Нормы согласования и управления типичные ошибки

Обновлено: 12.06.2023

Основная цель урока: научить видеть недочёты в строении словосочетания, простого и сложного предложения, ошибки в управлении и согласовании.

1. Вступительное слово учителя.

В задании А5 три предложения употреблены без ошибок. Одно предложение требует корректировки. Нам нужно научиться видеть предложения с грамматическими ошибками и их исправлять.

2. Разбор возможных ошибок в моделях заданий А5.

В процессе работы составление конспекта обязательно.

Ошибка в употреблении глаголов-сказуемых, требующих разного управления, в качестве однородных.

Различное управление глаголов (однородных сказуемых): глаголы требуют различных предлогов в управлении и дополнений в различных падежах.

Типичная ошибка в таком варианте задания А5:

Любители оперы ожидали и надеялись на встречу с известным тенором.

Глаголы “ожидали” и “надеялись” по-разному управляют словами в предложении: “ожидали” (чего?) и “надеялись” (на что?). Они соединены союзом “и” (что указывает на их однородность) и в этом случае не должны управлять разными прямыми дополнениями. Такое (как в приведённом примере) построение предложения недопустимо, поскольку зависимые от однородных сказуемых слова должны отвечать на один и тот же вопрос.

Ошибка в употреблении названий (имен собственных).

Название произведений, фильмов, книг, газет, журналов, и проч. не изменяются (остаются в именительном падеже), если возле них стоит жанровое обозначение или родовое понятие.

Ошибки в согласовании причастий с определяемым словом (род, число и падеж)

Характер ошибки может быть таким:

Одно из чудес Египта, привлекающих туристов со всего света, связано с красотами подводного мира Красного моря.

Важно определить, к какому слову относится это согласованное определение (причастный оборот). В данном случае – к сочетанию слов “одно из чудес”.

Следовательно, причастный оборот должен выглядеть так: “привлекающее туристов со всего света”.

Также могут встретиться предложения, где в причастном обороте может находиться определяемое слово.

Войдя, мы увидели рассыпанные книги по всей комнате (ошибка).

Войдя, мы увидели рассыпанные по всей комнате книги (верный вариант).

Ошибки в употреблении однородных членов предложения с парными союзами):

как. так и;
не только. но и;
не столько. сколько;
не так. как;
хотя и. но;
не то что (бы). но (а);
если не. то.

На уроках русского языка учат не только писать красиво, но и грамотно.

Соединительный парный союз “не только – но и” соединяет однородные члены предложения. В данном случае этого не происходит: союз соединяет глагол “писать” и наречие “грамотно”. Правильнее было бы так:

На уроках русского языка учат писать не только красиво, но и грамотно.

Ошибки в управлении при употреблении предлогов: согласно, благодаря, вопреки.

После этих предлогов должны стоять существительные или местоимения только в дательном падеже.

Благодаря повышения (ю!) уровня обслуживания в кафе стало больше клиентов.

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Подлежащее и сказуемое могут иметь дистантное расположение, т.е. отделены друг от друга придаточным предложением, которое и затрудняет определение характера ошибки. Она может находиться и внутри самого придаточного при местоимениях, ошибочно принимаемых детьми за союзы. В любом случае надо проверить согласование грамматической основы и в главном предложении, и в придаточном, которое находится внутри главного.Число подлежащего и сказуемого должно совпадать!

Все, кто бывали на Атлантическом океане,знают,что температура воды в нём редко бывает выше 22 градусов.

В данном предложении одна из грамматических основ- кто бывал.

Ошибки в употреблении падежных форм некоторых существительных.

По окончанию(и!) училища я был направлен в город Серпухов.

по приезде, по окончании, по завершении, по прибытии, по возвращении;

Ошибки в управлении:

оплатить за проезд;

заведующая аптеки и т.д.

Ошибки при употреблении прямой и косвенной речи.

В детстве меня спрашивали: “Кем я хочу быть?”

Английский историк считал, что “нет ничего бесполезней универсальных правил”.

Сын попросил у отца, что ему нужен новый сотовый телефон.

Я знаю то, что мне надо.

3. Выполнение тренировочных заданий. (Приложение 1)

4. Подведение итогов.

Ребята, каждый из вас понимает, что подготовка к любому заданию ЕГЭ требует серьёзного, кропотливого труда, и А5 не исключение. Требуется систематическое выполнение упражнений, чтобы добиться успеха. Задание А5 поможет вам в жизни, так как тренирует умение правильно говорить.

Нормы синтаксиса регламентируют построение и употребление словосочетаний и предложений .

