Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
В зале ожидания находилось много командировочных лексическая ошибка
Вопрос по русскому языку:
Задание 2. Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Обоснуйте свой ответ.
1. В зале ожидания находилось много командировочных.
2. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.
3. Врач выписал мне несколько процедур.
Ответы и объяснения 1
1.В зале ожидания находилось много командировочных (следует: командированных).
2.Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.(следует:утомление)
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Определите, в каких предложениях допущены ошибки, возникшие в результате смешения паронимов?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определите, в каких предложениях допущены ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
1) Знаток во всём, он всё же был невеждой в живописи.
2) Следовательно, эффектное управление тепловым потоком имеет огромное значение.
3) У лисы пушной хвост.
4) Название не отражает существа фильма.
5) Дипломатичный представитель нашей страны прибыл в Брюссель.
6) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.
1) Знаток во всем, он все же был невежей в живописи.
2) Следовательно, эффективное управление тепловым потоком имеет огромное значение.
3) У лисы пушистый хвост.
4) Название не отражает сути фильма.
(Не совсем уверена)
5) Дипломатический представитель нашей страны прибыл в Брюссель.
6) Сергей вообще был абонентом добросовестным, вовремя платил за телефон.
Составить словосочетания с каждым из паронимов?
Составить словосочетания с каждым из паронимов.
Абонемент — абонент , гордость — гордыня, гуманный — гуманитарный, доброта — добротность, командированный — командировочный, нестерпимый — нетерпимый, факт — фактор, эффективный — эффектный.
Укажите предложения, в которых содержатся речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов?
Укажите предложения, в которых содержатся речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
Продукция комбината пользуется большим спросом у покупателей.
Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
Изменения, прошедшие в стране за последние 5 — 6 лет, необратимы.
Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Совет директоров потребовал гарантированных обязательств от клиентов — неплательщиков.
Исправьте лексическую ошибку?
Исправьте лексическую ошибку.
Плохо когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях :1?
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях :
Пора подвести результаты встречи : наша команда впереди.
Прочитайте пары слов : командировочный — командированный , дипломатичный — дипломатический?
Прочитайте пары слов : командировочный — командированный , дипломатичный — дипломатический.
Эффективный — эффектный, абонент — абонемент, освоить — усвоить.
Как называются такие слова?
Составьте с каждым словосочетание , чтобы прояснить лексическое значение.
Отметь?
Приложения в которых допущена ошибка.
Исправьте не о каких поезках.
В каком слове допущена ошибка в разборе по составу?
В каком слове допущена ошибка в разборе по составу.
Вопреки приказа начальника, работа вовремя не началась определить какая синтаксическая ошибка допущена в данном предложение?
Вопреки приказа начальника, работа вовремя не началась определить какая синтаксическая ошибка допущена в данном предложение.
Помогите плиззотметить предложенья, в которых допущена пунктуационная ошибка?
отметить предложенья, в которых допущена пунктуационная ошибка.
Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов?
Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
Обоснуйте свой ответ.
1. В зале ожидания находилось много командировочных.
2. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.
3. Врач выписал мне несколько процедур.
На странице вопроса Определите, в каких предложениях допущены ошибки, возникшие в результате смешения паронимов? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Уникальные зубы и Челюсти акулы позволяют не только легко откусывать добычу от добычи куски и удерживать ее в постель но или легко восполнять потери зубов зубы у акулы растут непрерывно.
Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята.
В зеленоватую воду моря брошена, как желтый лоскут атласа, маленькая песчаная отмель. Перед нею, на гаг, безбрежная стеклянная гладь, сзади нее полоса ослепительно светлой воды, дальше низенькие медные холмы, берега, на холмах убогая поросль каких -..
1) Множественного : каникулы, дрожжи, ножницы, очки, шахматы, шашки. Единственного : смех, вода, чистота, посуда. 2) Зима — 1скл. , дождь — 2скл. , ночь — 3скл. 4) Линия, здание, оладий. 6) 1. Часть речи 2. Начальная форма. Морфологические п..
Учиться говорить и писатьЯзык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по — настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.»
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление».
Учитель: Кучерявая Т.В.
- 1)Образовательные:
- — повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;
- — дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
- 2) Развивающие:
- — развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
- 3) Воспитательные:
- — воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.
- По вертикали:
- 1. Раздел языкознания, где изучается лексика.
- По горизонтали:
- 2. Слова, употребляемые только в данной местности.
- 3. Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.
- 4. Слова, близкие по значению.
- 5. Новые слова, появляющиеся в языке.
- 6. Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).
- 7. Слова, противоположные по значению.
- 8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова
2.Нарушение лексической сочетаемости слова.
