Облокотиться локтем на стол лексическая ошибка

Наш язык — это язык слов. С помощью слова
человеческое мышление связывается с объективной
действительностью, так как именно слово
обозначает предмет действительности и выражает
понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя
было бы обозначить словом или сочетанием слов:

«Выражают мысли и чувства с помощью
слов, прислушиваются к словам окружающих людей,
усваивают новые или незнакомые слова, изучают
слова других языков, вспоминают забытые слова
родного языка».
(Р.А. Будагов)

Одной из главных коррекционных задач школы для
детей, имеющих нарушения слуха и речи, является
формирование грамматически правильной речи. Для
этого требуется большая повседневная работа
всех педагогов школы, семьи. В решении этих
проблем основную направляющую роль играет
слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные
занятия.

Одной из основных задач речевого развития
школьников является словарная работа. Эта работа
— одно из основных звеньев многогранной и
разнообразной по своим видам работы по развитию
речи учащихся. Она направлена на расширение
активного словаря детей и на формирование у них
умения использовать в своей речевой практике
доступные по возрасту и развитию лексические
ресурсы родного языка. Работа над словом должна
быть той первоосновой, на которой строятся
коррекционные занятия, а также занятия по
русскому языку и развитию речи, овладение
словарным составом литературного языка. Вот
почему работа над словом заслуживает не меньшего
к себе внимания, чем чисто грамматическая; она
нужна и для усвоения навыков, и для умственного
развития, и для понимания многих грамматических
явлений.

Горький А.М. писал в одной из своих статей:
«Никогда еще дети не нуждались так в
обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в
наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется,
создается множество нового и все требует новых
словесных форм». Эти замечательные слова
полностью сохраняют свое значение и в настоящее
время.

Каждый человек должен быть заинтересован в том,
чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо,
поскольку это дает возможность устанавливать и
поддерживать добрые отношения с другими людьми:
в семье, в школе, на работе, в общественной жизни,
помогая добиться успеха, в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится
мощным инструментом, если оно сказано умело,
искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным,
недостаточно просто хорошо знать язык, его
грамматику и словарь. Надо научиться
пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь
заинтересовать собеседника.

Обучать человека пользоваться правильной
речью необходимо с детства, со школьной скамьи.
Именно по этой причине педагог должен уделять
особое внимание речевым ошибкам учащихся и
помогать их предотвращать.

Повышение речевой культуры учащихся — одна из
актуальных задач, стоящих перед современной
школой. Особое значение имеет работа над
правильностью речи, ее соответствием языковым
нормам. Не подлежит сомнению, что организовать
целенаправленную, планомерную и эффективную
работу по привитию детям необходимых речевых
навыков можно только при том условии, если
учителю известны речевые нарушения,
свойственные детскому возрасту. Наблюдения
показывают, что однотипные нарушения
встречаются в речи разных детей, повторяются из
поколения в поколение.

Слово — важнейшая единица языка, самая
многообразная и объемная. Именно слово отражает
все изменения, происходящие в жизни общества.
Слово не только называет предмет или явление, но
и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на
их значение, стилистическую окраску,
употребительность, сочетаемость с другими
словами. Так как нарушение хоть одного из этих
критериев может привести к речевой ошибке.

Предложенные ниже задания связаны с типичными
ошибками, допускаемыми при выборе и употреблении
слов в речи [1]. К числу таких ошибок, в частности,
относятся:

  • лексическая (речевая) избыточность (лишние
    слова, многословие),
  • тавтология (необоснованное повторение в тексте
    однокоренных слов),
  • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте
    представлены как однородные),
  • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни
    стало «говорить красиво»).

Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему
так говорят? Как мы должны относиться к тому, что
мы говорим и пишем?

  • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!
  • Что написано пером, того не вырубишь топором!
  • Самое сладкое — слово, самое горькое — слово.

Задание 2. Известно, что люди должны говорить
точно и правильно. Важно выбирать слова и так
строить свою речь, чтобы она была максимально
понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их
автор показал нам, что бывает, если человек
недостаточно думает над тем, что говорит.
Действительно, что здесь не так?

 Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Песенка про лишние слова.

Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
— Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

 Явление, которое, играя со словами, показал
нам поэт А.Хайт в своём стихотворении «Песенка
про лишние слова», называется «лишние слова».
Существует и другой термин для данного явления —
«речевая избыточность». Это один из часто
встречающихся видов речевых ошибок. Кроме
речевой избыточности, существует и такая речевая
ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая
избыточность — сходные явления, но всё же
отличаются друг от друга. Речевая избыточность
— это повторение в тексте «лишних» слов с
одинаковым или очень близким значением. Если в
тексте необоснованно повторяются однокоренные
слова, то это явление называется тавтология.

Задание 3. Выберите один из вариантов, который
вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы
нашли? Объясните, почему этот вариант лучше
другого. Худший вариант зачеркните.

1. Он учился в музыкальной
консерватории.
Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание
государственного имущества.
Налицо незаконное разбазаривание
государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает
внешность своих героев.
Художник мастерски давал портреты
внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы
не смогли доказать свою правоту.
Главная суть вопроса заключается в том,
что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в
своей судьбе.
Этот поворот в своей судьбе он
предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж — сокровищница нашей
культуры.
Эрмитаж — ценная сокровищница
культуры.

Задание 4. В таблице приведены предложения с
речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в
тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в
чём избыточность этих предложений и где есть
тавтология.

1. Он был мужественным и смелым
человеком.
 
2. Мы быстро бросились бежать вниз по
эскалатору.
 
3. Он облокотился локтем на стол.  
4. Эта девушка произвела на всех очень
прекрасное впечатление.
 
5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.  
6. Внутренний интерьер дворца поражал
роскошью
 
7. Писателя интересуют вопросы
психологических чувств героя.
 
8. Сонина комната походила как будто на
сарай.
 

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат
речевую ошибку, которая называется подмена
понятий
.
Такая ошибка возникает в случае,
если в один ряд как однородные попадают
несовместимые понятия. Например, глагол как
центр предложения может сочетаться только с
частью слов (но не со всеми словами), которые за
ним следуют. Как устранить ошибки в примерах?
Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с
водой, мыло, полотенце.
 
2. Жильцы требовали ликвидации
неполадок в квартирах и ремонта.
 
3. Школа опустела, не слышно привычного
шума и ярких стенгазет.
 

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые
называются необоснованное стремление к
псевдовысокому стилю
. Такие ошибки
появляются, когда автор текста хочет выразить
свою мысль излишне торжественно и не к месту
включает слова высокого книжного стиля в
контекст разговорного стиля. В этом случае
возникает стилистическое несоответствие. Из
двух вариантов в скобках выберите один, присущий
данному стилю, а ненужное зачеркните.

Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в
1961 году.

Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент
— сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к
экзаменам».

Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью
берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы
(проинформировать их об этом — сказать им об
этом).

Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила),
наконец, квартиру.

Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую
жилплощадь — в другую берлогу).

Старый ворон (вступил в конфликт — начал
спорить) со всей стаей.

Предложенные задания могут быть использованы
на уроке индивидуальной слухоречевой работы.
Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с
использованием компьютера. Предлагаю Вашему
вниманию конспект урока (Приложение 1)
и презентацию урока (Презентация.ppt).

Воспитание бережного отношения к языку,
формирование культуры языкового общения —
длительный и трудоёмкий процесс, требующий
времени на уроке, так и вне его рамок.

Литература.

1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи.
Практикум: Учебное пособие. — Спб., 2003.

Стилистические ошибки: виды и примеры

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано. В книге записей отмечено.
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников. Чтобы повысить квалификацию сотрудников.
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы27Избыток придаточных предложенийОн пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу.Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.

Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Исправьте лексические грамматические и стилистические ошибки в предложениях.