Синтаксические нормы регламентируют следующее:

1. Употребление деепричастных оборотов

2. Нормы управления

3. Нормы согласования

Построение предложений с деепричастным оборотом

ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

1) основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочноедействие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету

часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определённо-личном предложении (где подлежащее легко восстанавливается)

2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ употреблять в следующих случаях:

1) если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам)):

2) если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относится деепричастный оборот, но есть сочетание глагола с местоимением или существительным в роли дополнения:

3) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают:

Нормы согласования и управления

Нормы согласования и управления часто нас подводят, а вернее – мы их часто искажаем, несмотря на их кажущуюся доступность.

Согласование — чисто грамматическая связь (в отличие от управления): зная форму главного слова, можно назвать форму зависимого, не обращаясь к лексическому значению какого-либо из компонентов связи

Согласование является слабой связью (в отличие управления), поскольку не существует таких главных слов, которые всегда требовали бы согласованных с ними зависимых в качестве необходимого условия своего употребления. Однако это не исключает наличия случаев, когда зависимое обязательно

Главным словом при согласовании считается то, форма которого определяется исключительно передаваемым в высказывании смыслом; форма зависимого выбирается ещё и в соответствии с формой главного. Однако в некоторых сочетаниях (ср. рус.юноша-студент) данный критерий не позволяет различить главный и зависимый элементы, и они выделяются исключительно из смысловых соображений

Согласование может быть полным и неполным. При неполном согласовании уподобление зависимого слова главному происходит не во всех имеющихся у них одноимённых категориях: к примеру, в сочетаниях с количественными числительными (два больших стола, две больших книги) прилагательное больших согласуется с существительными лишь в падеже, не согласуясь в числе, а числительное два согласуется с существительными в роде, но не в падеже.

Обычно в описаниях грамматик языков согласование представляется как совпадение грамматических значений (или их определённых элементов, например падежа, числа, рода) у существительного и связанного с ним слова. Однако это не единственный способ описания: так, в традиционной эстонской грамматике содержится правило о том, что в эстонском языке при существительном в сопроводительном падеже прилагательное употребляется в родительном падеже. Существует также вариант рассмотрения согласования, при котором общая для компонентов связи граммема объявляется характеристикой не отдельных словоформ, а содержащей их составляющей в целом

Управление — вид подчинительной связи, при к-рой для выражения определённых смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова (существительного) в определённом падеже, с предлогом или без предлога. Напр., глагол видеть требует постановки существительного в вин.п. без предлога, если это существительное называет предмет, к-рый видят: видеть лес, спектакль и др. Главным является то слово, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом и теми смысловыми отношениями, в к-рых находятся между собой главное и зависимое слова, ср.: видел

Если при согласовании (см.) достаточно знать только грамматическую форму главного слова и не надо ничего знать о его лексическом значении, чтобы назвать форму зависимого слова, также ничего не зная о его лексическом значении (напр., прилагательное — определение при существительном в им. п. муж.рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: сильный ветер), то при У. прежде всего необходимо знать лексико-грамматическое значение главного слова, чтобы определить форму зависимого, ср.: заниматься делом (твор. п.), но делать дело (вин.п.). Следовательно, У. по своей природе является лексико-граммати-ческой связью в отличие от согласования — чисто грамматической связи.

Различают сильное и слабое У. Сильное У. обусловлено тем, что главное слово обладает такими лексико-грамматическими свойствами, что при нём необходимо зависимое слово, находящееся в определённых смысловых отношениях с главным, ср.: написал письмо, выехал из леса. При слабом У. зависимое слово не является обязательным для главного: главное слово может быть употреблено в предложении без зависимого: Я прочитал эту книгу в библиотеке — Я прочитал эту книгу. Число сильно управляемых зависимых слов строго задано лексико-грамма-тическим значением главного слова.

Главным словом в словосочетаниях со связью У. может быть глагол ( читать газету )t имя существительное (движение поезда , стакан молока, распоряжение директора , указ о награждении), имя прилагательное ( сердитый на сына , полный благородства), наречие

В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.

Что такое управление

Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.

нарушение управления

Как отличить управление от согласования

Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.

Управление подразделяется на виды по различным признакам.

Предложное и беспредложное управление

Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).

Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).

Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.

нарушение управления примеры

Сильное и слабое управление

Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).

Виды управления по морфологии главного слова

Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).

нарушение глагольного управления

Типичные примеры нарушения управления в русском языке

Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.

Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.

Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.

нарушение управления в предложении

нарушение управления русский язык

Некоторые особенности норм управления

Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов.

Нормы синтаксиса в русской речи

В синтаксические нормы входят правила по согласованию частей речи и синтаксическому управлению, а также соотношения частей предложения между собой. Именно соблюдения этих правил является важным условием построения грамотного осмысленного предложения.

