Судьи должны показывать официальными жестами причину их свистка (характер ошибки, зафиксированной свистком, или цель разрешенного перерыва). Жест должен выдерживаться некоторое время и, если он показывается одной рукой, то рука соответствует стороне команды, которая сделала ошибку или запрос.
Линейные должны показывать официальными сигналами флагом характер зафиксированной ошибки и выдерживать сигнал некоторое время.
1-й судья разрешает подачу после проверки того, что обе команды готовы играть, и подающий владеет мячом.
Если ошибка зафиксирована свистком 1-го судьи, он должен показать в следующем порядке:
- команду, которая будет подавать
- характер ошибки
- игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости)
Если ошибка зафиксирована свистком 2-го судьи, он должен показать:
- характер ошибки
- игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости)
- команду, которая будет подавать, вслед за жестом 1-го судьи
После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии
В решающей партии, как только лидирующая команда набирает 8 очков, компанды без задержки меняются площадками, и позиции игроков остаются теми же.
Если смена не была сделана по достижении лидирующей
командой 8 очков, она должна быть произведена сразу, как
только выявлена эта погрешность. Счет, достигнутый к
моменту, когда такая смена производится, остается тем же
Запросы тайм-аута должны осуществляться показом
соответствующего жеста, когда мяч находится вне игры и
до свистка на подачу. Все запрашиваемые тайм-ауты
длятся 30 секунд.
На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях
обязательным является использование зуммера и
затем жеста для запроса тайм-аута.
Замена является действием, которым игрок, иной чем
Либеро или замещенный им/ею игрок, после записи
секретарем, входит в игру, чтобы занять позицию другого
игрока, который должен покинуть площадку в этот момент.
Когда замена является вынужденной вследствие травмы
игрока, находящегося в игре, она может сопровождаться
показом соответствующего жеста тренером (или игровым
капитаном).
Удаленный или дисквалифицированный игрок
должен быть немедленно заменен по правилам замены.
Если это невозможно, команда объявляется неполной.
Проступки незначительного неправильного поведения не
являются предметом для санкций. Обязанностью 1
го
судьи
является предотвращение приближения команд к уровню
нарушений, за которые налагаются санкции.
Это делается в два этапа:
Этап 1: устное предупреждение через игрового капитана;
Этап 2: предъявляется ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
соответствующему члену (членам) команды. Это
официальное предупреждение не является само по себе
санкцией, но является символом того, что член команды (и
команда в целом) достиг уровня наложения санкций в
матче. Оно записывается в протокол, но не имеет
немедленных последствий.
Первое грубое поведение в матче любого члена команды
наказывается очком и подачей соперника.
Член команды, на которого наложена санкция удаление, не
должен участвовать в игре в оставшейся части партии,
должен быть заменен в соответствии с правилами замены
немедленно, если находится на площадке, и должен сидеть
на месте для удаленных без других последствий.
Удаленный тренер теряет свое право вмешиваться в ход
партии и должен сидеть на месте для удаленных.
Первое оскорбительное поведение члена команды
наказывается удалением без других последствий.
Второе грубое поведение одного и того же члена команды в
том же матче наказывается удалением без других
последствий.
Член команды, на которого наложена санкция
дисквалификация, должен быть заменен в соответствии с
правилами замены немедленно, если находится на
площадке, и должен покинуть Контрольную Зону
Соревнования до конца матча без других последствий.
За первый случай физического нападения, или
подразумеваемой или угрожающей агрессии налагается
санкция дисквалификация без других последствий.
Второе оскорбительное поведение одного и того же члена
команды в том же матче наказывается дисквалификацией
без других последствий.
Третье грубое поведение одного и того же члена команды в
том же матче наказывается дисквалификацией без других
последствий.
Партия, (за исключением решающей 5-й партии)
выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков
с преимуществом минимум в два очка. В случае равного
счета 24-24 игра продолжается до достижения
преимущества в 2 очка (26-24; 27-25; …).
Победителем матча является команда, которая выигрывает
При равном счете 2-2, решающая партия 5-я играется до 15
очков и минимального преимущества в 2 очка.
Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или
любой частью руки после того, как он подброшен или
выпущен с руки (рук).
Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1-го судьи на подачу.
Игроки подающей команды не должны индивидуальным или
групповым заслоном мешать своим соперникам видеть
подающего и траекторию полета мяча.
Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон,
размахивая руками, прыгая или перемещаясь вдоль сетки
во время выполнения подачи, или образуют группу, чтобы
скрыть подающего и траекторию полета мяча.
Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок
не находится в своей правильной позиции в момент удара
по мячу подающим. Включая, когда игрок находится на
площадке в результате неправомерной замены.
Если подающий совершает ошибку при подаче в момент
удара на подаче, ошибка подающего превалирует над
позиционной ошибкой.
Если подача становится ошибочной после удара на подаче,
засчитывается позиционная ошибка.
Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; игроки занимают свои правильные позиции.
Мяч считается «в площадке», если в любой момент его контакта с полом какая-либо часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии.
Мяч считается «за» когда:
- часть мяча, которая касается пола, находится полностью за
ограничительными линиями - он касается предмета за пределами площадки, потолка или
не участвующего в игре человека - он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми
лентами - он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или
полностью за пределами площади перехода, исключая
ситуацию Правила 10.1.2 - он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.
Мяч не должен быть схвачен и/или брошен. Он может
отскочить в любом направлении.
мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при
ударе.
Игрок ударяет мяч дважды подряд,
или мяч касается различных частей его/ее тела
последовательно.
Команда касается мяча четыре раза до его
возврата
Игрок мешает игре соперника, (среди прочего):
- касаясь сетки между антеннами или самой антенны во время его/ее игрового действия с мячом
- используя сетку между антеннами в качестве поддержки или средства устойчивости
- создавая несправедливое преимущество над соперником касанием
сетки - совершая действия, которые препятствуют
правомерной попытке соперника сыграть мяч.
Игрок касается мяча или соперника в пространстве
соперника до или во время атакующего удара соперника.
Игрок ударяет мяч в игровом пространстве
противоположной команды.
При блокировании игрок может переносить кисти и руки по
другую сторону сетки, при условии что это действие не
мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча
на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен
атакующий удар.
Блокирующий касается мяча в пространстве СОПЕРНИКА
до или одновременно с атакующим ударом соперника.
Игрок задней линии завершает атакующий удар из
передней зоны, когда в момент удара мяч находится
полностью выше верхнего края сетки.
Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником
мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью
выше верхнего края сетки.
Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара
мяч находится полностью выше верхнего края сетки.
Пересечение мячом нижней площади или
Подающий касается площадки (лицевой линии) или
Игрок заступает за пределы своей площадки в момент удара на подаче
Игрок полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой
Команда совершает ошибку, выполняя игровое действие
вопреки правилам (или иным образом нарушая их). Судьи
оценивают ошибки и определяют последствия в
соответствии с Правилами:
- если две или более ошибки совершены последовательно,
только первая ошибка принимается во внимание - если две или более ошибки совершены соперниками
одновременно, это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ и
розыгрыш переигрывается
Принимать решения о ошибках в игре с мячом
Любой дальнейший неправильный запрос той же команды в
матче является задержкой
Первая задержка в матче членом команды влечет
наложение санкции «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ».