Солдат упал навзничь и разбил лицо.
(слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом»)
У Ирины карие волосы.
Ужасно красивый костюм.
Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.
Сено в стогу – сытый корм скоту.
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.
В читальный зал в одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох.
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
- Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
- 1 вариант
- 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
- 2. Школьный стадион прислонился к старому парку
- 3. В зале ожидания находилось много командировочных
- 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
- 2 вариант
- 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес
- 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи
- 3. Наши воины свершили много геройских подвигов
- 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1216133_opredelite-v-kakih-predlozeniah-dopuseny-osibki/
http://multiurok.ru/index.php/files/leksicheskie-normy-leksicheskie-oshibki-i-ikh-ispr.html
Поурочные разработки по русскому языку 10 класс — Н. В. Егорова 2017
Цели: показать особенности правописания суффиксов причастий, одной и двух н в причастиях и прилагательных; работать над предупреждением речевых ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Повторение правил правописания причастий
На прошлом уроке мы подробно рассматривали способы образования действительных и страдательных причастий. Знать это важно потому, что от способа образования зависит правописание причастий. Убедимся в этом.
1. Гласные в суффиксах причастий.
1) Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени легко проверить, зная, что эти причастия образованы от основы настоящего времени глаголов, а значит, гласные проверяются по спряжению. Просто вспоминаем «сигнальные» буквы: если такое причастие образовано от глагола I спряжения, то это у (ю), если от глагола II спряжения — а (я). Например, определим гласные в суффиксах причастий в словосочетаниях бор..щиеся атлеты, гон..щий добычу.
Бороться — не на -ить, значит, это глагол I спряжения. «Сигнальная» буква ю, значит, пишем борющиеся.
Гнать — это глагол-исключение, относится ко II спряжению. «Сигнальная» буква я, значит, пишем гонящий.
2) Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени можно проверить инфинитивом: конечный гласный основы сохраняется (как и в глаголе прошедшего времени): выскочить — выскочивший, отчаяться — отчаявшийся.
Надо иметь в виду, что приставка вы- перетягивает на себя ударение, поэтому можно подобрать однокоренное причастие с другой приставкой, чтобы конечный гласный основы стоял под ударением: подскочи́вший. Но так можно проверить далеко не все слова, надо запомнить, как пишутся инфинитивы.
3) Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, как и в суффиксах действительных причастий настоящего времени, проверяются с помощью спряжения.
Например, причастие склоняемый образовано от глагола склонять (I спряжение), значит, пишем склоняемый; причастие вид..мый образовано от глагола видеть (исключение, II спряжение), значит, пишем видимый.
4) Если основа глагола, от которого образовано причастие, оканчивается на -а (-я), то эта буква сохраняется и в страдательном причастии, если оканчивается на -и, то эта буква в причастии переходит в е: удержать — удержанный, упорядочить — упорядоченный.
Здесь дело в словообразовании. Если инфинитив на -ить-, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-. Если же инфинитив на -ать- (-ять), то суффиксы начальной формы сохраняются и причастие образуется путём присоединения суффикса -нн-.
Различать суффиксы -нн- (отрезанный) и -енн- (построенный) необходимо при морфемном разборе.
Наиболее часто случаются ошибки в подобных причастиях, особенно в тех, что имеют омофоны.
Например: выкач..нный мёд — выкач..нный из подвала бочонок. Звучат причастия одинаково, но смысл имеют разный, и образованы они от разных глаголов: выкачать и выкатить. В первом причастии гласный глагольной основы а, он сохраняется, значит, выкачанный мёд (суффикс -нн-). Во втором — и, он меняется на е, значит, выкаченный бочонок (суффикс -енн-).
Аналогично разбираем другие подобные пары глаголов: расстрелянный (от расстрелять) — застреленный (от застрелить), замешанный в преступлении (от замешать) — замешенное на молоке тесто (от замесить), развешанные на стене картины (от развешать) — развешенный на весах товар (от развесить).
2. Правописание -н- и -нн- в полных причастиях и отглагольных прилагательных.
В полных причастиях пишется всегда -нн-, а в отглагольных прилагательных только в следующих случаях:
1) в сочетаниях -ованный-, -ёванный-: маринованный (от мариновать), выкорчеванный (от выкорчевать), образованный (от образовать);
2) если есть приставка (кроме не-): уверенный, воспитанный.
Рассмотрим более сложный случай: неосвое..ый участок. Здесь
необходим словообразовательный разбор. Приставку не- видно сразу, но мы знаем, что она не влияет на написание. Отбросим эту приставку и вдумаемся в смысл слова освоенный, найдём корень. Освоенный — значит «свой, ставший своим». Следовательно, в данном слове, кроме приставки не-, есть ещё приставка о-. Значит, отглагольное прилагательное неосвоенный пишется с нн.