Нарушение синтаксических норм

Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.

Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах:

  • читая её, возникает вопрос;
  • поэме характерен синтез лирического и эпического начал;
  • выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Чтобы получить представление о важности изучения синтаксических норм, можно привести лишь несколько самых распространенных нарушений синтаксических норм:

  • Читая современную прессу, возникают сомнения в нашем будущем.
  • Русской литературе ХХ характерен стиль модернизм и постмодернизм.
  • Попросив меня подождать, никто не остался в дураках.

При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.

Нормы управления

Управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже.

Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признательность сделана ошибка в управлении при употреблении однородных членов. Первое сказуемое не согласуется с дополнением вам. Правильно так: Разрешите поздравить (кого?) вас и выразить (кому?) вам свою признательность.

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: с некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения. Правильно так: с некоторыми словосочетаниями (какими?), приведёнными в упражнении, надо было составить предложения.

Употребление предлогов

Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: Поезд отправился в рейс согласно расписанию. Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписанию.

Запомните формы существительных с предлогом по: по истечении, по окончании, по заключении; по приезде сдайте отчёт о командировке, скучаю по вас (допустимо: по вам).

Употребление предложений с однородными членами

Ошибочно употребление в качестве однородных членов полной и краткой форм прилагательного: Деревья высокие и стройны. Нужно говорить: Деревья высоки и стройны (высокие и стройные).

Ошибочно употребление в качестве однородных членов существительного и инфинитива: Прошу тишины и выслушать меня. Нужно говорить: Прошу тишины и внимания.

Употребление деепричастных оборотов

Деепричастные обороты не употребляются:

Ошибка: Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно. Правильно: Заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался.

Ошибка: Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер. Правильно: Анализируя стихотворный текст, я неверно определил размер.

Действия, выраженные глаголом-сказуемым и связанным с ним деепричастием, должны относиться к одному лицу или предмету.

Ошибка: Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море. Правильно: Когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.

Употребление сложноподчинённых предложений

Ошибочно одновременно использовать в сложноподчинённом предложении синонимичные союзы:

Ошибка: В этом году наша команда подготовилась к соревнования лучше, чем нежели в прошлом. Правильно: В этом году наша команда подготовилась к соревнованиям лучше, чем (или нежели) в прошлом.

При последовательном подчинении следует избегать повторения одинаковых союзов, если это не оправдано стилистически:

Ошибка: Дай мне солонку, которая находится в буфете, который стоит на кухне. Правильно: Дай мне солонку, которая находится в буфете, что стоит на кухне.

Определительное придаточное с союзным словом который не должно отрываться от определяемого слова в главном предложении:

Ошибка: Из путешествий по разным странам, которые он совершал на автомобиле, он всегда привозил сувениры. Правильно: Из путешествий, которые он совершал на автомобиле по разным странам, он всегда привозил сувениры.

Таким образом, синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений.

Читайте также:

      

  • Назовите и раскройте основные черты массовой культуры обществознание 10 класс кратко
  •   

  • Этапы становления этнической идентичности кратко
  •   

  • Особенности консультирования родителей подростков кратко
  •   

  • Основные кинематические и силовые соотношения в передачах кратко
  •   

  • Формы наглядного представления учебной информации кратко

11 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в
формах согласования и управления,

 пути их
устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о
речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и
литературы,  думаешь о том,  как сдать ЕГЭ,  как совершенствовать речь
учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной
речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна  из
распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при
анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме
согласования и управления частей речи.

С лицом  исчерченном вместо  исчерченным
морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося)
 
в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за
квартиру  или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего,
неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями
текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики,
но и лексики. Форма здесь неразрывно связано  с содержанием и возможностями
конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание
кому? чему?  Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать,
заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний
важно учитывать три момента:

1.     
Выбор падежной формы зависимого слова

2.     
Наличие или отсутствие предлога в структуре
словосочетания

3.     
Семантику словоформ

Например, чтобы показать, что действие,
названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при
одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при
других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть
выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на
Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы
зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций
.

В современной речи можно выделить типичные
ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

  1. Замена беспредложных конструкций сочетаниями
    с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить
    внимание на орфографию

 вм. уделить
внимание орфографии и.т.д.

  1. Употребление беспредложных конструкций на
    месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук
    от буквы.
  1. Неправомерное расширение сферы управления
    того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах
    и.т.д.
  1. Неправильный выбор предлога: скучать за ним
    вм. скучать о нем.