Вторая и последующие задержки любого вида любым
членом одной и той же команды в том же матче являются
ошибкой и влекут наложение санкции «ЗАМЕЧАНИЕ ЗА
ЗАДЕРЖКУ»: очко и подача соперника.
Источник: Официальные волейбольные правила 2015-2016 (Всероссийская федерация волейбола)
1-й судья разрешает подачу после проверки того, что обе команды готовы играть, и подающий владеет мячом.
Если ошибка зафиксирована свистком 1-го судьи, он должен показать в следующем порядке:
- команду, которая будет подавать
- характер ошибки
- игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости)
Если ошибка зафиксирована свистком 2-го судьи, он должен показать:
- характер ошибки
- игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости)
- команду, которая будет подавать, вслед за жестом 1-го судьи
После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии
В решающей партии, как только лидирующая команда набирает 8 очков, компанды без задержки меняются площадками, и позиции игроков остаются теми же.
Если смена не была сделана по достижении лидирующей
командой 8 очков, она должна быть произведена сразу, как
только выявлена эта погрешность. Счет, достигнутый к
моменту, когда такая смена производится, остается тем же
Запросы тайм-аута должны осуществляться показом
соответствующего жеста, когда мяч находится вне игры и
до свистка на подачу. Все запрашиваемые тайм-ауты
длятся 30 секунд.
На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях
обязательным является использование зуммера и
затем жеста для запроса тайм-аута.
Замена является действием, которым игрок, иной чем
Либеро или замещенный им/ею игрок, после записи
секретарем, входит в игру, чтобы занять позицию другого
игрока, который должен покинуть площадку в этот момент.
Когда замена является вынужденной вследствие травмы
игрока, находящегося в игре, она может сопровождаться
показом соответствующего жеста тренером (или игровым
капитаном).
Удаленный или дисквалифицированный игрок
должен быть немедленно заменен по правилам замены.
Если это невозможно, команда объявляется неполной.
Проступки незначительного неправильного поведения не
являются предметом для санкций. Обязанностью 1
го
судьи
является предотвращение приближения команд к уровню
нарушений, за которые налагаются санкции.
Это делается в два этапа:
Этап 1: устное предупреждение через игрового капитана;
Этап 2: предъявляется ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
соответствующему члену (членам) команды. Это
официальное предупреждение не является само по себе
санкцией, но является символом того, что член команды (и
команда в целом) достиг уровня наложения санкций в
матче. Оно записывается в протокол, но не имеет
немедленных последствий.
Первое грубое поведение в матче любого члена команды
наказывается очком и подачей соперника.
Член команды, на которого наложена санкция удаление, не
должен участвовать в игре в оставшейся части партии,
должен быть заменен в соответствии с правилами замены
немедленно, если находится на площадке, и должен сидеть
на месте для удаленных без других последствий.
Удаленный тренер теряет свое право вмешиваться в ход
партии и должен сидеть на месте для удаленных.
Первое оскорбительное поведение члена команды
наказывается удалением без других последствий.
Второе грубое поведение одного и того же члена команды в
том же матче наказывается удалением без других
последствий.
Член команды, на которого наложена санкция
дисквалификация, должен быть заменен в соответствии с
правилами замены немедленно, если находится на
площадке, и должен покинуть Контрольную Зону
Соревнования до конца матча без других последствий.
За первый случай физического нападения, или
подразумеваемой или угрожающей агрессии налагается
санкция дисквалификация без других последствий.
Второе оскорбительное поведение одного и того же члена
команды в том же матче наказывается дисквалификацией
без других последствий.
Третье грубое поведение одного и того же члена команды в
том же матче наказывается дисквалификацией без других
последствий.
Партия, (за исключением решающей 5-й партии)
выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков
с преимуществом минимум в два очка. В случае равного
счета 24-24 игра продолжается до достижения
преимущества в 2 очка (26-24; 27-25; …).
Победителем матча является команда, которая выигрывает
При равном счете 2-2, решающая партия 5-я играется до 15
очков и минимального преимущества в 2 очка.
Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или
любой частью руки после того, как он подброшен или
выпущен с руки (рук).
Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1-го судьи на подачу.
Игроки подающей команды не должны индивидуальным или
групповым заслоном мешать своим соперникам видеть
подающего и траекторию полета мяча.
Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон,
размахивая руками, прыгая или перемещаясь вдоль сетки
во время выполнения подачи, или образуют группу, чтобы
скрыть подающего и траекторию полета мяча.
Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок
не находится в своей правильной позиции в момент удара
по мячу подающим. Включая, когда игрок находится на
площадке в результате неправомерной замены.
Если подающий совершает ошибку при подаче в момент
удара на подаче, ошибка подающего превалирует над
позиционной ошибкой.
Если подача становится ошибочной после удара на подаче,
засчитывается позиционная ошибка.
Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; игроки занимают свои правильные позиции.
Мяч считается «в площадке», если в любой момент его контакта с полом какая-либо часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии.
Мяч считается «за» когда:
- часть мяча, которая касается пола, находится полностью за
ограничительными линиями - он касается предмета за пределами площадки, потолка или
не участвующего в игре человека - он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми
лентами - он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или
полностью за пределами площади перехода, исключая
ситуацию Правила 10.1.2 - он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.
Мяч не должен быть схвачен и/или брошен. Он может
отскочить в любом направлении.
мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при
ударе.
Игрок ударяет мяч дважды подряд,
или мяч касается различных частей его/ее тела
последовательно.
Команда касается мяча четыре раза до его
возврата
Игрок мешает игре соперника, (среди прочего):
- касаясь сетки между антеннами или самой антенны во время его/ее игрового действия с мячом
- используя сетку между антеннами в качестве поддержки или средства устойчивости
- создавая несправедливое преимущество над соперником касанием
сетки - совершая действия, которые препятствуют
правомерной попытке соперника сыграть мяч.
Игрок касается мяча или соперника в пространстве
соперника до или во время атакующего удара соперника.
Игрок ударяет мяч в игровом пространстве
противоположной команды.
При блокировании игрок может переносить кисти и руки по
другую сторону сетки, при условии что это действие не
мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча
на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен
атакующий удар.
Блокирующий касается мяча в пространстве СОПЕРНИКА
до или одновременно с атакующим ударом соперника.
Игрок задней линии завершает атакующий удар из
передней зоны, когда в момент удара мяч находится
полностью выше верхнего края сетки.
Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником
мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью
выше верхнего края сетки.
Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара
мяч находится полностью выше верхнего края сетки.
Пересечение мячом нижней площади или
Подающий касается площадки (лицевой линии) или
Игрок заступает за пределы своей площадки в момент удара на подаче
Игрок полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой
Команда совершает ошибку, выполняя игровое действие
вопреки правилам (или иным образом нарушая их). Судьи
оценивают ошибки и определяют последствия в
соответствии с Правилами:
- если две или более ошибки совершены последовательно,
только первая ошибка принимается во внимание - если две или более ошибки совершены соперниками
одновременно, это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ и
розыгрыш переигрывается
Принимать решения о ошибках в игре с мячом
Любой дальнейший неправильный запрос той же команды в
матче является задержкой
Первая задержка в матче членом команды влечет
наложение санкции «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ».