Запомните!
Пишется с н: раненый (но с приставкой или с зависимым словом нн: израненный, раненный в руку!), названый (брат), посажёный (отец), кованый, жёваный.
С -нн-: желанный, священный, считанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, деланный.
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?
Если слово образовано от глагола совершенного вида, это причастие: нужны две буквы н: закопчённый, утраченный. Особо отметим причастия, образованные от глаголов совершенного вида без приставки: решённый, купленный.
Если слово утратило связь с действием (это обычно определяется по контексту), если нет зависимых слов и нет приставки, это прилагательное, нужна одна буква н: кошеная трава, гружёный вагон, вязаная кофта.
Появляется зависимое слово или приставка — это причастие, нужно писать две буквы н: кошенная утром трава, скошенная трава; гружённый углём вагон, нагруженный вагон; вязанная бабушкой кофта, связанная кофта.
Обратите внимание: в образованных сложением словах, в состав которых входят причастия или отглагольные прилагательные, первая часть слова не влияет на написание второй: свежескошенная трава (скошенная трава), но свежемороженая рыба (мороженая рыба).
3. Правописание -н- и -нн- в кратких причастиях и кратких прилагательных.
В кратких причастиях всегда пишется одна я, а в кратких прилагательных столько же н, сколько в полных.
Рассмотрим на примерах.
Молодые люди умны, образованны.
В предложении два кратких прилагательных, оба отвечают на вопрос каковы? Они содержат столько же н, сколько их в полных формах: умный — умны, образованный — образованны.
Школа образована в прошлом веке.
Здесь слово образована — краткое страдательное причастие, от него можно поставить вопрос кем? или чем? Кроме того, это предложение легко заменяется синонимичным: «Школу образовали в прошлом веке» (глагол близок к причастию). Значит, пишем одну букву н.
Разберём другие примеры.
Девушка не только красива, но и воспитанна (краткое прилагательное). Девушка воспитана в семье деда (краткое причастие).
Она нервна, взволнованна (краткие прилагательные). Она взволнована письмом (краткое причастие).
2. Морфологические нормы, связанные с употреблением причастий
Повторим некоторые морфологические нормы, которые особенно часто нарушаются в устной и письменной речи. Речевые ошибки случаются в употреблении как причастий, так и причастных оборотов.
1) Глаголы совершенного вида не образуют формы действительных причастий настоящего времени (на -щий): сделающий, повысящий — ошибка.
2) У причастий нет формы условного наклонения (с частицей бы): сделавший бы — ошибка.
3) Ошибочно смешение возвратных и невозвратных причастий: На картине изображён витязь, сражающий с врагом — ошибка. Надо: сражающийся.
4) Ошибочно смешение действительных и страдательных причастий: Рыба, вылавливающаяся в прибрежных водах, отправляется на прилавки магазинов — ошибка. Надо: вылавливаемая.
5) Причастие в предложении должно быть согласовано с определяемым словом: Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющ.. нам дорогу.
Определяемое слово — заросли. От него надо поставить вопрос, окончание которого подскажет нужную форму причастия: Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу.
3. Орфоэпические нормы, связанные с произношением причастий
1) В причастиях, образованных от глаголов на -и́ровать (дубли́ровать, асфальти́ровать), ударение на -и́ сохраняется: дубли́рованный, асфальти́рованный. В причастиях, образованных от глаголов на -ирова́ть (пломбирова́ть, сортирова́ть), ударение переходит на -о: пломбиро́ванный, сортиро́ванный.
2) В кратких причастиях, образованных от страдательных причастий на -ённ, ударение во всех формах, кроме мужского рода, переходит на окончание: переведённый — переведён — переведена́ — переведено́ — переведены́ (см. также урок 7).
4. Объяснительный диктант
— Запишите предложения, объясните орфограммы. Сделайте морфологический разбор причастий и синтаксический разбор последнего предложения.
1) Слышишь рокочущий гул самолётов? 2) Лечащий врач советует остаться в больнице ещё на неделю. 3) Подстреленная утка упала к ногам охотника. 4) После шторма побережье было усеяно ракушками мидий, лентами морской капусты. 5) Церковь полна молящимися. 6) На пастухе была свалянная из шерсти накидка. 7) Жжёный сахар помогает при кашле. Закачанный в шину воздух с тихим шипением выходил обратно. 9) От счастья я вёл себя словно помешанный. 10) Наконец я разглядел в темноте кельи бормочущего старика. 11) Поездка была разрешена директором. 12) Обещанного три года ждут.