 Основными
причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к
значению предлога и конструкции в целом
.

Например, типичная
ошибка обоснованный на фактах  появилась под влиянием конструкции со
словом-паронимом основанный  на фактах. Распространение словосочетаний
отзыв на книгу и рецензия о книге 
стало возможным в результате смыслового
и формального объединения правильных конструкций  отзыв о книге и рецензия
на книгу.
Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций
объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы,
в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.:
говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать
ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение
слов, но и грамматическое содержание конструкций
.

Например,
словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных
размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить
кому (чему
), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить
больному хороший уход)
, отличие конструкций  купить молоко от
словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает
распространение этого действия  на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что
действие переходит на весь предмет.

При выборе
предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения
причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду,
вследствие, по причине, благодаря и др.  
Следует говорить: ввиду
предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда
(отъезд еще не
состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу
ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при
использовании предлогов в речи.

 Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных
производных предлогов ввиду,  вследствие и.т.д.  Например, комично
звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого
самочувствия.

Вывод:  Для
устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная
работа.

6. Контроль над устной 
речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными
упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования
имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

 синтаксический разбор предложения

К сожалению,
нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и
не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее
позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции,
их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся
определяющие компоненты.  

Кроме
синтаксического разбора  можно предложить  индивидуальные задания: вставить
пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные
(причастия) с определяемыми словами.

6.Если работа по устранению
ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом
разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает
последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и
грамматические задания.

Можно предложить
такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых
слов,  исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут
задания, связанные с различением слов-паронимов:

  1. Составить синонимичные ряды для паронимов:
  2. Искусный
    умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

  1. Подобрать антонимичную пару к каждому из
    паронимов:
  2.  Нестерпимый – терпимый, слабый.
  3. Нетерпимый
    сдержанный, уживчивый.
  4. Определить паронимы по толкованиям их
    значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий
    человек (невежа – невежда).
  5. Составить предложения с паронимами, объясняя
    разницу в  их значении: эффектность – эффективность, жестокость –
    жесткость и.т.д.  Представленное в статье решение кажется проблемным
    (проблематичным).

7. Подобная система заданий
призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный
словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на
современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния
культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих
поколений.

Типичные грамматические ошибки:

∙ Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего ∙ и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).

∙ Построение предложения с однородными членами.

∙ Построение предложения с причастным оборотом.

∙ Построение предложения с деепричастным оборотом.

∙ Построение сложного предложения.

∙ Построение предложения с прямой и косвенной речью.

Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1.

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…)

2.

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример).

Многие люди не имеют своё мнение (правильно: своего мнения).

3.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…)

4.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: и веселы).

5.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и)

6.

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

7.

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

8.

Ошибки в построении сложных предложений

Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

9.

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами).

10.

Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное предложение).

11.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом (второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени стал).

Согласование подлежащего  и сказуемого

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнований не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на ОДИН, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнет.

Построение предложения с приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным.

Несогласованное приложение – собственные имена существительные, представляющие собой названия (пишутся в кавычках). Если несогласованные приложения употребляются без определяемого существительного, то они склоняются: В «Новом мире» опубликовали новый роман Ю.Полякова. Если несогласованные приложения употребляются с  определяемым существительным, то они не склоняются и употребляются в именительном падеже: В журнале «Новый мир» опубликовали новый роман Ю.Полякова.

Построение предложения с однородными членами

  1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был красивый и умён.
  2. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять союзы только непосредственно перед однородными членами: Богатство русской лексики позволяет назвать не только все предметы, но и выразить оттенки значений.
  3. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них требует другого предлога: На полях и лесах.
  4. Нельзя использовать в одном однородном ряду разнооформленные компоненты, например, существительное и инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.

Построение предложения с причастным оборотом

  1. Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом: Под струями свежего ветра, пробежавшего над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами. (Неправильно: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами).
  2. Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастного оборота: либо до него, либо после.

Построение предложения с деепричастным оборотом

Если деепричастный оборот обозначает действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях (если у глагола-сказуемого и деепричастия разные деятели) использовать деепричастный оборот нельзя: Приходя на концерт симфонической музыки, она завораживает меня.

Построение предложения с прямой и косвенной речью

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде сложноподчиненного предложения. В предложениях с косвенной речью следует употреблять местоимения только 3-го лица. Употребление местоимений 1-го и 2-го лица является нарушением: Чехов когда-то сказал, что Таганрога я никогда не миную.

Синтаксические нормы

  1. Синтаксические
    нормы

Синтаксис
раздел науки о языке, который изучает
построение словосочетания и предложения.