Вторая и последующие задержки любого вида любым
членом одной и той же команды в том же матче являются
ошибкой и влекут наложение санкции «ЗАМЕЧАНИЕ ЗА
ЗАДЕРЖКУ»: очко и подача соперника.
Источник: Официальные волейбольные правила 2015-2016 (Всероссийская федерация волейбола)
Очень часто бывает так, что люди, занимаясь много лет волейболом (а то и всю жизнь!), правила игры знают недостаточно хорошо. То же самое можно сказать и про жесты судьи в волейболе. Конечно, основные жесты знакомы всем (подающая сторона, аут, конец партии или матча и др.). Но вот похвастаться знанием всех 30-ти жестов судьи в волейболе (а их именно столько), поверьте, может далеко не каждый.
Я надеюсь, что после прочтения этой статьи, где показаны все 30 жестов, с картинками, пояснениями и комментариями, у Вас не останется больше вопросов и «белых пятен» по этой теме.
Судейская бригада, обслуживающая любой официальный волейбольный матч, состоит из следующих лиц:
— 1-ый судья,
— 2-ой судья,
— секретарь (иногда и помощник секретаря),
— четыре (иногда два) линейных.
Только 1-ый судья, 2-ой судья и линейные (их расположение показано на рисунке) могут использовать в работе официальные жесты и сигналы.
1-ый судья стоит на судейской вышке, расположенной у одного из концов сетки.
2-ой судья располагается за пределами игровой площадки, стоя, около стойки, на противоположной стороне от 1-го судьи, лицом в его сторону.
Линейные стоят в свободной зоне в 1-3 м от каждого угла площадки, на воображаемом продолжении линии, которую они контролируют.
Если используются только два линейных (на рисунке не показаны), то они стоят в углах площадки, ближайших к правой руке каждого судьи, по диагонали, в 1-2 м от углов площадки. Каждый из них контролирует две линии – боковую и лицевую – на своей стороне.
Приведенные в статье жесты судей волейбола содержат название жеста, информацию о том, какие судьи жест выполняют, его описание и иллюстрацию.
Официальные жесты судьи в волейболе
- РАЗРЕ
ШЕНИЕ ПОДАВАТЬ (жест выполняет 1-ый судья)
Движением руки указать направление подачи
1-ый судья разрешает подачу (дает свисток) после проверки того, что обе команды готовы играть, и подающий владеет мячом.
ПОДАЮЩАЯ КОМАНДА (жест выполняет 1-ый и 2-ой судья)
Вытянуть руку в сторону команды, которая должна подавать
Если ошибка зафиксирована свистком 1го судьи, он/она должен показать в следующем порядке:
а) команду, которая будет подавать;
б) характер ошибки;
с) игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости).
Если ошибка зафиксирована свистком 2-го судьи, он/она должен показать:
а) характер ошибки;
б) игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости);
с) команду, которая будет подавать, вслед за жестом 1-го судьи.
СМЕНА ПЛОЩАДОК (жест выполняет 1-ый судья)
Поднять предплечья спереди и сзади и повернуть их вокруг корпуса
После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии.
В решающей партии, как только лидирующая команда набирает 8 очков, команды без задержки меняются площадками и позиции игроков остаются теми же.
Если смена не была сделана по достижении лидирующей командой 8 очков, она должна быть произведена сразу, как только выявлена эта погрешность. Счет, достигнутый к моменту, когда такая смена производится, остается тем же.
ТАЙМ-АУТ (жест выполняет 2-ой судья, в случае необходимости – 1-ый судья)
Расположить ладонь одной руки над пальцами другой, удерживаемой вертикально (в форме Т), и затем указать запрашивающую команду
Запросы тайм-аута должны осуществляться показом соответствующего жеста, когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу. Все запрашиваемые тайм-ауты длятся 30 секунд.
На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях обязательным является использование зуммера и затем жеста для запроса тайм-аута.
ЗАМЕНА (жест выполняют 1-ый и 2-ой судьи, в случае необходимости)
Круговое движение предплечьями вокруг друг друга
Замена является действием, которым игрок, иной чем Либеро или замещенный им/ею игрок, после записи секретарем, входит в игру, чтобы занять позицию другого игрока, который должен покинуть площадку в этот момент.
Когда замена является вынужденной вследствие травмы игрока, находящегося в игре, она может сопровождаться показом соответствующего жеста тренером (или игровым капитаном).
Удаленный или дисквалифицированный игрок должен быть немедленно заменен по правилам замены. Если это невозможно, команда объявляется неполной.
6а. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (жест выполняет 1-ый судья)
Показать желтую карточку для предупреждения
Проступки незначительного неправильного поведения не являются предметом для санкций. Обязанностью 1-го судьи является предотвращение приближения команд к уровню нарушений, за которые налагаются санкции.
Это делается в два этапа:
Этап 1: устное предупреждение через игрового капитана;
Этап 2: предъявляется ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА соответствующему члену (членам) команды. Это официальное предупреждение не является само по себе санкцией, но является символом того, что член команды (и команда в целом) достиг уровня наложения санкций в матче. Оно записывается в протокол, но не имеет немедленных последствий.
6б. ЗАМЕЧАНИЕ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (жест выполняет 1-ый судья)
Показать красную карточку для замечания
Первое грубое поведение в матче любого члена команды наказывается очком и подачей соперника (предъявляется КРАСНАЯ КАРТОЧКА).
УДАЛЕНИЕ (жест выполняет 1-ый судья)
Показать обе карточки вместе для удаления
Первое оскорбительное поведение члена команды наказывается удалением без других последствий.
Второе грубое поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается удалением без других последствий.
Член команды, на которого наложена санкция удаление, не должен участвовать в игре в оставшейся части партии, должен быть заменен в соответствии с правилами замены немедленно, если находится на площадке, и должен сидеть на месте для удаленных без других последствий.
Удаленный тренер теряет свое право вмешиваться в ход партии и должен сидеть на месте для удаленных.
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ (жест выполняет 1-ый судья)
Показать красную и желтую карточки раздельно для дисквалификации
Второе оскорбительное поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается дисквалификацией без других последствий.
Третье грубое поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается дисквалификацией без других последствий.
Член команды, на которого наложена санкция дисквалификация, должен быть заменен в соответствии с правилами замены немедленно, если находится на площадке, и должен покинуть Контрольную Зону Соревнования до конца матча без других последствий.
За первый случай физического нападения, или подразумеваемой или угрожающей агрессии налагается санкция дисквалификация без других последствий.
КОНЕЦ ПАРТИИ (ИЛИ МАТЧА) (жест выполняет 1-ый судья, в случае необходимости – 2-ой судья)
Скрестить предплечья с открытыми кистями перед грудью
Партия, (за исключением решающей 5-ой партии) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. В случае равного счета 24-24 игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24; 27-25; и т.д.).
Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.
При равном счете 2-2, решающая 5-я партия играется до 15 очков и минимального преимущества в 2 очка.
МЯЧ НЕ ПОДБРОШЕН ИЛИ НЕ ВЫПУЩЕН ПРИ УДАРЕ НА ПОДАЧЕ (жест выполняет 1-ый судья)
Поднять вытянутую руку с обращенной вверх ладонью
Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук).
