Ну и пусть едет скатерть ему на дорогу ошибка

Вопрос школьника по предмету Русский язык

Найди в предложениях ошибки и исправь их. Это задание

Ткнул пальцами в небо.

Сосед из него все жилы сосет

Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.

Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

Эта проблема гроша выеденного не стоит.

Наши родители работали не покладая сил.

На уроке он изложил главную суть книги.

Маршрут движения автоколонны определяется заранее.

Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

Картина вызывает жалкое настроение.

Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.

Слово представляется декану.

Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
Это предложения
Заранее спасибо

Ответ учителя по предмету Русский язык

Ответ:Ткнул пальцем в небо.

Сосед из него все жилы сосет

Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.

Ну и пусть едет, скатертью ему дорогу.

Эта проблема гроша выеденного не стоит.

Наши родители работали не покладая рук.

На уроке он изложил главную суть этой книги.

Маршрут движения автоколонны определяется заранее.

Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

Картина вызывает жалкое настроение.

Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.

НО Я НЕ ЗНАЮ ПРАВИЛЬНО ЛИ ТУТ ИЛИ НЕТ ПО ЭТОМУ НА МЕНЯ СИЛЬНО НЕ НАДЕЙТЕСЬ 🙁

Вечер – мое самое любимое время суток. А вечерняя заря – одно из самых волшебных, завораживающих и таинственных явлений природы.

Все за будний день устало: и человек, и природа. Все готовится к отдыху и ко сну. И солнце тоже устало идти по небосклону. Весь день оно работало, согревало все живое, дарило ему свое тепло и свой свет. И его вечерние лучи – самые ласковые, самые яркие по краскам и самые приятные. Они, как яркий шлейф нашего светила, заполняют все пространство и на небе, и на земле. Закат солнца всегда бывает ослепительно красивым. Когда им любуешься, возникает ощущение вселенской теплоты, гармонии и покоя.

Голубь очень красивая птичка.
Иногда я их встречаю парами
Их можно часто встретить в парке,сквере и других местах там где есть по крошиный хлеб иои зерна.
Голубь птица добрая так как в своих семьях голуби не могут обижать друхих.

Весенний-весна
зимний — зима
осенний-осень
летний-лето
сливовый-слива и т.д.

Травка такая красивая и зелёная. Я играл со своей собакой

Ответ:

Лошадь, возчик Агафон, Тучка эти слова идут по чередованию

Тема: «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная: 

Систематизировать опорные знания:

  1. о содержании понятия «фразеологизм».
  2. о фразеологических единицах русского языка;
  3. о просхождении фразеологизмов.

Сформировать новые знания:

  1. о классификации фразеологических и фразеолого-стилистических норм/ошибок.

Сформировать умения и навыки:

  1. умение использовать в речи все многообразие русской фразеологии;
  2. умение распознавать и исправлять фразеологические и фразеолого-стилистические ошибки и неточности в своей устной и письменной речи;
  3. умение грамотно, правильно использовать в речи медицинскую фразеологию;
  1. Развивающая: 
  1. развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
  1. развивать внимание, память, познавательные способности;
  1. развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: 

  1. формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
  2. воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;
  3. формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: лексика русского языка.

Оснащенность: раздаточный материал (карточки к заданиям №№ 5,6; карточки с д/з), фразеологический словарь, методические разработки для преподавателя и учащихся.

Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная: Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Секреты стилистики.  Правила хорошей речи», «Айрис», 2003 г.; Д.Э. Розенталь, «Справочник по правописанию и литературной правке», «Айрис-пресс», 2003 г.; Л.А.Введенская, А.М.Пономарева, «Русский язык для 9 – 11 классов», учебное пособие, «Феникс», 2002 г..

Дополнительная: 

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г; Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.; Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.; З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь, «Лингвистические словари и работа с ними в школе», Москва, «Просвещение», 1987 г..

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                      —  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                                    —  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:                              

  1. Проверка исходного уровня знаний:                                                          

1) проверка домашнего задания                                                                               — 5 мин.

      2) сообщение учащегося: «Фразеологический строй русского языка»                — 5 мин.

2. Формирование новых представлений и знаний.

    Самостоятельная работа с теоретическим материалом                                           — 15 мин.

3. Формирование умений и навыков                                                       — 55 мин.

  1. Устное коллективное выполнение практических заданий                              (— 10 мин)
  2. «Лингвистическое соревнование»                                                                     ( -25 мин)
  3. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой         (- 20 мин)

4. Контроль усвоения изученного материала. Тематическое тестирование.             — 5 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                         —  1 мин.