5. Практические задания
— Запишите словосочетания и грамматические основы, обозначьте орфограммы. Укажите части речи, типы подчинительной связи.
Письмо прочитано, осиная талия, стойкий оловянный солдатик, очарованный странник, незваный гость, замасленная спецовка, гружённая лесом баржа, пуганая ворона, лебединая песня, сливочное мороженое, песчаный пляж, скроенный по мерке костюм, нехоженые тропы, ветреная девушка, машина припаркована, некошеные травы, Серебряный век, молитвенный возглас, отношения между героями сложны и запутанны, асфальтированное шоссе, стриженый затылок, юный возраст, башенный кран, легкораненый зверь, проще пареной репы.
— Запишите словосочетания, укажите глаголы, от которых образованы причастия. Отданных полных страдательных причастий прошедшего времени образуйте краткие, составьте с ними предложения, укажите синтаксическую роль кратких причастий.
Образец: выкаченное из гаража колесо (выкатить). Колесо выкачено.
Выкачанный из шины воздух, замешенное тесто, занавешенное окно, навешенная дверь, выслушанные пожелания, высушенное бельё, развешанные картины, застроенный микрорайон, хорошо настоянный чай, замешанный в преступлении человек, рассеянные ветром тучи.
— Исправьте речевые ошибки, запишите правильные варианты предложений.
1) Выпускники, сумеющие написать тест без ошибок, получат высший балл. (Выпускники, сумевшие написать тест без ошибок, получат высший балл.)
2) Вопреки ожиданий и установившихся правил, было решено отменить дополнительные каникулы. (Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.)
3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. (Одному из героев романа, ищущих смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.)
4) Кем-то обиденный мальчик горько плакал. (Кем-то обиженный мальчик горько плакал.)
6. Тест
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) привлеченА
2) завЕзены
3) гравИрованный
4) взЯта
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется я.
1) масл..ный блин
2) мо..щиеся обои
3) бор..щийся с собой
4) отча..вшийся человек
3. В каком варианте указаны все слова, в которых пропущена буква е?
а) Завис..мый; б) почита..мый; в) ухож..нный; г) непредвид..нный.
1) а, б, в, г
2) б, в, г
3) а, б
4) в, г
4. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется «и?
Необыкнове(1)ая рыба, выловле(2)ая рыбаками у берегов Индонезии, была выпуще(3)а в огороже(4)ый сетью участок моря.
1) 1, 2, 4
2) 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
Домашнее задание
1. Повторить темы «Деепричастие», «Правописание деепричастий», подготовить вопросы, сообщения, подобрать примеры.
2. Упражнения учебника.
Иногда
встречаются речевые ошибки грамматического
типа, в частности, связанные с нарушением
согласования или управления.
Речевые
ошибки грамматического типа, связанные
с нарушением согласования членов
предложения.
Например:
Были
даны консультации учителям, обратившихся
за помощью.
Время,
выделенного
на повышение квалификации учителей,
было явно недостаточно.
В
первом примере причастная форма
дательного падежа (учителям, обратившимся
за помощью) ошибочно заменена формой
родительного падежа.
А
во втором примере слово время
следует
употребить в родительном падеже (времени,
выделенного на повышение квалификации).
В
обоих случаях нарушено грамматическое
согласование причастия с существительным.
Большинство
этих художников было
(следует:
были)
мастерами цвета. – Глагол
– связка составного именного сказуемого
согласуется не с подлежащим, а со своей
именной частью (т.н. обратное согласование).
Примеры
с нарушением лексико-грамматического
управления слов:
В
школьной мастерской был проведен ремонт
четырем
станкам.
Пусть
Владимир Иванович поделится
с нами о
том,
что его волнует.
В
первом примере следует употребить форму
родительного падежа (ремонт четырех
станков), а не дательного. Во втором —
возвратный глагол поделится
требует
формы творительного падежа (поделится
тем), но не предложного.
Многочисленны
ошибки на смешение предложного и
беспредложного управления.
Например:
оплачивайте
за проезд (вместо:
оплачивайте
проезд)
описывает
о чем-либо (вместо:
описывает
что-либо)
Иногда
управляемое слово ставится не в той
падежной форме, которую требует
управляющее слово.
Например:
заведующий
библиотеки (вместо:
заведующий
библиотекой)
Часто
в падежных сочетаниях употребляются
не те предлоги, которые необходимы.
Например:
зол
против него (вместо:
зол
на него)
преимущество
над кем-либо (вместо:
преимущество
перед кем-либо
Неясность
высказывания может возникнуть в
результате двузначности
некоторых форм косвенных падежей.