ЗАДЕРЖКА ПРИ ПОДАЧЕ (жест выполняет 1-ый судья)
Поднять восемь разведенных пальцев
Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1-го судьи на подачу.
ОШИБКА ПРИ БЛОКИРОВАНИИ ИЛИ ЗАСЛОН (жест выполняют и 1-ый и 2-ой судьи)
Поднять обе руки вертикально ладонями вперед
Блокирование подачи соперника.
Либеро не может подавать, блокировать или пытаться блокировать.
Игроки подающей команды не должны индивидуальным или групповым заслоном мешать соперникам видеть подающего и траекторию полета мяча.
Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь в боковом направлении во время выполнения подачи, или образуют группу, тем самым скрывая и подающего, и траекторию полета мяча до того, как мяч достигнет вертикальной плоскости сетки.
ПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА ИЛИ ОШИБКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ (жест выполняют и 1-ый и 2-ой судьи)
Совершить круговое движение указательным пальцем
Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. Когда игрок находится на площадке в результате неправомерной замены и игра возобновляется, то это считается позиционной ошибкой с последствиями неправомерной замены.
Если подающий совершает ошибку при подаче в момент удара на подаче, ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой.
Если подача становится ошибочной после удара на подаче, засчитывается позиционная ошибка.
Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; игроки занимают свои правильные позиции.
МЯЧ «В ПЛОЩАДКЕ» (жест выполняет 1-ый судья, в случае необходимости – 2-ой судья)
Указать рукой и пальцами в направлении пола
Мяч считается «в площадке», если в любой момент его контакта с полом какая-либо часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии.
МЯЧ «ЗА» (жест выполняют и 1-ый и 2-ой судьи)
Поднять вертикально предплечья с открытыми ладонями, обращенными к корпусу
Мяч считается «за» когда:
все части мяча, который контактирует с полом, находятся полностью за ограничительными линиями;
он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;
он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами;
он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода, исключая ситуацию, когда мяч может быть возвращен из свободной зоны соперника (Правила 10.1.2);
он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.
ЗАХВАТ (жест выполняет 1-ый судья)
Медленно поднять предплечье с обращенной вверх ладонью
ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе.
ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ (жест выполняет 1-ый судья)
Поднять два разведенных пальца
ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.
ЧЕТЫРЕ УДАРА (жест выполняет 1-ый судья)
Поднять четыре разведенных пальца
ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча четыре раза до его возврата на сторону противника.
КАСАНИЕ СЕТКИ ИГРОКОМ ИЛИ ПОДАННЫЙ МЯЧ КАСАЕТСЯ СЕТКИ МЕЖДУ АНТЕННАМИ И НЕ ПЕРЕСЕКАЕТ ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ СЕТКИ (жест выполняют и 1-ый и 2-ой судьи)
Указать соответствующую сторону сетки соответствующей рукой
Игрок мешает игре, (среди прочего):
– касаясь сетки между антеннами или самой антенны во время его/ее игрового действия с мячом,
– используя сетку между антеннами в качестве поддержки или средства устойчивости,
— создавая несправедливое преимущество над соперником касанием сетки,
– совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника игры с мячом,
– хватаясь/держась за сетку.
Любой игрок, который находится близко к играемому мячу, и тот, кто совершает попытку игры с мячом, рассматривается как участвующий в игровом действии с мячом даже в том случае, если контакта с мячом не происходит. Однако, касание сетки за антенной не должно рассматриваться как ошибка (если сетка не используется в качестве поддержки (Правило 9.1.3)).
КАСАНИЕ ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ СЕТКИ (жест выполняет 1-ый судья)
Расположить руку над сеткой ладонью вниз
Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.
Игрок ударяет по мячу в игровом пространстве противоположной команды.
Блокирующий касается мяча в пространстве СОПЕРНИКА до или одновременно с атакующим ударом соперника.
ОШИБКА ПРИ АТАКУЮЩЕМ УДАРЕ (жест выполняют и 1-ый и 2-ой судьи)
Сделать движение вниз предплечьем с открытой кистью
Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.
Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.
Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.
Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, когда передача на удар выполнена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне.
ПЕРЕХОД НА ПЛОЩАДКУ СОПЕРНИКА ИЛИ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МЯЧОМ НИЖНЕЙ ПЛОЩАДИ ИЛИ ПОДАЮЩИЙ КАСАЕТСЯ ПЛОЩАДКИ (ЛИЦЕВОЙ ЛИНИИ) ИЛИ ИГРОК ЗАСТУПАЕТ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ ПЛОЩАДКИ В МОМЕНТ УДАРА НА ПОДАЧЕ (жест выполняют и 1-ый и 2-ой судьи)
Указать на среднюю линию или на соответствующую линию
Мяч полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.
Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника.
В момент удара по мячу при подаче или отталкивания для подачи в прыжке подающий не должен касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности за пределами зоны подачи.
ОБОЮДНАЯ ОШИБКА ИЛИ ПЕРЕИГРОВКА (жест выполняет 1-ый судья)
Поднять оба больших пальца вертикально
Если две или более ошибки совершены соперниками одновременно, это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ и розыгрыш переигрывается.
Если имеет место любая внешняя помеха во время игры, игра должна быть остановлена и розыгрыш переигран.
КАСАНИЕ МЯЧА (жест выполняет 1-ый судья)
Провести ладонью одной руки по пальцам другой, удерживаемой вертикально
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ / ЗАМЕЧАНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ (жест выполняет 1-ый судья)
Прикрыть запястье желтой карточкой (предупреждение) и красной карточкой (замечание)
Любой повторный неправильный запрос той же команды в матче является задержкой.
Первая задержка в матче членом команды влечет наложение санкции “ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ”.
Вторая и последующие задержки любого вида любым членом одной и той же команды в том же матче являются ошибкой и влекут наложение санкции “ЗАМЕЧАНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ”: очко и подача соперника.
Жесты линейного судьи в волейболе
МЯЧ «В ПЛОЩАДКЕ»
Указать флагом вниз
Мяч считается «в площадке», если в момент его контакта с полом какая-либо часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии.
МЯЧ «ЗА»
Поднять флаг вертикально
Мяч считается «за» когда все части мяча, который контактирует с полом, находятся полностью за ограничительными линиями.
КАСАНИЕ МЯЧА
Поднять флаг и коснуться его вершины ладонью свободной руки
ОШИБКИ ПЛОЩАДИ ПЕРЕХОДА, КАСАНИЕ МЯЧОМ ПОСТОРОННЕГО ПРЕДМЕТА, ИЛИ ЗАСТУП ЛЮБОГО ИГРОКА ПРИ ПОДАЧЕ
Махать флагом над головой и указывать на антенну или соответствующую линию
Мяч касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека.
Мяч касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами.
Мяч пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода, исключая ситуацию, когда он может быть возвращен из свободной зоны соперника (Правила 10.1.2).
В момент удара по мячу при подаче или отталкивания для подачи в прыжке подающий не должен касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности за пределами зоны подачи.