V. Домашнее задание                                                                                                             —  1 мин.

Ход занятия.

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.

1

Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).

Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.

2

Мотивация к изучению новой темы.

Употребление фразеологизмов делает речь не просто грамотной, но и образной, выразительной, придает «пикантность», остроумность; свидетельствует о богатстве лексикона говорящего. Все это является еще одним немаловажным условием в формировании коммуникативной компетенции образованного человека и грамотного медицинского работника.

Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

1.

2.

3.

4.

5.

5

5

15

55

(10)

(25)

(20)

5

Проверка исходных знаний.

  1. Чтение подготовленных дома текстов на темы:

1) «Общение с пациентами, имеющими нарушения     в работе органов зрения и слуха»;

2) «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе головного мозга».

2. Сообщение учащегося: «Фразеологический строй русского языка» (Приложение 1).

Формирование новых знаний и представлений

(Приложение 2).

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Формирование умений и навыков

 (Приложение 3).

  1. Устное коллективное выполнение заданий.
  2. «Лингвистическое соревнование»                                                                    
  3. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой

Тематическое тестирование с целью контроля усвоения знаний (Приложение 4).

Учащиеся читают текст, соблюдая нормы устной речи.

Учащиеся записы-вают основные по-ложения.

Учащиеся конспектируют основные положения.

Учащиеся коллективно, в  группах и индивидуально выполняют практические задания.

Учащиеся выполняют задания теста и сдают преподавателю.

IV.

1

Подведение итогов занятия. 

Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

V.

1

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

      № 9, № 10 (дифференцированно).

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Учащиеся получают карточки с д/з. Преподаватель комментирует задания.

 Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА» (сообщение учащегося)

Помимо слов для создания образности и эмоциональности речи служит фразеология русского языка.

Фразеология – это подраздел лексикологии, изучающий устойчивые, неделимые словосочетания и выражения.

Фразеология русского языка необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими  возможностями: с помощью фразеологизмов можно выражать положительную или отрицательную оценку, одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к тому, о чем говоришь.

Фразеологический состав русского языка составляют:

  1. фразеологизмы или фразеологические единицы;
  2. пословицы, поговорки;

3)  крылатые слова и выражения.

Фразеологизмы (фразеологические обороты) – это устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.

Например: броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

По своему происхождению фразеологизмы очень неоднородны.

Например:

Происхождение фразеологизмов.

  1. Есть устойчивые сочетания, взятые из греческих сказаний. 

«Дары данайцев» – коварные дары, из истории Троянской войны (после длительной безуспешной осады Трои прибегли к хитрости: они соорудили коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Трои. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, предостерёг троянцев, воскликнув: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!»  Но те, не слушая Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли ворота и овладели Троей.

  1. Некоторые фразеологизмы взяты из Библии.

«Козёл отпущения». Это выражение связано с особым обрядом у древних евреев – возлагать грехи всего народа на живого козла, поэтому так называют человека, на которого сваливают чужую вину).

  1. Некоторые фразеологизмы восходят по происхождению к античной мифологии.

Дамоклов меч – «нависшая, угрожающая опасность». Дамокл был одним из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего и с завистью говорил о нем, как о самом счастливом из людей. Дионисий решил проучить завистника и посадил его во время пиршества на свое место. И вот тут Дамокл увидел у себя над головой острый меч, висящий на конском волосе. Дионисий объяснил, что это- символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливую жизнь.

Ахиллесова пята – «уязвимое место».

Прокрустово ложе – «мерило для чего-либо» (Прокруст всех пойманных им укладывал на свое ложе и отрубал ноги тем, кто не помещался, а у тех, для кого ложе было длинным, ноги вытягивал).

Подвиги Гералкла – «достойно преодоленные трудности»

Сизифов труд – «тяжелая и бессмысленная работа» и т.д.

Крылатые  выражения.

Кроме фразеологических оборотов к устойчивым сочетаниям относятся  крылатые   выражения, созданные писателями, поэтами и «закрепившиеся» в языке благодаря своей точности, ёмкости и меткости.

Например: Огромное количество выражений из басен Крылова («кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»), А.С.Грибоедов «Горе от ума» («служить бы рад – прислуживаться тошно», «не сметь свое суждение иметь») и т.д.

Пословицы   и  поговорки.

Так же к устойчивым выражениям относятся пословицы  и  поговорки – «сгустки народной мудрости», обобщающие различные явления окружающей нас действительности в образной, выразительной и чрезвычайно краткой форме («Рыбак рыбака видит издалека» – талант всегда увидит талант).