Синтаксические
нормы

правила построения словосочетания и
предложения.
2.
1. Нормы построения словосочетания

Словосочетание
состоит из двух или более слов, связанных
по смыслу и грамматически (слова соединены
подчинительной связью, т.е. одно слово
зависит от другого). Согласование
– это такой способ грамматической
связи, при котором зависимое слово и
главное употребляются в одинаковых
формах, например, в словосочетании
«хорошая
погода»

зависимое слово полностью уподобляется
по форме главному слову (ж.р., им.п.,
ед.ч.), в словосочетании «профессор
Зимина»

зависимое слово частично уподобляется
главному (ед.ч., им.п.). Управление
– способ грамматической связи, при
котором к главному слову присоединяется
зависимое слово, выраженное существительным
или местоимением в форме косвенного
падежа с предлогом или без предлога,
например, заведующий
(чем?) кафедрой, думать (о чём?) о работе
.
Трудности при построении словосочетания
обычно связаны с управлением и
согласованием. Рассмотрим нормы
построения словосочетания, в котором
видом связи слов является согласование.

Часто
делают ошибки при согласовании определения
и определяемого слова, которое выражено
несклоняемым существительным, например,
австралийское кенгуру, красивые Сочи,
яркая бра.
Почему
возникают такие ошибки? Они возникают
из-за незнания говорящим или пишущим
рода несклоняемого существительного,
либо с незнанием того, что существительное
не склоняется (например, по аналогии с
существительными множественного числа
с окончанием
ошибочно склоняется существительное
Сочи: в Сочах,
отсюда красивые
Сочи)
. Чтобы
избежать таких ошибок, можно воспользоваться
алгоритмам определения рода несклоняемых
существительных (см. лекцию «Морфологические
нормы») либо обратиться к толковому
словарю.

Трудности также
возникают при согласовании определения
и определяемого слова, которое выражено
существительным общего рода. Как
правильно построить словосочетание:
этот староста
или эта
староста
?
Согласование зависит от пола обозначаемого
лица: Наш
староста не пришёл на собрание. Их сын
такой непоседа! Наша староста не пришла
на занятие.

Их дочь такая
непоседа!

От существительных общего рода необходимо
отличать существительные мужского
рода, которые обозначают лиц обоих полов
по профессии, должности (педагог,
мастер, врач, секретарь, директор
)
и не имеют пар женского рода, и
существительные женского рода, которые
обозначают лиц обоих полов и не имеют
пар мужского рода (звезда,
сиделка, личность, знаменитость
).
Определения согласуются с такими
существительными не по смыслу, а
грамматически: Как
талантливый педагог, она не могла
поступить по-другому
.
Известная
личность Абдулов дал интервью после
съёмок.

Определение при
сочетании нарицательного существительного
мужского рода и собственного имени лица
женского рода согласуется с тем
существительным, с которым связано по
смыслу: Хороший
врач Сергеева поговорила с больным.
Вошедшая в палату врач Сергеева провела
осмотр больных.

Определение при
сложных существительных согласуется
с той частью слова, которая обозначает
более широкое понятие (Новое
кресло-кровать стояло у стены
)
или конкретный предмет (Наш
чудо-ребёнок в очередной раз всех
насмешил
).

Определение при
сочетании числительного (два, три,
четыре) с существительным может иметь
форму именительного падежа множественного
числа и форму родительного падежа
множественного числа.

Определение имеет
форму родительного
падежа множественного числа,
если
находится между числительным и
существительным м.р. и ср.р.: двадцать
два мягких стула, двадцать два мягких
кресла.
В
форме родительного падежа множественного
числа употребляются также прилагательные
целый, полный:
Он не видел
сына целых два месяца. Я выпил полных
три два стакана сока.

Определение имеет
форму именительного
падежа множественного числа
:

  1. если стоит между
    числительным и существительным женского
    рода: две
    красивые блузки;

  2. если стоит перед
    числительным:
    новые четыре фильма, последние двадцать
    спектаклей;

  3. если стоит после
    существительного: Там
    лежали два сувенира, купленные нами в
    книжном

    магазине.

Кроме трудностей
в согласовании, существуют трудности
и в управлении. Нормы
управления

– правильный выбор предлога, а также
падежной формы зависимого слова.
Рассмотрим некоторые трудные случаи
выбора падежа.

Производные
предлоги (предлоги, образованные от
других частей речи) благодаря,
согласно, вопреки
,
употребляющиеся для выражения
причинно-следственных отношений,
управляют дательным падежом: благодаря
стараниям, согласно приказу, вопреки
уставу.