Например,
дательный падеж может обозначать и
субъекта действия, и адресата. Если эти
значения не различаются, высказывание
теряет ясность:
Журналисту
приходилось многое объяснять – неясно,
объяснял ли журналист или ему объясняли.
Возможны
ошибки и при употреблении однородных
членов предложения, требующих разных
падежей управляемого слова.
Например:
Как
разводить и ухаживать за кроликами
(вместо:
как
разводить кроликов и ухаживать за ними).
Следует
избегать расположения цепочкой нескольких
однородных падежных форм – нанизывания
падежей.
Например:
Проверка
будет произведена назначенной
администрацией комиссией.
1.5.2.2.3 Речевые ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении
Речевые
ошибки могут быть связаны с неправильным
порядком слов и предложении.
Например:
Космодром
согревает теплыми лучами солнце.
Фраза
получилась двусменной. Не заменяя самих
слов, следует лишь первое и последнее
слова
поменять местами:
Солнце
согревает теплыми лучами космодром.
Возможен
и второй
правильный вариант:
Космодром
согревается теплыми лучами солнца.
Еще
примеры:
Сделанный
доклад Сережей о развитии портретной
живописи все слушали с большим интересом.
Правильный
вариант: Доклад
о развитии портретной живописи, сделанный
Сережей, все слушали
с большим интересом.
Дубровский
поймал крестьян Троекурова в своих
лесах, кравших у него дрова (из
изложения школьника).
Правильный
вариант: Дубровский
поймал в своих лесах крестьян Троекурова,
кравших у него дрова.
Для
того, чтобы таких ошибок не делать
следует знать некоторые особенности
порядка
слов в предложении.
Некоторые
особенности порядка слов в простом
предложении.
I.
В
русском языке широко распространены
предложения с прямым порядком главных
членов, когда подлежащее (или группа
подлежащего, т. е. подлежащее с
зависимыми от него словами) стоит впереди
сказуемого (или группы сказуемого, т.
е. сказуемого с зависимыми от него
словами).
Например:
Костер
догорел…
Лагерь
проснулся
(Г.
Ф.);
Сюжет
романа
всецело раскрывает его идейную
направленность (Посп.).
Примечания:
1.
Подлежащее всегда стоит на первом месте
в предложениях с составным именным
сказуемым при нулевой связке.
Например:
Мой
брат
—
врач
В
таких предложениях при изменении
места главных членов изменяется смысл
предложения: Врач
—
мой
брат.
2.
На
первом месте в предложении подлежащее
стоит и тогда, когда только порядок слов
помогает отличить его от прямого
дополнения.
Например:
Троллейбус
обогнал автобус (т.е.
троллейбус двигался быстрее автобуса);
при
изменении места существительного
меняется смысл предложения.
Например:
Автобус
обогнал троллейбус (т.
е. автобус двигался быстрее троллейбуса).
II.
Сказуемое
стоит впереди подлежащего (обратный
порядок главных членов) в предложениях,
которые сообщают о лице, предмете,
времени и сказуемыми которых выступают
глаголы бытия, возникновения, течения
действия/
Например:
Жили-были
Сима
с Петей (М.);
Наступил
день
спектакля (Ф.
Ш.);
Шла
последняя
попытка в метании диска у женщин (газ.).
В
таких предложениях глаголы имеют
ослабленное лексическое значение.
III.
В составных сказуемых глагол-связка
или вспомогательный глагол предшествует
именной части или неопределенной форме
глагола.
Например:
Жизнь
является
высшим
мерилом
искусства
(А.
Н. Т.);
«Борис
Годунов» был
закончен 7
ноября 1825 г. (А.
Н. С);
Гагин
начал
копаться в
своих рисунках (Т.).
IV.
Внутри групп подлежащего и сказуемого
расположение второстепенных членов
связано со способом их морфологического
выражения.
Так,
согласованное определение стоит впереди
определяемого слова.
Например:
Тихий
ветер
дует с мутной
реки
(М.
Г.)
При
наличии нескольких
неоднородных
определений, выраженных прилагательными,
ближе к определяемому слову стоит
относительное прилагательное.
Например:
Желтые
дубовые
заросли
стояли в росе (Пауст.)
Несогласованное
определение стоит после определяемого
слова.
Например:
Муза
Пушкина
была
вскормлена и воспитана творениями
предшествующих поэтов
(Бел.)
Впереди
определяемого слова стоят притяжательные
местоимения его,
ее, их.
Например:
Звук
его
голоса
также изумил меня (Т.)
Дополнение
стоит обычно после слов, к которым
относится.
Например:
Я
прекратил свои вопросы
и
велел поставить чайник
(П.)