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Поднять и скрестить оба предплечья перед грудью
Судья должен показывать официальными жестами причину свистка (характер ошибки, зафиксированной свистком, или цель разрешенного перерыва). Линейные должны показывать официальными сигналами флагом характер зафиксированной ошибки. Все жесты судьи в волейболе должны выдерживаться некоторое время.
Редко можно встретить человека, который бы никогда не играл в волейбол. Все мы с вами учились в школе, и волейбол был нашим спутником на уроках физкультуры. Зона отдыха, детский лагерь, пляж — люди везде привыкли играть с мячом. Проблема одна — не многие из нас знакомы досконально с волейбольными правилами. Во время просмотра матчей профессиональных команд за соблюдением правил следят судьи и своей реакцией указывают, в каком направлении дальше должна пойти игра, и как действовать волейболистам или тренерам.
Правила волейбола, история игры, описание
Рефери в волейболе
Волейбольный матч обслуживает бригада арбитров в составе главного рефери, его помощника, линейных судей и судьи-секретаря. Главный арбитр работает на вышке посредине площадки перед сеткой, он сигнализирует о начале матча и его окончании, контролирует нарушения, предоставляет тайм-ауты. Помощник располагается с противоположной стороны сетки и помогает главному рефери в случае спорных ситуаций. Линейные судьи с флажками работают на линиях площадки. Судья-секретарь отвечает за ведение протокола. Видеоассистенты просматривают спорные эпизоды. Любое действие арбитров определяется жестами. Сигналы зачастую оказываются непонятными. Так что же показывают судьи в волейболе?
Жесты главного арбитра
Волейбольный матч обслуживает бригада арбитров в составе главного рефери, его помощника, линейных судей и судьи-секретаря. Главный арбитр работает на вышке посредине площадки перед сеткой, он сигнализирует о начале матча и его окончании, контролирует нарушения, предоставляет тайм-ауты. Помощник располагается с противоположной стороны сетки и помогает главному рефери в случае спорных ситуаций. Линейные судьи с флажками работают на линиях площадки. Судья-секретарь отвечает за ведение протокола. Видеоассистенты просматривают спорные эпизоды. Любое действие арбитров определяется жестами. Сигналы зачастую оказываются непонятными. Так что же показывают судьи в волейболе?
Жесты главного арбитра
- Подача разрешена. Судья указывает прямой рукой в сторону подающей команды.
- Подача команды. После разрешения подачи судья сгибает руку в локте и направляет в сторону команды-соперника.
- Смена сторон поля. Одна рука судьи согнута в локте перед собой параллельно полю, другую в том же положении отводит за спину и затем меняет их позицию.
- Перерыв (тайм-аут). Ладони судьи сложены буквой Т и затем прямая рука указывает на команду, запросившую тайм-аут.
- Замена. Руки согнуты в локтях параллельно площадке, затем судья производит круговые движения предплечьями.
- Завершение матча (партии). Судья сгибает руки в локтях и скрещивает их на груди.
- Предупреждение за нарушение дисциплины. Судья показывает волейболисту желтую карточку.
- Удаление игрока. Судья показывает волейболисту красную карточку.
- Дисквалификация игрока. Судья показывает волейболисту карточки обоих цветов.
- Мяч не подбрасывался при подаче. Судья вытягивает руку ладонью вверх.
- Задержка подачи. Судья показывает руками восемь пальцев (нельзя владеть мячом при подаче более восьми секунд).
- Заслон. Руки судьи подняты вверх ладонями вперед.
- Ошибка в расстановке или при переходе. Судья демонстрирует перед собой круговое движение указательным пальцем .
- Мяч в площадке. Судья рукой указывает на площадку, ладонь прямая.
- Мяч за линией площадки. Руки судьи согнуты в локтях, располагаются параллельно ладонями внутрь
- Задержка мяча. Судья медленно поднимает предплечье, ладонь направлена вверх.
- Двойное касание. Судья показывает два пальца.
- Четыре касания. Судья показывает четыре пальца.
- Касание игроком сетки. Судья касается сетки со стороны команды, игрок которой задел сетку.
- Игра поверх сетки на стороне соперника. Рефери держит руку над сеткой.
- Нарушение при ударе. Судья вытягивает руку вверх и сгибает ее в локте ладонью вниз.
- Нарушение границ площадки. Судья указывает на соответствующую разделительную линию.
- Обоюдная ошибка и переигровка. Судья показывает большие пальцы обеих рук
- Касание мяча. Удерживая руки в вертикальном положении, судья касается ладонью пальцев другой руки.
- Замечание за промедление. Руки подняты над головой и согнуты в локтях, ладонью одной судья накрывает запястье другой руки.
Жесты линейных судей
- Мяч в поле. Судья направляет флажок вниз.
- Мяч за пределами площадки. Судья направляет флажок вверх.
- Касание мяча. Судья поднимает флажок и накрывает его свободной рукой.
- Судейство невозможно. Судья скрещивает руки перед собой.
Позиции в волейболе
Волейбольная площадка
Просмотров 59.8к. Обновлено 22.03.2022
Волейбол — это вид спорта, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Среди любителей волейбола игра используется как развлечение и активный способ отдыха. Игра отличается своими простыми правилами и доступным инвентарем. Правила вида спорта «Волейбол» утверждены приказом Министерства спорта РФ от 1 ноября 2017 г. N 948.
В 2021 году на 37-м Конгрессом ФИВБ утвердили новые официальные правила по волейболу на 2021-2024 гг. Эти же правили действуют с 1 сентября 2021 года на всех соревнованиях, проводимые под эгидой ВФВ на территории России.
Текст правил на русском языке подготовлен Методической комиссией Всероссийской Коллегии Судей ВФВ (Шестаков Ю. А.).
Содержание (нажмите, чтобы свернуть)
- Краткие правила игры
- Размеры игрового поля
- Игровая поверхность
- Зоны и места в волейболе
- Разметка волейбольной площадки
- Ограничительные линии
- Средняя линия
- Линия атаки
- Ограничительная линия тренера
- Сетка
- Антенна
- Стойки
- Температура и освещение
- Требования к волейбольному мячу
- Система пяти мячей
- Экипировка
- Требования к нумерации на футболке
- Игровой формат
- Набор очка, выигрыш партии и матча
- Неявка и неполная команда
- Структура игры
- Позиции
- Состояние игры
- Игра с мячом
- Первый удар команды
- Одновременные контакты
- Характеристики удара
- Ошибки при игре с мячом
- Мяч у сетки
- Игрок у сетки
- Перенос через сетку
- Проникновение игрока под сеткой
- Контакт игрока с сеткой
- Ошибки игрока у сетки
- Подача
- Порядок подачи
- Выполнение подачи
- Ошибки, совершенные во время подачи
- Ошибки при подаче и позиционные ошибки
- Заслон
- Атакующий удар
- Ограничения атакующего удара
- Ошибки при атакующем ударе
- Блок
- Ошибки блокирования
- Перерывы, тайм-ауты, интервалы
- Тайм-ауты и технические тайм-ауты
- Интервалы
- Смена площадок
- Игрок либеро
- Игровые действия либеро
- Руководство и участники соревнований
- Организационный комитет
- Судейская бригада
- Команда
- Возрастные группы
- Системы проведения соревнований
- Соревнования по круговой системе
- Судьи
- Местонахождения судей
- Жесты судей
- Сигналы флагом линейных
- Предупреждения и санкции за неправильное поведение
- Предупреждения и санкции за задержку
- Официальные документы
- Вопрос-ответ по правилам игры в волейбол
Краткие правила игры
- Цель игры. Перед командой стоит задача – направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника.