Некоторые близкие
по значению или однокоренные слова
требуют разных форм зависимых слов:
оплатить что
– платить, уплатить за что; плата, уплата
за что – оплата чего; обращать внимание
на что-либо – уделять внимание чему-либо;
различать что и что – отличать что от
чего; различия между чем и чем – отличие
чего от чего; отозваться, отзываться,
дать отзыв о чём – дать рецензию на что;
превосходство над кем (чем) – преимущество
перед кем (чем); обидеться, обижаться на
что – обижен чем; обрадоваться чему –
обрадован чем, удивляться, удивиться
чему – удивлен чем.

Одни
и те же глаголы могут управлять разными
падежами для выражения разных значений:
воплотить в
чем
(выразить
в конкретной форме: воплотить
мечту в новом музыкальном альбоме
)
воплотить
во что

(осуществить: воплотить
мечту в жизнь
);
гарантировать
кому что

(обеспечить: гарантировать
качественный ремонт часов
)
гарантировать
кого от чего
(защитить,
оградить: гарантировать
людей от нападений
);
заплатить
за что
(отдать
деньги за что-либо: заплатить
за журнал
)
заплатить
что
(возместить
что-либо: заплатить
налоги
);
удостоить
чего
(признав
достойным, наградить чем-либо: удостоить
награды
) –
удостоить
чем
(сделать
что-либо в знак внимания: удостоить
взглядом
).

Трудности возникают
не только при выборе падежной формы, но
и при выборе предлога: пришёл
из института – пришел с института.

Норме литературного языка соответствует
первое словосочетание. Второе
словосочетание является просторечным.
Пары предлогов в
– из
и на
– с
не могут
пересекаться: уйти в школу – прийти из
школы, войти в автобус – выйти из
автобуса; уехать на соревнования –
приехать с соревнований, отправиться
на завод – вернуться с завода.

Выбор предлога в
словосочетании может определяться
стилем речи. Например, в паре синонимических
словосочетаний пройти
около
километра

пройти с
километр

второе имеет разговорный характер.
Выбор предлога может влиять на различные
оттенки значения синонимических
словосочетаний, например: разорвать
в клочки

(«разорвать на мелкие части, не поддающиеся
счёту») – разорвать
на клочки

(«разорвать на части, поддающиеся
счёту»).

    1. Нормы построения
      простого предложения

К нормам построения
предложения относят нормы согласования
подлежащего и сказуемого. Частотны
ошибки при согласовании подлежащего,
выраженного собирательным числительным
с количественным значением (большинство,
меньшинство, ряд, часть
)
и сказуемого: Меньшинство
группы
пришли
на занятие

(соответствует норме: Меньшинство
пришло на занятие
).

Сказуемое имеет
форму единственного
числа
:

  1. если при собирательном
    существительном нет зависимых слов:
    Большинство
    радовалось победе;

  2. если при собирательном
    существительном есть зависимое слово
    в родительном падеже единственного
    числа: Большинство
    молодежи было радо появлению новой
    социальной программы;

  3. если
    сказуемое
    выражено страдательным глаголом или
    страдательным причастием:
    Ряд студентов был опрошен в течение
    прошедшего времени;

  4. если в состав
    подлежащего входят слова
    лет, дней, часов: Большинство дней этого
    месяца ушло на подготовку к экзаменам.

Сказуемое
употребляется в форме множественного
числа:

    1. если подлежащее
      и сказуемое оторваны друг от друга:
      Ряд
      представителей разных фирм участвовали
      в семинаре.

    2. если при подлежащем
      есть несколько управляемых слов в
      форме родительного падежа множественного
      числа: Большинство
      писателей, учёных, педагогов выступили
      за реформу образования;

    3. если при подлежащем
      есть однородные сказуемые:
      Большинство студентов своевременно
      выполнили контрольные работы, сдали
      зачёты и подготовились к экзаменам:

    4. если именная
      часть сказуемого имеет форму
      множественного числа: Большинство
      были призёрами соревнований.

Сказуемое может
употребляться как в форме единственного,
так и в форме множественного числа, если
собирательное существительное имеет
зависимые слова в форме родительного
падежа множественного числа. При
возможности вариантов существует
тенденция к согласованию подлежащего
и сказуемого по смыслу.

Сказуемого при
подлежащем, выраженном числительным с
зависимым словом в родительном падеже,
может стоять как в форме единственного,
так и в форме множественного числа.

