулетом.
Обратно Робин бежал ещё быстрее. Он понимал, как
тяжело принцессе с каждым часом становиться всё
уродливее. Ведь любая девушка хочет быть
красивой. Добежав, он передал ей амулет. И спустя
мгновение принцесса преобразилась. Боже, как она
была прекрасна! Они полюбили друг друга.
Счастливый король приказал немедленно сыграть
свадьбу. Все были безумно рады и готовились к
большому веселью. А Робин побежал на вершину
самой высокой башни, чтобы взглянуть, как там его
друзья звери. И что же он увидел своим орлиным
взором? Бедные звери погибали! И немудрено. Ведь
они отдали свои самые необходимые способности
Робину. Орёл сидел на ветке и не мог взлететь. Он
ничего не видел, даже неба. На Льва напали шакалы.
А он, царь зверей, трусливо убегал от них. Ведь у
него не было ни силы, ни храбрости. Заяц лежал под
кустиком и готовился к смерти! К кустику
приближалась лиса. А чтобы убежать от неё, нужна
была скорость. Но хуже всех приходилось Филину.
Раньше все в лесу уважали его за мудрость, а
теперь, когда он её лишился, его родное дупло
заняли сороки, над ним смеялись синицы, его
клевали воробьи.
И тут Робин понял, чья храбрость и сила помогли
ему справиться с трудным заданием, чья скорость,
мудрость и зоркость…
Во дворце тем временем уже всё было готово к
свадьбе. Но Робин не стал её дожидаться. Объяснив
всё любимой невесте, он помчался на выручку к
своим друзьям.
Когда король узнал, куда подевался жених, он
закричал:
– Зачем ему возвращать такие прекрасные
способности каким-то лесным зверям. Оставил бы
таланты при себе, а о зверях бы забыл! Нет, такой
жених нам не нужен! Правда, я обещал, но мы от него
откупимся. Дадим ему воз золота, вот и отстанет!
Но дочка сказала:
– Нет, папа, я выйду за него замуж, потому что
люблю.
– Да за что же, за что?
Тут подошла мудрая тётушка фея и сказала:
– Вы, ваше величество, совершенно не
разбираетесь в людях. Ведь в Робине есть то, что
дороже зоркости и мудрости, дороже храбрости и
проницательности, дороже силы и скорости.
– Но что же это, что? – завопил король на всё
королевство.
– Доброе сердце, ваше величество, – тихо
сказала мудрая фея.
Одним словом, Робин женился на принцессе и, когда
пришёл срок, стал королём. Хотя в нём не было
особенной храбрости и силы, удивительной
зоркости и великой мудрости, всё же король из
него получился самый лучший. И подданные в его
королевстве никогда не жаловались на жизнь. (892
слова)

(Пересказал С.Седов)

Вопросы и задания

1. Какой вывод ты сделал для себя, что
в жизни самое главное?
2. Составь план для пересказа.

Пингвиний пляж

Около Антарктиды со стороны Африки
есть маленький островок. Он скалистый, покрыт
льдами. И вокруг в холодном океане плавают
льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте
берег низкий – это пингвиний пляж. С корабля мы
выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков.
Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат,
переговариваются: никогда они не видели таких
удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок,
постоял, подумал и громко что-то сказал другому
пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок;
вместе постояли, подумали, поглядели друг на
друга и громко закричали:
«Карр… Карр…»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть.
Много их собралось, задние на передних напирают и
кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз
увидели людей – и каждому хочется вперёд
пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях,
и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит
пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз
пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь
выстроилась – всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и
на брюхе проехал, другие тоже стали падать и
кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал.
«Пускай, – думаю, – повеселятся, они, наверное,
радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и
ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал.
Потом догнал остальных пингвинов, но никак не мог
идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался. (239 слов)

(Г.Снегирёв)

Вопросы и задания

1. Какие чудеса выделывали пингвины
на стоянке у людей?
2. Раздели текст на части, озаглавь их.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу.
2) Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.
3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.
4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.
5) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени».
6) Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
7) Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими
8) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
9) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

kata4137

помогите, Проверь, есть ли в предложениях грамматические ошибки.
Если ошибки нет, то выбери вариант с этим утверждением. Если встречается ошибка, то выбери верный вариант, как её исправить.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обратно проливной дождь пошел найти ошибку
  • Обратно пошел сильный дождь ошибка
  • Обратно пошел проливной дождь найди ошибки и наречие
  • Обратно пошел дождь какая ошибка
  • Обратно пошел дождь исправить ошибку