исправьте лексические грамматические и стилистические ошибки в предложениях.
1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
2. Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.
3. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.
4. Первые полгода пролетело быстро.
5. Согласно распоряжению директора срок представления отчета истекает первого марта.
6. Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.
7. В сочинение было хорошо описано про окрестности школы.
8. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
9. Он облокотился локтем на стол.
10. Войдя в автобус, не забудьте оплатить проезд.

1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал различные документы из семейных архивов.
2. Промотав состояние, он ничего не оставил детям.
3. Для предотвращения катастрофы мы приняли все зависящие от нас меры.
4. Первые полгода пролетелИ быстро.
5. Согласно распоряжению директора срок предОставления отчета истекает первого марта.
6. Девушка стала вглядываться в подозрительные тени.
7. В сочинении были хорошо описаны окрестности школы.
8. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящИЙ ханжа.
9. Он облокотился на стол.
10. Войдя в автобус, оплатите проезд (заплатите за проезд).

Ответ
1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и (другие) документы.
2. (Он промотал все состояние, и )ему нечего было оставить детям.
3. Все зависящие (от нас) (меры) для предотвращения катастрофы были приняты.
4. Первые полгода пролетело быстро.
5. (По) распоряжению директора срок представления отчета — первого марта.
6. Девушка стала (приглядываться) к подозрительным теням.
7. В сочинение было хорошо (написано) про окрестности школы.
8. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий) ханжа.
9. Он облокотился локтем (о) стол.
10. Не забудьте оплатить проезд, войдя в автобус,

я представил документы в распоряжение администрации

Исправьте их и запишите верные варианты написания предложений. Нумерацию предложений не меняйте.
1.Этот проект видится мне абсолютно идентичным с предыдущим. 2. Я не был удивлен этой статье. 3. Зал аплодировал и сканировал: «Бра-во, бра-во!». 4.После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 5. Если живьём присмотреться к этим людям, то станут заметны их негативные черты. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах уничтожают много продукции. 7. Станция с большим эффектом снабжает энергией завод. 8. Повесть произвела огромное воспитательное значение. 9. В романе «Петр I» А. Толстой выразил эпоху патриархальной России. 10. Герою пришлось вынести много препятствий. 11. На площади установили мемориальнвй памятник. 12. Цветная гамма последней коллекции одежды была очень яркой.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки – разновидность речевых ошибок (немотивированных отступлений от строго обязательных норм русского литературного языка). Стилистические ошибки являются нарушениями стилистической нормы. Такой тип ошибок связан с употреблением слов, грамматических форм и синтаксических конструкций без учёта их стилистической окраски: функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной.

К наиболее распространённым стилистическим ошибкам относятся:

•Стилистическая неуместность речи: Командир приказал сматывать удочки. Правильно: Командир приказал уходить (отступать).

•Плеоназм: прейскурант цен (слово «прейскурант» само по себе означает «справочник цен»).

•Тавтология: организовать организацию, изобразить образ .

•Речевые штампы: люди в белых халатах .

•Употребление слов-паразитов: это, значит, типа, как бы, ну, это самое, как его, так сказать, скажем так, э-э-э .

•Немотивированное использование нелитературной лексики: просторечия, диалектизмов, профессиональных слов: башковитый, синявка (сыроежка), прога (программа).

•Канцелярит: находился в состоянии усталости (устал)

•Неудачное использование экспрессивных средств: Монтажники пересекли экватор монтажных работ.

•Употребление слова в несвойственном ему значении: Он обратно прочитал книжку .

•Нарушение лексической сочетаемости: это играет большое значение (правильно: это имеет большое значение ).

•Смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм): На богатырях кольчуги, брюки, варежки. Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы .

•Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии . Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом .

•Неразличение паронимов: Надеть – одеть, убежденный – убедительный, представиться – преставиться, абонент – абонемент .

№ Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1. Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2. Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3. Тавтология В книге записей записано… В книге записей отмечено…
4. Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5. Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6. Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать или управление, или менеджмент
7. Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8. Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9. Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10. Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11. Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12. Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13. Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14. Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15. Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16. Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17. Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18. Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19. Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20. Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21. Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22. Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23. Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников… Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24. Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25. Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26. Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья. Или: в саду росли розы, пионы, липы
27. Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно.
Нарушение связи между членами простого предложения: Несколько ребят вышли из леса.
Несколько ребят вышло из леса.
Падежное несогласование имен: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской.
Несогласование однородных членов с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия.
Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии.
Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного : Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.
Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление: Трест организовал и руководит предприятиями.
Трест организовал предприятия и руководит ими.
Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Пропуск необходимых слов: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол.
Нарушение границ предложения: Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.
Загромождение сложного предложения придаточными: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.
Смешение главного и придаточного предложения: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском.
Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.
Неправильное совмещение простого и сложного предложения: Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предлож.: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого сущ.: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует.
Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.
Неоправданное повторение одинаковых союзов: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Неправомерное столкновение близких по значению подч. союзов: Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Он считал, что мы его неправильно поняли.
Неверное употребление союзов и союзных слов: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.
Смешение прямой и косвенной речи: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт.

источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/5660205

http://grammatika-rus.ru/stilisticheskie-oshibki/

Семинар – практикум для педагогов

«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи дошкольников»

                                                                                                                            Подготовила

         Кононова О.Ф.

Практическая часть

1) Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму.

Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Понять – понял – поняла

И третья особенность ударения — изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили:  библиотека, музыка.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. Так современники А.С. Пушкина говорили не «мУзыка», а «музЫка». «Гремит музЫка боевая…», — читаем мы в стихотворении.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Игра – тренинг «Ударение»

Задание: списать слова, расставить ударение.

Каталог, красивее, ждала, свекла, сироты, цемент, позвонишь, оптовый

Щавель, осуждённый, звонишь, алфавит, шарфы, занята, квартал, согнутый

Каталог, квартал, бармен, цепочка, кухонный, гербы, согнутый, жалюзи

Многие слова не проверяются, их просто нужно запомнить.

Никак не удается запомнить правильные ударения? Учим стихотворение!
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!

Срубили ель, сорвали щаве́ль.

Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!


Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.


Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́


2)Поговорим об интонационной выразительности.

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Упражнения на интонационную выразительность

«Произнести фразы»

(весело, ласково, гневно)

«Подойди ко мне»

«Закрой дверь»

«Сядь на место».

Прочитать с любой интонацией предложенные выше стихотворения

3) Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать».

Блиц – викторина «Почувствуй разницу»

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать)».

Что можно надевать на себя?(вещи надевают) А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

«У Володи заболела голова. Мама сказала ему: «Поди (ляг или ляж) в постель». Однажды вечером бабушка говорит: «Сегодня, ребята, … на сеновале».

Как правильно говорить: ляг – лягте или ляж – ляжте

Я (ложу или кладу) книгу на место. Ты (положил или поклал) книгу на стол?

В каких случаях используют слова «класть», «положить»?

«Я кушаю»

Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.

Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».

«Я велела дать книжку»

Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.

Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу…»

«Мы наметили провести педсовет в октябре месяце».

Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.

Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

4) Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его дальнейшей деятельности.

Педагоги учат детей объяснять значения слов, развивая тем самым словарный запас и связную речь.

Чем старше ребенок, тем с более длинными словами он знакомится.

Существует фобия по произнесению длинных слов. Она может развиться у ребенка в любом возрасте и его длина слова будет зависит от возраста.

Давайте попробуем прочитать самые длинные слова

Задание «Устами младенца»

Прослушав детское объяснение слова, угадайте его. Используйте как можно меньше попыток.

1)Динозавр- «зверь, обычный и добрый, всех может победить, выше человека, боится пистолета и гранаты»

Динозавры «злые хищники с длинным хвостиком, маленькими ушками, с когтями на больших лапах»

Динозавры « шуршавые существа, которые ели друг друга, дрались хвостами. У брата стенозавтра на хвосте…»

2) Жуки – «ползут на нас с потолка, от которых никак не спастись»

Жуки – у них нет кишков, ничего нет, только скелет»

Жуки – «у них есть усы, шесть лапок, их много разновидностей: колорадские, божьи…»

3)Спортсмен – «долго учится в школе, гимназии и даже в садике, занимается все это время зарядкой, чтобы быть сильным»

Спортсмен – «самый сильный человек на свете. Он сильный и могучий»

Спортсмен – занимает первые места, их много: Шумахер…

Чем старше ребенок, тем с более длинными словами он знакомится.