При
наличии прямого и косвенного дополнений
прямое обычно ставится перед косвенным.
Например:
Пантелей
ел кашу
из
деревянной чашечки (Ч.)
Однако
при обозначении лиц косвенное дополнение
в дательном падеже обычно помещается
перед прямым.
Например:
Он
прочел мне
повесть
наизусть (П.);
Я
тотчас сообщил кучеру
его
[Касьяна]
предложение
(Т.)
Обстоятельства
образа действия, выраженные
качественными наречиями на -о,
-е, и
обстоятельства степени обычно стоят
перед словом, к которому относятся.
Например:
Приезд
его сильно
не
понравился Савельичу (П.);
Анатоль
искренне
любил
Долохова (Л.
Т.);
Инсаров
казался очень
грозным
(Т.)
Другие
обстоятельства чаще употребляются
после тех слов, к которым относятся.
Например:
Человечество
идет вперед
(Ч.);
Ручеек
поворачивал направо
и
струился вдоль
оврага (Сол.);
Плавание
по реке было опасно вследствие
быстроты течения
(Арс.).
V.
Первое место в предложении могут
занимать обстоятельства или дополнения,
которые в таком случае приобретают
большую самостоятельность, относясь
ко всему предложению в целом.
Например:
В
период южной ссылки Пушкина его
литературная слава все растет (А.
Н.
С);
Через
несколько минут они
подошли к развалинам крепости (Пауст.);
В
ее голосе слышалось
удивление (Ч.)
VI.
Выше
были рассмотрены основные случаи
порядка слов в предложении, отражающие
современные нормы. Как видно, размещение
слов в предложении относительно
свободно, что и позволяет пишущему
изменять их обычный порядок, чтобы
добиться большей выразительности,
экспрессивности речи. Особое расположение
слов в предложении, не совпадающее с их
обычным порядком, называется инверсией
(от лат. inversio
—
перестановка, переворачивание). Чаще
всего к приему инверсии прибегают
писатели и публицисты. Отметим некоторые
ее случаи.
Вынесение
подлежащего в конец предложения.
Например:
Вдали
появляется противник. Брута… играл я
(Станисл.).
(Ср. обычный порядок: Я
играл Брута.)
Расположение
согласованного определения после
определяемого слова, а несогласованного
— перед ним.
Например:
Следует
говорить о текущей литературе Союза
Советов как о работе коллективной
(М.
Г.) (Ср. обычный порядок: Следует
говорить о текущей литературе Союза
Советов как о коллективной работе.);
Он
изучал истории законы.
(Ср.
обычный порядок: Он
изучал законы истории.)
Вынесение
на первое место в предложении именной
части составного сказуемого.
Например:
Широки
знойные
степи (С.-М.).
(Ср. обычный порядок: Знойные
степи широки.)
Разъединение,
размещение на расстоянии синтаксически
связанных членов предложения.
Например:
Успех
я
имел огромный
(Ф.
Ш.)
(Ср. обычный порядок: Я
имел огромный успех.);
Широкие
открывались
взору пространства
(С.-М.)
(Ср. обычный порядок: Взору
открывались широкие пространства.);
Ночевать
мы
отправились
на
протоку (Наг.).
(Ср. обычный порядок слов: Мы
отправились ночевать на протоку.)
VII.
При
построении предложений следует обращать
серьезное внимание на порядок слов. В
частности, неоправданное разъединение
синтаксически связанных слов, неудачное
их расположение могут привести к
затруднениям в восприятии текста, к
нежелательной двусмысленности.
Например:
В
основе сюжета пьесы «Гроза»
лежит с жестоким «темным царством»
трагический конфликт главной героини
(подлежащее
неоправданно отделено от сказуемого:
следовало сказать: В
основе сюжета пьесы «Гроза» лежит
трагический конфликт главной героини
с жестоким «темным царством» или
Трагический
конфликт главной героини с жестоким
«темным царством» лежит в основе сюжета
пьесы «Гроза»);
После
слов Софьи моментально
присутствующие узнают
о сумасшествии Чацкого (обстоятельство
образа действия неправомерно
поставлено перед подлежащим
присутствующие
вместо
сказуемого узнают,
поэто
му
возникло комически звучащее сочетание
моментально
присутствующие; следовало
сказать: После
слов Софьи присутствующие моментально
узнают о …).
Порядок
слов в предложениях с обособленными и
необособленными распространенными
определениями.
I.
Причастный оборот и прилагательное с
зависимыми словами должны стоять до
или после существительного, к которому
относятся, и не должны включать его
в свой состав.
Например:
Он
не
мог вынести укора, написанного
в глазах товарищей или
Он
не мог вынести написанного
в глазах товарищей укора.