Речь становится очень выразительной, если мы используем пословицы и поговорки в речи, но, как говорится в пословице, «хороша пословица в лад да в масть».

Отличие пословицы от поговорки: в пословице присутствует «мораль», поучительный смысл, она представляет собой образную иллюстрацию с законченной мыслью; поговорка».

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

      1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

      1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

1 команда.

Задание 5. «Фразеологический волейбол». 

2 команды: одна подаёт мяч — другая отбивает. Кто больше мячей отобьёт.

1-я игра: К фразеологическим словосочетаниям подберите антонимичные им фразеологизмы.

  1. 1 С гулькин нос — воз и маленькая тележка
  2. В руках горит — все из рук валится
  3. Гол как сокол – полные закорма
  4. Выходить из себя — держать себя в руках
  5. Куда Макар телят не гонял — рукой подать
  6. Появиться на свет — уйти в мир иной

2-я игра: Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.

  1. Рослый, плечистый – косая сажень в плечах
  2. Очень высокий –   коломенская верста
  3. Кроткий, смирный –   воды не замутит
  4. Безутешно, горько (плакать) –  в три ручья
  5. Недоброжелательно (встречать) –   в штыки
  6. Строго (обращаться с кем-либо) –  держать в ежовых рукавицах
  7. Утомляться –  — выбиваться из сил
  8. Ничего не осталось –   от жилетки рукава, рожки да ножки
  9. Ничем не примечательный, невлиятельный –  мелкая сошка.

3-я игра: Подберите синонимы к данным фразеологизмам.

1.  Дать по рукам – наказать

2.  Вбивать клин – разъединять, ссорить

3. Вставать на дыбы – возмущаться, сопротивляться

4.  Праздновать труса – испугаться, бояться

5.  С гулькин нос – очень мало

6.  Делать большие глаза –  удивляться

  1. Задирать нос – важничать
  2. И в ус не дует – не обращать внимание

9. Много воды утекло – давно

10. Попасть в переплет – попасть в сложную или неприятную ситуацию

11. Валяться в ногах – униженно просить о чем-либо            

12. Китайская грамота – непонятное, абракадабра

13. И глазом не моргнуть – 1) очень быстро;   2) не реагировать на что-либо

14. Ветреная голова – несерьезный, безалаберный

2-я команда

Задание 5. «Фразеологический волейбол».

2 команды: одна подаёт мяч — другая отбивает. Кто больше мячей отобьёт.

1-я игра: К фразеологическим словосочетаниям подберите антонимичные им фразеологизмы.

  1. Верста коломенская — от горшка два вершка
  2. Со дня на день — когда рак на горе свиснет, после дождичка в четверг
  3. Заварить кашу —  найти концы
  4. Без царя в голове        — семь пядей во лбу
  5. Как кошка с собакой — душа в душу
  6. Без году неделя — сто лет в обед

2-я игра: Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.

  1. Смелый –   не из робкого десятка
  2. Самый важный, самый главный –   пуп земли
  3. Однообразно и непрерывно действовать –   как заведенная машина
  4. Неразборчиво, неряшливо писать –   как курица лапой
  5. Быстро, стремительно (бежать) –  как на пожар
  6. Неторопливо (двигаться) –   как сонная муха
  7. Нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова
  8. Худой –   кожа да кости
  9. Забывчивый —  -(у него) дырявая память

3-я игра: Подберите синонимы к данным фразеологизмам

  1. Как сонная муха – медлительный, «вялый»
  2. Вводить в свой круг – знакомить
  3. (Сказать) в полный голос – сказать открыто, прямо
  4. Вольный казак – свободный
  5. Бесструнная балалайка – болтливый
  6. (Глядеть) во все глаза – пристально
  7. (Алмаз) чистой воды – истинная ценность чего-либо, кого-либо
  8. (Жить) как за каменной стеной – надежно, «под защитой»
  9. (Беречь) как зеницу ока – очень сильно
  10. Душа нараспашку – простодушность
  11. Душа не на месте – беспокойство
  12. Из ряда вон выходящий – незаурядный, особенный
  13. Средней руки – посредственный
  14. Медный лоб –  глупый 

Эталон.

Задание 6.