- Три касания. Команда имеет право сделать три касания для возвращения мяча, при этом касание при блокировании не учитывается.
- Подача мяча. Мяч вводится в игру подачей. Подающий игрок ударом направляет мяч над сеткой сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его «за», или ошибки команды при возвращении мяча.
- Система «Розыгрыш-Очко». В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко. Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Размеры игрового поля
Соревнования в волейболе проходят на игровом поле прямоугольной формы, которое состоит из:
- игровой площадки, на ней проходит непосредственно играя;
- свободной зоны — пространство вокруг волейбольной площадки шириной 3,0 м;
- свободного игрового пространства — пространство над игровым полем.
Стороны волейбольной площадки должны быть симметричны, а поверхность игрового поля — плоской, горизонтальной, однообразной.
Размеры волейбольной площадки составляют:
- длина — 18,0 м;
- ширина — 9,0 м.
Пространство над игровым полем должно быть свободным от любых препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства — 7,0 м от игровой поверхности.
Размеры | Соревнования РФ | Соревнования ФИВБ, мировые и официальные |
Длина волейбольной площадки | 18,0 м | 18,0 м |
Ширина волейбольной площадки | 9,0 м | 9,0 м |
Свободная зона | со всех сторон по 3,0 м | от боковых линий — 5,0 м от лицевых линий — 6,5 м |
Свободное игровое пространство | минимум 7,0 м | минимум 12,5 м |
Игровая поверхность
Требования к игровой поверхности:
- плоская;
- горизонтальная;
- однообразная;
- безопасная;
- деревянная или синтетическая;
- цвет в залах — светлый;
- на открытых площадках разрешен уклон 5,0 мм на 1,0 м для дренажа.
Для ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнований белый цвет линий является обязательным. Другие цвета, отличающиеся друг от друга, необходимы для игровой площадки и свободной зоны. Игровая площадка может быть из разных цветов, устанавливающих различие между передней зоной и задней зоной.
Официальные волейбольные правила 2021-2024
Схема: игровое поле
(Источник: «Официальные волейбольные правила 2017-2020 ФИВБ»)
Зоны и места в волейболе
Игровое поле поделено на зоны:
- Передняя зона на каждой площадке ограничена осью средней линии и задним краем линии атаки. Считается, что передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.
- Зона подачи представляет участок шириной 9,0 м, расположенный позади каждой лицевой линии. Ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной по 15,0 см на расстоянии 20 см друг от друга, нанесенные как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. По глубине зона подачи простирается до конца свободной зоны.
- Зона замены ограничена продолжением обеих линий атаки и простирается до стола секретаря.
- Зона замещения либеро представляет часть свободной зоны на стороне скамеек команд. Ограничена продолжением линии атаки и простирается до лицевой линии.
- Место разминки расположены за пределами свободной зоны в обоих углах на стороне скамеек команд, где они не должны препятствовать обзору зрителей, или же позади скамейки команды, где трибуна начинается выше 2,5 м от поверхности площадки. Представляет собой площадку размером 3,0×3,0 м. Обязательно для официальных и мировых турниров, соревнований ФИВБ.
- Место удаленных — площадка размером 1,0×1,0 м, расположенная в контрольной зоне за продолжением каждой лицевой линии и оборудованная двумя стульями. Площадка может быть ограничена красной линией шириной 5,0 см.
Схема: соревновательная/контрольная зона
(Источник: «Официальные волейбольные правила 2017-2020 ФИВБ»)
Разметка волейбольной площадки
Требования к линиям на волейбольной площадки:
- ширина — 5,0 см;
- цвет — светлый, отличный от цвета пола;
- белый цвет линий — обязательный для соревнований: мировых, официальных, ФИВБ.
В волейболе на игровое поле наносятся 7 линий:
- Ограничительные линии — 4 штуки.
- Средняя линия — 1 штука.
- Линия атаки — 2 штуки.
Ограничительные линии
Волейбольную площадку ограничивают четыре линии — две боковые и две лицевые.
Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.
Средняя линия
Средняя линия наносится на волейбольное поле под сеткой от одной боковой линии до другой и разделяет его на две одинаковые площадки. Размер каждой площадки — 9,0×9,0 м. Ширина средней линии принадлежит каждой площадке в равной степени.
Линия атаки
Линия ограничивает переднюю зону. Расстояние от оси до заднего края линии атаки составляет 3,0 м.
Ограничительная линия тренера
Наносится на официальных и мировых турнирах, соревнованиях ФИВБ для ограничения зоны действия тренера. Представляют собой пунктирную линию, которая продолжается от линии атаки до лицевой линии площадки параллельно боковой линии на расстоянии 1,75 м от нее. Состоит из 5-ти коротких линий шириной 5,0 см, нанесенных через 20,0 см.
Схема: игровая площадка
(Источник: «Официальные волейбольные правила 2017-2020 ФИВБ»)
Сетка
Требования к сетке:
- Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии.
- Высота сетки измеряется на середине волейбольной площадки от пола до верхнего края сетки.
- Высота должна быть совершенно одинаковой над двумя боковыми линиями.
- Высота над двумя боковыми линиями не может превышать официальную высоту более чем на 2,0 см.
- Края сетки окантованы горизонтальными лентами шириной: для верха — 7,0 см, для низа — 5,0 см.
- Две боковые белые ленты прикрепляются вертикально к сетке и располагаются непосредственно над каждой боковой линией. Размеры ленты: ширина — 5,0 см, длина — 1,0 м. Ленты считаются частью сетки.
Официальная высота сетки на соревнованиях составляет:
- для мужчин — 2,43 м;
- для женщин — 2,24 м.
Размер сетки:
- ширина — 1,0 (+/- 3 см) м,
- длина — 9,5-10,0 м (с 25-50 см за боковыми лентами на каждой стороне),
- размер ячеек — 10,0×10,0 см.
Схема: эскиз сетки
(Источник: «Официальные волейбольные правила 2017-2020 ФИВБ»)
Антенна
- Материал: гибкий стрежень из стекловолокна.
- Цвет: окрашивается полосами контрастных цветов (красная и белая) шириной 10 см.
- Размеры: длина — 1,50 м, диаметр — 10,0 см.
- Расположение: две антенны располагаются на противоположных сторонах сетки и прикрепляются с внешнего края боковой сетки.
- Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам площадь перехода.
Стойки
Круглые и гладкие стойки высотой 2,55 мм устанавливаются на поверхности без растяжек и на расстоянии 0,5-1,0 м за боковыми линиями.
Для всех ФИВБ, мировых и официальных соревнований стойки, поддерживающие сетку, располагаются на расстоянии 1 метра за боковыми линиями и должны иметь мягкую защиту.
Правила вида спорта «Волейбол»
Температура и освещение
Для проведения игры установлены нормативы температуры и освещения. Игра не проводится при температуре окружающей среды ниже 10°C (50°F).