Но
неправильно: Он
не мог вынести написанного
укора в глазах товарищей;
Публика
встретила поэта с радостью, неожиданной
для него или
Публика
встретила поэта с неожиданной
для него радостью.
Но
неправильно: Публика
встретила поэта с неожиданной
радостью для него
II.
При построении предложений, включающих
распространенные определения, нужно
учитывать возможность возникновения
нежелательной двузначности.
Например:
На
собрании было заслушано сообщение
командира студенческого отряда,
приехавшего
со
стройки (не
вполне ясно, кто приехал: командир или
отряд).
В
зависимости от смысла высказывания
предложение можно было бы построить
так: На
собрании было заслушано сообщение
командира приехавшего
со
стройки студенческого отряда
или
На
собрании было заслушано сообщение
приехавшего
со
стройки командира
студенческого
отряда.
Замена
придаточных предложений причастными
и деепричастными оборотами.
I.
Причастный
оборот близок по значению к определительному
придаточному предложению.
Например:
Счастлив
путешественник, попавший
в нетронутые края (С.-М.).
— Счастлив
путешественник, который
попал в нетронутые края
Таким
образом, придаточное определительное
предложение и причастный оборот являются
синонимическими, параллельными
конструкциями.
Разница
между ними состоит в следующем:
а) причастный
оборот, как и причастие, свойствен
книжным стилям, а придаточное
определительное — стилистически
нейтрально;
б) причастный
оборот обладает большей сжатостью и
краткостью (см. приведенный выше пример);
в) причастный
оборот может стоять и до, и после
определяемого существительного.
Например, вполне возможно: На
заросшем
молодым ельником берегу
лежит поваленная береза (С.-М.)
и На
берегу, заросшем
молодым ельником, лежит
поваленная береза.
Причастный
оборот нередко помогает избежать
нежелательного повторения слова
который
или
двусмысленности, двузначности
придаточного предложения.
Например:
Лесная
сторожка, в
которую мы
часто заходим, находится недалеко от
шоссе, которое
ведет
в город. —
Лесная
сторожка, в которую
мы
часто заходим, находится недалеко
от шоссе, ведущего
в
город;
Дом
отдыха стоял на берегу залива, который
был
покрыт мелкой галькой. —
Дом
отдыха стоял на покрытом
мелкой галькой берегу
залива
Следует
учитывать, что придаточное предложение
именно как предложение, имеющее свою
грамматическую основу, может передавать
более разнообразные значения сравнительно
с причастным оборотом; поэтому не
всегда придаточное определительное
предложение можно заменить
причастным оборотом. Так, нельзя
произвести замену причастным оборотом
придаточного определительного,
сказуемое которого выражено формой
будущего времени глагола или формой
сослагательного (условного) наклонения.
Например:
Мы
хотим пойти на публичную лекцию, которая
состоится
в
Доме культуры (замена
невозможна, так как в русском языке
нет причастия будущего времени
«состоящийся»);
Необходимы
опытные специалисты, которые
бы изучили эту
проблему (замена
невозможна, так как причастие не образует
форм сослагательного наклонения
«изучившие бы»)
Не
могут быть заменены причастным оборотом
придаточные предложения, если в них
слово который
стоит
в любом падеже, кроме именительного
падежа и винительного без предлога.
Например:
Пешеходный
туннель, который
соединяет противоположные
части улицы. —
Туннель,
соединяющий
…;
Войти
в туннель, который
соединяет …
.—
Войти
в туннель, соединяющий
…
. Но
невозможно перестроить: Туннель,
по
которому шли пешеходы; Туннель,
в
который вошли пешеходы
Примечание:
Сказанное
о причастных оборотах относится и к
распространенным обособленным
определениям, выраженным прилагательными
с зависимыми словами. Такие распространенные
определения могут выступать как
синонимические конструкции к
соответствующим придаточным
определительным предложениям.
Например:
На
небе замерли легкие облака, розовые
от заката. —
На
небе замерли легкие облака, которые
были розовыми от заката
II.
Деепричастный оборот синонимичен
некоторым придаточным предложениям:
времени, причины, условия, уступки,
сравнительным (образа действия).
Например:
Услышав
выстрел, Касьян
быстро закрыл глаза рукой (Т.).
— Когда
Касьян услышал выстрел, он
быстро закрыл глаза рукой (или:
Как
только Касьян услышал выстрел, он
быстро закрыл глаза рукой; Едва
Касьян услышал выстрел, он
…);
Я
несколько раз просыпался ночью, боясь
проспать утро (Л.