 1 Н

Е

П

О

С

Р

Е

Д

С

Т

В

Е

Н

Н

О

2 С

А

М

О

З

А

Б

В

Е

Н

Н

О

3 О

Д

Н

О

В

Р

Е

М

Е

Н

Н

О

4 С

О

Г

Л

А

С

О

В

А

Н

Н

О

5 Н

Е

О

Б

Д

У

М

А

Н

Н

О

6 Е

С

Т

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

О

7 Н

Е

У

В

Е

Р

Е

Н

Н

О

8 Н

Е

О

Ж

И

Д

А

Н

Н

О

9 П

О

С

Т

Е

П

Е

Н

Н

О

10 О

Т

К

Р

О

В

Е

Н

Н

О

11 Н

Е

У

К

Л

О

Н

Н

О

12 М

Г

Н

О

В

Е

Н

Н

О

13 И

З

Ы

С

К

А

Н

Н

О

14 Н

Е

У

С

Т

А

Н

Н

О

15М

Е

Д

Л

Е

Н

Н

О

16 У

В

Е

Р

Е

Н

Н

О

17П

Р

Е

Д

А

Н

Н

О

Государственное учреждение медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                    Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам. директора по УР:                                                                   Протокол №_________________

                                                                                                         Председатель ЦМК:

__________________                                                                    ______________________

О.И. Кондратович                                                          Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

Курc — II

Семестр — 3

                                                                                  Составитель:

                                                                                                   преподаватель ГМУБ:

                                                                                        М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год

  • ⇐ Назад
  • 1
  • 234
  • 5
  • Далее ⇒

Блок информации

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении:

— незнание значения слова.

Он сунул ноги в удила и поскакал рысью.

Удила – приспособление из железных стержней, прикрепляемых к узде и вкладываемых в рот лошади. Надо было употребить слово стремя.

— смешение паронимов. Сравните: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

Праздничный – прилагательное к слову «праздник»

Праздный – не заполненный, не занятый делом.

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание –нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – «прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший;вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология– это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

  1. Они работали как самые отъявленные специалисты.
  2. Наши воины совершили много геройских подвигов.
  3. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
  4. Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
  5. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
  6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
  7. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
  8. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
  9. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
  10. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

  1. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
  2. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
  3. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
  4. Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
  5. Вся публика была уже в триумфе.
  6. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
  7. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
  8. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
  9. наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
  10. Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Тестовые задания

Вариант 1

  1. Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Раздел 3. Фразеологизмы

Блок информации

В русском языке существуют два вида словосочетаний: свободные и несвободные (устойчивые). Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами, а раздел лингвистики, изучающий их, называетсяфразеологией. В отличие от свободных словосочетаний у фразеологизмов лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом, поэтому в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. Одной из характерных черт фразеологических единиц, отличающих их от свободных сочетаний слов, является переносный смысл. Фразеологизмы могут иметь омонимы, синонимы, антонимы, различаются стилистической окраской, различны по происхождению. В частности, много фразеологизмов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий: попасть в тон, играть первую скрипку – из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки – из речи столяров; позолотить пилюлю, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух – из речи медработников.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты русской истории: отложить дело в долгий ящик, кричать во всю ивановскую.

Происхождение других фразеологизмов связано с легендами и фактами античной истории: со щитом или на щите, прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни. Часть перешла к нам из религиозных книг: беречь как зеницу ока, вавилонское столпотворение.

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одного слова другим нарушает целостность фразеологизма, ведет к речевым ошибкам. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

— замена компонентов (перебирать из пустого в порожнее, львиная часть);

— сокращение или расширение состава фразеологического оборота (оставлять желать много лучшего – вместооставлять желать лучшего; ну хоть бейся об стенку – вместо бейся головой об стенку)

— незнание значения фразеологизма (Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят);

— грамматическое видоизменение (ругали на чем свет стоял, сидит сложив руки, надела на босую ногу).

Тренировочные упражнения

Задание 1. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание 2. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 3. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 4. Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.

  1. Ткнул пальцами в небо.
  2. Сосед из него все жилы сосет
  3. Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
  4. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
  5. Эта проблема гроша выеденного не стоит.
  6. Наши родители работали не покладая сил.
  7. На уроке он изложил главную суть книги.
  8. Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
  9. Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
  10. Картина вызывает жалкое настроение.
  11. Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
  12. Слово представляется декану.
  13. Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.

Задание 5.


  • ⇐ Назад
  • 1
  • 234
  • 5
  • Далее ⇒




Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нтв плюс ошибка отсутствуют права доступа к каналу
  • Нужно ли любить свои ошибки
  • Нтв плюс ошибка нет доступа
  • Нужно ли исправлять ошибки совершенные
  • Нтв плюс ошибка карты карта установлена неправильно