На официальных, мировых и соревнованиях, проводимых ФИВБ, установлены следующие нормативы:
- температурный диапазон — от 16°C (61°F) до 25°C (77°F);
- освещение игрового поля — не менее 2000 люкс, измеренное на высоте одного метра от поверхности игрового поля.
На остальных соревнованиях освещение должно быть не менее 300 люкс.
Требования к волейбольному мячу
- Форма мяча — сферическая.
- Окружность — 65-67 см.
- Вес — 260-280 г.
- Внутреннее давление — от 0,30 до 0,325 кг/кв. см (от 4.26 до 4.61 psi или от 294,3 до 318,82 мба или гПа).
- Материал — эластичная натуральная или искусственная кожа.
- Материал внутренней камеры — резина.
- Цвет — однотонный светлый или комбинированный.
- Сертификация — соответствовать стандартам ФИВБ.
- Принцип единообразия — все мячи, используемые в матче, должны иметь одинаковые стандарты.
Система пяти мячей
На официальных, мировых и соревнованиях, проводимых ФИВБ, должны использоваться пять мячей. В этом случае шесть подавальщиков мяча находятся: по одному в каждом углу свободной зоны и по одному позади каждого из судей.
Экипировка
Экипировка волейболиста:
- Футболка.
- Трусы.
- Носки.
- Легкая и гибкая спортивная обувь с резиновыми или композиционными подошвами без каблуков.
- Тренировочной костюм для холодной погоды.
- Защитные приспособления от травм нейтрального, черного, белого цвета или того же цвета, что и соответствующая часть формы. Черный, белый или нейтральные цвета также могут использоваться при условии, что все использующие эти средства игроки носят один и тот же цвет.
- Игроки могут носить очки или линзы на свой собственный риск.
У всех волейболистов команды форма должна быть чистой, одинакового цвета и фасона (исключение для либеро).
На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях все игроки должны быть в игровой форме в течение всего Протокола и разминки.
У либеро, как минимум, футболка должна быть контрастна по цвету с другими футболками членов команды. Форма может иметь другой дизайн, но должна быть пронумерована аналогично форме других членов команды. Оба Либеро могут быть в форме, отличающейся друг от друга и формы других членов команды.
Требования к нумерации на футболке
- Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 20.
- На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях для взрослых, где используются расширенные игровые составы команд, число номеров может быть увеличено.
- Расположение номера — по центру на груди и на спине.
- Цвет и яркость номеров — контрастный с цветом и яркостью футболок.
- Высота цифры — минимум 15 см на груди и минимум 20 см на спине.
- Ширина полоски, образующие номера, — минимум 2 см.
- Номер капитана на груди подчеркивается полоской размером 8×2 см.
Игровой формат
Набор очка, выигрыш партии и матча
Понятия:
- Ошибка — выполнение командой игрового действия вопреки правилам.
- Розыгрыш — последовательность игровых действий с момента удара при выполнении подачи подающим до того, как мяч выйдет из игры.
- Состоявшимся розыгрышем является последовательность игровых действий, в результате которых присуждается очко.
- Выигрыш партии. Партия выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. В случае равного счета 24-24 игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24; 27-25; и т. д.). Исключение — пятая партия, которая играется до 15 очков и минимального преимущества в 2 очка.
- Выигрыш матча. Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии. При равном счете 2-2 играют пятую партию.
Команда набирает очко при:
- успешном приземлении мяча на площадке соперника;
- совершении командой соперника ошибки;
- получении замечания командой соперника.
Если подающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и продолжает подавать.
Если принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и должна подавать следующей.
Судьи оценивают ошибки и определяют последствия в соответствии с правилами:
- Если две или более ошибки совершены последовательно, только первая ошибка принимается во внимание.
- Если две или более ошибки совершены соперниками одновременно, это считается обоюдной ошибкой и розыгрыш переигрывается.
Неявка и неполная команда
- Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется неявившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.
- Команда, которая без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, объявляется неявившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.
- Команда, объявленная неполной в партии или в матче, проигрывает партию или матч. Команда-соперник получает очки, или очки и партии, необходимые для выигрыша партии или матча. Неполная команда сохраняет свои очки и партии.
Структура игры
- Жеребьевка. Проводится 1-ым судьей в присутствии двух капитанов команд перед матчем для определения первой подачи и сторон площадки в первой партии.
- Официальная разминка. Может быть совместной или раздельной (последовательная). Время разминки: совместная — 6 (10) минут, раздельная — 3 (5) минут. При последовательных разминок, первой разминается на сетке команда, которая подает первой.
- Начальная расстановка команды. Указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии. В игре участвуют 6 игроков.
- Позиции. В момент удара по мячу подающим каждая команда должна находиться в пределах своей площадки в порядке перехода (исключая подающего).
- Позиционная ошибка. Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. За позиционную ошибку команда наказывается очком и подачей соперника. Если подача становится ошибочной после удара на подаче, засчитывается позиционная ошибка.
- Позиционная ошибка с последствиями неправомерной замены. Считается, когда игрок находится на площадке в результате неправомерной замены и игра возобновляется.
- Переход. Порядок перехода определяется начальной расстановкой команды, контролируется порядком подачи и позиции игроков, сохраняется на протяжении партии. Игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке, после получения командой права подавать. Игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д.
- Ошибка при переходе. Считается совершенной, когда подача не выполняется в соответствии с порядком перехода. Команда наказывается очком и подачей соперника.
Позиции
Игроки передней линии
- позиция 4 (передний — левый),
- позиция 3 (передний — правый),
- позиция 2 (передний — правый).
Игроки задней линии
- позиция 5 (задний — левый),
- позиция 6 (задний — правый),
- позиция 1 (задний — правый).
Взаимное соответствие позиций игроков
- Каждый игрок задней линии встает дальше от средней линии, чем соответствующий игрок передней линии.
- Игроки передней линии и игроки задней линии занимают свои позиции параллельно средней линии.
- После удара на подаче игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.
Определение позиции игрока
Позиции игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью (последний контакт с полом определяет позицию игрока) следующим образом:
- каждый игрок задней линии должен быть на одном уровне, или, по крайней мере, часть его одной стопы должна быть дальше от средней линии, чем передняя стопа соответствующего игрока передней линии;
- каждый правый (левый) боковой игрок должен быть на одном уровне, или, по крайней мере, часть его одной стопы должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы, находящиеся дальше от правой (левой) боковой линии, других игроков его линии.
Схема: позиции игроков
(Источник: «Официальные волейбольные правила 2017-2020 ФИВБ»)
Состояние игры
Состояние игры:
- Мяч в игре. Мяч находится в игре с момента удара на подаче, разрешенной 1-ым судьей.
- Мяч вне игры. Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком одного из судей или в отсутствие ошибки, с момента свистка.
- Мяч в площадке. Мяч считается в площадке, если в любой момент его контакта с полом какая-либо часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии.
- Мяч за.
Мяч считается «за» когда:
- все части мяча, который контактирует с полом, находятся полностью за ограничительными линиями;
- мяч касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;
- мяч касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами;
- мяч пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода (есть исключение, см. «Мяч у сетки»);
- мяч полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.