Т.). — Я
несколько раз просыпался ночью,
потому
что (так как, оттого что) боялся
проспать утро
Как
и причастный оборот, деепричастный
оборот свойствен книжным стилям. По
сравнению с параллельными придаточными
предложениями он отличается большей
краткостью и выразительностью. Однако
придаточные предложения, благодаря
наличию различных союзов, более четко
передают оттенки значений, характеризующие
каждый тип таких предложений.
Помимо
приведенных
выше примеров, ср. еще: Взявшись
за дело, доведи
его до конца. —
Если
(раз, когда, коли, ежели) взялся за
дело, доведи
его до конца.
Замена
придаточного предложения деепричастным
оборотом возможна тогда, когда главное
и придаточное относятся по смыслу к
одному подлежащему.
Например:
Когда
мы обсудили положение,
то
решили
продолжать путь без проводников. —
Обсудив
положение,
мы
решили продолжать
путь без проводников.
Однако
невозможна замена в таком, например,
предложении: Когда
мы
вышли
на
берег, солнце
было уже
низко над горизонтом (Арс.)
(в главном и придаточном предложениях
подлежащие разные)
Невозможна,
естественно, замена придаточного
предложения деепричастным оборотом и
тогда, когда от данного глагола
деепричастие не образуется.
Например:
Когда
он пишет
доклад,
то очень тщательно выверяет все факты
(замена
невозможна, так как в современном
языке деепричастие пиша
не
употребляется)
Ошибки
в построении сложноподчиненных
предложений.
При
употреблении сложноподчиненных
предложений весьма распространенными
являются следующие ошибки:
1. Придаточное
определительное предложение со словом
который
бывает
оторвано от определяемого существительного,
что затрудняет верное восприятие смысла.
Например:
Ряд
отрицательных явлений общественной
жизни можно встретить еще и в наши дни,
против которых были направлены
сатирические произведения поэта.
Это
предложение можно исправить так: Еще
и в наши дни можно встретить ряд
отрицательных явлений в общественной
жизни, против которых были направлены
сатирические произведения поэта.
-
Неправильно
совмещаются конструкции простого и
сложного предложений.
Например:
Пьеса
разоблачает «темное
царство» и
как
Дикие и Кабанихи жестоко
относятся
к зависимым от них людям (неправомерно
соединены дополнение и придаточное
предложение). Предложение можно
исправить, например, так: Пьеса
разоблачает
«темное
царство», показывает,
как
жестоко Дикие и Кабанихи относятся к
зависимым от них людям
-
Неправильно
объединяются на правах однородных
конструкций причастный оборот и
придаточное определительное предложение
Например:
На
столе у него лежала книга, открытая
на одной и той же странице и которую
он никогда не читал.
Предложение
можно было бы исправить так: На
столе у него лежала открытая
на
одной и той же странице книга,
которую он
никогда не читал.
-
В
предложениях с последовательным
подчинением неоправданно повторяются
одинаковые союзы.
Например:
Некоторые
критики полагали, что
автор
так молод, что
едва
ли сможет убедительно решить поставленную
проблему.
Предложение
можно исправить, например, так:
Некоторые
критики полагали, будто
автор
так молод, что
едва
ли сможет убедительно решить
поставленную проблему.
-
Неправомерно
повторяются близкие по значению
подчинительные союзы.
Например:
Он
считал, что
будто мы
его неправильно поняли.
В
этом предложении следовало употребить
один из союзов: Он
считал, что
мы
его
неправильно поняли (выражается
утверждение) или Он
считал, будто
мы
его неправильно поняли (выражается
предположение)
-
В
конструкции сложноподчиненных
предложений, представляющих собой
косвенную речь, включаются элементы
прямой речи.
Например:
Корчагин
твердо заявляет, что
к
буденовцам я
обязательно
перейду
В
косвенной речи личные и притяжательные
местоимения (а также личные формы
глагола) передаются от лица автора,
рассказчика, а не того человека, чья
речь передается.
Например:
Корчагин
твердо заявляет, что он
к
буденовцам обязательно перейдет
8. Исправьте речевые ошибки.
1. Лицо дамы скрывал густой вуаль.
2. Отличник гордился своей табелью.
3. Машина ехала по асфальтированной шоссе.
4. На озере плавала черная лебедь.
5. Голову моют шампунью.
6. Я не нашла в магазинах ни апельсин, ни мандарин, ни баклажан, зато купила 5 килограмм помидор и килограмм яблок.
7. Солнечное Сочи – мой любимый город.
8. Иван Андреевич Крылов написал много басней.
9. Я встала, сняла ребенка с коленей.
10. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулков и носок.
|
|
«УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ» |
УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
|
|||||
|
|||
«УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ»
РЕКОМЕНДУЕТ