Существует фобия по произнесению длинных слов. Она может развиться у ребенка в любом возрасте и его длина слова будет зависит от возраста.

Упражнение «Исправь предложение»

Он полный невежа в вопросах искусства.

(Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный человек)

Правильный вариант: Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

(Сам надевает, кого – то одевает)

Правильный вариант: Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять.

Илья унес от старика двойственное чувство: он и нравился ему, и в то же время был противен. (В предложении нет ошибки).
Они твердо верили в неминуемую победу.

(Допущена ошибка, связанная с нарушением лексической сочетаемости слов: неминуемое поражение, но не победа.)

Правильный вариант: Они твердо верили в победу.
Он облокотился локтем на стол.

(Допущена ошибка — тавтология ) Повтор однокоренных или одинаковых слов.
Чаша его терпения наконец лопнула. (Допущена ошибка в употреблении устойчивого словосочетания: смешение двух близких по значению сочетаний «терпение лопнуло» и «чаша терпения переполнилась». Правильный вариант: Чаша его терпения переполнилась). 

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Врачиха выписала детям лекарство.

5) Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно.

Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.

Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность.

.Мысль высказывается предельно спрессовано, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д.

Объясни фразеологизмы:

Витать в облаках – фантазировать

Не зги не видно – очень далеко

После дождичка в четверг – никогда

Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться

Волк в овечьей щкуре – злой, прикидывающийся добрым

Аника – воин – хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности.

15. Соотнесите виды речевых ошибок и примеры, иллюстрирующие их.  

Вид речевой ошибки Пример

1) тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов в предложении)

2) неправильное употребление паронимов 

3) нарушение лексической сочетаемости

4) плеоназм (смысловая избыточность) 

5) неправильное употребление фразеологического оборота 

Пример

А) В глубоком детстве он был похож на мать.

B) В комнату вошёл молодой юноша.

C) Он облокотился локтем на стол.

D) Резкое слово вырвалось у него с языка.

E) На общем собрании нам предоставили новое руководство.

ЗАДАНИЕ1. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Чтонужно в тексте убрать или заменить?

1. Он был мужественным и смелым человеком.

2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

3. Он облокотился локтем на стол.

4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.

б Внутренний интерьер дворца поражал роскошью.

7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.

8. Сонина комната походила как будто на сарай.

дайте название речевой ошибки в данных предложениях.

В глубоком детстве он был похож на мать. В комнату вошёл молодой юноша. Он облокотился локтем на стол. Резкое слово вырвалось у него с языка. На общем собрании нам предоставили новое руководство.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «дайте название речевой ошибки в данных предложениях. В глубоком детстве он был похож на мать. В комнату вошёл молодой юноша. Он облокотился …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » дайте название речевой ошибки в данных предложениях. В глубоком детстве он был похож на мать. В комнату вошёл молодой юноша. Он облокотился локтем на стол. Резкое слово вырвалось у него с языка. На общем собрании нам предоставили новое руководство.

Андрей Савенков

Андрей Савенков

Он облокотился локтем на стол. Вечер, посвящённый русскому языку, будет проведён в субботу утром. Необходимо отметить о росте рост доходов.
Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех . Сзади его За ним шла нагруженная вещами телега. Заведующий фермы Заведующая фермой Золотова возрАжала против этого предложения.
Было бы неправильно отрицать наличие положительных сторон положительные сторны работы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обливион ошибка при запуске приложения 0xc000007b
  • Обливион ошибка память не может быть read
  • Облетел вокруг луны исправить ошибки
  • Обеспечивают реакцию на возникающие ошибки и аварийные ситуации это
  • Обеспечения взаимодействия сетей на физическом уровне и контроля ошибок