Сказуемое имеет
форму единственного числа, если:

  1. подлежащее стоит
    после сказуемого: Было
    решено пять задач; Не пришло на занятие
    трое студентов;

  2. подлежащее называет
    неодушевлённый предмет и осложнено
    вторым родительным падежом: Два
    стакана чая стояло на столе;

  3. подлежащее –
    количественное сочетание со словом
    один:
    Двадцать один человек получил премию;

  4. подлежащее –
    количественное сочетание со словами
    полтора,
    полтораста;

  5. подлежащее –
    количественное сочетание со словами
    столько,
    сколько,
    много, немного, мало, немало
    :
    Сколько
    человек пришло на лекцию? Немало
    праздников организовано нашей компанией
    ;

  6. в состав подлежащего
    входят слова всего,
    лишь, только
    :
    Всего шесть
    студентов сдали зачёт;

  7. подлежащее
    обозначает промежуток времени: Десять
    дней прошло после нашей встречи
    ;

  8. подлежащее
    обозначает меру веса: Два
    килограмма яблок лежало на столе;

  9. подлежащее
    обозначает меру пространства: Восемь
    метров дороги проложено за 7 часов;

  10. подлежащее имеет
    значение приблизительности: В Челябинске
    живёт около миллиона человек;

  11. слова в составе
    подлежащего отдалены друг от друга:
    Студентов
    пришло пятеро;

  12. подлежащее –
    сочетание
    по кому-нибудь/чему-нибудь
    :
    В коробку
    помещалось по четыре банки.

Сказуемое
употребляется в форме множественного
числа
, если:

    1. подлежащее –
      количественное сочетание со словом
      оба (обе):
      Оба упражнения
      составлены;

    2. в составе
      подлежащего есть определение: Эти
      восемь задач решены; Все семь вопросов
      были записаны на занятии;

    3. к подлежащему
      относится придаточная часть со словом
      который:
      Десять
      задач, которые мы решили на практическом
      занятии, были и в экзаменационных
      билетах.

Сказуемое может
стоять как в форме множественного числа,
так и в форме единственного числа, если
в составе подлежащего есть слово
несколько.

Ошибки часто
возникают при согласовании сказуемого
с подлежащим, имеющем при себе приложение:
Магазин
«Магмика» появилась в нашем городе
недавно.

Как правило,
сказуемое согласуется с подлежащим,
приложение не влияет на подлежащее. При
сочетании видового понятия и родового
функцию приложения выполняет видовое
понятие: Трава
зверобой росла везде
.
При сочетании нарицательного
существительного и собственного
существительного в роли подлежащего
выступает собственное существительное,
обозначающее имя человека: В
класс вошла директор школы Елена
Алексеевна.
Если
в предложении имя собственное не
относится к человеку, то оно является
приложением: Журнал
«Наука и жизнь» вышел 10 сентября.

Пояснительные слова, присоединительные
конструкции, стоящие при подлежащем не
влияют на согласование: Всё,
даже природа, радовалось.

При согласовании сказуемого со сложным
существительным учитываются смысловые
отношения между частями сложного слова:
сказуемое согласуется с той частью
слова, которая обозначает более широкое
понятие (Кресло-кровать
стояло у стены
)
или конкретный предмет (Чудо-студент
всех развеселил
).

Кроме неправильного
согласования подлежащего и сказуемого,
ошибки возникают при построении
однородного ряда: сочетание полной и
краткой форм прилагательных (Моя
речь ясна, точна, логична, иногда яркая

и эмоциональная),
сочетание существительного и неопределённой
формы глагола (Книги
помогают нам в учёбе и выбирать профессию
),
использование слов, обозначающих
несопоставимые понятия (Мы
пошли в поход, с собой взяли

картошку,
палатку и Марию Ивановну
),
родовое и видовое понятие (Мы
читали стихотворения и произведения
Пушкина
) и
др.

В качестве
однородных членов предложения могут
использоваться только слова, обозначающие
сопоставимые понятия: Мы
пошли в поход, с собой взяли картошку,
лук, мясо.

В однородный ряд
могут входить слова, обозначающие
непересекающиеся понятия: Мы
читали стихотворения и повести Пушкина.

Однородные члены
предложения могут быть выражены разными
частями речи (Он
шел босой и без рубахи
),
но не могут в однородный ряд входить
существительное и глагол в неопределенной
форме, полная и краткая формы прилагательных,
простое глагольное и составное именное
сказуемое.

При построении
однородного ряда необходимо помнить,
что зависимое слово должно употребляться
в одном и том же падеже при главных
словах: Мы
должны организовывать и контролировать
работу студентов
.
Синтаксическая норма нарушена в
предложении: Мы
должны руководить и организовывать
работу студентов
.
Обобщающее слово при однородном ряде
должно стоять в той же форме, что и другие
члены однородного ряда. В предложении
В саду я
увидел цветы: георгин, гладиолус, ромашка,
астра
это
правило нарушено.