Схема: пересечение мячом вертикальной плоскости сетки
(Источник: «Официальные волейбольные правила 2017-2020 ФИВБ»)
Игра с мячом
Каждая команда должна играть в пределах собственного игрового поля и пространства (есть исключение, см. «Мяч у сетки»). Мяч, тем не менее, может быть возвращен из-за пределов свободной зоны и над столом секретаря на всей его протяженности.
- Удары команды. Ударом является любой контакт с мячом игрока в игре. Команда имеет право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча.
- Последовательные контакты. Игрок не может ударить мяч два раза подряд (исключение: см «Характеристики удара», «Контакт при блокировании», «Блок и удары команды» ).
- Одновременные контакты. Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.
- Удар при поддержке. В пределах игрового поля игроку не разрешено использовать поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет для того, чтобы ударить по мячу. Однако, игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки или переход средней линии и т. д.), может быть остановлен или удержан партнером по команде.
Первый удар команды
Существуют четыре случая, когда игровое действие расценивается как первое касание команды:
- Прием подачи.
- Прием атаки команды соперника.
- Касание мяча, отскочившего от своего блока.
- Касание мяча, отскочившего от блока соперника.
Одновременные контакты
- Когда два (или три) партнера касаются мяча одновременно, это засчитывается как два (или три) удара (исключение: при блокировании).
- Если два (или три) партнера пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, то засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой.
- Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара. Если такой мяч уходит «за», это является ошибкой команды на противоположной стороне.
- Если одновременное касание мяча двумя соперниками над сеткой приводит к длительному контакту с мячом, то игра продолжается.
Характеристики удара
Мяч может касаться любой части тела или различных частей тела, при условии что касания происходят одновременно. Игрок не имеет право схватить, бросить или схватить и бросить мяч.
Исключения:
- при блокировании последовательные касания могут быть совершены одним игроком или несколькими игроками, при условии что касания происходят во время одного действия;
- при первом ударе команды мяч может касаться различных частей тела последовательно, при условии что эти касания происходят во время одного действия.
Ошибки при игре с мячом
Виды ошибок при игре с мячом:
- Четыре удара. Команда касается мяча четыре раза до его возврата.
- Удар при поддержке. Игрок использует поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет в пределах игрового поля, чтобы ударить по мячу.
- Захват. Мяч схвачен и/или брошен. Мяч не отскакивает при ударе.
- Двойное касание. Игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.
Мяч у сетки
- Мяч, пересекающий сетку. Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода.
- Мяч, касающийся сетки. При пересечении сетки мяч может касаться ее.
- Мяч в сетке. Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды. Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, то розыгрыш аннулируется и переигрывается.
Площадь перехода — это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная снизу верхним краем сетки, по бокам антеннами и их воображаемым продолжением, сверху потолком.
Мяч, который пересек плоскость сетки в свободную зону соперника полностью или частично через внешнюю площадь, может быть возвращен без нарушения количества ударов команды, при условии что:
- не было касания площадки соперника игроком;
- возвращаемый мяч пересекает плоскость сетки вновь полностью или частично через внешнюю площадь на той же стороне от площадки.
Игрок у сетки
Перенос через сетку
При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии что спортсмен не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара.
После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки, при условии что контакт состоялся в пределах его (ее) собственного игрового пространства.
Проникновение игрока под сеткой
Игроку разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии что это не мешает игре соперника.
Во время перехода игрока на площадку соперника через среднюю линию:
- разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами), при условии что какая-либо часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находится непосредственно над ней и это действие не мешает игре соперника;
- разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп, при условии что это не мешает игре соперника;
- игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры;
- игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии что они не мешают игре соперника.
Контакт игрока с сеткой
- Контакт игрока с сеткой между антеннами во время игрового действия с мячом является ошибкой.
- Игроки могут касаться стойки, шнуров, или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии что это не мешает игре.
- Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.
Игровое действие с мячом включает отталкивание, удар (или попытку) и безопасное приземление в готовности к новому действию. Любой игрок, который находится близко к играемому мячу, и тот, кто совершает попытку игры с мячом, рассматривается как участвующий в игровом действии с мячом даже в том случае, если контакта с мячом не происходит.
Ошибки игрока у сетки
- Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.
- Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой.
- Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника.
- Игрок мешает игре, касаясь сетки между антеннами или самой антенны во время его/ее игрового действия с мячом.
- Игрок мешает игре, используя сетку между антеннами в качестве поддержки или средства устойчивости.
- Игрок мешает игре, создавая несправедливое преимущество над соперником касанием сетки.
- Игрок мешает игре, совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника игры с мячом,
- Игрок мешает игре, хватаясь/держась за сетку.
Подача
Подача — это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.
Первая подача в партии, а также в решающей 5-ой партии, выполняется командой, определяемой жеребьевкой. В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.
Порядок подачи
В течение игры волейболистами должна соблюдаться очередность подач, записанной в карточке расстановки. Проведя проверку готовности команд к игре, 1-ый судья свистком разрешает подачу.
Подача, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.
Если подающая команда выигрывает розыгрыш, то игрок, который подавал до этого, вновь подает.
Если розыгрыш выигрывает принимающая команда, то право подачи переходит к ней. Перед выполнение подачи игроки делают переход. Подавать будет игрок, перешедший с правой позиции передней линии на правую позицию задней линии
Выполнение подачи
- Удар по мячу наносится одной кистью или любой частью руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук).
- Разрешается подбросить или выпустить мяч только 1 раз.
- Разрешено постукивание мячом (дриблинг) или перемещение его в руках.
- Запрещено в момент удара по мячу при подаче или отталкивания для подачи в прыжке подающему касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности за пределами зоны подачи.
- После удара подающий может заступить, или приземлиться за пределами зоны подачи или на площадке.
Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1-го судьи на подачу.
Ошибки, совершенные во время подачи
Происходит переход подачи, даже если соперник находится в неправильной расстановке, когда подающий:
- нарушает порядок подачи;
- не выполняет подачу правильно.
После правильного удара по мячу подача становится ошибочной (если только игрок не нарушает расстановку), когда мяч:
- касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода;
- выходит «за»;
- проходит над заслоном.
Ошибки при подаче и позиционные ошибки
- Если подающий совершает ошибку в момент удара на подаче (неправильное выполнение, нарушение очередности и т. д.) и соперник нарушает расстановку, фиксируется и наказывается ошибка при подаче.
- Если само выполнение подачи было правильным, но подача впоследствии становится ошибочной (выходит «за», проходит над заслоном и т. д.), первой фиксируется и наказывается ошибка в расстановке игроков.
Заслон
Игроки подающей команды не должны индивидуальным или групповым заслоном мешать соперникам видеть удар на подаче и траекторию полета мяча.
Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь в направлении во время выполнения подачи, или образуют группу, чтобы скрыть и удар на подаче, и траекторию полета мяча до того, как мяч достигнет вертикальной плоскости сетки. Если что-либо из этого видно принимающей команде, то это не является заслоном.
- Мяч в поле. Судья направляет флажок вниз.
- Мяч за пределами площадки. Судья направляет флажок вверх.
- Касание мяча. Судья поднимает флажок и накрывает его свободной рукой.
- Судейство невозможно. Судья скрещивает руки перед собой.
Позиции в волейболе
Волейбольная площадка