При построении
предложения часто возникают трудности,
связанные с употреблении причастного
и деепричастного оборотов.

Деепричастие –
форма глагола, которая обозначает
добавочное действие, выполняемое
кем-либо. Поэтому в предложении
деепричастие и глагол-сказуемое должны
обозначать действия одного и того же
лица. Иначе возникает ошибка: Не
чувствуя усталости, наш путь продолжался
.

Причастный оборот
– причастие с зависимыми словами.
Причастный оборот может стоять до или
после определяемого слова. Определяемое
слово внутри причастного оборота
приводит к двусмысленности высказывания:
Мы наблюдали
за выступавшими детьми на сцене
.

Неудачный порядок
слов в предложении может приводить к
искажению смысла высказывания: Мы
купили игрушки для детей из пластмассы
.
В русском языке свободный порядок слов,
но он может влиять на смысловые и
оценочные оттенки предложения.

Нарушение управления: примеры

В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.

Что такое управление

Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.

Как отличить управление от согласования

Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.

При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.

Управление подразделяется на виды по различным признакам.

Предложное и беспредложное управление

Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).

Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).

Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.

Сильное и слабое управление

Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).

Виды управления по морфологии главного слова

Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).

Типичные примеры нарушения управления в русском языке

Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.

Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.

Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.

Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.

Некоторые особенности норм управления

Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Содержание:

Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.

Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.

Ошибка

Правильно

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.

Ошибка

Правильно

Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.

Ошибка

Правильно

Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.

Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.

Ошибка

Правильно

Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.

Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.

Ошибка

Правильно

Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.

Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.

  • Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.

Неверно

Верно

Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

  • Ошибки в построении сложного предложения.

Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.

Неверное

Верно

Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

  • Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.

Ошибка

Правильно

По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно

Верно

Папа читает газету и выпил кружку кофе.

Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.

  • Нарушение управления.

Ошибка

Правильно

Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.

Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Методический материал на тему: «Типичные ошибки в формах согласования и управления, пути их устранения»(10-11 классы)

1 1 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в формах согласования и управления,

пути их устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и литературы, думаешь о том, как сдать ЕГЭ, как совершенствовать речь учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме согласования и управления частей речи.

С лицом исчерченном вместо исчерченным морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося) в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за квартиру или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего, неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связано с содержанием и возможностями конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему? Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента:

Выбор падежной формы зависимого слова

Наличие или отсутствие предлога в структуре словосочетания

Например, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций.

В современной речи можно выделить типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

Замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить внимание на орфографию

вм. уделить внимание орфографии и.т.д.

Употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук от буквы.

Неправомерное расширение сферы управления того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах и.т.д.

Неправильный выбор предлога: скучать за ним вм. скучать о нем.

Основными причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к значению предлога и конструкции в целом.

Например, типичная ошибка обоснованный на фактах появилась под влиянием конструкции со словом-паронимом основанный на фактах. Распространение словосочетаний отзыв на книгу и рецензия о книге стало возможным в результате смыслового и формального объединения правильных конструкций отзыв о книге и рецензия на книгу. Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы, в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.: говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание конструкций.

Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить больному хороший уход), отличие конструкций купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что действие переходит на весь предмет.

При выборе предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду, вследствие, по причине, благодаря и др. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при использовании предлогов в речи.

Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и.т.д. Например, комично звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого самочувствия.

Вывод: Для устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная работа.

6. Контроль над устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

синтаксический разбор предложения

К сожалению, нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.

Кроме синтаксического разбора можно предложить индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные (причастия) с определяемыми словами.

6. Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания.

Можно предложить такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов:

Составить синонимичные ряды для паронимов:

Искусный – умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

Подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов:

Нестерпимый – терпимый, слабый.

Нетерпимый – сдержанный, уживчивый.

Определить паронимы по толкованиям их значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек (невежа – невежда).

Составить предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении: эффектность – эффективность, жестокость – жесткость и.т.д. Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным).

7 . Подобная система заданий призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих поколений.

источники:

http://bingoschool.ru/manual/197/

http://infourok.ru/metodicheskiy-material-na-temu-tipichnie-oshibki-v-formah-soglasovaniya-i-upravleniya-puti-ih-ustraneniya-klassi-431273.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нормы синтаксиса и синтаксические ошибки
  • Норма вариант отклонение от нормы и ошибка
  • Нормы русского языка и допускаемые ошибки
  • Норд винд ошибка в фамилии пустят ли на рейс
  • Нормы русского литературного языка примеры ошибок